Серия Экономика. Информатика. 2016. №2 (223). Выпуск 37
МИРОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
УДК 339.54
ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА КАК ВАЖНЕЙШИЙ РЕГУЛЯТОР ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
CUSTOMS SERVICE AS THE MOST IMPORTANT REGULATOR OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES TO ENSURE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE
Аннотация. Статья посвящена единой системе таможенных органов, которой принадлежит особая роль в разработке и проведении таможенной политики, снижающей угрозы национальной и экономической безопасности, повышающей конкурентоспособность национальной экономики, укрепляющей продовольственную безопасность с помощью применения таможенно-тарифных и нетарифных механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности.
Resume. The article is devoted to a single system of customs authorities, which holds a special role in the development and implementation of customs policies that reduce threats to national and economic security, increase the competitiveness of the national economy, strengthening food security through the use of customs tariff and non-tariff mechanisms of regulation of foreign economic activity.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, единая система таможенных органов, национальная безопасность, таможенная служба, экономическая безопасность.
Key words: foreign economic activity, unified system of customs authorities, national security, customs service, economic security.
На современном этапе развития внешнеторговых отношений достаточно много внимания уделяется уровню национальной безопасности государства, и, в особенности, вопросам обеспечения экономической безопасности, достигающихся с помощью научных, экономических, политических, технических, технологических и социальных аспектов и факторов.
Национальная безопасность, включающая государственную, общественную, экономическую, энергетическую, техногенную, экологическую, информационную и личностную, обеспечивается при условии продолжительной стабильности, достаточной защищенности, способности своевременно выявлять опасности и предпринимать меры при условии выполнения комплекса политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, а также устранение возможных угроз.
Уровень экономической безопасности зависит от геополитического и экономико-географического положения, экономической и военно-политической мощи, ориентации институциональной системы, приоритетов экономической политики, основных направлений деятельности единой системы таможенных органов, параметров и структуры валового внутреннего продукта, наличия резервов стратегически важных материальных благ и т.п. Аспекты деятельности, формирующие эффективный уровень экономической безопасности, сведены: к разработке, принятию и исполнению законодательных актов и нормативно-правовых документов, обеспечивающих функционирование стратегически важных отраслей экономики; контролю исполнения бюджета и предотвращению нецелевого расходования средств; качественным антикоррупционным мероприя-
О.А. Москаленко, Е.Н. Петрушко, В.В. Шкилев О .А. Moskalenko, E.N. Petrushko, V.V. Shkilyov
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, ул. Победы, 85, г. Белгород, Россия, 308015
Belgorod State National Research University, 85, Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia
E-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
Серия Экономика. Информатика. 2016 № 2 (223). Выпуск 37
тиям; инвестициям в развитие науки и технологий; модернизации экономической системы управления государством т.д.
Кроме того, значительная роль отводится оптимизации и эффективности деятельности таможенной службы, формирующей федеральный бюджет [9].
Интегрирование экономики страны в мировое хозяйство способствовало коренному реформированию внешнеэкономического комплекса, поскольку трансформирование геополитического положения значительно увеличило роль внешнеэкономического фактора и усилило влияние внешних рынков на национальную экономику [1].
Следует отметить, что планомерное развитие внешнеэкономического комплекса России не возможно без установления межгосударственных основ взаимодействия посредством внешнеэкономических связей между странами. Внешнеэкономические связи представляют собой совокупность механизмов, средств, способов, методов, форм и видов торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, осуществляемых на правительственном уровне в торгово-экономическом, производственно-хозяйственном, валютно-финансовом и научно-техническом направлениях между странами с целью рационального использования возможностей общественного разделения труда, преимуществ международных экономических отношений для повышения экономической результативности хозяйственной деятельности и плодотворности проводимой внешнеэкономической политики. Сфера внешнеэкономических связей затрагивает установление межгосударственных основ взаимодействия, сотрудничества, формирование правовых и торговых механизмов, стимулирующих рост эффективности экономических связей. Качественное обеспечение комплекса поставок для государственных нужд и выполнение экономических, валютно-финансовых, монетарно-фискальных, ссудно-кредитных межгосударственных обязательств и межправительственных торговых соглашений составляют основную цель внешнеэкономических связей [10].
Если внешнеэкономические связи - это форма отношений во внешнеэкономической сфере между странами, то внешнеэкономическая деятельность - это обмен товарами, предметами и услугами (внешняя торговля), производственное сотрудничество в виде совместного производства (международная специализация и кооперация), научно-технический обмен, оказание экономической и технологической помощи, валютно-финансовое и иные формы взаимодействия. В страновой структуре внешней торговли России ведущее место занимает Европейский союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского союза в январе-сентябре 2015 года приходилось 45,6% российского товарооборота, на страны Содружества Независимых Государств - 12,4%, на страны Евразийского экономического союза - 7,8%, на страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества - 27,8%. Основными торговыми партнерами России в январе-сентябре 2015 года среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 46,8 млрд долларов США, Германия - 34,2 млрд долларов, Нидерланды - 34,2 млрд долларов, Италия - 24,2 млрд долларов, Турция - 18,1 млрд долларов, Япония - 16,2 млрд долларов, Соединенные Штаты Америки - 15,9 млрд долларов, Республика Корея - 13,3 млрд долларов, Польша - 10,5 млрд долларов, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии - 8,8 млрд долларов [15].
К основным видам внешнеэкономической деятельности следует отнести внешнюю торговлю товарами, услугами, информацией, предметами интеллектуальной деятельности; производственную кооперацию, представленную в форме взаимодействия и взаимозависимости между партнерами в смежных процессах разделения труда; инвестиционное сотрудничество как объединение трудовых, финансовых, технических, технологических и научных ресурсов иностранных партнеров; валютно-банковские и финансово-кредитные операции, сопровождающие коммерческую или предпринимательскую внешнеторговую сделку [6]. «По данным таможенной статистики Федеральной таможенной службы в январе-сентябре 2015 года внешнеторговый оборот России составил 399,2 млрд долларов США, сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 127,5 млрд долларов» [15].
«В настоящее время внешнеэкономическая деятельность России ориентирована на экспорт и требует проведения эффективной государственной таможенной политики, применения таможенных мер внешнеэкономического регулирования (таможенно-тарифного и нетарифного)» [14].
В январе-сентябре 2015 года экспорт важнейших товаров в стоимостном выражении составил «263371,9 млн долларов США, в том числе из стран дальнего зарубежья - 28091,8 млн долларов, из стран-участниц Содружества Независимых Государств - 33318,6 млн долларов; импорт - 135851,5 млн долларов, в том числе из стран дальнего зарубежья - 118465,1 млн долларов, из стран-участниц Содружества Независимых Государств - 15801,1 млн долларов. Основу российского экспорта в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 68%. В январе-сентябре 2015 года по сравнению с январем - сентябрем 2014 года физический объем топливно-энергетических товаров возрос на 6,6%. Среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта нефти сырой на 9,6%, электроэнергии - на 11,7%, газа
Серия Экономика. Информатика. 2016. №2 (223). Выпуск 37
природного - на 5,8%, нефтепродуктов - на 7,8%, в том числе керосина - на 31,6%, дизельного топлива - на 7,4%» [15].
Сегодня наблюдается тенденция постоянного роста задач, функций, обязанностей, сфер деятельности, контрольно-надзорных процессов в области таможенного дела, которые возлагаются на Федеральную таможенную службу [8].
Являясь неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики «таможенные органы активно содействуют обеспечению экономической безопасности, направленной на создание достаточного уровня социального, политического и оборонного существования, а также прогрессивному развитию Российской Федерации, основой которого является неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям» [12].
Так, среди основных задач таможенных органов особое внимание уделено: реализации единой торговой политики; соблюдению механизмов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; соблюдению законодательных и правовых основ в области внешнеэкономического, внешнеторгового и таможенного регулирования; выполнению результативных контрольных мероприятий за перемещением национальной и иностранных валют, ценных бумаг и дорожных чеков через таможенную границу Таможенного союза и др. [7].
Законодательством Российской Федерации установлены основные функции и обязанности таможенных органов [2], суть которых заключается: в содействии развитию внешней торговли и внешнеэкономической деятельности; реализации мер, направленных на защиту государственной безопасности и общественного порядка; выполнении международных обязательств; осуществлении взаимодействия с компетентными органами и международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела; содействии развитию экспортного и транзитного потенциала; ведении таможенной статистики внешней торговли; взимании таможенных пошлин, налогов, сборов; совершенствовании таможенных процедур, таможенных операций и форм таможенного контроля, а также создании условий, направленных на ускорение товарооборота; соблюдении механизма перемещения грузов через таможенную границу Таможенного союза, а также запретов и ограничений, установленных международными договорами, законодательством государств-членов Таможенного союза и Российской Федерации; реализации компетенций по защите объектов интеллектуальной собственности; выявлении, предупреждении, пресечении, предвидении и анализе преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов; содействии в борьбе с коррупцией; противодействии незаконному перемещению товаров, грузов, транспортных средств, культурных ценностей, наркотиков, психотропных средств, оружия и других предметов через таможенную границу Таможенного союза, сопровождающемся нарушением требований таможенного законодательства; осуществлении контроля за валютными операциями, а также за правильностью исчисления и своевременностью уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов; информировании и консультировании в области таможенного дела государственных органов, организаций, участников внешнеэкономической деятельности и иных граждан по вопросам таможенного дела и др. [3, 4].
Планомерное и целенаправленное включение России в международную внешнеэкономическую систему с целью формирования обшей системы безопасности, привели к существенным изменениям структуры таможенных органов России, предопределили ее дальнейшее развитие на перспективу, способствовали процессу повсеместного внедрения современных информационных технологий, а также результативному применению механизмов таможенного контроля и координированию товарообмена на территории Таможенного союза. «Согласно информации по линии деятельности организационно-инспекторской службы за 9 месяцев 2015 года по материалам оперативных подразделений Федеральной таможенной службы доначислено денежных средств на сумму более 2,84 млрд рублей; взыскано в федеральный бюджет более 1,1 млрд рублей; возбуждено 1379 уголовных дел, в том числе: за уклонение от уплаты таможенных платежей - 444 дела; по фактам контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов - 246 дел; за контрабанду сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, вооружения и военной техники, стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей, особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов - 412 дел». За отчетный период должностными лицами таможенных органов «в ходе таможенного контроля лиц, транспортных средств и грузов, следующих через таможенную границу, а также оперативно-розыскных мероприятий, проводимых самостоятельно или во взаимодействии с российскими и зарубежными правоохранительными органами, изъято из незаконного оборота в 637 случаях 1142,84 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а так же выявлено свыше 15 кг сибутрамина и иных сильнодействующих средств. Правоохранительными подразделениями таможенных органов возбуждено 420 уголовных дел по контрабанде наркотиков. Анализ статистических данных правоохранительной деятельности Федеральной таможенной службы «по производству неотложных следственных действий и предварительному расследованию в форме дознания
Серия Экономика. Информатика. 2016 № 2 (223). Выпуск 37
свидетельствует о том, что в январе-сентябре 2015 года возбуждено 1617 уголовных дел, что на 6,5 % больше показателя 2014 года (1518 дел); в том числе в отношении конкретных лиц возбуждено 1004 уголовных дела, тогда как в аналогичном периоде 2014 года зарегистрировано 961 дело. Стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза товаров составила более 4,7 млрд рублей. Сумма довзысканных неуплаченных таможенных платежей составила 3,1 млрд рублей. В результате принятых мер по установлению фактических обстоятельств совершения противоправных деяний и изобличению виновных лиц подозреваемыми и обвиняемыми в ходе расследования уголовных дел в федеральный бюджет уплачено таможенных платежей на сумму более 76 млн рублей. По подозрению в совершении преступлений таможенными органами задержано 102 лица» [15].
Показатели правоохранительной деятельности по линии административного производства характеризуют результативность и эффективность функционирования таможенной службы. Например, «за январь-сентябрь 2015 года возбуждено 64041 дело об административных правонарушениях, что на 7,7% больше аналогичного показателя 2014 года (59471 дело). Из общего количества дел: 60% приходится на физических лиц, 35% - на юридических лиц, более 4% - на должностных лиц, около 1% - на неустановленных лиц. Наибольшее количество дел об административных правонарушениях возбуждено по фактам недекларирования либо недостоверного декларирования товаров (32%) (от общего количества возбужденных), несоблюдения запретов или ограничений (1%), а также невывоза с таможенной территории Таможенного союза физическими лицами временно ввезенных товаров и транспортных средств в установленные сроки временного ввоза (13%). Предметами административных правонарушений чаще всего являлись автотранспортные средства, табак, валюта, текстильные материалы и изделия, алкогольная продукция, продукция растительного происхождения, а также древесина и изделия из нее. В отчетном периоде по 11880 решениям (постановлениям) судебных органов в уполномоченные органы (организации) передано имущества, обращенного в федеральную собственность, общей стоимостью 3,2 млрд рублей, что на 97% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (1,6 млрд рублей)» [16].
В последнее время особую актуальность приобрела результативная международная деятельность таможенной службы России. Существующие представительства в государствах: Республика Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Абхазия, Южная Осетия, Корея, Индия, Финляндия, Бельгия, Германия, Италия, Китай, Латвия, Япония, Бразилия, Аргентина осуществляют «деятельность в следующих целях: информирования о возможных угрозах экономической безопасности Российской Федерации на основе анализа информации, полученной в стране пребывания; обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации в области таможенного дела; формирования и совершенствования договорно-правовой базы сотрудничества с таможенной службой страны пребывания; укрепления позиций ФТС России в таможенной службе и деловых кругах страны пребывания; обеспечения выполнения межведомственных договоров между таможенными службами России и страной пребывания; изучения законодательства страны пребывания и выработки предложений по унификации и гармонизации законодательства Российской Федерации в области таможенного дела с международными стандартами.» Кроме того, на представительства (представителей) Федеральной таможенной службы в зарубежных странах возложены следующие функции: «представлять интересы таможенной службы России в стране пребывания в области таможенного дела; обеспечивать взаимодействие и сотрудничество таможенной службы России с таможенными и иными государственными органами, деловыми кругами страны пребывания, международными организациями в области таможенного дела; осуществлять сбор и анализ информации о нормативной и правовой базе таможенной службы страны пребывания, выявлять проблемные вопросы сотрудничества и подготавливать в части своей компетенции предложения для формирования позиции таможенной службы России по их решению; изучать и анализировать опыт работы таможенной службы страны пребывания в области таможенного дела и борьбы с таможенными правонарушениями; участвовать в организации обмена информацией с таможенной службой страны пребывания; осуществлять мониторинг ситуации по товарам и транспортным средствам, перемещаемым между Российской Федерацией и страной пребывания, с целью прогнозирования и выявления причин, препятствующих свободному прохождению грузов; взаимодействовать в рамках своей компетенции и полномочий со средствами массовой информации страны пребывания при освещении вопросов, касающихся таможенного дела; участвовать по поручению Федеральной таможенной службы в мероприятиях различного формата, проводимых по линии таможенного сотрудничества; оказывать содействие в организации и принимать участие во встречах, форумах, семинарах и иных мероприятиях, проводимых по линии таможенных служб России и страны пребывания; рассматривать устные и письменные обращения организаций, учреждений и граждан страны пребывания и граждан России по вопросам, входящим в компетенцию представителей, и направлять ответы заявителям [11]».
На основании вышеизложенного, «одним из важнейших элементов системы государственного управления внешнеполитическими связями является единая система таможенных органов
Российской Федерации» [13 ], и в особенности, таможенно-тарифный механизм, без которого проводить эффективную и грамотную экономическую политику невозможно. В условиях развития международных отношений, возобновления основных направлений таможенной политики, как стабилизатора внешнеэкономических связей, развития внешнеэкономической деятельности, регулятора торговли и финансов возрастает сущность и значение таможенных органов в государственном устройстве, проявляющееся в целенаправленном выполнении функций и задач, направленных на защиту национальных и экономических интересов государства, и заключающееся в усилении их фискальной функции. Также, отмечается планомерное усиление основных функций процесса управления единой системой таможенных органов Российской Федерации: планирования, прогнозирования, организации, учета и контроля, посредством которых таможенные органы обеспечивают защиту экономических интересов как Российской Федерации, так и Таможенного союза в целом [1].
Следовательно, единой системе таможенных органов Российской Федерации принадлежит особая активная и значимая роль в разработке и проведении таможенной политики, которая снижает внутреннюю и внешнюю угрозы национальной и экономической безопасности страны, повышает конкурентоспособность национальной экономики, укрепляет продовольственную безопасность страны и т.д. при помощи применения таможенно-тарифных и нетарифных механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности.
Список литературы References
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (в ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) : подписан в г. Астане 29 мая 2014 г. 2015. Собр. законодательства Рос. Федерации. № 8: Ст. 1107.
Dogovor o Evraziyskom ekonomicheskom soyuze (v red. ot 10.10.2014, s izm. ot 08.05.2015) [Tekst]: podpisan v g. Astane 29 maya 2014 g. 2015. Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. № 8: St. 1107 (in Russian)
2. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015). 2010. Российская газета. № 269.
O tamozhennom regulirovanii v Rossiyskoy Federatsii [Tekst]: feder. zakon ot 27 noyabrya 2010 g. № 311-FZ (red. ot 13.07.2015). 2010. Rossiyskaya gazeta. № 269. (in Russian)
3. О внесении изменений в Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 612-р (ред. от 15.04.2014). 2014. Собр. законодательства Рос. Федерации. № 18: Ст. 2220.
O vnesenii izmeneniy v Strategiyu razvitiya tamozhennoy sluzhby Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda, utverzhdennuyu rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 28 dekabrya 2012 g. № 2575-r [Tekst]: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 15 aprelya 2014 g. № 612-r (red. ot 15.04.2014). 2014. Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. № 18: St. 2220 (in Russian)
4. Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р (ред. от 15.04.2014). 2013. Собр. законодательства Рос. Федерации. № 2: Ст. 109.
O Strategii razvitiya tamozhennoy sluzhby Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda [Tekst]: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 28 dekabrya 2012 g. № 2575-r (red. ot 15.04.2014). 2013. Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. № 2: St. 109 (in Russian)
5. Баландина Г.В. 2014. Как улучшить таможенное законодательство. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. № 4: 3-9.
Balandina G. V. 2014. Kak uluchshit' tamozhennoe zakonodatel'stvo. Tamozhennoe regulirovanie. Tamozhennyy kontrol'. № 4: 3-9. (in Russian)
6. Баранов В.Д. 2011. Экономическая безопасность внешнеторговой сферы России в условиях глобализации экономики (теоретико-методологический подход: дис. ... докт. эконом. наук: 08.00.05. М., 425.
Baranov V.D. 2011. Ekonomicheskaya bezopasnost' vneshnetorgovoy sfery Rossii v usloviyakh globalizatsii ekonomiki (teoretiko-metodologicheskiy podkhod): dis. ... dokt. ekonom. nauk: 08.00.05. M., 425. (in Russian)
7. Матвиенко Г.В. 2011. Таможенная служба на защите интересов национальной безопасности: проблемы реализации контрольно-надзорных полномочий. Юридическая наука и правоохранительная практика. № 2 (16): 75-81.
Matvienko G.V. 2011. Tamozhennaya sluzhba na zashchite interesov natsional'noy bezopasnosti: problemy realizatsii kontrol'no-nadzornykh polnomochiy. Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika. № 2 (16): 75-81. (in Russian)
8. Месяц М.А. 2011. Совершенствование организационного механизма процессного управления таможенными органами России: дис. . канд. эконом. наук: 08.00.05. М., 200 с.
Mesyats M.A. 2011. Sovershenstvovanie organizatsionnogo mekhanizma protsessnogo upravleniya tamozhennymi organami Rossii: dis. ... kand. ekonom. nauk : 08.00.05. M., 200. (in Russian)
9. Мютте Г.Е. 2013. Совершенствование управления таможенными и другими видами государственного контроля на таможенно-логичестических терминалах: дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.05. М., 140.
Myutte G.E. 2013. Sovershenstvovanie upravleniya tamozhennymi i drugimi vidami gosudarstvennogo kontrolya na tamozhenno-logichesticheskikh terminalakh: dis. ... kand. ekonom. nauk : 08.00.05. M., 140. (in Russian)
Серия Экономика. Информатика. 2016 № 2 (223). Выпуск 37
10. Слепцов М.В. 2011. Совершенствование управления таможенным контролем в интересах развития внешней торговли Российской Федерации: дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. М., 166.
Sleptsov M.V. 2011. Sovershenstvovanie upravleniya tamozhennym kontrolem v interesakh razvitiya vneshney torgovli Rossiyskoy Federatsii: dis. ... kand. ekonom. nauk: 08.00.05. M., 166. (in Russian)
11. Терешкова А.Ю. 2012. Совершенствование организационно-экономического механизма управления таможенными услугами: дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.05. М., 220.
Tereshkova A.Yu. 2012. Sovershenstvovanie organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma upravleniya tamozhennymi uslugami: dis. ... kand. ekonom. nauk : 08.00.05. M., 220. (in Russian)
12. Гончарова Е.Н., Зайцева О.А. 2010. Формирование структуры управления в таможенных органах на современном этапе развития таможенного дела в Российской Федерации. Международный научно-теоретический журнал Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. Серия экономические науки. Фундаментальные и прикладные исследования. Белгород: Издательство «Кооперативное образование», № 2 (34): 410.
Goncharova E.N., Zaytseva O.A. 2010. Formirovanie struktury upravleniya v tamozhennykh organakh na sovremennom etape razvitiya tamozhennogo dela v Rossiyskoy Federatsii. Mezhdunarodnyy nauchno-teoreticheskiy zhurnal Vestnik Belgorodskogo universiteta potrebitel'skoy kooperatsii. Seriya ekonomicheskie nauki. Fundamen-tal'nye i prikladnye issledovaniya. Belgorod: Izdatel'stvo «Kooperativnoe obrazovanie», № 2 (34): 410. (in Russian)
13. Петрушко Е.Н., Шкилев В.В. 2015. История становления таможенной службы России. Academic science - problems and achievements VI. North Charleston, 25-26.05.2015, Vol. 1 - North Charleston, SC, USA: CreateSpace, 167-174. (Научно-издательский центр «Академический». Сборник материалов VI международной научно-практической конференции «Академическая наука - проблемы и достижения» 25-26 мая 2015 года, North Charleston, USA: в 2 т. Том 1.).
Petrushko E.N., Shkilyov V.V. 2015. Istoriya stanovleniya tamozhennoy sluzhby Rossii. Academic science -problems and achievements VI. North Charleston, 25-26.05.2015, Vol. 1 - North Charleston, SC, USA: CreateSpace, 167-174 p. (Nauchno-izdatel'skiy tsentr «Akademicheskiy». Sbornik materialov VI mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Akademicheskaya nauka - problemy i dostizheniya» 25-26 maya 2015 goda, North Charleston, USA: v 2 t. Tom 1. (in Russian)
14. Петрушко Е.Н., Шкилев В.В. 2015. Основные направления организации процесса управления таможенными органами Российской Федерации. Fundamental science and technology - promising developments VI: Proceedings of the Conference. North Charleston, 3-4.08.2015, - North Charleston, SC, USA: CreateSpace, 281-288 p. (Научно-издательский центр «Академический». Сборник материалов VI международной научно-практической конференции «Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки» 3-4 августа 2015 года, North Charleston, USA.
Petrushko E.N., Shkilyov V.V. 2015. Osnovnye napravleniya organizatsii protsessa upravleniya tamozhennymi organami Rossiyskoy Federatsii. Fundamental science and technology - promising developments VI: Proceedings of the Conference. North Charleston, 3-4.08.2015, - North Charleston, SC, USA: CreateSpace, 281-288 p. (Nauchno-izdatel'skiy tsentr «Akademicheskiy». Sbornik materialov VI mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Fundamental'naya nauka i tekhnologii - perspektivnye razrabotki» 3-4 avgusta 2015 goda, North Charleston, USA. (in Russian)
15. ФТС России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru/.
FTS Rossii. [Electronic resource]. - URL: http://www.customs.ru/ (in Russian)
16. Интернет-портал «Виртуальная таможня». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vch.ru/.
Internet-portal «Virtual'naya tamozhnya». [Electronic resource]. - URL: http://www.vch.ru/ (in Russian)