НАЦАГДОО РЕНЧИН
Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ), Санкт-Петербург, Россия/Монголия
NATSAGDOO RYENCHIN
Russian State Institute of Performing Arts, Saint-Petersburg, Russia/Mongolia
ТЕАТР ДАНЗАНРАВЖАА -ПЕРВЫЙ ЦЕНТР МОНГОЛЬСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
АННОТАЦИЯ
В статье дается обобщение, анализ происхождения, организации и обучения в «детском дацане», созданном V Гобийским ноён хутухта Данзанравжаа, крупным представителем монгольской поэзии, религии, философии, искусства и эстетики. Статья анализирует положения, подтверждающие факт того, что в указанное время это был первый центр монгольского театрального образования. Описано влияние достижений Данзанравжаа на становление форм школьного и детского театра.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: монгольский театр, Данзанравжаа, театральное образование, «Жизнеописание Лунной кукушки», обучение в дацане, «детский дацан».
DANZANRAVJAA THEATER - THE FIRST CENTER OF MONGOLIAN THEATRICAL PEDAGOGY
ABSTRACT
^e article gives a generalization, analysis of the origin, organization and training in the "children's datsan", created by the Voting of the Gobian Noyon of Hutuhta - Danzanravjaa,a major representative of Mongolian poetry, religion, philosophy, art and aesthetics.^e idea will be to establish that at that time it was the first center of the Mongolian theater education. ^e influence of the achievements of Danzanravzhaa on the formation of forms of school and children's theater is analyzed.
KEYWORDS: Mongolian theater, Danzanravjaa, theater education/'Life of the lunar cuckoo", education in the datsan/'Children's datsan".
Литература и культура Монголии, прежде всего, народная культура страны, зародились и получили свое развитие много раньше монгольского театра, задолго до постановки первых драматических спектаклей. Подъем культуры в Монголии начался со второй половины XIV в. и продолжался до начала XVII в. Известные ученые историки и литературоведы связывают период становления национальной литературы и культуры с проникновением в страну буддизма. «Именно тогда монголы впервые познакомились с обширной религиозной, философской, исторической, светской литературой народов Индии и Тибета. С этого времени буддийская образованность стала существенной частью всей монгольской культуры», - пишет монгольский академик Ш. Бира [1, с. 167]. С буддийскими корнями связано и возникновение драматического искусства Монголии. Это специфическое искусство совершенно не походило на европейские театральные системы, на эстетику русского или английского, итальянского, французского театра. Образование
и культурный процесс в Монголии XIX в. получили стремительное развитие. На формирование культуры, образования, литературы, театра, актерского и постановочного искусства монголов сильно повлияли культура и образование соседних стран. В первой трети XIX в. стали развиваться и уникальные театральные представления.
История развития театрального искусства Монголии тесно связана с литературой, народными представлениями и играми, с системой и особенностями школьного образования,деятельностью образовательных школ. Именно там берет начало современное монгольское театральное искусство. Отметим важные факторы, способствовавшие созданию современного монгольского театрального искусства и, как следствие, монгольской театральной педагогики:
1. Театральные элементы в народных играх (народное театрализованное представление, имеющее многовековую историю и не связанное с буддизмом или какими-либо другими религиями).
2. Театрализованное представление одного актера (сказителей героического эпоса, сказителей-мастеров - <^лгэрч-ереелч,магтаалч» - гимн, воспевание, восхваление, не связанное с религиозными истоками).
3. Виды религиозного театра (шаманские, литургические пантомимы - цамы1).
4. Театральные формы кочевников,драма, танцевальная школа (князя То вана, князя Мичин вана, князя Луу-джанжина Лувсандондов) [2; 3, р. 38].
Все эти виды искусства в полной мере отразились на следующем этапе развития монгольской театральной культуры, монгольского театра - в театре Данзанравжаа, который открылся в 30-х гг. XIX в. постановкой драмы «Жизнеописание Лунной кукушки»2.
Впервые в европейской науке об этой пьесе написал А. М. Позднеев в заметках о научной экспедиции в Монголию в конце XIX в. [1; 4, с. 81-86]. Эту пьесу упоминает и Б. Я. Владимирцов в статье о тибетском театре [5, с. 97-107]. Важная информация об этой пьесе изложена Г. А. Уваровой в книге «Современный монгольский театр». Она не касается текста пьесы, однако в ее работе есть важные данные о декорациях. Она пишет: «Объемные декорации изображали горы,деревья с листьями, камни, юрты. Высушенные, надутые воздухом и раскрашенные бараньи желудки, изображали облака» [6, с. 23]. И главное, что отмечает Уварова: «В этом спектакле нельзя видеть влияния театральной культуры соседних восточных стран, ибо ни китайский классический театр, ни тибетские цамы, ни индийские театральные зрелища не имели и не имеют декораций» [6, с. 24].
1 Цам (тиб. «Лат», мон. <^ат», религиозный танец) - праздничное театрализованное (с танцами в масках и костюмах с музыкальным сопровождением) культовое представление в монастырях Ваджраяны, посвященное торжеству буддийских сил добра над злыми духами, демонами и врагами [11,с.407].
2 «Повесть о Лунной кукушке» Дату Лоб-сан-Данби-Джалцана (1714-1762) - памятник тибетской буддийской литературы XVIIIв., повествующий о событиях одной из прежних жизней автора в образе индийского царевича. Это произведение получило большую популярность среди монгольских народов благодаря переводу Дай гуши Агвандампила.
Это важный момент в формировании оригинального театрального искусства Монголии.
В 1959 году академику Ц. Дамдинсурэну посчастливилось найти в библиотеке главного монастыря Улан-Батора Гандане часть рукописных тетрадей пьесы. Вскоре он организовал экспедицию в Восточно-Гобийский аймак, где ставили эту пьесу. Там ему удалось обнаружить недостающие тетради и, главное, собрать сведения и воспоминания о том, как ее ставили. Находка полного текста рукописи пьесы дала импульс для начала ее научного изучения. В 1961 году Дамдинсурэн объединил три варианта рукописи пьесы и издал ее текст на старомонгольском языке, написав к нему большое предисловие [7]. Этот текст стал основным при изучении пьесы. Ц. Дамдинсурэн взял ее тибетский вариант и сделал сравнительный анализ языка ряда фрагментов повести.
Равджа (Дулдуйтын Данзанравжаа (1803-1856), или V Гобийский ноёнху-тухта) - монгольский лама - перерожденец и поэт,известен тем,что в литературной и религиозно-просветительской деятельности, а также в личной буддийской практике соединял разные традиции. На протяжении жизни ему удалось познакомиться со многими феноменами культурной и социальной жизни Монголии и Тибета, что отразилось на его мировоззрении и творчестве.
Как монах он практиковал методы красношапочного буддизма наравне с доминирующим в Монголии желто-шапочным: свидетельством этому может служить тот факт, что в построенном им монастыре Хамарын-хийд3 (нынешний Дорногобийский аймак) друг напротив друга располагались два храма, в которых придерживались традиций одной из этих школ: в первом - гелугпаских, в другом - ньингмапаских4. Лама прошел путь от нищего, в детстве помогавшего отцу собирать подаяние, до влиятельного буддийского иерарха, который смог себе позволить открыть школу для детей-мирян из малоимущих семей при одном из своих монастырей. Эта школа была уникальной, при ней существовал также музей, который мог посещать любой желающий.
Свое буддийское образование Равджа заканчивал в Алашани (Внутренняя Монголия), где он познакомился с мистерией Цам и китайской оперой. Спустя некоторое время он стал создателем первого монгольского театра и автором первой монгольской пьесы «Жизнеописание Лунной кукушки», написанной на основе дидактического тибетского произведения «Повесть о Лунной кукушке» [8, с. 37-43].
Эти разрозненные факты из биографии Равджи дают возможность составить представление о его личности: это был человек, знакомый как с глубокой нищетой,
3 Хамарын-хийд - буддийский монастырь, расположен в энергетическом центре Монголии.
4 Ньингмапа (гпущ та ра «те, кто следуют старому», также: красная вера) - тантрическая школа буддизма, основанная в VIII в. Падмасамбхавой в Тибете, опиралась на ранние переводы буддийских текстов. Монахи этой школы носят красные головные уборы,
в связи с чем появился термин «красношапочный буддизм». Монастырская форма не предполагает обета безбрачия и других строгих правил. Возможна практика скитальчества тантрических йогинов. Учение о «быстром» (1-7 рождений) освобождении посредством особых инициаций,медитаций, техник и др.
| так и с миром правящей элиты своей страны; путешественник, открытый | новым, инокультурным знаниям, готовый творчески переосмысливать их; 27 § просветитель, заботящийся о беднейших слоях населения, откуда сам вы-
§ шел, и своего происхождения он не забывал.
<
„ В год зайца (по старому лунному календарю) Данзанравжаа зимовал
§ в Алашане,и для того, чтобы организовать постановку этого жития, зака-
у зал деревянные детали для здания монастыря - будущего театрального про-
1 странства - в Их-хурэ (старое название столицы Монголии). В то время,
I пока строители возводили конструкции, он с целью ознакомления с тибет-
§ ским представлением совершил поездку вплоть до Анду. Но поскольку ему
£ запретили въезд в Тибет, он вернулся в Алашанский западный монастырь,
| вызвал поданных из своих владений - певцов и артистов - и организовал
£ учебные занятия по уставному исполнению нескольких частей «Лунной ку-
| кушки». После этого он сам поставил эту пьесу у себя на родине и показал
I-
£ ее зрителям. Затем он побывал с этим представлением в Галавском мона-^ стыре в хошуне5 Говь-мэргэн-вана, монастыре в Цаган-толгое, монастыре Дэмчига, в Рашаанте, а также в чахарских хошунах.
Для исполнения всего спектакля потребовалось более 30 дней. В дальнейшем он игрался и в сокращенном варианте - 10 дней; однако были случаи, когда укладывались и в более короткие сроки. «Число главных героев спектакля превышало 30 человек; всего в нем участвовало свыше 100 исполнителей. Таким образом, предположим, что для осуществления своего замысла Данзанравжаа применил знакомый ему опыт восточного театра, где в спектакле участвуют нередко десятки персонажей, а представление продолжается в течение многих дней» [2, с.46].
История царевича, из-за хитрости царедворца оказавшегося в теле кукушки, в то время как его коварный враг вселился в его тело, завязкой сюжета напоминает «Короля-оленя» Карло Гоцци, однако имеет принципиально иное продолжение - свое новое обличие герой воспринимает как испытание ради всеобщего проповеднического подвига веры. В теле царевича на протяжении пьесы будут жить разные коварные люди, но даже открывшаяся его отцу-правителю истина не изменит решения героя остаться в облике кукушки и проповедовать буддизм всему сущему.
В те времена сыграть пьесу означало «спеть житие». Обычно делали это один раз в год, в летние месяцы. По преданиям весть о предостоящем «пении жития» разносилась по округе заранее, возле театра устанавливали шатры для «верхов», обычные зрители усаживались по кругу, неподалеку виднелись многочисленные юрты и палатки, готовились коновязи.
«Дацан воспевания житий» (монг. «Намтар дуулах дацан») представлял собой театр - отдельный трехэтажный дом в форме буддийского храма, который находился 5 Хошун - территори.
в монастыре Хамарын (около 30 км на юго-запад от ны- ально-административная нешнего г. Сайншанда). В театре было две сцены - верх- единица в дореволюционной няя и нижняя, каждая из них имела раздвигающийся Монголии.
занавес. Вообще дом имел деревянные стены с трех сторон, а южная была 1
2 0 открытая и закрывалась занавесом. В верхней части южной, лицевой сто- £
о
роны сцены на втором этаже подвешивалась длинная узкая падуга, на кото- «
рой был нарисован человек в маске кукушки с длинными развевающимися £
лентами, парящий среди белых облаков. По обеим сторонам сцены стояли |
деревянные щиты, сделанные из широких досок высотой с сам дом и разри- 2
сованные яркими красками, на правом щите была изображена Янжинлхам6, У
держащая в руках музыкальный инструмент, а на левом - два махарадзы х
(блюстителя веры). \
В верхней части второго этажа были положены поперк несколько бре- «
вен, по которым мог ходить человек. Его функция заключалась в том, чтобы |
ГО
устраивать гром и молнию,дождь и подобные звуковые и световые эффекты. | «На заднике сцены обычно рисовали горы, реки, лес, степь <.. .> среди голу- | бых волн волнующегося озера были видны то появляющиеся, то исчезающие *
и
птицы. Имелись способы для изображения природных звуков и световых эф- 1
о
фектов. Дождь вызывали способом сильного давления на большой кузнеч- ё
ный мех, наполненный водой, которая выливалась через душ, закреплен- £
ный в горловине меха, гром изображали с помощью железного листа, дождь " и град путем разбрасывания белых круглых семян «сарам», вспышки желтого | огня и молнии - путем сжигания специального состава «танжуу», приготов- о ленного из древесной смолы. Пол сцены на нижнем и верхнем этажах был двойной, с отверстиями для появления человека снизу или спуска вниз,для имитации огня и дыма» [9, с. 163-165].
В нише, расположенной рядом с нижней сценой, размещались дирижер и музыканты. С тыльной стороны сцены была отдельная пристройка - специальное помещение для переодевания и гримирования артистов. За задником на сцене с двух сторон имелось достаточно просторное место для хранения ненужных в данный момент декораций и для прохода людей, то есть почти не было отличий от нынешнего устройства сцены. Этот театр в монастыре Хамарын был расположен в своеобразном месте, с оригнальным природным ландшафтом.
Особенности постановки «Жизнеописания Лунной кукушки», установленные Равджой в первые годы ее представлений, оставались неизменными и после его смерти. Можно сказать, что традиция передавалась его последователями из рук в руки. Так, в «Правилах постановки «Жизнеописания Лунной кукушки»», составленных в месяц воды года тигра (1902) при ноён хутухте VII, в частности, сказано: «Написано в соответствии с указом о том, что после обсуждения принято решение следовать тому, что «Жизнеописание Лунной кукушки», обновленное ранее
при V (пятом) перерождении (имеется в виду Д. Равжаа),
I составлено таким образом, чтобы в будущем не допу-
6 Янжинлхам - портрет стить изменений кем-либо правил его постановки». с изображением бога Особое внимание Равджа уделял Хамарын-хийду. Он ор-
Искусства. ганизовал театр - «дацан воспевания житий» и при
| нем - гастролирующую труппу, общественную библиотеку, музей, имену-
| емый «выставочный храм - Гиваадин Равжаалин»,а также подобие началь- 29
§ ной общеобразовательной школы для детей - беспрецедентные начинания
§ в дореволюционной Монголии.Эта школа - «детский дацан» - предостав-
„ ляла способным детям, как мальчикам, так и девочкам, возможность овла-
§ девать светской образовательной программой - изучать тибетскую и мон-
у гольскую литературу, математику, естествознание и историю. 1 Так, в начале XIX в. педагогика Данзанравжаа получила широкое распро-
1 странение в интеллектуальной культуре монгольской пустыни Гоби, а ос-§ новным центром сохранения традиций в обучении был «детский дацан».
£ «Монгольский дацан» является разновидностью традиционной системы обу-
| чения в Индии и Тибете. Из центра Индии происходит образование в так на-
2 зываемом «Дацане» буддизма, дающем глубокое знание различных наук и ре-| лигиозного служения. Дацан относится одновременно и к храмовой церкви,
I-
£ где молящийся поклоняется любому Будде, и к школе (являющейся ныне экви-@ валентом колледжа). В нем воспитывают детей на основе восточных знаний об искусстве актера, вокалиста, оратора, танцовщика, костюмера, гримера, художника, чтобы сыграть в спектакле «Жизнеописание Лунной кукушки».
«Театральная педагогика - это система образования, организованная по законам импровизационной игры и подлинного продуктивного действия, протекающим в увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах, в совместном коллективном творчестве учителей и учеников, способствующая постижению явлений окружающего мира через погружение и проживание в образах и дающая совокупность цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окружающим миром, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах» [10,с.2-6].
Театральная педагогика является частью педагогики искусства. Выделяют две основные тенденции понимания этого явления: узкое - это педагогика, которая реализуется на уроках искусства (изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура, театр и т.д.); и более широкое - педагогика, которая опирается на целостно-образное мышление и практики проживания содержания образования в любых предметных областях. В соответствии с этим Данзанравжаа широко использовал обе формы театрального метода обучения в учебных программах. В «детском дацане» практиковались следующие учебные дисциплины: а) старинный монгольский алфавит, б) белые буквы (Тибетская письменность),в) астрология, г) астрономия и философия,д) практические классные занятия (речь, скороговорки, песни, стихи, мелодичный маань, танцы, сигналы руки и ноги, цам).
Выпускникам детских дацанов давались специальные знаки (свидетельства), которые подтверждали уровень гражданского, культурного и образовательного класса. Из тибетских и уйгурских источников известно, что ученики, постигшие суть предметов и «Жизнеописания Лунной кукушки», имели звание «распространяющий лотос». А если ребенок осваивал знания
не в полном объеме, то получал ранг «полулотоса». Ноён хутухт часто го- 1
30 ворил: «Мои ученики не могут быть все мудрыми.Это неопровержимо. g
Главное - каждому из них иметь свой идейный центр, свое воззрение». 2
Несомненно, следует считать, что «детский дацан», созданный i
Данзанравжаа, стал первой театральной школой в Монголии. Пусть он со- g
вершенно не напоминает нынешние театральные школы и современное теа- 2
тральное образование, но в нем готовили для сценической игры актеров, об- У
учали детей изготовлению реквизита, костюмов, головных уборов и обуви, ^
искусству грима. Подготовка актеров включала в себя и овладение навыками \
сценического произнесения текстов пьесы «Жизнеописание Лунной ку- S
кушки», и упражнения для достижения звучности голоса. А так как речь и го- |
ГО
лос напрямую зависимы от дыхания, то в «детском дацане» серьезное внима- |
ние уделялось дыхательным техникам. |
В настоящее время, при формировании современных методик речевого *
и
обучения драматических актеров, большую помощь может оказать изучение 1
о
и применение на практике тех способов и приемов работы над голосом и ре- ё
чью, которые использовались в «детском дацане» еще много десятилетий g
назад. Театральное искусство, как уже отмечалось, основывалось на дости- "
жениях национальной традиционной культуры, многовековом опыте пев- |
цов-сказителей, на духовном опыте народа. И имеются все основания по- о лагать, что среди достижений первого монгольского театра и актерского образования, когда еще актерское искусство не поддавалось влиянию европейского театра, сложились специфические национальные принципы обучения молодых исполнителей, которые, наверняка, могут принести пользу в подготовке современных монгольских драматических актеров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бира Ш. Монгольская историография XШ-XVП вв. М.: Наука, 1978. - 320 с.
2. Батсухийн Зориг, Найдакова В. Ц. Монгольский театр: первая пол. XIX в. - нач. XXI в.: Краткий очерк. М.; Улан-Удэ.: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2006. - 320 с.
3. Монголын театрын туух. СУИС. ТУС. Улан-Батор, 2015.876 с. (На монгольском языке.)
4. Хувсгул С. Действующие лица религиозной драмы Д. Равджи «Лунная Кукушка» // Монголика-ШП: Сб. ст. СПб.: Петербургское востоковедение, 2008. С. 81-85.
5. Владимирцов Б. Я. Тибетские театральные представления // Восток. 1923.№ 3. С.99-103.
6. Уварова Г. А. Современный монгольский театр. М.: Искусство, 1947. -
245 с.
REFERENCES
1. Bira Sh. Mongol'skaya istoriografiya XIII-XVIIvv. [Mongolian historiography of the XIII-XVII centuries]. Moscow: Nauka Publ.,1978.320 p.
2. Batsukhiyn Zorig, Naydakova V. Mon-gol'skiy teatr: pervaya pol. XIX v. - nach. XXIv. [Mongolian theatre: first half of the 19th century - beginning 21st century]. Moscow; Ulan-Ude, 2006. 320 p.
3. Mongolyn tyeatryn tuukh. SUIS. TUS. UB., 2015.876 p. (In Mongolian.)
4. Khuvsgul S. Deystvuyushchiye litsa reli-gioznoy dramy D. Ravdzhi «Lunnaya Kukush-ka» [Actors of the religious drama D. Ravji «Moon Cuckoo»]. In: Mongolica-VIII. Saint-Petersburg: Peterburgskoye Vostoko-vedeniye, 2008, pp. 81-85.
5. Vladimirtsov B. Y. Tibetskiye teatral'nyye predstavleniya [Tibetan theatre performances]. In: Vostok, 1923,no. 3,pp.99-103.
7. Дамдинсурэн Ц. Saran кок^еп-и namtar. БНМАУ. ШУА. ХЗХ. Боть XII. Улан-Батор, 1962.560 х. (На монгольском языке.)
8. Леман Я. Д. «Поучение драгоценного грозного хутухты» Д. Равджи // Монголика-ХШ: Сб. ст. СПб.: Петербургское востоковедение, 2014. С. 37-43.
9. Дележа Е. «Лунная кукушка», или из жизни театра кочевников // Петербургский театральный журнал. 2010. № 1 (59).
10. Косинец Е. И., Климова Т. А., Никитина А. Б. Театральная педагогика в современной школе // Искусство. Всё для учителя! 2012. № 8. С. 2-6.
11. Андросов В. П. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь. М.: Ориенталия, 2011. - 448 с.
6. Uvarova G. A. Sovremennyy mongol'skiy teatr [Modern Mongolian ^eatre]. Moscow: Iskusstvo, 1947. 245 p.
7. Damdinsuren C. Saran kokugen-u nam-tar. BNMAU. SHUA. KHZKH. Tom XII. UB., 1962.560 p. (In Mongolian.)
8. Leman Y. D. «Poucheniye dragotsennogo groznogo khutukhty» D. Ravdzhi [<«^e teaching of the precious formidable hutuhta» by D. Ravji]. In: Mongolika-XIII. Saint-Petersburg: Peterburgskoye Vostokove-deniye, 2014, pp. 37-43.
9. Delezha Ye. «Lunnaya kukushka», ili iz zhizni teatra kochevnikov [«Moon cuckoo», or From the life of the nomad theatre].
In: Peterburgskiy teatral'nyy zhurnal, 2010, no. 1 (59), p. 183.
10. Kosinets Y. I., Klimova T. A., Nikitina A. B. Teatral'naya pedagogika v sovremen-noy shkole [^eatrical pedagogy in a modern school]. In: Iskusstvo.Vso dlya uchitelya! 2012, no. 8 (8), pp. 2-6.
11. Androsov V. P. Indo-tibetskiy buddizm. Entsiklopedicheskiy slovaf [Indo-Tibetan Buddhism. Dictionary]. Moscow: Oriento-logia, 2011, 448 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Ренчин Нацагдоо - аспирант кафедры сценической речи Российского государственного института сценических искусств - РГИСИ.
E-mail: [email protected] ORCID: 0000 - 0003 - 2589 - 8702
ABOUT THE AUTHOR
NatsagdooRyenchin - Postgraduate student of the department of Stage speech in Russian State Institute of Performing Arts - RGISI.
E-mail: [email protected] ORCID: 0000 - 0003 - 2589 - 8702
Ренчин Нацагдоо. Театр Данзанравжаа -первый центр монгольской театральной педагогики // Театр. Живопись. Кино. Музы-ка.2019.№ 4. С.24-31. DOI: 10.35852/2588-0144-2019-4-24-31
Natsagdoo Ryenchin. Danzanravjaa theater -the first center of mongolian theatrical pedagogy. In: neatre. Fine Arts. Cinema. Music. 2019, no.4,pp.24-31.
D0I:10.35852/2588-0144-2019-4-24-31