DOI: 10.24411/2618-6888-2018-10021
М.В. Александрова
ТАРИФНОЕ И НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМПОРТА В КНР И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВВОЗ ТОВАРОВ ИЗ РОССИИ
Аннотация. Рассмотрено, как КНР — член ВТО — успешно применяет разнообразные методы защиты внутреннего рынка от нежелательного импорта. Проанализированы имеющиеся барьеры на пути входа на китайский рынок зарубежных товаров, последние принятые законодательные акты. Сделаны выводы о том, каковы перспективы расширения российского экспорта в КНР.
Ключевые слова: режим наибольшего благоприятствования, импортные тарифы, соглашение о свободной торговле, квотирование, зерновые, пшеница, технические барьеры, ВТО, сертификация, высокотехнологичная продукция, контроль качества, продовольственная безопасность, фитосанитарные требования, антидемпинговые расследования, продукция органической химии.
В условиях глобализации многие страны пытаются защитить внутренний рынок как от прямой конкуренции, так и от некачественной продукции зарубежных стран. В силу этого регулирование в
КНР импортных потоков не является уникальным явлением. Если рассматривать 40-летний путь «политики внешнеэкономической открытости», то можно утверждать, что зачастую именно запретительные меры или жесткие ограничения импорта помогали создать целые кластеры современной китайской промышленности. Рассмотрим основные виды регулирования, которые применяются в КНР в настоящее время.
Тарифное регулирование импорта
Общий внешнеторговый режим действует в КНР в отношении стран, не входящих в ВТО, и предусматривает максимальные ставки импортных пошлин.
Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) применяется в отношении стран-членов ВТО и государств, заключивших с Китаем соглашения о соблюдении РНБ. Он предусматривает льготные ставки импортных пошлин и охватывает более 99 % всех товарных позиций (8549)1.
Система льготных импортных тарифов, то есть более льготных, чем ставки РНБ, применяется как в отношении импортной продукции из отдельных стран, так и в отношении некоторых видов товаров независимо от страны-поставщика:
Ставки, применяемые в рамках региональных договоренностей и двусторонних соглашений о свободной торговле, оговорены в ВЭС со следующими странами и территориями
— АСЕАН (Бруней, Камбоджа, Индонезия, Малайзия, Лаос, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Филиппины).
— Азиатско-Тихоокеанское соглашение (Республика Корея, Шри-Ланка, Бангладеш, Индия, Лаос).
— Гонконг и Макао (введены на основе принятых в 2003 г. планов развития более тесных торгово-экономических связей с данными территориями и означают введение «нулевой ставки» по ряду товаров).
— Чили (согласно Соглашению о свободной торговле от 2006 г.).
Продолжение табл.
— Пакистан (Соглашение о свободной торговле от 2008 г.). — Новая Зеландия (Соглашение о свободной торговле от 2008 г.). — Сингапур (Соглашение о свободной торговле от 2008 г.). — Перу (Соглашение о свободной торговле от 2009 г.). — Коста-Рика (Соглашение о свободной торговле от 2010 г.). — Тайвань (Рамочное соглашение о сотрудничестве по торговле товарами от 2010 г.). — Швейцария (Соглашение о свободной торговле от 2013 г.). — Исландия (Соглашение о свободной торговле от 2013 г.). — Австралия (Соглашение о свободной торговле от 2015 г.). — Республика Корея (Соглашение о свободной торговле от 2015 г.)
Особые преференциальные ставки (ОПС) — Камбоджа, Мьянма, Лаос, Бангладеш (для ряда товаров и в рамках соглашения между Китаем и странами АСЕАН о зоне свободной торговли). — 35 африканских стран, а также Афганистан и Йемен (в соответствии с двусторонними межправительственными соглашениями). Всего 37 стран, признанных Китаем наименее экономически развитыми. Примечание. С 01.01.2005 в целях расширения импорта из стран Африки, стимулирования китайско-африканской двусторонней торговли в Китае введены «нулевые ставки» импортного таможенного тарифа в торговле с государствами континента.
Временные преференциальные ставки (ВПС) (публикуются ежегодно в дополнение к Таможенному тарифу) — В отношении тех видов товаров, импорт которых имеет временные ограничения. Примечание. Применяются только в отношении государств, для которых установлен РНБ. В среднем они более чем в 2раза ниже ставки РНБ, срок действия, как правило, — 1 год
Окончание табл.
Ставки на продукцию ин- Применяются в соответствии с соглашением ВТО формационных технологий в отношении ГГ-продукции.
(ПИТ) Примечание. Если товары ввозятся для производст-
ва продукции высоких технологий (ее перечень определяется на основе Уведомления Главного таможенного управления КНР № 39 от 2002 г.), то могут применяться льготные пошлины и нулевые ставки
Источник: URL:http://www.msschinatrade.ru/ru/about-china_-new/Lgoty_pref егепсе
Согласно «Программе регулирования таможенных сборов на 2017 г.» (2017 ^^ШШШтэЖ) средние ставки импортных тарифов в рамках региональных и двусторонних соглашений составили:
Страна, объединение Средняя ставка, % Доля товарных позиций с «0» тарифной ставкой, %
АСЕАН 0,7 94,8
Гонконг 7,0 31,4
Макао 7,4 25,5
Тайвань 8,8 17,2
Пакистан 5,9 35,6
Чили 0,5 97,1
Новая Зеландия 0,4 96,8
Сингапур 4,6 43,3
Перу 2,5 72,8
Коста-Рика 0,7 93,7
Исландия 0,7 95,5
Швейцария 6,8 23,6
Источник: URL: http://gss.mof.gov.cn/
Временные преференциальные импортные ставки в первом полугодии 2018 г. применялись в отношении 948 товарных позиций2, а во втором полугодии 2017 г. их число было лишь 8053.
После присоединения к ВТО КНР формально выполнила принятые на себя обязательства по либерализации тарифного режима, снизив среднюю ставку импортного тарифа с 15,3 % в 2001 г. до
9,8 % в 2017 г. Однако результат был достигнут в основном за счет подписанных КНР двусторонних соглашений о свободной торговле4. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что наименьшие ставки импортных тарифов распространяются на ряд стран, из которых КНР ввозит товары сырьевой группы (Чили, Новая Зеландия, Коста-Рика и Исландия), что создает неравные конкурентные условия для российских экспортеров сырьевой продукции, в отношении которых действуют более высокие ставки РНБ.
Скорректированные ставки импортного тарифа на отдельные виды товаров народного потребления
№ п/п Наименование Ранее действовавшая ставка, % Новая ставка, %
1 Средства для макияжа 6,5 2
2 Одежда меховая 23 10
3 Свитеры, пуловеры, джемперы из кашемира, шерсти 14 7
4 Пальто мужское из шерсти и аналогичные изделия 16 8
5 Пальто женское из шерсти и аналогичные изделия 16 8
6 Мужские костюмы из шерсти 17,5 10
7 Женские костюмы из шерсти 17,5 10
8 Обувь резиновая или на полимерной основе, закрывающая щиколотку 24 12
9 Обувь резиновая прочая 24 12
10 Обувь спортивная с верхом из материи 24 12
11 Обувь спортивная с верхом из кожи или кожзаменителя 24 12
12 Обувь прочая с верхом из кожи, кожзаменителя и прочих материалов 24 12
13 Обувь прочая с верхом из материи 22 12
Источник. иК^Мр://т.то^оу.спДсАЬ/2017П/Р020ШШ340555922022.ра1
Резкое падение объемов внешней торговли в 2015 г. потребовало от китайских властей принятия экстренных мер тарифного регулирования для наращивания импорта. Так, решением Госсовета КНР с 1 июня 2015 г. были введены и применяются до сих пор пониженные ставки импортного тарифа на отдельные виды товаров народного потребления.
Принятые меры положительно сказались на экспорте в Китай продукции российской легкой промышленности. Согласно данным российской таможни, в 2017 г. наблюдался рост экспорта в КНР «предметов одежды» и «готовых текстильных изделий», средний прирост по которому составил порядка 70 %.
В ноябре 2017 г. Министерство финансов КНР опубликовало циркуляр о снижении с 1 декабря 2017 г. импортных пошлин в отношении ряда товаров народного потребления и продуктов питания (187 позиций). Это решение затронуло различные виды рыбной, молочной и фармацевтической продукции, фруктов, готовой продукции из мяса, зерна, алкогольных и безалкогольных напитков, эфирных масел, изделий из кожи, одежды, обуви, котлов, электрических машин и оборудования, игрушек и спортивного инвентаря.
В результате вышеперечисленных мер средний импортный тариф на товары, вошедшие в список, уменьшился с 17,3 до 7,7%. По большинству товарных позиций произведено двукратное снижение ставки РНБ. Ввозные пошлины на некоторые виды детского питания уменьшены до нуля. Наиболее существенным стало уменьшение тарифа на импорт вермута и подобные виды алкоголя — с 65 до 14 %. Стоит отметить, что в официальном документе новые пошлины названы «временно установленными таможенными тарифами» (Игд. Данные шаги направлены на удовлетворение растущих потребностей китайских потребителей в импортной продукции. Правительство стремится стимулировать внутреннее потребление, призывая население тратить деньги на ввозные товары в пределах страны. Из-за высоких тарифов на многие импортные наименования богатые китайцы и представители среднего класса предпочитают выезжать за границу, чтобы совместить отдых с шопингом. У жителей южной пров. Гуандун огромным спросом пользуются шо-пинг-туры в Сянган/Гонконг, где импортные товары значительно дешевле. Также высокие тарифы способствовали развитию серого
рынка. Перекупщики, так называемые дайгоу ({ЗД, покупатели по поручению), отправляются за границу, например, в тот же Сянган, чтобы приобрести иностранные товары и привезти их в Китай без уплаты импортной пошлины6. Статистика в этой сфере впечатляет: например, только в 2016 г. доход дайгоу от закупок австралийских товаров превысил 600 млн долл.7 Видимо, снижая импортные пошлины, правительство КНР намерено бороться с «покупками по поручению».
Снижение импортных тарифов также может стать серьезным стимулом для выхода на китайский рынок компаний-производителей высококачественной потребительской продукции известных брендов, поскольку значительный сегмент корректируемых товарных позиций представлен брендовыми инновационными изделиями, а также товарами для здоровья и относящимися к категории «люкс».
Начиная с 2015 г. упомянутые изменения стали уже четвертыми по счету в серии подобных мер (предыдущие решения были приняты в июне 2015 г., а также в январе 2016 и 2017 гг.). При этом годовой объем импорта по корректируемому ассортименту составляет 13,9 млрд долл. Ранее пошлины уже были снижены по 152 товарным позициям в среднем на 50 %. Таким образом, суммарно внесенные изменения соответствуют годовому объему импорта, близкому к 25 млрд долл8.
Как представляется, снижение ввозных пошлин может стать новым стимулом для наращивания российского несырьевого экспорта в КНР.
Нетарифное регулирование импорта
Количественные методы
Импортное квотирование в КНР применяется к 8 товарным группам: пшенице, кукурузе, рису, сахару, шерсти, шерстяной одежде, хлопку и химическим удобрениям9.
На 2017 г. Государственный комитет КНР по развитию и реформе КНР (далее — ГКРР) установил импортные квоты в следующих объемах, млн т: пшеница — 9,64 (90 % квот выделяется государственным структурам, в частности корпорации COFCO), кукуруза —
7,2 (государственному сектору выделяется 60 % квот), рис — 5,32, включая длиннозерный рис — 2,66, средне- и короткозерный рис — суммарно 2,66 (доля квот для государственного сектора определена в размере 50 %). При распределении и выдаче квот государство предъявляет жесткие требования к заявителям10.
Импорт некоторых видов сельскохозяйственной продукции, подпадающей под режим тарифного квотирования, может осуществляться и сверх установленных квот, однако в этом случае действуют повышенные ставки импортного тарифа.
Перечни предприятий, подавших заявки на импортные квоты, публикуются на официальном сайте ГКРР.
20 октября 2017 г. ГКРР опубликовал уведомление «О порядке формирования заявок на получение импортных квот на зерновую продукцию на 2018 г.» (2018 ^Й^ЙР^ШШЗД). Заявки от импортеров на получение квот на 2018 г. принимались в период с 15 по 30 октября 2017 г. После завершения мероприятий, связанных с рассмотрением заявок и их утверждением, будут сформированы списки
Ставки ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию, 2017 г.
Наименование продукции по коду ТН ВЭД Ввозная пошлина, %
100510 семена кукурузы 1 (по квоте) 20 (сверх квоты)
100590 кукуруза 1 (по квоте) 65 (сверх квоты)
100111 семена пшеницы 1 (по квоте) 65 (сверх квоты)
100119 пшеница и прочее 1 (по квоте) 65 (сверх квоты)
100610 рис 1 (по квоте) 65 (сверх квоты)
Источник: URL:http://www.chinatax.goy.cn/n810341/n810755/c2740783/conte nt.html
компаний, получивших квоты, а также сведения по формам торговли (обычная и толлинговая), которые в последующем будут подтверждены соответствующими уведомлениями и выдачей свидетельств установленной формы11.
Лицензирование импорта в 2017 г. распространялось на 13 групп товаров, главным образом на ключевое электротехническое оборудование старого образца и химические товары, разрушающие озоновый слой.
Техническое регулирование импорта
КНР не только приняла на себя обязательства, предусмотренные Соглашением ВТО по техническим барьерам в торговле (Agreement on technical barriers to trade)112, но и активно использует положения данного документа, последовательно проводя протекционистскую политику, направленную на защиту интересов национальных производителей.
С момента присоединения к ВТО КНР направила в Комитет организации по техническим барьерам в торговле более 1200 нотификаций о введении дополнительных технических требований к действующим национальным стандартам качества на различные виды продукции, а также о принятии новых технических регламентов.
В среднем за указанный период направлялось 88 нотификаций
13
в год .
Технические барьеры разнообразны как по своей природе, так и по формам. Они могут существовать в виде стандартов, технических норм, требований к безопасности товаров, упаковке, маркировке и иным характеристикам продукции. С юридической точки зрения, в рамках действующего таможенного законодательства технические барьеры существуют в виде регламентирующих документов, принятых во исполнение соответствующих нормативных актов общего характера.
В связи с этим направленные КНР в Комитет ВТО по техническим барьерам в торговле нотификации о введении дополнительных технических требований или регламентов в отношении того или иного вида продукции могут рассматриваться в качестве установления технических барьеров только в том случае, если в «Таможенном
тарифе КНР» в отношении данного вида продукции предусмотрены особые требования, касающиеся оформления сертификата соответствия в уполномоченных органах Китая14.
Анализ действующих в КНР технических барьеров свидетельствует о том, что они не затрагивают такие основные статьи российского экспорта, как минеральное топливо, нефть, нефтепродукты, цветные металлы, рудное сырье, то есть продукцию сырьевой направленности, которая по итогам 2017 г. составила более 80 % российского экспорта в КНР. Вместе с тем наличие в стране системы обязательной сертификации продукции на соответствие действующим внутренним техническим регламентам создает определенные трудности для российских экспортеров.
Система обязательной сертификации действует в КНР с 2002 г. и в настоящее время регламентируется «Положением о порядке обязательной сертификации продукции» (Provisions on the Administration of Compulsory Product Certification) в редакции 2009 г. (ЗйФШЛшШШ^Ш Ш&(2009))15.
Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, представлен в «Каталоге продукции для обязательной сертификации» (^Sftlltt^RniAilE^JSS, ССС Catalogue), который ежегодно утверждается совместным решением Главного государственного управления КНР по контролю качества, инспекции и карантину (ЦЩШШ AQSIQ) и Администрации КНР по сертификации и аккредитации (ФДИ^СШВ^^Ш^ШФЯ CNCA). С введением сертификации ССС в 2002 г. сертификационные бюро AQSIQ и CNCA опубликовали «Первый каталог продукции, подлежащей китайской обязательной сертификации (CCC)» (First Catalogue of Products Subject to China Compulsory Certification (CCC)). Этот каталог товаров, требующих сертификации, с его первого издания постоянно менялся и рас-ширялся16.
В настоящее время действует Каталог в редакции 2017 г., который насчитывает 158 видов продукции, классифицированных по 493 тарифным линиям с 10-значным товарным кодом согласно международной гармонизированной системе кодировки товаров (HS)17. Более 80 % видов продукции, в отношении которой предусмотрена процедура сертификации, относится к таким товарным группам, как «машины и машино-техническое оборудование» (HS 85), «электри-
ческие машины и оборудование» (НБ 84), «средства наземного транспорта» (НБ 87). Импорт таких товаров возможен только при условии прохождения процедуры сертификации и наличия на упаковке соответствующей маркировки.
Процедура оценки соответствия достаточно сложна с организационной стороны, связана со значительными финансовыми издержками (возлагаемыми на экспортера), а главное — предусматривает осуществление китайскими уполномоченными органами инспекции российских предприятий-экспортеров. В большинстве случаев эти процессы и технологии представляют собой техническую и коммерческую тайну, и поэтому многие российские компании из высокотехнологичного сегмента отказываются от сертификации своей продукции для ее поставки в Китай. Этими факторами в определенной мере объясняется малая доля высокотехнологичных и машинно-технических изделий в совокупном российском экспорте в КНР. По данным российской таможни, в 2017 г. доля российского высокотехнологичного экспорта составляла порядка 5 %18.
Санитарное и фитосанитарное
регулирование импорта
В КНР на государственном уровне сформирована единая система институционального контроля качества пищевой продукции, основными структурными элементами которой являются Министерство сельского хозяйства КНР, Главное управление КНР по контролю качества, инспекции и карантину и Государственное управление КНР по контролю над продуктами питания и медикаментами (^ШШМ^&Ш&ШШт&М, СБОА).
В июне 2015 г. Китай принял новый Закон о продовольственной безопасности, в соответствии с которым значительно повысились
требования к качеству продовольственной продукции, в том числе
-19
импортной .
На фоне имеющего место в последнее время роста объемов российского экспорта продуктов питания в КНР (+5,8 % по итогам 2017 г.) законодательное ужесточение КНР нормативных условий, применяемых к данной категории товаров, и обусловленное им рас-
ширение числа фиксируемых в санитарных и фитосанитарных регламентах требований для экспортеров создают определенные трудности для российских поставщиков.
В настоящее время основные действующие ограничения в отношении России касаются импорта продукции растительного и животного происхождения и продуктов их переработки (зерновая продукция, мясо, молоко), которые не относятся к техническим барьерам, классифицируются как санитарные и фитосанитарные требования и регламентируются Соглашением ВТО о санитарных барьерах (WTO Agreement on the Application of Sanitary and Phytosanitary Measures, SPS Agreement)20.
Так, с 15 мая 2000 г. КНР введен запрет на ввоз из России наименований из товарных групп «мясо парнокопытных и продукции из него» (по причине эпидемии ящура), «мясо овец и коз, а также продукции из них» (эпидемия оспы овец и коз), «мясо птицы и продукция из птицы» (птичий грипп), «мясо свиней и продукции из них» (африканская чума свиней). Запрет первоначально был введен с 15 мая 2000 г. Министерством сельского хозяйства КНР совместно с Главным государственным управлением по контролю качества, инспекции и карантину (AQSIQ) (с 4 августа 2005 г. он распространился на «мясо птицы и продукция из птицы»)21.
В 2015—2017 гг. в вопросе обеспечения доступа на рынок КНР российской продукции растениеводства были достигнуты определенные результаты (подписаны протоколы о фитосанитарных требованиях при поставках в КНР 9 видов продукции: пшеницы, кукурузы, риса, рапса, сои, гречихи, овса, семян льна и подсолнечника). Вместе с тем ограничения на поставки мясной и молочной продукции по-прежнему сохраняются. В настоящее время Россельхознад-зор и AQSIQ работают над вопросом открытия китайского рынка для российского мяса парнокопытных. Так, в 2017 г. КНР снял ограничения по ящуру на ввоз из 49 регионов России парнокопытных животных и продукции из них. Это один из этапов снятия ограничений на поставки мясной продукции из РФ22.
Хотя министр сельского хозяйства РФ обещал, что уже в 2017 г. наша страна станет экспортировать в КНР мясо птицы, однако до сих пор все остается на стадии переговоров. Китайская процедура допуска продукции на пищевой рынок страны состоит из 7 этапов.
На данный момент процедура допуска российского мяса птицы находится лишь на 2-м этапе, то есть отмены ограничения по гриппу птицы23. Поэтому говорить о том, что наша страна в ближайшее время будет активно экспортировать мясо в КНР, несколько преждевременно.
Антидемпинговые меры
или антидемпинговые расследования (АДР)
Еще одной формой торговых ограничений (барьеров) для доступа иностранных товаров на китайский рынок являются антидемпинговые пошлины.
Применяемые КНР меры протекционистского характера в отношении ряда видов химической продукции и товаров черной металлургии многие годы серьезно ограничивали присутствие российских экспортеров на китайском рынке.
Наиболее жесткие меры были введены в начале 2000-х гг. Так, основная доля применяемых Китаем в отношении России антидемпинговых пошлин приходится на «продукцию органической химии» (товарная группа 29), в связи с чем объемы экспорта товаров указанной группы в КНР заметно сократились. Так, по данным китайской таможенной статистики, в 2010 г. физические объемы экспорта товаров данной товарной группы в целом упали на 4,9 %, а по отдельным позициям сокращение объемов экспорта достигло следующих показателей: эпихлоргидрина — минус 7,49 %, (в начале 2009 г. — минус 19,7 %), трихлорэтилена — минус 100 % (в начале 2009 г. — минус 71,4 %)24.
Еще одной важной статьей российского экспорта в КНР, в отношении которой были введены антидемпинговые пошлины, была трансформаторная сталь. Объемы поставок данной продукции резко сократились (в 2008 г. было поставлено 76,42 тыс. т, в 2009 г. — 40,0 тыс. т, 2010 г. — 23 тыс.т). Доля данных видов продукции в общем объеме экспорта в КНР черных металлов резко сократилась — с 30 % в 2008 г. до 12,34 % в 2009 г. и до 5,45 % 2010 г.25
В последние годы в отношении российской продукции было закрыты многие АДР. В 2014—2016 гг. Минкоммерции КНР отменило антидемпинговые пошлины в отношении российских производите-
лей бутадиен-стирольного каучука26, трансформаторной стали27, трихлорэтилена28. 28 июня 2017 г. китайской стороной принято ре-
шение о прекращении действия требования о взимании антидем-
пинговой пошлины в отношении поставляемого из России эпихлор-
29
гидрина .
Отмена пошлин позволила нарастить объемы российского экспорта указанных видов продукции. Так, согласно китайским данным, лишь за 2017 г. объемы российского экспорта бутадиен-сти-рольного каучука в КНР выросли на 23,10 %, в то время как у некоторых стран-экспортеров этого продукта на китайский рынок было отмечено значительное падение: США (-17,96 %), Тайвань (-12,92 %), Япония (-11,67 %)30.
В настоящее время в отношении России ведется лишь одно АДР, а именно по полиамидам первичной формы31. Впервые оно было начато в июне 2006 г. В период с 22 апреля 2010 г. по 21 апреля 2015 г. по итогам антидемпингового расследования с российских компаний взимались следующие пошлины: в отношении продукции ОАО «Куйбышевазот» — 5,9 %, в отношении остальных российских компаний — 23,9 %. Решением Минкоммерции КНР на основании обращения китайских производителей полиамидов с 22 апреля 2015 г. в течение года проводилось дополнительное антидемпинговое расследование. По его результатам Минкоммерции КНР опубликовало Уведомление № 4 от 21 апреля 2016 г. о решении возобновить начиная с 22 апреля 2016 г. взимание антидемпинговых пошлин в прежнем размере в течение пяти ближайших лет. Таким образом, по полиамидам первичной формы антидемпинговые пошлины будут действовать до 21 апреля 2021 г.32
* * *
Исходя из вышеизложенного, можно прийти к следующим заключениям:
1. В связи с ростом численности среднего класса в КНР и его стремлением приобретать качественную импортную продукцию Госсовет КНР постоянно понижает ставки импортных пошлин на многие востребованные товары народного потребления. Данная по-
литика дает определенный шанс российским товарам войти на китайский рынок.
2. Несмотря на оптимистичные прогнозы по увеличению объема российского продовольственного экспорта в КНР, все оказалось не так уж и просто. Хотя продовольственный рынок КНР формально открыт для российского экспорта, но для того, чтобы попасть на него, надо преодолеть целый ряд барьеров. Так, по зерну действует режим тарифного квотирования. Если даже российскую пшеницу из ряда регионов разрешили бы экспортировать на китайский рынок, то это не значит, что экспорт вообще состоится и будет велик объемом. Во-первых, кто станет импортировать российскую пшеницу? Если рассчитывать на минимальную импортную пошлину, то импортером должна быть продовольственная корпорация Китая COFCO, а этой крупной китайской компании интересен российский партнер такого же уровня. Единственной возможной фирмой может выступить ООО «Забайкальский зерновой терминал». Во-вторых, КНР сняла карантинный запрет на ввоз пшеницы из шести российских регионов (Челябинской, Новосибирской, Омской и Амурской областей, а также из Красноярского и Алтайского краев), но при этом поставила условия, которые крайне неудобны и невыгодны российским аграриям, а именно: экспорт пшеницы в КНР необходимо осуществлять в мешках, а не насыпью, что поставило его за
грань рентабельности. Для других поставщиков Пекин такие усло-
33
вия не выдвигал .
3. Что касается ограничения экспорта российской химической продукции на китайский рынок, то следует отметить, что за последние годы почти все громкие АДР были закрыты. Применяемые КНР в отношении России антидемпинговые пошлины распространяются только на товарную группу 39 — «пластмассы и изделия из них», причем они не оказывают существенного негативного влияния на динамику российского экспорта данной категории продукции. В частности, в 2017 г. экспорт по группе 39 отмечен резким ростом в отличие от падения в 2016 г., и в стоимостном выражении он составил +136 %34.
Итак, очевидно, что в КНР за период реформ и открытости сложилась сложная и во многом эффективная система защиты внутреннего рынка от продукции зарубежного производства.
Примечания
1 URL: http://gss.mof.gov.cn/zhengwuxinxi/zhengcefabu/201712/t20171215_277 7552.html
2 URL: http://gss.mof.gov.cn/zhengwuxinxi/zhengcefabu/201712/P02017121553 1849656684.pdf
3 URL: http://gss.mof.gov.cn/zhengwuxinxi/zhengcefabu/201612/P02016122355 3420940646.pdf
4 URL: http://gss.mof.gov.cn
5 URL: http://ekd.me/2017/12/187-kategorij-tovarov-na-kotorye-kitaj-sokratil-i mportnye-poshliny
6 URL: https://scsg.ru/ru/blog/kitay-snizhaet-importnye-tarify-na-potrebitelskie -tovary
7 URL: http://ekd.me/2017/05/daigou-uchashhiesya-za-granicej-kitajskie-studen ty-stroyat-biznes-na-zakupkax
8 URL: http://www.chinanews.com/cj/2017/11-24/8385085.shtml
9 URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agro prom/monitoring/Documents/%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1 %80%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5.pdf
10 URL: http://www.mofcom.gov.cn/article/bh/201612/20161202177131.shtml
11 URL: http://www.ndrc.gov.cn/zcfb/zcfbgg/201710/W020171026582885468655.pdf
12 Под техническими барьерами в торговле понимаются все государственные меры контроля и ограничений, связанные с техническими требованиями к продукции, в том случае, если они используются как средство ограничения доступа продукции иностранного производства на внутренний рынок страны.
13 URL: http://www.mofcom.gov.cn
14 Такие требования зафиксированы в разделе «особые условия» Таможенного тарифа КНР и обозначаются литерой «А», т.е. при импорте конкретного вида продукции (указывается код по HS) требуется оформление сертификата соответствия на основании Закона КНР о контроле качества продукции при импорте и экспорте.
15 URL: http://www.cnca.gov.cn/cnca/rdht/qzxcprz/flfg/193003.shtml
16 URL: https://www.china-certification.com/ru/list-of-ccc-mandatory-products
17 URL: http://www.cnca.gov.cn/xxgk/ggxx/2017/201707/t20170728_54862.shtml
18 По данным ФТС России
19 URL: https://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/importExport/china/files/zakon1.pdf
20 URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/sps_e/spsagr_e.htm
21 URL: http://russchinatrade.ru/assets/files/ru-useful-info/selhoz...9.doc
22 URL: http://tass.ru/ekonomika/4544060
23 URL: http://www.fsvps.ru
24 URL: http://economy.gov.ru
25 URL: http://aprcenter.ru/asia.html?pid=2&sid=70:%D0%9A%D0%B8%D1% 82%D0%B0%D0%B9
26 URL: http://tcj.ru/wp-content/uploads/2014/11/2014_10_53-63_PLASTnews.pdf
27 URL: http://rostov-61region.ru/kitaj-proverit-na-demping-importerov-stali
28 URL: http://www.chemmarket.info/ru/news/view/31405/
29 Эпихлоргидрин (код ТН ВЭД — 2910300). В июне 2017 г. истек пятилетний срок взимания антидемпинговых пошлин по эпихлоргидрину. 28 июня 2006 г. Министерство коммерции КНР по итогам проведенного расследования опубликовало Уведомление № 44, в котором информировало о принятом решении о взимании антидемпинговых пошлин в отношении эпихлоргидрина, производимого в США, Республике Корея, Японии и России сроком на 5 лет, начиная с 28 июня 2006 г. Антидемпинговая пошлина установлена в отношении продукции ЗАО «Каустик» в размере 17,9 %, ОАО «Усольехимпром» — 5,4 %, для остальных российских компаний — 71,5 %. Срок действия пошлины — с 22 июня 2006 г. по 27 июня 2011 г. В связи с истечением 27 июня 2011 г. срока действия пошлин Минкоммерции КНР опубликовало Уведомление № 34, в котором информировало о принятии решения о дополнительном промежуточном антидемпинговом расследовании в отношении эпихлоргидрина, происходящего из указанных стран. В период разбирательств пошлины сохранялись в прежнем размере, а по их результатам Минкоммерции опубликовало Уведомление № 32 от 28 июня 2012 г. о решении продолжить, начиная с 28 июня 2012 г., в течение 5 лет взимание антидемпинговых пошлин в прежнем размере (Виктюк В.В., Федорен-ко К.П. Антидемпинговые меры и практика их применения в торгово-экономических отношениях Российской Федерации со странами-членами БРИКС // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 4(81). С. 5—22).
30 URL: http://www.sohu.com/a/220320417_806483
31 URL: http://russchinatrade.ru/assets/files/ru-useful-info/2017.pdf
32 URL: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/torg_ogran
33 URL: https://vz.ru/economy/2018/2/26/909989.html
34 URL: http://www.customs.ru