ТАТАРСКИЕ БУКВАРИ НА АРАБСКОЙ ГРАФИКЕ, ИЗДАННЫЕ В ТАТАРСТАНЕ В 1890-е - 1920-е гг. (БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ)
TATAR PRIMERS IN ARABIC SCRIPT PUBLISHED IN TATARSTAN FROM THE 1980S TO THE 1920S (BIBLIOGRAPHY)
Галиуллина Д.М.
Доцент кафедры историографии и источниковедения Поволжского (Казанского) федерального университета, кандидат исторических наук E-mail: [email protected]
Galiullina D.M.
Associate Professor of the Department of Historiography and Source Study of the Kazan Federal University, Candidate ofSciences (History).
E-mail: [email protected]
Аннотация. В список вошли буквари на арабской графике для татарских школ, опубликованные с начала 1890-х до середины 1920-х гг. Советский период представлен букварями не только для детей, но и для взрослых.
Annotation. The list includes primers in Arabic script for Tatar schools, published from the beginning of 1890s to the mid 1920s. The Soviet period is presented by the primers for both children and adults.
Ключевые слова: арабская графика, букварь, джадидизм, кадимизм, татарская школа.
Keywords: Arabic script, primer, Jadidism, Kadimism, Tatar schools.
В предлагаемом библиографическом списке представлены буквари на арабской графике для татарских школ, опубликованные в Татарстане с начала 1890-х до середины 1920-х годов. В1927 году татарский язык был переведен на латинскую графику, и татарские буквари на арабской графике перестали издаваться совсем.
В список вошли буквари как дореволюционные, так и советские. Эти учебники объединяет не только единая графика, но также и общая структура. Из изданий дореволюционного периода в список не вошли буквари для крещеных татар, изданные на кириллице. Не вошел в список и букварь И. Гаспринского «Ходжа-и-сибъян» («Учитель детей»), изданный в Бахчисарае в 1890 г. - по существу первый джадидский букварь, опубликованный в России. Он стал примером для подражания для многих татарских пе-
дагогов, но был предназначен, прежде всего, для обучения чтению и письму крымских татар. Советский период представлен не только букварями для детей, но и букварями для взрослых.
Информация взята из фондов и каталогов Научной библиотеки имени Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета и Национальной библиотеки Республики Татарстан. Именно они содержат наиболее полные сведения по данной проблематике.
Список составлен с использованием современного татарского кириллического шрифта и сопровождается переводом на русский язык. Все буквари поделены на три количественно отличающихся раздела. В первом разделе представлены, в основном, джа-дидские буквари (дореволюционные), во втором - советские (до 1927 г.) буквари для детей, в третьем - советские буквари для взрослых.
Многие учебники имеют несколько изданий. Например, «Мегалим эувэл» («Первый учитель») X. Максуди, являющийся одним из самых распространенных учебников в татарских учебных заведениях вплоть до 1917 года. С1892 по 1918 год этот букварь выдержал 31 издание тиражом 1 млн. 200 тыс. экземпляров. Библиотека Казанского университета содержит более десяти изданий разных лет. Среди них почти нет одинаковых. Они отличаются структурой, содержанием и методикой обучения грамоте. Обложки букварей включают информацию о методах, используемых X. Максуди при составлении учебников («ысул мэддия» - когда в отличие от буквенно-слагательного метода используется слог полностью и «ысул саутия» - в основу обучения кладется звук).
Вошел в список и религиозный букварь «Иман шарты» («Условия веры»), который издавался с 1800 по 1928 год. Книга была очень популярной и издавалась почти ежегодно, большими тиражами. До 1890-х гг. это был единственный букварь, по которому учились читать и писать широкие слои татарского населения. Этот учебник до 1917 года использовался в старометодных (кадимистских) учебных заведениях. Несмотря на большие тиражи, в библиотеке Казанского университета сохранился лишь один экземпляр учебника, относящийся к 1812 году.
Внутри разделов все издания расположены в алфавитном порядке и в хронологической последовательности.
Почти все включенные в список буквари были опубликованы в различных издательствах Казани. Однако несколько учебников советского периода были опубликованы в Москве.
Дореволюционные татарские буквари на арабской графике («элифба»)
1. Алпаров, Г. Татар элифбасы. Казан: Лито-типог. И. Н. Харитонова, 1913. 52 б. / Ал-паров, Г. Татарский букварь. Казань: Лито-типог. И. Н. Харитонова, 1913. 52 с.
1. Эхмэров, Г. Терки элифба. 5-нче басма. Казан: Лито-типог. т-ва. «Умуд», 1908. 51 б. / Ахмаров, Г. Тюркский букварь. 5-е изд. Казань: Лито-типог. т-ва. «Умуд», 1908. 51 с.
Шул ук. Ысул саутия узэра тэртип ителмеш терки элифба. Казан: «Ш. Хесэенов ва-рислары», 1910. 51 б. / Тоже. Тюркский букварь, составленный с использованием метода саутия. Казань: «Ш. Хусаинов варислары», 1910. 51 с.
Шул ук. 2 нче басма, 1912. / Тоже. 2-е изд., 1912.
Шул ук. 4 нче басма, 1916. / Тоже. 4-е изд., 1916.
2. Эхмэдиев, Ш., Гафуров, Г. Беренче мегаллим. Казан: Лито-типог. И. Н. Харитонова, 1915. 32 б. / Ахмадиев, Ш., Гафуров, Г. Первый учитель. Казань: Лито-типог. И. Н. Харитонова, 1915. 32 с.1
3. Баруди, Г. Сэвад хан. Казан: б.н.ю., 1892. 24 б. / Баруди, Г. Грамотный человек. Казань: б.и., 1892. 24 с.
Шул ук. Казан: Типо-литог. наследников М. Чирковой, 1897. 42 б. / Тоже. Казань: Типо-литог. наследников М. Чирковой, 1897. 42 с.
Шул ук. Казан: Типо-литог. наследников М. Чирковой, 1898. 52 б. / Тоже. Казань: Типо-литог. наследников М. Чирковой, 1898. 52 с.
Шул ук. 8-нче басма. Казан: Типог. Бр. Каримовых, 1907. 48 б. / То же. 8-е изд. Казань: Типог. Бр. Каримовых. 48 с.
Шул ук. 10-нчы басма. Казан: «Миллэт», 1909. 47 б. / То же. 10-е изд. Казань: «Мил-лет». 47 с.
Шул ук. Казан: «Миллэт», 1915. 48 б. / То же. Казань: «Миллет». 48 с.
4. Гафуров, Г. Ж,ин,ел элифба яки элифбаи саутия. Казан: Лито-типог. И. Н. Харитонова, 1904. 32 б. / Гафуров Г. Легкая азбука, или звуковая азбука. Казань: Лито-типог. И. Н. Харитонова, 1904. 32 с.
5. Зэбири, X. Мэктэп балаларына юлдаш яхуд рэсемле элифба. Казан: Типо-литог. Импер. Универ., 1907. 50 б. / Забири, X. Друг для детей школьного возраста, или букварь с рисунками. Казань: Типо-литог. Импер. Универ, 1907. 50 с.
Шул ук. Казан: Типо-литог. Импер. Универ., 1908. 48 б. /То же. Казань: Типо-литог. Импер. Универ, 1908. 48 с.
Шул ук. 4-нче басма. Казан: Типо-литог. Импер. Универ., 1910. 48 б. / То же. 4-е изд. Казань: Типо-литог. Импер. Универ, 1910. 48 с.
Шул ук. 5-нче басма. Казан, 1914. 48 б. / То же. 5-е изд. Казань, 1914. 48 б.
6. Иман шарты. Казан: Типог. «Азиатская», 1812. 24 б. / Условия веры. Казань: Типог. «Азиатская», 1812. 24 с.
7. Ишмехэммэтов, М. Балаларны бер юлы укырга Ьэм язарга ейрэтэ торган татар телендэ суз укымаклары тавыш вэ авазларга булеп. Казан: Типог. Казан, универ. 80 б. / Ишмухаметов, М. Совместное обучение письму и чтению. Первоначальное совместное обучение письму и чтению по звуковому методу. Казань: Типог. Казан, универ., 1893. 80 с.
8. Корбангалиев, М. Татар элифбасы. Казан: Лито-типог. И. Н. Харитонова, 1912. 46 б. / Курбангалиев, М. Татарский букварь. Казань: Лито-типог. И. Н. Харитонова, 1912. 46 с.
1 Варис - наследник. Последнее издание книги вышло в 1918 г.
9. Максуди, Ь. Мегаллим эувэл. Бу китап Казанда вэ этрафында булган ислам бала-ларына иске ысул урынына аз заманда укырга Ьэм язарга ейрэту ечен. Казан: Дарелфэнун матб., 1892. 142 б. / Максуди, X. Первый учитель. Эта книга для мусульманских детей Казани и ее округи вместо старого метода для обучения чтения и письму в короткий срок. Казань: Типог. Казан, универ. 1892.142 с.
10. Шул ук. Ошбу мэ^муга ысул мэддия тэдри^ия узэра тэртип улынмыш элифбаи ярдиддер. 2-нче басма. Казан: Типог. Казан, универ., 1897. 72 б. / Тоже. Это джадидский букварь, составленный с использованием метода маддия.2 2-е изд. Казань: Типог. Казан, универ., 1897. 72 с.
Шул ук. Ошбу мэ^муга ысул саутия тэдри^ия узэра тэртип улынмыш элифбаи ярдиддер 3-нче басма. Казан:Типог. Казан, универ., 1898. 64 б. / Тоже. Это джадидский букварь, составленный с использованием звукового метода. 3-изд. Казань: Типог. Казан, универ., 1898. 64 с.3
Шул ук. Ысул мэддия узэра тэртип ителмеш элифба. 5-нче басма. Казан: Ти-по-лит. т-го. д-ма. Бр. Каримовых, 1901. 70 б. / То же. Букварь, составленный с использованием метода маддия. 5-е изд. Казань: Типо-лит. т-го д-ма. Бр. Каримовых, 1901. 70 с.
Шул ук. Ысул мэддия узэра тэртип ителмеш элифбадыр. 6-нчы басма. Казан: Лито-типог. И. Н. Харитонова, 1903. 80 б. / То же. Букварь, составленный с использованием метода маддия. 6-е изд. Казань: Лито-типог. И. Н. Харитонова, 1903. 80 с.
Шул ук. 9-нчы басма. Ысул мэддия узэра тэртип ителмеш терки элифба. Ка-зан: Ли-то-типог. И. Н. Харитонова, 1906. 48 б. / То же. Тюркский букварь, составленный с использованием метода маддия. 9-е изд. Казань: Лито-типог. И. Н. Харитонова, 1906. 48 с.
Шул ук. 10-нчы басма. Ысул мэддия узэра тэртип ителмеш терки элифба. Казан: Лито-типог. И. Н. Харитонова, 1908. 48 б. / То же. 10-е изд. Тюркский букварь, составленный с использованием метода мадия. Казань: Лито-типог. И. Н. Харитонова, 1908. 48 с.
Шул ук. 14-нче басма. Ысул мэддия тэдри^ия узэра терки элифба. Казан: Лито-ти-пог. И. Н. Харитонова, 1910. 48 б. / То же. Тюркский букварь, составленный с использованием метода маддия. 14-е изд. Казань: Лито-типог. И. Н. Харитонова, 1910. 48 с.
Шул ук. Яца ысул узэра элифба. Казан: Лито-типог. И. Н. Харитонова, 1914. 64 б. / То же. Букварь, составленный с использованием нового метода. Казань: Лито-типог. И. Н. Харитонова, 1914. 64 с.
Шул ук. 29-нчы басма. Ысул мэддия буенча терки элифба. Казан: Лито-типог. Т-ва «Умуд», 1917. 64 б. / То же. Тюркский букварь, составленный с использованием метода мадия. Казань: Лито-типог. т-ва. «Умуд», 1917. 64 с.
Шул ук. Рэсемле мегаллим эувэл. Ысул саутия буенча терки элифба. Казан: Типо-литог. т-ва. «Умуд», е.ю. 47 б. / То же. Первый учитель с рисунками. Букварь, составленный с использованием звукового метода. Казань: Типо-литог. Т-ва. «Умуд», б.г. 47 с.
2 Мадда (грам.) - буква, обозначающая долготу гласной. Переводится как «продление, удлинение». (Гарэнчэ - татарча - русча алынмалар сузлеге/Арабско - татарско - русский словарь заимствований). Т. 1. Казан, 1993. Б. 298.
3 Сохранилось два разных издания букваря за 1898 г. Различия проявляются только в переплете и во внешнем оформлении, но не в содержании.
Шул ук. Мегаллим эувэл. Рэсемле ысул саутия буенча терки элифба. Казан: б.н.ю., е.ю. 47 б. / То же. Первый учитель. Тюркский букварь с рисунками, составленный с использованием звукового метода. Казань: б.и., б.г. 47 с.
11. Меслимов, Г. Сабыйларга юл башы. 1 нче я^из. Казан: Типог. И. Н. Харитонова, е . ю. 24 б. Муслимов, Г. Начало пути для детей. 1- я часть. Казань: Типог. И. Н. Харитонова, б.г. 24 с.
Шул ук. Казан - Уфа: Мэтбуга Кэримия, 1908. 32 б. /Тоже. Казань: Матбуга Каримия, 1908. 32 с.
Шул ук. Казан: «Миллэт», 1917. 40 б. / Тоже. Казан: «Миллет», 1917. 40 с.
12. Меслимов, Г. Юл башы. 4-нче басма. Казан: «Миллэт», 1914. 40 б. / Муслимов, Г. Начало пути. 4-е изд. Казань: «Миллет», 1914. 40 с.
Шул ук. 6 —нчы басма. Казан: Типог. «Умуд», 1917.40 б. / Тоже. 6-е изд. Казань: Типог. «Умуд», 1917. 40 с.
13. Нугайбэк, Г. Карандаш яки чукмарлы калэм белэн язарга хесне хат. Яхуд хесне хатлы элифба. Казан: Типог. Бр. Каримовых, 1912. 32 б. / Нугайбек, Г. Чистописание для письма карандашом или пером. Букварь совместно с чистописанием. Казань: Типог. Бр. Каримовых, 1912. 32 с.
14. ТаЬири, Ш. Мекэмэл элифба. Казан: Лито-типог. И. Н. Харитонова, 1910. 71 б. / Тагиров, Ш. Усовершенствованный букварь. Казань: Лито-типог. И. Н. Харитонова, 1910. 71 с.
15. Харитонов, И. Н. Булэк. Балалар ечен беренче элифба. Казан: Лито-типог. И. Н. Харитонова, 1912. 10 б. / Харитонов, И. Н. Подарок. Первый букварь для детей. Казань: Лито-типог. И. Н. Харитонова, 1912.10 с.
Татарские буквари для детей на арабской графике советского периода
16. Агиев, Ф., Ибрагимов, Г. Кызыл йолдыз. М.: Татар-башкорт мэркэз бюросыныц нэшере, 1924. 80 б. / Агиев, Ф., Ибрагимов, Г. Красная звезда. М.: Изд. татаро-башкир. центр, бюро, 1924. 80 с.
17. Алексеев, А., Шараф, Г. Яа авыл. Авыл татар мэктэплэре ечен бетен сузлэр ысулы белэн тезелгэн элифба. Казан: Татар, дэулэт нэшр. басмасы, 1926.120 б. / Алексеев, А., Шараф, Г. Новая деревня. Букварь по методу целых слов для татарских школ. Казань: Тат. гос. издат., 1926.120 с.
18. Алексеев, А., Шараф, Г. Якты юл. Бетен сузлэр методы буенча, комплекслар белэн госпрограммаларына каратып крэшен школлары ечен тезелгэн букварь Ьэм уку китабы. Казан: Тат. китап нэшр., 1926. 120 б. / Алексеев, А., Шараф, Г. Светлый путь. Букварь и книга для чтения по методу целых слов для школ крещеных татар. Казань: Тат. гос. издат., 1926.120 с.
19. Татар элифбасы. Мэктэп балалары ечен. Казан: Тат. соц. совет. я^эмЬ. дэулэт нэшере., 1922. 63 б. / Татарский букварь для детей школьного возраста. Казань: Изд. Тат. совет, соц. респ., 1922. 63 с.
20. Татар элифбасы. Мэктэп балалары ечен. 3-нче басма. Казан: Тат. матб. Ьэм нэшр. комб. нэшере, е.ю. 64 б. / Татарский букварь для детей школьного возраста. 3-изд. Казань: Изд. комбината тат. печати, 1922. 64 с.
21. Тимербулатов, Т. Совет мэктэбе. М.: Нэшрият кооперативы, 1927.121 б. / Тимер-булатов, Т. Советская школа. М.: Кооперативное издательство, 1927.121 с.
Татарские буквари на арабской графике для взрослых (советский период)
1. Бэдыгый, X., Корбангалиев, М. Крестьян элифбасы. Зурлар ечен. Беен сузлэрне кузэту юлы белэн авыл хуя^алыгы тормышына каратып язылган. Казан: Восток, 1923. 59 б. / Бадиги, X., Курбангалиев, М. Крестьянский букварь для взрослых. Букварь, написанный по методу целых слов с учетом сельской жизни. Казань: Восток, 1923. 59 с.
2. Зурлар элифбасы. ШэЬэр ечен. Казан: 5-я госуд. типог. 556. / Букварь для взрослых. Для города. Казань: 5-я госуд. типог. 55с.
3. Саттаров, Ш. Кызылармеец элифбасы. М.: СССР халык - ц. узэк нэшр., 1925. 62 б. / Саттаров, Ш. Красноармейский букварь. М.: Центр, издат. народов СССР, 1925. 62с.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2012, № 5