ЗАРУБЕЖНЫЕ АВТОРЫ FOREIGN AUTHORS
Г. А. Алимова, А. А. Казаков
ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ УЗБЕКИСТАНА
В статье проанализированы проблемные аспекты развития туристической индустрии в Узбекистане. Таможенные льготы рассмотрены авторами как один из важнейших факторов, определяющих развитие туризма в стране. Также показано влияние туристической деятельности при наличии таможенных льгот на преобразование других отраслей экономики страны.
Ключевые слова: узбекский рынок туристических услуг; таможенные формальности; таможенная граница;«цветные» коридоры; динамичное функционирование гостиничного бизнеса; таможенные платежи; горные и предгорные зоны; освобождение от уплаты таможенных платежей; свободные экономические зоны.
Problematic aspects of developing the tourism industry in Uzbekistan are analyzed in the article. Customs priveleges are considered by the authors as one of the most important factors determining the development of tourism in the country. The impact of tourism activities with customs priveleges on the transformation of other sectors of the country's economy is shown.
Keywords: Uzbek market of tourist services; customs formalities; customs border; "color" channels; dynamic functioning of hotel business; customs payments; mountain and foothill zones; exemption from customs payments; free economic zones.
Развитие туристической индустрии является стратегической задачей многих динамично развивающихся стран. Узбекистан обладает колоссальным туристическим потенциалом - это исторические и архитектурные достопримечательности, памятники культуры, природно-рекреационные ресурсы, фольклор и разнообразная кухня. Именно поэтому «ускоренное развитие индустрии туризма, повышение ее роли и вклада в экономику, диверсификация и улучшение качества туристических услуг, расширение туристической инфраструктуры, обеспечение комплексного и эффективного использования природного и трудового потенциала каждого региона» являются стратегической задачей страны [1].
Однако для эффективного развития туристической индустрии в Узбекистане необходимо решать проблемы, связанные с формированием особого «узбекского» рынка туристических услуг, и занять определенную нишу в мировом туризме. Для ускоренного развития туристической индустрии необходимо устранять
G. A. Alimova, A. A. Kazakov
CUSTOMS PRIVILEGES AS A FACTOR OF EFFECTIVE FUNCTIONING OF THE TOURISM INDUSTRY IN UZBEKISTAN
системные проблемы, которые, по сути, являются тормозящими факторами развития туризма. Одна из таких проблем - таможенные льготы. Ключевыми вопросами, требующими скорейшего решения, являются также таможенные формальности и упрощение визового режима.
Таможенные формальности представляют собой комплекс таможенных операций, совершаемых лицами, проходящими таможню, и таможенными органами в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств с целью применения в отношении указанных товаров и транспортных средств мер таможенного регулирования, предусмотренных законодательством Таможенного союза, а также начисление и взимание таможенных платежей [2].
Так, согласно Таможенному кодексу Республики Узбекистан и Указу Президента Республики Узбекистан от 07.02.2017 № УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» в целях обеспечения соответствия условий таможенного оформления граждан общепринятым мировым стандартам, упрощения таможенных формальностей, применения эффективных методов контроля, а также создания наиболее благоприятных условий для развития туризма постановлением Кабинета Министров утверждено положение о порядке применения системы двойного коридора в пунктах пропуска через таможенную границу Республики Узбекистан, которое вступило в силу с 01.01.2018 [3].
На основе этого положения внедрена система «зеленый» коридор - это специально обозначенное в местах прибытия или убытия место, предназначенное для перемещения физическими лицами через таможенную границу товаров в ручной клади и сопровождаемом багаже».
В порядке прохождения физическими лицами через «зеленый» коридор декларирование товаров осуществляется в устной форме (за исключением товаров, ввоз или вывоз которых запрещен или ограничен в соответствии с законодательством). Предельные нормы сумм, разрешенных к ввозу и вывозу в виде наличной национальной валюты Республики Узбекистан и иностранной валюты, подлежат декларированию в письменной форме, а товары, перемещаемые в ручной клади и сопровождаемом багаже лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, декларируются лицом, его сопровождающим. Проход физического лица через «зеленый» коридор рассматривается как заявление таможенному органу о том, что у указанного лица нет товаров, подлежащих письменному декларированию.
С 01.12.2018 в полноценном режиме внедрена автоматизированная система управления рисками с применением «желтого» и «красного» коридоров, где формы таможенного контроля применяются в отношении товаров и транспортных средств, имеющих высокий показатель уровня риска или определенных случайным выбором. С 01.03.2019 на таможенных постах Узбекистана заработал «синий» коридор - для товаров со средним уровнем риска или определенных случайным выбором после их выпуска [4] (рис. 1).
Следует отметить, что внедрение «цветных» коридоров позволяет упростить порядок оформления, что, в свою очередь, влияет как прямо, так и косвенно на развитие туризма и внешнеэкономической деятельности страны.
Развитие туристической сферы предполагает наличие гостиничного бизнеса, а также формирование современных тематических парков. Однако предприниматели и бизнесмены сталкивались с финансовыми и другими проблемами при ввозе оборудования, комплектующих и запасных частей, строительных материа-
лов, технических средств, сырьевых материалов, которые в стране не производятся. В результате образовалась диспропорциональность концентрации туристического бизнеса в сфере средств размещения (более 50% которых в Ташкенте, Самарканде и Бухаре).
50%
«ЗЕЛЕНЫЙ» КОРИДОР Минимальный уровень риска
70%
«КРАСНЫЙ» КОРИДОР Максимальный уровень риска
ТАМОЖНЯ CUSTOMS
Формы таможенного контроля не применяются
Применение всех форм таможенного контроля
БОЖХОНА ТАМОЖНЯ CUSTOMS
15%
«ЖЕЛТЫЙ» КОРИДОР Средний уровень риска
БОЖХОНА ТАМОЖНЯ CUSTOMS
О
Проверка документов при осуществлении таможенного контроля
Таможенный контроль после выпуска товаров
Рис. 1. «Цветные» коридоры Узбекистана [5]
Более 40% иностранных туристов старше 55 лет в качестве досуга предпочитают посещение музеев, экскурсий по тематическим паркам [6]. В 2018 г. для решения подобных проблем Президентом Республики Узбекистан был подписан Указ «О дополнительных организационных мерах по созданию благоприятных условий для развития туристского потенциала Республики Узбекистан», которым определены льготы для предприятий в сфере туризма [7]. Согласно Указу от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) освобождены тематические парки, гостиницы и другие средства размещения вплоть до 01.01.2022.
Ускоренное развитие туристической индустрии Узбекистана предполагает также высокую организацию рекреационной деятельности и оптимальное использование природного потенциала страны. Это позволит вывести на новый качественный уровень также внутренний туризм. Горные и предгорные зоны страны являются наиболее привлекательными для развития экорекреационной деятельности (табл.).
Из данных таблицы видно, что оценка 5 баллов - это очень высокая степень пригодности использования определенного ресурса в рекреационных и туристических целях; 4 балла - высокая, 3 балла - средняя для комплекса видов туризма.
Таблица
Оценка природно-рекреационныхресурсов горных и предгорных зон Узбекистана
Вид ресурса Специфика рекреационного ресурса, определяющая степень его пригодности для отдельных видов туризма и возможности его использования Оценка, баллы
Атмосферный круговорот Умеренная и достаточно стабильная погода круглый год. Это помогает развивать почти все виды рекреации, даже в зимнее время температура опускается ниже -20 градусов очень редко, а это благоприятное условие для развития горнолыжного спорта 4
Режим ветра Имеет среднединамический характер. Для развития некоторых видов рекреации имеет минимальную пригодность (активная рекреация) 3
Количество осадков и влажность; режим влажности и осадков В предгорных и горных районах осадков выпадает значительно больше (500-700 м), чем в равнинных частях (200-400 мм). Относительная влажность варьирует за год от 75% (максимум) в январе и декабре и 45% (минимум) в июле. Режим влажности благоприятен почти для всех видов сезонной рекреации. Весенние, осенние месяцы - селеопасные, а в зимнее время наблюдаются довольно частые лавиноопасные периоды 4
Термический режим Наиболее благоприятное время для зимних и летних видов рекреации составляет примерно 10 месяцев (май и ноябрь отнесены в группу пониженной благоприятности), купальный сезон составляет около 60-85 дней 5
Солнечная радиация Солнечная радиация достигает в летнее время 4 000-4 500°, перенасыщение солнечной радиации может быть неблагоприятным для некоторых видов рекреации 3
Ландшафт Ландшафт неравномерный в горных вершинах и равнинной части. В медицинской рекреации открываются широкие возможности, например, людям с повышенным артериальным давлением не рекомендуется отдыхать в высотных зонах, тогда как людям с пониженным артериальным давлением рекомендуется отдыхать в горной зоне 5
Почва и растительность Почвенный покров состоит из коричневых, лугостепных почв высокогорья и орошаемых почв. Имеются горные лиственные леса, редколесья, кустарниковые, арчовые редколесья, высокогорные степи. Это широкие возможности для развития некоторых видов рекреации 4
Водные ресурсы Имеется достаточное количество озер, водохранилищ и рек, но реки в летнее время зачастую мелеют 4
Фаунистические ресурсы Достаточно разнообразные ресурсы территории, которые создают привлекательность для туристов (объекты охоты и рыбалки) 4
Флористические ресурсы Достаточно разнообразные ресурсы территории, которые создают привлекательность для туристов 4
Бальнеологические ресурсы Имеются источники минеральных и термальных вод. Возможно развитие лечебно-оздоровительного туризма 4
Курортные и туристические достоинства горной зоны определяются прежде всего высокой степенью комфортности климатических условий (теплая зима, прохладное лето, низкая влажность воздуха, ресурсы гелиотерапии и др.), особой красотой местности и ее разнообразием (нетронутые заповедники природы, горные вершины и др.), наличием целебных минеральных источников, памятников природы и истории, этнографическими особенностями и др. [8].
Однако материально-техническое состояние туристических баз и домов отдыха в Узбекистане долгое время оставалось в запущенном состоянии, что, в свою
очередь, привело к оттоку внутренних рекреантов в более привлекательные зоны: соседнюю Киргизию (Иссык-Куль), Казахстан (Чимбулак, Медео, Алтайские Альпы), Россию (Кавказ) и др.
В целях совершенствования рекреационной деятельности и развития внутреннего туризма Указом Президента Республики Узбекистан [6] до 01.01.2022 туристические объекты освобождаются от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за ввозимые товары на территорию Республики Узбекистан:
- транспортные средства туристического класса, предназначенные для перевозки восьми и более человек, включая водителя;
- оборудование, механизмы и запасные части для строительства, реконструкции и оснащения канатных дорог, горнолыжных подъемников, фуникулеров и других аналогичных объектов и сооружений, а также аэростаты (воздушные шары), моторные лодки и квадроциклы по перечням, утверждаемым в установленном порядке.
Для лицензированных туристических операторов, зарегистрированных в Республике Каракалпакстан, разрешается оплачивать таможенные платежи в размере 25% от действующей ставки за ввозимые транспортные средства повышенной проходимости объемом двигателя не менее 2,4 л с рассрочкой на пять лет для организации экстремальных туров. Транспортным средствам присвоят отдельные серии государственных регистрационных номерных знаков и их можно будет использовать исключительно на территории Республики Каракалпакстан [7].
Поддержка развития туризма осуществляется в Узбекистане и на региональном уровне. Так, 05.12.2017 Указом Президента Республики Узбекистан была создана свободная туристическая зона «Чарвак». В апреле 2019 г. одобрены бизнес-планы по двум перспективным проектам - созданию рыбного хозяйства и организации экстремального экотуризма в свободной туристической зоне «Чарвак». Очевидно, что туристическая индустрия высокого уровня предполагает создание благоприятных условий для эффективного функционирования этой деятельности, ввоза специального оборудования. Для этого постановлением Кабинета Министров от 10.04.2017 № 196 «О мерах по организации деятельности свободных экономических зон» утверждено положение, которое определяет порядок применения льгот по налогам и таможенным платежам на территории свободных экономических зон Республики Узбекистан [9]. По условиям данного положения и в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 26.10.2016 УП-4853 «О дополнительных мерах по активизации и расширению деятельности свободных экономических зон» [10] (СЭЗ) участники СЭЗ освобождаются от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление):
- за оборудование;
- за сырье;
- за материалы и комплектующие изделия, ввозимые для собственных производственных нужд.
Льготы распространяются исключительно на виды деятельности участника СЭЗ, предусмотренные в «Соглашении об инвестировании на территории свободной экономической зоны» и дирекцией СЭЗ. Срок действия таможенных и налоговых льгот исчисляется с даты получения свидетельства участника СЭЗ.
Вследствие этого к 2021 г. (по прогнозам) туристические услуги, например, в Ташкентской области, где размещена свободная туристическая зона «Чарвак», должны увеличиться до 130%, услуги гостиниц - до 118%, число туристов - до 116,8%, а экспорт туристских услуг - до 124% (рис. 2).
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
□ Туристические услуги
□ Услуги гостиниц
Источник: разработано авторами.
□ Число туристов
□ Экспорт туристических услуг всего
Рис. 2. Прогноз развития рекреационно-туристической сферы Ташкентской области на 2017-2021 гг., %
Результаты проведенного анализа позволяют сделать следующие выводы о состоянии дел в сфере туризма в Республике Узбекистан в целом [11; 12]:
1. Существенным тормозящим фактором на пути эффективного развития туристической индустрии Узбекистана долгое время было несовершенство таможенной системы. В результате проведенных системных изменений, адаптированных к целевой поддержке развития туризма, количество иностранных туристов, посетивших Узбекистан, увеличилось с 2,7 млн человек в 2017 г. до 5,4 млн человек в 2018 г.; за девять месяцев 2019 г. эта цифра составила 4,9 млн человек, что больше показателя за аналогичный период 2018 г. на 26,1%.
2. За последние три года в стране было принято более 40 нормативных правовых документов по развитию туристической индустрии, в том числе касающихся развития таможенной системы.
3. Государственная поддержка развития туризма способствовала:
- увеличению объема экспорта туристических услуг. Так, по итогам девяти месяцев 2019 г., объем экспорта услуг достиг 986,8 млн долл. США, что превышает показатель предыдущего года на 27,6%;
- развитию туристической инфраструктуры: количество вновь созданных гостиниц достигло 142, а количество туроператоров, которые начали свою деятельность, составило 242. Парк автотранспорта туристического класса увеличился на 133 единицы.
Использованные источники
1. Указ Президента Республики Узбекистан от 07.02.2017 № УП-4947 «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах».
2. Пьянзина В. А., Симонова И. В. О роли таможенного регулирования в развитии туристской деятельности // Вестник ОГУ. 2013. № 8 (157). С. 49-53.
3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11.10.2017 № 814 «Об утверждении Положения о порядке применения системы двойного коридора в пунктах пропуска через таможенную границу Республики Узбекистан».
4. https://kun.uz/ru/news/2019/03/04/na-tamojne-v-polnotsennom-rejime-zarabotali-zelenyy-i-smiy-koridory.
5. http://logistika.uz/news/11844.
6. Концепция развития сферы туризма в Республике Узбекистан в 2019-2025 годах (приложение № 1 к Указу Президента Республики Узбекистан от 05.01.2019 № УП-5611).
7. Указ Президента Республики Узбекистан от 03.02.2018 № УП-5326 «О дополнительных организационных мерах по созданию благоприятных условий для развития туристского потенциала Республики Узбекистан».
8. Джумаев Т. Устойчивое развитие горной зоны Узбекистана: автореф. дис. ... д-ра геогр. наук. Ташкент, 2004.
9. https://yaran.uz/lgoty-dlya-sez-konsultaciya-eksperta.
10. Указ Президента Республики Узбекистан от 26.10.2016 № УП-4853 «О дополнительных мерах по активизации и расширению деятельности свободных экономических зон».
11. https://stat.uz.
12. http://china-uz-frien.