Научная статья на тему 'Таможенный союз как приоритетный проект внешнеэкономической политики стран еаэс'

Таможенный союз как приоритетный проект внешнеэкономической политики стран еаэс Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
849
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕОДОЛЕНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ / EAEC / INTEGRATION PROCESSES / CUSTOMS COOPERATION / FOREIGN ECONOMIC POLICY / INTERGOVERNMENTAL OVERCOMING OF ADMINISTRATIVE BARRIERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Огнева Валентина Васильевна, Моисеев Владимир Викторович

В статье обращается внимание на важность развития Таможенного союза в условиях становления интеграционного объединения ЕАЭС; раскрываются основные сферы таможенного взаимодействия, возможные области взаимовыгодного внешнеэкономического сотрудничества стран в формате ЕАЭС; обращается внимание на ключевую роль таможенных органов, обеспечивающих национальную экономическую безопасность; делается вывод о том, что уровень интеграции на Евразийской платформе в таможенной сфере зависит от качества, результативности модернизации и совершенствования таможенного администрирования, эффективности регулирования внешнеторговой деятельности, снижения административных барьеров и сокращения времени совершения таможенных операций, а также обеспечения баланса экономических интересов государств участников ЕАЭС; обосновываются предложения, направленные на повышение эффективности развития интеграционных связей стран и роли в этом таможенных служб ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article draws attention to the importance of the development of the Customs Union in the conditions of formation of integration associations of the EAEC; describes the main areas of customs cooperation, possible areas of mutually advantageous foreign economic cooperation in the format of the EAEC; draws attention to the key role of customs authorities ensuring national economic security; it is concluded that the level of integration in the Eurasian platform in the field of customs depends on the quality, effectiveness of modernization and improvement of customs administration, as well as of regulation of foreign trade activities, reduction of administrative barriers and reduction of time of customs operations, and ensuring the balance of economic interests of the States participants of the EAEC; and substantiates proposals on increase of efficiency of integration of the countries and the role of the customs services of the EAEC.

Текст научной работы на тему «Таможенный союз как приоритетный проект внешнеэкономической политики стран еаэс»

УДК: 339.543:339.9 DOI: 10.12737/22709

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ КАК ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ПОЛИТИКИ СТРАН ЕАЭС

Огнева В.В., Моисеев В. В.1

В статье обращается внимание на важность развития Таможенного союза в условиях становления интеграционного объединения ЕАЭС; раскрываются основные сферы таможенного взаимодействия, возможные области взаимовыгодного внешнеэкономического сотрудничества стран в формате ЕАЭС; обращается внимание на ключевую роль таможенных органов, обеспечивающих национальную экономическую безопасность; делается вывод о том, что уровень интеграции на Евразийской платформе в таможенной сфере зависит от качества, результативности модернизации и совершенствования таможенного администрирования, эффективности регулирования внешнеторговой деятельности, снижения административных барьеров и сокращения времени совершения таможенных операций, а также обеспечения баланса экономических интересов государств - участников ЕАЭС; обосновываются предложения, направленные на повышение эффективности развития интеграционных связей стран и роли в этом таможенных служб ЕАЭС.

Ключевые слова: ЕАЭС, интеграционные процессы, таможенное сотрудничество, внешнеэкономическая политика, преодоление межгосударственных административных барьеров.

CUSTOMS UNION AS A PRIORITY PROJECT IN THE FOREIGN POLICY OF THE EAEC COUNTRIES

OGNEVA V.V. - Doctor of Political Sciences, Professor, Professor of the Department of Political Science and State Policy, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (branches in Bryansk, Orel); e-mail: ognevavv@yandex.ru

MOUSEEV V. V. - Doctor of Historical Sciences, Professor, Belgorod State Technological University named after Shukhov V.G. (Belgorod, Russsian Federation), e-mail: din_prof@mail.ru

The article draws attention to the importance of the development of the Customs Union in the conditions of formation of integration associations of the EAEC; describes the main areas of customs cooperation, possible areas of mutually advantageous foreign economic cooperation in the format of the EAEC; draws attention to the key role of customs authorities ensuring national economic security; it is concluded that the level of integration in the Eurasian platform in the field of customs depends on the

Огнева Валентина Васильевна - доктор политических наук, профессор, профессор кафедры политологии и государственной политики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, адрес: 302028, Россия, г. Орел, Б. Победы, д. 5а, e-mail: ognevavv@yandex.ru

Моисеев Владимир Викторович - доктор исторических наук, профессор, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова; адрес: 308012, Россия, г. Белгород, ул. Костюкова, д. 46, e-mail: din_prof@mail.ru

quality, effectiveness of modernization and improvement of customs administration, as well as of regulation of foreign trade activities, reduction of administrative barriers and reduction of time of customs operations, and ensuring the balance of economic interests of the States - participants of the EAEC; and substantiates proposals on increase of efficiency of integration of the countries and the role of the customs services of the EAEC.

Keywords: EAEC, integration processes, customs cooperation, foreign economic policy, intergovernmental overcoming of administrative barriers.

Совершенно очевидно, что Таможенный союз, несмотря на все имеющиеся сложности, нацелен на расширение границ товарного рынка для стран ЕАЭС, создавая тем самым предпосылки для формирования единого трансевразийского экономического пространства. Участие в Таможенном союзе призвано в принципе активизировать внешнеторговую и внешнеэкономическую деятельность государств-членов. Это позволяет наработанная за последнее десятилетие нормативная база интеграционных экономических связей1. Результатом создания ЕАЭС становится формирующийся общий рынок «четырех свобод» (свободное перемещение товаров, услуг, капитала, рабочей силы)2 для России, Казахстана, Беларуси, Армении и Кыргызстана.

ЕАЭС, как известно, обладает мощной минерально-сырьевой базой (занимает 1-е место в мире по добыче газа (18,4%), нефти (включая газовый конденсат 14,9 %), производству калийных удобрений (30,2 %)3. Страны союза образуют общий энергетический рынок, который вполне может стать мощным фактором развития евразийского макрорегиона, где применяются единые нормы Таможенного союза. В 2017 году планируется введение Таможенного кодекса стран ЕАЭС.

Выгоды от создания ЕАЭС для всех входящих в союз стран очевидны. Они состоят в том, что в них не взимаются экспортные пошлины на нефть; стоимость на газ привязана к внутрироссийскому уровню; отсутствуют ввозные таможенные пошлины; есть единое таможенно-тарифное и нетарифное регулирование в торговых отношениях с третьими государствами; проводится согласованная политика в секторе технического регулирования; отменен контроль на внутренних границах, осуществляется беспрепятственное перемещение трудовых ресурсов. ЕАЭС нацелена на создание общего рынка, новых совместных производств, призвана стимулировать инвестиционную активность бизнеса.

Главное направление развития ЕАЭС - обеспечение динамичного развития партнеров по интеграции через согласование социально-экономических преобразований наряду с эффективным использованием их экономических потенциалов в интересах повышения качества жизни народов.

1 См.: Договор о Евразийском экономическом союзе: Международный договор от 29.05.2014 (ред. от 08.05.2015) Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/ connect/ economylib4/mer/about/structure/depsng/agreement-eurasian-economic-union; Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Договор о присоединении Республики Армении к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года// https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0047297/itia_11102014// (дата обращения:11.06.2016).

2 Договор о Евразийском экономическом союзе: Международный договор от 29.05.2014 (ред. от 08.05.2015) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии // http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/ mer/about/structure/depsng/agreement-eurasian-economic-union (дата обращения: 20.05.2016)

3 Евразийский экономический союз. Архитектура будущего. Годовой отчет 2014 // http://www.eurasiancommission.org /ru/Documents/EEC_ar2014.pdf (дата обращения: 20.05.2016)_

Союз наделен широким набором полномочий в сфере экономического регулирования. Основными направлениями экономического развития ЕАЭС выступают:

- создание условий для роста деловой активности и инвестиционной привлекательности;

- инновационное развитие и модернизация;

- развитие финансового сектора;

- инфраструктурное развитие, в том числе реализация транзитного потенциала;

- развитие кадрового потенциала;

- повышение энергоэффективности и ресурсосбережение;

- региональное развитие и приграничное сотрудничество;

- международное сотрудничество и реализация торгового потенциала.

Ожидается, что реализация этих направлений позволит проводить комплексную

политику в ключевых отраслях, повысить стабильность и потенциал развития национальных экономик, обеспечить приток дополнительных иностранных инвестиций, создать условия для более эффективной реализации внешнеэкономической политики интегрирующихся стран. Итогом станет эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка на базе «четырех свобод».

Этому должны способствовать международные договоры в рамках ЕАЭС (договоры, заключенные государствами-членами по вопросам функционирования развития ЕАЭС); международные договоры ЕАЭС с третьими государствами, их интеграционными объединениями и международными организациями) решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и ЕЭК, принятые в рамках полномочий, предусмотренных Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках союза.

Приоритеты дальнейшего сотрудничества стран-участниц ЕАЭС во внешнеэкономическом пространстве предполагают:

1. Создание зон свободной торговли (является рабочим механизмом по стимулированию двустороннего или многостороннего сотрудничества в сфере торговли и инвестиций). Соглашение с Вьетнамом стало первым международным договором с третьей стороной1. Снижение ввозных пошлин позволит экспортерам ЕАЭС получить преимущество на доступ к его рынку, снизить издержки и конечную стоимость товаров, повысить их конкурентоспособность, а также, развивая кооперационное производство во Вьетнаме, выйти на рынки стран АСЕАН и Азиатского региона в целом. В ближайшей перспективе планируется расширить сотрудничество с такими странами, как Египет, Израиль, Индия, Сингапур.

2. Разработка, подписание и реализация международных договоров и меморандумов (в 2014 году Евразийской Экономической Комиссией (ЕЭК) подписан Меморандум о сотрудничестве с Межгосударственным банком; Комиссия получила статус постоянного наблюдателя при Всемирной организации интеллектуальной собственности); в конце 2015 года был подписан Меморандум о сотрудничестве между ЕЭК и Министерством промышленности, торговли и энергетики Республики Корея2.

1 Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам// http://www.consultant.ru/law/hotdocs/46333.html (дата обращения: 15.06.2016 года)

2 Меморандум о сотрудничестве между Евразийской Экономической Комиссией и Министерством промышленности, торговли и энергетики Республики Корея - URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/ Pages/30-11 -2015-5.aspx (дата обращения: 15.06.2016 года)

3. Взаимодействие с третьими государствами, интеграционными объединениями и международными организациями (например, осуществляется постоянное взаимодействие с Китаем; специалисты ЕЭК имеют возможность проходить курсы повышения квалификации, которые организуются Международным валютным фондом в области макроэкономического прогнозирования, антикризисного управления). Это позволяет изучать и адаптировать мировой опыт экономической интеграции.

4. Исполнение обязательств государств-членов ЕАЭС в отношении ВТО на наднациональном уровне (например, ЕЭК обеспечивает соответствие принимаемых защитных мер нормам и правилам ВТО; снижение ставок пошлин). Соблюдение договоренностей обеспечивается Договором о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 года.

Таможенный союз, таким образом, становится центральной осью экономической интеграции членов ЕАЭС, представляя собой «форму торгово-экономической интеграции государств-членов, предусматривающую единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной, а также осуществляется единое таможенное регулирование»1.

Взаимодействие таможенных служб государств ЕАЭС, как показывает опыт, позволяет более эффективно использовать механизмы таможенного контроля, регулирования внешнеэкономической деятельности, защиты внутреннего рынка. Вступление в силу Таможенного Кодекса ЕАЭС значительно упростит и ускорит процедуры таможенного оформления товаров. Это станет возможным в результате: а) приоритета электронного декларирования и применения письменного только в исключительных случаях, б) оптимизации сведений, подлежащих указанию в декларации на товары и транзитной декларации, в) сокращения сроков на проведение отдельных таможенных процедур, г) совершенствования правового регулирования таможенных правоотношений в сфере, касающейся более точного и четкого определения прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, д) минимизации субъективного фактора при принятии решений таможенными органами, в частности за счет применения информационных систем и информационных технологий (обеспечения возможности подавать таможенную декларацию без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена; применения возможности автоматического совершения таможенных операций, связанных с регистрацией и выпуском с использованием информационных систем).

Важно продолжать работу по развитию механизма «единого окна». К настоящему времени разработаны основные направления развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности2. Проведение мероприятий по взаимному признанию электронных документов, необходимых для организации взаимодействия национальных механизмов «единого окна» на наднациональном уровне, сможет наконец реализовать идею перехода на безбумажный документооборот с однократным

1 Договор о Евразийском экономическом союзе: Международный договор от 29.05.2014 (ред. от 08.05.2015) -URL: Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - URL: http://www.economy.gov.ru/ wps/wcm/connect/economylib4/mer/about/structure/depsng/agreement-eurasian-economic-union (дата обращения: 20.05.2016)

2 Гошин В. Страны Таможенного союза создают национальные «Единые окна» // Российская газета - URL:

http://www.rg.ru/2013/09/17/proekt.html(дата обращения: 22. 05..2016)

предоставлением сведений. Это будет способствовать повышению качества и сокращению сроков предоставления государственных услуг, упростит административные процедуры и повысит их эффективность, а для участников внешнеэкономической деятельности сократит стоимостные и временные издержки.

В условиях экономической интеграции на территории почти всех стран постсоветского пространства наблюдается тенденция активного привлечения «трудовых ресурсов». Для решения экономических проблем привлекаются трудовые мигранты. В связи с этим у таможенных служб союза возникает необходимость отслеживания лиц, нарушающих миграционные правила, и тщательной проверки лиц, повторно пересекающих таможенную границу. С этим тесно связана проблема с временным ввозом личных автотранспортных средств, зарегистрированных на территориях государств, не являющихся членами ЕАЭС. Большинство таких средств попросту «растворяется». Иностранные граждане осуществляют их ввоз, затем продают по заниженной стоимости, в результате чего бюджет недополучает огромные средства. В связи с этим необходимы взаимный обмен данными и общая информационная база, в которой будут фиксироваться все случаи, связанные с ввозом материальных и технических средств.

Таможенные органы, как известно, одними из первых стоят на страже продовольственной безопасности, имея дело с так называемым «лжетранзитом». Это требует разработки единых критериев и механизмов подтверждения происхождения товаров с единой таможенной территории Таможенного союза. Такая работа уже начата Евразийской экономической комиссией в рамках специально образованной рабочей группы. Предполагается, что итогом работы этой группы станет межправительственное соглашение «О гармонизированной системе подтверждения происхождения товаров с единой таможенной территории Таможенного союза при торговле с третьими странами». Данный документ в дальнейшем может стать основой для введения в действие Единого сертификата происхождения товара.

Кроме того, необходимо, видимо, наладить более оперативный обмен информацией между таможенными службами союза для выявления и оперативного принятия решения в отношении незаконного ввезенных товаров (возбуждение уголовных или административных дел, уничтожение «санкционных товаров»). Ведь страны ЕАЭС обладают огромной ресурсной базой, которая сможет обеспечивать себя достаточным количеством необходимых видов продовольственных товаров.

К сожалению, в рамках взаимодействия таможен стран ЕАЭС остается ряд угроз для России, а именно:

- проблема оттока капитала за рубеж (оффшоризация, фирмы-однодневки, манипуляции с ценами). Нашими таможенными органами зафиксировано увеличение объемов товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с завышением стоимости этих товаров (прежде всего это налогоемкие товары, товары, перемещаемые в разобранном виде), в том числе и помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны без уплаты таможенных пошлин;

- проблемы занижения фактурной стоимости («серый» импорт), что негативно сказывается на поступлении доходов в федеральный бюджет;

- зафиксирован рост перемещения контрафактной продукции, что наносит вред экономике и подрывает ее инвестиционную привлекательность;

- недостаточный информационный обмен между государствами не только в части товарооборота, но и в деятельности хозяйствующих субъектов, подпадающих под внимание

государственных органов при наличии информации о возможном незаконном осуществлении деятельности на территории союзника1.

По мнению специалистов, последняя проблема достаточно остра. Существует настоятельная потребность в налаживании действенного информационного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, минимизирующего потери времени при перемещении товаров через таможенную границу. Необходимым представляется снижение уровня существующих таможенных формальностей, влияющих на уровень выполнения международных стандартов в сфере таможенного регулирования. Являясь инструментом содействия легальной торговле и противодействия ее нелегальной составляющей, таможенные органы в своей организации и деятельности должны быть абсолютно транспарентны. В этой связи следует подумать о разработке и реализации обновленного механизма информационного взаимодействия»2, что позволит совместно решать такие задачи, как профилактика таможенных преступлений и правонарушений, борьба с трансграничной преступностью, совершенствование системы управления рисками и т.п.

Вполне возможно в формате ЕАЭС вести также активную работу в части противодействия коррупции. В связи с этим целесообразно наладить централизованный обмен информацией в отношении лиц, причастных или прикосновенных к коррупционным ситуациям, и в оперативном порядке информировать таможенные службы. Это, впрочем, актуально и в рамках межгосударственных взаимодействий со странами, не являющимися участниками ЕАЭС.

В целом, чтобы достичь положительной динамики интеграции в области таможенного дела в рамках ЕАЭС и сделать таможенные правила, процедуры, операции прозрачными и понятными, необременительными» для бизнес-сообщества, важно основываться на передовой мировой практике таможенного администрирования (АТЭС, ЕС), международных стандартах регулирования внешней торговли, нормах и правилах ВТО.

Таким образом, с помощью эффективного партнерства в таможенной сфере страны ЕАЭС смогут достичь тех целей, ради которых создавалось интеграционное объединение, а именно создания условий для стабильного развития экономик в интересах повышения жизненного уровня населения, усиления конкурентоспособности национальных экономик на основе дальнейшего совершенствования политики внешнеэкономической интеграции.

Библиография/References:

1. Гошин В. Страны Таможенного союза создают национальные «Единые окна» // Российская газета. -URL: http://www.rg.ru/2013/09/17/proekt.html (дата обращения: 22.04.2016)

2. Кожуханов Н.М. Таможенная деятельность: современное состояние и перспективы развития// Вестник Российской таможенной академии. - 2014. - № 2. - С. 26-31.

3. Латухина К. Умножение на три: Россия, Белоруссия и Казахстан объединились в Евразийский экономический союз // Российская газета. - 30.05.2014. - № 6393 (121). - С. 1 - 2.

4. Пржиборо Е.Т., Афонин П.Н. Разработка предложений по совершенствованию выполнения международных обязательств Российской Федерации в сфере таможенного регулирования // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 6-3 (37). - С. 91 - 95.

1 Шулепов Н.А. Международно-правовые вопросы таможенной безопасности ЕАЭС // Вестник МГЛУ. - 2014. -Выпуск 25 (711). - С. 91.

2 Пржиборо Е.Т., Афонин П.Н. Разработка предложений по совершенствованию выполнения международных обязательств Российской Федерации в сфере таможенного регулирования // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 6-3 (37). - С. 93.

5. Шулепов Н.А. Международно-правовые вопросы таможенной безопасности ЕАЭС // Вестник МГЛУ. - 2014. - Выпуск 25 (711). - С. 89 - 98.

1. Goshin, V. Strany Tamozhennogo soiuza sozdaiut natsional'nye «Edinye okna» [The countries of the Customs Union establishing a national Single window] // Rossiiskaia gazeta [Russian newspaper]. - URL: http://www.rg.ru/2013/09/17/proekt.html (data obrashcheniia: 22.04.2016). (In Russ.)

2. Kozhukhanov, N.M. (2014) Tamozhennaia deiatel'nost': sovremennoe sostoianie i perspektivy razvitiia [Customs activities: current status and prospects of development] // Vestnik Rossiiskoi tamozhennoi akademii [Bulletin of the Russian customs Academy]. - № 2. - P. 26-31. (In Russ.)

3. Latukhina, K. (2014) Umnozhenie na tri: Rossiia, Belorussiia i Kazakhstan ob"edinilis' v Evraziiskii ekonomicheskii soiuz [Multiplying by three: Russia, Belarus and Kazakhstan United into the Eurasian economic Union] // Rossiiskaia gazeta [Russian newspaper]. - № 6393 (121). - P. 1-2. (In Russ.)

4. Przhiboro, E.T., Afonin, P.N. (2015) Razrabotka predlozhenii po sovershenstvovaniiu vypolneniia mezhdunarodnykh obiazatel'stv Rossiiskoi Federatsii v sfere tamozhennogo regulirovaniia [Development of proposals for improving the performance of the international obligations of the Russian Federation in the sphere of customs regulation] // Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal [International research journal]. - № 6-3 (37). - P. 91 - 95. (In Russ.)

5. Shulepov, N.A. (2014) Mezhdunarodno-pravovye voprosy tamozhennoi bezopasnosti EAES [International legal issues of customs security of the EEU] // Vestnik MGLU [Vestnik MSLU]. -Vypusk 25 (711). - P. 89-98. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.