УДК 341.23
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НА ПУТИ НАРКОТРАФИКА
А. О. Шоховец Научный руководитель - И. Т. Сидоров
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Раскрывается понятие таможенной политики, содержатся методы борьбы с наркотическими средствами в рамках таможенной политики России, предлагаются дальнейшие пути развития международного сотрудничества, направленного на борьбу с наркотрафиком.
Ключевые слова: таможенная политика, наркотрафик, международное сотрудничество.
CUSTOMS CONTROL ON THE WAY TO DRUG TRAFFICKING
A. O. Shohovets Scientific Supervisor - I. T. Sidorov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
Е-mail:ice. [email protected]
This article reveals the concept of customs policy, contains methods to combat drug within the customs policy of Russia, offers further the development of international cooperation to combat drug trafficking.
Keywords: customs policy, drug trafficking, international cooperation.
В современном мире проблема производства наркотических веществ, разрушающих личность человека и его телесную оболочку, приобрела поистине глобальные масштабы. Это связанно с тем, что наркотические вещества, вводимые в кровь человека, разрушают его психику подрывают здоровья, но вводят его в иллюзорный мир, мир забвения, что привлекает значительное количество людей, готовых платить за это забвение громадные деньги. Отсюда борьба с наркотиками становиться одной из глобальных проблем современной действительности, стоящей как перед Россией, так и перед всем миром.
Тема противодействия международному наркобизнесу крайне актуальна, являясь важнейшей составляющей эффективности антинаркотической политики как отдельных государств, так и всего мирового сообщества. Оно считает, что наиболее приемлемым политическим инструментом решения проблемы производства наркотиков является применение международных Конвенций по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров отмечает, что согласованное развитие антинаркотической политики в части международного контроля за центрами производства наркотиков, способствует снижению предложения на наркотики в обществе [1]. Современную международную базу правового регулирования легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействия их незаконному обороту составляют международные конвенции ООН, резолюции специальных сессий ООН, соглашения и документы ООН, Всемирной организации здравоохранения, Совета Европы и Евросоюза, документы стран СНГ и иных региональных организаций. Международные документы для государств, присоединившихся к конвенциям, содержат систему обязательных или рекомендованных правил контроля наркотических средств и психотропных веществ и противодействие их незаконному обороту. В 1946 г. ЭКОСОС ООН создал Комиссию по наркотическим средствам - основную организацию, осуществляющую координацию международной деятельности в рассматриваемой сфере. После многолетней работы Комиссии по наркотическим средствам в целях унификации международно-правовых актов 30 марта
Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»
1961 г. в Нью-Йорке была принята Единая конвенция о наркотических средствах [2], которая заменила международные документы, принятые ранее на протяжении полувека (кроме Женевской конвенции 1936 г.), 21 февраля 1971 г. в Вене была принята Конвенция о психотропных веществах [3], и наконец, 20 декабря 1988 г. в Вене - Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ [4]. В названных нормативных актах определен перечень наркотических средств и видов действий (оборота) с ними, которые преследуются согласно международному и национальным законодательствам, а также указаны меры борьбы с этими преступлениями.
Важнейшая роль в противодействии распространению наркотиков на территории современной России и образованному ею и рядом стран бывшего СНГ (Белоруссии, Казахстаном, Арменией) Евразийскому союзу отведена таможенному контролю.
Россия сегодня является одним из важнейших каналов, по территории которого происходит движение наркотиков (наркотрафик) из районов средней Азии в Европу, значительная часть которых оседает в самой России.
Россией подписаны Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1992 г., которое оформило механизм взаимодействия в этой сфере с органами внутренних дел стран СНГ, и Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах 1994 г. Одним из первых правовых актов, регулирующих межгосударственное сотрудничество в противодействии незаконному обороту наркотиков в рамках СНГ, является Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подписанное 30 ноября 2000 года главами правительств государств - участников Содружества.
В Соглашении закреплены основные принципы, направления и формы сотрудничества, определены компетентные органы, уполномоченные на осуществление прямых контактов, установлен порядок сотрудничества на основании запросов об оказании содействия. Кроме этого, государства - участники Соглашения приняли обязательство принимать в рамках национального законодательства необходимые меры, предусматривающие надлежащее использование на основе взаимоприемлемых договоренностей метода контролируемой поставки наркотиков и прекурсоров для своевременного выявления лиц, участвующих в незаконном обороте наркотических средств, и их уголовного преследования.
Необходимо отметить, что сам факт наличия соглашений о борьбе с наркобизнесом еще не решает проблемы противодействия этому злу. Необходимо, чтобы эти соглашения эффективно работали. Это, в свою очередь, зависит от многих факторов, определяющим среди которых можно назвать четкий механизм международно-правового контроля над соблюдением соглашений в данной области. Вместе с тем международный контроль над соблюдением соглашений не ограничивается лишь констатацией факта выполнения или невыполнения государствами их обязательств. В процессе его осуществления анализируются причины недостатков и вырабатываются конкретные рекомендации по их устранению.
Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров.
Дальнейшее развитие сотрудничества в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ необходимо проводить по следующим направлениям:
- усиление практического характера связей;
- создание условий для перекрытия имеющихся и предотвращения появления новых каналов вывоза и ввоза наркотических средств;
- продолжение работы по созданию правовой базы двусторонних и многосторонних связей с сопредельными государствами, оказание практической помощи в организации прямых контактов правоохранительных и таможенных органов, более эффективное использование участия в работе международных организаций для выработки многостороннего механизма борьбы с международным наркобизнесом и др. [5].
Библиографические ссылки
1. Батурин Е. В. Противодействие международному наркобизнесу // Социально-политические науки. 2012. № 1. С. 192.
2. Единая конвенция о наркотических средствах 30 марта 1961 г. // Бюллетень международных договоров. 2000.№ 8. С. 15-50.
3. Конвенция о психотропных веществах 21 февраля 1971 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1981. С.416-434.
4. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 19 декабря 1988 г. // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. М., 1994. С. 133-157.
5. Ятрушева А. А. Международное сотрудничество по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ // Ученые заметки ТОГУ. 2014. № 4. С.290-291.
© Шоховец А. О., 2015