Близняков Роман Александрович, Агатова Мария Александровна
ТАВРИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА (1900-1917 ГГ.): ПО МАТЕРИАЛАМ "ТАВРИЧЕСКИХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ"
В статье исследуется Таврический Отдел Императорского Православного Палестинского Общества (далее - ТО ИППО). Результаты работы заключаются в изучении многогранной деятельности ТО ИППО. Научная новизна исследования состоит в первой попытке на малоизвестных материалах периодического издания "Таврические епархиальные ведомости" воссоздать деятельность Отдела. Статья рассчитана на широкий круг читателей, которым небезразлична палестинская тематика в ретроспективном ключе. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/5/4.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 5(79) C. 20-24. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/5/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
возможность обмена информацией с окружающей средой позволяют устранить существующий разрыв между естественнонаучными и социально-гуманитарными представлениями конфликтологического знания и дать ему новые онтологические интерпретации.
Таким образом, плюрализм научных представлений, множественность возможных интерпретаций действительности делает возможным и необходимым изучение конфликтов разного уровня мира на единой онтологической основе. Существование сложных «человекомерных» развивающихся систем, участвующих в конфликтах, ставит проблематику конфликтов на системный и синергетический уровень постнеклассической науки.
Список источников
1. Дацюк С. А. Онтологизация [Электронный ресурс]. URL: http://www.uis.kiev.ua/xyz/ont/ont.htm (дата обращения: 31.03.2017).
2. Степин В. С. Научное познание в ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 3-18.
3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки [Электронный ресурс]. URL: http://epistemology_of_science. academic.ru (дата обращения: 31.03.2017).
4. Aliyeva N. Z., Zayats Z. V. Paradigm Foundations of Modern Science: Self-Organization, Evolution, Integrity // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. № 3 (S4). Р. 79-102.
5. Smith B. Ontology // The Blackwell Guide to the Philosophy of Computing and Information / еd. by L. Floridi. John Wiley & Sons, 2008. Р. 155-166.
ONTOLOGICAL ASPECTS OF CONFLICTOLOGICAL KNOWLEDGE
Alieva Natal'ya Zinov'evna, Doctor in Philosophy, Associate Professor Ivushkina Elena Borisovna, Doctor in Philosophy, Professor Institute of Service and Business (Branch) of Don State Technical University in Shakhty alinat1@yandex. ru; Ivushkina62@mail. ru
The article deals with the problem of modern understanding of conflicts in conflictological knowledge, their genesis, nature and formation. Relevance of the research is related to the change in the ontological nature of the conflict conditioned by its nonlinear character, and, respectively, to the change of the conflictological knowledge concept. Novelty of the article is in identification of evolution of conflictological knowledge and its representation in the context of the post-non-classical science.
Key words and phrases: conflictological knowledge; ontological aspect; evolution of conflicts; post-non-classical science; conflicts of the global world.
УДК 94(47)"1900-1917":94(569.4)+281:267 Исторические науки и археология
В статье исследуется Таврический Отдел Императорского Православного Палестинского Общества (далее - ТО ИППО). Результаты работы заключаются в изучении многогранной деятельности ТО ИППО. Научная новизна исследования состоит в первой попытке на малоизвестных материалах периодического издания «Таврические епархиальные ведомости» воссоздать деятельность Отдела. Статья рассчитана на широкий круг читателей, которым небезразлична палестинская тематика в ретроспективном ключе.
Ключевые слова и фразы: ИППО; Палестина; православие; Таврический Отдел ИППО; В. Н. Хитрово; школы; семинарии.
Близняков Роман Александрович, к.и.н. Агатова Мария Александровна
Таврическая академия Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, г. Симферополь Bliznyakov80@mail.ru; agatovamasher@mail.ru
ТАВРИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА (1900-1917 ГГ.): ПО МАТЕРИАЛАМ «ТАВРИЧЕСКИХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ»
Наступивший 2017 год богат на памятные даты и юбилеи в отечественной истории. Одним из таких знаковых событий является 135-летие ИППО - структуры, накопившей богатейший материал по отечественному востоковедению, собираемый сподвижниками и старателями научной и гуманитарной организации.
Интерес к Ближневосточному региону был всегда одним из параметров русской православной многомерной идентичности, вектором-константой внешней политики Российской империи [8, с. 34-58]. Так, «в 1859 году создается в Петербурге Палестинский комитет под председательством брата императора Александра Второго - великого князя Константина Николаевича, генерал-адмирала, главы Военно-морского ведомства. С 1860 г. в Иерусалиме начинают возводить Русские постройки - основные подворья для приема русских паломников
вплоть до Первой мировой войны. И наконец, в 1882 году создается ИППО, которое смогло взять на себя все основные функции по благоустройству и организации русского паломничества» [9, с. 5].
Созданное в 1882 г. по инициативе великого князя Сергея Александровича научно-благотворительное Императорское Православное Палестинское Общество более 30 лет поддерживало православие на Ближнем Востоке и содействовало паломничеству на Святую землю. На территории Палестины и Сирии в течение всего периода существования Общества было построено немало православных школ, приютов и больниц для нуждающегося православного населения этих земель [23].
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл справедливо отмечал: «Палестинское общество никогда не было чисто "столичной" структурой. До революции его отделения существовали более чем в пятидесяти епархиях Русской Православной Церкви. В настоящее время активно действуют региональные отделы в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ярославле, Кишиневе и Одессе» [3, с. 4]. А теперь - и Крымское региональное отделение, действующее на основе Устава ИППО [22].
Воссоединение Крыма с Россией в 2014 году поставило на повестку дня вопрос открытия (а по сути воссоздания) Таврического (ныне - Крымского) отделения. 7 апреля 2014 года на заседании Совета Международной общественной организации «Императорское Православное Палестинское Общество» постановили: «7.3.1. Создать отделение в Крыму с выездом в г. Севастополь для проведения согласований (отв. - С. Л. Байдаков, Е. А. Агапова, О. И. Фомин, В. А. Двуреченских)» делегации действительных членов общества [25].
В тот апрельский день было решено возродить структурное подразделение в г. Севастополе, хотя ТО располагался до революции в Симферополе. Однако жизнь внесла свои коррективы, и в настоящее время существуют самостоятельно как Севастопольское, так и Крымское региональные отделения. Воссозданное 9 августа 2014 года [17] подразделение было особо отмечено на Совете ИППО 24 декабря 2014 года и получило право юридической регистрации [24] на основании п. 10.2.2 Устава (в новой редакции, утвержденной Третьей конференцией международной организации 3 июня 2014 года [22]). Подразделение в Симферополе под руководством В. В. Полищука является продолжателем дел дореволюционного Таврического Отдела.
Идея создания Отдела в Тавриде рубежа Х1Х-ХХ веков была хорошо принята и поддержана церковнослужителями, дала положительный результат в изучении православного наследия на Ближнем Востоке. В январе 1900 г. председатель Императорского Православного Палестинского Общества великий князь Сергей Александрович обратился к преосвященнейшему Николаю, епископу Таврическому (в миру Михаил Захарович Зиоров, на кафедре с 1898 по 1905 гг.) с письмом, в котором благодарил Владыку «за теплое сочувствие» делу Православного Палестинского Общества. Великий князь выразил надежду епископу на создание такового в Таврической епархии: «Ваше Преосвященство, не откажите осуществить давнишнее Мое желание и открыть в вверенной попечениям Вашим епархии Отдел состоящего под Моим председательством Императорского Православного Палестинского Общества» [13, с. 531].
По распоряжению епископа Николая перед открытием Общества в местной газете «Таврические епархиальные ведомости» (далее - «ТЕВ») в 1900 г. были напечатаны «Руководящие Правила для действия Отделов Православного Палестинского Общества» [18-20]. В Вербное воскресенье 2 апреля 1900 г. в Симферопольском Александро-Невском кафедральном соборе (разрушен в 1930 г., ныне воссоздан) во время праздничной службы протоиереем Павлом (Добровым) была произнесена речь о Православном Палестинском Обществе, а по завершении богослужения в духовной консистории открылось торжественное собрание в честь создания Таврического Отдела. На нем правящий архиерей обратился ко всем присутствующим с приветственным словом, в котором собравшиеся услышали о положении дел в Святой земле, о деятельности Палестинского Общества, о российском духовном и политическом присутствии в регионе. Епископ Николай в своем выступлении, опубликованном в «ТЕВ» под названием «Речь, сказанная при открытии Таврического Отдела Православного Палестинского Общества», указал на то, какие цели ставило перед собой Общество и как можно помочь их осуществить [11]. После выступления Владыки присутствующим были розданы подписные листы и произведен сбор членских взносов с 18 действительных членов ИППО.
Почетным и пожизненным товарищем председателя был избран предводитель дворянства Таврической губернии С. Б. Скадовский, казначеем отдела - епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ
A. В. Иванов, помощником казначея - секретарь Его Преосвященства Ф. П. Якубовский, делопроизводителем - епархиальный миссионер священник В. Станиславский (впоследствии благочинный г. Керчи, претерпел гонения со стороны большевиков, умер после ареста в 1921 г.). Помимо них членами ТО ИППО стали многие известные церковные деятели Тавриды: будущий священномученик Николай Мезенцев, талантливый преподаватель Таврической духовной семинарии (далее - ТДС) А. В. Высотский, редактор «ТЕВ» Г. Ф. Соколов, преподаватель и инспектор ТДС и ее ректор протоиерей В. В. Знаменский, священники:
B. Станиславский, В. Никольский и А. Попов, кафедральные протоиереи Алексий Назаревский и Михаил Марков, иеромонах Феодосий, начальница Таврического епархиального женского училища (далее - ТЕЖУ) Ю. А. Григорьева, епархиальный наблюдатель А. В. Иванов. Из светских лиц Таврическое Общество представили С. О. Браамс, А. Д. Гирс, А. И. Карпетов, П. Ф. Кузьменко, Н. Н. Николаев, Ф. П. Якубовский и др. В мае того же года последовал Высочайший рескрипт от Великого князя Сергея Александровича с благодарностью и принятием под председательство епископа Николая созданный ТО ИППО [13, с. 533].
В 1901 году в четвертом номере «ТЕВ» была опубликована статья протоиерея Владимира Станиславского «Таврический Отдел Императорского Православного Палестинского Общества», посвященная истории открытия ТО ИППО, с кратким описанием деятельности самого Императорского Общества. В статье также
содержалась информация о заседании Отдела 9 февраля 1901 г. Заседание было посвящено вопросу открытия бесед и чтений о Святой земле по городам и селам Таврической епархии, с приглашением всех священнослужителей поучаствовать в этом деле [21, с. 221-223].
В 1901 и 1902 гг. в «ТЕВ» были представлены отчеты о деятельности ТО ИППО. Они наглядно свидетельствуют о том, как проходила работа Отдела в Крыму, увеличивался его состав в период со 2 апреля 1900 г. по 1 марта 1901 г. Главная цель Отдела в указанный период состояла в распространении сведений среди населения о Палестинской земле, разъяснении прихожанам задач Палестинского Общества, приглашении поучаствовать в благотворительных сборах и поездках в Святую землю.
На заседании Отдела 9 февраля 1901 г. было решено организовать чтения и собеседования для ознакомления слушателей с историческими событиями на Святой земле. Священнослужителям высылались брошюры для чтения, открытки с видами Палестины для бесплатной раздачи народу. В школы, где имелось в наличии проекторное оборудование, выдавались слайды для иллюстрирования бесед. Чтения проводились в духовно-учебных заведениях епархии, активно проходили слушания в Симферополе, Севастополе и Мелитопольском благочинии. Эта задумка имела весьма большой успех у населения Таврической епархии: аудитории были всегда полны. Собрания сопровождались пением церковных или военных хоров.
В «Отчете о деятельности Таврического Отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1901-1902 гг.», подписанном священником В. Станиславским, указывается на увеличение состава Отдела. Среди новых членов известны имена таких церковных деятелей Таврической губернии, как священник Александр Зверев (будущий священномученик, епископ Елецкий - Сергий), старейший смотритель Симферопольского мужского училища А. И. Леонтьев, священник П. Сербинов, Н. Н. Балабуха, Е. В. и С. В. Давидовы, А. Ф. Оленич, Н. А. Ревелиоти и др. К 1902 г. ТО ИППО состоял из 39 человек [14, с. 582-595].
За первые четыре года ТО расширил свою деятельность. В 45 приходах проводилось в год около 280 чтений, не считая собеседований по небольшим церквам, активно ведущим свою просветительскую деятельность. На мероприятиях в городах присутствовало от 250 до 400, а в селах - до 150 человек. Из церковных библиотек прихожане брали издания Палестинского Общества для домашнего чтения. Активно распространялись в епархии издания Общества и местные труды. Так, например, Таврическим священником А. Веселицким выпущена была его личная брошюра «Вступительные беседы о Святой Земле» в трех выпусках [15, с. 746-751].
В церковных школах ученикам раздавался Палестинский листок. Практически во всех крымских газетах в номерах перед Вербным воскресением печатались объявления о сборе пожертвований в пользу ИППО. В отчетах о деятельности Отдела подробно рассказывалось о проведении чтений по всем уездам Таврической губернии. Священник Николай Мезенцев, как настоятель храма Рождества Богородицы при больнице, устроенной на средства Таранова-Белозерова, регулярно проводил чтения, подкрепленные прекрасными иллюстрациями Палестины. Люди могли совершить мысленное духовное паломничество по местам страданий Христа. Не имеющие возможности посетить Иерусалим получали визуальное приобщение к великим святыням. Отец Николай бескорыстно проводил эти беседы с прихожанами храма. После установления советской власти в Крыму служитель церкви претерпел гонения и аресты, а в 1938 г. был расстрелян. На Юбилейном соборе в 2000 г. отец Николай причислен к лику святых Новомучеников Российских [15].
В ТЕЖУ чтения вел священник Александр Зверев [Там же]. В годы революции отец Александр активно защищал православную церковь. С 1922 г. он был рукоположен в сан епископа с именем Сергий. В тяжелом для церкви 1937 г. Владыка был расстрелян. На Юбилейном соборе в 2000 г. епископ Елецкий Сергий упомянут в сонме Новомучеников Российских [5, с. 291].
С началом первой революции, а позже Первой мировой войны 1914-1918 гг. деятельность ТО ИППО несколько ослабла, о чем можно судить по объявлениям в «ТЕВ», в которых публиковались просьбы архиереев Таврической епархии - архиепископов Алексия (Молчанова) и Димитрия (Абашидзе) - о возобновлении чтений и предоставлении отчетов о них протоирею Н. Бортовскому (с 1904 г. делопроизводитель, епархиальный миссионер, член ТО ИППО) [12, с. 123].
В газете «ТЕВ» последняя информация, касающаяся распоряжений по структурному подразделению, датируется 1917 годом [6, с. 64]. С установлением большевистской власти в Крыму Таврический Отдел был закрыт.
Деятельность ТО ИППО в рассматриваемый период носила, прежде всего, просветительский и благотворительный характер, знакомя православную паству полуострова со Святой землей, делая её ближе для тех, кому по разным причинам паломничество было недоступно. Члены Отдела внесли свой вклад в российское практическое палестиноведение.
Опытные священнослужители сопровождали российских паломников на Святой земле. В Указе Его Императорского Величества самодержца Всероссийского из святейшего правительствующего Синода Преосвященному Феофану Епископу Таврическому и Симферопольскому, датированном 23 декабря 1911 года, читаем: «Совет ИППО принимая во внимание насущную нужду русских паломников во Святую Землю и по получении ответа Святейшего Синода войти в сношение с Начальником Иерусалимской Духовной миссии по вопросу о возложении на таковых священнослужителей руководительства паломническими караванами... ходатайствует, чтобы Святейший Синод предписал епархиальным Преосвященным сообщать Палестинскому обществу о тех достойных священнослужителях, отправляющихся в Палестину на богомолье, которые зарекомендовали себя в приходах на палестинских чтениях, как любящие и хорошо знающие Святую Землю и вполне способны(е) стать надежными руководителями паломников по Святым местам Палестины» [4, д. 6456, л. 9].
Значимость этой деятельности проиллюстрируем словами Василия Николаевича Хитрово о Палестине: «Если есть на свете страна, которую можно назвать общею родиною человечества, то это бесспорно - Палестина. Кто из нас не произносил священные имена Синая, Иордана, Иерусалима и Вифлеема тогда, когда не понимал еще различия между добром и злом. Три религии, верующие в Единого Бога, привыкли смотреть на Иерусалим как на средоточие их вероисповедания. Сорок веков прошли над этой страной, оставляя в ней, как геологические наслоения, свою летопись. Изучать её - то же, что изучать развитие рода человечества. Каждому, от простого богомольца до пытливого ученого, посещение и изучение этой страны дает столько, сколько кто может в себе вместить» [7, с. 5].
Именно разноплановым познанием Святой земли во всех её измерениях стала многогранная деятельность ИППО как в Палестине, так и за её пределами, которая фокусировалась, прежде всего, на гуманитарном и гуманистическом аспекте, оставив потомкам богатое духовное наследие русской Палестины [10; 23, с. 9].
Императорское Православное Палестинское Общество в 1918 г. было реформировано в Российское Палестинское Общество при Академии наук СССР, деятельность которого была сведена лишь к научным исследованиям. 22 мая 1992 года Президиум Верховного Совета Российской Федерации принял постановление о восстановлении исторического имени Императорского Православного Палестинского Общества и его многоаспектной деятельности на Ближнем Востоке. Сейчас Общество ведет активную работу в разных благотворительных, социальных и юридических направлениях.
В Республике Крым региональное отделение ИППО принимало участие в открытии памятника императору Николаю Второму в Ливадии (май 2015 г.) и Евпатории (май 2016 г.), провело научные чтения в созданном после 2014 года Крымском федеральном университете. Ведет активную научную и просветительскую деятельность [1; 2; 16], подражая старателям Общества рубежа XIX-XX столетий.
Список источников
1. В Крымском федеральном университете по инициативе ИППО прошла конференция памяти императора Николая II [Электронный ресурс]. URL: http://ippo.ru/news/2015/05/simferopoЦдата обращения: 10.01.2017).
2. В КФУ состоялась научно-практическая конференция «Почётный член ИППО - Святой Страстотерпец Император Николай Второй» [Электронный ресурс]. URL: http://www.cfuv.ru/news/v-kfu-sostoyalas-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-pochjotnyjj-chlen-ippo-svyatojj-strastoterpec-imperator-nikolajj-vtorojj (дата обращения: 20.01.2017).
3. Высокопреосвященнейший Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский, Председатель Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии, член Совета ИППО. Слово о Палестинском Обществе // Православный Палестинский сборник. М., 2003. Вып. 100. С. 3-4.
4. Государственный архив Республики Крым. Ф. 118. Оп. 1.
5. Доненко Н., иерей. Наследники Царства. Симферополь: Бизнес-Информ, 2004. 551 с.
6. Императорское Православное Палестинское Общество // Таврические епархиальные ведомости. 1917. № 7. С. 63-64.
7. Лисовой Н. Н. В. Н. Хитрово - основатель Императорского Православного Палестинского Общества // Хитрово В. Н. К животворящему Гробу Господню. Рассказ старого паломника. М.: Издание Паломнического центра Московского Патриархата, 2006. С. 5-59.
8. Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале XX в. М.: Индрик, 2006. 512 с.
9. Лисовой Н. Н. Феномен А. Н. Муравьева и русско-иерусалимские отношения первой половины XIX века // Православный Палестинский сборник. М.: Издание Паломнического центра Московского Патриархата, 2005. Вып. 103. С. 4-20.
10. Махамид О. Россия и Палестина: диалог на рубеже XIX-XX веков: историко-литературные очерки. СПб.: Лики России, 2002. 152 с.
11. Николай, епископ. Речь, сказанная при открытии Таврического Отдела Православного Палестинского Общества // Таврические епархиальные ведомости. 1900. № 7. С. 516-520.
12. От Таврического Отдела Императорского Православного Палестинского Общества // Таврические епархиальные ведомости. 1913. № 9. С. 123-124.
13. Открытие Таврического Отдела Православного Палестинского Общества // Таврические епархиальные ведомости. 1900. № 7. С. 531-533.
14. Отчет о деятельности Таврического Отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1901-1902 гг. // Таврические епархиальные ведомости. 1902. № 10. С. 582-595.
15. Отчет о деятельности Таврического Отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1903-1904 гг. // Таврические епархиальные ведомости. 1904. № 11. С. 744-756.
16. Панин А., Гришин Г. Вечная память. В Крыму прошла конференция ИППО [Электронный ресурс]. URL: http://rosvesty.ru/2163/upravleme/9979-vechnaya-pamyat/_(дата обращения: 11.12.2016).
17. Протокол № 1 Собрания действительных членов ИППО в Республике Крым (г. Симферополь) Международной общественной организации «Императорское Православное Палестинское Общество» от 09.08.2014 г. // Архив Крымского регионального отделения ИППО.
18. Руководящие Правила для действия Отделов Императорского Православного Палестинского Общества // Таврические епархиальные ведомости. 1900. № 3. С. 151-166.
19. Руководящие Правила для действия Отделов Императорского Православного Палестинского Общества // Таврические епархиальные ведомости. 1900. № 5. С. 315-323.
20. Руководящие Правила для действия Отделов Императорского Православного Палестинского Общества // Таврические епархиальные ведомости. 1900. № 6. С. 392-400.
21. Станиславский В., протоиерей. Таврический Отдел Императорского Православного Палестинского Общества // Таврические епархиальные ведомости. 1901. № 4. С. 219-223.
22. Устав ИППО [Электронный ресурс]. URL: http://ippo.ru/about/doc/ustav/ (дата обращения: 21.12.2016).
23. Щевелев С. С., Близняков Р. А. Просветительская деятельность Императорского Православного Палестинского Общества на территории Палестины в 1882-1917 гг. // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Исторические науки. 2015. Т. 1 (67). № 4. С. 3-11.
24. 25 декабря в Центре ИППО под председательством Сергея Степашина состоялось заседание Совета ИППО [Электронный ресурс]. URL: http://www.ippo.ru/news/article/sovet-ippo-obsudil-masshtabnuyu-programmu-deystviy-308337 (дата обращения: 19.04.2017).
25. 7 апреля Председатель Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Степашин возглавил заседание Совета Общества [Электронный ресурс]. URL: http://www.ippo.ru/news/article/na-sovete-ippo-sergey-stepashin-vystupil-s otcheto-100527_(дата обращения: 19.04.2017).
TAURIDA BRANCH OF IMPERIAL ORTHODOX PALESTINE SOCIETY (1900-1917): BY THE MATERIALS OF "TAURIDA EPARCHIAL BULLETIN"
Bliznyakov Roman Aleksandrovich, Ph. D. in History Agatova Mariya Aleksandrovna
Taurida Academy of V. I. Vernadsky Crimean Federal University in Simferopol Bliznyakov80@mail. ru; agatovamasher@mail. ru
The article examines the Taurida Branch of the Imperial Orthodox Palestine Society (TB IOPS). The work results in studying the versatile activity of the TB IOPS. Scientific originality of the research is in the first attempt to reconstruct the Branch's activity on the basis of little known materials of the periodical "Taurida Eparchial Bulletin". The publication addresses the wide circle of readers concerned for Palestine subject matter in the retrospective aspect.
Key words and phrases: Imperial Orthodox Palestine Society; Palestine; Orthodoxy; Taurida Branch of Imperial Orthodox Palestine Society; V. N. Khitrovo; schools; seminaries.
УДК 94
Исторические науки и археология
Статья посвящена московским событиям 1771 года, в частности - последствиям т.н. «чумного бунта». Исследуется вопрос появления в московской градостроительной практике нового, ранее не свойственного явления - «городского кладбища». Кроме того, поднимаются вопрос о статусе и значении кладбищенских храмов в Москве конца XVIII века и вопрос об упразднении т.н. приходских погостов, что привело к изменению сакрального пространства внутри монастырских оград и вокруг приходских храмов. В данном ракурсе ранее исследования не проводились.
Ключевые слова и фразы: городское кладбище; приходское кладбище; погост; 1771 г.; Москва; Екатерина II; реформы; монастырь; ХУШ в.; сакральное пространство; чума.
Борей Владимир Ильич (архимандрит Михаил)
Московская православная духовная академия mihailborei1968@mail.ru
УПРАЗДНЕНИЕ МОСКОВСКИХ ПРИХОДСКИХ ПОГОСТОВ И СОЗДАНИЕ ПЕРВЫХ ГОРОДСКИХ КЛАДБИЩ ПОСЛЕ СОБЫТИЙ 1771 ГОДА
С древнейших времен на Руси местом упокоения для людей дворовых, ремесленных и крестьян служили погосты вокруг приходских храмов. Подобная практика имела многовековую историю и сложилась, в определенной мере, исходя из специфики разряженной застройки русских поселений [8, с. 114]. Особенностью мест погребения в национальной практике было также и то, что они «не распланировывались» (на сектора), а захоронения велись на удобных и свободных участках [7, с. 135]. Единственное, что могло объединять несколько захоронений, - это родовое преемство. При этом особых участков для знати на подобных кладбищах не было - всякое место в церковной ограде было одинаково значимо. Погребение на церковном погосте имело важное сакраментальное значение для наших предков: тем самым свидетельствовалось, что человек прожил христианскую жизнь и теперь душой и телом ожидает Второго пришествия Христова. Также захоронение на церковном кладбище имело и важный нравственный аспект: места погребений родных и близких людей всегда посещали после церковных служб все члены семьи и совершали заупокойные литии. Тех же, кто умирал неестественной смертью или был вне общения с церковной общиной, хоронили вне поселений, что указывало на их нежелательный статус на приходском кладбище. Практика московских церковных погостов в полной мере сложилась в ХУШ в. и была тождественна практике в иных местах Российской Империи.
Местом погребения людей сановных и знатных служили монастыри. Здесь можно упомянуть Новоспасский монастырь с величественным Спасо-Преображенским собором (1645-1649 гг.). В монастырской ограде и в подклете собора нашли свое пристанище представители знатных боярских родов, в том числе и царских