Международный научно-исследовательский журнал
«Прогрессивная экономика»
№ 1 /2024 https://progressive-economy.ru/vypusk_l/tamozhennoe-adimnistrirovanie-v- Прогрессивная
usloviyah-globalnoj-turbulentnosti/ экономика
Научная статья / Original article
Шифр научной специальности ВАК: 5.2.3 .__,
УДК 339.543.6
DOI: 10.54861/27131211 2025 1 195
ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ: ФАКТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
НА ЮЖНЫХ РУБЕЖАХ
Рощина Л.Н., профессор, доктор экономических наук, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия
Таранов П.В., профессор, доктор экономических наук, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия
Аннотация. Целью статьи является выявление особенностей таможенного администрирования в условиях глобальной турбулентности на примере таможенных органов южного региона. Авторами представлена роль ФТС России в поддержании стабильности показателей таможенной деятельности на протяжении кризисного периода 2020-2023 гг. Показана релевантная адаптация таможенных органов к изменениям в мировой экономике: эффективное сотрудничество с другими государственными органами, решение возникающих задач с высоким уровнем профессионализма, что позволило оперативно реагировать на новые вызовы и обеспечивать стабильность в международной торговле. Анализ практики таможенных органов позволил отметить активное внедрение инновационных технологий и методов работы и более эффективный контроль за перемещением товаров через границу. В качестве результата инновационного подхода к организации таможенного контроля авторами выявлен рост эффективности контроллинга и сокращение времени оформления грузов, что является триггером развития международной торговли и укрепления экономических связей между странами. В статье представлена одна из ключевых инновационных технологий таможенного контроля -система управления рисками (СУР). На материалах Ростовской таможни авторами эмпирически доказано, что внедрение в процедуру контроля после выпуска товаров СУР способствует сокращению количества проводимых таможенных проверок, значительно повышает эффективность их проведения. Показано, что новые подходы, внедренные в работу ФТС, способствуют более точному и быстрому выявлению нарушений, что улучшает процесс контроля и позволяет с высокой степенью эффективности бороться с незаконными действиями в сфере таможенного регулирования.
Ключевые слова: администрирование, контроль, таможенные органы, система управления рисками, международная торговля.
CUSTOMS ADMINISTRATION IN THE CONTEXT OF GLOBAL TURBULENCE: ACTUAL CONTROL AT THE SOUTHERN BORDERS
Roshchina L.N., Professor, Doctor of Economics, Rostov State University of Economics (RINH), Rostov-on-Don, Russia
Taranov P.V., Professor, Doctor of Economics, Rostov State University of Economics (RINH), Rostov-on-Don, Russia
Abstract. The purpose of the article is to identify the peculiarities of customs administration in the context of global turbulence using the example of the customs authorities of the southern region. The authors present the role of the Federal Customs Service of Russia in maintaining the stability of customs activity indicators during the crisis period of 2020-2023. The relevant adaptation of customs authorities to changes in the global economy is shown: effective cooperation with other government agencies, solving emerging problems with a high level of professionalism, which made it possible to quickly respond to new challenges and ensure stability in international trade. An analysis of the customs authorities' practices allowed noting the active introduction of innovative technologies and working methods and more effective control over the movement of goods across the border. As a result of an innovative approach to the organization of customs control, the authors identified an increase in the effectiveness of controlling and a reduction in the time for cargo clearance, which is a trigger for the development of international trade and strengthening economic ties between countries. The article presents one of the key innovative technologies of customs control - the risk management system (RMS). Based on the materials of the Rostov Customs, the authors empirically proved that the introduction of RMS into the control procedure after the release of goods helps to reduce the number of customs checks carried out, significantly increases the efficiency of their conduct. It is shown that new approaches introduced into the work of the FCS contribute to more accurate and rapid detection of violations, which improves the control process and allows for a high degree of effectiveness in combating illegal actions in the field of customs regulation.
Keywords: administration, control, customs authorities, risk management system, international trade.
JEL classification: F13, F15, F53.
Для цитирования: Рощина Л.Н., Таранов П.В. Таможенное администрирование в условиях глобальной турбулентности: фактический контроль на южных рубежах // Прогрессивная экономика. 2025. № 1. С. 195-209. DOI: 10.54861/27131211_2025_1_195.
Статья поступила в редакцию: 24.01.2025 г. Одобрена после рецензирования: 29.01.2025 г. Принята к публикации: 30.01.2025 г.
For citation: Roshchina L.N., Taranov P.V. Customs administration in the context of global turbulence: actual control at the southern borders // Progressive Economy. 2025. No. 1. pp. 195-209. DOI: 10.54861/27131211_2025_1_195.
The article was submitted to the editorial office: 24/01/2025. Approved after review: 29/01/2025. Accepted for publication: 30/01/2025.
Введение
В условиях изменения экономического, технологического и геополитического мирового ландшафта актуализируются вопросы обеспечения экономической безопасности страны в аспекте внешних границ. Во-первых, экономическая безопасность - сложная категория, которую затруднительно однозначно определить. Многие исследователи связывают ее с состоянием, при котором достигаются определенные цели в экономике. В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года подчеркивается важность защищенности экономической системы от угроз как изнутри, так и извне. Это обеспечивает экономический суверенитет, единство экономического пространства и создает условия для осуществления стратегических национальных приоритетов страны.
Во-вторых, таможенный контроль в Российской Федерации играет важную роль для экономической безопасности страны и осуществляется таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, федеральным законодательством РФ и законодательством РФ в целом. Основным принципом таможенного контроля является принцип выборочности, который осуществляется на основе результатов деятельности системы управления рисками.
В-третьих, деятельность таможенных органов, связанная с таможенным контролем, нацелена на оптимизацию процедур и повышение их эффективности с целью достижения основных задач данного вида контроля. Результативность выполнения этих функций является ключевым показателем успешности таможенного контроля за конкретный временной промежуток. Максимальная оперативность и точность в действиях таможенных служб позволяют обеспечить необходимый уровень безопасности и эффективности внешнеторговых операций. Целью статьи является выявление особенностей таможенного администрирования в условиях глобальной турбулентности на примере таможенных органов южного региона.
Обзор литературы
Вопросам таможенного администрирования посвящены работы многих отечественных ученых: С.В. Соленой, С.В. Вишняковой, А.Ф. Хапилина и других авторов. Проблематика и результативность использования информационных технологий в процедурах таможенного администрирования изучается следующими авторами: С.В. Соленая, И.В. Куликова, Вишнякова С.В. [7]. В частности, рассматривается межведомственный обмен информацией в процессе таможенного контроля, формирование единой базы первичных документов и интегрированной системы оценки рисков в качестве путей оптимизации процессов таможенного администрирования. Идею реализации масштабирования автоматизации таможенных процессов и внедрения в процедуры контроля качественной аналитики с использованием инновационных технологий развивают авторы О.Б. Иванова, А.Ф. Хапилин, С.А. Хапилин [2], представляя в качестве условия успешной реализации стратегии развития таможенного администрирования централизацию
контрольных функций на основе инновационных технологий. Позже авторы А.Ф. Хапилин и С.А. Хапилин развили представленную раннее идею автоматизации таможенных процессов и представили в своих трудах внедрение единой модели организации таможенного контроля как инструмента совершенствования таможенных процедур [11], предлагая к реализации концепцию интеллектуального пункта пропуска с акцентом на инновационную систему управления рисками.
Вопросы совершенствования таможенного администрирования посредством риск-ориентированного подхода изучены учеными А.Е. Морозовой и И.В. Украинцевой [6]. «Цифровые двойники» и технологии с элементами искусственного интеллекта рассматриваются указанными авторами как основа создания адекватной системы выявления потенциальных рисков нарушения таможенного законодательства. Проблематику внедрения цифровых технологий изучают в своих трудах и авторы С.В. Соленая и К.Д. Андрющенко [8], описывая внедрение цифровых платформ для целей более результативного функционирования таможенных органов в части проведения контроля и отслеживания товаров. Авторами отмечается, что наряду с активной цифровизацией таможенных процедур и автоматизацией контрольных процессов в практике таможенных органов большое количество документов все еще дублируется бумажной формой. Анализ научных трудов позволяет констатировать особую роль инновационных технологий в таможенном администрировании. Современные процедуры контроллинга и отслеживания товаров могут быть эффективными при условии интеграции информационных технологий различных ведомств, использовании элементов искусственного интеллекта в построении и моделировании систем управления рисками.
Материалы и методы
Методологической основой исследования послужили общенаучные методы - логический и системный анализ. В процессе исследования применялись эвристические методы, а именно индукция и аналогия, и метод обработки эмпирических данных.
Результаты и обсуждение
Согласно данным отчета ФТС России, в 2020 году завершилась реализация стратегии развития ФТС России до 2020 года, комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года и плана мероприятий по реформированию системы таможенных органов с 2018 по 2020 год [10]. В 2020 году в связи с пандемией COVID-19 были приняты новые меры безопасности и санитарные нормы для предотвращения распространения инфекции. Внедрение новых технологий, таких как системы распознавания лиц и идентификации грузов, привело к сокращению времени проверки и снижению вероятности возникновения ошибок (таблица 1).
Данные ФТС России о результатах таможенного контроля в период с 2020 по 2023 годы, осуществляемого с применением системы управления рисками (СУР), свидетельствуют о повышении эффективности и
результативности проводимых мероприятий. За указанный период было обнаружено значительное количество нарушений таможенного законодательства, таких как недекларирование товаров, предоставление недостоверной информации о товарах, фальсификация документов и прочее.
Таблица 1
Данные ФТС России о результатах проведенного таможенного контроля _в рамках применения СУР в период с 2020 г. по 2023 г._
Результат 2020 год 2021 год 2022 год 2023 год
Решение об отказе в выпуске товаров 22 000 29 000 14 000 15 000
Решение о запрете на ввоз/вывоз 10 000 26 000 12 000 11 000
товаров
Дополнительно взыскано в результате 21, 3 26,7 17,6 20,1
применения СУР, млрд. руб.
Доля результативных таможенных 33,8% 38,3% 44,9% 46,8%
досмотров, %
Возбуждено дел об АП, тыс. уголовных дел 27 000 420 42 000 500 41 000 300 42 000 320
Источник: составлено авторами по данным [10]
Благодаря внедрению СУР удается своевременно выявить и пресечь множество подобных противоправных схем, что значительно снизило вероятность незаконного ввоза товаров на территорию России [6]. Кроме того, использование СУР при таможенном контроле позволило улучшить эффективность и скорость прохождения таможенных процедур, что способствовало увеличению объема товарооборота. В начале 2020 года было объявлено о распространении вируса СОУГО-19, а уже во втором квартале возникла пандемия. Для предотвращения резкого снижения эффективности таможенного контроля таможенные органы предприняли шаги по совершенствованию технологий таможенного контроля [12]. За 2020 год были созданы 4 дополнительные электронные таможни и 4 центральные электронные таможни. Были проведены мероприятия по внедрению автоматизированной обработки деклараций на товары, сокращению времени таможенных процедур, внедрена технология оплаты таможенных платежей через ЕЛС, а также улучшена система рисков в области таможенного законодательства, предоставлена возможность подачи заявлений в электронном виде, регистрации УЭО и выдачи свидетельств [10].
Для товаров, используемых в борьбе с пандемией, была установлена особая система льготного взимания таможенных платежей. Благодаря этой мере импортёры были освобождены от уплаты примерно 2,1 миллиарда рублей по НДС и более 8 миллиардов рублей по ввозным пошлинам. Однако для обеспечения национальной безопасности и экономики страны были введены временные ограничения на вывоз определенных товаров. Это позволило таможенным органам предотвратить незаконный вывоз более 356 тонн товаров, предназначенных для индивидуальной защиты.
В течение 2020 года таможенные органы с применением Системы Управления Рисками (СУР) начали 27 081 административных производств и 420 уголовных дел. Было вынесено более 22 тысяч решений об отказе в выпуске товаров и более 10 тысяч решений о запрете ввоза/вывоза товаров. Доля успешных таможенных досмотров составила 33,8%. Благодаря применению указанных выше мер было взыскано более 21,3 тысячи рублей (таблица 2).
Таблица 2
Доля таможенных платежей, взысканных в результате применения СУР
в 2019-2022 гг., в общей сумме таможенных платежей, _ администрируемых ФТС России_
Таможенные платежи, администрируемые Доля таможенных
Анализируемый ФТС России, платежей, взысканных в
период перечисленные в ФБ РФ, млрд руб. результате
В результате применения СУР Всего применения СУР
2020 год 21,3 4751,8 0,45%
2021 год 26,7 7156,9 0,37%
2022 год 17,6 6222,2 0,28%
2023 год 17,2 5921,1 0,25%
Источник: составлено авторами по данным [10]
Доля таможенных платежей, взысканных в результате применения системы управления рисками, является важным показателем эффективности работы таможенных служб и свидетельствует о их успешной борьбе с нарушениями таможенного законодательства. Представленные в таблице данные не позволяют сделать вывод о фискальном ориентире СУР, напротив, показатели по годам отражают скорее отрицательную динамику взыскиваемых таможенных платежей в связи с применением мер по минимизации рисков. Согласно представленным данным, можно заключить, что в 2021 году показатели таможенного контроля значительно улучшились. Например, количество расследуемых случаев нарушений в области таможенного дела в 2021 году выросло на 35,52% по сравнению с предыдущим годом (рисунок 1)
45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000
о
(2020 j 2021
J Возбуждено дел об АП
2020
2021
2020
2021
Рис. 1. Результаты проведения таможенного контроля с применением
СУР за 2020-2021 гг.
Источник: составлено авторами по данным [10]
Увеличилось число начатых уголовных дел на 16%. Решения о запрете ввоза/вывоза увеличились на 23,88%, а отказов в выпуске товаров на 22,2%. (рисунок 2).
2020 2021
Рис. 2. Результаты проведения таможенного контроля с применением
СУР за 2020-2021 гг.
Источник: составлено авторами по данным [10]
В 2021 году общая сумма взысканий увеличилась на 5,4 миллиарда рублей, что составляет прирост в 20,22% по сравнению с предыдущим периодом. Кроме того, доля успешных таможенных проверок выросла на 4,5% в 2021 году. Благодаря улучшению законодательной базы и автоматизации процессов выявления рисков удалось обновить базы данных таможенных органов, исключить неэффективные профили рисков, и увеличить эффективность декларирования товаров с использованием системы управления рисками до уровня 56,7%.
Согласно отчету ФТС России, в 2021 году в результате успешного таможенного контроля было изъято контрафактной продукции на общую сумму 2,1 млрд рублей, что в 7 раз превышает показатель за аналогичный период 2020 года - 304 млн рублей. [10]. В 2022 году, в контексте глобальных политических событий, таможенная политика России столкнулась с необходимостью адаптации к новым экономическим реалиям. Введение экономических санкций со стороны коллективного запада повлекло за собой пересмотр и корректировку внешнеторговых связей. Это, в свою очередь, способствовало активизации сотрудничества с новыми торговыми партнерами, в первую очередь из регионов Южной и Восточной Азии. Особенное значение приобрела оптимизация торгового диалога с Китайской Народной Республикой, что нашло отражение в запуске пилотного проекта по автоматизированному обмену таможенной информацией [3]. Этот шаг упростил процесс классификации товаров, ускорил таможенные процедуры и повысил прозрачность трансграничных операций.
Очевидно, что таможенные органы сейчас акцентируют внимание на контроле за перемещением товаров после их выпуска. Это вызвано растущей угрозой незаконного оборота товаров, которая требует более строгого надзора. Для борьбы с этим явлением проводятся усиленные инспекции и аудиты, направленные на выявление нарушений таможенного законодательства [5].
Основная цель заключается в предотвращении незаконной торговли, включая контрабанду и производство поддельных товаров. Эти меры направлены на обеспечение честной конкуренции на рынке и защиту прав потребителей. Важно подчеркнуть, что такое ужесточение контроля способствует созданию благоприятной экономической среды и способствует борьбе с преступностью в сфере торговли.
В контексте национальной безопасности и специальной военной операции (СВО) таможенные процедуры подверглись дополнительной адаптации. Внедрение Системы Управления Рисками (СУР) позволило повысить эффективность контроля за ввозимыми стратегически важными товарами, учитывая потребности государства и непредвиденные обстоятельства. Это позволяет своевременно реагировать на изменения в экономической ситуации и обеспечивать приоритетные потребности страны [9]. Таким образом, в 2022 году таможенная служба России прошла через этап значительных трансформаций, нацеленных на обеспечение стабильности и защиты экономических интересов страны в сложившихся условиях санкционного давления со стороны недружественных стран (рисунок 3). В результате принятых мер таможенными органами было возбуждено более 41 тыс. дел об административных правонарушениях и свыше 300 уголовных дел, а также было вынесено более 26 тыс. решений об отказе в выпуске товаров и более 12 тыс. решений о запрете ввоза/вывоза товаров.
600
Уголовных дел
Возбуждено дел об АП
2021
2021
2021
2022
Рис. 3. Результаты проведения таможенного контроля с применением
СУР за 2021-2022 гг.
Источник: составлено авторами по данным [10]
В рамках применения СУР в 2022 году было взыскано свыше 17,6 млрд. рублей, а результативность таможенного контроля с использованием СУР после выпуска товаров составила 44,9% (таблица 2).Таким образом, в 2022 году количество возбужденных дел об административных правонарушениях сократилось на 2,38%, а уголовных дел на 40% по сравнению с показателями 2021 года (рисунок 4).
35000
30000
25000
20000
Принято решений об отказе в выпуске
15000
■ Принято решение о запрете ввоза/вывоза
10000
5000
О
2021
2022
Рис. 4. Результаты проведения таможенного контроля с применением
Количество принятых решений об отказе в выпуске сократилось на 10,34%, а количество решений о запрете ввоза/вывоза товаров уменьшилось на 14,29%. Это привело к уменьшению объема взысканных сумм при таможенном контроле с использованием СУР в 2021 году на 9,1 млрд. рублей, что составляет 34,08% меньше, чем в 2020 году. Несмотря на это, в 2022 году был отмечен заметный рост эффективности таможенных досмотров по окончании процедуры выпуска товаров, что стало возможно благодаря внедрению системы управления рисками (СУР).
Анализ статистических данных показал, что результативность таможенных проверок увеличилась на 6,6 процентных пункта по сравнению с предыдущим годом. Эти данные подтверждаются официальной отчетностью таможенных служб и исследованиями в области таможенного регулирования. Так, благодаря СУР удалось значительно повысить точность таможенного контроля, что, в свою очередь, способствовало увеличению количества выявленных нарушений и не декларированных товаров [4]. Таким образом, внедрение и эффективное использование системы управления рисками на таможне дало значительный положительный эффект в 2022 году, что подтверждается не только процентным увеличением результативности досмотров, но и общим улучшением работы таможенных органов в целом (рисунок 5).
В 2023 году ФТС России применила меры в рамках Системы управления рисками (СУР) с целью соблюдения международных договоров Российской Федерации, права Евразийского экономического союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании для предотвращения нарушений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Рис. 5. Результаты проведения таможенного контроля с применением
СУР за 2022-2023 гг.
Источник: составлено авторами по данным [10]
В результате реализации вышеуказанных мер, в 2023 году было взыскано дополнительно 18,7 миллиарда рублей, возбуждено более 46 тысяч дел об административных правонарушениях, что на 5000 больше чем в предыдущем 2022 году, зафиксировано более 400 уголовных дел, что на 100 больше чем в 2022 году(рисунок 6).
30000
□ Принято решений об отказе в выпуске
м Принято решение о запрете ввоза/вывоза
2022
2023
Рис. 6. Результаты проведения таможенного контроля с применением
СУР за 2022-2023 гг.
Источник: составлено авторами по данным [10]
Принято свыше 21 тысячи решений об отказе в выпуске товаров, в сравнении с 2022 году это меньше на 5000 и более 16 тысяч решений о запрете ввоза/вывоза товаров, что на 4 тыс. больше чем в 2022 году. Результативность применения СУР при таможенном декларировании товаров в 2023 году составила 63,5%, что превышает установленное плановое значение более чем на 50%.
С марта 2022 года по настоящее время против Российской Федерации принято 6 пакетов американских и 11 пакетов западноевропейских санкций, призванных ослабить функционирование финансовых и экономических институтов страны, дестабилизировать работу Правительства России, усложнить функционирование субъектов хозяйствования и жизнь обычных граждан. Эти изменения оказали существенное влияние на работу
таможенных органов. Снижение объемов импортируемых товаров привело к уменьшению транспортного потока через границу. Это также повлияло на работу пунктов пропуска, поскольку уменьшилось количество транспортных средств, перевозящих товары, соответственно, значение количества актов таможенного досмотра снизилось [3]. Снижение данных показателей продолжилось что объяснимо началом Специальной военной операции в феврале 2022 года (таблица 3).
Таблица 3
Количество актов таможенного досмотра, проведенных на указанных
таможенных постах Ростовской таможней за 2020-2023 гг.
Таможенный пост Количество актов досмотра
2020 год 2021 год 2022 год 2023 год
Азовский 84 52 46 29
Аэропорт Ростов-на Дону 75 70 8 0
Волгодонский 22 29 10 3
Краснянский 52 63 41 8
Морской порт Азов 105 120 66 10
Несветайский 212 195 186 59
Речной порт Ростов-на-Дону 43 53 31 35
Таганрогский 142 124 95 18
И ТК№2 т/п Азовский 236 253 232 51
И ТК№2 т/п Таганрог 71 82 38 6
И ТК№3 т/п Азовский 212 219 242 191
Общий итог 1254 1260 995 410
Источник: составлено авторами по данным [10]
Подводя итоги анализа результативности таможенного контроля за период с 2020 по 2023 год, можно сказать, что ФТС России поддерживала стабильность показателей таможенной деятельности на протяжении данного периода. Таможенные органы релевантно адаптировались к изменениям в мировой экономике. Они эффективно сотрудничали с другими государственными органами, решая возникающие задачи с высоким уровнем профессионализма. Это сотрудничество позволило оперативно реагировать на новые вызовы и обеспечивать стабильность в международной торговле. Таможенные органы активно внедряли инновационные технологии и методы работы, что способствовало более эффективному контролю за перемещением товаров через границу [1]. Результатом такого подхода явился рост эффективности процессов таможенного контроля и сокращение времени оформления грузов, что в свою очередь способствовало развитию международной торговли и укреплению экономических связей между странами.
Федеральная таможенная служба Российской Федерации активно работала над снижением рисков и их контролем, внедряя инновационные технологии в сферу таможенного контроля, устанавливая новые стандарты и совершенствуя информационно-технологические системы. Один из ключевых
моментов в области таможенного контроля стало внедрение процедуры контроля после выпуска товаров с применением системы управления рисками (СУР). Это привело к сокращению количества проводимых таможенных проверок, при этом значительно повысив эффективность их проведения. Новые подходы, внедренные в работу ФТС, способствуют более точному и быстрому выявлению нарушений, что улучшает процесс контроля и позволяет с высокой степенью эффективности бороться с незаконными действиями в сфере таможенного регулирования.
С началом специальной военной операции на Украине, 24 февраля 2022 года, был введен режим временного ограничения полетов на юге России. Так, в связи с закрытием воздушного пространства для полетов гражданской авиации вдоль границы с Украиной, с 24 февраля 2022г., закрыт Аэропорт «Платов» в Ростове-на-Дону, из-за чего его пропускная способность уменьшилась и количество составленных актов досмотра и осмотра снизилась соответственно (таблица 4).
Таблица 4
Количество актов таможенного осмотра, проведенных на указанных
таможенных постах Ростовской таможней за 2020-2023 гг.
Таможенный пост Количество актов осмотра
2020 год 2021 год 2022 год 2023 год
Азовский 99 106 98 75
Аэропорт Ростов-на Дону 16 14 10 9
Волгодонский 9 10 6 2
Краснянский 29 32 27 12
Морской порт Азов 18 16 11 15
Несветайский 324 352 298 91
Речной порт Ростов-на-Дону 39 46 32 17
Таганрогский 137 123 109 55
И ТК№2 т/п Азовский 22 24 15 16
И ТК№2 т/п Таганрог 54 61 44 23
И ТК№3 т/п Азовский 179 168 156 101
Общий итог 926 952 806 416
Источник: составлено авторами по данным [10]
В 2020 году количество актов таможенного осмотра, составленных на указанных таможенных постах, подведомственных Ростовской таможне составило 926 шт. В 2021 году это значение выросло на 3% и составило 952. В 2022 и 2023гг. наблюдается заметное снижение количества проведенных таможенных осмотров на пунктах пропуска по сравнению с 2021 годом на 15% и 56%, и составляет 806 и 416 шт. соответственно. Это вызвано вышеописанными факторами, которые также оказывают влияние на данную ситуацию.
Также рассмотрим динамику количества транспортных средств, проследовавших через государственную границу в автомобильных пунктах пропуска, подведомственных Ростовской таможне (таблица 5)
Таблица 5
Количество транспортных средств, проследовавших через государственную границу Российской Федерации в указанных пунктах _пропуска за 2020-2023гг._
Таможенный пост Количество транспортных средств
2020 год 2021 год 2022 год 2023 год
Автомобильный пункт пропуска Чертково 151 588 142 657 67 654 62 327
Автомобильный пункт пропуска Гуково 277 230 280 320 178 894 181 344
Автомобильный пункт пропуска Новошахтинск 429 548 433 796 216 605 222 964
Автомобильный пункт пропуска Весело-Вознесенка 325 987 326 828 151 688 150 321
Автомобильный пункт пропуска Донецк 293 785 290 791 420 730 419 114
Автомобильный пункт пропуска Куйбышево 260 012 254 657 160 264 145 588
Автомобильный пункт пропуска Матвеев Курган 436 458 438 951 325 464 414 573
Всего 2 174 608 2 168 043 1 521 299 1 596 231
Источник: составлено авторами по данным [10]
Согласно данным представленной выше таблицы, в 2020 году количество транспортных средств, проследовавших через государственную границу Российской Федерации в указанных пунктах пропуска составило 2 174 608 шт., что лишь на 0,3% больше, чем в следующем 2021 году. Однако разница между 2021 годом и 2022 годом составила уже значительные 29%, что обусловлено введением санкций коллективного запада. В 2022 году, вследствие санкций, изменились направления грузопотоков: уменьшились объемы перевозок автотранспортом из ЕС при значительном росте из Турции, а также Китая и Ирана. Между 2022 годом и 2023 годом разница значений составила 4,6%, немного увеличившись в 2023 году.
Заключение
Текущие международные обстоятельства, включая экономические санкции, спровоцировали сокращение объёмов торговли с рядом зарубежных партнеров и, как следствие, уменьшение необходимости в таможенном контроле. В ответ на текущие изменения, Федеральная таможенная служба активно работает над направлением торговых потоков к странам Юга и Востока. Для этих целей были подготовлены соответствующие документы по информационному взаимодействию и перемещению товаров. Разработана также единая система управления рисками, нацеленная на препятствие незаконному ввозу и вывозу товаров, находящихся под действием запретов и ограничений.
В настоящее время Россия имеет ключевые экономические отношения с Китаем и Индией. В сотрудничестве с Индией осуществляется разработка
системы международных финансовых переводов, в то время как Китай выступает ведущим партнёром как по объему экспортируемых, так и импортируемых товаров, с долей экспорта в 13% и импорта в 25,2% за период с февраля 2021 года по январь 2022 года. Следует подчеркнуть, что ключевые задачи таможенного контроля связаны с внедрением передовых инновационных таможенных и информационных технологий в процесс таможенного администрирования, что особенно важно в современных условиях глобальной турбулентности.
Литература
1. Басенко А.М., Таранов П.В., Рощина Л.Н. Перспективные технологии таможенного оформления товаров и транспортных средств. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2020. 145 с.
2. Иванова О.Б., Хапилин А.Ф., Хапилин С.А. Приоритеты совершенствования таможенного администрирования в России в рамках реализации стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2021. № 2 (74). С. 175-182.
3. Кузнецов Н.Г., Губарь О.В., Панасенкова Т.В. Структурная трансформация экономики в новой реальности // Развитие логистики в условиях санкционных ограничений и международной экономической интолерантности: материалы международной научно-практической конференции: XVIII Южно-Российский логистический форум. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2022. С. 223-231.
4. Куликова И.В., Украинцева И.В. Перспективы развития информационных таможенных технологий как фактор повышения качества таможенных услуг участникам внешнеэкономической деятельности // Логистика VS COVID-19: последствия, риски, новые возможности роста: Материалы международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2020. С. 275-278.
5. Макаренко Е.Н., Кислая И.А., Макаренко Т.В. Аналитический обзор состояния процессов цифровизации: территориальные уровни агрегации // Развитие логистики в условиях санкционных ограничений и международной экономической интолерантности: материалы международной научно-практической конференции: XVIII Южно-Российский логистический форум. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2022. С. 258-263.
6. Морозова А.Е., Украинцева И.В. Риск-ориентированный подход как фактор повышения эффективности таможенного контроля после выпуска товаров // Устойчивое развитие сферы товарного обращения и услуг в условиях санкционных ограничений: материалы международной научно-
практической конференции профессорско-преподавательского состава, студентов и молодых ученых. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2022. С. 133-138.
7. Соленая С.В., Куликова И.В., Вишнякова С.В. Оптимизация механизма администрирования на основе информационных технологий Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы России // Modern Economy Success. 2020. № 5. С. 164-168.
8. Соленая С.В., Андрющенко К.Д. Применение цифровых технологий в деятельности таможенных органов России // Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы: ученые записки. Выпуск 28. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2023. С.103-108.
9. Таранов П.В., Басенко А.М. Национальная экономика и ее конкурентоспособность в современном экономическом пространстве // Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы: ученые записки. Том Выпуск 28. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2023. С. 132-137.
10. Таможенная статистика // Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/?ysclid=m26ene4xpx460473196
11. Хапилин А.Ф., Хапилин С.А. Направления совершенствования таможенного администрирования в условиях концептуальных изменений таможенно-логистической системы России // Инновационные логистические решения в условиях экономики трансформации: технологический суверенитет, импортозамещение, цифровое равенство: Материалы международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), 2023. С. 187-191.
12. Хапилин А.Ф., Хапилин С.А. Стратегические направления развития таможенного администрирования в Российской Федерации в современных условиях // Ключевые тенденции развития общественных финансов в новой экономической реальности: Материалы международной научно-практической онлайн-конференции. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2022. С. 85-88.