роли освещенности, которая, собственно, определяет и композицию, и основные смысловые акценты произведения. Все указанные характеристики являются важнейшими для средового дизайна.
Именно таким образом выявляется характерный параллелизм средовых процессов в проектных и сугубо худо-
жественных видах творчества. Изучение выразительного языка живописи, утверждая художественную образность как значимую ценность современной проектной культуры, развивает в дизайнере способность превращать привычные предметно-пространственные решения в индивидуально ощущаемую целостность.
Примечания
1. Азизян И. А. Теория композиции как поэтика архитектуры / И.А. Азизян, И.А. Добрицина, Г.С. Лебедева. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 568 с.
2. Андронов Н. Каталог выставки / Н. Андронов. - СПб.: Palace Editions, 2006. - 150 с.
3. Васнецов А. В. Каталог выставки / А. В. Васнецов. - М., 2005. - 150 с.
4. Вейсберг В. Г. Каталог выставки / В. Г. Вейсберг. - М.: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, 2006. - 112 с.
5. Вейсберг В. Г. Классификация основных типов художественного восприятия / В. Г. Вейсберг // Симпозиум по структурному изучению знаковых систем: [тезисы докладов]. - М.: Издательство АН СССР, 1962. - С 134-136.
6. Ефимов А. В. Дизайн архитектурной среды: учеб. для вузов / А.В. Ефимов, Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев и др. - М.: Архитектура-С, 2004. - 504 с.
7. Иконников А. В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве / А. В. Иконников. - М: Ком. Книга, 2006. - 352 с.
8. Кантор К. М. Искусство как исток и модель экологически обоснованного дизайна / К. М. Кантор // Дизайн: [сб. научных трудов] / ред. Н.В. Воронов. - Москва: НИИ Российской академии художеств, 1996. - Выпуск 4.
9. Кантор А. М. Предмет и среда в живописи / А. М. Кантор. - М.: Советский художник. 1981. - 127 с.
10. Флоренский П. А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / П. А. Флоренский. - М.: Мысль, 2000. - 446 с.
11. Abramowicz D. Giorgio Morandi: the Art of Sience 2004 Vale University Press / D. Abramowicz. - 267 р.
12. Giorgio Morandi. Skira / Giorgio Morandi. - 2008. - 366 р.
Л. Н. Захарова, Ф. Д. Фахрутдинова
ТАТАРСКИЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ СИБИРИ
В статье рассматривается формирование традиционного женского костюма в Сибири. Освещаются основные условия возникновения, становления и развития татарского костюма. Называются и анализируются основные принципы конструирования и декорирования женской татарской одежды. Ключевые слова: искусствознание, явление культуры, народный костюм, традиция, обычай, диффузия (заимствование), интеграция, единство материального и духовного.
In article has a foundation of costume for women's in Siberia. The main conditions of origin and development of Tatar costume. The main principles of construction and decoration of Tatar costume for women's. Keywords: art education, appearance of culture, the national costume, tradition, custom, diffusion. (was borrow), integration, unity of material and spiritual.
Народный костюм является одним из основных элементов материальной и духовной культуры. Татарское население представлено в Тюменском регионе в основном сибирскими и поволжскими татарами, культура которых имеет специфику, отражающуюся в различных артефактах, том числе и в одежде. Влияние климатических условий, особенности хозяйственной деятельности отразились в своеобразии типов народного костюма и материалов, из которых они изготавливались. С глубокой древности костюм отвечал не только материальным, но и духовным потребностям человека, выполняя необходимые бытовые, социальные и обрядовые функции. Художественный уровень, эмоциональная насыщенность отражают мировоззрение, эстетические предпочтения, ментальность народа. Процесс создания народного костюма - это эстетическое преобразование жизненного опыта в художественные образы, осуществляемое талантом и мастерством народа с помощью воображения сквозь призму мировоззрения (эстетических идеалов) на крепкой основе традиции. В народном костюме, как в фокусе, сосредоточены наиболее важные черты, особенности народного сознания, его социальные, нравственные, религиозные представления, этнические идеалы, для выражения которых использованы художественные средства. Это композиция, цвет, орнамент, ритмическая система построения, объемно-пластические формы, реализованные в крое и конструкции одежды. Системное изучение феномена «народный костюм» предполагает одновременное рассмотрение ее конструктивного, функционального и семантического планов, что позволит создать целостную модель, интегрирующую универсалии традиционной картины мира.
Этнокультурные связи сибирских татар с поволжскими татарами просле-
живаются и в их костюме. Народный костюм, выступая важным элементом этнической культуры, выступает как способ взаимодействия культур, наряду с языком, обычаем и традицией. Взаимодействие сибирских и поволжских татар в большей степени носит ин-тегративный характер, то есть полной консолидации не произошло, и каждый из народов продолжает сохранять некоторые различия как в костюме, так и в языке, культовых обрядах.
В результате сибирский татарский костюм включил в себя множество территориальных типов. В основе костюма сибирских татар лежат древние тюркские формы в виде рубахи, шаровар, камзола, распашного халата, высоких или маленьких головных уборов, цветных или однотонных сапог на мягкой кожаной подошве. Костюм выделяется обилием металлических украшений, применяемых для декорированной отделки одежды, а также в виде украшений. Основные элементы народной одежды издавна были общими для всех групп татар. Еще в середине XIX века повсеместно и мужчины и женщины носили длинные, широкие туникообразного покроя рубахи и длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду. У женщин эту монументальность подчеркивали массивные нагрудные, накосные и наручные украшения и сложные, как правило, сочетающиеся с большими покрывалами головные уборы. При наличии общих этнических черт народный костюм в каждом конкретном случае своеобразен. Ни один элемент его, даже у представителей одной группы этноса, как правило, не повторяет другой. Все они соотносятся как вариации культуры, без которых, как известно, не могут существовать сами народные традиции. В процессе этнокультурной и этноконфессиональной консолидации татарский костюм в Тюменском регионе развивался и развивается как
множество сближающихся местных традиций. Костюм, являясь наиболее ярким «определителем» национальной принадлежности, воплощением понятия об идеальном образе представителя своей нации, выступает как явление или часть культуры, в котором отражен синтез красоты и целесообразности. Сливаясь с физическим обликом, он раскрывает индивидуальные особенности человека, его возраст, социальное положение, характер, эстетический вкус. Нужно отметить, что наиболее ярко национальные особенности в одежде проявляются в женском костюме - ведь в силу эмоциональности женщин и их внутренней потребности к красоте он отличается необычайным своеобразием. При всей цветовой экзотичности татарский женский костюм не выпадает из общей мировой тенденции моды:стремление к приталенному силуэту, отказ от больших плоскостей белого цвета, широкое применение продольного волана различной конфигурации, использование тканей с объемными цветами. Традиционный татарский костюм имеет трапециевидный силуэт с «восточной» насыщенностью цветов, обилием декора в виде вышивки и металлических украшений и ювелирных изделий. Женская одежда по многообразию составляющих ее элементов и в деталях более разнообразна по сравнению с мужской. Она различается не только функционально, но и по возрастному признаку (девичья одежда, одежда молодых и старых женщин). В ней больше заметны территориальные особенности кроя и декоративно-художественного оформления. В число элементов нижней одежды входят рубаха, нижний нагрудник - «кукракча». Такое сочетание присуще практически каждому комплексу костюма и является его традиционной основой. На всей территории эти элементы имеют практически общие покрои и названия. Женский
костюм сибирских татар состоит из широкой рубахи «кинек» с прямым разрезом посередине, стоящим воротником, с ластовицей или без нее. Праздничные рубахи шили из шелковых тканей, воротник их украшали вышивкой золотыми или серебряными нитями и пуговицами. При этом рубаха служила нательной одеждой и платьем. В жаркую погоду рубаха выполняла функцию верхней одежды, а обычно поверх нее надевали распашную одежду. По принципу кроя все многообразие женских и мужских рубах можно разделить на два типа: туникообразно-го покроя; со скошенными и сшивными плечиками, закругленными проймами для рукавов. Неотъемлемой принадлежностью женской рубахи является нижний нагрудник, нагрудная повязка - «кукракча», «тушелдрек». Наличие нагрудника в женском татарском костюме объясняется множеством взаимосвязанных функций, которые он исполнял. Утилитарная функция состоит в том, что его надевали вниз под рубаху с традиционно глубоким грудным разрезом, чтобы скрыть распахивающуюся при движении щель на груди. Древнейшая функция - религиозно-магическая - связана с необходимостью сокрытия груди кормящей женщины от недоброго постороннего взгляда (3, с. 218). Магически-религиозная символика нагрудной повязки определяет общие признаки традиционного женского костюма, коренящиеся в мировоззрении татарского народа. Татарский костюм как художественно-эстетическая и социально-историческая категория, при безусловной зависимости от магически-религиозного содержания, определяет формирование устойчивых традиций. Поверх рубашки женщины надевали жилет «камзол». Это однобортное изделие шили из различных материалов (бархат, парча и др.) в талию, с прямым стоящим воротником. Застегивался такой жи-
лет на 4—5 пуговиц. Камзол шили на подкладке «астар», с короткими (до локтя) рукавами «терсэк енг камсул», татарки чаще носили «камзолы-безрукавки». Камзолы были длинные, до колен, короткие, до бедер с запахом спереди или встык. Декорировались края бортов, подола, проймы рукавов полосками позумента, мехом, пушистыми птичьими перьями. Термин «камзол» широко применяется и по отношению к плюшевому жилету, который многими татарами воспринимается как национальная одежда (3, с. 132). Одним из основных элементов народного костюма является головной убор, которому придается особое значение. Охранительный (апотропейный) аспект системы традиционного мировоззрения ярче проявляется в головном уборе. Головные уборы строго делятся на девичьи и женские, при этом девичьи оставляли волосы открытыми, а женские обязательно полностью закрывали их. Ходить с непокрытой головой считалось грехом, отклонением от норм поведения в обществе. При рассмотрении одежды как источника выявления этнических связей различного уровня, по мнению Е. Ю. Смирновой, необходимо определить главный признак, по которому следует вести анализ, - это крой в комплексе с декором.
Шейно-нагрудные украшения татарок - матерчатые нагрудники «изу», отличались по крою, форме и декоративному убранству. У сибирских татар преобладали нагрудники чешуеобразные ушитые монетами, у поволжских татар - позументом и ювелирными накладными бляхами, у башкир - сплошь зашитые кораллами и бисером. Другим специфическим нагрудным украшением была перевязь - «хасите», обычно на матерчатой основе, которая украшалась драгоценными накладными бляхами. У сибирских татар перевязь -«чапчук» украшалась карманцем -амулетом, расшитым тамбуром, а у
башкир - золотым шитьем «в прикреп» и серебряными монетами. Вариативность и импровизационность как главные творческие принципы использовались при создании и развитии женского татарского костюма в Сибири. Все названные виды нагрудных украшении бытовали в рассматриваемом регионе.
Из женских головных уборов специфически местной была налобная повязка «сарауц», которая, по мнению многих исследователей, большое распространение получила во второй половине XIX - XX веках среди женщин из состоятельных семей. По мнению Ф. Т. Валеева, праздничными головными уборами были калфаки (больших и небольших) размеров, вязаные или сшитые из шелковых и бархатных тканей, покрытые вышивкой золотой или серебряной нитями, а также сшитые с твердым картонным околышем из бархатной ткани (1, с. 100). Экземпляры «сарауца» и калфаков хранятся в коллекциях Тобольского и Тюменского музеев. Обязательной частью женской одежды было покрывало. В этой традиции отразились древние языческие воззрения о магии волос, закрепленные позднее исламом, рекомендующим скрывать очертания фигуры и прикрывать лицо. В XIX веке на смену покрывалу пришел платок. Платки русского фабричного производства приобретались у торговцев. В результате длительного развития культуры выработалось отношение к костюму как к определенной целостности форм, которая должна обеспечивать нормальную жизнедеятельность человека в конкретных условиях (в данном случае - в Сибири) и соответствовать социальным и эстетическим требованиям времени. Соотношение функционального и эстетического в костюме определяется его назначением. Оптимальное соответствие этих сторон костюма его назначению делает костюм социально значимым, ценным. Ценностное
отношение становится существенным критерием, при восприятии костюма в целом и при восприятии (оценке) отдельных его частей. С позиции ценностного отношения к костюму головной убор в гораздо большей степени, чем другие части одежды, определяет социальную значимость костюма в целом, его эстетическую ценность, в нем могут воплощаться морально-этические нормы, которым соответствует костюм.
Включение в традиционную женскую одежду сибирских татар элементов одежды поволжских татар можно объяснить сходством мировоззренческих концепций, потребностью самой культуры в развитии. Стиль женского татарского костюма отражает не толь-
ко национальные особенности, но и региональные типологические черты, специфику художественно-конструкторской организации всех элементов художественного языка костюма, его деталей в культурно-целостный комплекс. Татарский костюм в Сибири представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. В XXI веке, в эпоху глобализации, на фоне интернационализации моды существует стремление каждого народа сохранить неповторимость своей культуры.
Примечания
1. Валеев Ф. Т. Сибирские татары. Культура и быт / Ф.Т. Валеев. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1993. - 208 с.
2. Завьялова М. К. Татарский костюм / М.К. Завьялова. - М., 1995. - 256 с.
3. Заморская Н. Я. Промышленное моделирование и изготовление головных уборов / Н.Я. Заморская. - М., 1995. - 220 с.
4. Мухамедова Р. Г. Татарская народная одежда / Р.Г. Мухамедова. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1997. - 224 с.
5. Суслова С. В. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX - начало XX в.) [Карты] / С. В. Суслова, Р. Г. Мухамедова // Историко-этнографический атлас татарского народа. - Казань: Фэн, 2000. - 311 [1] с.