ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
УДК 339.543(470) + 336.14 (470) ББК У428(2)-861.1 + У261.78
ТЕНДЕНЦИИ И ДИНАМИКА ПОСТУПЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.В. Боброва, проф. ОУВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет», E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье проведен анализ доходности бюджетов РФ всех уровней по таможенным платежам в динамике за 2014-2016 г. Обосновано, что показатели доходности зависят от ряда факторов, в том числе от эффективности системы распределения платежей между странами - участниками Евразийского экономического союза. Выявлены специфика и проблемы формирования доходов от внешнеэкономической деятельности, резервы роста собираемости таможенных платежей. Предложены меры по оптимизации доходов бюджетов в виде таможенных платежей на основе управленческих решений государственных органов на интер-, макро-, мезо- и микроуровнях.
Ключевые слова: таможенные платежи, доходность бюджетов, динамика, проблемы, оптимизация доходов, управленческие решения.
Таможенные платежи исторически и в настоящее время составляют существенную часть федерального и консолидированного бюджетов РФ. Следовательно, их фискальная функция является залогом эффективной бюджетной политики расходов государства. Однако сущность платежей, выраженная через их функции, шире фискальной. Они регулируют внешнеэкономическую деятельность, а именно стимулируют таможенный оборот и дестимулируют через запреты и ограничения его негативные проявления. Таможенные платежи выполняют и перераспределительную функцию с момента формирования Таможенного союза (в последствие - Евразийского экономического союза). Регулирующая и распределительная функции таможенных платежей в литературе практически не раскрыты, их роль в формировании таможенной и общеэкономической политики государства, возможности их применения для совершенствования процессов взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности не обсуждаются.
Большинство авторов отмечают ориентацию государства на фискальную функцию таможенных платежей и ее усиление в последние годы1. Е.В. Сычева и В.В. Чистякова, ориентируясь на предельно допустимую функцию, видят в таможенных платежах рычаг давления на конкурирующие страны с целью получения уступок от этих государств и подписания договоров2. Р.Н. Шангараев и Е.В. Лобас считают роль таможенных платежей критически важной для экономики страны, устанавливая тем самым связь между доходностью бюджета по этим платежам и функционированием самого государства3.
Осознание принципиальной зависимости экономики страны от одного финансового канала привело к попыткам государства снизить роль таможенных пошлин на основе налогового маневра, однако ученым сообществом указанная мера была признана неэффективной. Суть налогового маневра заключалась в снижении таможенных пошлин с одновременной привязкой налога на добычу полезных ископаемых к колебаниям цен на нефть на мировых рынках. Снижение цены нефти должно было приводить к росту ставок налога и усилению налогового давления на добывающие отрасли. Таким образом, применялся компенсационный и заместительный механизм для таможенных пошлин.
Критической точкой для налогового маневра, по мнению ряда ученых4, является 72 доллара США за баррель нефти, а расчеты государством были произведены, исходя из100 долларов США, что сделало проект не эффективным. Прогноз роста цен на нефть оказался ошибочным.
К таможенным платежам законодательство РФ относит таможенные пошлины и сборы, а также налог на добавленную стоимость и акцизы при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Роль отдельных таможенных платежей при формировании бюджетов страны также необходимо оценивать при анализе динамики доходов от внешнеэкономической деятельности. Налог на добавленную стоимость, наряду с таможенной пошлиной, является серьезным регулятором экономики страны, в отдельные годы превышая поступления от прямых таможенных платежей5. Налог на добавленную стоимость для ввозимых товаров в значительной степени зависит от валютного курса, поэтому увеличение поступлений в бюджет от налога в 2015 г. был вызван не экономическим ростом страны, а девальвацией рубля6 и присоединением к Евразийскому экономическому союзу Армении и Кыргызстана. В целом доходность бюджета России по таможенным платежам существенно зависит от системы распределения и администрирования в Евразийском экономическом союзе7. Поступление товаров через страны, экономика которых менее пострадала от санкций, привело к перераспределению ввозных налогов и пошлин в пользу России8. Такая динамика обусловлена и методологическими причинами, а именно расчетом процентного распределения таможенных платежей в 2014, относительно экономически стабильном, году с применением его в последующие кризисные годы9. Наряду с этим, ввоз налогоемких товаров растет, в первую очередь, в Республиках Казахстан и Беларусь, в которых созданы особые условия для импорта, сокращаясь при этом в России10.
Динамика таможенных платежей является предметом изучения во многих научных работах. Авторы отмечают искусственный рост доходов от таможенных платежей в 2014 г. за счет падения курса рубля из-за уплаты пошлины в национальной валюте и устойчивое снижение поступлений в бюджет таможенных пошлин с 2014 по 2016 гг.11 В качестве основных причин отрицательной динамики ученые называют сокращение производства многих видов товаров, уход с российского рынка крупнейших автомобильных производителей, ухудшения взаимоотношений с Украиной, США и другими странами12, экономические санкции, высокие тарифы на грузоперевозки, не решенную ситуацию с книжками Международных дорожных перевозок, введение российской системы взимания платы с грузовиков с массой более 12-и т - «Платон», отрицательную динамику курса рубля, падение мировых цен на нефть и энергоносители, налоговый маневр России13, увеличение объемов контрафактной продукции на фоне уменьшения импорта из-за санкций, и, самое главное, контрсанкций России по продукции, заменить которую на внутреннем рынке или с
14
помощью не попавших под контрсанкции мер, невозможно14, и даже естественные деловые циклы15.
Обсуждаемым является вопрос о предоставлении льгот и преференций по таможенным платежам в условиях ухудшения экономической ситуации в стране. По мнению О.П. Матвеевой с соавторами, дополнительное снижение таможенных платежей, помимо внешних факторов, произошло из-за преференций, предоставляемых отечественным производителям в рамках политики импортозамещения16. А.И. Каштанова представила уравнение корреляции, доказывающее, что с увеличением количества предоставляемых льгот сумма поступлений таможенных платежей в бюджет будет расти в соотношении 1:1517. Однако фактические данные показывают иную тенденцию. Увеличение количества льгот в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 19,1% произошло на фоне роста доходов по таможенным платежам лишь на 8,2%. Причина видится в том, что основная масса льгот не предоставлялась реальному сектору экономики, а подкрепляла политические решения государства. Наибольшая доля предоставленных льгот по уплате таможенных платежей приходилась на товары, перемещаемые в рамках соглашений о разделе продукции - 40,4%, и
товары, ввозимые (вывозимые) на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области - 32,4%. Общая сумма использованных участниками проекта «Сколково» в 2014 г. субсидий составила 236,3 млн руб. Условными льготами можно считать и налоговые амнистии государства. Снижение задолженности по уплате таможенных платежей и пеней произошло, в том числе, в результате проведенной в 2014 г. работы по списанию безнадежной к взысканию задолженности. Сумма списанной задолженности составила 9,2 млрд руб., в том числе по таможенным платежам - 2,7 млрд руб., по пеням -6,5 млрд руб.18.
Мнение ученых по поводу доходности бюджета расходятся с официальной позицией таможенных органов. Первые считают, что бюджет ежегодно недополучает таможенных платежей на сумму 40 млрд. долларов США. Сотрудники Института проблем рынка РАН разработали Методику «зеркальной статистики», выявившую серьезные расхождения в поступлении таможенных платежей и данных внешней торговли по импорту и экспорту. Должностные лица таможенных органов, посчитавшие необходимым дать пояснения по указанному расхождению, считают, что сравнивать Методику «зеркальной статистики» с «Методическими рекомендациями по проведению сопоставительного анализа данных о внешней торговле Российской Федерации со странами - торговыми партнерами Российской Федерации», используемыми ФТС России, не представляется возможным, поскольку у первой методики отсутствует базис, определяющий точность и достоверность производимых
19
оценок19.
Методологические подходы к вопросам динамики таможенных платежей зачастую сами становятся источником расхождения данных и неточной их трактовки. Эконометрическое моделирование и прогнозирование таможенных поступлений на основе анализа временных рядов признано большинством авторов как надежный и точный метод20. Однако, авторы признают, что использование временных рядов возможно, если у фактических поступлений есть устойчивый тренд, и что процесс прогнозирования затруднен превышением фактических поступлений над плановыми из-за перестраховки при планировании. Е.В. Дробот и С.О. Костылева предлагают использовать теорию игр в отношениях «государство - бизнес», реализуемую в виде государственно-частного
партнерства с определенными принципами построения. Такая методология вряд ли станет
21
приемлемой для государства21.
Выделим проблемы формирования доходов бюджета РФ по таможенным платежам, которые исследователи в этой области посчитали наиболее существенными. Среди них, в
первую очередь, выделяются теоретические пробелы в таможенном праве. Не определено
22
законодательно даже само понятие таможенных платежей22.
Второй проблемой видится зависимость экономики от вывозных таможенных пошлин на нефть, нефтепродукты и природный газ, то есть от нефтегазовых доходов23. Предложения по преодолению данной зависимости носят узконаправленный, а зачастую, формальный характер, и мало связаны с реальной экономикой. Среди таких предложений можно отметить создание специализированных фондов помощи отечественным производителям на основе импортных пошлин и формирование информационной базы внешнеторговых цен24, а также расширение географии и увеличении объемов экспортных поставок, в том числе в уже освоенные сегменты мирового рынка потребителей углеводородов, например, китайский
25
рынок25.
Третья существенная причина отрицательной динамики таможенных платежей заключается в низкой доле технологичного сектора экономики Евразийского экономического союза, составляющего 2-4%, что почти в 3 раза отстает от уровня стран Организации экономического сотрудничества и развития, где высокотехнологичный сектор составляет 714% промышленного производства. По мнению Р.Н. Шангараева и Е.В. Лобас, высокотехнологичные промышленные виды деятельности являются источником конкурентоспособности для менее технологичных, а низкотехнологичные - источником
сырья и материалов для остальных26. Велика зависимость России и от импорта оборудования27.
Задолженность по таможенным платежам также является причиной снижения доходов бюджета по таможенным платежам. С 2011 до 2014 г. количество результативных проверок таможенных органов увеличилось на 30%, в 2014 г. этот показатель составил 83%, а к 2020 г. должен повыситься до 85%. Однако доля взысканных таможенных пошлин в общем количестве доначисленных платежей составляет немногим более 50%28.
На основе выявленных проблем по формированию доходной части бюджетов по таможенным платежам, отдельными авторами предлагаются меры по преодолению отрицательной динамики платежей. Основой роста доходов федерального бюджета большинство авторов считают усиление контрольных функций таможенных органов29, в том числе на основе контроля после выпуска товаров. Ряд авторов поддержали государственные меры налогового маневра, то есть изменение ставок налога на добычу полезных ископаемых обратно пропорционально цене на нефть30. Трудно согласиться с необходимостью продолжения налогового маневра, т. к. финансовый резерв компаний, добывающих нефть и газ, на текущий момент исчерпан. Кроме того, в результате налогового маневра будет происходить перераспределение нагрузки на всю добываемую нефть, а не только экспортируемую.
Для анализа динамики таможенных платежей за три последних года представим данные бюджетов различного уровня в виде таблиц 1 и 2. Показатели таблиц рассчитаны на основе исходных данных официальных сайтов государственных органов31. Отдельные показатели уточнялись по другим официальным источникам, но не приводятся в ссылках из-за большого объема информации. Поступления по налогу на добычу полезных ископаемых приведены справочно для оценки результатов налогового маневра. Показатели с дополнением «всего» рассчитываются как процент от строки «Всего», остальные - как процент от соответствующей им категории платежа. Доходы по таможенным платежам затруднительно выделить в суммарных поступлениях от внешнеэкономической деятельности. К сожалению, данные различных сайтов могут не соответствовать друг другу, поэтому были установлены приоритеты исходных данных, исходя из источника их представления.
Таблица 1 - Динамика поступления таможенных платежей в бюджеты за 2014-2015 гг.
Наименование платежа Год Отклонение
2014 2015 абсолют ное относитель ное, %
млрд. руб. % млрд. руб. %
Консолидированный бюджет
Всего 26371,06 100,00 26922,00 100,00 550.94 2,09
Таможенные пошлины 4637,63 17,59 3295,30 12,24 -1342,33 -28,94
НДС всего 3939,60 14,94 5302,30 19,70 1362,64 34,59
Из них НДС ввоз 1751,39 44,46 1839,40 34,69 88,01 5,03
Акцизы всего 1072,20 4,01 1068,40 3,97 -3,80 -0,35
Из них акцизы ввоз - - 54,00 5,05 - -
Налог на добычу полезных ископаемых 2934,70 11,13 3250,70 12,07 316,00 10,77
Федеральный бюджет
Всего 14496,83 100,00 13659,20 100,00 -837,63 -5,78
Таможенные пошлины 4637,40 31,99 3295,30 24,13 -1342,10 -28,94
НДС всего 3931,66 27,12 4815,40 35,18 883,74 22,48
Из них НДС ввоз 1750,24 44,52 1839,20 38,19 88,96 5,08
Акцизы всего 592,43 4,09 581,90 4,26 -10,53 -1,78
Из них акцизы ввоз 71,60 12,09 54,00 9,28 -17,60 -24,58
Налог на добычу 2858,00 19,71 3181,20 23,29 323,20 11,31
полезных ископаемых
Бюджеты субъектов РФ
Всего 8905,46 100,00 9308,20 100,00 402,74 4,52
Таможенные пошлины 0,23 0,003 - - - -
НДС всего 8,00 0,09 486,90 5,23 478,9 5986,25
Из них НДС ввоз 1,15 14,38 0,20 0,04 -0,95 -82,61
Акцизы всего - - 486,50 5,23 - -
Из них акцизы ввоз - - - - - -
Налог на добычу - - 69,60 0,75 - -
полезных ископаемых
Таблица 1 - Динамика поступления таможенных платежей в бюджеты за 2015-2016 гг.
Наименование платежа Год Отклонение
2015 2016 абсолют ное относитель ное, %
млрд. руб. % млрд. руб. %
Консолидированный бюджет
Всего 26922,00 100,00 28181,50 100,00 1259,50 4,68
Таможенные пошлины 3295,30 12,24 2606,00 9,25 -689,30 -20,92
НДС всего 5302,30 19,70 4571,40 16,22 -730,90 -13,78
Из них НДС ввоз 1839,40 34,69 1913,70 41,86 74,30 4,04
Акцизы всего 1068,40 3,97 1356,00 4,81 287,60 26,92
Из них акцизы ввоз 54,00 5,05 62,10 4,58 8,10 15,0
Налог на добычу полезных ископаемых 3250,70 12,07 2951,80 10,47 -298,90 -9,19
Федеральный бюджет
Всего 13659,20 100,00 13460,00 100,00 -199,20 -1,46
Таможенные пошлины 3295,30 24,13 2606,00 19,36 -689,30 -20,92
НДС всего 4815,40 35,18 4571,00 33,96 -244,40 -5,08
Из них НДС ввоз 1839,20 38,19 1913,60 41,86 74,40 4,05
Акцизы всего 527,90 3,86 694,30 5,16 166,40 31,52
Из них акцизы ввоз 54,00 10,23 62,10 8,94 8,10 15,0
Налог на добычу полезных ископаемых 3181,20 23,29 2883,00 21,42 -298,20 -9,37
Бюджеты субъектов РФ
Всего 9308,20 100,00 9923,80 100,00 615,60 6,61
Таможенные пошлины - - - - - -
НДС всего 486,90 5,23 0,40 0,004 -486,50 -99,90
Из них НДС ввоз 0,20 0,04 0,10 0,001 -0,10 -50,00
Акцизы всего 486,50 5,23 661,70 6,67 175,20 36,01
Из них акцизы ввоз - - - - - -
Налог на добычу полезных ископаемых 69,60 0,75 68,90 0,69 -0,70 -1,01
Доходы бюджетов в целом, за исключением федерального бюджета, выросли, однако увеличения поступлений с учетом инфляции не произошло, что обусловлено экономической ситуацией в стране. На фоне практически неизменных доходов наблюдается резкое падение поступлений по таможенной пошлине. В результате международных санкций снизился объем экспортно-импортных операций, исказилась структура товарных потоков. Ряд причин такого снижения уже назван, но основной из них можно считать налоговый маневр
государства. При этом рост налога на добычу полезных ископаемых в 2014 г. компенсировал лишь половину изменений по таможенной пошлине, а в 2016 г. он практически на ту же величину упал. Налоговый маневр, действительно, не дал практического результата из-за переноса налогового бремени на финансово нестабильную нефтедобывающую отрасль.
Доходность по налогу на добавленную стоимость от внешнеторговой деятельности в эти годы выросла, опять же, без фактического роста из-за инфляционных процессов. Поступления налога на добавленную стоимость в целом дает скачки роста и снижения, свидетельствующие сначала о попытке переноса производства отдельных товаров на внутреннее пространство (импортозамещение), а затем - о фактическом снижении валового внутреннего продукта страны. Рост ставок акцизов привел к повышению доходности по этим платежам в 2016 г., как в целом, так и по внешнеэкономической деятельности, однако абсолютные суммы поступлений низки и не имеют существенного влияния на доходность бюджета.
Субъекты РФ практически не имеют доходов по таможенным платежам. Незначительные суммы поступлений и их аномальная динамика являются, скорее всего, следствием доначисления задолженностей прошлых лет. Логично, что таможенная деятельность носит сугубо общефедеральный характер, но развитие таможенных органов на местах могло быть подкреплено поступлением соответствующих доходов.
На основе изученных материалов и анализа статистики бюджетов можно сделать следующие выводы и выдвинуть соответствующие предложения.
1. Меры по регулированию таможенных платежей должны осуществляться на всех уровнях экономики таможенного дела и внешнеэкономической деятельности: интер-(отношения с другими странами), макро- (экономика России), мезо- (таможенное дело), микро- (участники внешнеэкономической деятельности).
2. Эти меры должны быть направлены не столько на прямое повышение доходности бюджета на основе усиления контрольной функции таможенных органов, сколько на эффективную таможенную политику на основе создания благоприятных условий деятельности для всех участников таможенных отношений, в том числе с использованием льгот и преференций. Такие меры обеспечат выполнение всех, а не только фискальной, функций таможенных платежей, то есть стимулирование участников внешнеэкономической деятельности, дестимулирование их деструктивных действий, перераспределительные финансовые процессы.
3. На интеруровне необходима стабилизация политической ситуации и взаимоотношений с другими странами. Экономические санкции экономически развитых государств, контрсанкции России, нестабильность цен на нефть и курса рубля приводят к падению доходности бюджетов по таможенным платежам. Экономика страны не должны быть увязана с политическими решениями отдельных лиц, а политическое сотрудничество стран всегда являлось залогом наполняемости бюджетов всех уровней.
4. На макроуровне следует отметить отсутствие эффективных экономических мер власти по росту экономики страны, которые, в том числе, могли бы обеспечить развитие внешнеэкономических отношений. Вместо них прослеживаются меры по увеличению налогового бремени на бизнес и снижению фактической заработной платы граждан. Консолидация средств на уровне федерального бюджета в виде налога на добавленную стоимость и таможенных платежей, а с 2017 г. и страховых взносов привели к деградации финансовой системы регионов, замораживанию пенсионных выплат, стагнации внешнеэкономической деятельности. Необходимы меры по эффективному перераспределению получаемых государством доходов на соответствующие уровни и направления.
5. Кроме того, насущной задачей роста экономики в целом и доходности бюджетов по таможенным платежам становится развитие высокотехнологичных производств для переработки нефти на территории РФ без ориентации добывающих производств на поставки сырой нефти. Рост стоимости и качества нефтепродуктов приведет к увеличению
таможенных пошлин при их вывозе из страны, и сделает невыгодным разграбление запасов полезных ископаемых, принадлежащих всему обществу.
6. На мезоуровне необходима реализация следующих мер:
- активное регулирование поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам от ввоза (вывоза) продукции на основе льгот и преференций, упрощения процедур оформления деклараций, а не только таможенных пошлин;
- введение таможенных пошлин в состав налогов, из которых они были выведены в 2005 г. без веских на то оснований при выполнении требования Всемирной торговой организации; контроль за таможенными пошлинами через единое ведомство Министерства финансов РФ, уполномоченное по контролю и надзору за платежами в бюджет;
- создание единой информационной базы цен на товары (отечественные и зарубежные) для оперативного реагирования на занижение таможенной стоимости товаров;
- моделирование поступлений на всех уровнях таможенных органов, а не планирование таможенных доходов «от достигнутого», в том числе для принятия решения о сокращении отдельных таможен и таможенных постов или понижении статуса таможни;
- разработка механизма взаимодействия таможенных органов, Органов внутренних дел, судов по вопросам взыскания таможенных платежей и механизма самого взыскания;
- отмена таможенных сборов при реализации государственной функции таможенных органов, деятельность которых осуществляется за счет средств бюджета.
На микроуровне необходимо упростить процедуры оформления грузов и подачи документов при их оформлении, отменить формальное анкетирование участников внешнеэкономической деятельности по вопросам их удовлетворенности работой таможенных органов и заменить его на механизмы непосредственного взаимодействия всех участников отношений, снизить количество проверок товаров после их выпуска с переносом акцентов проверок на декларируемые товары, автоматизировать процедуры досмотра грузов в полном объеме, обеспечить многокоридорную систему пропуска автомобилей в наиболее загруженных таможенных постах, максимизировать дистанционность взаимодействия всех участников таможенных отношений.
Примечания
1 Давиденко, Л.Г. Таможенные платежи: значение и роль в формировании федерального бюджета // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2013. - № 2 (15). - С. 8; Лосева, Е.С. Функции таможенных пошлин и их влияние на доходы в федеральный бюджет на современном этапе развития РФ // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2016. - Т. 10. - С. 162; Сычева, Е.В. Таможенные пошлины и их влияние на доходы федерального бюджета // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2016. - Т. 10. - С. 185.
2 Сычева, Е.В. Таможенные пошлины и их влияние на доходы федерального бюджета // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2016. - Т. 10. - С. 185.
3 Шангараев, Р.Н. / Оценка структуры и динамики таможенных платежей в контексте экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 8. - С. 192-199. - Библиогр. С. 197.
4 Рожкова, Ю.В. Статистическое исследование причин снижения таможенных доходов федерального бюджета // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - № 12. - С. 96; Федоренко, К.П. Роль и место вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты в доходах федерального бюджета России // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - Т. 2016. - № 12. - С. 87.
5 Касьянова, Е.В. Роль налога на добавленную стоимость в формировании доходной части бюджета России при ввозе товаров на таможенную территорию // Управление инвестициями и инновациями. - 2016. - № 3. - С. 4549; Федоренко, К.П. Роль и место вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты в доходах федерального бюджета России // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - Т. 2016. - № 12. - С. 75.
6 Касьянова, Е.В. Роль налога на добавленную стоимость в формировании доходной части бюджета России при ввозе товаров на таможенную территорию // Управление инвестициями и инновациями. - 2016. - № 3. - С. 4549; Шангараев, Р.Н. / Оценка структуры и динамики таможенных платежей в контексте экономической
безопасности Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 8. - С.
193.
7 Алферьев, Т.П. Правовое регулирование механизма распределения таможенных платежей в Таможенном союзе / Т.П. Алферьев // Государство и право. - 2014. - № 3. - С. 99-103; Новиков А.Б. Федеративный и конфедеративный принципы распределения таможенных платежей в условиях Евразийского таможенного союза // Журнал правовых и экономических исследований. - 2014. - № 2. - С. 46-49.
8 Алехина О.В. Организация системы администрирования таможенных платежей в условиях ЕАЭС // Наука и общество. - 2017. - № 1 (27). - С. 4; Рожкова, Ю.В. Статистическое исследование причин снижения таможенных доходов федерального бюджета / Ю.В. Рожкова, В.В. Попов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - № 12. - С. 96-97.
9 Рожкова, Ю.В. Статистическое исследование причин снижения таможенных доходов федерального бюджета // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - № 12. - С. 97.
10 Алехина О.В. Организация системы администрирования таможенных платежей в условиях ЕАЭС // Наука и общество. - 2017. - № 1 (27). - С. 10.
11 Кулумбекова, Т.Е. Оценка влияния динамики и структуры таможенных платежей на формирование доходной части федерального бюджета // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 4-1 (69-1). - С. 1036-1038; Рожкова, Ю.В. Статистическое исследование причин снижения таможенных доходов федерального бюджета // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - № 12. - С. 94; Савина, Е.Н. Значение, порядок, сроки уплаты и анализ собираемости в федеральный бюджет Российской Федерации таможенных платежей // Евразийский союз ученых. - 2015. - № 4-3 (13). - С. 11-13.
12 Лосева, Е.С. Функции таможенных пошлин и их влияние на доходы в федеральный бюджет на современном этапе развития РФ // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2016. - Т. 10. - С. 163; Рожкова, Ю.В. Статистическое исследование причин снижения таможенных доходов федерального бюджета // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - № 12. - С. 94.
13 Сычева, Е.В. Таможенные пошлины и их влияние на доходы федерального бюджета // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2016. - Т. 10. - С. 185; Федоренко, К.П. Роль и место вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты в доходах федерального бюджета России // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - Т. 2016. - № 12. - С. 73; Шангараев, Р.Н. Оценка структуры и динамики таможенных платежей в контексте экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 8. - С. 193.
14 Дробот Е.В. Совершенствование администрирования таможенных доходов таможенными органами Российской Федерации // Экономические отношения. - 2015. - Т. 5. - № 2. - С. 18.
15 Шангараев, Р.Н. Оценка структуры и динамики таможенных платежей в контексте экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 8. - С.
194.
16 Матвеева, О.П. Преференциальный аспект формирования поступления таможенных платежей в доход федерального бюджета в контексте импортозамещения // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 12-1 (65-1). - С. 171-176.
17 Каштанова, А.И. Определение зависимости поступления таможенных платежей от предоставляемых льгот по их уплате // Велес. - 2017. - № 5-3 (47). - С. 39.
18 Шлепова, К.О. Администрирование поступления таможенных платежей в доход федерального бюджета и льготы по их уплате // Экономические отношения. - 2015. - Т. 5. - № 1. - С. 4-5.
19 Мантусов, В.Б. Проблемы оценки собираемости таможенных платежей // Вестник Российской таможенной академии. - 2015. - № 4 (33). - С. 17.
20 Попов В.В. Статистический анализ динамики поступления таможенных платежей в федеральный бюджет в современных экономических условиях // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - № 13 (188). - С. 69; Разин А.В. Прогнозирование поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет на основе рядов динамики // Научный альманах. - 2015. - № 12-1 (14). - С. 318; Рожкова, Ю.В. Статистическое исследование причин снижения таможенных доходов федерального бюджета // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - № 12. - С. 94.
21 Дробот Е.В. Совершенствование администрирования таможенных доходов таможенными органами Российской Федерации // Экономические отношения. - 2015. - Т. 5. - № 2. - С. 19.
22 Давиденко, Л.Г. Таможенные платежи: значение и роль в формировании федерального бюджета / Л.Г. Давиденко, Е.С. Руденко // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. -2013. - № 2 (15). - С. 7; Лосева, Е.С. Функции таможенных пошлин и их влияние на доходы в федеральный бюджет на современном этапе развития РФ // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2016. -Т. 10. - С. 162; Сычева, Е.В. Таможенные пошлины и их влияние на доходы федерального бюджета // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2016. - Т. 10. - С. 184.
23 Давиденко, Л.Г. Таможенные платежи: значение и роль в формировании федерального бюджета // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2013. - № 2 (15). - С. 9; Рожкова, Ю.В. Статистическое исследование причин снижения таможенных доходов федерального бюджета //
Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - № 12. - С. 94; Федоренко, К.П. Роль и место вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты в доходах федерального бюджета России // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - Т. 2016. - № 12. - С. 76; Шангараев, Р.Н. Оценка структуры и динамики таможенных платежей в контексте экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 8. - С. 196.
24 Давиденко, Л.Г. Таможенные платежи: значение и роль в формировании федерального бюджета // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2013. - № 2 (15). - С. 9.
25 Федоренко, К.П. Роль и место вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты в доходах федерального бюджета России // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - Т. 2016. - № 12. - С. 87.
26 Шангараев, Р.Н. Оценка структуры и динамики таможенных платежей в контексте экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 8. - С. 198.
27 Рожкова, Ю.В. Статистическое исследование причин снижения таможенных доходов федерального бюджета // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - № 12. - С. 97.
28 Немирова Г.И. Роль таможенного контроля после выпуска товаров в формировании доходов федерального бюджета // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2015. - № 6 (28). - С. 19.
29 Дробот Е.В. Совершенствование администрирования таможенных доходов таможенными органами Российской Федерации // Экономические отношения. - 2015. - Т. 5. - № 2. - С. 16-21; Кулумбекова, Т.Е. Эффективность деятельности таможенных органов по поподнению доходной базы федерального бюджета // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12-3 (53-3). - С. 118-121; Немирова Г.И. Роль таможенного контроля после выпуска товаров в формировании доходов федерального бюджета // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2015. - № 6 (28). - С. 17-23; Штогрин, С.И. Эффективность таможенного контроля: обеспечение полноты уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет // Вестник АКСОР. - 2015. - № 4 (36). - С. 16-20.
30 Федоренко, К.П. Роль и место вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты в доходах федерального бюджета России // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - Т. 2016. - № 12. - С. 85.
31 Консолидированный бюджет РФ и Бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2015 г. // Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin21.htm (дата обращения 17.09.2017); Консолидированный бюджет РФ и Бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2016 г. // Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/finance/ (дата обращения 17.09.2017); Финансово-экономические показатели РФ // Министерство финансов РФ. - URL: http://minfin.ru/ru/statistics/ (дата обращения 17.09.2017).
TENDENCIES AND DYNAMICS OF RECEIPT OF CUSTOMS PAYMENTS IN BUDGETS
OF THE RUSSIAN FEDERATION
A.V. Bobrova, South Ural Institute of Management and Economics, South Ural State University,
E-mail: [email protected]
Abstract
The article the analysis of yield on budgets of the Russian Federation of all levels for customs payments in dynamics for 2014-2016 is carried out. It is proved that indicators of profitability depend on a number of factors, including on system effectiveness of the distribution of payments between the countries - participants of the Eurasian Economic Union. Specifics and problems of formation of income from the foreign economic activity, reserves of growth of collecting of customs payments are revealed. Measures for optimization of income of budgets in the form of customs payments on the basis of administrative decisions of public authorities on inter -macro - and meso-levels are proposed.
Keywords: customs payments, the yield on budgets, loudspeaker, problem, optimization of income, administrative decisions.