УДК 712.25:712.2.025
ТЕАТРАЛЬНЫЙ «БОТАНИЧЕСКИЙ САД» В УСАДЬБЕ XIX ВЕКА ПОТОМСТВЕННОГО ПОЧЕТНОГО ГРАЖДАНИНА А.А. БАХРУШИНА
Акинфиева В. С.
ФГБУК ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, e-mail: [email protected]
Предлагаемая читателю легенда, возможная концепция развития Сада, является частью рассказа о благоустроенных территориях Театрального музея, представленного отдельно.
Главный комплекс Театрального Музея, Усадьба Бахрушина, имеет земельный участок площадью 0,7965 га (под зелеными насаждениями 0,2375 га). Театральный сад решено благоустроить по решению Министерства Культуры Российской Федерации и открыть территорию Усадьбы для свободного посещения горожан. Каким же он может быть? Единственный, уникальный и неповторимый. Вдохновимся памятью о страстном, увлеченном и талантливом коллекционере, которым был создатель Театрального музея - Алексей Александрович Бахрушин. Стоит упомянуть также о примерах собирания частных коллекций растений, которые впоследствии становились ботаническими садами и дендрариями.
Территория Музея условно состоит из двух объединенных зон: исторический двор усадьбы основателя музея, и «Современный сад», рожденный в результате проведения первой очереди благоустройства в 2016 году и расположившийся на смежных земельных участках двух исторических усадеб, также принадлежащих Музею. Сад продолжит развиваться на присоединенной в 2016 году территории здания бывшей гимназии (позже лечебницы), где планируется вторая очередь. Таким образом, можно решить непростую, ответственную и интересную задачу: сочетать раскрытие облика русской городской усадьбы и создание насыщенного современного Театрального сада.
Воссоздать исторический характер благоустройства представляется возможным на основании нескольких имеющихся архивных фотографий с обустройством и растительным наполнением центрального двора-партера Усадьбы А.А. Бахрушина с фонтаном, клумбами, молодыми саженцами и балюстрадой с лестницей, спускающейся во фруктовый сад. Работа по выявлению ассортимента травянистых зеленых насаждений, характерных для озеленения городских усадеб конца XIX-начала XX веков, и их использование в озеленении поможет обогатить исторический и художественный облик усадьбы. Возможна экспозиция цветов, нашедших отражение в декоре стиля модерн, которая поддержит гармоничную связь особняка уникальной эпохи, построенного в 1897 г. по проекту московского архитектора К.К. Гиппиуса, с пространством сада. Например, идея показать в саду чертополох, стилизованный цветок которого выбран символом Музея А.А. Бахрушина и встречается в лепнине на фасаде, в орнаменте фриза, в раппорте покраски стен главной гостиной. Но это злостный сорняк. Устроим тогда «цветник из лиловых»! Соберем в непрерывноцветущий декоративный фриз (узкий длинный цветник вдоль исторического фасада): графичные декоративные луки, безвременники, дербенник, из сложноцветных - лекарственную левзею, василек подбеленный.
В современной части Театрального сада представляется интересным разыгрывание оригинального Сада-Театра, Театра-Сада. Для сохранения исторической памяти приемами ландшафтной архитектуры можно условно показать историческую
планировку (границы) бывших усадеб, используя боскетный кустарник, рабатки, засыпку инертными материалами. Пространство организовать экспозицией различных садовых приемов и форм, группируемых вокруг «сердца» Театрального сада -театральных подмостков. И все объемы могут стать Актерами, участниками действия. Разместить топиарные объекты, «зеленые кабинеты и гостиные», растительные беседки, которые могут использоваться как для отдыха граждан, так и для проведения различных мастер-классов. Сами растительные формы разыгрывают спектакль, оставаясь на одном месте, а перед гуляющим в саду зрителем разворачиваются новые сцены.
Природа в современном мегаполисе: Театр Природы - лучший декоратор. Весь Сад - площадка для наблюдений за сменой времен года. Меняющиеся клумбы (весенние луковичные, тюльпаны - однолетники). Долгосрочный проект - создание декорации - топиарного сада и быстрый результат - однолетний огород. Природа меняет декорацию сама (Зима и Лето, Ночь и День), возраст растений, смена освещения Луной и Солнцем. И человек меняет - сажает, создает композиции. Подчеркнуть Вечность и Недолговечность. Неумолимость и Силу Природы и временность человеческих созиданий. Устройство навеса (беседки) для наблюдения за дождем, за движением (восходом-закатом) Солнца. Сад запахов. Сад отражений. Зимнее прочтение Театрального сада-декорации. Графика. Структура переплетения ветвей кустарников на фоне белых снегов. Сад теней и освещение: подчеркивание с помощью продуманной изменяемой подсветки определенных очертаний, или выхватывающей отдельные формы (например, стволы) или группы растений.
Сад «форм»: теневые беседки и арки из формированных деревьев (береза, рябина), шпалерные фрагменты, топиарные акценты, плакучие формы, лабиринты. Вечнозеленые и лиственные растительные скульптуры, зеленые кулисы. Игра фактур и оттенков цвета. Живая изгородь с нишами для скульптур вдоль Садового кольца. Увлекательная прогулка, уединенное созерцание, театральное представление, возрожденные исторические забавы, торжественные мероприятия и чаепития, забавные и романтические фотографии. Какими разнообразными функциями можно наполнить Театральный усадебный сад!
УДК 551.584.3/4:712.4(477.7)
МОНИТОРИНГ МИКРОКЛИМАТА И ЕГО РОЛЬ В ЛАНДШАФТНОМ ДИЗАЙНЕ
Антюфеев В.В.
Никитский ботанический сад - Национальный научный центр РАН, e-mail: [email protected]
Изучение современной литературы по интродукции растений и ландшафтному дизайну приводит к выводу, что вопросы агроклиматологии, о которых так часто говорится в этих изданиях, остаются в них, как правило, в виде рассуждений, отвлеченных от особенностей конкретных местностей. Еще меньше внимания уделяется проведению натурных микроклиматологических исследований. Заключения о степени экологической пригодности участка для интродуцентов базируются во многих случаях на использовании опубликованных другими авторами поправок к общеклиматическим показателям без экспертизы правомерности применения этих микроклиматических поправок в условиях данного природного района.