Научная статья на тему 'Таможенное представительство в Польше'

Таможенное представительство в Польше Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
462
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / ТАМОЖЕННЫЙ АГЕНТ / ТАМОЖЕННОЕ АГЕНТСТВО / CUSTOMS REPRESENTATION / CUSTOMS AGENT / CUSTOMS AGENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дела Мирослав

Есть немного факторов, которые оказывают столь же положительное влияние на взаимные отношения между странами, как билатеральная торговля. Двусторонние преимущества экспорта и импорта товаров смягчают спорные вопросы и стимулируют народы к укреплению сотрудничества, отдаляя политические и военные конфликты. Международная торговля, однако, обусловлена многочисленными таможенными правилами, незнание которых может серьезно усложнить взаимное сотрудничество. В такой ситуации помощь оказывают специализированные субъекты таможенные агентства, которые помогают импортерам и экспортерам осуществлять необходимые действия для таможенного органа. Автор подробно раскрывает таможенные правила Европейского Сообщества, а также правила польского таможенного законодательства, касающиеся представительства по таможенным вопросам. Он анализирует различные типы такого представительства, способ предоставления доверенности, последствия ее предоставления на уровне публичного и частного права. Кроме того, характеризует профессию таможенного агента, его квалификации, полномочия, обязанности и ответственность. Указывает при этом на риск, который несет доверитель в случае ошибок, совершенных представителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таможенное представительство в Польше»

Under the conditions of transformation of society, when the new and the old simultaneously coexist, a new social type of personality is formed, which is characterized, on the one hand, by unconscious assimilation of archetypes of the old society that is already dying, and on the other hand by the new values, interests, brought about by the new life space.

The simultaneous existence of many values, none of which are clearly structured regulatory model complicates the perception of social norms, making the process of socialization more difficult. These conditions require new «technique of existence», which means that planning activities in the social sphere requires from a person, firstly taking account of rapid changes in social reality, and secondly, high personal tolerance of uncertainty. This «technique of existence» involves consideration of personality formation as its re-socialization, as a process which results in the formation of the ability to navigate unpredictable situations.

The regularity of social personality type formation must be considered at all levels of the focused education process.

Key words: human, personality, individuality, socio-natural determinants of personality formation, civilized paradigm.

УДК 34:339.543(045)

M. Дела

ТАМОЖЕННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ПОЛЬШЕ

Есть немного факторов, которые оказывают столь же положительное влияние на взаимные отношения между странами, как билатеральная торговля. Двусторонние преимущества экспорта и импорта товаров смягчают спорные вопросы и стимулируют народы к укреплению сотрудничества, отдаляя политические и военные конфликты. Международная торговля, однако, обусловлена многочисленными таможенными правилами, незнание которых может серьезно усложнить взаимное сотрудничество. В такой ситуации помощь оказывают специализированные субъекты - таможенные агентства, которые помогают импортерам и экспортерам осуществлять необходимые действия для таможенного органа. Автор подробно раскрывает таможенные правила Европейского Сообщества, а также правила польского таможенного законодательства, касающиеся представительства по таможенным вопросам. Он анализирует различные типы такого представительства, способ предоставления доверенности, последствия ее предоставления на уровне публичного и частного права. Кроме того, характеризует профессию таможенного агента, его квалификации, полномочия, обязанности и ответственность. Указывает при этом на риск, который несет доверитель в случае ошибок, совершенных представителем.

Ключевые слова: таможенное представительство, таможенный агент, таможенное агентство.

Постановка проблемы. Деятельность субъектов, занимающихся импортом и экспортом, связана с необходимостью ориентации в таможенных правилах и процедурах. Это, в свою очередь, требует наличия специальных знаний и частых контактов с таможенной администрацией. Помощь в данном случае оказывают таможенные агенты и таможенные агентства - субъекты, профессионально занимающиеся представлением интересов предпринимателей в таможенных органах. Благодаря их действиям импортеры и экспортеры получают профессиональную поддержку, облегчающую им осуществление эффективной деятельности, что в свою

очередь приводит к увеличению объема торгов в международной торговле. Однако создание представительства по таможенным вопросам может быть связано для представляемого субъекта с серьезным риском. Доверителю могут причинить серьезный вред неправильные действия или бездействие представителя.

Цель исследования. Целью этой статьи является ознакомление с институтом таможенных представительских учреждений в Польше посредством характеристики различных типов представительств, способов правового закрепления представителя, его полномочий, обязанностей и ответственности.

Особенно статья должна обратить внимание читателя на риски, сопряженные для доверителя с назначением представителя. Для достижения этих целей проведен анализ действующего законодательства Европейского Сообщества и Польши.

Методология. Анализ, главным образом, основан на грамматической интерпретации положений Таможенного Кодекса Европейского Сообщества и польского таможенного законодательства, а также польского гражданского права. Литература была использована только в качестве дополнения этой интерпретации.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблемы представительства по таможенным вопросам рассмотрены в работах польских авторов - K. Lasinski-Sulecki, W. Morawski. Эффекты гражданской ответственности рассмотрены в работах авторитета польского гражданского права - Z. Radwanski и A. Olejniczak. Международные отношения, в свою очередь, в работе известных ученых - R. Kuzniar и E. Halizak. Стоит заметить, что в польской доктрине в области таможенного права не слишком много публикаций, касающихся проблематики таможенного представительства, в том числе в разрезе комплексного подхода.

Изложение основного материала. Экономический фактор наряду с милитарным является наиболее важным фактором, конституирующим международные отношения [1, c. 196]. Взаимовыгодное хозяйственное сотрудничество позволяет поддерживать добрососедские отношения между государствами и способствует мирному сосуществованию народов. Без взаимного торгового обмена замирает сотрудничество между государствами. Трансграничная торговля является также шансом для развития предприятий с обеих сторон таможенной границы. События последних лет значительно ухудшили взаимные экономические отношения Восточной и Западной Европы. Это темная страница в новейшей истории международных экономических отношений. Вместо увеличения объемов двусторонней торговли были введены двусторонние экономические санкции. История, однако, показывает, что никакие санкции не длятся вечно. Рано или поздно приходит время возрождения взаимных торговых отношений.

Международная торговля, как правило, включает таможенные пошлины, которые считаются основным средством внешней экономической политики [1, с. 193]. Таможенная пошлина является государственным платежом, обладающим характеристиками, аналогичными налогу, подлежащая к уплате, как правило, за допуск товаров в торговый оборот после пересечения границы. Она выполняет не только защитные функции, но также и фискальные. Поэтому ее изъятие находится в компетенции государственной власти. Из-за сложной системы сбора таможенных пошлин она регулируется рядом положений, которые не облегчают заграничным торговым партнерам взаимное сотрудничество. Возникает необходимость поручения представления интересов по таможенных вопросам профессионально действующим агентам.

Вопросы, связанные с институтом таможенного представительства, были урегулированы в Распоряжении Совета (EEC) № 2913/92 от 12 октября 1992 года, учреждающего Таможенный Кодекс Европейского Сообщества (далее сокращенно -«ТКЕС») [2] и в польском законе от 19 марта 2004 года - Таможенного право (далее

сокращенно - «там. право») [3].

В соответствии со статьей 5 абз. 1 ТКЕС при соблюдении предпосылок, установленных статьей 64 абз. 2 ТКЕС, любое лицо, может назначить своего представителя, который будет представлять его перед таможенными органами и осуществлять все действия и формальности, предусмотренные правилами таможенного права. Использование представителя может значительно облегчить контакты с таможенными органами, что особенно важно для тех субъектов, которые осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с международной торговлей. Они могут поручить решение таможенных формальностей другим субъектам, в частности профессионалам, специализирующимся на контактах с таможенной администрацией.

Следует с самого начала отметить, что отношения представительства могут быть установлены только между двумя различными лицами. Поэтому если в рамках организационной структуры экономического субъекта будет создан отдел, специализирующийся на таможенных вопросах (например, обслуживание таможенного оформления), его нельзя рассматривать в качестве представителя в понимании ст. 5 абз. 1 ТКЕС [6, с. 97].

Таможенные правила Европейского Сообщества различают прямое и косвенное представительство (ст. 5 абз. 2 ТКЕС). Прямое представительство заключается в том, что агент действует от имени и за счет представляемого лица (своего принципала). Его действия создают эффект для представляемого субъекта. Это классический тип представительства, вытекающий из заявления о намерениях, который в польском гражданском праве регулируется ст. 98-108 Закона от 23 апреля 1964 года -Гражданский кодекс (далее сокращенно - «ГК»). Кажется, что правила таможенного законодательства, касающиеся представительства, следует рассматривать lex specialis по отношению к общим правилам о представительстве, содержащимся в гражданском праве.

В свою очередь косвенный представитель действует от своего имени, но по поручению и за счет лица, которое он представляет (т.н. «косвенный заместитель»). Его действия имеют эффект как для самого представителя, так и для представляемого [5, с. 320].

Здесь необходимо обратить внимание на далеко идущие последствия такого подразделения. В соответствии со ст. 201 абз. 3 ТКЕС должником является декларант. Под декларантом понимается лицо, которое подает таможенную декларацию от своего имени, или лицо, от имени которого подается таможенная декларация (ст. 4 п. 18 ТКЕС). Косвенный представитель всегда действует от своего имени, соответственно является декларантом, а следовательно, становится должником. Это не означает, однако, что должником перестает быть представляемое лицо [6, с. 316]. Правила ст. 201 абз. 3 ТКЕС четко гласит, что в случае косвенного представительства должником является также лицо, за чей счет таможенная декларация была подана. Косвенный представитель и лицо, которое он представляет, несут солидарную ответственность за таможенный долг (ст. 213 ТКЕС).

Поскольку прямой представитель не действует от своего имени, следовательно, в свете положений таможенного законодательства не является декларантом. В данном случае в соответствии со ст. 4 п. 18 ТКЕС декларантом (и, следовательно, должником) является лицо, от имени которого таможенная декларация была подана. В связи с этим прямой представитель не несет ответственности перед таможенным органом за таможенный долг, даже если этот долг является результатом неправильных действий этого представителя. Тем не менее, он может нести ответственность перед своим принципалом.

Несоблюдение определенных обязательств, вытекающих из таможенного законодательства, может привести к публично-правовой ответственности как для представляемого, так и для его представителя. Это связано с тем, что действия, выполняемые представителем в рамках доверенности, влекут за собой прямые последствия для представляемого лица (ст. 76 там. право). Таким образом, представляемое лицо может нести ответственность за последствия ошибок своего представителя. Тем не менее, несмотря на то, что таможенное право является отраслью публичного права, между представляемым (принципалом) и представителем устанавливаются гражданско-правовые отношение. Поэтому последствия установления представителя следует рассматривать не только в плоскости публичного права, но и частного права.

Представитель несет гражданско-правовую ответственность перед своим принципалом за невыполнение или ненадлежащее выполнение заказанных у него услуг. Общие принципы договорной ответственности (лат. ex contractu) регулирует ст. 471 и следующие ГК [7]. Предпосылками для компенсационной ответственности являются: возникновение определенного негативно оцениваемого события, причинение ущерба и причинно-следственная связь между событием и ущербом [8, с. 317]. Польское законодательство не требует от таможенного агента приобретения страхового полиса страхования гражданской ответственности (ГО).

В Европейском Сообществе регуляция представительства по таможенным вопросам является весьма лаконичной и не содержит детальных требований к лицу представителя. В соответствии со ст. 5 абз. 3 ТКЕС представителем может быть лицо, которое имеет адрес на территории Европейского Сообщества. Это не применяется к лицам, подающим декларации для процедуры транзита или временного ввоза и заявляющих товары изредка, при условии, что таможенные органы посчитают это аргументированным (в случаях, указанных в ст. 64 абз. 2 букв. б ТКЕС; см. также ст. 64 абз. 3 ТКЕС). Термин «лицо» следует понимать широко. Определение дается в ст. 4 п. 1 ТКЕС, который гласит, что им является физическое лицо, юридическое лицо, а также объединение лиц без образования юридического лица, которые, однако, могут выступать в качестве лица в юридическом смысле, если это предусмотрено действующими нормами права. Польское законодательство также приняло широкое понятие представителя, ссылаясь на определение, содержащееся в ст. 4 п. 1 ТКЕС. Кроме того, в ст. 75 там. права размещен примерный расчет, из которого следует, что представителем может быть таможенное агентство, экспедитор или перевозчик. Эта экземплификация является примером и представляет собой открытый каталог.

Положения ст. 5 абз. 2 ТКЕС также предусматривают, что каждое государство-член Европейского Союза может сохранить за собой право, чтобы на его территории таможенное декларирование осуществлялось прямым или косвенным представителем, таким образом, чтобы этим представителем был таможенный агент, выполняющий свою профессиональную деятельность на территории данного государства-члена Европейского Союза. Польский законодатель воспользовался данным правом и ввел некоторые субъективные ограничения в осуществлении функции прямого представительства. В соответствии со ст. 78 абз. 1 там. права таможенную декларацию в качестве прямого представителя заинтересованного лица может подать только лицо, указанное в ст. 4 п. 1 ТКЕС, являющееся таможенным агентом или, если от его имени действия перед таможенным органом осуществляет уполномоченный работник, входящий в список таможенных агентов. Это требование не применяется, если таможенное декларирование касается товаров, не имеющих торгового (коммерческого) характера, и производится от имени заинтересованного лица его работником, а также, если оно производится в рамках почтовых перевозок (ст. 78 абз. 2 там. право).

На представителя возлагается ряд обязанностей. Таможенный орган должен обладать информацией, кто является владельцем товара, кто является декларантом и кто несет ответственность за таможенный долг. Поэтому представитель обязан уведомить таможенный орган о том, что действует за счет другого лица, и также должен указать, является ли он прямым или косвенным представителем. А также должен иметь доверенность на право представлять интересы своего принципала (ст. 5 абз. 4 ТКЕС).

В соответствии со ст. 5 абз. 4 ТКЕС представитель, который не заявит, что действует от имени и за счет другого лица, будет рассматриваться как лицо, действующее от собственного имени и за свой счет. То же самое относится к лицу, которое заявляет, что действует от имени и за счет другого лица, но не имеет доверенности для представительства интересов. Это может также относится к случаям, когда срок доверенности истек или она была отменена. Правила, однако, не регулируют ситуацию, в которой представитель осуществит от чужого имени правовые действия, превышающие пределы предоставляемых ему полномочий. В такой ситуации в польском законодательстве могли найти применение положения ст. 103 § 1 ГК, относящиеся к так называемому мнимому представителю (лат. falsus procurator) [5, с. 328-329]. Не вполне целесообразно рассматривать действия, выполненные с превышением полномочий, также как и действия, выполняемые без наличия полномочий. Гораздо более целесообразно было бы квалифицировать такое деяние, как так называемое хромающее деяние (лат. negotium claudicans), которое для своей действительности должно быть подтверждено ex post принципалом.

В соответствии со ст. 5 абз. 5 ТКЕС таможенные органы имеют право требовать от любого лица, свидетельствующего, что оно действует от имени или за счет другого лица, предоставления доказательства, подтверждающие его право действовать в качестве представителя. Доказательством этого может быть в первую очередь доверенность в письменной форме. Это не означает, однако, что представитель обязан прикладывать доверенность к каждой таможенной декларации. В настоящее время существует обязательство о регистрации предприятий в Подсистеме Справочных Данных (далее сокращенно - «ПСД»). В ее ресурсах хранится различная информация, включая данные представителей (например, таможенных агентств), которые могут от имени предпринимателя осуществлять таможенное декларирование. К каждой доверенности необходимо приложить доказательство уплаты государственной пошлины (в настоящее время в размере 17 польских злотых). Эта оплата зачисляется на банковский счет городской администрации по месту предоставления доверенности. В ПСД фиксируются только постоянные доверенности и доверенности, выданные на определенный период, в то время как одноразовые доверенности (для произведения одного действия) не регистрируются в ПСД. В связи с этим, если доверенность на представительство интересов была представлена в ПСД, не требуется прилагать доверенность к таможенной декларации. В случае одноразовой доверенности к таможенной декларации следует приложить ее с оригиналом вместе с доказательством уплаты государственной пошлины.

В содержании доверенности должен быть четко указан субъект, предоставляющий доверенность, уполномоченное лицо и сфера его действий (в том числе тип представительства). Доверенность должна быть подписана принципалом или лицом (или лицами), уполномоченными представлять его интересы (например, члены органа управления).

Следует отметить, что представитель в свою очередь также может предоставить доверенность на выполнение определенных действий, но исключительно с согласия своего принципала (ст. 77 там. право). Это приводит к так называемой субституции

доверенности. В такой ситуации имущественную ответственность перед таможенным органом по уплате суммы таможенного долга или других сборов, которые возникли, например, в результате неправильного или несвоевременного выполнения или невыполнения действий, регламентируемых таможенным правом, могут солидарно нести все назначенные представители (включая полномочного представителя-субститута).

Разъяснения также требует понятие солидарной ответственности. В соответствии со ст. 366 § 1 ГК, солидарная ответственность означает, что кредитор (в данном случае таможенный орган) может потребовать оплаты в полном объеме или части таможенного долга или от всех солидарных должников совместно, или от нескольких из них, или от каждого из них в отдельности. Оплата долга, произведенная любым из солидарных должников, освобождает от этой обязанности остальных должников.

Представителями по таможенным вопросам, как правило, являются таможенные агенты. Для них польский законодатель сформулировал конкретные требования. В соответствии со ст. 79 там. права таможенным агентом является исключительно лицо, внесенное в список таможенных агентов. В соответствии со ст. 80 абз. 1 там. права в список вносится физическое лицо, который имеет полную дееспособность для совершения правовых действий, имеет квалификацию или опыт работы в области таможенного обслуживания хозяйственных субъектов, не было осуждено за преступление против подлинности документов, имущества, хозяйственных операций, денежного оборота и оборота ценных бумаг или налоговые преступления. Внесение в список таможенных агентов осуществляется по просьбе заинтересованного лица.

В соответствии со ст. 80 абз. 2 п. 1-3 там. права условие наличия квалификации или опыта в области таможенного обслуживания хозяйственных субъектов считается выполненным, если заявитель имеет диплом о получении высшего образования в области экономических, юридических или технических наук, если программа обучения включала знания и умения в сфере административного, финансового и в особенности таможенного права. Равнозначно трактуется свидетельство о переквалификации в данной области. Условию наличия квалификации также отвечает заявитель, который имеет не менее чем трехлетний опыт работы в таможенной сфере или когда он имеет решение о признании квалификаций, необходимых для осуществления деятельности в качестве таможенного агента, выданное в соответствии с положениями Закона от 18 марта 2008 года о признании профессиональной квалификации, приобретенной в государствах-членах Европейского Союза [9].

В соответствии со ст. 80 абз. 3 там. права под опытом в таможенной сфере следует понимать период профессионального выполнения перед таможенными органами действий, оговоренных положениями таможенного права или период специализированного обучения в колледжах (учреждениях среднего специального образования), который можно рассматривать в качестве подготовительного для выполнения данных действий, в случае, если это обучение было завершено не ранее, чем за пять лет до подачи заявления о внесении в список таможенных агентов.

В соответствии со старым законом, требования, которым должен был соответствовать кандидат на должность таможенного агента, были гораздо более суровыми. В большинстве случаев, условием, позволяющим вступить в должность таможенного агента, была сдача экзамена перед экзаменационной комиссией, назначенной соответствующим министром, ответственным за публичные финансы. Закон от 9 мая 2014 г. об облегчении доступа для выполнения определенных регулируемых профессий [10] отступает от этого требования, что означает, что в настоящее время в список таможенных агентов вносятся лица, являющиеся обладателями диплома, но не всегда обладающие достаточными знаниями.

В соответствии со ст. 80 абз. 4 там. права деятельность таможенного агента может быть приостановлена в связи с начатым в отношении него уголовным производством в связи с преступлениями, перечисленными в ст. 80 абз. 1 п. 3 там. права. Таможенный агент должен уведомить орган, ведущий список таможенных агентов о потере полной дееспособности для осуществления правовых действий или о том факте, что он был осужден за вышеуказанные преступление, в течение 30 дней с даты возникновения данного обстоятельства (ст. 80 абз. 5 там. права). Из списка таможенных агентов удаляется также лицо в том случае, если оно перестает отвечать одному из условий, указанных в ст. 80 абз. 1 там. права, и в случае смерти агента (ст. 80 абз. 6 там. право)

Для субъектов, заинтересованных в предоставлении доверенности таможенному агенту, важной является информация, что в соответствии со ст. 80 абз. 7 там. права соответствующий министр, ответственный за публичные финансы, обязан опубликовать список таможенных агентов в Официальном Бюллетене Министра Финансов [11]. Поэтому стоит до установления представителя убедиться, действительно ли лицо, представляющееся в качестве таможенного агента, фигурирует в этом списке. В конце 2014 года список таможенных агентов в Польше насчитывал 10948 человек. В связи с облегчение доступа к профессии следует ожидать, что в ближайшие годы будет наблюдаться рост числа таможенных агентов и, возможно, даже снижение цен на услуги, предоставляемые таможенными агентствами.

В завершении следует упомянуть, что статья 5 абз. 1 ТКЕС вносит некоторые оговорки в отношении случаев обжалования во второй инстанции и жалоб, подаваемых в административный суд (см. ст. 243 абз. 2 букв. б ТКЕС). Доверенность перед польскими административными судами регулируется положениями ст. 34-44 Закона от 30 августа 2002 года - Закон об административном судопроизводстве (далее сокращенно - «ЗАСП») [12]. Она наделяет полномочиями для представления интересов адвоката, юридического советника, налогового советника, работника предпринимателя, являющегося заявителем жалобы, а также членов его семьи, но не таможенного агента (за исключением, если он является сотрудником своего принципала, см. ст. 35 § 2 ЗАСП).

Выводы. Вверение представления интересов представителю сопряжено с некоторым риском. Следует понимать, что представляемый субъект может понести ущерб не только от действий, предпринятых представителем, но также и ущерб и от его бездействия. Поэтому выбору представителя должен предшествовать тщательный анализ его компетенции и опыта. Следует также попытаться получить рекомендации о представителе от предпринимателей, которые уже воспользовались его услугами. Похоже, лучшим решением является вверение представления своих интересов профессионально действующему, авторитетному таможенному агентству.

Список использованной литературы

1. Halizak E. Stosunki mi^dzynarodowe. Geneza, struktura, dynamika / E. Halizak, R. Kuzniar. - Warszawa : Wydawnictwa Uniwersytetu Warszawskiego, 2006. - 636 p.

2. Распоряжение Совета (ЕЭС) № 2913/92 от 12 октября 1992 года, учреждающего Таможенный Кодекс Европейского Сообщества // Закон. бюллет. L 302 от 19.10.1992, стр. 1. - статей 253.

3. Ustawa z dnia 19 marca 2004 r. - Prawo celne // Dziennik Ustaw. - 2004. - № 68. - poz. 622 z pózn. zm.

4. Morawski W. Wspólnotowy kodeks celny. Komentarz / W. Morawski et al. - Warszawa : Wolters Kluwer Polska, 2007. - 1160 p.

5. Radwanski Z. Prawo cywilne - cz^sc ogólna / Z. Radwanski. - Warszawa : Wydawnictwo C.H. Beck, 2007. - p. 372.

6. Prawo celne : mi^dzynarodowe, wspólnotowe, polskie / K. Lasinski-Sulecki; M. M.

Kaldunski, et al. - Wyd. 2 zaktualizowane i rozszerz. - Warszawa : Wolters KLuwer Polska, 2009. - p. 378.

7. Kodeks cywilny : Ustawa z dnia 23 kwietnia 1964 r. // Dziennik Ustaw. - 1964. - № 16. -poz. 93 z pozn. zm.

8. Radwanski Z., Olejniczak A., Zobowi^zania - cz^sc ogolna / Z. Radwanski, A. Olejniczak. Wyd. 8. rozsz. i zaktualizowane. - Warszawa : Wydawnictwo C. H. Beck, 2008. - p. 396.

9. Ustawa z dnia 18 marca 2008 r. o zasadach uznawania kwalifikacji zawodowych nabytych w panstwach czlonkowskich Unii Europejskiej // Dziennik Ustaw.- 2008. - 63. - poz. 394 z pozn. zm.

10. Ustawa z dnia 9 maja 2014 r. o ul atwieniu dost^pu do wykonywania niektorych zawodow regulowanych. - Dziennik Ustaw. - 2014.- poz. 768)

11. Zal ^cznik do obwieszczenia Ministra Finansow z dnia 3 lutego 2015 r. w sprawie ogl oszenia listy agentow celnych // Dziennik Urz^dowy Ministra Finansow. - 2015. - 5 lutego. - poz. 8)

12. Ustawa z dnia 30 sierpnia 2002 r. - Prawo o post^powaniu przed s^dami administracyjnymi (tekst jednolity // Dziennik Ustaw. - 2012. - 270 z pozn. zm.

Статья поступила в редакцию 20.05.2015 р. M. Dela

REPRESENTATION IN CUSTOMS MATTERS IN POLAND

There are very few factors, which as positively affect relations between countries as bilateral trade. Mutual benefits arising out of export and import of goods, mitigate disputes and encourage nations to strengthen cooperation at the same time averting from political and military conflicts. International trade is, however, subject to many customs regulations, which if not acquainted with, may effectively hinder mutual cooperation. In such situation, of assistance are specialized entities, i.e. customs agencies which relieve importers and exporters from carrying out activities before customs authorities. The author in detail discusses the provisions of Community and Polish customs legislation concerning representation in customs matters. Moreover, the author analyzes different types of representation, mode of granting power of attorney, as well as effects of granting power of attorney at public and private law level. In addition, the author describes the profession of customs agent, agent's qualification, powers, duties and responsibilities. The risk borne by the principal in the event of errors made by the representative is also described. Keywords: customs representation, customs agent, customs agency

УДК 342.721(477)(045)

М. О. Любченко

КОНСТИТУЦ1ЙНО-ПРАВОВЕ РЕГУЛЮВАННЯ ПРАВА ГРОМАДЯНИНА УКРА1НИ НА В'1ЗД В УКРАШУ

У статтi проведено до^дження проблеми конституцтно-правового регулювання права на в 'гзд в Украшу та обхрунтовуються пропозици щодо його вдосконалення.

Клю^о^^ слова: право громадянина Украгни на в'гзд в крашу, свобода пересування, конституцтно-правове регулювання, громадянин Украгни, нацюнальне законодавство, мiжнароднi акти.

Постановка проблеми. Право особи на вЧ'зд в крашу, громадянином яко'1 вона е, належить до основоположник i невщ'емних прав людини. Воно е важливим елементом свободи, самовизначення особи, умовою професшного i духовного розвитку людини, й

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.