ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.П. Манушина, канд. экон. наук, доцент С.Р. Реснянская, студент Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10987
Аннотация. В данной статье рассматривается государственное регулирование в условиях политики импортозамещения, в частности, роль таможенно-тарифного регулирования как инструмента развития импортозамещения, характер и содержание таможенно-тарифного регулирования в условиях экономических санкций по отношению к России. В текущих условиях методы таможенно-тарифного регулирования наиболее эффективны в регулировании внешнеэкономической деятельности. Это обусловлено способностью таможенно-тарифного регулирования воздействовать на характер импорта и экспорта в необходимых направлениях, содействовать или препятствовать ввозу и вывозу определенных категорий товаров.
Ключевые слова: экономика, импортозамещение, государственное регулирование, таможенно-тарифное регулирование, санкции, экспорт, таможенная пошлина.
Импортозамещение не является для Российской Федерации принципиально новым элементом государственной политики, однако особую актуальность данный процесс приобрел лишь в последние пять лет. Так, начиная с 2014 года, государство столкнулось с серьезными экономическими последствиями исключительно политических событий мирового масштаба. В отношении Российской Федерации были введены санкции со стороны западных государств (среди прочих - США, Евросоюз, Канада, Япония) [1]. Санкции подразумевают под собой меры ограничительного или запретительного характера, имеющие экономическую направленность и предполагающие негативные последствия для стороны, в отношении которой они вводятся. Данное обстоятельство, значительно усложнившее ведение внешней торговли, послужило двигателем импортозамеще-ния, то есть побуждением к замене импортных товаров на отечественном рынке товарами, произведенными внутри страны [2].
В результате, импортозамещение стало частью государственной программы, утвержденной Постановлением Правитель-
ства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (редакция - 14 декабря 2018 года) [3]. Данный процесс учтен в следующих подпрограммах: «Развитие производства средств производства» и «Содействие проведению научных исследований и опытных разработок в гражданских отраслях промышленности».
1. Особенности государственного регулирования в условиях развития импортозамещения
На сегодняшний день экономика России переживает серьезный структурный кризис, вызванный совокупностью следующих факторов: зависимостью доходов государства от текущих цен на нефть и добывающей промышленности; зависимостью от импорта - в большинстве отраслей более половины продаж приходится на импортную продукцию (табл. 1); недостаточному уровню инновационного развития предприятий реального сектора экономики и некоторых других.
Таблица 1. Зависимость отраслей промышленности Российской Федерации от импорта
[4]
Доля импорта в потреблении продукции в целом, %
Станкостроение 90
Легкая промышленность 70-90
Тяжелое машиностроение 60-80
Радиоэлектронная промышленность 80-90
Фармацевтика и медицинская промышленность 70-80
Во времена научно-технического прогресса особенно важно отметить прямую зависимость Российской Федерации от
импорта высокотехнологичной, наукоемкой и инновационной продукции (табл. 2,
3).
Таблица 2. Доля высокотехнологичных товаров в общем объеме импорта, 20132018 гг., % [5]_
2013 2014 2015 2016 2017 (01-09) 2018
Январь-декабрь 62,4 61,2 58,7 61,3 68,4 67,4
Как можно заметить, доля высокотехнологичной продукции в объеме импорта составляет за рассматриваемый промежуток минимум 58,7%. Наиболее высокий показатель был зафиксирован в 2017 году
и составил 68,4%. По данным службы государственной статистики ниже в таблице 3 представлена доля высокотехнологичных товаров в общем объеме экспорта.
Таблица 3. Доля высокотехнологичных товаров в общем объеме экспорта, 20132018гг., % [5]_
2013 2014 2015 2016 2017 (01-09) 2018
Январь-декабрь 10,2 10,0 12,8 14,5 13,7 10,8
В соответствии с данными, представленными выше, доля высокотехнологичной продукции в объеме экспорта за последние 6 лет неоднородна. Наиболее высокий показатель был зафиксирован так же в 2017 и составил 14,5%. Проведем срав-
нительный анализ внешнеторгового оборота Российской Федерации в разрезе высокотехнологичной продукции и наглядно представим полученные значения на рисунке.
Доля высокотехнологичных товаров в общем объеме экспорта и импорта, %
2013 2014 2015 2016 2017 2018 (01-09)
Год
Рис. 1. Доля высокотехнологичных товаров в общем объеме экспорта и импорта, 20132018 гг., % [5]
Высокотехнологичная продукция относится к одной из наиболее уязвимых отраслей российской промышленности, так как на протяжении всего периода просматривается преобладание импорта над экспортом более, чем в 5 раз. Целями, лежащими в основе импортозамещения, являются повышение национальной безопасности государства и развитие промышленности. Из этого становится ясно, как остро сейчас стоит задача наращивания аналогичного производства с целью усиления экономической безопасности.
2. Таможенно-тарифное регулирование как инструмент развития импортозамещения
Как уже было отмечено, импортозаме-щение направлено на стабилизацию и рост национальной экономики за счет повышения качества отечественного производства и реорганизации структуры выпускаемых товаров в сторону наукоемких и высокотехнологичных видов продукции [6]. Достижение выдающихся результатов станет возможным при наличии следующих «сильных» сторон предприятий:
- достаточного объема производственных мощностей;
- высокого уровня конкурентоспособности предприятий, оцениваемого по качеству производимого товара и спросу на него.
Так, становится ясно, что далеко не все компании способны обеспечить себя упомянутыми ресурсами. С целью достижения удовлетворительного решения озвученной проблемы, начиная с 2014 года и по сегодняшний день продолжается активная разработка всевозможных механизмов, способствующих комплексному и многомерному переосмыслению национальной экономики [7].
Среди прочих механизмов существенно выделяется таможенная политика, которая содействует целям импортозамещения через следующие инструменты: изменение ставок ввозных таможенных пошлин; контроль за предотвращением ввоза товаров, в отношении которых введен запрет; квотирование и лицензирование. Так, Российская Федерация как член Всемирной тор-
говой организации вправе внести изменения в свои тарифные обязательства.
С первого взгляда может казаться, что повышение экономической безопасности через таможенную политику заключается в усилении мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, но не все экономические механизмы настолько очевидны. Главная цель повышения ставок таможенных пошлин в рамках политики импортозамещения заключается в уменьшении доли импортной продукции на территории государства и, соответственно, ослаблении конкуренции. Тем не менее, на сегодняшний день степень развития большинства отраслей промышленности, наиболее зависимых от импорта оборудования, не дает возможности не только для осуществления развития и роста выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, но и для достижения результатов предыдущего, досанкционного периода [8].
Далее на примере пищевой и перерабатывающей промышленности рассмотрим случай, свидетельствующий о необходимости проведения более детального анализа соответствия используемых средств продиктованным ранее целям и прогнозам. В апреле 2018 года глава Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантуров выступил на правительственной комиссии по импорто-замещению с предложением о повышении ввозных таможенных пошлин на оборудование, необходимое пищевой и перерабатывающей промышленности, по разным позициям в диапазоне от 0,5% до 10%, при этом не нарушая условий вступления в ВТО [9].
В соответствии с выступлением далее была разработана и утверждена Стратегия развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, целью создания которой послужила необходимость обеспечения отечественных предприятий указанных отраслей современным и высокотехнологичным оборудованием.
В первую очередь это коснется тех модулей рынка, в которых особенно высока
доля иностранного оборудования, а именно: оборудование для мясной, в том числе птицеперерабатывающей промышленности (94,0% в 2016 году), оборудование для сахарной промышленности (81,0%), фасо-вочно-упаковочное и весоизмерительное оборудование (79,0%), оборудование для молочной промышленности (70,0%). Рынок машиностроения можно квалифицировать как высококонкурентный в связи с низким уровнем таможенно-тарифной защиты, поскольку многие виды оборудования освобождены от уплаты ввозных пошлин (например, технологическое оборудование для пищевой промышленности, код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕА-ЭС - 8417900000) [10].
В соответствии с планом мероприятий, указанном в Стратегии, на первый этап (2018-2020 гг.) приходится следующее мероприятие: «внесение изменений в ЕТТ ЕАЭС, в части увеличения ставок ввозных таможенных пошлин на машины и оборудования для пищевой промышленности до уровня обязательств Российской Федерации в ВТО». Уровень обязательств ограничивает применение ставок ввозных таможенных пошлин до 10%.
После утверждения указанной Стратегии, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации через департамент пищевой и перерабатывающей промышленности направило письмо с предложением оценить последствия повышения ввозных таможенных пошлин на машины и оборудование, необходимые пищевой и перерабатывающей промышленности.
Ответ был получен от следующих отраслевых союзов и ассоциаций: Союза производителей безалкогольных напитков, Ассоциации предприятий кондитерской промышленности, Национальной мясной ассоциации, Национального союза производителей молока, Российского союза пе-
продуктов питания выступили против выдвинутой инициативы. На принятие решения повлияло несколько существенных причин:
- отсутствие отечественных аналогов ввозимого оборудования;
- отсутствие проектирования и разработок новых видов оборудования, способных исключить необходимость импорта;
- использование зарубежных технологичных линий для производства большей части продукции;
- повышение ставок скорее всего приведет к повышению цен на необходимое оборудование и, соответственно, скажется на цене конечного продукта.
Заключение
Необходимо отметить, что применение таможенно-тарифного регулирования и, как следствие, повышение таможенной пошлины на ввозимое оборудование для пищевой промышленности в качестве меры защиты отечественного производителя, обеспечения экономической безопасности государства в целом представляется возможным и успешным, но преждевременным решением. Основным путем совершенствования применения таможенных платежей как инструмента развития им-портозамещения является проведение комплексного анализа отдельных сегментов пищевой и перерабатывающей промышленности. Анализ позволит определить наиболее защищенные элементы и на их примере постепенно вводить таможенно-тарифное регулирование в части повышения ставок ввозных таможенных пошлин на импортное оборудование при условии наличия отечественных аналогов. Это позволит уменьшить издержки предприятий и защитить потребителей от резкого и необоснованного с точки зрения социальной политики роста цен на продукцию.
карей. Перечисленные производители
Библиографический список
1. Алехина Т.А., Захаркина Н.В. Импортозамещение как основной инструмент развития экономики России. // Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. - 2018. - № 45 (1). - С. 223-235.
2. Плотников В.А. Импортозамещение: теоретические основы и перспективы реализации в России // Экономика и управление: рос. науч. журн. - 2014. - № 11. - С. 38-47.
3. Вертакова Ю.В. Выявление перспектив импортозамещения в обрабатывающей промышленности России на основе оценки инновационного развития / Ю.В. Вертакова, О.Н. Греченюк, А.В. Греченюк // Экономика и управление: рос. науч. журн. - 2015. - № 6. -С. 39-47.
4. Жакевич А.Г. Импортозамещение: проблемы и перспективы // Вестник МИЭП. -2015. - №1 (18).
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru.
6. Богачева Е.Д., Субхонбердиев А.Ш. Перспективы внедрения модели импортозаме-щения в экономике России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2015. - Т. 13. - С. 1381-1385.
7. Коваленко С.В., Сарварова Р.Р., Чибугаева С.Г. Импортозамещение как фактор роста экономики страны // Молодой ученый. - 2015. - № 24. - С. 466-468.
8. Новиков В.Е., А.П. Манушина, Л.И. Александрова. О роли таможенно-тарифного регулирования в формировании финансовой системы России // Актуальные проблемы таможенного дела: идентификация, классификация и безопасность товаров: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. ученых, аспирантов, студентов / РТА. - М.: РИО РТА. 2017. С. 93-97.
9. Минпромторг решил поднять ввозные пошлины на все пищевое оборудование. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tks.ru/reviews/2018/04/12/02.
10. Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) (приложение к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 (ред. от 19.03.2019). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
CUSTOMS TARIFF REGULATION AS A TOOL FOR DEVELOPMENT OF IMPORT SUBSTITUTION IN THE RUSSIAN
FEDERATION
A.P. Manushin, candidate of economic sciences, associate professor S.R. Resnyanskaya, student Russian customs academy (Russia, Lyubertsy)
Abstract. This article discusses government regulation in the context of import substitution policies, in particular, the role of customs tariff regulation as an instrument for the development of import substitution. The article reviews the nature and contents of customs tariff regulation during economic sanctions against Russia. In the current circumstances, methods of customs tariff regulation are most effective in steering foreign economic activities. This is due to the ability of customs tariff regulation to influence the nature of imports and exports in the required directions, to facilitate or hinder the importation and exportation of certain categories of goods.
Keywords: economy, import substitution, government regulation, customs tariff regulation, sanction, export, customs duty.