электронный научно-экономическии журнал
Свободная экономическая зона технико-внедренческого типа Санкт-Петербург: перспективы развития с учетом возможности применения таможенной процедуры
*** и и
свободной таможенной зоны
стр 9
Ю. А. ИЗГАРШЕВА
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», Институт международного бизнеса и права
YU. A. IZGARSHEVA
Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics Institute of International Business and Law
Аннотация: На основе анализа современного состояния применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, а также на основании анализа нормативно-правовой базы применения данной таможенной процедуры выявлены преимущества применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в деятельности участников ВЭД, а также предложены наиболее выгодные для участников ВЭД варианты завершения данной таможенной процедуры
Ключевые слова: свободная экономическая зона, таможенная процедура, свободная таможенная зона, таможенные платежи, налоговые льготы
Special economic zone of Innovation type Saint-Petersburg: the prospects of development taking into account a possibility of implementation of the customs procedure free customs zone
Annotation: based on analysis of a current situation of implementation of the customs procedure free customs zone, as well as based on analysis of the legal framework of this customs procedure implementation the advantages of using this customs procedure in a foreign economic activity is revealed, as well as offered the most profitable options of completion of the customs procedures for traders
Keywords: special economic zone, customs procedure of a free customs zone, customs duties, tax exemptions
Известно, что по действующему законодательству Российской Федерации (далее - РФ) на территории государства создаются специальные экономические зоны (далее - СЭЗ) с целью «развития регионов путем привлечения прямых российских и иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики, импортозамещающие производства, судостроение и туризм» [1].
В «Соглашении по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» (далее - Соглашение) установлено, что под СЭЗ понимается определенная национальным законодательством часть территории государства - члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), на которой действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны (далее - СТЗ) [2]. Для России определяющим нормативно-правовым актом по вопросам создания и регулирования СЭЗ является Федеральный закон РФ от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [3]. При этом основополагающие принципы функционирования СЭЗ были заложены в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур: вторая глава специального приложения О «Таможенные склады и свободные зоны» [4].
На территории России могут создаваться СЭЗ одного из следующих типов:
- промышленно-производственные (далее - ППТ);
- технико-внедренческие (далее - ТВТ);
- туристско-рекреационные (далее - ТРТ);
- портовые.
электронный научно-экономический журнал стр 10
Каждый тип СЭЗ создан для выполнения определенной цели. Так, СЭЗ ТВТ необходимы для организации производства новых видов продукции в высокотехнологичных отраслях экономики, а также для разработки современных технологий и коммерциализации их результатов.
СЭЗ ТВТ Санкт-Петербург, созданная Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 №780, на данный момент является самой северной СЭЗ и состоит из двух площадок - «Нойдорф» и «Новоорловская» [5]. Совокупная площадь, отведенная под СЭЗ, составляет порядка 1,3 кв. км, при этом в случае дальнейшего развития и укрупнения СЭЗ ТВТ Санкт-Петербург её территории могут быть расширены, но не более чем до 4 кв. км согласно ФЗ №116.
На рис. 1 представлена динамика объемов частных инвестиций в СЭЗ ТВТ Санкт-Петербург со стороны её резидентов и динамика их совокупного дохода от осуществления ими предпринимательской и иной деятельности за рассматриваемый период. График составлен автором статьи на основе данных управляющей компании «Особые экономические зоны», представленных на официальном сайте [6].
Рисунок 1. Динамика объёмов инвестирования и совокупного дохода резидентов СЭЗ ТВТ Санкт-Петербург по полугодиям периода, млрд руб
Исходя из анализа динамики объемов инвестирования и совокупного дохода резидентов, можно заключить следующее. Во-первых, оба показателя характеризуются положительной динамикой: за каждые 6 месяцев деятельности резиденты в среднем инвестировали в СЭЗ около 2,5 млрд рублей на протяжении 4 лет, при этом рост дохода резидентов СЭЗ в первые полтора года рассматриваемого периода был крайне мал. Это обусловлено тем, что в первые годы существования СЭЗ тВт Санкт-Петербург приоритетным направлением для её резидентов являлась подготовка «платформы» для дальнейшего осуществления инновационной или иной деятельности в рамках двустороннего соглашения с управляющей компанией. Во-вторых, начиная со второго полугодия 2014 г. совокупный объем доходов резидентов стал превышать суммы инвестиций, благодаря чему ко второй половине 2016 г. объемы вложений резидентов СЭЗ почти сравнялись с полученным объемом доходов. Таким образом, ожидается, что по итогам 2016 г. годовая сумма полученного резидентами дохода, а вместе с ней и общая сумма дохода за весь период функционирования СЭЗ превысит объем частных инвестиций в развитие СЭЗ ТВТ Санкт-Петербург.
К концу 2016 г. на двух площадках СЭЗ ТВТ Санкт-Петербург зарегистрировано 42 резидента, осуществляющих свою деятельность в сферах информационных технологий и телекоммуникации, фармацевтики и медицинских технологий, точного приборостроения. К приоритетным направлениям деятельности резидентов данной СЭЗ относятся:
- инновационная деятельность;
- создание, производство и реализация научно-технической продукции, в т. ч. программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем;
- оказание услуг по внедрению и обслуживанию такой продукции;
электронный научно-экономический журнал стр 11
- предоставление резидентам СЭЗ ППТ услуг пользования инновационной инфраструктурой, необходимой для осуществления их деятельности.
К наиболее крупным компаниям-резидентам СЭЗ ТВТ Санкт-Петербург можно отнести: ООО «Ракурс-Инжиниринг», ЗАО «БИОКАД», АО «Вертекс», ООО «Новартис Нева» и оОо «ИЦ Буревестник». СЭЗ, как уже отмечалось ранее, представляет собой территорию, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, отвечающий интересам потенциальных зарубежных и национальных инвесторов. Такой режим включает в себя:
- «налоговые каникулы»;
- возможность применения таможенной процедуры СТЗ (искл.: СЭЗ ТРТ);
- готовая «базовая» инфраструктура (водоснабжение, электроэнергия, тепловые сети и т.д.);
- система «единого окна» по вопросам взаимодействия частного сектора с государственными органами.
По результатам исследования СЭЗ, проведенного российской консалтинговой компанией ООО «Финансовый и организационный консалтинг» (далее - ФОК), все эти льготы позволят резидентам СЭЗ, в т.ч. среднему бизнесу, добиться снижения издержек до 30% [7].
Проанализируем более детально налоговые льготы, действующие на территории СЭЗ ТВТ Санкт-Петербург. Табл. 1 отражает данные, представленные на официальном сайте Министерства экономического развития РФ [7].
Таблица 1. Индивидуальный «пакет» налоговых льгот для резидентов СЭЗ ТВТ Санкт-Петербург
Вид платежа Получатель платежа 2012-2017 гг. 2018 г. 2019 г. +
Страховые взносы (по РФ - 34%) Пенсионный фонд РФ 8,0 % 13,0 % 20,0 %
Фонд соц. страхования РФ 2,0 % 2,9 % 2,9 %
Федеральный фонд обязательного мед. страхования 4,0 % 5,1 % 5,1 %
Территориальный фонд ОМС Санкт-Петербурга 0,0 % 0,0 % 0,0 %
ИТОГО: 14 % 21% 28 %
Налог на прибыль организаций (2%+18%) Федеральный бюджет 0% (по 01.01.2018) 2%
Бюджет Санкт-Петербурга 13,5%
электронный научно-экономическии журнал
Налог на имущество организаций (не более 2,2%) Бюджет Санкт-Петербурга Освобождение от уплаты на 10 лет (может быть пролонгировано)
Транспортный налог Бюджет Санкт-Петербурга 0% на 5 лет с момента регистрации транспортного средства
Земельный налог (5%) Бюджет Санкт-Петербурга Освобождение от уплаты на 5 лет
Вопрос применения налоговых льгот для резидентов данной СЭЗ урегулирован нормами таких нормативно-правовых актов, как Налоговый кодекс РФ и Закон Санкт-Петербурга от 14.07.1995 №81-11 «О налоговых льготах» [8, 9]. Особенностью СЭЗ ТВТ является сниженная ставка по страховым взносам, так как значительная часть расходов резидентов этого типа СЭЗ связана с выплатой заработной платы работникам, большая часть которых является высококвалифицированными и высокооплачиваемыми специалистами в силу их сферы деятельности. Дополнительно к такому «пакету» льгот соответствующим Постановлением Правительства РФ установлено, что с резидентов СЭЗ ТВТ Санкт-Петербург взимается арендная плата, равная лишь 2% от кадастровой стоимости занимаемого участка в год (п.3 Постановления Правительства РФ от 21.12.2005 №780).
Таким образом, во-первых, размер льгот и преференций, предоставляемых резидентам СЭЗ, будет зависеть от «стажа» компании на этой территории. Во-вторых, действие «налоговых каникул», как правило, ограничено: распространяется на первые 5-10 лет осуществления деятельности резидентом СЭЗ. В-третьих, в течение этого периода времени ставки по некоторым налогам могут расти. Из этого следует, что существует несколько этапов осуществления государственной поддержки особого режима на территории СЭЗ. На первом этапе управляющая компания создает необходимые условия для развития бизнеса: государственное инвестирование в инфраструктуру СЭЗ, в т. ч. обустройство территории в целях применения таможенной процедуры СТЗ [10]. На втором этапе «начинающим» резидентам предоставляются «налоговые каникулы», которые позволяют снизить издержки предпринимателей в первые годы осуществления ими деятельности по двустороннему соглашению с управляющей компанией СЭЗ. Затем налоговые ставки достигают максимальных значений, которые тем не менее остаются ниже российских или субъекта РФ, что сохраняет ценность и привлекательность режима СЭЗ. Кроме того статус резидента СЭЗ открывает не только доступ к набору преференций, но и обеспечивает повышенное внимание к реализации заявленного проекта со стороны государства: гарантия инфраструктурного обеспечения, административная поддержка и т. д.
Налоговые льготы, предоставляемые резидентам СЭЗ, анализируются во многих исследованиях, в т. ч. «Особые экономические зоны: опыт и перспективы», проводимого ФОК при сотрудничестве с Высшей школой управления и инноваций (факультета) МГУ им. М. В. Ломоносова и Комитетом по промышленной политике Российского союза промышленников и предпринимателей [11]. Однако ни в одном из них не уделено достаточного внимания преимуществам применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны (далее - СТЗ) резидентами СЭЗ. В работе были проанализированы условия помещения товаров под таможенную процедуру СТЗ, а также те выгоды, которые может получить резидент СЭЗ от её применения. Дополнительно был проведен сравнительный анализ двух таможенных процедур, обладающих схожим назначением, с исследуемой таможенной процедурой. Результаты данного анализа представлены в табл. 2-3.
электронный научно-экономический журнал стр 13
Таблица 2. Сравнительный анализ таможенных процедур: переработка на таможенной территории и СТЗ
п Таможенная Критерии\цроцедура сравнения Переработка на таможенной территории СТЗ
1 Товары, разрешенные к помещению под тамож. процедуру Все кроме: - товары, запрещенные ко ввозу/вывозу на/с таможенную (ой) территорию (ии) ЕАЭС и обороту на такой территории; - спирт этиловый, спирты ациклические, биодизель и его смеси [12] Все кроме товаров, запрещенных к ввозу/вывозу на/с таможенную (ой) территорию (ии) ЕАЭС. Законодательством РФ может быть определен перечень товаров, запрещенных к помещению под данную таможенную процедуру
2 Разрешенные операции - Переработка (обработка) товаров, в результате которой они теряют свои индивидуальные характеристики; - изготовление товаров (монтаж, сборка и др.); - ремонт; - использование в качестве вспомогательного сырья при производстве Любые операции в рамках соглашения об осуществлении деятельности на территории СЭЗ, в т. ч.: - хранение товаров; - операции по погрузке (разгрузке) товаров; - обеспечение сохранности товаров, подготовка товаров к транспортировке; - совершение сделок по передаче прав владения товарами; - операции по переработке (обработке) товаров; - изготовление товаров (сборка, разборка, монтаж); - ремонт товаров; - потребление товаров
3 Срок действия таможенной процедуры Не более 3 лет До истечения срока функционирования СЭЗ или до прекращения действия соглашения между резидентом СЭЗ и управляющей компанией
4 Освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов «Полное условное освобождение» - под обеспечение уплаты таможенных платежей «Без уплаты» - без обеспечения уплаты таможенных платежей
5 Завершение таможенной процедуры Завершается помещением товаров (продуктов переработки, отходов, остатков) под таможенную процедуру реэкспорта Завершается помещением товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру СТЗ и (или) изготовленных с помощью таких товаров, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления / экспорта / реимпорта / реэкспорта
6 Уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в случае нарушения условий таможенной процедуры В объёме обеспечения таможенных платежей + % суммы ввозных таможенных пошлин, налогов как если бы в день помещения товаров под таможенную процедуру СТЗ была заявлена процедуры выпуск для внутреннего потребления без начисления процентов
Такое сравнение обусловлено значительным сходством сущности таможенных процедур переработки на таможенной территории и СТЗ. Обе процедуры подразумевают ввоз на территорию РФ товаров с целью их
электронный научно-экономический журнал стр 14
переработки с последующим вывозом и реализацией продуктов переработки за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
Таможенная процедура СТЗ также предполагает возможность ввоза товаров, раннее помещенных под данную таможенную процедуру, в гражданский оборот на таможенной территории ЕАЭС. В таком случае можно провести параллель между таможенной процедурой СТЗ и таможенной процедурой переработки для внутреннего потребления.
Таблица 3. Сравнительный анализ таможенных процедур: переработка для внутреннего потребления и СТЗ
п Таможенная Критерий процедура. сравнения Переработка для внутреннего потребления СТЗ
1 Товары, разрешенные к помещению под тамож. процедуру Перечень товаров, утвержденный в Постановлении Правительства РФ от 12.07.2011 № 565 «Об утверждении перечня товаров, в отношении которых допускается переработка для внутреннего потребления» [13] Все кроме товаров, запрещенных к ввозу/вывозу на/с таможенную (ой) территорию (ии) ЕАЭС. Законодательством РФ может быть определен перечень товаров, запрещенных к помещению под данную таможенную процедуру
2 Разрешенные операции - переработка (обработка) товаров, в результате которой они теряют свои индивидуальные характеристики; - изготовление товаров (монтаж, сборка и др.); Любые операции в рамках соглашения об осуществлении деятельности на территории СЭЗ, в т. ч.: - хранение товаров; - операции по погрузке (разгрузке) товаров; - обеспечение сохранности товаров, подготовка товаров к транспортировке; - совершение сделок по передаче прав владения товарами; - операции по переработке (обработке) товаров; - изготовление товаров (сборка, разборка, монтаж); - ремонт товаров; - потребление товаров
3 Срок действия таможенной процедуры Не более 1 года До истечения срока функционирования СЭЗ или до прекращения действия соглашения между резидентом СЭЗ и управляющей компанией
4 Освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов «Полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин» - под обеспечение уплаты ввозных таможенных пошлин с фактической уплатой налогов «Без уплаты» - без обеспечения уплаты таможенных платежей
5 Завершение таможенной процедуры Завершается помещением товаров (продуктов переработки, отходов, остатков) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления Завершается помещением товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру СТЗ и (или), изготовленных с помощью таких товаров, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления / экспорта / реимпорта / реэкспорта
электронный научно-экономическии журнал
6 Уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в случае нарушения условий таможенной процедуры В объёме обеспечения ввозных таможенных пошлин + % Суммы ввозных таможенных пошлин, налогов как если бы в день помещения товаров под таможенную процедуру СТЗ была заявлена процедуры выпуск для внутреннего потребления без начисления процентов
По результатам проведенного анализа были сделаны выводы о том, что таможенная процедура СТЗ имеет ряд преимуществ по сравнению с таможенными процедурами переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления. Во-первых, в соответствие с содержанием таможенной процедуры СТЗ у декларанта не возникает ограничений, связанных с пользованием и (или) распоряжением ввозимыми товарами. Во-вторых, декларант не обязан вносить обеспечение уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов. В-третьих, максимально возможный срок помещения товаров под таможенную процедуру СТЗ равен сроку, на который создается соответствующая СЭЗ (в общем случае, срок действия преференциального режима на территориях СЭЗ ППТ, ТВТ, портового типа равен 49 годам) либо до момента прекращения действия соглашения между резидентом и управляющей компанией. Наконец, у декларанта товаров есть возможность выбора таможенной процедуры, которая будет завершать действие СТЗ. А также, в случае нарушения условий таможенной процедуры СТЗ (вывоз товаров с территории СЭЗ, передача товаров третьим лицам, утрата товаров по вине декларанта) будут подлежать уплате суммы ввозных таможенных пошлин, налогов как если бы в день помещения товаров под таможенную процедуру СТЗ была заявлена процедуры выпуск для внутреннего потребления без начисления процентов за отсрочку платежа. Таким образом, резидент СЭЗ при меньших издержках, за счёт освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов без предоставления обеспечения и без уплаты процентов в случае несоблюдения условий процедуры, получает значительно больше прав по распоряжению и пользованию товарами, чем, например, лицо, получившее разрешение на переработку товаров на таможенной территории или на переработку для внутреннего потребления. Однако существует два принципиальных условия применения таможенной процедуры СТЗ: может применяться только резидентом СЭЗ (искл. - СЭЗ портового типа) и только в рамках соглашения об осуществлении деятельности на территории СЭЗ.
Как уже отмечалось, целью создания СЭЗ на территории государства является привлечение частных инвестиций в различные сектора промышленности. Тем не менее для СЭЗ ТВТ основная цель заключается в развитии наукоемких отраслей производства: разработка инновационных продуктов, наращивание объемов производства продукции с высокой добавленной стоимостью и повышение её конкурентоспособности на внутреннем и международном рынке. Так, таможенная процедура выгодна для резидентов СЭЗ ТВТ по ряду причин. Например, на территории СЭЗ ТВТ Санкт-Петербург ведется активная разработка и производство фармацевтической продукции и лекарственных средств. Очевидно, что современное оборудование, равно как и качественное сырье, имеет высокую рыночную стоимость и, соответственно, высокую таможенную стоимость в случае его перемещения через таможенную границу ЕАЭС. Однако резиденты этой СЭЗ вправе декларировать необходимые им для осуществления деятельности товары в таможенной процедуре СТЗ. В таком случае происходит значительная экономия средств предпринимателя за счёт освобождения от уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов независимо от того, будут ли ввозиться товары, происходящие из государств - членов ЕАЭС или из третьих стран. Также дополнительное преимущество получают экспортно-ориентированные производства, поскольку по условию таможенной процедуры СТЗ декларанту предоставляется возможность вывозить произведенную продукцию в соответствие с таможенной процедурой реэкспорта, предусматривающей освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин. Более того, как уже отмечалось ранее, резиденты вправе совершать с ввезенными товарами в соответствие с таможенной процедурой СТЗ любые операции, предусмотренные персональным соглашением, т.е. фактически у декларанта этих товаров не возникает ограничений по распоряжению этими товарами.
Для завершения действия таможенной процедуры СТЗ резидент может выбрать иную таможенную процедуру, установленную статьей 202 Таможенного кодекса Таможенного союза, кроме таможенного транзита [14]. На такой выбор будут влиять два фактора: статус товаров, а также направление их перемещения относительно таможенной границы ЕАЭС (см. табл. 4).
электронный научно-экономическии журнал
Таблица 4. Наиболее распространенные случаи завершения таможенной процедуры СТЗ
Направление перемещения ^ч. товара Статус товара Ввоз на таможенную территорию ЕАЭС Вывоз за пределы таможенной территории ЕАЭС
Товар Таможенного союза Реимпорт Экспорт
Иностранный товар Выпуск для внутреннего потребления Реэкспорт
При завершении таможенной процедуры СТЗ особое внимание будет уделяться обязанности по уплате таможенных платежей, которые будут подлежать уплате в соответствие с выбранной таможенной процедурой:
- выпуск для внутреннего потребления - ввозные таможенные пошлины, налоги, с учётом тарифных преференций, льгот по уплате таможенных пошлин, налогов;
- экспорт - вывозные таможенные пошлины;
- реимпорт - без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
- реэкспорт - без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
Исходя из этого, например, для резидента СЭЗ ТВТ Санкт-Петербург, осуществляющего деятельность в сфере фармацевтики и медицинских технологий, наиболее экономически выгодными решениями будут:
- введение в гражданский оборот на территории ЕАЭС товаров, имеющих статус товаров Таможенного союза, без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (реимпорт);
- экспорт произведенной продукции (товаров, имеющих статус товаров Таможенного союза): на товары группы 30 (фармацевтическая продукция) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности не установлены ставки вывозных таможенных пошлин;
- реэкспорт продукции (товаров, имеющих статус иностранных товаров): товары вывозятся с таможенной территории ЕАЭС без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Таким образом, применение резидентом СЭЗ таможенной процедуры СТЗ позволяет сократить издержки, связанные с перемещением товаров через таможенную границу. Также это делает возможным перенаправлять «свободные» средства на расширение инфраструктуры предприятия, совершенствование производственных технологий, на оснащение научных лабораторий, привлечение высококвалифицированных специалистов. Всё это будет положительно влиять на уровень привлекательности и развитие самой СЭЗ в целом.
В перспективе результатом применения таможенной процедуры СТЗ на территории СЭЗ ТВТ Санкт-Петербург может стать:
- для резидента - производство высококачественного продукта по рыночной цене или чуть ниже именно за счёт снижения издержек, связанных с уплатой таможенных платежей при осуществлении внешнеэкономической деятельности, т.е. производство конкурентоспособного продукта на любом рынке;
- для государства - укрепление позиций на мировой арене в сфере высокотехнологичной продукции, в т. ч. фармацевтической, а также развитие импортозамещения в этой области;
- для СЭЗ ТВТ Санкт-Петербург - расширение занимаемой территории, наращивание экономического и научного потенциала, увеличение объемов инвестирования за счёт роста числа и экономического развития резидентов.
электронный научно-экономический журнал
стр 17
Список литературы
1. О проекте «Особые экономические зоны». Официальный сайт государственной программы «РОСОЭЗ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russez.ru/oez/
2. «Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» (Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (ред. от 08.05.2015)
3. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 №116-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
4. «Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999)
5. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 №780 «О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа»
6. Новости ОЭЗ ТВТ Санкт-Петербург. Официальный сайт государственной программы «РОСОЭЗ» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.russez.ru/oez/innovation/speterburq/news?rid=24756&oo=12&fnid=68&newWin=0&apaqe=1&nm=1 19580&fxsl=view.xsl
7. Налоговые льготы для резидентов особых экономических зон. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.qov.ru/minec/activity/sections/sez/preferences/taxconcession
8. Налоговый кодекс РФ - М: Проспект, 2016. - 1088 с.
9. Закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах» от 14.07.1995 № 81-11 (с изм. на 21.06.2016)
10. Приказ ФТС России от 30.04.2015 № 817 «Об утверждении требований к обустройству и оборудованию территории особой экономической зоны и требований к обустройству и оборудованию земельных участков, предоставленных резидентам особой экономической зоны, а также порядка обеспечения контрольно-пропускного режима на территории особой экономической зоны, включая порядок доступа лиц на такую территорию» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2015 № 37471)
11. Фурщик М. А, Шутова А. В., Прозоров М. С., Савельев А. В., Горячева М. А. Особые экономические зоны: опыт и перспективы/Фурщик М. А., Шутова А. В. — М.: ИД «Медиа Инфо Групп», 2014 — 212 стр.: илл.
12. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 375 (ред. от 15.09.2015) «О некоторых вопросах применения таможенных процедур»
13. Постановление Правительства РФ от 12.07.2011 № 565 (ред. от 23.11.2016) «Об утверждении перечня товаров, в отношении которых допускается переработка для внутреннего потребления»
14. Таможенный кодекс Таможенного Союза - М: Проспект, 2016. - 192 с.