Научная статья на тему 'Присоединение Китая к ВТО: опыт переговоров и первые результаты'

Присоединение Китая к ВТО: опыт переговоров и первые результаты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1988
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Людмила Валерьевна

The paper investigates a Chinese experience of WTO accession, uncovers the complexity of GATT/WTO negotiation process affected by both an intertwining of the political and economic factors, and reorganization of GATT into the WTO. The author identifies the countrys negotiation positions, strategies and outcomes. During the four years since China has become a member of the WTO, it substantially liberalized its markets for foreign investments, and implemented the bulk of its WTO commitments that were phased in over a five year period. As there is a growing presence of foreign businesses in China, several challenges to Chinas economy have already surfaced. Not all of Chinas WTO commitments have been implemented according to the schedule.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chinas WTO Accession: Negotiation Process and Impact on the Economy

The paper investigates a Chinese experience of WTO accession, uncovers the complexity of GATT/WTO negotiation process affected by both an intertwining of the political and economic factors, and reorganization of GATT into the WTO. The author identifies the countrys negotiation positions, strategies and outcomes. During the four years since China has become a member of the WTO, it substantially liberalized its markets for foreign investments, and implemented the bulk of its WTO commitments that were phased in over a five year period. As there is a growing presence of foreign businesses in China, several challenges to Chinas economy have already surfaced. Not all of Chinas WTO commitments have been implemented according to the schedule.

Текст научной работы на тему «Присоединение Китая к ВТО: опыт переговоров и первые результаты»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Л.В. Попова

ПРИСОЕДИНЕНИЕ КИТАЯ К ВТО: ОПЫТ ПЕРЕГОВОРОВ И ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Переговорный процесс

Переговоры Китая о присоединении к ВТО были сложными и продолжительными.1 Сложность переговоров была обусловлена, с одной стороны, спецификой экономических преобразований в Китае при ведущей роли государства в этом процессе, быстрым возрастанием роли страны в мировом хозяйстве, а с другой — расширением сферы деятельности ГАТТ и ее преобразованием в ВТО. Переговоры КНР с ВТО шли параллельно с углублением экономических реформ, при этом экономические преобразования проводились в условиях преобладания политики протекционизма и импортозамещения.2

В ходе переговоров китайской стороной были сделаны следующие наблюдения. Во-первых, имели место чрезмерная политизация переговорного процесса, попытки вмешательства западных стран во внутреннюю политику Китая. Например, США пытались увязать его присоединение к ГАТТ/ВТО с требованиями о необходимости соблюдения прав человека, определения статуса Тибета, проведения приватизации госпредприятий, т. е. с вопросами, не входящими в компетенцию данной организации.3 Во-вторых, отмечалось абсолютное доминирование в ней США и подчиненное положение всех прочих стран-участниц. Для Китая эти переговоры фактически свелись к взаимным уступкам с США.

Основные разногласия по вопросу вступления Китая в ВТО, вокруг которых велись переговоры между двумя странами, состояли в том, что США настаивали на открытии китайского рынка в основном для деятельности американских компаний, в то время как Китай требовал предоставления ему на постоянной основе режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в двусторонней торговле4 и льготного статуса развивающейся страны.

В переговорном процессе можно выделить три этапа: 1) 1986-1989 гг. (до событий на площади Тяньаньмэнь); 2) с начала 1990-х годов до 1995 г.; 3) 1995-2001 гг. На первом

Людмила Валерьевна ПОПОВА — канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики СПбГУ. Окончила восточный факультет Университета. В 1995/96 г. стажировалась на экономическом факультете Китайского народного университета (г. Пекин). С 1998 г. работает в СПбГУ. Сфера научных интересов - экономика стран Восточной и Юго-Восточной Азии, интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Автор 20 научных публикаций.

© Л.В. Попова, 2006

этапе переговоры проходили достаточно гладко и безболезненно для Китая. С китайской стороны в переговорный процесс был вовлечен весьма ограниченный круг министерств — МИД КНР, Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества и Таможенный комитет. Широкая общественность практически не информировалась о содержании переговорного процесса по присоединению к ГАТТ.

Переговоры были прерваны в результате некоторого охлаждения отношений КНР со странами Запада после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. С начала 1990-х годов переговорный процесс усложняется, позиция западных стран становится более жесткой. Принятие в ГАТТ стало обусловливаться новыми требованиями — обеспечением доступа для американских компаний на китайский рынок услуг (банковское дело, страхование, телекоммуникации), защитой прав интеллектуальной собственности, а также требованиями о соблюдении прав человека, определении статуса Тибета и т. д.5 К такому повороту событий Китай не был готов, поскольку эти условия не входили в компетенцию ГАТТ и в ряде случаев напрямую затрагивали вопросы внутренней политики.6 На этом этапе круг китайских министерств, вовлеченных в процесс переговоров по ГАТТ, расширяется.

Китай приложил все усилия для того, чтобы войти в состав ГАТТ до конца 1994 г. и выполнил для этого все условия присоединения, выдвинутые перед ним Западом: по сужению директивного планирования внешней торговли, сокращению числа лицензируемых и квотируемых товаров, отмене прямых экспортных субсидий, введению единой системы налогообложения, единого плавающего регулируемого курса национальной валюты и т. д. Однако запланированного вступления не состоялось по причине противодействия со стороны США, которые отказались предоставить Китаю статус развивающейся страны в этой организации (на чем настаивал Китай). Отрицательно по отношению к Китаю были настроены на том этапе представители крупного американского бизнеса, напуганные быстрым ростом китайского экспорта с начала 1990-х годов. Американские компании высказывали также недовольство несоблюдением в КНР прав интеллектуальной собственности. Негативно повлияла на результат переговоров в указанный период и несогласованность различных ведомственных интересов в самом Китае, давление с разных сторон на делегацию, ведущую переговоры с ГАТТ.7

После 1995 г. переговоры КНР с ВТО усложнились, во-первых, по причине очередного охлаждения отношений между США и Китаем,8 во-вторых, в связи с преобразованием в 1995 г. ГАТТ в ВТО и расширением сферы ее деятельности. Предметом обсуждения становится сфера услуг, а также широкий комплекс проблем нетарифных мер регулирования и общих вопросов экономической политики. На этом этапе тактика переговоров изменяется: китайская сторона занимает теперь выжидательную позицию, поскольку в Китае твердо убеждены, что Запад в не меньшей степени, чем КНР, заинтересован в ее полноправном членстве в ВТО, а излишняя поспешность приведет лишь к неоправданному экономическому ущербу. Такая убежденность основывалась на растущей вовлеченности западных деловых кругов в экономическое взаимодействие с КНР, при котором им становилось невыгодно держать Китай за рамками правил ВТО.

Переговоры о вступлении вновь активизировались после потепления китайско-американских отношений и взаимных визитов двух президентов в США и КНР в 19971998 гг. Важным фактором интенсификации переговоров в то время было появление в американском Конгрессе влиятельного прокитайского лобби, представленного крупным американским бизнесом, вовлеченным в операции на китайском рынке.9

В ноябре 1999 г. после подписания соглашения с США переговорный процесс вступил в заключительную стадию. Одним из наиболее сложных был вопрос о предоставлении

Китаю режима наибольшего благоприятствования на постоянной основе. США не намерены были автоматически распространять на Китай РНБ в торговле даже после его вступления в ВТО, а выступали за то, чтобы сохранить в силе поправку Джексона-Вэника к Закону США о торговле 1974 г.10 Однако в конечном итоге в 2000 г. данный вопрос был разрешен в пользу КНР. В мае 2001 г. было подписано двустороннее соглашение между Китаем и ЕС, а в ноябре того же года Китай был принят в состав ВТО в качестве полноправного участника.

Условия присоединения к ВТО

В рамках переговоров с ВТО в Китае под эгидой Госсовета была проведена кропотливая подготовка к вступлению в эту организацию, были детально просчитаны сравнительные преимущества и недостатки всех отраслей промышленности и сферы услуг, выработаны базовые рекомендации по их дальнейшему развитию, предприняты практические шаги по повышению конкурентоспособности предприятий государственного сектора, национальной банковской системы, а также укреплению позиций частных компаний.11

Вместе с тем условия вступления КНР в ВТО, уступки со стороны Китая другим странам определялись на самом высшем уровне, как правило, без консультаций и согласования позиций с соответствующими министерствами или крупными компаниями, причем информация об условиях вступления в эту организацию держалась в секрете. После того как она была подвергнута огласке (американцы, отклонив заявку КНР в апреле 1999 г., разместили текст документов, содержащих условия присоединения Китая в ВТО, в Интернете), среди китайских компаний прокатилась волна возмущения. Фирмы, действующие в сфере финансов, информационных технологий, дали понять Правительству, что уступки, на которые оно идет, являются чрезмерными, что многие компании не выдержат конкуренции с иностранными производителями. Однако было уже поздно, и повлиять на изменение условий не удалось.12

В ходе переговоров китайская сторона демонстрировала определенную гибкость своей позиции, стремление к поиску компромиссов с западными партнерами. Одновременно Китай умело использовал имеющиеся у него экономические рычаги давления на США и другие страны Запада, рост заинтересованности со стороны западных партнеров в освоении китайского рынка, а также ловко оперировал существующими в отношениях между США, ЕС и Японией противоречиями. Однако по итогам переговоров Китай вынужден был пойти на большие уступки, чем предполагалось изначально, и принять ряд завышенных по сравнению со стандартными условиями требований. В частности, Китай принял близкие к уровню развитых стран обязательства о доступе на рынок услуг, согласился на дополнительное снижение пошлин на определенные группы товаров, присоединился к Соглашению по информационным технологиям,13 полностью отказался от субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции. Китай также взял обязательство одновременно со вступлением в ВТО присоединиться в полном объеме к Соглашению по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) и Соглашению по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС), отказавшись тем самым от пятилетнего переходного периода, предусмотренного для развивающихся стран. Одобрение иностранных инвестиций больше не должно обусловливаться требованиями о наличии местной составляющей, передаче технологии, проведении НИОКР на китайской территории и т. п. Серьезной уступкой со стороны Китая явилось также согласие на признание нерыночного статуса китайской экономики в течение 15 лет после присоединения к ВТО,

что предполагает проведение специальной процедуры определения цены при антидемпинговых расследованиях в отношении китайских товаров.14

Вместе с тем при вхождении в ВТО Китаю удалось по большинству вопросов фактически добиться получения статуса развивающейся страны и обеспечить себе, таким образом, следующие основные права:

- иметь переходный период сроком в среднем на 3-5 лет для поэтапного открытия внутреннего рынка, снижения импортных пошлин, приведения национального законодательства в соответствие с нормами ВТО;

- субсидировать свое сельское хозяйство в размере 8,5 % от стоимости продукции;15

- субсидировать все внутреннее производство, не направленное на экспорт (в рамках договоренностей с ВТО);

- сохранять систему государственной торговли, включая право государства устанавливать и регулировать цены на основные виды продукции;

- сохранять ограничения при открытии сферы услуг иностранному капиталу.

В ряду основных общих обязательств, принятых КНР перед ВТО, выделяются:

- устранение практики двойного ценообразования и различий в режиме торговли товарами, производящимися на экспорт и для внутреннего рынка;

- предоставление в течение трех лет всем компаниям (за некоторым исключением) права на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность;

- отказ в течение переходного периода от нетарифных мер регулирования внешней торговли;

- отказ от предоставления экспортных субсидий.16

По соглашениям с ВТО Китай несколько ослабил государственную монополию во внешнеэкономической сфере: в течение трех лет после вступления должна быть ликвидирована система ведения экспортно-импортных операций по ряду товаров (в том числе древесина, сталь и прокат) специально уполномоченными компаниями. Вместе с тем государственным внешнеторговым компаниям предоставлено преимущественное право ведения внешнеторговых операций зерновыми, нефтью, нефтепродуктами, химудобре-ниями и т. д. На большинство перечисленных позиций (а также медикаменты — всего около 40 товарных групп) сохраняется государственное ценообразование. Оно распространяется также на природный газ, телекоммуникационные, транспортные и другие услу-ги.17 Таким образом, несмотря на уступки, сделанные на завершающем этапе переговоров по присоединению к ВТО, Китаю в целом удалось сохранить достаточно сильные позиции государства в сфере внешнеэкономического регулирования.

Китай не присоединился к соглашениям ВТО по правительственным закупкам и по торговле гражданской авиатехникой, не согласился с выполнением обязательств, выходящих за рамки переговоров по вступлению в ВТО (проведение приватизации госпредприятий). Были также отвергнуты требования со стороны стран-членов ВТО по открытию своего рынка, которые китайская сторона расценивала как неприемлемые (обязательства по добровольному ограничению экспорта, реализация полной конвертируемости юаня и др.).

Таможенные тарифы и количественные ограничения. В течение 1990-х годов Правительство неоднократно снижало ставки таможенного тарифа. Средняя ставка таможенного тарифа снизилась с 43,2% в 1992 г. до 15,3% на момент вступления в ВТО и по соглашениям с ВТО должна быть доведена до 10% к 2005 г. Более высокий уровень защиты предусмотрен для сельскохозяйственной продукции — 14-15% (31% в 2001 г.), при этом самые высокие пошлины сохранятся на зерновые товары (до 65%).18 Предусмотрено круп-

ное снижение импортных пошлин на автомобили — к 2006 г. их предполагается уменьшить с уровня 80-100% (2001 г.) до 25-30%. По промышленной продукции самые высокие пошлины (кроме автомобилей) будут также действовать на ввоз видеопродукции и фототоваров. По информационной технике (персональные компьютеры, полупроводники, телекоммуникационное оборудование и т. п.) ставка таможенного тарифа в 2001 г. составляла 13 %. Китай взял на себя обязательство снизить ее по ряду позиций до нулевой отметки к 2003 г., а по другим позициям — к 2005 г.

Количественные ограничения распространялись в 2000 г. на 20% китайского импорта. На 5-летний переходный период по 15 товарным группам (377 товарных позиций) импортные квоты были сохранены, но они должны увеличиваться на 15% в год. Сюда входят, в частности, нефтепродукты, химические удобрения, автомобили и запчасти к ним, видеозаписывающая техника, цветные телевизоры, фотокамеры и пр. Так, по автомобилям все количественные ограничения на импорт должны были быть отменены к 2005 г.

Технические барьеры, антидемпинговые и компенсационные меры. Для защиты внутреннего рынка Китай широко использует технические стандарты и условия. В течение последних 20 лет сфера использования международных стандартов расширилась с 12 до 40% (от общего количества применяемых в стране стандартов). По соглашению с ВТО Китай обязался расширять ее на 10% каждые 5 лет.19

Режим допуска и деятельности иностранного капитала. Число отраслей, открытых для зарубежных инвесторов, увеличено со 186 до 262, а закрытых — сокращено со 112 до 72.20 Практически во всех отраслях предусмотрено постепенное расширение географии деятельности иностранного капитала и повышение его участия в капитале совместных предприятий. В ряде случаев будет допущено полное владение предприятиями. Исключено присутствие иностранного капитала в таких областях, как оборонная промышленность, средства массовой информации, производство кино- и видеопродукции.

Услуги. Предусмотрено значительное расширение доступа иностранного капитала в сферу услуг, прежде практически закрытую для зарубежного бизнеса, в том числе в сферы финансов, страхования, связи, розничной и оптовой торговли, воздушных перевозок, строительства и торговли недвижимостью, транспортных услуг, образования, профессиональных услуг и т. д. При этом наибольшие уступки были сделаны в финансовой сфере и сфере телекоммуникаций — относительно слабых и уязвимых отраслях китайской экономики, в которых доминирующую роль до момента вступления в ВТО играли государственные компании. В финансовой сфере отделения иностранных банков получили возможность обслуживать счета китайских юридических и физических лиц в местной валюте с 2004 и 2007 г. соответственно. К 2007 г. будут также сняты географические ограничения в отношении доступа иностранных банковских и страховых организаций на китайский рынок.21 С этого времени иностранные финансовые институты смогут работать в Китае на равных условиях с местными банками. С 2002 г. отменены количественные ограничения по предельной численности иностранных учреждений, работающих на китайском рынке. В сфере телекоммуникаций, прежде полностью закрытой для деятельности иностранных компаний, предусмотрена ускоренная либерализация (в течение двух лет), при этом контрольный пакет акций в совместных предприятиях должен быть у китайской стороны.

Китай согласился допустить на свой рынок иностранных туроператоров, а также иностранный гостиничный бизнес, сняв ограничения по 100%-ному зарубежному участию в этом секторе. В складских услугах полное владение для иностранных компаний предусмотрено с 2004 г. В сфере рекламной деятельности создание 100%-ных иностранных компаний должно быть разрешено до конца 2005 г. В сфере розничной торговли иностранные

фирмы получили право повысить свою долю в предприятиях соответствующей сферы до 65% к 2005 г. Такое решение позволило зарубежным компаниям создавать в Китае собственные сбытовые сети. Китай также обязался открыть к 2005 г. розничную торговлю нефтепродуктами, а к 2007 г. — рынок оптовой торговли нефтью и нефтепродуктами.

В морских перевозках и операциях по обработке грузов в портах допускается только создание совместных с китайской стороной предприятий, причем в перевозках и агентировании зарубежному инвестору не может принадлежать более 49% капитала. Аналогичные условия зафиксированы для авиаперевозчиков. В железнодорожных перевозках иностранный капитал допускается к владению контрольным пакетом в течение 2005-2007 гг., а с 2008 г. будет разрешена деятельность полностью контролируемых зарубежными инвесторами предприятий.

Значительно либерализованы для иностранных контрагентов операции на китайском рынке с ценными бумагами,22 упрощена процедура приобретения активов, в том числе и контрольного пакета, национальных предприятий иностранными инвесторами через рынок ценных бумаг. КНР также взяла на себя обязательства в области постепенной ликвидации таможенных и налоговых преференций в районах с особым режимом с целью сближения юридических и налоговых условий хозяйственной деятельности на территории страны.

Первоначальная оценка последствий вступления в ВТО

для китайской экономики

В результате вступления в ВТО более открытый доступ на мировой рынок получили самые конкурентоспособные товары китайского экспорта — текстиль, одежда, игрушки, электроника, керамические и пластмассовые изделия, продукция химической и фармацевтической промышленности. Вступление в ВТО заметно облегчает также экспорт трудовых ресурсов Китая.

К числу уязвимых секторов китайской экономики можно отнести сельское хозяйство, сферу финансов, информационных технологий, машиностроение. В частности, китайское сельское хозяйство по многим параметрам уступает соседним странам и уж тем более не может составить конкуренцию американскому фермерскому хозяйству. В краткосрочном периоде сельское хозяйство ожидает рост безработицы, снижение объемов производства и доходов китайских крестьян, особенно в центральных и западных районах стра-ны,23 увеличение импорта сельскохозяйственной продукции, прежде всего из США. По прогнозам экспертов, вследствие снижения импортных тарифов импорт сельхозпродукции в КНР в ближайшее десятилетие будет возрастать ежегодно на 1,5 млрд долл. в год. Доля Китая в мировом импорте сельскохозяйственной продукции возрастет до 12 % к 2010 г. (5 % в 1995 г.).24 В качестве защитных мер для сельского хозяйства Китай оставил за собой право пользоваться системой импортных квот на ввоз сельхозпродукции. В целом, считают китайские эксперты, несмотря на сложности на начальном этапе, вступление в ВТО в перспективе должно оказать стимулирующее воздействие на развитие сельского хозяйства. В расчет принимается то обстоятельство, что откроется не только китайский рынок, но и для самого Китая появится гораздо лучший доступ на рынки других стран-членов ВТО.25

В уязвимом положении находится громоздкая и неэффективная национальная банковская система, перегруженная «плохими» кредитами, выданными неэффективным предприятиям.26 В результате либерализации иностранные банки смогут занять более половины всего внутреннего рынка банковских услуг Китая. По оценкам китайских экс-

пертов, через пять-десять лет после вступления в ВТО доля иностранных банков должна составить 15% рынка валютных депозитов, 10% рынка вкладов в национальной валюте, 20-30% рынка валютных займов и 15% юаневых займов.27 Вместе с тем на практике темпы проникновения в Китай зарубежных банковских институтов оказались ниже ожидаемых. В период с конца 2001 до апреля 2004 г. в Китае было зарегистрировано 35 филиалов зарубежных банков, происходящих в основном из Тайваня, Гонконга и Республики Корея. Крупнейшие западные банки не торопятся с расширением собственной филиальной сети в КНР и отдают предпочтение покупке акций китайских банков (по закону иностранцы могут приобретать не более 25% акций национальных банков).28

Не подтвердились прогнозы и в отношении предприятий автомобильной отрасли, до вступления в ВТО пользовавшейся повышенной степенью защиты. Ожидалось, что в результате отмены импортных количественных ограничений и снижения ввозных таможенных пошлин резко возрастет импорт, что приведет к спаду производства автомобилей в Китае и сокращению на 500 тыс. человек количества рабочих мест в отрасли. В действительности рост импорта не повлек за собой спада в отрасли вследствие динамичного развития автомобильного рынка в Китае в последние несколько лет (по имеющимся данным, этот рынок растет на 80% в год).29

Не подтверждаются пока и опасения в отношении рынка телекоммуникаций — с начала 2002 г. рядом международных операторов были предприняты шаги к инвестированию в местный рынок услуг связи, однако до сих пор, по общим отзывам, они вовсе не преуспели в его завоевании.

Особенно сильно воздействие внешней конкуренции должно сказаться на предприятиях государственного сектора. Открытость рынка и отмена экспортных субсидий должны привести к закрытию неэффективных государственных предприятий и массовому сокращению рабочих мест.30 Последствия структурной перестройки и роста безработицы в уязвимых секторах экономики планируется компенсировать за счет расширения производства и занятости в других отраслях: производстве текстиля, готовой одежды, обуви, бытовой электроники, электрооборудования и т. д.

Внешнеэкономические связи. После 2001 г. необычайно высокими темпами возрастает внешняя торговля Китая (рис. 1). Внешнеторговый оборот Китая в 2004 г. впервые

1400 -|-------------------------------------------------

0 -I---------,----------,----------,----------,------

2000 2001 2002 2003 2004

Источник: The US-China Business Council (www.uschina.org).

Рис. 1. Внешняя торговля КНР, млрд долл.

товарооборот

■экспорт

импорт

превысил рубеж в 1 трлн долл. и составил 1154,7 млрд долл.31 Быстрый рост экспорта обусловливается, прежде всего, расширением в общем вывозе доли традиционных товаров (готовая одежда, трикотаж, текстильная пряжа, обувь), а также повышением удельного веса наукоемкой продукции (изделий электронной и электротехнической промышленности, машин и оборудования), на которую в 2004 г. пришлось 54,5% китайского вы-

воза.32

В 2005 г. вследствие отмены действовавшей на протяжении 40 лет системы квотирования в торговле текстилем был отмечен резкий рост китайского экспорта соответствующей продукции, что привело к обострению противоречий с ЕС и США. По опубликованным статистическими службами данным, в американской текстильной промышленности в I квартале 2005 г. суммарный импорт увеличился относительно того же периода 2004 г. на 63%.33

Что касается китайского импорта, то здесь вследствие снижения таможенных пошлин (хотя это снижение действует лишь в рамках существующих квот) отмечается стабильный рост ввоза сельскохозяйственной продукции, в первую очередь зерновых.34 В 2004 г. Китай имел дефицит торговли сельскохозяйственной продукцией в 5,5 млрд долл. в отличие от профицита в этом секторе в предшествующие несколько лет. Дефицит связан также с конъюнктурным фактором: цены на зерно на мировых рынках в 2004 г. были на 15-20 % ниже, чем внутрикитайские. В результате среднемесячный доход на одно крестьянское хозяйство упал с 115 до 96 долл.35

Вследствие вступления КНР в ВТО и открытия для иностранного капитала новых секторов китайской экономики объемы инвестиций, валовой продукции и внешней торговли предприятий с его участием побили все прежние рекорды. Так, по объему реально вложенных ПИИ Китай вышел на первое место в мире, доля предприятий с иностранными инвестициями в валовой продукции промышленности КНР достигла почти четверти, увеличившись за последнее десятилетие в пять раз. В 2004 г. годовой объем использованных иностранных инвестиций составил 60,63 млрд долл. (рис. 2). Рост прямых инвестиций в китайскую экономику обусловлен также переносом производств из соседних стран в КНР.

70

60

50

40

30

20

10

0

2001

2002

2003

2004

2005

Источник: The US-China Business Council (www.uschina.org).

Рис. 2. Объем использованных прямых иностранных инвестиций, млрд долл. в год.

В последние годы изменяется ориентация расположенных в Китае предприятий иностранного капитала: если в 1990-е годы они были нацелены в своей деятельности преимущественно на экспорт, то в последние годы в значительной степени переориентирова-

лись на внутренний рынок. Следствием этого становится банкротство многих национальных предприятий и усиление тенденции скупки иностранцами китайских фирм.

В соответствии с прогнозом в ближайшей перспективе основной поток ПИИ будет направляться в сферу производства (информационные технологии, высокие технологии, лекарственные препараты, химическая отрасль). Китай также становится привлекательным местом для проведения НИОКР в ряде отраслей. Приток ПИИ в сферу финансов и профессиональных услуг будет возрастать по мере либерализации Китаем соответствующих рынков в рамках соглашений с ВТО.36

Выполнение Китаем обязательств в рамках ВТО

В целом первые результаты присоединения и в самом Китае, и в странах-партнерах оцениваются позитивно — после вхождения в ВТО КНР в основном следует ее предписаниям. Вместе с тем выполнение условий вступления в эту организацию не всегда проходит гладко.

На сегодняшний день наибольшие результаты достигнуты в области пересмотра хозяйственного законодательства в целях приведения его в соответствие с требованиями этой организации37 и выполнения взятых на себя тарифных обязательств. Принята новая редакция Закона о внешней торговле, установившего заявительный порядок регистрации участников ВЭД. К началу 2005 г. средневзвешенная ставка таможенного тарифа снизилась с 15,3 до 9,4%. Снижение коснулось ввозных пошлин более чем на 5 тыс. видов продукции. Заметно сузилась сфера применения мер нетарифного регулирования.38 Объем обязательств по линии ВТО, предусмотренных для выполнения в 2005 г., был значительно меньше, чем в предыдущие годы. В основном они касались либерализации рынка рекламы и финансового сектора для иностранных инвестиций, а также возможности создания полностью иностранных предприятий в целом ряде других сфер экономики.

Следуя общему духу предписаний ВТО, Китай в то же время медлит в сфере нетарифного регулирования, а иногда и просто создает препятствия, чтобы защитить наиболее чувствительные сферы своей экономики от раннего вступления в конкурентную борьбу с иностранным бизнесом. Вызывают нарекания со стороны торговых партнеров Китая несовершенство административной практики, попытки ограничить воздействие правил ВТО на местном уровне.39 Члены Американско-китайского совета по торговле высказывали претензии к несоблюдению Китаем графика выполнения взятых на себя обязательств, а также к невыполнению их в полном объеме, прежде всего в части, касающейся защиты прав интеллектуальной собственности и открытия некоторых секторов сферы услуг (страховой рынок, строительство, прямые продажи, телекоммуникации).40 В автомобильной промышленности новые правила, позволяющие иностранным автомобилестроителям предоставлять кредиты для финансирования закупок автомашин, были обнародованы лишь в октябре 2003 г., т.е. почти на два года позже предусмотренных сроков.41 Продолжает сохраняться требование о наличии местной составляющей при одобрении иностранных инвестиций. Были отмечены также прецеденты фактического скрытого субсидирования отечественных производителей, например, при внешней торговле кукурузой в 2002-2003 гг.

В докладе Торговой палаты США отмечается, что остается «неприемлемо сложной» проблема защиты фирменных марок. Во многих случаях китайские полиция и чиновники не противодействуют сбыту контрафактной продукции и в случае обнаружения заполненных пиратской продукцией складов говорят об отсутствии доказательств того, что данные товары предназначены для продажи.42 В свою очередь, представители Европейс-

кой торговой палаты, заявляя, что она в целом удовлетворена выполнением Китаем обязательств перед ВТО, подчеркивают увеличение нетарифных барьеров, тормозящих расширение торговли и создание иностранных компаний, отмечают предоставление в Китае преференций местным фирмам в ущерб иностранным, отсутствие открытости и уважения к интеллектуальной собственности.43

В сфере услуг отмечалось введение чрезмерно жестких требований доступа на рынок услуг (сложная процедура лицензирования, высокий входной барьер на китайский рынок в виде большого размера уставного капитала иностранного предприятия и т. д.), что создавало препятствия для открытия представительств в Китае таких видов деятельности, как банковская, страхование, логистика, услуги связи. В сфере торговли иностранные компании вынуждены были прибегать к помощи посреднических фирм, имеющих лицензии на деятельность, на которую им самим получить лицензии было бы затруднительно.

После присоединения к ВТО Китай приступил к переговорам с заинтересованными странами в целях признания за ним статуса рыночной экономики. Хотя при вступлении в организацию вопрос о предоставлении такого статуса был отложен на 15 лет, на двустороннем уровне КНР настаивает на неприменении данного положения в торговых спорах по антидемпинговым мерам в отношении ее экспорта и добивается ощутимых подвижек в этом вопросе. На конец 2004 г. 20 стран официально признали рыночный статус экономики Китая. Вместе с тем три самых главных торговых партнера Китая — ЕС, США и Япония, на которые приходится 45 % китайского товарооборота и которые наиболее активно используют против китайских предприятий защитные протекционистские меры, по-прежнему не признают китайскую экономику рыночной.44

Наряду с другими развивающимися странами Китай выступает против рассмотрения ВТО неторговых вопросов, включения трудовых и экологических стандартов в повестку дня переговоров, за пересмотр процедуры антидемпинговых споров и подхода к определению внутренних сельскохозяйственных субсидий. Однако пока он не претендует на роль лидера в группе развивающихся стран-членов ВТО, а предпочитает использовать данную организацию для решения своих хозяйственных проблем и создания для этого благоприятных внешних условий. Возникающие разногласия Китай, как правило, стремится разрешать на двусторонней основе, особенно в отношениях с соседними странами.45

Общие результаты вступления Китая в ВТО в значительной степени будут зависеть от темпов реформирования государственных предприятий и возможностей расширения занятости в конкурентоспособных на мировом рынке отраслях экономики. По имеющимся оценкам, в первые 5-10 лет экономические потери превысят выигрыш от вступления. По мнению других исследователей, негативные последствия присоединения Китая к ВТО будут перевешивать положительный эффект в течение 50 лет. Очевидно, что сохранение в руках государства действенных рычагов контроля над внешнеэкономической политикой позволяет достаточно эффективно осуществлять нажим на торговых партнеров, а также существенно облегчает защиту внутреннего рынка и принятие ответных мер в случае серьезного нарушения прав китайских экспортеров.

1 До 1949 г. Китай был представлен в ГАТТ Правительством Гоминьдана. После образования КНР в 1949 г. новое Правительство отозвало свое членство в ГАТТ. В 1986 г. Китай принял решение о восстановлении позиций в ГАТТ и получил статус наблюдателя. При подаче заявки на вступление в ГАТТ Китай надеялся на автоматическое (безусловное) восстановление его членства в этой организации. В общей сложности переговорный процесс с ГАТТ/ВТО занял 15 лет (1986-2001 гг.).

2 Вплоть до конца 1990-х годов средний уровень таможенного тарифа в КНР (15,5 %) превышал уровень таможенного обложения развивающихся стран.

3 Китайская сторона, правда, на это требование ответила, что приватизация госпредприятий выходит за рамки переговоров по вступлению в ГАТТ/ВТО. В Китае понимали, что реализация этого требования привела бы к продаже прибыльных предприятий иностранным инвесторам (см.: Потапов М. Проблемы присоединения Китая к ВТО: плюсы и минусы // Проблемы Дальнего Востока. 2000. № 3. С.60).

4 Из-за действия поправки Джексона-Вэника к американскому Торговому закону от 1974 г. конгресс ежегодно рассматривал вопрос о пролонгации РНБ в отношении стран с нерыночной экономикой. В 1980-е годы данный режим для Китая продлевался автоматически — после событий 1989 г. обсуждение в конгрессе данного вопроса сопровождалось ожесточенными дискуссиями (см.: Новые обязательства Китая в рамках ВТО // Экономика и управление в зарубежных странах. 2003. № 10. С. 57).

5 Wei L. China’s WTO Negotiation Process and its Implications // Journal of Contemporary China. 2002. N 11 (33). P. 683-719.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Однако эти вопросы обсуждались на Уругвайском раунде переговоров.

7 В частности, глава китайской делегации по переговорам о присоединении к ВТО Гу Юнцзян говорил, что в 1994 г. он испытывал большее давление на ход переговоров внутри Китая, чем с внешней стороны. «Одно известное столичное издательство выпустило серию публикаций, в которых говорилось о том, как наша делегация предавала национальные интересы Китая. Я был в очень сложном положении, поскольку являлся в то время главой делегации и нес ответственность за результаты переговоров» (см.: Wei L. Op. cit.).

8 Б. Клинтон в течение первого срока пребывания на посту проводил жесткую политику в отношении Китая. Проведение военных учений КНР в Тайваньском проливе в 1995-1996 гг. после визита президента Тайваня Ли Дэнхуэя в США еще более усугубило двусторонние американо-китайские отношения.

9 Wei L. Op. cit.

10 Потапов М. Вступление КНР в ВТО: условия присоединения и последствия для китайской экономики // Внешнеэкономическая модель развития стран Восточной Азии. М., 2004. С. 76.

11 В качестве примера продуманности китайской политики на стадии подготовки к вступлению в ВТО выделяют такую отрасль, как металлургия. Определив ее как одну из самых уязвимых после вступления в ВТО по причине высокой себестоимости продукции, Правительство провело политику наращивания собственного производства проката черных и цветных металлов с целью замещения импорта.

12 Kennedy S. The New “China Lobby” // Asian Wall Street Journal. 1999. October 13 (www.brook.edu).

13 Соглашение по информационным технологиям было подписано в 1996 г. (см.: Post-1994 GATS protocols (www.wto.org)).

14 Данное условие явилось серьезной уступкой, сделанной Китаем под давлением США.

15 Это является неплохой поддержкой аграрному сектору (в конце 1990-х годов объем субсидирования в Китае составил 3,5%), хотя и уступает лимиту для развивающихся стран, равному 10% (см.: Потапов М. Указ. соч. С.88).

16 Карлусов В., Кудин А., Калашников Д., Анкилов К. Китай и ВТО: уроки поддержки национального бизнеса // Проблемы Дальнего Востока. 2004. № 1. С. 131-132.

17 КНР // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 8. С. 63.

18 www.wto.org

19 КНР. С. 65.

20 Потапов М., Салицкий А. Китай и ВТО: что делать России? // Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 5. С. 111.

21 В конце 1990-х годов иностранцы могли открывать банковские и другие финансовые учреждения только в 24 городах и районах Китая, а операции с юанями в отношении иностранных контрагентов осуществлялись лишь в шанхайском районе Пудун и Шэньчжэне.

22 Цай Ш. Цзяжу WTO дуй чжунго чжэнцзюань шичан дэ инсян цзи дуйцэ (Вступление Китая в ВТО: последствия для рынка ценных бумаг) // Цзинцзи юй фалюй (Экономика и право). 2000. № 5 (www.economy-and-law.com).

23 По оценкам вашингтонского Института международной экономики, объемы производства в сельском хозяйстве КНР за пять лет после вступления должны сократиться на треть, число безработных достигнуть 9,6 млн человек (по оценкам Мирового банка, в течение 10 лет после вступления в ВТО из сельского хозяйства уйдет от 70 до 100 млн человек) (см.: Потапов М. Вступление КНР в ВТО: условия присоединения и последствия для китайской экономики. С. 95-96. Более подробно см.: Anerson К., HuangJ, Ianchovichina E. Will China’s WTO accession worsen farm household incomes?// China Economic Review. 2004. Vol. 15. Issue 4. P. 443-456.

24 www.chinadaily.com

25 Биншэн Кэ. Цзяжу WTO хоу дэ чжунго нунъе фачжань хуэйгу юй чжаньван (Вступление Китая в ВТО: последствия и перспективы для сельского хозяйства) (www.rcre.org.cn).

26 По оценкам доля «плохих кредитов» в общей массе кредитов, выданных китайскими банками, составляла 25-45%. К концу 2005 г. этот показатель должен быть снижен до 15 % (He L, Fan X. Foreign banks in post-WTO China: an intermediate assessment // China and World economy. 2004. Vol.12. N 5).

27 Ibid.

28 Ibid.

29 Harwit E. The automobile industry in China after WTO entry // Harvard China review. 2004. Spring. P. 108.

30 По данным Всемирного банка, скрытый долг госпредприятий Китая составляет около 50% ВВП.

31 www.mofcom.gov.cn. По первоначальным американским оценкам, после вступления в ВТО прогнозировался рост внешней торговли Китая к 2005 г. до 600 млрд долл.

32 Некоторые итоги развития экономики КНР в 2004 г. // БИКИ. 2005. 17 мая. № 53 (8849).

33 Проблемы в отношениях Китая с США, ЕС и Японией // БИКИ. 2005. 21 апреля. № 45 (8841).

34 Подробнее см.: Биншэн Кэ. Цзяжу WTO хоу дэ чжунго нунъе фачжань хуэйгу юй чжаньван (www.rcre.org.cn).

35 Власова О. Очень голодный миллиард // Эксперт. 2004. № 37. С. 58.

36 The US-China Business Council (www.uschina.org).

37 За два года после вступления в ВТО в КНР было пересмотрено порядка 2 300 юридических документов, при этом 830 аннулированы.

38 Некоторые итоги развития экономики КНР в 2004 г. // БИКИ. 2005. 17 мая. № 53 (8849). — Критики достижений Китая в сфере выполнения обязательств перед ВТО отмечают, что прогресс, достигнутый Китаем в соответствии с договоренностями с ВТО, является весьма относительным, поскольку главным средством регулирования внешнеэкономических связей КНР и защиты ее национального рынка являются не столько таможенный тариф, сколько различного рода нетарифные ограничения, административные положения, внутренние разнарядки и т. п.

39 Highlights of China WTO implementation efforts (2004) (www.uschina.org ).

40 American companies building success in China; significant issues remain. Results of the 2005 USCBC member survey (www.uschina.org ).

41 Китай и ВТО: итоги двухлетнего пребывания // Коринф. 2004. № 5. С. 15.

42 Китай после вступления в ВТО // Коринф. 2003. № 3. С. 22.

43 Китай и ВТО: итоги двухлетнего пребывания //Коринф. 2004. № 5. C. 15. См. также: Suttmeier R.P., Yao X. China’s post-WTO technology standards, software, and the changing nature of techno-nationalism // NBR special report. 2004. May. N 7 (www.nbr.org); Hung C.L. The business of product counterfeiting in China and the post-WTO membership environment // Asia Pacific Business Review. 2003. Autumn. Vol.10. N 1. P. 58-77.

44 Значение признания рыночного статуса китайской экономики: Комментарий //Китайский информационный Интернет-центр. 2004. 10 дек.; Деловой Китай. Т. 8. М., 2005. С. 11.

45 Салицкий А. Китай и ВТО: либеральный протекционизм (www.wto.ru).

Статья поступила в редакцию 15 февраля 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.