УДК 33 ББК 65
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ В СТРУКТУРЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ДОХОДОВ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИВКОНТЕКСТЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
РУСЛАН НАСИМОВИЧ ШАНГАРАЕВ,
кандидат экономических наук, научный сотрудник Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации;
E-mail: iamp.cwe@dipacademy. ru; ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА ЛОБАС, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории
Российской таможенной академии Федеральной таможенной службы Российской Федерации;
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Своевременность и полнота таможенных платежей и сборов, как одна из составляющих таможенной деятельности государства имеет большую значимость в части построения эффективной системы обеспечения экономической безопасности страны. Учет таможенных платежей имеет особую актуальность в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации. В статье представлен краткий анализ структуры бюджетных поступлений от таможенных платежей.
Ключевые слова: ЕАЭС, СНГ, Россия, таможенные платежи; полнота собираемости таможенных платежей; оценка; методологический анализ.
Annotation. The timeliness and completeness of customs duties and taxes as one of the constituents of the customs activity of the state is of great importance in terms of building an effective system to ensure the economic security of the country. Accounting for customs payments is particularly relevant in ensuring the economic security of the Russian Federation. The article provides a brief analysis of the structure of budget revenues from customs duties.
Keywords: EAEC, CIS, Russia, customs duties; completeness of collection of customs duties; evaluation; methodological analysis.
Подписание главами России, Беларуси и Казахстана Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) обозначило дальнейший вектор развития евразийской интеграции, направленный, наряду с углублением взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, на полную реализацию потенциала указанных интеграционных проектов — обеспечение свободы перемещения и трудоустройства граждан на территории трех стран, свободы движения услуг и капитала, осуществление согласованной политики в энергетике, сельском хозяйстве, транспорте, промышленности.
Создание ЕАЭС, расширение внешнеторгового оборота, вовлечение в него значительного числа субъектов повлекли за собой изменения в сфере внешнеэкономической деятельности. Снижение издержек производственной кооперации благодаря устранению таможенных, торговых и технических барьеров повышает конкурентоспособность и способствует экономи-
ческому росту государств-участников [1, с.29.]. Более половины времени, затрачиваемого на транспортировку товаров, расходуется в очередях при пересечении таможенной границы[14]. Ее устранение существенно облегчает кооперацию производства [15], при которой сложное изделие по нескольку раз пересекает российско-белорусскую границу.
Учет таможенных платежей имеет особую актуальность в обеспечении экономической безопасности страны для современных преобразований в России. Во многом это объясняется остротой позиций бюджетной политики в стране, и в частности, проблемой пополнения доходной части федерального бюджета. В связи с этим своевременность и полнота таможенных платежей и сборов, как одна из составляющих таможенной деятельности государства приобретает совершенно иную значимость в части построения эффективной системы обеспечения экономической безопасности страны.
Регулирование внешнеторговых отношений яв-
ляется неотъемлемой функцией любого государства. Залог успеха любого интеграционного начинания — наличие дееспособного, наделенного необходимыми полномочиями и обеспеченного достаточными ресурсами для решения поставленных задач интеграционного органа [2. с. 52.]. На территории ЕАЭС такую деятельность осуществляет Евразийская экономическая комиссия.
Одними из основных направлений деятельности Евразийской экономической комиссии является: зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин; таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; таможенное администрирование [4]. В связи с этим именно Таможенной службе России особое внимание необходимо уделять всестороннему изучению структуры и динамики таможенных платежей как основных факторов, влияющих на полноту их собираемости и поступления [3].
В структуре бюджетных поступлений от таможенных платежей на протяжении последних 10 лет основная доля неизменно приходится на вывозные таможенные пошлины. Тем не менее, наблюдается некоторая тенденция понижения их доли: если в 2005 году она составляла 64,31%, в 2010 году — 57,93%, то в 2015-м — уже 55,52%.
На временном отрезке 2005-2010 гг. такое поведение показателя обусловлено изменением конъюнктуры мировых рынков энергетического сырья под влиянием глобального финансово-экономического кризиса: на фоне снижения спроса на товары российского экспорта упали и суммы вывозных таможенных пошлин [5]. Снижение доли данного платежа в течение 20102015 гг. обусловлено проводимым в настоящее время налоговым маневром, предусматривающим смещение акцента в налогообложении нефтяной отрасли с вывозных таможенных пошлин на внутренние налоги.
Большую часть поступлений от вывозной таможенной пошлины обеспечивают экспортные пошлины на сырую нефть [8], доля которых, начиная с 2010 года, монотонно снижалась и составляла в 2015 году порядка 51% суммы вывозной таможенной пошлины (см. табл. 1)[17]1. Важное место занимают также вывозные пошлины на товары, выработанные из нефти (так называемые нефтепродукты) и вывозные пошлины на природный газ [7]: их удельный вес составлял 26,92 и 19,87% соответственно. При этом роль экспорта нефтепродуктов в формировании общей суммы вывозной таможенной пошлины постоянно возрастала: в целом за рассматриваемый период 2005-2015 гг. их доля увеличилась более чем на 12%. Изменение долевого участия вывозных пошлин на природный газ и прочих таможенных пошлин не имело устойчивой тенденции и, следовательно, не оказывало заметного влияния на итоговую сумму вывозной таможенной пошлины [9].
Вторым по значимости формирования поступлений в федеральный бюджет является НДС на ввозимые товары, причем доля этого платежа со временем только увеличивается [6]. В 2005 году на данный на-
лог приходилось порядка 20% таможенных платежей, в 2010 году — более 25%, а в 2015-м — рекордные 32,82% (см. табл. 1, рис.1 — 3)[17].
Причины структурных изменений в данном случае аналогичны факторам поступлений от вывозных пошлин: в период кризиса 2007-2009 гг. поступления от НДС были менее волатильны в сравнении с суммами вывозных таможенных пошлин, а в связи с проводимым в настоящее время налоговым маневром происходит постепенное перераспределение бюджетных поступлений от вывозных таможенных пошлин к платежам за ввозимые товары.
Для долевого участия остальных таможенных платежей характерно отсутствие четкой направленности изменений [10]. При этом самым значимым с точки зрения формирования доходов федерального бюджета платежом является ввозная таможенная пошлина: для 2005, 2010 и 2015 гг. ее удельный вес составляет 12,89 %, 13,09 % и 9,67% соответственно.
Будучи сложным социально-экономическим явлением, таможенные платежи обладают множеством отличительных признаков [11], которые на современном этапе развития таможенного администрирования связаны в первую очередь с выполняемыми ими функциями, сочетанием наднационального и национального правового регулирования [6], особенностями их отчисления в бюджеты государств-членов ЕАЭС, трансграничным характером перемещения товаров [12], наличием у таможенных органов права взимать таможенные платежи и обеспечивать их уплату принудительной силой, комплексным составом таможенных платежей, видом таможенной процедуры и категорией лиц, перемещающих товары.
На протяжении многих лет поступления от таможенных платежей играют критически важную роль в формировании доходов федерального бюджета Российской Федерации [13].
В ведомстве Татьяны Голиковой уточняли, что два главных администратора доходов федерального бюджета — налоговая и таможенная службы обеспечили примерно 89% всех поступлений средств [16].
В конце марта было обнародовано, что нефтегазовые поступления в федеральный бюджет России за два месяца 2016 года упали почти на 32% и составили 687,68 млрд рублей. В целом, по данным Счетной палаты, доходы федерального бюджета по итогам первого квартала сего года составили 2,9 трлн рублей, или 21,2% утвержденного годового объема. На нефтегазовые доходы пришлось 992,2 млрд рублей, на остальные поступления — 1,9 трлн рублей [16].
Из-за существенного сокращения доходов, которое оказалось существенно ниже ожидаемого в начале года уровня, правительство решило примерно на 10% снизить и расходы.. Если ситуация кардинально не изменится, то по итогам года бюджет недосчитается почти 2 трлн рублей. Это в четыре раза больше, чем та экономия, которой добился Минфин после бюджетной оптимизации...
Структура платежей, перечисленных в федеральный бюджет в 2005-2015 годах, % к общей сумме таможенных платежей
Таблица 1
Наименование таможенного платежа 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Таможенные сборы 1,72 1,74 2,09 1,70 0,50 0,26 0,39 0,33 0,44 0,29 0,87
Вывозная пошлина 64,31 66,19 56,39 60,90 57,00 57,93 61,50 62,20 61,81 65,31 55,52
Ввозная таможенная пошлина 12,89 11,93 15,00 13,30 13,00 13,09 10,50 10,00 9,09 8,00 9,67
Акциз 0,84 0,60 0,80 0,80 1,00 0,69 0,80 0,80 0,87 0,85 1,12
НДС 20,25 19,54 25,72 23,30 24,00 25,73 23,30 23,70 23,79 22,97 32,82
Общая сумма таможенных платежей, трлн. руб. 2,10 2,86 3,25 4,70 3,52 4,33 6,03 6,58 6,57 7,10 5,01
Рис. 1. Структура таможенных платежей в 2005 году (Данные Единого портала бюджетной системы Российской Федерации: http://www.budget.gov.ru/)
Рис. 2 Структура таможенных платежей в 2010 году (Данные Единого портала бюджетной системы Российской Федерации: http://www.budget.gov.ru/)
Рис. 3 Структура таможенных платежей в 2015 году (Данные Единого портала бюджетной системы Российской Федерации: http://www.budget.gov.ru/)
Структура вывозных таможенных пошлин, перечисленных в федеральный бюджет в 2005-2015 годах, в % к общей сумме вывозной таможенной пошлины
Таблица 2
Наименование таможенного платежа 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Вывозные таможенные пошлины на сырую нефть 64,46 63,40 62,76 62,42 59,96 66,67 62,90 60,82 57,51 56,50 51,47
Вывозные таможенные пошлины на природный газ 18,31 18,13 16,49 17,14 19,79 7,70 10,37 10,59 11,80 10,52 19,87
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти 14,61 16,58 18,01 18,28 18,88 24,07 25,26 27,61 29,74 32,12 26,92
Прочие вывозные таможенные пошлины 2,61 1,88 2,74 2,16 1,37 1,55 1,48 0,98 0,95 0,86 1,73
Вывозная таможенная пошлина всего, трлн. руб. 1,35 1,90 1,83 2,86 2,01 2,51 3,71 4,09 4,06 4,64 1,35
1 Пояснительные записки к отчетам об исполнении федерального бюджета за 2005-2014 годы, Данные Единого портала бюджетной системы Российской Федерации: http://www.budget. gov.ru/
Литература
1. Бельянинов А.Ю. // Экономическая интеграция в СНГ // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. 2013. № 3 (278). С. 027-034
2. Бельянинов А.Ю. Региональная интеграция в условиях глобализации // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. 2013. № 2 (277). С. 043-057.
3. Бельянинов А.Ю. Безопасность России на евразийском пространстве // Национальная безопасность / nota bene. 2013. № 2. С. 318-324.
4. Бельянинов А.Ю. Итоги и перспективы // Таможня. 2015. № 6. С. 2.
5. Бельянинов А.Ю., Мантусов В.Б. Интеграция стран СНГ: этапы, условия и предпосылки взаимодействия // Москва, 2012.
6. Егоров С.А., Мантусов В.Б. Международное право // Москва, 2014. (5-е издание, переработанное и дополненное)
7. Мантусов В.Б., Бельянинов А.Ю. Содружество Независимых Государств: политические и экономико-правовые аспекты интеграции // Москва, 2011.
8. Мантусов В.Б., Тебекин А.В. Проблемы оценки полноты собираемости таможенных платежей // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 4 (33). С. 7-17.
9. Мантусов В.Б., Тебекин А.В. Совершенствование методических рекомендаций по проведению сопоставительного анализа данных о внешней торговле Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 1 (34). С. 7-19.
10. Мировая экономика и международные экономические отношения Мантусов В.Б., Рыбалкин В.Е., Логинов Б.Б., Харланов А.С., Руднева А.О., Грибанич В.М., Мустафин Т.А., Толмачев П.И. // Учебник для студентов бакалавриата, обучающихся по специальностям «Мировая экономика», «Междуна
11. Таможенное право Галузо В.Н., Олимпиев А.Ю., Аминов И.И., Вахрушев В.Ю., Канафин Н.А. // учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Таможенное дело» / Москва, 2015. (6-е издание, переработанное и дополненное)
12. Шангараев Р.Н. Развитие системы управления промышленными предприятиями на основе совершенствования механизма сетевого взаимодействия // Сегодня и завтра Российской экономики. 2011. № 44. С. 99-101.
13. Шангараев Р.Н. Территориально-производственные кластеры как основа формирования конкурентоспособного региона // Сегодня и завтра Российской экономики. 2011. № 43. С. 99-102.
14. Шангараев Р.Н. Формирование кластерных структур в современной экономике // Горизонты экономики. 2011. № 2. С. 71-72.
15. Шангараев Р.Н. Формирование системы управления проектами в сетевых организациях промышленного комплекса // диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ. Казань, 2011
16. Таможенные новости» http://www.customsnews. ги/1.Ыт1
17. Пояснительные записки к отчетам об исполнении федерального бюджета за 2005-2014 годы, Данные Единого портала бюджетной системы Российской Федерации: http://www.budget.gov.ru/