Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
За январь-май 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. в экспорте наблюдается следующее:
- увеличился вывоз необработанных лесоматериалов, бензина и дизельного топлива, пшеницы, меди, древесных опилок, никеля, алюминиевых прутков и профилей;
- снизились объемы бурого и каменного угля, комовой серы, стального и чугунного лома, газового конденсата.
В 2009 г. отмечается снижение по вывозной пошлине прочие по сравнению с прошлыми годами. Данный факт объясняется изменением ставки согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 января 2009 г. № 25 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на никель нелегированный и медные катоды», вступившего в силу с 30 января 2009 г. Ставка на медь катодную (код товара по ТН ВЭД 7403110000) - 0 % от таможенной стоимости и никель нелегированный (код товара по ТН ВЭД 7502100000) - 0 % от таможенной стоимости. За 2008 г. сумма пошлины по данному виду составила 2703 млн руб. Фактическое перечисление по
кварталам 2008 г. без никеля и меди составляло в первом квартале - 349,4 млн руб., во втором квартале -389,43 млн руб., в третьем квартале 2008 г. было перечислено 313,7 млн руб.
С января 2010 г. утверждена ставка вывозной таможенной пошлины на никель, в результате чего перечисление вывозной пошлины увеличились. За 5 месяцев 2010 г. вывозной таможенной пошлины по трем экспортным поставкам никеля во втором квартале 345,683 млн руб.
Общая прогнозируемая сумма перечисления денежных средств по товарам при вывозе составляет 943,2 млн руб.
Таким образом, благодаря грамотно построенной таможенно-тарифной политике Правительства РФ, в 2009 г. были сохранены основные металлургические производства в Красноярском крае. В 2010 г. наблюдается рост экспорта продукции из Красноярского края, а, следовательно, и поступления таможенных платежей в бюджет.
© Капустина Д. А., Полежаева Н. В., 2011
УДК 339.543
Е. В. Кожина Научный руководитель - А. П. Сурник Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ: ПЕРВЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Рассматривается вопрос создания единого экономического пространства таможенного союза в лице 3 государств (Россия, Казахстан и Беларусь). Отмечаются трудности и первые положительные шаги успеха в развития экономики.
Таможенный союз (ТС) представляет содружество стран: России, Беларуси и Казахстана. Создание ТС произошло в связи с упадком экономики в большинстве стран СНГ. Ухудшилось материальное положение населения. Снизился авторитет России на политической арене. Можно указать несколько отрицательных моментов: экономика России с нарастающим дефицитом федерального бюджета, промышленное производство падает и реальные доходы населения снижаются. Это отражается на работе органов федеральной таможенной службы: снижается план сборов налогов. В связи с противоречиями в нашей экономике необходимо развивать внешнеторговое сотрудничество. Это позволит осуществить задачи, которые ставит руководство страны. Основным торговым партнером России является Европейский союз. На него приходится более 50 % внешнеторгового оборота, а на долю наших партнеров (стран СНГ) менее 10 %. Европейский союз, как и союзы стран Латинской Америки, Арабских государств добились успеха во внешней торговле в пределах таможенного союза. Это способствует успешному преодолению кризисных явлений в экономике, но необходима кропотливая работа по созданию международного финансового центра.
В деятельности союза сомневаются некоторые государственные чиновники и деловые люди, но создание его - кропотливый и тяжелый труд. Новое интеграционное объединение России, Беларуси и Казахстана в рамках таможенного союза имеет большие перспективы и дает «надежду на новые возможности европейскому бизнесу» [1]. Для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) основным экономическим эффектом стала возможность беспрепятственного перемещения товаров в рамках взаимной торговли между Россией, Беларусью и Казахстаном. Снижение финансовой нагрузки на коммерческие предприятия, устранение административных барьеров, унификация таможенных процедур и правил улучшают условия ведения бизнеса на территории таможенного союза. Тем самым дан мощный импульс развитию и сближению наших экономик, повышению их инвестиционной привлекательности [2].
Создание базы ТС коснется всех отраслей: валютного регулирования, внешнеэкономической и транспортной деятельности, налогов и бюджетного регулирования. ТС позволит увеличить рост торговли, товарооборота, увеличится рост денежных потоков и снизится зависимость нашей страны от стран Запада.
Секция «Инновационное развитие таможенного дела в России»
С 1 января 2010 г. на территории стран ТС вступил в силу Единый таможенный тариф и единая система нетарифного регулирования. В российский бюджет поступает значительная доля пошлин, собираемых на территории Союзного государства - до 88 %, в бюджет Беларуси - 4,7 %, Казахстана 7,8 % [3]. Планируется введение единого знака обращения продукции на рынке Союзного государства. С 1 июля 2010 г. вступил в действие Таможенный кодекс таможенного союза (ТК ТС), который является сильным инструментом регулирования. ТК ТС существенно отличается от применявшегося в РФ Таможенного кодекса. В новом ТК ТС недостатком является наличие большого количества отсылочных норм, более 40 норм содержат ссылки на международные договоры участников ТС, более 50 - к Решениям Комиссии ТС и 190 норм отсылают к национальному законодательству. Понадобилось принятие нового закона, который должен дополнить и установить правовое регулирование тех отношений, которые не урегулированы союзным кодексом. Госдума приняла закон о таможенном регулировании. Сегодня законопроект готовится к рассмотрению во втором чтении. Поскольку закон очень важен для участников внешнеэкономической деятельности, ко второму чтению в поправках следует не только заложить необходимые механизмы развития таможенного регулирования, но и попытаться решить те проблемы, которые были выявлены в ходе применения российского таможенного законодательства.
Существуют проблемы внедрения таможенных платежей с помощью пластиковых карт «Зеленый коридор» на пространстве таможенного союза. С использованием этой карты можно осуществить таможенные платежи непосредственно на таможенных постах в любое время суток и в любой день недели. Это позволяет вести контроль расчетов между всеми участниками ТС. Платежи осуществляются в федеральный бюджет [4].
С 2010 г. экспорт и импорт товаров должен осуществляться без предоставления в таможенные органы документов на бумажных носителях. Сейчас осуществляется электронное декларирование в более 60 таможенных постах с использованием интернет технологий. Суть в следующем: участники ВЭД имеют в своем распоряжении специальный программный продукт, находясь в любой точке, где есть доступ в Ин-
тернет, может подать декларацию на товар. Подача декларации с помощью Интернет позволяет участникам ВЭД сократить время, затраченное на таможенное оформление и таможенный контроль грузов.
Формирование полноценного таможенного союза давно назрело, что означает ликвидацию таможенных границ на пути к движению товаров и услуг внутри таможенной территории, повышая экономическую активность и товарооборот. Таможенный Союз - это важный шаг на пути к созданию единого экономического таможенного пространства. Опыт первых месяцев функционирования таможенного союза показал готовность таможенных органов к работе в новых условиях. Возникавшие в переходный период вопросы оперативно решались. Без сомнения, таможенные службы стран - членов таможенного союза вышли на новый этап сотрудничества и более качественный уровень развития.
О вступлении в таможенный союз говорят в Правительстве Украины, Кыргызстана и Молдовы, из западных стран - Бельгии и Люксембурга. Также участники таможенного союза планируют ввести единую денежную единицу, которая превратится в единственное законное платежное средство для всех стран -участниц таможенного союза.
Создание таможенного союза приведет к укреплению деятельности и экономики страны. Повысится авторитет России и укрепится связь между государствами после распада социалистической системы. «Это очень серьезный шаг, и мы пошли на него осознанно, поскольку хотим, чтобы бизнес был законопослушным, прозрачным, понятным для таможенных органов» [5].
Библиографические ссылки
1. Дудкова В. Тройка к диалогу готова // Журнал Таможня. 2010. № 7.
2. Российская Бизнес-газета. 2010. № 769 (36). 28 сент.
3. URL: http://allmedia.ru/
4. Крутелева Н. Работа на перспективу //Журнал Таможня. 2010. № 8.
5. Герасютина О. Таможенный союз: прозрачнее и понятнее //Журнал Таможня. 2011. № 1-2.
© Кожина Е. В., Сурник А. П., 2011
УДК 339.543
Е. Е. Королева Научный руководитель - И. В. Полухин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КРАСНОЯРСКОЙ ТАМОЖНИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ НАЧИСЛЕНИЯ И ПОЛНОТОЙ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Раскрывается сущность контроля за правильностью начисления и полнотой взимания таможенных платежей, приведены данные по оценке эффективности работы Красноярской таможни по контролю над начислением и уплатой таможенных платежей, выявлены основные проблемы, относящиеся к данной тематике и предложены основные пути их решения.
В современных условиях для Правительства Российской Федерации, как и для большинства стран с переходной к рынку экономикой, крайне важен такой
источник доходов, как таможенные платежи, в налоговой составляющей федерального бюджета их доля приближается к 40 % [1]. В 2010 г. по данным Счет-