EDN: YCDRWJ
Т.В. Дорожкина - к.э.н., доцент кафедры таможенного дела и логистики, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Институт управления, бизнеса и технологий, Калуга, Россия, [email protected],
T.V. Dorozhkina - candidate of economics, associate professor of the department of customs and logistics, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Institute of Management, Business and Technology, Kaluga, Russia;
Е.С. Щербакова - старший преподаватель кафедры «Экономика и управление», Тульский институт управления и бизнеса имени Н.Д. Демидова, Тула, Россия, [email protected],
E.S. Shcherbakova - senior lecturer of the department of economics and management, Tula Institute of Management and Business named after N.D. Demidov, Tula, Russia;
А.С. Макарова - студентка, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия, [email protected],
A.S. Makarova - student, Kaluga state university named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia;
А.И. Гранатырь - студентка, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия, [email protected],
A.I. Granatyr - student, Kaluga state university named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КАК СОВРЕМЕННОГО МЕХАНИЗМА ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ DEVELOPMENT OF THE RISK MANAGEMENT SYSTEM AS A MODERN CUSTOMS ADMINISTRATION MECHANISM
Аннотация. В условиях постоянно изменяющихся внешних факторов осуществления международной торговли все большее значение приобретают инструменты контроля, позволяющие комплексно решать проблемы обеспечения экономических интересов, возникающие перед таможенными органами Российской Федерации. В статье проанализированы результаты применения СУР в условиях дальнейшего внедрения цифровых процессов в таможенный контроль. Показано, что эффективность применения СУР в части возбужденных дел об установленных правонарушениях снижается. Последовательно обосновывается мысль о том, что перенастройка системы управления рисками (СУР) для адаптации к новым форматам осуществления внешнеэкономической деятельности и принципам таможенного контроля становится комплексной задачей, которая касается всех направлений деятельности таможенной системы. Важные тенденции формирования системы управления рисками заключаются в повышении аналитической и экспертной работы по раскрытию рисков нарушения законодательства. Необходима перенастройка СУР, которая будет обеспечивать смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товарной партии, а также позволит применять методы таможенного мониторинга только к участникам ВЭД, не исправившим в установленные сроки допущенные нарушения в отчетности.
Abstract. In the conditions of constantly changing external factors of international trade, control tools are becoming increasingly important, allowing for complex solutions to the problems of ensuring economic interests that arise before the customs authorities of the Russian Federation. The article analyzes the results of the use of RMS in the conditions of further implementation of digital processes in customs control. It is shown that the effectiveness of the use of RMS in terms of initiated cases of established offenses decreases. The idea is consistently substantiated that the reconfiguration of the risk management system (RMS) to adapt to new formats of foreign economic activity and the principles of customs control becomes a complex task that concerns all areas of the customs system. Important trends in the formation of a risk management system are to increase analytical and expert work on disclosure of risks of violation of legislation. It is necessary to reconfigure the RMS, which will ensure a shift in the emphasis of customs control to the stage after the release of the consignment, and will also allow customs monitoring methods to be applied only to foreign trade participants who have not corrected the violations in the reporting within the prescribed time.
Ключевые слова: таможенное администрирование, пополнение государственного бюджета, система управления рисками, интеллектуальная таможня, таможенный мониторинг.
Keywords: customs administration, replenishment of the state budget, risk management system, intelligent customs, customs monitoring.
Одна из главных задач таможенных органов любого современного государства состоит в защите экономической безопасности этого государства и его граждан. Пополнение государственного бюджета, защита здоровья людей, животных, растений и окружающей среды в целом, все эти задачи функционально связаны с работой таможенных органов, которые, применяя методы современного администрирования, обеспечивают как поддержку отечественного бизнеса, так и безопасность страны в целом. В этом процессе СУР является одним из базовых механизмов, который использует все ресурсы таможенных органов для предотвращения нарушений закона при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также для контроля за уплатой таможенных платежей, соблюдения требований тарифного и нетарифного регулирования. При этом базовой задачей применения СУР является снижение затрат на таможенную очистку как со стороны государства, так и участников ВЭД.
Сегодня такая система считается основой актуальных методов таможенного контроля, и, кроме того, позволяет сосредоточить интерес таможенных органов на тех поставках, которые несут за собой наибольшую угрозу нарушения таможенного законодательства. Необходимо отметить, что управление рисками представляет собой непрерывный процесс, прочно интегрированный во все процессы управления таможенной деятельностью. Результативность СУР обеспечивается формированием системы методического, информационного, технического, программного, и кадрового оснащения. Под воздействием внешних факторов, таких как изменения геополитической ситуации, смены экономических партнеров, изменения перечня санкционных товаров и т.д., а также в условиях проводимых структурных реформ ФТС, требуется постоянная оптимизация процессов СУР [2].
Так, одним из значимых аспектов, повлиявших на осуществление таможенного администрирования, стал перевод декларационного процесса в центры электронного декларирования (далее - ЦЭДы), которых на данный момент в структуре ФТС - 16. В итоге были разделены операции фактического документального контроля товаров, что позволило значительно снизить коррупционную составляющую и минимизировать уровень внешнего «воздействия» на принятие решения о выпуске товарной партии, тем самым для добросовестных участников ВЭД время авторегистрации на таможне сократилось до 2 мин, а автовыпуска - до 3 мин.
Партий товаров, классифицированные как безрисковые, оформляются в среднем до 5 минут. На фоне сокращения времени таможенных операций, СУР также обеспечивает контрольные функции. Основные показатели эффективности применения таможенными органами СУР продемонстрированы в Таблице 1.
Таблица 1 - Эффективность применения таможенными органами СУР в 2020 - 2022 гг.
———Годы Показатель —— 2020 г. 2021 г. 2022 г. Темп прироста в 2022 г. в % к:
2021 г. 2020 г.
Количество возбужденных дел об АП (ед) 27 081 42 195 41 000 -2,83 51,40
Количество возбужденных уголовных дел (ед.) 420 518 300 -42,08 -28,57
Дополнительно взыскано (млрд. руб.) 21,3 26,7 17,6 -34,08 -17,37
Количество решений об отказе в выпуске товаров (ед) 22 561 29 356 26 000 -11,43 15,24
Количество решений о запрете ввоза/вывоза товаров (ед) 10 657 14 588 12 000 -17,74 12,60
Источник: составлено авторами на основе данных https://customs.gov.ru/
Результаты применения СУР таможенными органами за анализируемый период имеют неоднозначную динамику. Так, в 2022 году по сравнению с 2021 годом суммы довзысканных платежей уменьшились практически на треть, а относительно 2020 г. - на 17,37 %. Подобная динамика объясняется колоссальным санкционным давлением на нашу страну и, как следствие, снижение товаропотока. При этом к административной ответственности за прошедший год было привлечено всего на 51,4 пп больше участников ВЭД, чем 2 года назад и всего на 1195 меньше, чем в предыдущем году. Что может объясняться повышением качества работы по выявлению правонарушений. В корреляции с объемами импорта и экспорта остаются показатели решений о запрете на ввоз и вывоз товаров. В 2022 году информация о товарах, контролируемых в рамках запретов и ограничений, интегрирована в СУР.
В настоящее время оценка эффективности функционирования СУР анализируется по многим параметрам, основными из которых являются результативность мер по минимизации рисков, а также доля объектов таможенного контроля, к которым применялись меры по минимизации рисков. Оценка эффективности применения СУР в возбуждаемых делах приведена в таблице 2.
Таблица 2 - Эффективность применения таможенными органами СУР в 2020-2022 гг. в возбужденных делах
Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г. Темп прироста в 2022 г. в % к:
2021 г. 2020 г.
Общее количество уголовных дел, возбужденных ТО 2064 2041 1847 -9,5 -10,5
Количество уголовных дел, возбужденных ТО в результате применения СУР 420 518 300 -42,1 -28,6
Эффективность применения СУР в уголовных делах, возбужденных ТО 20,35 25,38 16,24 -36,0 -20,2
Общее количество дел об АП, возбужденных ТО 114 547 138 818 146 936 5,8 28,3
Количество дел об АП, возбужденных ТО в результате применения СУР 39 181 42 012 41 235 -1,8 5,2
Эффективность применения СУР в делах об АП, возбужденных ТО 34,21 30,26 28,06 -7,3 -17,9
Источник: составлено авторами на основе данных https://customs.gov.ru/
По статистическим данным, представленным в таблице 2, можно сделать вывод, что эффективность применения таможенными органами СУР в возбужденных делах за анализируемый период снижается. Несмотря на незначительное снижение количества уголовных дел, возбужденных таможенными органами Российской Федерации за анализируемый период, эффективность СУР за 2022 г. снизилась на 36,0 % относительно 2021 г. и на 20,2 % по сравнению с 2020 г. Схожая динамика наблюдается в части возбужденных таможенными органами дел об АП -снижение эффективности применения СУР в 2022 г. относительно 2021 г. на 7,3 пп., а относительно 2020 г. - на 17,9 пп. Также нельзя отрицать, что применение СУР повышает результативность выполнения фискальной функции таможенных органов, что безусловно расценивается как положительная характеристика СУР.
При этом проверки Счетной палаты РФ неоднократно выявляли нарушения в работе СУР и показывали ее низкую эффективность. Так, в 2020 году было отмечено, что только 9 % профилей риска показали высокую результативность, а по целой группе лицензионных платежей профили рисков вообще не были разработаны, что приводило к нарушениям контроля за таможенной стоимостью [5].
Программное обеспечение и базовые настройки СУР часто отстают от реалий внешнеэкономической деятельности, связанных с изменением нормативной базы, специализированных перечней товаров (например,
санкнционных, новых), изменение в требованиях к срокам и объему контроля, что значительно снижает эффективность администрирования.
В 2022 г были внесены коррективы в объем сведений, предоставляемых в таможенный орган в отношении товаров приоритетного импорта и народного потребления, что позволило оптимизировать работу СУР и значительно сократило количество операций и долю таможенных с 2,2% до 1,0%. В особом режиме применялась СУР в отношении товаров для нужд СВО.
Руководство ФТС отмечает, что при этом не допускалось снижения эффективности контроля. В 2022 году она составила 44,9 %, увеличившись по сравнению с 2021 на 6,6 пп.
Необходимо отметить, что на протяжении последних двух лет ФТС активно ведет работу, в том числе и научно-исследовательскую, по созданию перспективной модели СУР. В начале 2022 года по начался переход от теоретического этапа - к практической апробации информационно--программных средств, которые должны обеспечить применение технологии автоматизированной оценки уровня риска товарных партий. На базе Центрального таможенного управления, Московской областной таможни, Шереметьевской таможни было проведено самостоятельное тестирование системы машинного обучения выявления рисков и интеллектуальных моделей оценки уровня риска товарных партий с использованием массива деклараций на товары, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. В перспективе эти работы будут продолжены [1].
Сокращен ряд требований по количеству выпущенных деклараций на товары для отнесения к категории низкого уровня риска - до 70 единиц (вместо 100), что уже концу 1 квартала 2023 года позволило включить в число организаций низкого уровня риска 2 804 организации, значительную часть которых относятся к среднему и малому бизнесу. Подготовлен проект приказа Министерства финансов России, который предусматривает применение дополнительного механизма категорирования для поддержки системообразующих предприятий на основании ходатайства федерального органа исполнительной власти (вступил в силу 29 января 2023 года).
В конце августа 2022 года начало действовать Решение Совета ЕЭК, позволившее расширить применение СУР при импорте товаров, подлежащих ветеринарному контролю. Это стало возможным благодаря развитию на протяжении последних 5 лет информационной системы Россельхознадзора ФГИС «ВетИС».
Тем не менее, одним из факторов, снижающих результативность применения СУР остается и разобщенность подходов к формированию профилей рисков на уровне ЕАЭС. Особенное внимание уделено проекту по формированию в ЕАИС ТО перспективной модели СУР, которая основана на технологии автоматизированной оценки уровня риска товарных партий. Уровень риска каждой перемещаемой товарной партии будет устанавливаться в режиме реального времени с использованием искусственного интеллекта.
В условиях протекания интеграционных процессов необходимо уделять внимание ценовым исследованиям, систематизации и обобщению запросов и информации, предоставляемой различными профессональными объединениями в рамках ВЭД, отраслевыми союзами и ассоциациями, что позволит не только оптимизировать процессы информационного взаимодействия, но и позволит минимизировать риски нарушения налогового и таможенного законодательства.
Эксперты полагают, что в целях повышения продуктивности системы управления рисками следует нивелировать недостатки в настройках системы, позволят мероприятия по контролю после выпуска товаров [3]. Но на данный момент, перечень таких действий, закрепленный в ТК ЕАЭС не обеспечивает в полной мере комплексного анализа соответствия внешнеторговой деятельности юрлиц требованиям таможенного законодательства. По причине того, что каждое государство-член таможенного союза самостоятельно определяет и формирует профили риска, видится необходимым формирование единой системы управления рисками ЕАЭС.
Развитие механизмов современного администрирования в таможенной сфере, включая СУР, безусловно определяется совершенствованием цифровых технологий и института предварительного информирования в пунктах пропуска, применением электронного декларирования продукции, дальнейшим упрощением процедуры транзита, переносом акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров, оптимизацией и обеспечением гибкой работы СУР и центров оперативного мониторинга, а также проведением исследований ценообразования и использованием сведений, предоставляемых профессиональными объединениями импортеров, модернизацией субъектно-ориентированной модели системы управления рисками посредством расширения практики применения результатов контроля ФНС России, редактированием нормативно-правовой базы, автоматизацией процессов выявления рисков. Введение современных, индексных подходов при оценке деятельности участников ВЭД, позволит оптимизировать механизм таможенного мониторинга и свести его к сопоставлению той информации, которая имеется в таможенном органе с той, которая будет получена посредством удаленного доступа из системы учета товаров [4]. Эти механизмы дадут возможность предпринимателям самостоятельно, до применения административных мер, исправлять выявленные нарушения в оплате таможенных платежей, ошибки в декларациях и т.д., что в конечном итоге приведет к дальнейшему сокращению временных и материальных затрат на таможенные формальности.
Многие из перечисленных направлений уже активно реализуются в СУР, обеспечивая выполнения стратегических задач развития таможенной службы нашей страны, но постоянно меняющиеся условия средового окружения требуют не останавливаться на месте.
Источники:
1. Дорожкина Т.В., Варламова Е.Е., Купенко Е.А. К вопросу использования цифровых платформ при формировании стратегии развития системы управления таможенными рисками // Финансовый бизнес. 2022. № 5 (227). С. 89-92.
2. Иванов А.А. Особенности таможенно-тарифного регулирования в РФ на современном этапе развития международных отношений // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. N° 7 (89). С. 70-72.
3. Петрушина О.М., Мустафина К.И., Плахова А.А. Современные тенденции администрирования таможенных платежей в Российской Федерации // Вестник Академии знаний. 2022. № 49 (2). С. 384-388.
4. Мигел А.А., Лесина Т.В., Дзирун И.А., Степин Н.Д. Направления развития информационных и цифровых технологий в таможенной службе РФ // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2022. № 12. С. 423-425.
5. Федеральная таможенная служба: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 16.04.2023).
EDN: YECEEA
Д.С Дуйков - аспирант, «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия, D.S. Duykov - graduate student, Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Moscow, Russia, А.В. Батищев - к.э.н., заведующий кафедрой искусственного интеллекта и анализа данных, «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия,
A.V. Batishchev - candidate of economic sciences, head of the department of artificial intelligence and data analysis, Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Moscow, Russia.
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ С КЛИЕНТАМИ И ПОТРЕБИТЕЛЯМИ
В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕС-СТРУКТУР THE STRATEGY OF INTERACTION WITH CUSTOMERS AND CONSUMERS IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF BUSINESS STRUCTURES
Аннотация. Основной целью управления взаимоотношениями с клиентами выступает постоянный контакт компании с клиентами, что в свою очередь должно привести к долгосрочным отношениям клиента с компанией. Для этого компании, на первоначальном этапе разработки стратегии управления взаимоотношениями с клиентами, разрабатывают карту пути клиента - это схема, которая отображает, как клиент проходит путь от знакомства с брендом, последующей покупки товаров и становления лояльным клиентом к компании.
Цель исследования заключается в разработке подхода по реализации стратегии управления взаимоотношениями между компанией и ее клиентами в условиях цифровой трансформации. Элементы научного вклада исследования заключаются в обосновании необходимости управления взаимоотношениями компании с клиентами и потребителями с активным внедрением цифровых технологий, систематизации инструментария и предложении методического подхода к оценке эффективности управления взаимоотношениями, а также составлении алгоритма по внедрению системы управления взаимоотношениями с клиентами и потребителями.
Abstract. The main goal of customer relationship management is a constant contact of the company with customers, which in turn should lead to a long-term relationship between the client and the company. For this purpose companies, at the initial stage of development of customer relationship management strategy, develop customer journey map - a scheme that shows how the customer goes from acquaintance with the brand, the subsequent purchase of goods and becoming a loyal customer to the company.
The aim of the study is to develop an approach to the implementation of the strategy of relationship management between the company and its customers in the context of digital transformation. Elements of scientific contribution of the research consist in substantiation of necessity of relationship management of the company with clients and consumers with active implementation of digital technologies, systematization of tools and offer of methodical approach to evaluation of effectiveness of relationship management, and also composition of algorithm on implementation of system of relationship management with clients and consumers.
Ключевые слова: управление взаимоотношениями с клиентами и потребителями, маркетинг отношений, цифровая трансформация, клиентоориентированный подход, омникальность, стратегия.
Keywords: customer and customer relationship management, relationship marketing, digital transformation, customer-centric approach, uniqueness, strategy.
Значимость роли, которую играют потребители в деятельности любой компании, невозможно переоценить, ведь главным источником доходов компании является потребительский спрос на товары или услуги компании.
Впервые термин «relationship marketing» (в пер. с анг. - «маркетинг взаимоотношений») был предложен в 1983 г. Л. Берри для описания нового подхода к маркетингу, ориентированного на более длительное взаимодействие с потребителями.
Основой концепции маркетинга взаимоотношений является то, что центральным активом бизнес-структур различного уровня являются отношения, построенные на условиях партнерства, снижающие риски [13] и создающие условия для увеличения прибыли в долгосрочной перспективе. Таким образом, компании переориентируются в стратегическом развитии с краткосрочной на долгосрочную перспективу [1]. И как следствие, компании взамен ориентации на конкурентов стали переориентироваться в своей деятельности на взаимодействия с потребителями, уходя от классического понятия транзакционного маркетинга.
Теоретической основой работы послужили труды исследователей, которые внесли вклад в развитие маркетинга отношений: Гордон Я.Х., Грёнроос К., Бест Р., Берри Л., Бикер Дж., Вебстер Ф., Голубкова Е.Н., Пеппер Л., Роджерс М., Андерсон К., Керр К., Мик Д., Иган Д., Дойль П., Келлер К.Л., Томсона Х., Третьяк О.А., Котлер Ф., Ламбен Ж., Кущ С.П., Морган Р., Маккена Р., Хант Ш.Д., Ньюэлл Ф., Гембл П., Шани Д. и другие.
Исследованию теоретических и методических основ лояльности потребителей и разработке инструментария их удержания посвящены работы как зарубежных исследователей, так и отечественных: Широченская И.П., Ансофф И., Аакер Д., Адлер Ю.П., Бутчер С., Васин Т.Ю., Миниард П.У., Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д.,