Система таможенного права и структураТаможенного кодекса Евразийского экономического союза
УДК 347.73 : 339.543 ББК 67.402 : 65.428 Х-172
Сергей Васильевич ХАЛИПОВ,
кандидат юридических наук, доцент, Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, ул. Пудовкина, 4А), кафедра публичного права - заведующий, E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются предметы таможенного права и таможенного регулирования. Проводится разница между таможенным правом и иными правовыми регуляторами таможенной деятельности. Предлагается взгляд на систему таможенного права, основанный на статьях Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Анализируется структура Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и его место среди иных правовых источников таможенного регулирования. Приводятся примеры импле-ментации в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
Ключевые слова: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, таможенное право, таможенное регулирование, таможенные платежи и таможенно-тарифное регулирование, Договор о Евразийской экономическом союзе, право Евразийского экономического союза, система таможенного права, таможенно-правовые институты
Sergey Vasilievich KHALIPOV,
Candidate of Law Sciences, associate professor Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow,
Pudovkina, 4A), Department of public law - the head
The article examines the subjects of customs law and customs regulation. The difference between the customs law and other legal instruments for customs activity is shown. Examination of the system of customs law is based on articles of the customs code of the Eurasian Economic Union. The structure of the customs code of the Eurasian Economic Union is analyzed, with its importance among other legal sources of customs regulation. The article provides examples of the WTO Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights that were implemented into the customs code of the Eurasian Economic Union.
Keywords: Customs code of the Eurasian economic union, customs law, customs regulation, customs payments and customs-tariff regulation, Treaty on the Eurasian Economic Union, Eurasian Economic Union law, the system of customs law, customs law institutions.
1 - 2018 Российский внешнеэкономический вестник I I
The system of customs law and structure of the ^stoms code of the Eurasian economic union
Abstract
Современные взгляды на таможенное регулирование и таможенное право не содержат единства подходов к отраслевой характеристике соответствующей системы правовых норм. К таможенному праву преимущественно относят все институты и виды деятельности, затрагивающие таможенную сферу (таможенное дело и таможенная политика, таможенные органы и таможенная служба, таможенное и таможенно-тарифное регулирование, таможенные правонарушения и так далее).1
Вместе с тем такой подход затрудняет изучение и применение таможенных правил, как порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз). Помимо множественности предметов исследования, имеющих различную правовую природу, появляются и многочисленные правовые акты международного, международного регионального (право ЕАЭС) и национального уровней.
Когда возникает необходимость обучить (или, как минимум, познакомить) студентов с действующим порядком таможенного регулирования внешнеторговой деятельности оказываются не востребованными (на этом этапе) вопросы таможенной политики и службы в таможенных органах. Тоже относится к административным правонарушениям в области таможенного дела и преступлениям, правильному восприятию которых должно предшествовать изучение таможенных операций и процедур.
Таким образом, в целях последовательного формирования системных знаний о перемещении через таможенную границу ЕАЭС товаров, их обороте под таможенным контролем следует ограничить и конкретизировать предмет таможенного права и не стремится охватить как можно больше тем не только регулятивного, но и управленческого (организационного), правоохранительного характера. Кроме того, не стоит забывать, что таможенное право - это понятие сугубо теоретическое и не имеет каких-либо официальных (нормативно установленных) рамок.
Основы требуемой конкретизации содержатся в пункте 1 статьи 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС),2 где речь идет о предметах таможенного регулирования, а именно:
□ порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС;
□ порядок и условия оборота товаров на таможенной территории ЕАЭС (за ее пределами);
□ отношения между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
Представленная интерпретация предметов таможенного регулирования хотя и не буквальна, но не противоречит содержанию пункта 1 статьи 1 ТК ЕАЭС, поскольку позволяет избежать некоторых повторений. Например, порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу Союза - это и есть перечисляемые в данном пункте таможенные операции (прибытие, временное хранение, таможенное декларирование и так далее).
^ 92
Российский внешнеэкономический вестник
1 - 2018
Однако, чтобы иметь завершенное представление о таможенно-правовом регулировании ограничиваться предметами регулирования ТК ЕАЭС не достаточно. ТК ЕАЭС, как продукт таможенного регулирования - это основа таможенного права3, но детализация иных особенностей перемещения товаров через таможенную границу может находиться уже в других отраслевых направлениях. Так, пункт 1 статьи 1 ТК ЕАЭС относит к предмету таможенного регулирования порядок уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Но в ТК ЕАЭС и в документах, принятых в развитие отдельных его положений отсутствуют ставки таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, льготы и другие элементы составляющие их уплату (неуплату).
Так где же проходит граница между таможенным регулированием и иными отраслями (сферами) правового регулирования перемещения товаров через границу Союза? Как соотносится таможенное регулирование с таможенным правом? Ответ на эти вопросы дает содержание ТК ЕАЭС, в котором, как правило нет упоминаний о конкретных видах товаров (предметы одежды, бытовая и компьютерная техника, автомобили, продовольствие и т.п.). То есть ТК ЕАЭС устанавливает правовые основы и фундаментальные институты порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу, их нахождения под таможенным контролем. Например, институт таможенных платежей охватывает общие вопросы их уплаты (плательщики, сроки, валюта, применение ставок и курсов валют, возврат и взыскание и другие вопросы) не касаясь элементов присущих конкретным видам таможенных пошлин, налогов. Дальнейшее регулирование переходит к компетенции иных правовых сфер (отраслей), например, таможенно-тарифного регулирования (ставки таможенных пошлин, тарифные льготы, преференции, квоты), налогового регулирования (налоговая база, ставки, льготы, категории подакцизных товаров).
Вместе с тем, собственно таможенное регулирование достаточно обширно и имеет многоуровневый характер. Однако и здесь ТК ЕАЭС выступает фундаментом, в котором заложены основные таможенно-правовые институты, получающие развитие в праве ЕАЭС и в законодательствах государств-членов Союза. Не случайно в Договоре о ЕАЭС4 таможенному регулированию посвящен отдельный раздел УШ, устанавливающий относительную самостоятельность таможенного регулирования,5 а пункт 4 статьи 1 ТК ЕАЭС закрепляет приоритет ТК ЕАЭС над иными, регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, входящими в право Союза.
С практической точки зрения предметы таможенного регулирования не следует обособлять от других отраслей. Только комплексный подход позволит сформировать целостные знания о соответствующих правовых институтах. Тут уже приходится выходить за рамки таможенного регулирования, но не за пределы его ос-
1 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
93 0
новных предметов. Вот где обозначаются искомые границы таможенного права, которое основано на таможенном регулировании и происходит от него.
Дело в том, что в пункте 1 статьи 1 ТК ЕАЭС перечисляются правовые институты, часть из которых регулируется не только ТК ЕАЭС и актами принятыми в соответствии с ним, но и другими правовыми источниками.6 При этом в статье 1 ТК ЕАЭС не упоминается о таможенной политике, таможенном деле, ответственности в области таможенного дела, организации и прохождения службы в таможенных органах. Это обстоятельство и дает основания для ограничения предметов таможенного права только сферами правового регулирования, перечисленными в пункте 1 статьи 1 ТК ЕАЭС. Стоит отметить, что термин «ограничить» очень условен, поскольку объем нормативно-информационной базы и, соответственно, получаемых знаний довольно значительный. Отсюда и высказанные выше пожелания не загружать прежде времени, то есть до надлежащей подготовки себя или обучаемых лиц изучением, например, составов административных правонарушений или преступлений в таможенной сфере, что является традиционными предметами иных правовых отраслей.
Приступая к изучению (преподаванию) таможенного права естественно возникает вопрос с чего начинать? Предварительно можно порекомендовать определиться с его предметом (о чем было сказано выше) и далее сформировать представление о системе таможенного права как о функциональном единстве его основных институтов.7
Начала такой системы просматриваются в содержании ТК ЕАЭС, где изложен правовой инструментарий (страна происхождения, таможенная стоимость, товарная номенклатура, таможенные платежи и таможенные операции), позволяющий конструировать отдельные правовые режимы (таможенные процедуры и иные правила для отдельных категорий товаров) перемещения через таможенную границу Союза товаров и транспортных средств международной перевозки. Отсюда перечни базовых таможенных институтов и правовых режимов перемещения товаров можно соотнести с общей и специальной частями таможенного права.
Таким образом, к общей части таможенного права отойдут следующие тамо-женно-правовые институты:
□ таможенная территория и таможенная граница ЕАЭС;
□ Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС;
□ происхождение товаров;
□ таможенная стоимость товаров;
□ таможенные органы, деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченный экономический оператор;
□ таможенные платежи;
□ таможенные операции;
^ 94
Российский внешнеэкономический вестник
1 - 2018
□ таможенный контроль;
Специальную часть составят:
□ таможенные процедуры;
□ порядок и условия перемещения через таможенную границу ЕАЭС отдельных категорий товаров (товары для личного пользования, припасы, транспортные средства международной перевозки и другие товары).
Представленная система таможенного права одновременно служит планом изучения данной учебной дисциплины. При этом, речь не идет о строгой последовательности в изложении материала. Например, знакомство с таможенными органами, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченным экономическим оператором целесообразно проводить в контексте темы об участниках таможенных правоотношений.
Разобравшись с назначением и сущностью таможенно-правовых институтов общей части можно переходить к изучению таможенных процедур, каждая из которых имеет (может иметь) свои особенности уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, порядка совершения таможенных операций и проведения таможенными органами таможенного контроля.
В идеале содержание ТК ЕАЭС должно иметь понятную, системную структуру и служить основой систематизации таможенного права. Однако расположение разделов, глав и статей кодекса не позволяет выявить желаемую упорядоченность. Для наглядности можно привести следующий пример. Зачем потребовалось разделять меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами по двум разнородным главам 18 (статья 124 ТК ЕАЭС) и 52 (статьи 384 - 387 ТК ЕАЭС)? Вероятно, потому что приостановление срока выпуска товаров более созвучно с главой о выпуске товаров и может рассматриваться как одно из решений таможенного органа применительно к выпуску оформляемых грузов.
С другой стороны, такой подход «разрывает» целостный правовой механизм защиты таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности8 и вынуждает читателя (правоприменителя) отвлекаться на отсылочные нормы, обращаясь к иной главе. При этом, по сути речь идет об особенностях контрольной деятельности таможенных органов9 в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
В отличие от предыдущего Таможенного кодекса Таможенного союза, вступивший в силу ТК ЕАЭС не использует в своей структуре разделение на части (общую и специальную), что еще больше затрудняет поиск ответа на вопрос о существовании в нем какой-либо системы.
1 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
95 0
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 См. Малиновская В.М. Таможенное право России / Учебник по публичному и частному праву в 2-х томах. Т.1: Публичное право. - М.: Статут, 2008. - 487 с.; О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко, Таможенное право: курс лекций / — М.: РАП, Эксмо, 2009. - 272 с.; К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. Таможенное право, Учебник. 3-е изд / - М., ООО «Проспект», 2012. - 251 с.; Зубач, А. В., Таможенное право: учебник для бакалавров / — М: Издательство Юрайт, 2016. - 479 с.; Чернявский А.Г., Таможенное право: учебник / — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Юстиция, 2016. - 556 с.
2 Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 (ратифицирован Федеральным законом от 14.11.2017 N 317-Ф3 «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
3 Восприятие ТК ЕАЭС как основного (системообразующего) источника таможенного права в литературе не вызывает дискуссий.
4 Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.
5 Согласно статье 32 ТК ЕАЭС в Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора о ЕАЭС.
6 Например, приложениями к Договору о ЕАЭС № 6 «Протокол о едином таможенно-тарифном регулировании», № 8 «Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам»; Законом РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе», частью второй Налоговый кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ (главы 21 «Налог на добавленную стоимость», 22 «Акцизы»).
7 См., например, система - гр. Systёma (целое), составленное из частей; соединение. Множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой определенное целостное образование, единство. Словарь иностранных слов. - 19-е изд. М.: Рус. яз., 1990. С. 469.
8 См. Раздел 4 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Приложение 1С) / Марракешское соглашение об учреждении всемирной торговой организации: сборник / сост. В.М. Шумилов, Д.С. Боклан, И.М. Лифшиц, М.П. Трунк-Федорова, А.В. Лосева, Е.В. Покатилова. - Юстицинформ, 2018. С. 569-574.
9 Например, в Таможенном кодексе Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ затронутый институт защиты таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности беспроблемно покоился в разделе IV «Таможенный контроль» (гл. 38 «Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров»).
БИБЛИОГРАФИЯ:
Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право: курс лекций / — М.: РАП, Эксмо, 2009. - 272 с.;
Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право, Учебник. 3-е изд / - М., ООО «Проспект», 2012 - 251 с.;
Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // http:// www.eurasiancommission.org;
^ 96
Российский внешнеэкономический вестник
1 - 2018
Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 (ратифицирован Федеральным законом от 14.11.2017 N 317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза II Собрание законодательства РФ. 2017. № 47, ст. 684);
Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» II Российская газета. 1993, № 107;
Зубач А.В. Таможенное право: учебник для бакалавров I — М: Издательство Юрайт,
2016. - 479 с.;
Малиновская В.М. Таможенное право России I Учебник по публичному и частному праву в 2-х томах. Т.1: Публичное право. - М.: Статут, 2008. - 487 с;
Раздел 4 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Приложение 1С) I Марракешское соглашение об учреждении всемирной торговой организации: сборник I сост. В.М. Шумилов, Д.С. Боклан, И.М. Лифшиц, М.П. Трунк-Федорова, А.В. Лосева, Е.В. Покатилова. - Юстицинформ, 2018. - 936 с.
Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ II Российская газета. 20113. № 106;
Таможенный кодекс Таможенного союза. Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (принят Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17, ратифицирован Федеральным законом от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза» II Собрание законодательства РФ. 2010. N 23, ст. 2796);
Часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ II Собрание законодательства РФ. 2000. № 32, ст. 3340;
Чернявский А.Г., Таможенное право: учебник I — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Юстиция, 2016. - 556 с.
BIBLIOGRAFIJA:
Bakaeva O. Ju., Matvienko G. V. Tamozhennoe pravo: kurs lekcij I — M.: RAP, Jeksmo, 2009. - 272 s.;
Bekjashev K.A., Moiseev E.G. Tamozhennoe pravo, Uchebnik. 3-e izd I - M., OOO «Prospekt», 2012 - 251 s.;
Dogovor o Evrazijskom jekonomicheskom sojuze (Podpisan v g. Astane 29.05.2014) II http:II www.eurasiancommission.org;
Dogovor o Tamozhennom kodekse Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza ot 11.04.2017 (ratificirovan Federal'nym zakonom ot 14.11.2017 N 317-FZ «O ratifikacii Dogovora o Tamozhennom kodekse Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza II Sobranie zakonodatel'stva RF.
2017. № 47, st. 684);
Zakon RF ot 21.05.1993 N 5003-1 «O tamozhennom tarife» II Rossijskaja gazeta. 1993, № 107;
Zubach A.V. Tamozhennoe pravo: uchebnik dlja bakalavrov I — M: Izdatel'stvo Jurajt, 2016. - 479 s.;
1 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
97 Q
Malinovskaja V.M. Tamozhennoe pravo Rossii / Uchebnik po publichnomu i chastnomu pravu v 2-h tomah. T.1: Publichnoe pravo. - M.: Statut, 2008. - 487 s;
Razdel 4 Soglashenija po torgovym aspektam prav intellektual'noj sobstvennosti (Prilozhenie 1S) / Marrakeshskoe soglashenie ob uchrezhdenii vsemirnoj torgovoj organizacii: sbornik / sost. V.M. Shumilov, D.S. Boklan, I.M. Lifshic, M.P. Trunk-Fedorova, A.V. Loseva, E.V. Pokatilova. - Justicinform, 2018. - 936 s.
Tamozhennyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 28.05.2003 № 61-FZ // Rossijskaja gazeta. 20113. № 106;
Tamozhennyj kodeks Tamozhennogo sojuza. Dogovor o Tamozhennom kodekse Tamozhennogo sojuza (prinjat Resheniem Mezhgosudarstvennogo Soveta EvrAzJeS na urovne glav gosudarstv ot 27 nojabrja 2009 g. № 17, ratificirovan Federal'nym zakonom ot 2 ijunja 2010 g. № 114-FZ «O ratifikacii Dogovora o Tamozhennom kodekse tamozhennogo sojuza» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2010. N 23, st. 2796);
Chast' 2 Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii ot 05.08.2000 № 117-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2000. № 32, st. 3340;
Chernjavskij A.G., Tamozhennoe pravo: uchebnik / — 2-e izd., pererab. i dop. — M: Justicija, 2016. - 556 s.
^ 98
Российский внешнеэкономический вестник
1 - 2018