ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ТЕАТРАЛЬНАЯ РЕФОРМА 1882 Г. И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКИХ ДРАМАТИЧЕСКИХ ТЕАТРОВ РОССИИ В 80—90-Е ГГ. XIX В.
А.А. Сологян
Кафедра истории и культурологии Московский автомобильно-дорожный институт (Государственный технический университет)
Ленинградский пр-т, 64, Москва, Россия, 125319
В статье анализируется влияние театральной реформы 1882 г. на финансово-экономическое положение императорских драматических театров в России в 80—90-е гг. XIX в. Рассматриваются обновления, изменения, сущность бытия театра. В работе представлены факты наиболее значительных явлений драматического театра в истории русской культуры конца XIX в. Анализируется положение русской театральной культуры этого периода.
Ключевые слова: Россия, российская культура, театральная реформа, финансовая ситуация, имперские драматические театры.
В условиях реакционной политики царизма в 80—90-е г. XIX в. единственным средством общения передовой интеллигенции и народных масс был театр. Сила театра проявлялась в том, что лучшие отечественные писатели предпочитали отдавать свои произведения сцене. Именно в спектаклях проявлялось свободное общение артистов и зрителей (1).
В эти годы для русской интеллигенции театр превратился в необходимую сферу жизни. Театр все более активно стал заполнять жизнь людей, входить в быт, в повседневность, в эстетический обиход. Именно в эти годы стали вызревать психологические предпосылки, когда русский театр займет в жизни людей исключительное и небывалое по значимости место (2).
К сожалению, в многочисленной литературе глубоких исследований дореволюционными, советскими и современными авторами вопроса о влиянии театральной реформы 1882 г. на финансовое и экономическое положение драматических театров не предпринималось.
Чтобы восполнить данный пробел, в настоящей статье были использованы отчеты и материалы театральных чиновников В.П. Погожева и П.М. Пчельни-кова, занимавшихся финансовыми вопросами.
Были поставлены задачи: проанализировать суть театральной реформы 1882 г., ее влияние на жизнь императорских театров и на появление в столицах Российской империи частных театров, выступающих в роли конкурентов императорским.
Много сил и энергии на проведение в жизнь театральной реформы затратил А.Н. Островский. В 1879 г. он по просьбе Ф.А. Бурдина написал докладную записку о необходимости разрешить частный театр в Петербурге (4). В 1880 г. он подготовил записку «Клубные сцены, частные театры и молодежные спектакли». В ней было подчеркнуто, что «театральная монополия принесла значительный вред развитию сценического и драматического искусства в России тем, что способствовала возникновению клубных и прочих, тому подобных сцен» (5), что монополия губит искусство (6).
10 августа 1881 г. А.Н. Островский писал Ф.А. Бурдину, что готовит «Записку о повышении драматического искусства в России в настоящее время». В ней он изложил «театральное дело в России во всех отношениях и во всех подробностях» (7). 29 августа А.Н. Островский вновь сообщил Ф.А. Бурдину, что работает день и ночь над запиской, что его «труд должен принести большую пользу драматическому искусству в России» (8). 17 сентября А.Н. Островский написал письмо Ф.А. Бурдину, в котором сообщал, что он стремится доказать необходимость частных театров: «Если я этого достигну, я буду счастлив, тогда можно спокойно доживать свои последние дни, а на казенные театры махнуть рукой» (9).
В конце октября 1881 г. «Записка» была представлена в комиссию для пересмотра законоположений по всем частям театрального ведомства. В ноябре эта записка в несколько сокращенном виде (автор удалил из нее наиболее демократические идеи) была подана А.Н. Островским министру внутренних дел Н.П. Игнатьеву, который представил ее Александру III. Эта записка сыграла не последнюю роль в проведении театральной реформы в марте 1882 г. и в личной судьбе А.Н. Островского. Ему в феврале 1882 г. распоряжением царя, как председателю общества русских драматических писателей, было разрешено организовать частный театр в Москве (10).
По этому поводу А.Н. Островский опубликовал в «Правительственном вестнике» сокращенный текст своей докладной записки под заглавием «Записка о неотложной потребности устройства „Русского театра“ в Москве» (11).
Реформирование театрального искусства началось принятием 21 марта 1882 г. положения о «Вознаграждении авторов драматических произведений и опер». По этому поводу была создана особая комиссия, которой поручалось: 1) привлечь возможно большее предложение хороших произведений на императорскую сцену и 2) обеспечить дирекции императорских театров выбор пьес из всего предлагаемого авторами и композиторами материала.
Утверждение Александром III «Временного Устава театрально-литературного комитета» 21 марта 1882 г. привело к целому ряду преобразований в театральной жизни. Главным в уставе было положение о том, что театрально-литературный комитет получил право обсуждать и давать оценку в литературном и сцениче-
ском отношении драматическим произведениям, оригинальным и переведенным, представляемым авторами для постановки на сцене императорских театров. В Уставе говорилось, что ни одна пьеса, предназначенная для представления на сцене императорских театров, не допускалась к исполнению без предварительного рассмотрения и одобрения ее клиентом.
Реформирование театральной жизни продолжалось. Так, 24 марта 1882 г. указом императора Александра III была проведена театральная реформа, в основу которой были положены идеи, разработанные театральной комиссией.
Было официально объявлено, что «на будущее время к публичным забавам, зрелищам и увеселениям в столицах применять общие правила, установленные в этом отношении для всех местностей империи», т.е. монополия на представления императорскими театрами в Петербурге и Москве была отменена (12). Однако, несмотря на отмену монополии на театральные представления, царизм считал, что театральное искусство является его союзником (13). Для того чтобы не пропустить появления не сцене антицаристских, республиканского характера представлений, чтобы помешать распространению прогрессивной драматургии с ее высоким патриотизмом, демократизмом и гуманизмом, с острой сатирой на реальную российскую действительность, правительственные органы заставляли принимать, а артистов исполнять роли в реакционно-охранительных пьесах, проникнутых тенденциями официальной народности, мелодраматическими абстракциями и воде-вильностью «маловажных» житейских явлений (14).
Несмотря на принятие временного положения о театрах, сохранялись некоторые ограничения для театров частных. Так, в Петербурге и в Москве, если произведения драматургов ставились на сцене императорских театров, то авторы пьес не имели права передавать их для постановки в частные театры. Только в провинции их можно было поставить на сцене (15).
После принятия указа от 24 марта 1882 г. казалось, что «театральное крепостное право» рухнуло, что препятствия для развития театрального искусства были устранены, что должна была установиться свободная конкуренция, которая вызовет прилив энергии в старых театрах и откроет дорогу новым. Однако этого не произошло. Писатели, критики, артисты, недовольные положением в театрах, иллюзорно представляли будущее театрального искусства, быт театра. Произошло расхождение идеалов с действительностью, многое воспринималось с обостренным драматизмом. Постоянно звучали речи об упадке, застое, о робости новизны, неудовлетворенности тем, что казалось бесспорным еще вчера. Иными словами, произошло изменение в реальной действительности, за которой театр не поспевал. Проявился кризис на сломе эпох, предстояли решительные перемены в театральной жизни (16).
Доходы драматических театров зависели от количества спектаклей и цены билета. Так, в Петербурге за 1883—1892 гг. было спектаклей: в 1883 — 163, в 1884 — 173, в 1885 — 179, в 1886 — 179, в 1887 — 178, в 1888 — 173, в 1889 — 184, в 1890 — 238, в 1891 — 237. Для сравнения, в 1880 г. общее количество спектаклей было 538. Все спектакли русской драматической труппы дали доходы: в 1880 г. — 771 руб., в 1883 — 1186 руб., в 1884 — 1286 руб., в 1885 — 1251 руб., в 1886 —
1240 руб., в 1887 — 1186 руб., в 1888 — 1408 руб., в 1889 — 1349 руб., в 1890 — 1655 руб. и в 1891 г. — 1118 руб. Всего за эти годы было сыграно 2242 спектаклей, которые принесли дохода 12 450 руб. с одного спектакля.
После реформы 1882 г. цены на места в Александринском театре были увеличены на 10%. Это произошло за счет установления десятипроцентной платы за хранение верхней одежды в раздевалке.
В 1880 г. полный сбор с русских драматических спектаклей в Александринском театре (за один спектакль) составлял 1530 руб. 40 коп.; в Малом театре — 1035 руб. 80 коп., во второй половине 1880 г. цены на билеты в Петербурге были понижены. В 1891 г. полный сбор русских драматических спектаклей достиг по Александринскому театру 1682 руб. 65 коп. и по Михайловскому — 1960 руб. 50 коп. Кроме того, с 1883 г. были установлены повышенные цены на первые представления пьес. Сбор в связи с этим в Александринском театре составил 2271 руб. 50 коп. и в Михайловском — 2700 руб. 50 коп. В экономическом обзоре деятельности императорских театров в С.-Петербурге отмечалось, что цены в Михайловском театре несоразмерно велики по сравнению с Александринским театром.
Также было отмечено, что в Александринском театре при приобретении билетов сначала раскупались места верхних ярусов, затем верхних лож, лож второго яруса, затем бельэтажа и 1-го яруса.
Необходимо подчеркнуть, что несмотря на появление частных театров, спрос на представления в Александринском театре за 1882—1891 гг. значительно увеличился. Это было связано с двумя определяющими элементами Александ-ринского театра — достоинствами репертуара и достоинствами артистического состава (17).
В целях экономии средств дирекция императорских театров осенью 1889 г. закрыла немецкие спектакли в Михайловском театре.
С 1883 г. систематически понижалась стоимость спектаклей. Так, в 1883 г. спектакль обходился в 1365 руб., а в 1891 г. — в 932 руб. Это понижение произошло благодаря, во-первых, увольнению некоторых дорого оплачиваемых артистов, например: Ниского, Новикова, Бурдина, Петипа, Стрепетовой, Стрелковой; во-вторых, уменьшению окладов содержания артистов, оплачиваемых несоразмерно их положению и приносимой ими пользе, например, Зубову, Осокину, Леонидову, Стремлянову, Пащенко; в-третьих, уменьшению второстепенного состава артистов, увольнению от служб пенсионеров и лиц, очевидно бесполезных и, в-четвертых, увеличению числа представлений русской драмы путем устройства утренних воскресных спектаклей и предоставлению русской труппе трех вечеров в Михайловском театре (18).
В начале 1890-х г. общее число артистов русской драмы составляло около 100 чел. Они играли 10 спектаклей в неделю в двух театрах. При этом три раза в неделю труппа играла одновременно на двух сценах. В результате возникли большие сложности при исполнении исторических пьес, где должно было сразу задействовано большое количество артистов, а разорвать труппу на два спектакля было невозможно (19).
На рубеже XIX—XX вв. общее количество артистов и артисток в целом не изменилось. Так, в сезон 1897—1898 гг. в труппе Александринского театра артистов было 50 и артисток 52; во французской труппе Михайловского театра артистов было 21 и артисток 17. В оркестре Александринского и Михайловского театров было по 42 чел. В этот сезон русских драматических спектаклей в Петербурге было исполнено 84 (46 больших и 38 небольших), из них 25 новых пьес, и французских драматических произведений 87 (48 больших и 39 небольших), из них 19 новых.
В С.-Петербурге в сезон 1879—1898 гг. было дано спектаклей русских драматических произведений 239 и французских драматических — 146. Русские драматические спектакли дали сбор в размере 296 тыс. руб. и французские — 177 тыс. руб. (20).
В 1880-е гг. выросли расходы на содержание драматических театров в России, в том числе в Петербурге и Москве. В 1880 г. эксплуатация петербургских театров превысила доход над расходами на 226 000 руб. С первого года реформы доход уменьшился в три раза и в 1883 г. дефицит составил 30 тыс. руб., в 1891 г. он увеличился до 44 тыс. руб. (21).
Расходы императорских драматических театров делилась на две части: первая — на содержание персонала и вторая — на материальное хозяйство. Материальные результаты реформы 1882 г. выглядели следующим образом: реформа привела к увеличению расходов в сумме 208 700 руб. и уменьшение доходов в размере 530 000 руб. Эти цифры были обнаружены при проведении сравнительного анализа отчетов за 1891 и 1883 г.
На отопление театральных зданий (дрова и уголь) в 1891 г. было затрачено 38 520 руб. 62 коп. По сравнению с 1881 г. эти затраты увеличились на 12 243 руб. 75 коп. Основной причиной удорожания отопления явилось увеличение цен на дрова и уголь. В 1880 г. стоимость отопления драматических театров Петербурга обошлась в 22 466 руб. 93 коп.
За 1880—1891 г. газовое освещение было вытеснено электрическим, и лишь частично газовое освещение сохранилось в Михайловском театре. В результате плата за освещение сократилась с 52 209 руб. 35 коп. в 1880 г. до 22 000 руб. в 1891 г. Следовательно, экономия на освещении составила 30 тыс. руб.
Сократились с 1880 по 1891 г. расходы на ремонт и содержание зданий в чистоте и водоснабжении. В 1880 г. по этим статьям было израсходовано 63 450 руб. 8 коп., а в 1891 г. — 51 958 руб. 38 коп.
На экипажное заведение в 1891 г. было израсходовано на 29 698 руб. 18 коп. меньше, чем в 1880 г., и всего было затрачено 37 500 руб.
Канцелярские расходы в 1891 г. составили 5000 руб., 1000 руб. пошло на устройство центральной драматической библиотеки. В 1880 г. канцелярские расходы составили 16 000 руб. Наконец, на медикаменты в 1880 г. было израсходовано 167 руб. 32 коп., а в 1891 г. — 650 руб. Увеличение произошло в результате обслуживания из театральной аптеки служащих дирекции.
Директор императорских театров в 1880 г. получал оклад в размере 1628 руб. 44 коп. в год, а в 1891 г. — 10 000 руб. в год. Зарплата увеличилась в результате реформы на 8371 руб. 56 коп. (22).
В штате дирекции императорских театров в 1880 г. было 35 чиновников, в 1891 г. — 44. Они в общей сложности получали зарплату в год в размере 43 247 руб. 90 коп. В административном аппарате работали счетчики, капельдинеры и прислуга. Заработная плата у этой категории чиновников повышалась первый раз после реформы 1882 г. и второй раз в 1888 г. после учреждения Центральной кассы. В 1891 г. расходы на содержание этих служащих увеличилось на 75 648 руб. 43 коп.
В 1891 г. 82 чел. обслуживали драматические театры Петербурга. Им было заплачено (в год):
Таблица 1
Заработная плата сотрудникам драматических театров Петербурга
Театры Вахтер Капельдинеры
Старший 1-го оклада 2-го оклада
Александринский 1 (480 руб.) 1 (480 руб.) 14 (300 руб.) 29 (180 руб.)
Михайловский 1 (480 руб.) 1 (480 руб.) 10 (320 руб.) 25 (180 руб.)
Итого 2 (960 руб.) 2 (960 руб.) 24 (7200 руб.) 54 (9720 руб.)
Следовательно, 82 чел., работающих в драматических театрах, получили в год зарплату в размере 18 840 руб. В общей сложности на содержание административного и хозяйственного аппарата затрачивалось в год не менее 150 тыс. руб.
Кроме того, внушительными были расходы, связанные с репертуарным хозяйством: на гардероб, бутафорию, декорацию и машины расходовались значительные деньги. Так, при подготовке новых спектаклей в 1890 г. «Актер Яковлев», «Девичий переполох», «Царь Борис» (в Эрмитажном театре) было затрачено на гардероб 16 582 руб., бутафорию — 3796 руб. и декорацию — 10 183 руб., всего 30 561 руб. Расходы были произведены на непредвиденный ремонт театральных зданий. На проведение электричества в Александринском театре в 1888 г. было израсходовано 166 461 руб. 34 коп. На отопление того же театра в 1890 г. израсходовано 155 538 руб. 61 коп.
Таблица 2
Общие расходы на содержание драматических театров в Петербурге за 1880—1891 г., руб.
Годы Русская драма Французская драма Немецкая драма
1880 88 761 143 466 65 117
1883 226 825 246 906 122 040
1884 185 295 235 553 131 965
1885 207 546 259 191 155930
1886 246 191 268 303 103 044
1887 216 218 258 325 142 629
1888 212 123 270 186 169 905
1889 180 476 263 154 175 458
1890 235 967 214 992 107 119
1891 258 139 307 694 —
Среднее за 10 лет 218 753 258 256 147 752
В среднем ежегодно на содержание драматических театров в Петербурге расходы составляли 624 761 руб.
Большие расходы были связаны с содержанием оркестров при драматических театрах. Так, в 1891 г. музыкантам было выплачено 30 240 руб., без учета капельмейстера. Последний получал по 3000 руб. в год. В русском и французском драматических театрах артист, исполняющий первую скрипку, получал в год оклад в размере 2200 руб., в немецком — 2100 руб. (23).
После проведения реформы 1882 г. значительно возросли оклады театральных артистов. Так, у артистки Жулевой в 1880 г. зарплата составила 6738 руб. при участии в 117 спектаклях. В 1883 г. она увеличилась до 7500 руб. при участии в 79 спектаклях. У Савиной в 1880 г. оклад был 8393 руб. при участии в 140 спектаклях; в 1883 г. — 12 000 руб. при участии в 90 спектаклях. У отдельных артистов оклады выросли на 88 и даже на 114% при сокращении работы на 33% и даже на 77%. Таким образом, содержание у артистов увеличилось при общем уменьшении работы.
Изменилась оплата артистов за участие в одном спектакле. Так, у Жулевой за участие в спектакле оплата увеличилась с 58 руб. до 95 руб.; у Савиной — с 60 руб. до 133 руб.; у Васильева — с 23 руб. до 119 руб.; у Горбунова — с 29 руб. до 171 руб.
Чтобы улучшить репертуар драматических театров, реформаторы предприняли две меры: а) был преобразован театральный литературный комитет. Он стал коллегиальным, в его состав были приглашены образованные литераторы, знатоки литературы; б) было установлено достойное вознаграждение труда литераторов и драматургов при рассмотрении и рекомендации игры на сцене (24).
Аналогичная картина наблюдалась в Москве.
Таблица 3
Расходы на содержание императорских театров с 1884 по 1893 г. (в тыс. руб.)
Статьи расхода Годы Сред-
1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892* 1883 ний расход за 10 лет
Расход на труппы 708 707 732 734 755 742 757 751 768 780 744
Администрация 178 178 191 181 170 171 174 175 182 185 178
Расходы, к спектаклям относящиеся 146 137 133 130 141 1 48 156 1 45 1 97 154 1 49
Хозяйственные расходы 148 138 134 139 140 139 137 133 160 139 141
Театральное училище 17 17 19 21 27 41 42 41 45 45 31
Расходы, не подходящие под указанные рубрики 7 8 7 7 7 7 8 8 5 3 6
Итого 1204 1185 1216 1212 1240 1248 1274 1253 1357 1306 1249
1892 г. был особенно неудачен в отношении выполнений сметного назначения по причине того, что долговую ведомость предыдущего года было пред-
ложено оплатить из сумм бюджета 1892 г.; кроме того, следующие непредвиденные расходы были отнесены на годовой бюджет: принятые меры против холеры, усиленная дезинфекция, выдача квартирных денег выселенным из казенных квартир, частый капитальный ремонт, командировка за границу двух лиц и др. (25).
Приведенные данные расходов на содержание императорских московских театров в процентах выглядят следующим образом: расходы на труппу составляли 59,6%; на администрацию — 14,5%, расходы на спектакли — 11,8%, хозяйственные расходы — 11,2%, на театральное училище — 2,4% и расходы, не входящие в рубрику — 0,5%. Следовательно, основные средства расходовались на артистов.
Доходы и расходы московского Малого театра определялись по двум разноплановым статьям. Доходы в основном поступали от спектаклей, поставленных на сцены театра. Всего за 1884—1893 гг. драматическая труппа Малого театра исполнила 1906 спектаклей. Финансовый сбор составил 1 977 181 руб. 65 коп. За эти годы сборы от оперы и балета Большого театра составили 4 646 972 руб. 85 коп. Средний сбор за один спектакль, таким образом, обходился в сумме 1037 руб. 30 коп. За этот период по годам доходы драматического Малого театра составили: в 1884 г. — 186 тыс. руб.; в 1885 г. — 173 тыс. руб.; в 1886 г. — 176 тыс. руб.; в 1887 г. — 166 тыс. руб.; в 1888 г. — 191 тыс. руб.; в 1889 г. — 181 тыс. руб.; в 1890 г. — 177 тыс. руб.; в 1891 г. — 184 тыс. руб.; в 1892 г. — 174 тыс. руб. и в 1893 г. — 198 тыс. руб.
Расходы на содержание Малого театра имели две категории: имеющиеся финансовые средства тратились на прямое отношение к спектаклям — костюмы, бутафорию, декорации, авторское вознаграждение драматургам, световой эффект, парики, прокат и ремонт музыкальных инструментов. Только по этим статьям в 1884—1893 гг. было израсходовано 149 тыс. руб. Кроме того, за эти годы театром было израсходовано 73 тыс. руб. на освещение, ремонт здания и мелкие хозяйственные расходы была потрачена 31 тыс. руб., на отопление — 14 тыс. руб., экипажная часть обошлась в 19 тыс. руб. и на канцелярские расходы было выделено 3 тыс. руб.
В 1882 г. была проведена тщательная ревизия гардеробного и бутафорского имущества. В результате выяснилась настоятельная необходимость обновления инвентаря, частью пополнить новыми вещами, так как имеющийся инвентарь был в основной своей массе непригоден для постановки спектаклей.
На ремонт гардеробного и бутафорского имущества при самом минимальном расходовании средств потребовалось 68 137 руб., на декоративный и машинный инвентарь — 38 550 руб. Признавая расход необходимым, министерство отпустило на ремонт и на инвентарь около 97 тыс. руб. Одновременно в эту сумму вошли средства на обновление хозяйственного инвентаря, «неудовлетворительное состояние которого было установлено той же комиссией».
Систематически возрастали расходы на содержание театрального училища в Москве. Так, подготовка будущих артистов обходилась: в 1880 г. — в 15 тыс. руб.; в 1885 г. — 17 тыс. руб.; в 1890 г. — 42 тыс. руб. и в 1893 г. — 45 тыс. руб. (26). Наконец, необходимо учитывать оплату драматургов, чьи пьесы исполняли
артисты. Так, за пьесу в одном акте платилось 2% от сбора за спектакль, в двух актах — 4%, в трех актах — 6% и четырех актах — 10% от сбора (27). Авторские гонорары за пьесы в 1880 г. стоили около 14 тыс. руб. В 1884 г. они возросли до 24 тыс. руб. (28).
Театральная реформа 1882 г. привела к увеличению окладов театральным чиновникам и денежных средств на подготовку и проведение спектаклей. Например, в 1892 г. на сцене Малого театра в Москве было поставлено много новых спектаклей. Среди них в бенефис Г.Н. Федотовой пьеса Г. Ибсена «Северные богатыри», в бенефис Н.А. Никулиной — «Теща» Ж. Онэ, в бенефис М.Н. Ермоловой — «Сафо» Ф. Грильпарцера, в бенефис А.П. Ленского — «Граф де Ри-зоор» (специально была изготовлена новая декорация). Новая декорация была подготовлена к спектаклям «За право и правду» П.Н. Полевого, «Мария Шотландская» Б. Бьерсона, «Якобиты» Ф. Коппе (29). Потребовались затраты на постановку пьес «Летняя картинка» и «Ирен» П.Л. Щепкиной-Куперник, постановленных в 1892—1893 гг. (30).
Новые спектакли и обновленные старые привели к увеличению расходов по монтировочной части. В 1892 г. было израсходовано 198 тыс. руб. и в 1893 г. — 201 тыс. руб. Расходы были увеличены в связи с вспышкой холеры на дезинфекцию помещений.
Увеличились оклады по административной части. Если в 1880 г. на эти цели выплачивалось 77 тыс. руб., то в 1884 г. — 179 тыс. руб., т.е. увеличение составило 100 тыс. руб.
Заработная плата руководства императорскими театрами в Москве (по штатам 1897 г.) была следующей: управляющий конторой в год получал оклад 5000 руб.; первый помощник — 3000 руб., три делопроизводителя — по 1800 руб. каждый, три помощника делопроизводителей — один 1000 руб. и двое по 1200 руб., бухгалтер — 1800 руб., экзекутор — 1200 руб., пять канцелярских чиновников — по 540 руб. каждый, чиновник особых поручений (заведующий кассой) — 1800 руб., архитектор — 1800 руб., полицмейстер театров — 2000 руб. и врач — 1200 руб. Всего высший аппарат театров получал в год 29 300 руб.
Произошли существенные изменения в оплате труппы Малого театра. Если ее содержание в 1881 г. обходилось в 106 тыс. руб., то в 1884 г. — в 192 тыс. руб. Так, на содержание артистов драматического театра в Москве было истрачено (в тыс. руб.): в 1884 г. — 192; в 1885 г. — 187, в 1886 г. — 182, в 1887 г. — 191, в 1888 г. — 192, в 1889 г. — 197, в 1890 г. — 197, в 1891 г. — 198, в 1892 г. — 204 и в 1893 г. — 210 тыс. руб.; в среднем по 196 тыс. руб. в год. Расходы за 10 лет на содержание драматической труппы Малого театра в Москве увеличилось на 18 тыс. руб.
Реформа 1882 г. привела к изменению заработной платы артистов всех категорий. До реформы вознаграждение артистов драматической труппы было следующим: артисты первых персонажей получали содержание, которое составлялось из основного оклада, сообразно разряду, в котором они считались, поспектакль-ной платы за исполнение роли и бенефисных денег (в некоторых случаях еще
гардеробные, экипажные и другие деньги различных наименований). Бенефисные деньги назначались по драматической труппе по преимуществу артистам первого разряда.
Артисты драматического театра, не занимавшие первое амплуа, получали оклады от 1000 до 200 руб. в год. Им не выплачивалась поспектакльная плата, они не имели прав на бенефис. Артистам вторых ролей до реформы 1882 г. выплачивали 150 руб. в год. После реформы зарплата им была повышена.
15-летний опыт театральных сезонов после реформы 1882 г. свидетельствовал о том, что отмена поспектакльной платы дала возможность артисту, не заботясь о куске насущного хлеба, исполнять роли лишь по указаниям дирекции, которая в целях художественного исполнения пьес не могла поручить ему исполнение роли, которой он не соответствовал.
После проведения реформы в жизнь участие артистов первого амплуа несколько уменьшилось. Например, ведущие артисты Малого театра в 1872— 1881 гг. участвовали в спектаклях: Г.Н. Федотова — 776 раз, или 77 раз в год, Н.М. Медведева — 700 раз, или 70 раз в год, Н.А. Никулина — 909 раз, или 90 раз в год, Е.Н. Музиль — 1442 раза, или 144 в год. За 1884—1893 гг. ими было сыграно: Г.Н. Федотовой — 661 раз, или 66 раз в год, Н.М. Медведевой — 452 раза, или 45 раз в год, Н.А. Никулиной — 745 раз, или 74 раза в год, Е.Н. Музиль — 1003 раза, или 100 раз в год (31).
При этом зарплаты резко увеличились. Например, у М.Н. Ермоловой в 1878 г. годовая зарплата была 800 руб., в 1882 г. она увеличилась в 10 раз и достигла 8000 руб. С 1893 г. она стала получать оклад в 12 000 руб. в год (32). Г.Н. Федорова с 1886 г. получала оклад 12 000 руб. в год, Н.М. Медведева — 8000 руб. в год, А.П. Ленский — 7200 руб. в год, Н.Е. Вильде — 7000 руб. в год. Режиссеру повысили зарплату до 3000 руб. в год (33).
Одним из серьезных вопросов, мешающих творческому развитию театрального искусства, являлись бенефисы. Бенефис представлял из себя вознаграждение актера денежными средствами в основном за счет зрителей. Театральное руководство, преследуя своими бенефисами исключительно коммерческие цели (34), вместо денежной прибавки жалованья второстепенным и третьестепенным артистам и служащим при театре стало давать им четвертные бенефисы, т.е. часть бенефиса. В результате количество бенефисов в Москве достигало более 30 в год. В них участвовали «кроме артистов, помощники режиссеров, суфлеры и старший плотник» (35). Естественно, многие спектакли, актеры которых преследовали бенефисное вознаграждение, ставились плохо, были написаны литературными ремесленниками, рассчитаны на внешний эффект и аплодисмент зрителей (36). Так, П.М. Пчельников, управляющий театральной конторой, писал: «В погоне за сбором артисту не было возможности отнестись критически к пьесе, даваемой им в бенефис». Обычно артист выбирал пьесу для своего бенефиса. «Даже театрально-литературный комитет до 1882 г. зачастую при решении о пригодности пьесы для императорских театров ставил вопрос так: пьеса одобрена быть не может, но, в виду того, что артист N выбрал ее для своего бенефиса, — дозволяется
к постановке», т.е. театрально-литературный комитет «входит в компромиссы, так как прекрасно понимал, что запрещением пьесы он ставит бенефицианта в затруднительное положение, быть может, даже влияет на уменьшение его годового содержания» (37).
Бенефисная система не выдерживала критики ни в художественном, ни в этическом плане. Реформой 1882 г. она была упразднена. Были лишь оставлены на каждый сезон четыре наградных полубенефиса, т.е. половина сбора, за вычетом расходов, шла в доход дирекции. Обычно после 1882 г. бенефисы предоставлялись артистам «за отменно-усердную и полезную службу».
Бенефисы, которые представлялись выдающимся артистам Малого театра, выражали подлинные творческие идеи представителей российской культуры. Необходимо подчеркнуть, что наиболее ценные произведения отечественных и зарубежных авторов были поставлены в 80—90-е гг. XIX в. по инициативе актеров. Артистами Малого театра были поставлены из русской классической драматургии — «Ревизор» Гоголя, «Борис Годунов» Пушкина, «Завтрак у предводителя» Тургенева, «Горькая судьбина» Писемского, «Царская невеста» Мея, «Гроза», «Без вины виноватые», «Не от мира сего», «Лес», «Невольница» и «Последняя жертва» Островского, «Василиса Мелентьева» Островского и Гедеонова, «Плоды просвещения» и «Власть тьмы» Льва Толстого, «Предложение» Чехова. Из зарубежной драматургии были поставлены и с большим успехом прошли: «Антоний и Клеопатра», «Зимняя сказка», «Отелло», «Макбет», «Виндзорские проказницы», «Гамлет», «Имогена» и «Король Лир» Шекспира, «Звезда Севильи» Лопе де Вега, «Тартюф» Мольера, «Федра» Расина, «Разбойники», «Орлеанская дева», «Мария Стюарт» и «Дон Карлос» Шиллера, «Эгмонт», «Сафо» Грильпарцера, «Северные богатыри» Ибсена и многие другие (38). Из числа поставленных в бенефисы были пьесы современных авторов В.И. Немировича-Данченко, А.И. Сумбатова, А.П. Чехова, Н.Ф. Федотова, В.А. Крылова, П.А. Боборыкина, Т.Л. Щепкиной-Куперник, В.В. Билибина (39).
В дальнейшем театральные реформы продолжались. В 1891 г. было принято новое положение об императорских театрах. Практически оно мало чем отличалось от положения 1882 г. (40).
Оценивая театральную реформу 1882 г., один из представителей царской администрации писал, что задачи были хороши, но решение их было, как показал опыт, далеки от ожидаемых результатов. И главное, что отмена монополии на театральную деятельность привела к возникновению конкуренции со стороны частных театров (41).
В целом, театральная реформа 1882 г. сыграла положительную роль в деятельности драматических императорских театров, создала условия для совершенствования театрального искусства, увеличения зарплаты у артистов. В то же время противоречия развития российского общества обусловили противоречия и в театральном деле в России.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) См.: Немирович-Данченко В.И. Из прошлого. — М., 1938. — С. 90, 91.
(2) См.: История русского драматического театра. — М.,1982. — Т. 6. — С. 10, 11.
(3) См.: Погожев В. Проект законоположений об императорских театрах. Составлен по поручению министра императорского двора. — СПб., 1900. — Т. III; Экономический обзор деятельности императорских С.-Петербургских театров после реформы 1882 года. Составил управляющий СПб. Конторою императорских театров. В. Погожев. — СПб, 1892; Справочная книга по театральному делу. Составил П.И. Пчельников. — М., 1900.
(4) См.: Островский А.Н. Записка о положении драматического искусства в России в настоящее время // Полное собрание сочинений. — М., 1954. — Т. XII. — С. 356.
(5) Островский А.Н. Клубные сцены, частные театры и любительские спектакли // Там же. — С. 97.
(6) См.: Там же. — С. 108.
(7) А.Н. Островский и Ф.А. Бурдин. Неизученные письма. — М.; Пг., 1923. — С. 340.
(8) Там же. — С. 343.
(9) Там же. — С. 347—348.
(10) Островский А.Н. Записка о положении драматического искусства в России в настоящее время. — С. 357.
(11) См.: Правительственный вестник. — 1882. — 9 марта.
(12) Справочная книга... — С. 265; Погожев В. Проект законоположений об императорских театрах... — С. 56, 127.
(13) См.: Там же; Кугель А. К тридцатилетию Русского театрального общества. Вестник РТО. — М., 1925. — С. 5.
(14) См.: Данилов С.С. Русский драматический театр XIX века. — Л.: М., 1957. — Т. I. — С. 326.
(15) См.: Справочная книга... — С. 170.
(16) См.: История русского драматического театра. — М., 1980. — Т. 5. — С. 9—10.
(17) См.: Экономический обзор... — С. 13, 19—20, 21.
(18) См.: Там же. — С. 24, 28.
(19) См.: Там же. — С. 30.
(20) См.: Энциклопедический словарь / изд. Ф.А. Брокгауз и И.Е. Ефрон. — СПб., 1899. — Т. XXVIII. — С. 718.
(21) См.: Экономический обзор... — С. 16.
(22) См.: Там же. — С. 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
(23) См.: Там же. — С. 4, 5, 6, 45, 88—89, 96.
(24) См.: Там же. — С. 21—22, 26, 27.
(25) См.: Доходы и расходы императорских московских театров до и после 1882 года. Составил П.М. Пчельников. — М., 1897. — С. 23—24.
(26) См.: Там же. — С. 7, 23, 28, 37, 41, 43, 45.
(27) См.: Справочная книга... — С. 171.
(28) См.: Доходы и расходы... — С. 20.
(29) См.: Малый театр 1824—1874. — М., 1978. — Т. I. — С. 669—670, 671.
(30) См.: Там же. — С. 670, 671; Щепкина-Куперник. Воспоминания. — М., 2005. —
С. 104—105.
(31) См.: Доходы и расходы... — С. 11, 12, 13—14, 15, 19, 25, 28, 29, 35.
(32) См.: Эфрос Н. Мария Николаевна Ермолова (Двадцатилетие сценической деятельно-
сти). — М. 1896. — С. 110.
(33) См.: Кропачев Н.А. А.Н. Островский на службе при императорских театрах. — М. 1901. — С. XLIX—Ш; Зограф Н.Н. Малый театр второй половины XIX века. — М., 1960. — С. 405.
(34) См.: Зограф Н.Г. Малый театр... — С. 405.
(35) См.: Островский А.Н. Записка о положении драматического искусства в России в настоящее время. — Т. XII. — С. 144.
(36) См.: Зограф Н.Г. Малый театр... — С. 406.
(37) См.: Доходы и расходы... — С. 14.
(38) См.: Зограф Н.Г. Малый театр... — С. 406.
(39) См.: Малый театр 1824—1974. — Т. I. — С. 669—675.
(40) См.: Погожев В. Проект законоположений... — Т. III. — С. 90.
(41) См.: Там же. — С. 127—128, 130.
THEATRICAL REFORM OF 1882 AND ITS IMPACT ON THE FINANCIAL SITUATION OF THE IMPERIAL DRAMA THEATERS IN RUSSIA AT THE END OF THE 19th CENTURY
A.A. Sologyan
Department of History and Culturology Moscow Automobile and Road Construction Institute (State Technical University)
Leningradsky Ave., 64, Moscow, Russia, 125319
The impact of the theatrical reform of 1882 on the Financial Situation of the Imperial drama theaters in Russia at the end of the 19th century is considered in the paper. Examined are the renewals, changes, and the essence of the theater’s existence. The facts of the most important drama theater phenomena in the history of the Russian culture of the end of the 19th century are included. The author analyzes the state of the Russian culture of this period.
Key words: Russia, russian culture, theatrical reform financical situation, imperial drama theaters.