Научная статья на тему 'Таможня как инструмент политики'

Таможня как инструмент политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
888
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Турумтай Кызы Г., Сидоров И. Т.

Рассматривается таможня как инструмент политики в ходе ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таможня как инструмент политики»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

доустройством и оплачиваемой практикой, постепенное улучшение материально-технической базы университетов. Может не в тех объемах, может еще не прошло достаточное количество времени, чтобы мы увидели результаты. Возможная неэффективность реформ в космической отрасли может быть связана с их количественной, а не качественной направленностью. Распространенная ситуация, когда оборудование (приборы, станки, оснастку) выбирает человек (группа людей), которые никогда ни с чем подобным не сталкивались, не знают зачем они его выбирают, не имеют вообще никаких технических знаний, навыков и умений. Также вместо целой армии инженеров среднего уровня можно подготовить взвод высококлассных специалистов.

Также в основе многих неудач лежит идеологическая проблема. Все вокруг знают, что с космосом надо уже что-то делать в этой стране, но никто не может сказать: «Что именно?» и главное «Зачем?». Любое дело должно иметь цель, тем более такое ресурсозат-ратное, энергоемкое и трудоемкое. Это еще одно существенное различие между космонавтикой в России и космонавтикой в Советском Союзе. Хоть цели во

многом были продиктованы Холодной войной, но они были, и их достижение имело результат. Постановкой цели должна заниматься власть. Она должна быть четкой и простой и объяснять «Зачем?» и «Что?» делать. Хотелось бы гордиться тем, чем занимаешься, и видеть перспективу своих усилий и стараний, точку приложения полученных знаний в своей стране

Библиографические ссылки

1. Договор аренды комплекса «Байконур» [Электронный ресурс]. URL: http://www.federalspace.ru/ 2247/ (дата обращения: 10.04.2014).

2. О космодромах мира [Электронный ресурс]. URL: http://topwar.ru/37849-kosmodromy-mira-chast-1-ya.html (дата обращения: 10.04.2014).

3. Новостная статья [Электронный ресурс]. URL: http://itar-tass.com/nauka/838588 (дата обращения: 10.04.2014).

4. Колмыков В. А., Лубнин М. А. Лучшие люди Красмаша. Красноярск : РИО-пресс, 2007 С .2.

© Самотик Л. А., 2014

УДК 339.543

Г. Турумтай кызы Научный руководитель - И. Т. Сидоров Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ТАМОЖНЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИКИ

Рассматривается таможня как инструмент политики в ходе ее развития.

Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

Возникновение таможенного дела важная страница российской истории. Она существует в нашем государстве не менее тысячи лет. Считается общепризнанным, что история таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси и напрямую связана с появлением торгового обмена. Первые письменные упоминания о существовании специальных таможенных сборов и людях, осуществлявших такие сборы, относятся к концу X в. Именно в это время летописи отмечают возникновение торговых пошлин, взимаемых при въезде в города, причаливании к пристаням, проезде через заставы. Так сохранился Тустань - древнерусский оборонный комплекс, таможня и город-крепость. Его остатки находятся в Карпатских горах (Восточные Бескиды).

Исторические документы свидетельствуют о том, что таможенное дело играло важную роль в период становления российской государственности, помогают понять общественное и государственное значение таможни как важного национального интереса, как

гражданского и правового целого, как необходимой и неотъемлемой части государственной системы.

Термин «таможня» - более позднего происхождения. В переводе с тюркского «тамга» означает «печать, клеймо». Специальное клеймо ставили на товары, сборы за которые при их провозе через границу государства были уплачены. Место, где такие сборы взимались и где ставилась тамга, с XIII в. стало именоваться «таможня».

В стране, где развивалась торговля и активно формировались жизненно необходимые государственные институты, назревала необходимость таможенной реформы. Поворотным моментом в истории таможенного дела стал Новоторговый устав 1667 г., в котором появились статьи относительно видов и размеров внешних и внутренних сборов, устройства таможен. Впервые встречаются нормы, закрепляющие производство таможенного досмотра. В конце царствования Петра I в 1724 г. был принят первый в России таможенный тариф, который носил протекционистский характер. В 1819 г. приняты Таможенный устав по европейской торговле и новый таможенный тариф -самый либеральный из всех предыдущих, а также и всех последующих таможенных тарифов. В 1877 и 1891 гг. таможенные тарифы увеличились более чем на 50 %. Происходили и организационные изменения

Секция «Актуальнее политические проблемы космоса и космонавтики»

в системе таможенных органов. Так, в соответствии с таможенными уставами 1892, 1904 и 1910 гг. сложилась новая структура таможенной системы во главе с департаментом таможенных сборов Министерства финансов. В его подчинении находились окружные и участковые таможенные управления, таможни, таможенные заставы, таможенные пункты и посты. Кроме того, в октябре 1893 г. пограничная стража была выведена из подчинения начальников департамента таможенных сборов и таможенных округов, ей присвоили название Отдельного корпуса пограничной стражи, который переводился в непосредственное подчинение министра финансов. В мае 1912 г. была проведена последняя реорганизация таможенной службы в царской России. В годы Первой мировой войны деятельность российских таможенных органов была парализована, большинство таможен закрыли. К реформированию внешней торговли приступило уже Временное правительство. Последующие перемены произошли после Октябрьской революции 1917 г. Возврат к таможенно-тарифным методам во внешней торговле произошел в 1922 г. в связи с переходом к НЭПу. Декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 г. был утвержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК). Правовой статус ТТК был закреплен в Таможенном уставе СССР 1924 г. и Таможенном кодексе СССР 1928 г., окончательно закрепившем сформировавшуюся систему таможенного управления. Приказом НКВТ от 2 марта 1924 г. было учреждено Главное таможенное управление (ГТУ), на которое были возложены функции по организации борьбы с контрабандой на территории Советского государства. Новый Таможенный кодекс СССР был принят 5 мая 1964 г. Впервые в Кодексе вводилось понятие таможенного режима. Таможенным кодексом СССР 1964 г. управление таможенным делом на территории СССР передавалось в ведение Министерства внешней торговли СССР и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление. К основным функциям таможенных учреждений относились контроль соблюдения государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с нарушениями таможенных правил и контрабандой. Становление и обеспечение дееспособности системы таможенных органов непосредственно связаны с принятием в 1993 г. Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» и Таможенного кодекса Российской Федерации. Была создана российская правовая база для осуществления таможенной политики и таможенного дела в новых условиях. Таможенная служба России активно включилась в международное сотрудничество по вопросам торгово-тарифной политики таможенного дела. В 1991 г. Россия как правопреемница СССР стала членом международного Совета таможенного сотрудничества и Всемирной таможенной организации (ВТАО), была избрана членом политической комиссии и финансового комитета ВТАО.Важной вехой в развитии правовых основ таможенной деятельности стал Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», вступивший в силу 1.09.1997 г. Закон определил новые условия прохождения службы на контрактной

основе, повысил ответственность и престиж человека в таможенной форме, утвердил Кодекс чести таможенника РФ и ритуал принятия присяги сотрудниками таможенного органа РФ. Было завершено формирование кадрового корпуса таможенной службы. На 1 января 2000 г. его численность составила более 56 тыс. человек.

Сегодня таможня - это современная, профессиональная и хорошо обеспеченная служба, которая осуществляет эффективную защиту общества. Она обеспечивает соблюдение таможенных правил на внешней границе и на территории страны.

Таможенные органы России стремятся к тому, чтобы люди осознавали такую важную миссию таможни, как защита экономических интересов страны, которая включает в себя широчайший спектр задач. Среди них и борьба с контрабандой культурных и исторических ценностей, и защита рядового потребителя от фальсифицированной продукции, и многое другое.

Таможенное право находиться в основе таможенного регулирования. Оно представляет собой средство государственного регулирования таможенного дела на территории Российской Федерации, поскольку правовое регулирование является в принципе государственным регулированием. Без таможенного права невозможно создание нормально функционирующего таможенного механизма, в основе которого лежит система исполнительной власти в лице таможенных органов. Таким образом, таможенное право обеспечивает органическую взаимосвязь всех элементов, составляющих таможенное дело в РФ.

Мы, студенты СибГАУ и будущие специалисты по направлению подготовки «Таможенное дело» учимся:

- осуществлять таможенный контроль;

- определять страну происхождения товара;

- определять таможенную стоимость товара;

- взимать таможенные платежи, пени, проценты, задолженности и возвращать таможенные платежи;

- контролировать правильность исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, пошлин;

- вести учет таможенных платежей, авансовых платежей и денежного залога на счетах таможенных органов;

- обеспечивать соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

- выявлять и пресекать административные правонарушения и преступления в сфере таможенного дела;

- управлять деятельностью таможенных органов (анализ, планирование, организация, контроль и мотивация деятельности в таможенных органах);

- применять информационные системы, информационные технологии, программно-технические средства защиты информации в таможенном деле;

- анализировать и вести таможенную статистику внешней торговли;

- информировать и консультировать участников внешнеэкономической деятельности в области таможенного дела.

© Турумтай кызы Г., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.