Секция «Актуальнее политические проблемы космоса и космонавтики»
УДК 347.85(470)
Л. А. Самотик Научный руководитель - И. Т. Сидоров Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПОЛИТИКА РОССИИ В ОБЛАСТИ КОСМОСА
Говоря о «космических победах» Советского союза важно помнить, что между СССР и Российской Федерацией есть масса различий. Различия в политическом строе, экономике, производственных мощностях, ресурсах.
Советский Союз сделал огромный вклад в изучение и освоение космоса. Больше того - он стал первым среди всех. Официальное начало практическому освоению космоса было положено 4 октября 1957 года, когда СССР успешно вывел на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли, а уже через три с половиной года после его запуска, 12 апреля 1961 года, СССР запустил в космос и первого человека.
Но говоря о «космических победах» Советского союза важно помнить, что между СССР и Российской Федерацией есть масса различий. Это различия в политическом строе, экономике, производственных мощностях, ресурсах. Приведем пример проблем с критичным для отрасли предприятием. Космодром Байконур, находящийся на территории бывшей союзной республики, а ныне отдельного государства Казахстана, ежегодная аренда за пользование которым составляет 115 миллионов долларов США в год [1]. Несмотря на регулярно получаемые выплаты за аренду космодрома и межгосударственные договорённости Казахстан периодически препятствует нормальной работе космодрома. Так, в 2012 году были отложено 7 запусков. Причиной явилось длительное согласование казахстанской стороной использования поля падения первой ступени ракет-носителей в Кус-танайской и Актюбинской областях [2].
Несмотря на потери, Россия получила огромнейшее наследие: промышленные предприятия, научные разработки, технологии. И нельзя недооценивать важность последнего пункта этого наследия. Именно технологии - это то, что нельзя вдруг внезапно открыть. Все самые секретные разработки относятся именно к технологическим. К тому же на данный момент наша страна одна из немногих имеет замкнутый цикл разработки, изготовления, запуска, управления полетом и использования по назначению космических аппаратов.
Но мало кто понимает, что Российская Федерация не является «великой космической державой» и никогда ей не являлась. По словам зампреда правительства Дмитрия Рогозина, доля РФ на мировом рынке космических услуг составляет менее 3 % [3].
Если вспомнить первую декаду лет после распада СССР и несколько лет до его распада, несложно догадаться, почему такое произошло с космической промышленностью, да и вообще с промышленностью. Экономический кризис, гиперинфляция, национальный дефолт - можно много говорить терминами, но хотелось бы рассуждать о чем-то более
конкретном. Рассмотрим это время на примере завода Красмаш.
Последнее десятилетие прошлого века было для Красмаша и для всей промышленности страны, исключительно сложным. 1991-1992 годы памятны всем разрывом производственных связей, взрывным ростом цен на материалы и комплектующие при полном отсутствии оборотных средств, резким сокращением государственного заказа и свертыванием производства. В 1993-1994 гг. дальнейшее сокращение государственных расходов, недофинансирование заключенных с государством договоров на поставку военной техники, отказ от оплаты выполненных работ по заказам Минобороны. В 1995-1996 гг. государственный оборонный заказ сократился до нуля, прекратилось финансирование мобилизационных мощностей и социальной сферы, росла задолженность предприятия в бюджеты всех уровней и многомесячная задолженность по заработной плате. В этих условиях предприятие было вынуждено реструктурировать производство и перенести центр тяжести на производство космической техники (в том числе коммерческого назначения), остановить большую часть мощностей, ввести сокращенную рабочую неделю и даже временно останавливать работу завода, сокращать численность персонала [4]. Заводу удалось устоять в то тяжелое время, в отличие от многих других промышленных предприятий, как в нашем городе, так и по всей стране (например, от Саратовского авиационного завода остался только сквер и памятник). Но многие проблемы, порожденные тем периодом, мы можем наблюдать до сих пор.
Одну из таких проблем можно наблюдать как на заводе, так и на кафедре, студентом которой я являюсь: появление кадрового разрыва между поколениями примерно в 15-20 лет. Новые люди не приходили в отрасль, поскольку ни материальную, ни карьерную перспективу там увидеть было нельзя. Проблема с виду проста, но решить ее очень сложно, даже выделив огромное количество денег. Прежде всего -это повышение престижа самой отрасли, что в связи с несколькими последними неудачными пусками - довольно сложно. Если говорить словами классика: «...разруха не в клозетах, а в головах». Необходимо работать над авторитетом инженерного труда, привлекательностью технических вузов (повышение стипендии, обеспечение общежитиями, гарантированным трудоустройством, обеспечение жильем и проч.). Приятно писать о том, что это все есть: повышенные стипендии, целевое обучение с гарантированным тру-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки
доустройством и оплачиваемой практикой, постепенное улучшение материально-технической базы университетов. Может не в тех объемах, может еще не прошло достаточное количество времени, чтобы мы увидели результаты. Возможная неэффективность реформ в космической отрасли может быть связана с их количественной, а не качественной направленностью. Распространенная ситуация, когда оборудование (приборы, станки, оснастку) выбирает человек (группа людей), которые никогда ни с чем подобным не сталкивались, не знают зачем они его выбирают, не имеют вообще никаких технических знаний, навыков и умений. Также вместо целой армии инженеров среднего уровня можно подготовить взвод высококлассных специалистов.
Также в основе многих неудач лежит идеологическая проблема. Все вокруг знают, что с космосом надо уже что-то делать в этой стране, но никто не может сказать: «Что именно?» и главное «Зачем?». Любое дело должно иметь цель, тем более такое ресурсозат-ратное, энергоемкое и трудоемкое. Это еще одно существенное различие между космонавтикой в России и космонавтикой в Советском Союзе. Хоть цели во
многом были продиктованы Холодной войной, но они были, и их достижение имело результат. Постановкой цели должна заниматься власть. Она должна быть четкой и простой и объяснять «Зачем?» и «Что?» делать. Хотелось бы гордиться тем, чем занимаешься, и видеть перспективу своих усилий и стараний, точку приложения полученных знаний в своей стране
Библиографические ссылки
1. Договор аренды комплекса «Байконур» [Электронный ресурс]. URL: http://www.federalspace.ru/ 2247/ (дата обращения: 10.04.2014).
2. О космодромах мира [Электронный ресурс]. URL: http://topwar.ru/37849-kosmodromy-mira-chast-1-ya.html (дата обращения: 10.04.2014).
3. Новостная статья [Электронный ресурс]. URL: http://itar-tass.com/nauka/838588 (дата обращения: 10.04.2014).
4. Колмыков В. А., Лубнин М. А. Лучшие люди Красмаша. Красноярск : РИО-пресс, 2007 С .2.
© Самотик Л. А., 2014
УДК 339.543
Г. Турумтай кызы Научный руководитель - И. Т. Сидоров Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ТАМОЖНЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИКИ
Рассматривается таможня как инструмент политики в ходе ее развития.
Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.
Возникновение таможенного дела важная страница российской истории. Она существует в нашем государстве не менее тысячи лет. Считается общепризнанным, что история таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси и напрямую связана с появлением торгового обмена. Первые письменные упоминания о существовании специальных таможенных сборов и людях, осуществлявших такие сборы, относятся к концу X в. Именно в это время летописи отмечают возникновение торговых пошлин, взимаемых при въезде в города, причаливании к пристаням, проезде через заставы. Так сохранился Тустань - древнерусский оборонный комплекс, таможня и город-крепость. Его остатки находятся в Карпатских горах (Восточные Бескиды).
Исторические документы свидетельствуют о том, что таможенное дело играло важную роль в период становления российской государственности, помогают понять общественное и государственное значение таможни как важного национального интереса, как
гражданского и правового целого, как необходимой и неотъемлемой части государственной системы.
Термин «таможня» - более позднего происхождения. В переводе с тюркского «тамга» означает «печать, клеймо». Специальное клеймо ставили на товары, сборы за которые при их провозе через границу государства были уплачены. Место, где такие сборы взимались и где ставилась тамга, с XIII в. стало именоваться «таможня».
В стране, где развивалась торговля и активно формировались жизненно необходимые государственные институты, назревала необходимость таможенной реформы. Поворотным моментом в истории таможенного дела стал Новоторговый устав 1667 г., в котором появились статьи относительно видов и размеров внешних и внутренних сборов, устройства таможен. Впервые встречаются нормы, закрепляющие производство таможенного досмотра. В конце царствования Петра I в 1724 г. был принят первый в России таможенный тариф, который носил протекционистский характер. В 1819 г. приняты Таможенный устав по европейской торговле и новый таможенный тариф -самый либеральный из всех предыдущих, а также и всех последующих таможенных тарифов. В 1877 и 1891 гг. таможенные тарифы увеличились более чем на 50 %. Происходили и организационные изменения