УДК 343.575
Сергей Александрович ПУНТУС,
начальник учебно-методического отдела Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат юридических наук, доцент
puntus_sergey@mail. ги
Татьяна Викторовна ШИТОВА,
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат юридических наук, доцент
onrio@sibli.ru
ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ
LEGAL BASIS OF ACTIVITY OF LAW ENFORCEMENT BODIES OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES ON COUNTERACTION
TO ILLICIT DRUG TRAFFICKING
В статье рассматриваются вопросы правовой основы сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере контроля за оборотом наркотиков, унификации международного антинаркотического права и национального законодательства.
The article considers the issues of the legal basis of cooperation between the States - Participants of the Commonwealth of Independent States in the sphere of drug trafficking control and unification of international anti-drug laws and national legislation.
Ключевые слова: международное сотрудничество антинаркотических ведомств, Содружество Независимых Государств, международное антинаркотическое право.
Keywords: international cooperation between anti-drug agencies, Commonwealth of Independent States, international anti-drug laws.
Российская Федерация неуклонно следует выбранному вектору борьбы с наркотрафиком и иными угрозами национальной (коллективной) безопасности в контексте укрепления сотрудничества и неукоснительного выполнения нормативных правовых актов по линиям военно-политических и иных международных союзов, включая Содружество Независимых Государств.
Обращаясь к вопросу борьбы с незаконным оборотом наркотиков, заметим, что государства - участники СНГ обладают собственными антинаркотическими органа-
ми, имеют самостоятельное национальное законодательство, позволяющее стремиться к успеху в данной сфере.
Но на качество антинаркотической деятельности компетентных органов любого государства оказывают влияние и наличие соответствующей материально-технической базы, и опыт в сфере контроля над наркотиками, и многое другое. Как верно отмечено М.Г. Мелеховым: "Антинаркотические подразделения государств - членов СНГ обладают разными, а зачастую весьма скромными возможностями. Несопоставимы опыт, силы и средства ФСКН России
и, к примеру, недавно воссозданных антинаркотических подразделений ГСКН Кыргызстана или соответствующих служб Таджикистана. А ведь именно через эти страны пролегает так называемый Северный трафик афганского героина" [10, с. 51].
Поэтому представить успешной борьбу с мировой наркоугрозой без совместных усилий всех государств невозможно. И в первую очередь требуется правовая основа данной деятельности.
Справедливо мнение о том, что в связи с распадом СССР и возникновением на его территории суверенных государств единое правовое пространство перестало существовать, что не могло не породить серьезные трудности, в частности в едином противостоянии проблеме незаконного оборота наркотиков [1, с. 50]. "Разрыв единого правового пространства, существовавшего в рамках СССР, негативным образом сказался на эффективности усилий правоохранительных органов во всех бывших союзных республиках" [9, с. 224]. Следовательно, необходимо создание массива нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы контроля оборота наркотиков.
Международно-правовой механизм борьбы с незаконным оборотом наркотиков имеет уже 100-летнюю историю. Не вдаваясь в характеристику истории развития международного антинаркотического права, отметим, что состояние данного вопроса во многом обусловлено основами, заложенными Нью-Йоркской конференцией 1961 года, на которой была принята Единая конвенция о наркотических средствах. В последующем были приняты еще 2 документа, определивших дальнейшее развитие антинаркотической составляющей как международного права (в том числе его региональной компоненты), так и национального законодательства большинства современных государств, - Конвенция о психотропных веществах 1971 года и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
Указанные акты не только содержат "стройную систему сконцентрированных
воедино норм, являющихся в совокупности правовым фундаментом борьбы с нарко-тизмом в мировом масштабе" [6, с. 60], но и справедливо признаются ориентирами для формирования национальных антинаркотических законодательств, в частности российской антинаркотической политики [5, с. 5-10].
В настоящее время мировое сообщество выработало значительное количество документов, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также с борьбой с наркопреступностью. Часть международных документов посвящены исключительно указанной сфере, некоторые регламентируют рассматриваемую сферу частично.
Учитывая положения преамбулы Устава СНГ о том, что государства - участники действуют "в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями Устава Организации Объединенных Наций, Хельсинкского Заключительного акта и другими документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе", признаем, что правовой основой антинаркотической деятельности в рамках СНГ будет являться весь массив нормативных правовых актов, составляющих международное антинаркотическое право, за исключением нормативных правовых актов, изданных региональными международными организациями (кроме самого Содружества). Международно-правовые акты антинаркотической сферы можно разделить на следующие группы.
1.Основные документы ООН. Данную группу составляют международно-правовые акты, содержащие основные принципы межнационального сотрудничества в разных сферах, в том числе по вопросам противодействия наркопреступности.
2.Документы, принятые на специальных сессиях ООН либо на сессиях органов ООН.
3.Документы международных (всемирных, универсальных) организаций.
Четвертую группу документов составляют нормативные правовые акты, принятые в рамках Содружества. В целом нормативные акты, принятые в рамках СНГ, состав-
ляющие основу антинаркотического права, можно разделить на три категории:
1) учредительные документы СНГ;
2) нормативные акты, регламентирующие отдельные сферы сотрудничества (военная, таможенная, пограничная и др.);
3) нормативные акты, специально регламентирующие антинаркотическую сферу.
Основой взаимодействия стран СНГ в борьбе с наркопреступностью в первую очередь являются нормативные правовые акты, которые стали учредительной основой Содружества. Так, первыми учредительными актами Содружества можно считать Соглашение о создании СНГ и Заявление глав государств Республики Беларусь, РСФСР и Украины 8 декабря 1991 года. 21 декабря 1991 года в г. Алма-Ате главами 1 1 суверенных государств (бывших союзных республик) был подписан Протокол к Соглашению о создании СНГ, в котором говорилось, что "Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств". Некоторые авторы считают возможным включить в число учредительных документов СНГ также и Декларацию, принятую на этом же совещании глав государств.
Особое место в числе этих документов занимает Устав СНГ.
Статья 4 Устава СНГ относит к сферам совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты в соответствии с обязательствами, принятыми государствами - членами в рамках Содружества, обеспечение прав и основных свобод человека, а также борьбу с организованной преступностью.
В соответствии со статьей 5 Устава СНГ правовой базой межгосударственных отношений в рамках Содружества являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотноше-
ний государств - членов, соответствующие целям и принципам Содружества, обязательствам государств - членов. И вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотиков нашли отражение в ряде соглашений, принятых в рамках СНГ.
Одним из первых актов рассматриваемой сферы стало Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (21 октября 1992 года). Важность этого Соглашения состоит в том, что оно оформило механизм взаимодействия в этой сфере органов внутренних дел стран Содружества.
Также были подписаны Соглашение о принципах таможенной политики (13 марта 1992 года) и Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах (15 апреля 1 994 года), имеющие большое значение, поскольку "эффективное сотрудничество в пограничных и таможенных вопросах способствует активному противодействию наркобизнесу" [2, с. 7].
Так, позитивно следует оценить закрепленное в статье 5 Соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах правомочие таможенных служб без предварительного запроса и в возможно короткий срок сообщать друг другу сведения: а) о лицах, о которых стало известно, что они занимаются незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ или подозреваются в этом; б) о транспортных средствах, включая контейнеры, и почтовых отправлениях, о которых известно, что они используются для незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ или которые вызывают подозрение в таком использовании.
Такие сведения, сообщения и документы могут передаваться правоохранительным и другим государственным органам, занимающимся борьбой с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Кроме того, Соглашение предусматривает договоренность таможенных служб без предварительного запроса информировать друг дру-
га о применяемых способах незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также новых методах контроля за ними.
Формы борьбы с наркопреступностью были предусмотрены и в Соглашении о сотрудничестве государств - участников Содружества по обеспечению стабильного положения на внешних границах (9 октября 1992 года), которое предполагало "...всестороннюю координацию деятельности погранвойск, служб государственной (национальной) безопасности, внутренних дел, таможенных органов, служб фитоса-нитарного контроля и консульских служб..." (статья 4). Само Соглашение утратило силу после истечения 5 лет с момента принятия.
Особое место занимает Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступностью (25 ноября 1998 года), предусматривающее сотрудничество в предупреждении, пресечении, выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, особенно выделяя наряду с преступлениями против жизни и здоровья, незаконной миграцией и т.п. незаконный оборот наркотических средств, прекурсоров и психотропных веществ (статья 2).
Кроме общих форм взаимодействия и определения механизмов сотрудничества Соглашением предусмотрено, что компетентные органы государств - участников заключают при необходимости соглашения межведомственного характера. Следует упомянуть о том, что Российская Федерация заключила значительное количество соглашений о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков в рамках СНГ, которые занимают особое место в правовой основе противодействия незаконному обороту наркотиков и борьбе с наркопреступностью [подр.: 17].
Таким образом, Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступностью является важным нормативным правовым актом, регламентирующим противодействие незаконному обороту наркотиков. Нельзя рассматривать борьбу с наркотиками отдельно от борьбы с иными видами преступлений и преступностью в целом.
Одним из первых правовых актов, регулирующих межгосударственное сотрудничество в противодействии незаконному обороту наркотиков в рамках СНГ, является Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подписанное 30 ноября 2000 года главами правительств государств - участников СНГ.
В основу данного акта положены все вышеназванные международные антинаркотические акты. Участники Соглашения заключили договоренности, "принимая во внимание Единую конвенцию о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, Конвенцию о психотропных веществах 1971 года, Конвенцию Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, Политическую декларацию и решения, принятые ХХ специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1998 году, а также другие решения и рекомендации Организации Объединенных Наций относительно данного вопроса, руководствуясь принципами и нормами международного права" (преамбула).
Опираясь на национальное законодательство, договаривающиеся стороны определили необходимость сотрудничать в деле выработки согласованной стратегии и совместных мер борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, координировать свою деятельность в этом направлении в рамках СНГ, объединять усилия всех государственных органов, общественных и иных организаций, граждан, а также использовать возможности средств массовой информации в целях противодействия наркомании и незаконному обороту наркотиков и прекурсоров.
Государства определили основные направления сотрудничества в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и прекурсоров, а также заложили орга-
низационные основы антинаркотической деятельности на территории СНГ, определив компетентные органы, уполномоченные на осуществление прямых контактов, установив порядок сотрудничества на основании запросов об оказании содействия [подр.: 14].
Продолжением антинаркотической политики СНГ явилась Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подписанная в октябре 2002 года главами государств. "Впервые в международно-правовой практике Содружества Концепция расширяет межгосударственное сотрудничество в противодействии этому наиболее опасному виду преступлений международного характера" [12].
Заметим, что государства - участники СНГ, "отмечая глобальный характер незаконного оборота наркотиков, не признающего государственных границ, служащего финансовой базой для организованной преступности, терроризма, коррупции и представляющего угрозу жизни и здоровью человечества, национальной безопасности государств" (преамбула Концепции), принимали данный документ, развивая положения Концепции взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с преступностью 1 999 года, в очередной раз подтверждая тезис о неотъемлемости борьбы со всеми видами преступлений при борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Концепция определили принципы, задачи, основные направления, формы и систему обеспечения сотрудничества и согласованную стратегию совместных мер в противодействии незаконному обороту нарко-
тиков и прекурсоров, а также злоупотреблению наркотиками.
Так, к числу принципов сотрудничество государств - участников СНГ в противодействии незаконному обороту наркотиков и прекурсоров, а также злоупотреблению наркотиками отнесено:
- уважение суверенитета государств -участников СНГ и их национального законодательства, общепризнанных принципов и норм международного права, равноправия сторон;
- приоритет защиты прав и свобод человека и гражданина;
- признание координирующей роли межгосударственных органов СНГ и выполнения принимаемых ими решений;
- создание в соответствии с международным правом и национальным законодательством государств - участников СНГ благоприятных условий для совместных усилий в этом направлении.
Обратим внимание, что данные принципы значительно отличаются своей общностью и более соответствуют международным актам общего характера, если проводить их сравнение с принципами, обозначенными в Соглашении о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров от 30 ноября 2000 года.*
Отличительной чертой Концепции явился акцент не только на формы сотрудничества, но и на информационное и научное (раздел V) и материально-техническое и финансовое обеспечение сотрудничества (раздел VI), а также определение механизма реализации положений Конвенции, который предусматривает:
- выработку согласованных подходов к вопросам противодействия незаконному
* Так, соглашением были определены такие принципы, как установление строгого контроля за оборотом наркотиков и прекурсоров; государственное регулирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотиков и прекурсоров; стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду и антинаркотическое воспитание; установление ответственности за немедицинское потребление наркотиков как важного превентивного средства предупреждения наркомании и снижения спроса на наркотики; государственная поддержка научных исследований в области разработки новых методов лечения наркомании и социальной реабилитации больных наркоманией; развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотиков и прекурсоров, профилактики и лечения наркомании на двусторонней и многосторонней основе; запрещение пропаганды и рекламы в сфере незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими и др.
обороту наркотиков и прекурсоров, а также злоупотреблению наркотиками;
- выполнение положений договоров, заключенных в рамках СНГ;
- принятие и выполнение программ совместных мер борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров;
- координацию деятельности правоохранительных органов государств - участников СНГ по противодействию незаконному обороту наркотиков и прекурсоров;
- подготовку информационных материалов Совету глав государств и Совету глав правительств СНГ.
Особо требуется обратить внимание на разработку и реализацию совместных программ и планов противодействия незаконному обороту наркотиков и прекурсоров, обозначенные в перечне основных направлений, заложенных в Концепции.
За период действия Концепции были приняты 5 программ: на 2002-2004 годы; на 2005-2007 годы; на 2008-2010 годы; на 2011-2013 годы; 2014-2018 годы. "Программы носят типовой характер и предусматривают меры по развитию правовых механизмов межгосударственного сотрудничества в противодействии незаконному обороту наркотических средств, совершенствованию и сближению национального законодательства. В отдельных разделах планируется проведение комплексных согласованных и/или совместных межведомственных профилактических оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций, информационное и научное обеспечение сотрудничества и т.д." [12].
Последние 1 0 лет антинаркотическая правовая база Содружества продолжает активно развиваться - принимаются новые и нормативные правовые акты, и декларативные документы.
В октябре 2008 года было принято Заявление глав государств - участников СНГ об активизации сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В Заявлении обращено внимание на то, что наркоугрозе должно противостоять не только государство, но и все
гражданское общество, а также подчеркнуто, что бороться с наркоугрозой одними запретительными методами недостаточно, так как решение этой сложной социальной проблемы невозможно без активной профилактической работы как на уровне государства, так и по линии неправительственных организаций, сопряженной с эффективным лечением и реабилитацией больных наркоманией.
К сожалению, необходимо признать, что имеющееся международное антинаркотическое право Содружества не лишено изъянов.
Так, ряд исследователей отмечают, что "в настоящее время перечень международно-правовых актов, направленных на борьбу с конкретными разновидностями наркотических преступлений, достаточно узок, а рекомендации, содержащиеся в данных актах, носят, как правило, декларативный характер" [13, с. 29]. Например, подобная ситуация отмечается в отношении незаконного культивирования растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры.
Необходимо отметить некоторую односторонность нормативных правовых актов. "В отличие от международных актов ООН, имеющих и материально-правовые, и организационные аспекты, соответствующие нормативные акты СНГ направлены лишь на обеспечение взаимодействия национальных органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков, т.е. имеют ярко выраженный организационный характер" [8].
Развитие взаимодействия государств -участников СНГ в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков требует унификации их национальных законодательств. Вопрос соответствия внутригосударственного права принятым международным обязательствам традиционно возникает при рассмотрении антинаркотического законодательства стран Содружества.
Следует заметить, что благодаря деятельности органов СНГ и активному взаимодействию Содружества с иными региональными международными организациями
(ШОС, ОДКБ и др.) решение вопроса о гармонизации национального законодательства не стоит на месте. Так, на Минской сессии Организации Договора о коллективной безопасности была отмечена эффективность взаимодействия ОДКБ с законодательными органами государств и Межпарламентской Ассамблеей СНГ по формированию нормативной правовой базы. "Совместными усилиями удалось повысить качество процесса ратификации международных договоров. Подготовлены предложения по гармонизации и сближению национального законодательства в сфере противодействия терроризму и незаконному обороту наркотиков" [4, с. 24].
Несмотря на то, что основой разработки и принятия антинаркотических актов государств - участников СНГ явились ранее названные международные правовые акты, в национальном законодательстве стран Содружества до сих пор имеются некоторые расхождения, что обуславливает проблемы отсутствия единой терминологии в сфере оборота наркотиков и области противодействия их незаконному обороту, расхождения по вопросу определения размеров наркотиков для уголовного законодательства и т. д.
В то же время справедливо признать, что для совершенствования национального законодательства органами Содружества созданы условия. Неоднократно отмечалась роль парламентариев в формировании законодательного "заслона" незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими, признавалась необходимость активного использования для гармонизации законодательства модельных законодательных актов и рекомендаций по унификации антинаркотического законодательства Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ [7].
Так, на 27 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 27-6 от 16 ноября 2006 года) был принят Модельный закон "О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах", который стал логичным продолжением рекоменда-
тельного законодательного акта 1996 года "О противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров", впервые предложившим дефиниции основных понятий и терминов, связанных с незаконным оборотом наркотиков [подр.: 11, 16].
Модельный закон определил как основные понятия, так и полномочия государственных органов в сфере законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в области противодействия их незаконному обороту. Данный акт является основным и для внутригосударственного решения иных важных вопросов, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Следует согласиться с тем, что "наиболее применяемыми формами унификации на сегодняшний день продолжают оставаться типовые и модельные законы, имеющие характер рекомендательных нормативных правовых актов. Принятие таких актов несет определяющее значение в правовом обеспечении совместной борьбы с незаконным оборотом наркотиков на всем пространстве государств - участников СНГ, а также оценке ее эффективности" [18, с. 36].
В то же время наряду с модельным законодательством следует обратить внимание еще на один вид документов, принимаемых органами СНГ. Речь идет о рекомендациях.
Так, для согласования усилий органов государственной власти государств - участников СНГ в их законотворческой деятельности по выработке общих подходов к определению размеров наркотических средств и психотропных веществ, за незаконный оборот которых предусмотрена уголовная ответственность, Межпарламентской Ассамблей государств - участников СНГ в 2009 году также были приняты Рекомендации [15], определившие, что целями гармонизации и унификации законодательства государств - участников СНГ в части, касающейся единого подхода к определению минимального размера нарко-
тических средств и психотропных веществ, за незаконный оборот которых предусмотрена уголовная ответственность, а также крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовного законодательства являются:
- повышение качественного уровня законодательства государств - участников о наркотических средствах и психотропных веществах, обеспечение наиболее полного его соответствия назревшим потребностям развития государств - участников в сфере оборота наркотических средств и в области противодействия их незаконному обороту;
- ликвидация противоречий в законодательстве государств - участников в части, касающейся единого подхода к определению минимального размера наркотических средств и психотропных веществ, за незаконный оборот которых предусмотрена уголовная ответственность, а также крупных и особо крупных размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовного законодательства;
- выработка мер, нацеленных на совершенствование правового регулирования, создание необходимых правовых условий, обеспечивающих выполнение государствами - участниками своих международных обязательств;
- обеспечение более тесной связи законодательства государств - участников о наркотических средствах и психотропных веществах с международным правом, им-плементации его принципов и норм в национальное законодательство.
Вообще следует заметить, что основанием для взаимодействия правоохранительных органов стран Содружества является большой массив международных конвенций, а также соглашений и договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам. Однако даже такое состояние нормативной правовой базы не позволяет говорить об обеспечении всех потребностей следственной и судебной практики.
Правоприменители могут быть удовлетворены только традиционными уголовно-процессуальными формами правовой помощи: допросы, проведение экспертиз, передача доказательств и т.п. Но многие вопросы до сих пор не получили надлежащей договорной регламентации - розыск и арест имущества, полученного незаконным путем, в том числе от незаконного оборота наркотиков. Пробел в уголовно-процессуальном регулировании международного сотрудничества отрицательно сказывается на отправлении правосудия по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков и легализацией полученных при этом доходов [3, с. 41-42].
Подводя итог анализу правовой основы деятельности правоохранительных органов СНГ по противодействию незаконному обороту наркотиков, отметим, что развитие международного антинаркотического права в рамках СНГ, совершенствование правовой основы антинаркотической деятельности в рамках Содружества с последующим изменением национального законодательства государств - участников является важным условием успешной борьбы с международной наркоагрессией.
Библиографический список
1.Боголюбова, Т.А. Состояние преступности в сфере незаконного оборота наркотиков в государствах - участниках СНГ (криминологический аспект) / Т.А. Боголюбова // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2009. - № 2 (10).
2.Бокерия, С.А. Правовое сотрудничество стран СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков / С.А. Бокерия // Вестник Российского университета дружбы народов. -2002. - № 1.
3.Борьба с отмыванием доходов от индустрии наркобизнеса в странах Содружества / Б.С. Болотский и др. - М., 2001.
4.Бордюжа, Н.Н. Организация Договора о коллективной безопасности - надежный инструмент в борьбе с терроризмом на евразийском пространстве / Н. Н. Бордюжа // Международное публичное и частное право. - 2007. - № 3.
5.Важенин, В.В. Значение основных нормативных правовых актов в формировании российской антинаркотической политики / В.В. Важенин // Правовая основа противодействия незаконному обороту наркотиков : учебно-методическое пособие / под общ. ред. канд. юрид. наук. А.В. Шувалова. - Омск, 2010.
6.Гасанов, Э.Г. Борьба с наркотической преступностью: Международный и сравнительно-правовой аспекты / Э.Г. Гасанов. - М., 2000.
7.Декларация Международной научно-практической конференции по проблемам международного сотрудничества в борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, состоявшейся в Санкт-Петербурге 17-18 ноября 2005 года // Наркоконтроль. - 2006. - № 1.
8.Жариков, Ю.С. К вопросу о совершенствовании национального уголовного законодательства в контексте международно-правовых обязательств России в сфере противодействия незаконному наркобизнесу / Ю.С. Жариков // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2012. - № 15.
9.Клименко, И.И. Контрабанда наркотиков: проблемы, расследование, взаимодействие следствия и дознания / И.И. Клименко. - Барнаул, 2006.
10.Мелехов, М.Г. Организация договора о коллективной безопасности: коллективные меры, направленные на снижение наркодавления в Евразийском регионе / М.Г. Мелехов // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков : материалы XVI международной научно-практической конференции (18-19 апреля 2013 г.) : в 2 ч. / отв. ред. Д.Д. Невирко ; СибЮИ ФСКН России. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2013. - Ч.1.
11.Михайлов, В.И. Модельное законодательство о противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров для государств - участников СНГ / В.И. Михайлов, А.В. Федоров // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии им. В.Б. Бобкова. - 1996. - № 2.
12.Мукашев, С.И. Международно-правовое сотрудничество государств - участников СНГ в противодействии незаконному обороту наркотиков / С.И. Мукашев. URL: http:// e-cis.info/page.php?id=20021.
13. Пожидаев, И.Е. Противодействие незаконному культивированию растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (международно-правовой аспект) / И.Е. Пожидаев // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2012. - № 1.
14. Пунтус, С.А. Организационные основы антинаркотической деятельности Содружества Независимых Государств / С.А. Пунтус, Т.В. Шитова // Актуальные проблемы
профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков : материалы XVII международной научно-практической конференции (17-18 апреля 2014 г.) : в 2 ч. / отв. ред. Д.Д. Невирко ; СибЮИ ФСКН России. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014. - Ч.2.
15.Рекомендации по гармонизации и унификации законодательства государств - участников СНГ в части, касающейся единого подхода к определению минимального размера наркотических средств и психотропных веществ, за незаконный оборот которых предусмотрена уголовная ответственность, а также крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовного законодательства : постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 3 декабря 2009 года № 33-20 // СПС "КонсультантПлюс".
16.Федоров, А.В. СНГ: вопросы гармонизации и унификации законодательства о наркотиках / А.В. Федоров // Наркоконтроль. - 2006. - № 2. - С. 6-12.
17.Хатаева, М.А. Развитие законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков / М.А. Хатаева // Административное право. - 2010. - № 3. -С. 45-68.
18.Юхман, М.А. Законодательство зарубежных государств о веществах, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ / М.А. Юхман // Наркоконтроль. - 2010. - № 1.