УДК 370.153
ББК Ю 983.612
Н. В. Шумило
г. Чита
Театральная кукла в творческой деятельности младшего школьника
Рассматриваются механизмы психологического воздействия куклы на человека. Предлагается анализ возможностей театральной куклы в работе с детьми 7-10 лет в условиях школьного театра кукол.
Ключевые слова: театральнаякукла,младший школьный возраст, театрально-драматическая деятельность, компенсация, творчество.
N. V. Shumilo
Chita
Theatre puppet in creative work of elementary schoolchildren
The article regards mechanisms of psychological influence of a puppet on a man. The analysis of theatre puppet possibilities in the work with 7-10 year old children in the school puppet theatre is regarded.
Keywords: theatre puppet, elementary schoolchildren, theatre-dramatic work, compensation, creation.
В последние годы увеличилось количество любительских театральных коллективов, в которых художниками и кукловодами выступают дети. Подобная тенденция существует и в г. Чита, где в конкурсе «Веселые марионетки», который проводился в 2008 г., участие приняли 16 детских театрально-кукольных коллективов, (для сравнения — 9 коллективов в 2006 г., 6 — в 2004 г.). Средний возраст участников — 8—10 лет, что соответствует категории младшего школьника в системе образования. По нашему предположению, можно выделить две основные причины данного явления: 1) всеобщая доступность массовой штампованной игрушки, которая не соответствует основным требованиям гармоничного развития ребенка, в силу чего ребенок быстро теряет к ней интерес; 2) современное состояние драматического театра в целом, анализ которого не входит в задачу этой статьи. Здесь мы позволим себе ограничиться цитатой Ю. М. Лотмана: «Когда театральное искусство достигает столь высокой степени натуральности, что ему приходится напоминать себе и зрителю о
сценической специфике, народное искусство кукольного театра становится одним из образцов для живых актеров» [2, с. 649].
Также необходимо отметить, что театр кукол предполагает естественность перехода от детской ролевой игры к театральной драматизации. Пройдя все стадии развития ролевой игры в дошкольном возрасте, являясь активным потребителем штампованной игрушки, младший школьник, тем не менее, не знаком со спецификой театральной деятельности и театральной куклой. Автор статьи, имея собственный опыт работы с детьми в театрально-кукольной студии, которая существует при общеобразовательной школе с 2003 г., считает возможным изложить некоторые соображения по этому вопросу.
Игра с готовой игрушкой и специально изготовленной самим ребенком театральной куклой, имеющей особенное строение, позволяющее ей свободно двигаться на ширме — не одно и то же. Театральная кукла в данном случае — продукт творческой деятельности ребенка. В первом случае, взаимодействуя в игре с безликой массовой куклой, младший школьник употребляет уже готовый продукт, созданный взрослым, во втором случае создает, творит для себя игрушку, наполняет ее индивидуальными значениями и смыслами, а затем наслаждается результатами своего творчества в драматической игре. Современная массовая игрушка рассматривается в работах по психологии и педагогике, в основном, как взрослая интерпретация детских фантазий и стремлений. Существует мнение, что организация производства и продаж, игрушечных брэндов ориентирована в настоящее время на детей как потребителей товара, сюда включена активная реклама данного товара в СМИ, за счет чего игрушка приобретает статус вещи, регулирующей отношения в группе сверстников, становится значимой для поддержания чувства самодостаточности [см.: 7].
Подобная тенденция, обусловленная исключительно коммерческими интересами взрослых, представляет определенную угрозу гармоничному развитию ребенка, т. к. природа психологического воздействия куклы на человека такова, что она никак не может ограничиваться предложенным ей статусом вещи. «Известно, что радующие взрослых дорогие «натуральные» игрушки менее пригодны для игры, чем схематические самоделки, чьи детали требуют напряженного воображения» [2, с. 647]. Кукла — воплощение сокровенного мира детства, когда все вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо. Ребенок взрослеет, но кукла-игрушка, кукла-аллегория, кукла-произведение искусства продолжает жить рядом с ним. «Эта
особенность куклы связана с тем, что, переходя в мир взрослых, она несет с собою воспоминания о детском, фольклорном, мифологическом и игровом мире. Это делает куклу не случайным, а необходимым компонентом любой «взрослой» цивилизации» [2, с. 647].
Психологический аспект взаимодействия куклы и «хозяина» куклы раскрывает теория компенсации К. Г. Юнга, согласно которой бессознательное, либо дополняя, либо компенсируя сознание, всегда стремится к сбалансированности [см.: 9]. Кукла, созданная человеком, является символической проекцией его состояний, личностных особенностей и межличностных взаимодействий. Театральная кукла — символическое изображение, роль которого в данном случае берет на себя младший школьник. Ребенок создает куклу, управляет ее движениями и проговаривает за нее текст, т.е. взаимодействует с куклой на кинестетическом, эмоциональном и межличностном уровнях. Следовательно, максимальное включение в игру позволяет дифференцировать собственное состояние и «состояние» куклы. Через проективные механизмы ребенок, таким образом, обучается проявлять и контролировать собственные эмоции, осознавать неосознаваемое. Эта магия «оживления» смыслов является одним из самых действенных механизмов в методиках игровой психотерапии, широко применяемых во всем мире.
В настоящее время отечественными педагогами и психологами, использующими куклу при работе с детьми, предлагаются разнообразные техники, объединенные общим направлением — куклотерапия: 1) метод драматической психоэлевации И. Я. Медведевой, Т. Л. Шишовой; 2) сказочная куклотерапия — изготовление кукол-марионеток Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой; 3) «Кукла — страх» как метод работы со страхом Н. Кедровой; 4) имиджевые куклы Д. Б. Гнездилова; 5) платковые куклы, пальчиковые куклы «Набор эмоций» А. Ю. Та-таринцевой; 6) естественная школа как метод знакомства с традиционной куклой А. Грефа и др. Этот опыт, на наш взгляд, может оказаться полезным в работе школьного театра кукол и способствовать профилактике негативных поведенческих и эмоциональных реакций у детей младшего школьного возраста [см.: 8].
В нашей театрально-кукольной студии хорошо зарекомендовала себя «Техника совместного сочинения историй». Здесь, в ходе игры с театральной куклой эта техника может применяться в качестве инструмента оценки: она, в частности, позволяет выявить общность проблем и стратегий, демонстрируемых разными
участниками будущего спектакля, особенности эмоциональной экспрессии, конфликты между персонажами и то, каким образом они разрешаются в драматизации. В данном случае целесообразно использовать пальчиковую или перчаточную куклу, т. к. она соответствует возможностям ребенка младшего школьного возраста. По нашему мнению, куклы подобного типа являются необходимым инструментом для работы в детском актерском тренинге и создании сценарного материала непосредственно детьми. Пальчиковая кукла может быть первой театральной куклой, самостоятельно изготовленной ребенком. Таким образом, в условиях школьной театрально-кукольной студии возникает необходимость организации специфической деятельности для того, чтобы помочь младшему школьнику освоить все стороны мастерства создания и вождения театральной куклы.
Эталоном подобной деятельности может стать «Театр кукол» С. В. Образцова и разработки методологических проблем кукольного спектакля Е. С. Деменни, значение которых трудно переоценить в развитии искусства играющих кукол XX в. Здесь были сформулированы основные законы взаимовлияния театрального и изобразительного искусства, которые формируют средства выразительности каждого из этих компонентов, сложилось понимание особых задач, которые возникают при становлении психологического искусства театра кукол. Именно здесь, на наш взгляд, появилось наиболее близкое детскому творчеству новое требование к театральному художнику-скульптору — уметь определять игровые особенности куклы и добиваться максимальной ее выразительности не в статике, а в движении. Образцов считал, что выяснить «актерские способности» каждой новой кукольной головы необходимо в процессе самой скульптурной работы, т.е. в глине, в необработанном папье-маше, в первой раскраске [см.: 3]. Что особенно важно для младшего школьника: в данном процессе присутствует игровой компонент. «Динамическим принципом (двигательной силой) фантазии является элемент игры, свойственный также и ребенку и, как таковой, словно несовместимый с принципом серьезной работы. Но без игры фантазиями ни одно творческое произведение до сих пор не создавалось» [9, с. 98].
Творческий продукт — театральная кукла — уникальна, что соответствует основному критерию, который отличает творческую работу от массовой штамповки. Так как театральная кукла обладает определенной спецификой строения, а приемы ее изготовления и вождения должны
соответствовать возможностям ребенка, младший школьник должен обладать теми знаниями и умениями, которые предполагает театр кукол. Здесь, согласно нашему опыту, театральнопедагогический процесс можно разбить на отдельные этапы, с характерными для каждого этапа психолого-педагогическими задачами.
Первый этап — обращение к эстрадным этюдам Образцова — руки кукольника с шариками и предметами на пальцах. В данном случае ребенок получает возможность выбрать цвет, форму, пропорции предметов, а главное, он начинает тщательно следить за образным смыслом ракурсов, движений, мизансценических композиций, предметов или рук, т.е. «рисовать» ими в пространстве. Психолого-педагогической задачей на этом этапе будет являться использование феномена ролевой игры в качестве мотива для создания не просто игрушки, а куклы-актера, в процессе которого возникает необходимость овладения ребенком определенными знаниями и творческими операциями, что преобразует чистую игру в учебную деятельность [см.: 5]. Конечный творческий продукт — пальчиковая кукла, которую впоследствии ребенок может использовать в этюдах.
Второй этап — создание перчаточной куклы — так называемой куклы «Петрушки», для театральной постановки в небольшом помещении. Такая кукла должна изображать героя на протяжении достаточно большого отрезка времени или в процессе постижения сложных человеческих истин. И здесь мы обращаемся к разработкам С. В. Образцова: «Кукла должна иметь характер типажа, но очень опасно для нее иметь характерность момента. В какой-то степени выражение ее лица должно быть нейтральным, чтобы в зависимости от слов, позы, положения, ситуации она могла казаться то плачущей, то смеющейся, то злой» [4, с.14]. Как показывает практика, эффект нейтральности достигается, когда лицо театральной куклы не выражает фиксированное мимикой эмоциональное состояние — радость, гнев, испуг и т.п. Кукла, с одной стороны, не может обладать однозначной психологической характеристикой, с другой — должна запечатлеть в статике нечто, распространяющееся на весь типаж. В данном случае это костяк характера, тип, или самый общий смысл образа, его символичность. Психолого-педагогическая задача на этом этапе — научить младшего школьника основам приемов взаимовлияния театрального и изобразительного искусства и средствам выразительности каждого из этих компонентов. Практическим руководством может послужить бесценный опыт, обобщенный в книгах Е. С. Де-менни «Школьный кукольный театр» [см.: 1] и
А. Я. Федотова «Техника театра кукол» [см.: 6]. Конечный творческий продукт — перчаточная кукла, которую впоследствии ребенок может использовать в работе на ширме для камерной аудитории — класса, группы в детском саду, выступлении перед родителями и учителями и т.д.
Третий этап — создание куклы для выступления на сцене. Деятельность школьной театральной студии предполагает выступление на публику, как в зрительном зале школы, так и участие в фестивалях и конкурсах любительских театров. Наиболее выигрышным вариантом для подобной работы с младшим школьным возрастом мы полагаем планшетную и тростевую куклу. К, сожалению, для детей 7 — 9 лет мало подходит тростевая кукла: несмотря на свою четкую выразительность в театральной постановке, она является достаточно сложной в управлении, требует многочасовой подготовки актера-кукольника, и дети быстро теряют к ней интерес. В данном случае ролевая игра с куклой-образом, может перейти из разряда развивающих занятий в несвойственные психофизиологическому развитию ребенка репетиции-тренировки, в работу на результат, который самому младшему школьнику вряд ли доставит удовольствие. Исходя из собственного опыта, тростевую куклу мы предлагаем детям 10—11 лет, когда происходит окончательное усвоение детским организмом относительно сформированного физиологического механизма программирования движений. В этом же возрасте возможна работа с куклой-марионеткой. Младшим школьникам 7 — 9 лет для работы на большой сцене можно рекомендовать ростовых «маппетов» («маппетс» — «марионетки» и «паппетс» «куклы»). Автор данной кукольной конструкции Дж. Хенсон считал одним из своих учителей С. В. Образцова, т. к. номер Московского театра кукол «Налей бокал» послужил эталоном для создания «маппетс». Эта театральная кукла отвечает необходимым условиям для организации данного рода деятельности младших школьников:
1. Создание куклы не составляет сложности для данного возраста, так как технические приемы ее воплощения в материале соответствуют моторному развитию 7 — 9 лет. Ребенку предоставляется возможность самостоятельно разработать композицию силуэта куклы, интенсивность цветового звучания, меру подробности в ее изобразительном решении, что способствует формированию творческого воображения.
2. Техническое устройство «маппета» доступно пониманию детей младшего школьного возраста. Кукла удобна, подвижна и послушна воле ребенка-актера, способна передавать все
оттенки его творческой мысли. Ростовые «мап-петы» позволяют скрывать несовершенство пластики ребенка и способствуют при контакте со зрительным залом снижению уровня тревожности и формированию сценического темперамента.
Психолого-педагогическая задача на этом этапе — усовершенствовать владение младшего школьника приемами взаимовлияния театрального и изобразительного искусства и средствами выразительности каждого из этих компонентов. Конечный творческий продукт — тростевая кукла, планшетная кукла, которых впоследствии ребенок может использовать в работе на ширме при сценической постановке на большой зал (участие в фестивале любительских коллективов, конкурсах, общешкольных мероприятиях).
Итак, за основу методической системы обучения младших школьников искусству театра кукол целесообразно взять принципы диалектики его главных компонентов — театрального и изобразительного искусства, сформулированные С. В. Образцовым и Е. С. Деменни. Согласно этим принципам младшему школьнику предоставляется возможность одновременно выступить и в роли художника, и в роли актера-кукольника, что является наиболее близким его природе и соответствует основным требованиям организации творческой деятельности. Первый школьный театральный опыт должен базироваться на законах детской ролевой игры, а психолого-педагогическим основанием для подобной работы можно считать продуктивный момент драматизации, когда ребенок-актер и созданная им кукла дополняют друг друга, включая механизм «оживления» смыслов.
Список литературы
1. Деммени Е. С. Школьный кукольный театр. Л.: Детгиз, 1960. 72 с.
2. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 2005. 704 с.
3. Образцов С. В. Моя профессия. М.: АСТ, 2009. 640 с.
4. Образцов С. В. Кукла-актер // Игрушка. № 4. 1937. С. 13-15.
5. Теплов Б. Д. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: Изд-во Московского социально-психологического института, 2003. 640 с.
6. Федотов А. Я. Техника театра кукол. М.: Искусство, 1953. 84 с.
7. Черная А. В. Развитие личности в контексте традиций игровой культуры: автореф. дисс. ... д-ра псих. наук. М., 2007.
8. Шумило Н. В. Арт-терапия и драмате-рапия: коррекция эмоциональной и смысловой сферы личности// Художественное образование, эстетическое воспитание и культура в XXI веке. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2006. С. 229-235.
9. Юнг К. Г. Психологические типы. М.: АСТ, 2006. 768 с.