УДК 94(47)
А.М.Арсланов
ТАТАРСКИЕ УЧИТЕЛЬСКИЕ КУРСЫ В ИСТОРИИ ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
В данной статье рассматривается деятельность татарских учительских временных курсов, действовавших в конце XIX - начале XX века и являвшихся одним из основных способов подготовки и переподготовки контингента педагогических кадров для мусульманских новометодных школ. Главное внимание автор уделяет наиболее значимым и длительным летним курсам, оставившим значительный след в процессе воспитания татарских учителей: рассматривается также политика государственных чиновников по отношению к данному явлению.
Ключевые слова: педагогические кадры, новометодная татарская школа, мугаллим, мугаллима, джадидизм, учительские курсы, благотворительность.
ALMAZ MEKHAMETGALIEVICH ARSLANOV TATAR TEACHER COURSES IN TATAR CULTURE HISTORY.
This article reviews the activities of the Tatar teacher temporary courses, prevailing at the end of XIX - early XX century and is one of the main ways of training and retraining of teachers for the contingent of Muslim schools with new education method. The main attention is paid to the most significant and long summer courses that left a considerable mark in the upbringing of the Tatar teachers: consider the policies of public officials towards to this phenomenon.
Keywords: teaching staff, Tatar school with new education method, mugallim, mugallima, jadidism, teacher courses, charity.
История учительства - важнейшая составляющая часть истории татарского народа. В мировой практике наблюдается такая закономерность: чем выше уровень интеллекта, образованности, педагогической оснащенности учительских кадров, тем выше уровень грамотности народа. У татар исторически сложившаяся уже после принятия ислама в IX-X веках система образования до Октябрьского переворота была без контроля, опеки государства. Правительство материально не поддерживало ее и особо не вмешивалось в процесс обучения. Проблемы подготовки педагогических кадров целиком лежали на плечах мусульманских общин, богатых спонсоров из народа. Тем не менее, подготовка учителей осуществлялась и основная роль в этом процессе принадлежала мектебам и медресе (начальные, средние и высшие религиозные учебные заведения) - там воспитывались имамы и мударрисы (старшие учителя, преподаватели, наставники) -широкообразованные для своего времени педагоги. Важнейшую функцию подготовки и переподготовки уже работающих мударрисов выполняли временные курсы при действующих медресе, своего рода курсы повышения квалификации учителей. Данная статья посвящена освещению некоторых очень важных, но до сих пор почти не исследованных страниц истории подготовки учительских кадров.
Переподготовка, обучение новой методике преподавания стали особо актуальными на рубеже XIX - XX веков, когда в результате борьбы кадимистов и джадидистов (сторонники старого и нового методов обучения) на повестку дня выдвигался вопрос новометодного обучения. Данный вызов общественного развития самым первым был понят и поставлен перед мусульманским миром виднейшим ученым и общественным деятелем И.Гаспринским. Он был человеком, который не только ввел новый метод в татарских школах, но и являлся зачинателем дела по подготовке учителей новометодного направления. В 1885 году в Бахчисарае им была организована первая школа, обучающая по новому методу, при которой были организованы первые курсы для молодых мугаллимов (учителей) новометодного направления, куда стекалась татарская молодежь с разных концов Российской империи.
В последующие годы процесс организации специальных педагогических курсов для подго-товки и переподготовки учителей-мугаллимов получил довольно широкое развитие. Курсы были направлены на подготовку педагогов новой формации, способных преподавать в новометодных мектебах и медресе и пропагандирующих идеи просвещения народа. Постепенно пропагандируемые И.Гаспринским ценности были восприняты зажиточными людьми. К примеру, поддержав идеи И. Гаспринского о необходимости обновлений в системе образования промышленник - миллионер Г. Хусаинов открыл несколько новометодных мектебов и медресе и лично следил за состоянием дел в открытых им учреждениях. При посещении школ купец проводил личные беседы с преподавателями и давал им практические советы [12, с.78]. К подбору педагогов Г.Хусаинов относился особо строго и требовал их соответствия критериям и уровню занимаемой должности [14, с.254].
Столкнувшись в своей благотворительной деятельности с недостатком квалифицированных педагогических кадров Гани Хусаинов при действующих открытых и содержащихся им школах решает организовать за свой счет еще и учительские курсы [4, с.218]. При содействии молодого педагога и общественного деятеля Фатиха Карими первые педагогические курсы были открыты в 1897 году в Оренбурге. На данных четырехмесячных курсах около 100 мугаллимов из разных мест получают сведения о новых методах преподавания и изучают новые педагогические приемы [4, с.46]. В июне 1899 г. в селе Каргалы близ Оренбурга при 9-ой мечети, отстроенной на средства Хусаиновых, открылись еще одни педагогические курсы. Преподавателями были приглашены учителя одного из крупнейших новометодных медресе «Хусаиния» г. Оренбурга Губейдулла Якупов, Фатих Карими, Ахметфаиз Даутов и др.
В программе курсов большое внимание уделялось методике обучения по звуковому методу или «ысул-джадид», так как целью курсов была подготовка образованных учителей для новоме-тодных мектебов и медресе. Исходя из этой цели, в программе значительное место уделялось также светским наукам, таким как история, география, математика, ботаника и зоология, орфография и синтаксис, педагогическим дисциплинам - психология, основы преподавания и воспитания. Не забывались и религиозные науки. Изучался Коран и правила его чтения (таджвид), хадисы и тафсиры - толкование Корана. Преподавались те предметы, которые должны были войти в курс реформированных мектебов и медресе.
На курсы собирались учителя из всех основных центров татарской культуры, за исключением Астрахани [13, с.170] - там были свои курсы. За время обучения до шестидесяти учителей содержались за счет устроителя курсов. Им же оплачивались проезд, питание и проживание. Впоследствии выпускники курсов трудоустраивались в Казанской, Оренбургской, Уфимской губерниях, а также в Туркестане и на Урале. Где бы они не работали им Г.Хусаиновым выплачивалось ежемесячное жалование в размере 40-80 рублей [4, с.38,39]. Постепенно интерес к курсам Г.Хусаинова среди татарских учителей расширился. В первый год работы учительские курсы посещали шестьдесят человек, в 1900 году - семьдесят, а в последний год существования курсов подготовку прошли восемьдесят учителей. Как видно Каргалинские учительские курсы были весьма популярны среди национальной элиты, данное умозаключение подтверждают факты посещения этих курсов виднейшими педагогами и деятелями культуры того времени ГБаруди, А. Хусаиновым, А.Мустафиным, С.Галикеевым. Однако, такое крупное и значимое для общественной жизни татарского народа явление как Каргалинские курсы не остаются вне внимания царского правительства. Под предлогом отсутствия официального разрешения в 1901 г. они были закрыты. Но деятельность Каргалинских курсов не прошла бесследно. Несмотря на сравнительно короткий - трехлетний срок существования было подготовлено более двухсот [1, с. 172] педагогов новометодного направления. Они продолжили свою просветительскую деятельность мектебах и медресе, обучая подрастающую молодежь светской грамоте. Среди выпускников курсов можно отметить деятельность впоследствии выдающихся педагогов и общественных деятелей Х.Атласи, Н.Надиева, Х. Файзи и др.
Курсы по подготовке учителей стали новым явлением в общественной и педагогической жизни татарского народа и, являлись наряду с медресе практически единственным способом воспи-тания квалифицированных педагогических кадров для татарских мектебов и медресе. При условии отсутствия «дарельмугаллимин» (высшая школа для подготовки учителей) и «дарельмугаллиматов» (высшая школа для подготовки учительниц), их деятельность явилась хорошим подспорьем для обеспечения джадидских (новометодных) школ профессиональными кадрами.
С начала XX века, особенно после Первой русской революции 1905-1907 годов, краткосрочные курсы приобретают еще большую популярность среди татарского учительства и шакирдов (учеников). К примеру, в этот период широкую известность приобретает медресе «Буби», расположенное в деревне Иж-Буби Сарапульского уезда. Оно стало крупнейшим учебным центром российского мусульманства и даже получило негласное название высшей учительской школы. Возглавляемое братьями Габдуллой и Губайдуллой Буби медресе было реформированным, то есть обучение шло по европейским стандартам и образцам. В нем готовили не только грамотных религиозных деятелей, но и людей разных профессий: от работников сельского хозяйства до предпринимателей. Однако, в основном, выпускники Иж-Бубинского медресе выбирали стезю учителя - мугаллима джадидских школ. Наряду с учителями-мугаллимами в Иж-Бубинском медресе готовили и женщин-препода-вателей. В курс медресе были включены педагогика и методика преподавания. Согласно недельной сетке обучения в медресе «Буби» за 1908 г. педагогическим предметам отводилось шесть часов. Серьезность и заинтересованность руководителей медресе в подготовке еще большего количества учителей и учительниц показывает факт организации ими с лета 1908 года трехмесячных педагогических курсов. В начале в некоторых татарских газетах размещаются объявления о курсах [6, 9 с. 11]. Так в газете «Эль-ислах» от 2 марта 1908 года было опубликовано приглашение на 3-х месячные летние курсы, которые проводились с мая по август в деревне Иж-Буби Сарапульского уезда. Дата заезда с 5 по 10 мая. Каких либо ограничений для посещения летних курсов не указывалось, «приглашались все, кто жаждет просвещения» [9, с.11]. Примерный курс обучения предлагался по следующим предметам: математика, естественные науки, география, всеобщая история, гигиена. В приглашении указывалось, что курсы будут платными - пять рублей в месяц. Объяснены были также пути приезда в Иж Буби. Приглашение было подписано от имени Буби Ахметгараем Габитовым и Фатихом Файзуллиным.
В действительности предметы обучения существенно расширились. Не оставались в стороне религиозные предметы, наряду с ними преподавались арабская литература, грамматика татарского языка, счёт, естествознание, зоология, ботаника, химия, география, педагогика и методика [6]. При-ехавшие на курсы имели возможность во всех тонкостях ознакомиться с организацией учебного процесса, методикой подготовки к урокам, составлением расписания, подготовкой учебных планов, а самое главное наглядноизучить с наилучшей для того времени организацией учительского дела. Основная цель летних педагогических курсов виделась в повышении квалификации учителей. Преподавательский состав был
весьма представительным: А.Сукман, Ф.Файзуллин, МАлиев, Г. Иль-ясов и др [5, с. 34].
Как и у Каргалинцев, постепенно популярность Иж-Бубинских курсов росла. Если к 1908 году число выучившихся составляло двадцать учителей и шесть преподавательниц, в 1909 году - 64 учителя и 42 учительницы, то к 1910 году курсы окончили 84 мугаллима и 58 мугаллимы [3, с.185]. Как указывалось выше, приезжие мугаллимы участвовали в разработке учебных планов и расписа-ния для начальных классов мужских и женских медресе [8, с.194]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что курсы переросли в свое предназначение и стали своего рода неким центром, где разрабатывались учебные программы и планы, составлялись расписания занятий и т.д. А если учесть и географию приезжающих на обучение учителей, то можно считать, что данный стандарт, утвер-жденный в медресе Буби на курсах, вдальнейшем был перенесен и адаптирован в школах и медресе, в разных регионах страны. Таким образом, в условиях отсутствия специализированных методи-ческих центров, и унифицированных программ преподавания, значение курсов в истории татарского учительства возрастала еще больше.
Но растущий авторитет и слава, как Бубинского медресе, так и летних курсов не давала покоя ревностным "защитникам" старометодного обучения. Ишмухаммет Динмухамметов (Ишми-ишан) из Тунтерского медресе - идейный вдохновитель "кадимистского движения" (старометодного дви-жения) -своими доносами "об антиправительственных методах обучения" на педагогических курсах при Буби добивается их закрытия. Курсы просуществовали до 1911 года. Братья Буби были обвине-ны в антиправительственной деятельности и арестованы. Медресе Буби также было закрыто.
Как показывает практика, основной проблемой проведения педагогических курсов всегда яв-лялось противостояние этому начинанию государственных чиновников. Это положение утверждает проведенное нами иследование исследование деятельности двух летних педагогических курсов в Каргалах и Иж-Буби. Сценарий, буквально под копирку, был разыгран и в Казани. Общество учите-лей "Нашре Магариф", возникшее в конце 1906 года, 2 мая 1907 года при медресе "Мухаммадия" открыло курсы для подготовки татарских учителей. На курсы прибыло порядка шестидеяти человек из Казанской, Вятской, Уфимской и других губерний - в большинстве своем сельские учителя-мугал-лимы. Программа курсов особо не отличалась оригинальностью. Были включены и религиозные предметы [10, л.1]. Преподавать на курсах приглашались лучшие мугаллимы Казанских медресе. Они должны были содержаться за счет добровольных пожертвований. Вскоре 20 мая 1907 мая курсы посетил полицмейстер и вынес постановление о закрытии курсов. Официальная причина: отутствие разрешения на проведение курсов, несоответствие содержания образования традиционным программам конфессиональных школ и наличие среди преподавательского состава нежелательных элементов [7, с. 38]. 21 мая обучавшиеся были разогнаны полицией. Мугаллимы были подвергнуты обыску, у них изъяли учебники и тетради. Часть учителей была подвергнута допросу, большинство отстранено от преподавательской деятельности и выслано из Казани. Учительские курсы при мед-ресе "Мухаммадия" проработали всего 18 дней.
Примеры противостояния татарских учителей - национальной элиты и царских функционеров можно продолжить. В 1908 году попечитель Казанского учебного округа именитым предприни-мателям Акчуриным отказывает, мотивируя это непредусмотренностью открытия таких типов кур-сов [11]. Судя по сообщению газеты "Вакыт" ("Время"), в 1909 году не разрешается провести крат-кострочные учительские курсы в городе Бугульме [2]. Известно о попытке открытия в 1909 году двухгодичных педагогических курсов в г.Оренбурге мусульманским обществом этого же города [13, с. 245]. Как и все остальные ходатайства, прошение оренбуржцев было отклонено Министерством народного просвещения.
Таким образом, возникшие в конце XIX- начале XX века как ответ на вызов общественного развития мусульманской части населения страны, продиктованные реформаторским движением, борьбой между противниками и сторонниками новометодного обучения, учительские курсы стали весьма важной составной частью образовательного процесса татар. Разбросанные по всей России в центрах национальной культуры - В Казани, Уфе, Оренбурге и др. - они выполняли самые разнообразные функции:
- сравнительно за короткий (трех-четырехмесячный) срок, наряду с традиционными рели-гиозными предметами, давали знания по светским дисциплинам - математике, биологии, истории, географии и т.д.;
- осуществляли профессиональную подготовку: обучали ведению учебного процесса по новой методике, преподавали педагогику, психологию;
- давали практические навыки составления учебного плана, недельного, месячного расписания занятий.
Все это было ново и использовалось в учебной практике впервые. Полученные знания расши-ряли кругозор учителей и помогали углублению учебного процесса, способствую еще более профессионализации учительской работы. Если учесть, что выпускники курсов работали в разных концах страны, то можно сделать вывод и о том, что учительские курсы, в сущности, становились своего рода центром накопления и распространения педагогического опыта. Это намного шире, чем первоначально поставленные задачи подготовки преподавателей новометодного обучения.
Однако, как показывает опыт работы Каргалинских, Казанских, Иж-Бубинских, Бугульминских курсов, не все удалось сразу, и все шло не так гладко. Весьма сложные отношения складывались между
организаторами курсов и функционерами государственного аппарата. В большинстве случаев весьма плачевно - закрытием учебного заведения, иногда арестом ведущих педагогов. Но, несмотря на это, процесс подготовки учителей новометодного обучения продолжался вплоть до Октябрьского переворота 1917 года.
Литература
1.Амирханов Р.У. Иманга тугрылык / Р. Амирханов.— Казан: Татар.кит.нэшр., 1997.— 384 с.
2.Бегелмэ...//Вакыт. - 1909. - 26 май.
3.Бубый Г. Бубый мэдрэсэсенец кыскача тарихы Бубый-Сарапул-Голжа-Бубый: 1913-1918 // ОРРК НБ К(П)ФУ, № 207 т. - 185 с.
4.Гани бай: тэржемэи хэле, хатлары, аньщ хакында хатирэлэр / Сост. Б.Шэрэф. - Оренбург, 1913. -307 с.
5.Гимазова Р.А Просветительская деятельность Нигматуллиных-Буби (конец XIX-начало XX вв.)// Р.А. Гимазова. - Казань: Печатный Двор, 2004 г. - 193 с.
6.Жрй тэхсиле/ / Йолдыз. - 1910. - 17 гыйнвар.
7.Курбанов Т.Я. Из истории педагогического образования татар в дореволюционной России/ Т.Я.Курбанов // Педагогическая мысль в Казанском крае в конце XIX - начале XX века. - Казань: КГПИ, 1979 - С.22-43.
8.Махмутова А.Х. Лишь тебе, народ, служенье!: история татарского просветительства в судьбах династии Нигматуллиных-Буби / А.Х.Махмутова.— Казань: Магариф, 2003.— 354 с.
9.Мехтэрэм мехэррир эфэнде...// Эль-Ислах. - 1908. -2 март. - С.11-12.
10. НА РТ, ф.92, оп.2, д.7084, л.1.
11. Сембердэ...//Эль-ислах. - 1908. - 4 май.
12. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период :60-90-е годы 19в./ М.Н.Фархшатов.—М.: Наука, 1994.— 144 с.
13. Хабутдинов А. Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII - начале ХХ веков / АЮ.Хабутдинов.— Казань: ГУП ПИК "Идел-Пресс", 2001.— 383 с.
14. Шайдуллина Р.Р. Г.Хусаинов: «У хорошего преподавателя все ученики знающие...» / Р.Р.Шайдуллина // Эхо веков. - 2007. - №2.- 254 с.
1. Amirhanov R.U. Imanga tugrylyk / R. Amirhanov.— Kazan: Tatar.kit.nashr., 1997.— 384 s.
2. Begelma...//Vakyt. - 1909. - 26 maj.
3. Bubyj G. Bubyj madrasasene« kyskacha tarihy Bubyj-Sarapul-Gol^a-Bubyj: 1913-1918 // ORRK NB K(P)FU, № 207 t. - 185 s.
4. Gani baj: tar^emai hale, hatlary, any« hakynda hatiralar / Sost. B.Sharaf. - Orenburg, 1913. -307 s.
5. Gimazova R.A. Prosvetitel'skaja dejatel'nost' Nigmatullinyh-Bubi (konec XlX-nachalo XX vv.)// R.A. Gimazova. - Kazan': Pechatnyj Dvor, 2004 g. - 193 s.
6. ^aj tahsile// Joldyz. - 1910. - 17 gyjnvar.
7. Kurbanov T.Ja. Iz istorii pedagogicheskogo obrazovanija tatar v dorevoljucionnnoj Rossii/ T.Ja.Kurbanov // Pedagogicheskaja mysl' v Kazanskom krae v konce XIX -nachale XX veka. - Kazan': KGPI, 1979 - S.22-43.
8. Mahmutova A.H. Lish' tebe, narod, sluzhen'e!: istorija tatarskogo prosvetitel'stva v sud'bah dinastii Nigmatullinyh-Bubi / A.H.Mahmutova.— Kazan': Magarif, 2003.— 354 s.
9. Mehtaram meharrir afande...// Jel'-Islah. - 1908. - 2 mart. - S. 11-12.
10. NA RT, f.92, op.2, d.7084, l.1.
11. Semberda...//Jel'-islah. - 1908. - 4 maj.
12. Farhshatov M.N. Narodnoe obrazovanie v Bashkirii v poreformennyj period :60-90-e gody 19v./ M.N.Farhshatov.— M.: Nauka, 1994.— 144 s.
13. Habutdinov A. Ju. Formirovanie nacii i osnovnye napravlenija razvitija tatarskogo obshhestva v konce XVIII -nachale HH vekov / A.Ju.Habutdinov.— Kazan': GUP PIK "Idel-Press", 2001.— 383 s.
14. Shajdullina R.R. G.Husainov: «U horoshego prepodavatelja vse ucheniki znajushhie...» / R.R.Shajdullina // Jeho vekov. - 2007. - №2.- 254 c.