Научная статья на тему 'Роль таможенных платежей в доходах федерального бюджета'

Роль таможенных платежей в доходах федерального бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7160
874
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Область наук
Ключевые слова
ВВОЗНЫЕ И ВЫВОЗНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ ТОВАРА / ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / IMPORT AND EXPORT CUSTOMS DUTIES / CUSTOMS CONTROL / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / CUSTOMS COMMODITY COST / CUSTOMS TERRITORY / FEDERAL BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арланова Ольга Ивановна, Львова Марина Вячеславовна

Интересы государства в области экономики во многом определяются эффективностью реализации фискальной функции Федеральной таможенной службой. Регулятором участия государства во внешнеэкономических связях выступают таможенные платежи (таможенные сборы, налоги), за счет которых обеспечивается значительная часть поступлений в федеральный бюджет. В течение последних лет отмечается сокращение поступления таможенных платежей в доходы федерального бюджета из-за сокращения объемов внешней торговли товарами, изменения мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Рассмотрение вопросов, связанных с ролью таможенных платежей в доходах части федерального бюджета России, представляются весьма актуальными и значимыми. В статье изучены основы таможенного и налогового законодательства России; на основании статистических данных проанализированы роль и место таможенных платежей в доходах федерального бюджета за 2010-2017 гг. Проведенный анализ показал уменьшение величины таможенных платежей в абсолютных суммах, а также снижение их доли в доходах федерального бюджета, что вызвано кризисными явлениями в экономике страны, изменением курса доллара к рублю, введением рядом стран Запада санкций против России. Принятые меры по импортозамещению привели к резкому снижению ввозных пошлин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Арланова Ольга Ивановна, Львова Марина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CUSTOMS PAYMENTS IN THE FEDERAL BUDGET REVENUES

The interests of the state in the field of economics are largely determined by the effectiveness of implementing the fiscal function by the Federal Customs Service. The regulator of state participation in foreign economic relations is customs payments (customs duties and taxes), by which a significant part of the revenues to the federal budget is provided. In the course of the last few years, there has been a reduction in customs payments in the federal budget revenues due to reduction in the volume of foreign trade in commodities, changes in the measures of customs tariff regulation in foreign trade activities. Examining the issues related to the role of customs payments in the incomes of Russia’s federal budget is believed to be highly relevant and significant. The article surveys the basics of Russian customs and tax legislation; on the basis of statistical data, the role and the place of customs payments in the federal budget revenues for 2010-2017 are analyzed. The analysis performed showed a decrease in the amount of customs duties in absolute amounts, as well as a decrease in their share in the federal budget revenues, which was caused by crisis manifestations in the country's economy, by lower exchange rate of the US dollar to the Russian Federation ruble, and sanctions rollout against Russia by some western countries. The measures taken in import substitution resulted in a sharp decrease in import duties.

Текст научной работы на тему «Роль таможенных платежей в доходах федерального бюджета»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 339.543:336.14 ББК У428-861.1+У261.4

О И. АРЛАНОВА, М.В. ЛЬВОВА

РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ДОХОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА*

Ключевые слова: ввозные и вывозные таможенные пошлины, таможенный контроль, внешнеэкономическая деятельность, таможенная стоимость товара, таможенная территория, федеральный бюджет.

Интересы государства в области экономики во многом определяются эффективностью реализации фискальной функции Федеральной таможенной службой. Регулятором участия государства во внешнеэкономических связях выступают таможенные платежи (таможенные сборы, налоги), за счет которых обеспечивается значительная часть поступлений в федеральный бюджет. В течение последних лет отмечается сокращение поступления таможенных платежей в доходы федерального бюджета из-за сокращения объемов внешней торговли товарами, изменения мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Рассмотрение вопросов, связанных с ролью таможенных платежей в доходах части федерального бюджета России, представляются весьма актуальными и значимыми. В статье изучены основы таможенного и налогового законодательства России; на основании статистических данных проанализированы роль и место таможенных платежей в доходах федерального бюджета за 2010-2017 гг. Проведенный анализ показал уменьшение величины таможенных платежей в абсолютных суммах, а также снижение их доли в доходах федерального бюджета, что вызвано кризисными явлениями в экономике страны, изменением курса доллара к рублю, введением рядом стран Запада санкций против России. Принятые меры по импортозамещению привели к резкому снижению ввозных пошлин.

Интересы государства в области экономики во многом определяются эффективностью реализации фискальной функции Федеральной таможенной службой. Регулятором участия государства во внешнеэкономических связях выступают таможенные платежи (таможенные сборы, налоги), за счет которых обеспечивается значительная часть поступлений в федеральный бюджет.

Поступающие суммы платежей зависят не только от объемов внешнеторговой деятельности государства, но и от эффективности применения правовых средств регулирования, являющихся гарантией своевременного и полного их зачисления в федеральный бюджет. В течение последних лет отмечается сокращение поступления таможенных платежей в доходы федерального бюджета из-за уменьшения объемов внешней торговли, изменения мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

В этой связи становится важной необходимость пересмотра современной системы контроля за уплатой и поступлением в бюджет таможенных плате-

* Работа выполнена в рамках гранта РФФИ № 18-010-00357 на тему «Совершенствование налогово-бюджетного механизма и его влияние на экономику региона».

жей, а также создание мер по предотвращению уклонений от их уплаты [1, 4]. Рассмотрение вопросов, связанных с ролью таможенных платежей в доходах части федерального бюджета России, представляется весьма актуальным.

Изучение роли таможенных платежей в доходах федерального бюджета не представляется возможным без знания основ таможенного и налогового законодательства Российской Федерации в условиях трансформации торгово-экономической политики государства [4].

Отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом, перевозкой на территории Российской Федерации под таможенным контролем, регулируются Федеральным законом № 289-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, регламентируются его таможенным законодательством.

В Российской Федерации в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза приняты и действуют следующие виды таможенных платежей (рис. 1).

Рис. 1. Таможенные платежи

В соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза «таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза», «налоги - налог на добавленную стоимость, акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза».

«Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза» (п. 1 ст. 51 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза). «Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок

являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика» (п. 2 ст. 51 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

Существует также понятие таможенного сбора. «Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании» (ст. 47 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

В соответствии с договором государств-членов Евразийского экономического союза установлены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины [5].

Одной из важнейших задач таможенных органов страны, возложенных на них государством, является формирование доходной части федерального бюджета посредством взимания предусмотренных законом таможенных платежей при таможенном оформлении участниками внешнеэкономической деятельности [4].

НДС и акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ, зачисляются в федеральный бюджет по нормативу 100% (ст. 50 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ)). Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в том числе за счет таможенных пошлин и таможенных сборов по нормативу 100% (ст. 51 БК РФ).

Товар, ввозимый на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, признается объектом налогообложения НДС (подп. 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ)). При этом «при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется как сумма:

1) таможенной стоимости этих товаров;

2) подлежащей уплате таможенной пошлины;

3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам)» (п. 1 ст. 160 НК РФ). В соответствии с налоговым законодательством таможенные пошлины, НДС и акцизы, взимаемые на таможне, относятся к косвенным платежам.

Перечень товаров, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) при их ввозе на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, установлен в НК РФ (ст. 150 НК РФ).

Далее рассмотрим роль и место таможенных платежей в формировании доходов федерального бюджета (табл. 1).

Приведенные в табл. 1 данные позволяют сделать следующие выводы.

Налоговые доходы федерального бюджета в 2017 г. по сравнению с таковыми в 2010 г. увеличились в 2,5 раза (251,5%), таможенные пошлины (без учета НДС и акцизов) уменьшились на 31,0%, что обеспечило прирост всей суммы доходов за указанный период на 152,9%. Темпы роста общей суммы

доходов за анализируемый период опережали темп роста поступлений таможенных пошлин, причем резкий спад поступлений таможенных пошлин начался с 2015 г., в котором по сравнению с 2014 г. величина таможенных пошлин уменьшилась на 40,0%.

Таблица 1

Доходы федерального бюджета за 2010-2017 гг. [2, 3]

Показатели 2010 2011 2012 2013

Налоговые доходы 4 401 878,2 5 985 115,4 6 853 168,1 7 063 779,4

Неналоговые доходы 3 902 773,4 5 353 515,3 5 937 722,9 5 905 040,3

Безвозмездные поступления 277,2 29 021,9 64 650,0 51 119,8

Таможенные пошлины 2 853 093,0 3 712 492,7 4 099 784,4 4 057 917,8

Темп роста, % - 130,1 110,4 99,0

Итого доходов 11 158 021,8 15 080 145,3 16 955 325,4 17 077 857,3

Темп роста, % - 135,2 112,4 100,7

Из налоговых доходов: НДС по товарам, ввозимым в РФ 1 169 514,5 1 497 171,4 1 659 660,5 1 670 803,8

акцизы по товарам, ввозимым в РФ 30 053,4 46 581,4 53 388,2 63 363,2

Всего платежей, уплачиваемых на таможне 4 052 660,9 5 256 245,5 5 812 833,1 5 792 084,8

То же, % от доходов 36,3 34,8 34,3 33,9

Окончание табл. 1

Показатели 2014 2015 2016 2017 2017 г. к 2010 г., %

Налоговые доходы 7 921 171,7 8 590 543,9 8 734 187,4 11 071 284,6 251,5

Неналоговые доходы 6 464 743,6 4 808 423,5 4 573 743,5 3 976 150,0 101,9

Безвозмездные поступления 110 965,1 260 275,5 152 109,8 41 480,3 150 раз

Таможенные пошлины 4 637 403,0 2 780 547,0 2 054 033,2 1 968 299,5 69,0

Темп роста, % 114,3 60,0 73,9 95,8 69,0

Итого доходов 19 134 283,4 16 439 789,9 15 514 073,9 17 057 214,4 152,9

Темп роста, % 112,0 85,9 94,4 109,9

Из налоговых доходов: НДС по товарам, ввозимым в РФ 1 750 236,8 1 785 219,8 1 913 565,9 2 067 220,6 176,7

акцизы по товарам, ввозимым в РФ 71 551,0 53 974,7 62 086,6 78 235,3 260,3

Всего платежей, уплачиваемых на таможне 6 459 190,8 4 619 741,5 4 029 685,7 4 113 755,4 101,5

То же, % от доходов 33,7 28,1 26,0 24,1 66,4

Сумма акцизов по товарам, ввозимым в РФ, в 2017 г. увеличилась по сравнению с таковой в 2010 г. в 2,6 раза, НДС по товарам, ввозимым в РФ, -на 176,7%, что обеспечило увеличение платежей, уплачиваемых на таможне, на 101,5%.

Доля таможенных платежей в общей сумме доходов федерального бюджета в 2017 г. по сравнению с аналогичным показателем в 2010 г. уменьшилась с 36,3% до 24,1%, или их доля в 2017 г. составила лишь 66,4% к уровню 2010 г. (рис. 2). Это происходит, несмотря на то, что доля НДС и акцизов,

взимаемых на таможне, за этот период не уменьшается. Резкое уменьшение доли таможенных платежей в общей сумме доходов федерального бюджета началось с 2015 г., в котором доля таможенных платежей уменьшилась до 28,1% против 33,7% в 2014 г.

40 35 30 25 20 15 10 5 0

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

36,3

34,8 34,3 33,9 33,7

28,1

26 24,1 -

Рис. 2. Доля таможенных платежей в доходах федерального бюджета, %

Далее проанализируем изменение величины таможенных пошлин за указанный период (табл. 2).

Таблица 2

Таможенные пошлины за 2010-2017 гг., млн руб. [2, 3]

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014

Таможенные пошлины 2 853 093,0 3 712 492,7 4 099 784,4 4 057 917,8 4 637 403,0

Темп роста, % - 130,1 110,4 99,0 114,3

В том числе: ввозные 344 990,9 2 190,6 44,5 -95,1 277,2

вывозные 2 508 102,1 3 712 492,7 4 099 739,9 4 058 013,0 4 637 125,8

Доля вывозных пошлин, % 87,9 100,0 100,0 100,0 100,0

Доходы от ВЭД 3 227 703,3 4 664 731,2 4 962 735,7 5 010 997,0 5 463 420,7

Темп роста, % - 144,5 106,4 101,0 109,0

Окончание табл. 2

Показатели 2015 2016 2017 2017 г. к 2010 г., %

Таможенные пошлины 2 780 547,0 2 054 033,2 1 968 299,5 69,0

Темп роста, % 60,0 73,9 95, 8

В том числе: ввозные 179,8 -33,6 -12,2

вывозные 2 780 367,2 2 054 066,8 1 968 311,7 78,5

Доля вывозных пошлин, % 100,0 100,0 100,0

Доходы от ВЭД 3 295 257,8 2 605 997,0 2 602 750,6 80,6

Темп роста, % 60,3 79,1 99,9

Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что уменьшение таможенных пошлин в 2017 г. по сравнению с аналогичным показателем в 2010 г. на 31,0% вызвано резким снижением ввозных таможенных пошлин, а также уменьшением на

22,5% за указанный период вывозных таможенных пошлин. При этом вывозные таможенные пошлины начиная с 2011 г. занимают 100% от общей величины таможенных пошлин.

Доходы от внешнеэкономической деятельности в 2017 г. уменьшились на 19,4% по сравнению с таковыми в 2010 г. (с 3 227 703,3 млн руб. до 2 602 750,6 млн руб.), их темп роста со 144,5% в 2011 г. снизился до 60,3% в 2015 г. (рис. 3).

6 000 000 5 000 000 4 000 000 3 000 000 2 000 000 1 000 000 0

5 463 420,7

4 962 735,7 5 010 997,0

3 227 703,3

853 093,0

3 712 492,7

4 099 784,4

4 057 917,8

3,0

3 295 257,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 780 547,0

2 605 997,0 2 602 750,6

2 054

1 968 299,5

2010 2011 2012 2013 2014 2015

ИТаможенные пошлины ЫДоходы от ВЭД

2016 2017

4 664 731,2

4 637

Рис. 3. Доходы от ВЭД и таможенные пошлины за 2010-2017 гг., млн руб.

Из проведенного анализа следует, что наибольшая доля в величине таможенных платежей принадлежит вывозной таможенной пошлине, НДС, в меньшей степени - акцизам. Причем доля таможенных платежей уменьшилась с 70,9% в 2010 г. до 47,8% в 2017 г., а доля НДС, наоборот, увеличилась с 28,8% в 2010 г. до 50,2% в 2017 г. Такое положение для страны можно считать типичным, так как в РФ по-прежнему преобладает доля сырьевого экспорта. Наибольшую долю в величине уплаченной вывозной таможенной пошлины имеют платежи за вывоз сырой нефти, нефтепродуктов и другой продукции нефтегазового сектора, а также природного газа.

Можно выделить следующие факторы, которые повлияли на снижение ввозных таможенных пошлин:

- снижение импорта товаров;

- девальвация национальных валют стран-участников ВЭД. Снижение курса национальных валют к доллару США в значительной степени сказывается на экспортно-импортных операциях;

- принятие Россией отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения экономической безопасности страны;

- снижение ставок ввозных таможенных пошлин в результате исполнения обязательств Российской Федерации перед ВТО.

Таким образом, начиная с 2015 г. имеет место резкое уменьшение величины таможенных платежей в абсолютных суммах, а также снижение их доли в доходах федерального бюджета. Это вызвано кризисными явлениями в экономике страны, изменением курса доллара к рублю, введением рядом

стран Запада санкций против России, принятыми мерами по импортозамеще-нию, приведшими к резкому снижению ввозных пошлин.

Однако, несмотря на уменьшение в последнее время объёма таможенных платежей, их количество в общем доходе федерального бюджета страны составляет около 50%, происходит наполнение бюджета, что в целом позволяет решать социально-экономические задачи.

Литература

1. Матвеева О.П., Прижигалинская Т.Н. Необходимость формирования системы оценки таможенных доходов для обеспечения их роста // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2018. № 2(69). С. 240-254.

2. Российский статистический ежегодник. 2017: стат. сб. / Росстат. М., 2017. 686 с.

3. Россия в цифрах. 2017: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2017. 511 с.

4. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба России: офиц. сайт. URL: http://www.customs.ru/index.php?id=17220&Itemid=2375&option=com_content.

5. Федина Е.В., Килина И.П. Анализ механизма взимания таможенных платежей в ЕАЭС // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Экономика и менеджмент. 2018. Т. 12, № 1. С. 89-98.

АРЛАНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и электронного бизнеса, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

ЛЬВОВА МАРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и электронного бизнеса, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

O. ARLANOVA, M. LVOVA THE ROLE OF CUSTOMS PAYMENTS IN THE FEDERAL BUDGET REVENUES

Key words: import and export customs duties, customs control, foreign economic activity, customs commodity cost, customs territory, Federal budget.

The interests of the state in the field of economics are largely determined by the effectiveness of implementing the fiscal function by the Federal Customs Service. The regulator of state participation in foreign economic relations is customs payments (customs duties and taxes), by which a significant part of the revenues to the federal budget is provided. In the course of the last few years, there has been a reduction in customs payments in the federal budget revenues due to reduction in the volume of foreign trade in commodities, changes in the measures of customs tariff regulation in foreign trade activities. Examining the issues related to the role of customs payments in the incomes of Russia's federal budget is believed to be highly relevant and significant. The article surveys the basics of Russian customs and tax legislation; on the basis of statistical data, the role and the place of customs payments in the federal budget revenues for 2010-2017 are analyzed. The analysis performed showed a decrease in the amount of customs duties in absolute amounts, as well as a decrease in their share in the federal budget revenues, which was caused by crisis manifestations in the country's economy, by lower exchange rate of the US dollar to the Russian Federation ruble, and sanctions rollout against Russia by some western countries. The measures taken in import substitution resulted in a sharp decrease in import duties.

References

1. Matveeva O.P., Prizhigalinskaya T.N. Neobkhodimost' formirovaniya sistemy otsenki tamozhennykh dokhodov dlya obespecheniya ikh rosta [Necessity of customs income evaluation system formation to provide their growth]. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava [Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law], 2018, no. 2(69), pp. 240-254.

2. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik. 2017: stat. sb. [Russian statistical yearbook 2017: Statistical handbook]. Moscow, Rosstat Publ., 2017, 686 p.

3. Rossiya v tsifrakh. 2017: krat. stat. sb. [Russia in numbers: Short statistical handbook]. Moscow, Rosstat Publ., 2017, 511 p.

4. Strategiya r azvitiya tamozhennoi sluzhby Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda [Rules for the Citing of Sources]. Available at: http://www.customs.ru/index.php?id=17220&Itemid=2375&op-tion=com_content.

5. Fedina E.V., Kilina I.P. Analiz mekhanizma vzimaniya tamozhennykh platezhei v EAES [Analysis of the Mechanism of Collection of Customs Payments to the EAEU]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Ekonomika i menedzhment [Bulletin of the South Ural State University/ Ser. Economics and Management], 2018, vol. 12, no 1, pp. 89-98.

ARLANOVA OLGA - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Accounting and A-business Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).

LVOVA MARINA - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Accounting and A-business Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.