УДК 339.97
Филиппов М. И.
Студент
5 курс, Институт истории и права Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
Россия, г. Калуга Мосеенкова А. О.
Студент
5 курс, Институт истории и права Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
Россия, г. Калуга Непарко М. В.
доцент
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
Россия, г. Калуга DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10667 ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННО - ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Filippov M.I.
Student
5 year, Institute of History and Law Kaluga State University K. E. Tsiolkovsky Russia, Kaluga Moseenkova A. O.
Student
5 year, Institute of History and Law Kaluga State University K. E. Tsiolkovsky Russia, Kaluga Neparko M. V. docent
Kaluga State University K. E. Tsiolkovsky Russia, Kaluga
FEATURES OF CUSTOMS - TARIFF REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF FUNCTIONING OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION
Аннотация:
В условиях современного экономического и политического развития государства, все большую роль играет внешнеэкономическая деятельность, связанная с импортом и экспортом товаров (работ, услуг). И именно на таможенные органы возложена задача обеспечения соблюдения мер таможенно - тарифного регулирования, включающих взимание таможенных платежей при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности в рамках внешнеторговых контрактов. В статье выявлены особенности таможенно - тарифного регулирования в рамках Евразийского экономического Союза, а также рассмотрены перспективы развития таможенно - тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Abstract:
In the conditions of the modern economic and political development of the state, the foreign economic activity associated with the import and export of goods (works, services) is playing an increasingly important role. And it is precisely the customs authorities that are entrusted with the task of ensuring compliance with customs - tariff regulation measures, including the collection of customs payments in customs operations with respect to goods transported by participants of foreign economic activity within the framework of foreign trade contracts. The article reveals the features of customs and tariff regulation in the framework of the Eurasian Economic Union, and also considers the prospects for the development of customs and tariff regulation offoreign trade.
Ключевые слова: таможенно - тарифное регулирование, внешнеэкономическая деятельность, Евразийский экономический Союз, развитие, перспективы, таможенный тариф, таможенные пошлины.
Key words: customs - tariff regulation, foreign economic activity, the Eurasian Economic Union, development, prospects, customs tariff, customs duties.
На современном этапе внешнеэкономическая имеет важное значение в формировании структуры деятельность, основывается на внешней торговле и и динамики национальной экономики государства.
<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#2(1т)),2Ш9 / БСОШМТС 8С1Б1ЧСБ8
Одним из основных инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД - далее) является таможенно-тарифное регулирование, главная цель, которой -оптимизация процессов импорта и экспорта. Государство, используя этот инструмент, реализует свое право на установление таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, во внешнеторговых отношениях с которыми РФ применяет режим наиболее благоприятствуемой нации. Это является условием международных торгово-экономических соглашений, которые предусматривают права, преимущества, льготы.
Таможенное регулирование ВЭД в Российской Федерации производится на уровне функционирования крупного интеграционного объединения -Евразийского экономического союза (далее -ЕАЭС), целью которого является экономическое взаимодействие между государствами, а также модернизация и увеличение конкурентоспособности национальных экономик[2].
Таможенно - тарифное регулирование представляет собой один из способов пополнения доходной части федерального государственного бюджета, что является важной задачей для каждой страны. Элементами таможенно - тарифного регулирования являются таможенные пошлины, таможенный тариф, тарифные льготы и преференции, определение страны происхождения товаров, таможенная стоимость товара.
Важнейшим механизмом торговой политики на территории таможенного союза в рамках ЕАЭС, является Единый таможенный тариф ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС - далее). Общие положения о ЕТТ ЕАЭС прописаны в законе РФ № 5003-1 «О таможенном тарифе». Определение ЕТТ ЕАЭС приводится в Решении Совета Евразийской экономической комиссии, по которому ЕТТ ЕАЭС является сводом ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран и систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС - далее).
Основанием таможенно-тарифного регулирования ЕАЭС является Единый таможенный тариф и нормативные акты, которые регламентируют его применение на международном, наднациональном и национальном уровнях. Границы действия таможенного законодательства ЕАЭС - это таможенная территория ЕАЭС, которую составляют территории: России, Республики Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан, и Республики Кыргызстан, а также находящиеся за пределами территорий стран - участниц ЕАЭС искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых, с цельюразвития интеграционных процессов действует два уровня нормативно - правового обеспечения: национальный и наднациональный, являющийся приоритетным.
На сегодняшний день доходы федерального бюджета от экспорта углеводородов имеют боль-
шое значение в поддержании экономики государства, но эта экспортно - сырьевая зависимость делает экономику России уязвимой со стороны неблагоприятного воздействия внешних факторов. Российская Федерация имеет огромный потенциал для увеличения экспорта продукции не нефтегазового сектора, но необходимо также развивать иные отрасли, которые будут производить готовую продук-циювысокого качества, конкурентоспособную с импортными аналогичными товарами[5].
Ни одна страна не владеет достаточным количеством ресурсов, которые позволили бы в полной мере удовлетворить национальные потребности, тем самым каждое государство импортирует на международном рынке товары, производство которых внутри страны сложно, относительно дорого или вообще невозможно. Ставки импортных (ввозных) пошлин в ЕАЭС установлены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС.
Согласно данным Евразийской экономической комиссии самую большую часть в импорте стран ЕАЭС занимают машины, оборудование и транспортные средства (44,7% совокупного импорта), продукция химической промышленности (18,2%), продовольственные товары и сельско-хозяйствен-ное сырье (12,2%). Более 80% объема закупок этих товаров за пределами ЕАЭС осуществляет Рос-сия[7].
Говоря о развитии транспорта внутри интеграционного объединения ЕАЭС, можно отметить, что меры по развитию интеграционного потенциала стран ЕАЭС в области транспорта и инфраструктуры изложены в стратегическом документе - Основных направлениях и этапах реализации транспортной политики, принятым президентами стран в декабре 2016 года. Реализация Основных направлений скоординированной политики будет способ-ствоватьросту грузопотоков в рамках взаимной и внешней торговли между государств, доли транспортных услуг в ВВП, реализации крупномасштабных транспортных проектов.
Стоит обратить внимание на то, что важно использовать не только импортные компоненты для сборки машин, но и развивать отечественный сектор машиностроения. Данный фактор может дать не только новые рабочие места с последующим ростом доходов населения и спроса на потребительские товары, но и снижение цен на машины и оборудование, что позволит сэкономить финансы на модернизацию экономики.
Кроме того, применение мер таможенно-тарифного регулирования, в том числе импортных таможенных пошлин, обеспечивает защиту национального рынка, создает возможности для развития национального производства, уменьшает импорт иностранных товаров, способствует защите национальных интересов государств, в связи, с чем это еще раз подтверждает важность механизма таможенно-тарифного регулирования[6].
Большое влияние на таможенно - тарифное регулирование в рамках ЕАЭС оказывают взятые обязательства перед Всемирной торговой организа-
цией (ВТО - далее), в результате которых происходит связывание ставок ввозных таможенных пошлин (то есть снижение ставок), что приводит к сокращению уровня таможенно-тарифной защиты[3].
В будущем ставка тарифа продолжит постепенное снижение в связи с выполнением тарифных обязательств перед ВТО. Это может привести к ро-ступоступления зарубежных товаров и усугубить положение отечественных производителей. Данную проблему можно решить посредством тарифной эскалации. Тарифная эскалация предполагает увеличение уровня ставок таможенных пошлин на товары по мере роста степени их обработки, другими словами - сырье может ввозиться по низким ставкам, полуфабрикаты по средним ставкам, готовая продукция должна облагаться высокими ставками таможенных пошлин.
В процессе классификации товаров нередко возникают проблемы, одна из которых заключается, например, в разночтениях, вызванных специальной терминологией. Таким образом, при неопределенном толковании какого - либо термина, когда происходит контроль достоверности заявленного кода товара, у работников таможенных органов появляется основание полагать, что товарный код заявлен неправильно. В таком случае для обеспечения мер таможенно-тарифного регулирования код товара должен быть исправлен. Как правило, в таких случаях проводится экспертиза, по результатам которой принимается решение по классификации товара. До принятия решения по классификации товара, этот товар считается выпущенным условно.
Подобный процесс «таможенной очистки» длится долгое время, а участник ВЭД несет убытки. Поэтому видится необходимым разработка мер по предотвращению дальнейшего возникновения проблем, которые связаны с классификацией товаров.
Основным минусом в системе таможенного декларирования в государствах - членах ЕАЭС является наличие «принципа резидентства» при подаче декларации на товары, закрепленного статьей 449 Таможенного кодекса ЕАЭС[1]. «Принцип ре-зидентства» является преградой на пути перехода к обеспечению свободного движения товаров по территории ЕАЭС. Этот принцип предполагает обязанность подачи данной декларации именно тому таможенному органу государства — члена ЕАЭС, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, выступающее как декларант. Отмена данного принципа должна повлечь изменения в налоговом, валютном, внешнеторговом законодательстве государств - членов ЕАЭС.
Таким образом, можно сделать вывод, что в современных условиях таможенно-тарифное регулирование внешней торговли имеет огромное значение в торгово-политическом механизме. Тем не менее, в результате анализа системы таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС выявлены неко-
торые проблемные моменты в данной сфере, решение которых будет способствовать усовершенствованию действующей системы таможенно-тарифного регулирования.
Библиографический список:
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. Режим доступа - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc &base=LAW&n=215 315&fld=13 4&dst=1000000001, 0&rnd=0.1210996688661039#01347666491157764 (дата обращения 17.09.2019).
2. Алымова О.А. Характеристика основных методов государственного управления внешнеторговой деятельностью // 76 Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2015. - № 1. - С. 32-38.
3. Аналитический доклад Управления по конкурентной политике Правительства РФ «Продовольственное эмбарго: итоги 2015 года». [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http://ac.gov.m/fües/publicaüon/a/8972.pdf 15. Ар-ский А.А. Запреты и ограничения во внешней торговле: учебное пособие. - М.: РИО РТА, 2014. - 120 с.
4. Баклаков П.А., Зыбина Е.В., Степура Н.А., Кулешов А.В., Гайфутдинов В.А., Шишкина О.В. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности: учебное пособие. - СПб.: ИЦ Интермедия, 2014. - 923 с.
5. Дюмулен И.И. Нетарифные меры в современной международной торговле: некоторые вопросы теории, практика и правила ВТО, интересы России // Российский внешнеэкономический вестник. - 2016. - № 2 - С.3-20.
6. Евразийский экономический союз: в интересах бизнеса и граждан. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroe c/dep_razv_integr/Document s/Издания/Биз-нес%20и%20граждане.pdf (дата обращения: 25.09.2019).
7. Непарко М.В. Таможенно-тарифное регулирование в россии: современные тенденции и перспективы В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. "Гуманитарные науки" 2017. С. 283-287.
8. Петрушина О.М., Тарадеева А.В., Мыта-рева Т.С. Порядок расчета и уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет российской федерации. Форум молодых ученых. 2019. № 1-2 (29). С. 1231-1238.
9. Федеральная таможенная служба: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 25.09.2019).