Научная статья на тему '«Такое мягкое, любящее сердце» жизнеописание епископа Можайского Стефана (Никитина)'

«Такое мягкое, любящее сердце» жизнеописание епископа Можайского Стефана (Никитина) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
356
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пономаренко Д. А.

Епископ Можайский Стефан (Никитин), один из выдающихся пастырей XX в., в течение долгих лет совмещал тайное иерейское служение с практической медицинской деятельностью, затем в течение десяти лет священстовал открыто. Епископство принял в годы «хрущевского» гонения на Церковь. Его жизненный путь отражает характерные черты испытаний, которым подвергалась Русская Православная Церковь и ее священство в XX в. Будучи приверженцем твердой линии в вопросе взаимоотношений Церкви с богоборческим государством, епископ Стефан являет образ святого пастыря смиренного, кроткого и вместе с тем принципиального и ревностного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Такое мягкое, любящее сердце» жизнеописание епископа Можайского Стефана (Никитина)»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви 2007. Вып. 1 (22). С. 74-100

«Такое мягкое, любящее сердце» Жизнеописание епископа Можайского Стефана (Никитина)

Пономаренко Д.А.

м.н.с. научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ

Епископ Можайский Стефан (Никитин), один из выдающихся пастырей XX в., в течение долгих лет совмещал тайное иерейское служение с практической медицинской деятельностью, затем в течение десяти лет священствовал открыто. Епископство принял в годы «хрущевского» гонения на Церковь. Его жизненный путь отражает характерные черты испытаний, которым подвергалась Русская Православная Церковь и ее священство в XX в. Будучи приверженцем твердой линии в вопросе взаимоотношений Церкви с богоборческим государством, епископ Стефан являет образ святого пастыря — смиренного, кроткого и вместе с тем принципиального и ревностного.

Епископ Можайский Стефан (Никитин) — один из замечательных подвижников XX столетия. Врач-невропатолог по специальности, в течение долгого времени тайный священник, а впоследствии архиерей, он окончил свою земную жизнь 28 апреля 1963 г. на амвоне кафедрального собора г. Калуги, в Неделю святых жен-мироносиц во время произнесения проповеди.

Личность епископа Стефана пока еще мало известна широкой общественности в нашей стране даже среди церковного народа из-за отсутствия исследований его святой жизни. Однако, уже по крайней мере с 1999 г., Свято-Германовский православный календарь, издаваемый Братством преподобного Германа Аляскинского, предлагает почитать память «праведного епископа Стефана (Никитина)» как «современного подвижника, иерарха... святой жизни, но еще не прославленного, по которому подобает служить панихиды и заупокойные службы»1. Искренне жаль, что такое вполне заслуженное почита-

1 См.: Свято-Германовский православный календарь. 1999. С. 1, 29. Правда, почему-то память епископа Стефана помещена составителями календаря на день 13/26 апреля, тогда как блаженная кончина Владыки пришлась на 15/28 апреля.

ние Владыки началось не в России, которой он служил всю свою жизнь, а в Америке.

Архиереем епископ Стефан был недолго — немногим больше трех лет, и в памяти помнящих и почитающих его он сохранился прежде всего человеком, являвшим образ настоящего христианина и пастыря, образ святого, а не церковного администратора.

Сергей Алексеевич Никитин (будущий епископ Стефан) родился 15 сентября 1895 г. в семье московских мещан. В 1922 г. окончил медицинский факультет Московского университета, получив специальность невропатолога. Вскоре его друг и коллега по работе Борис Васильевич Холчев (впоследствии архимандрит Борис) привел Сергея Алексеевича в храм Святителя Николая в Кленниках к священнику Сергию Мечеву, к тому времени уже настоятелю Маросейского храма. С этого момента Сергей Алексеевич Никитин стал активным членом общины. С 1928 г. и по октябрь 1930 г. он староста храма Николы в Кленниках2.

К двадцатым годам относится и начало дружбы Сергея Алексеевича со священномучениками Владимиром Амбарцумовым и Василием Надеждиным, после мученической кончины которых (отца Василия — в 1930-м и отца Владимира — в 1937 г.) Сергей Алексеевич взял на себя заботу об их осиротевших семьях, а также о семье своего духовника — священника Сергия Мечева, арестованного в октябре 1929 г. и сосланного в Северный край.

16 февраля 1931 г. и сам Сергей Алексеевич Никитин был арестован в составе группы маросейских прихожан из 17-ти человек во главе с протоиереем Сергием Смирновым и священником Борисом Хол-чевым по обвинению в участии в контрреволюционной организации, якобы существовавшей при храме Николы в Кленниках.

Материалы следственного дела свидетельствуют, что велось оно крайне предвзято, результат следствия был предопределен. Никаких объективных данных для обвинения в контрреволюционной деятельности в деле нет, за исключением единственного протокола допроса одной из осужденных3.

Формулировки вопросов, задававшихся подследственным, в деле не приводятся, но их реконструкция по ответам может выглядеть следующим образом:

Кроме того, в календаре владыка Стефан ошибочно назван Калужским, видимо как почивший в должности временно исполняющего обязанности епископа Калужского.

2 ЦА ФСБ РФ. Д. Р-41650. Л 27.

3 Там же. Л. 113.

1. Есть ли в храме Николы в Кленниках по улице Маросейке активисты из совслужащих?

2. Кого из активистов знаете и можете назвать?

3. Бывают ли какие-либо собрания?

4. Ездит ли кто-либо из прихожан церкви к высланным священнику Сергию Мечеву и другим, и кто именно?

5. Производятся ли сборы в пользу высланных?

6. Каково отношение к советской власти?

7. Каково отношение к «Декларации» митрополита Сергия (Страгород ского) ?

Ответы интерпретировались в пользу следственной версии.

Протоколы допросов Сергея Алексеевича Никитина свидетельствуют, что он готов был пострадать за веру и не шел на компромиссы с совестью. Будучи «непоминающим», не мог скрывать своего отношения к действиям митрополита Сергия. От допроса к допросу следователь, задавая одни и те же вопросы, добивался признания в том, что Сергей Никитин дважды ездил навещать в ссылку в город Кадников Вологодской области священника Сергия Мечева и помогал его семье.

Свое отношение к советской власти Сергей Алексеевич формулировал достаточно четко:

«Советской власти я обязан подчиняться и выполнять ее распоряжения. Считаю неправильным со стороны соввласти, когда она церковников считает своими политическими врагами, а отсюда и те методы, которые применяются к большинству верующих (арест, высылка), которые применяются незаслуженно и беспричинно. Закрытие церквей происходит насильно, вопреки желанию верующих. Из всего этого я делаю вывод, что соввласть послана нам Богом за наши грехи, и мы все должны терпеть до конца или, во всяком случае, до того времени, когда соввласть убедится, что церковники не являются политическими деятелями. Такой взгляд, по-моему, у всякого верующего, в том числе и нашей общины»4.

На другом допросе он говорил:

«Мои убеждения расходятся с соввластью по вопросам религии, я считаю неправильным гонение советской власти на религию, и декларация, объявленная Сергием, также неверна, ибо советская власть закрывает церкви и устраивает гонение на религию. Я же являюсь противником этого»5.

4 ЦА ФСБ РФ. Д. Р-41650. Л. 108. Здесь и далее при цитировании стилистические особенности в основном сохранены.

5 Там же. Л. 125.

30 апреля 1931 г. Сергей Алексеевич Никитин был приговорен к трем годам заключения в Красновишерском исправительно-трудовом лагере, на Северном Урале6.

Сохранилось большое число интереснейших воспоминаний о его пребывании в лагере, где он, как высококвалифицированный врач, был использован для работы в лагерной больнице, которой даже некоторое время заведовал. Будущий архиерей с величайшим риском для себя старался оказывать помощь заключенным, особенно духовенству, молясь, чтобы Господь Сам позволил доктору в подходящих к нему обритых и раздетых людях, прибывающих с этапа, распознавать лиц духовного звания. В его власти было временно освободить до крайности изможденных пациентов от тяжелых работ или отправить их в лазарет.

Игумения Евгения (Волощук), духовная дочь епископа Стефана, вспоминает его слова о лагерном времени:

«Старался, чем мог, помочь: или питание лишнее выписать, или еще чем-нибудь. Но как ни старался незаметно это делать, все равно замечали, потому что люди были с зорким глазом. Хотели продлить за это срок. Но душа-то христианская все равно должна страждущему помочь. Срок — временный, а Бог — постоянный»1.

Ему грозило увеличение срока на десять лет. И лишь молитвенным предстательством блаженной Матреши, за сотни километров от лагеря услышавшей молитвенный зов незнакомого ей лично доктора Никитина, который по совету медсестры прокричал в небо: «Матре -ша, помоги мне, я в беде!» — Сергей Алексеевич вышел из лагеря даже немного раньше положенного срока, благодаря зачетам за ударный труд. Эту блаженную Матрешу 8 епископ Стефан до конца своей жизни поминал даже прежде своих родителей.

После лагеря Сергей Алексеевич Никитин, не имея права проживать ближе, чем за 100 километров от Москвы, жил и работал врачом в г. Карабанове недалеко от г. Александрова, а затем в г. Струнино того же района Владимирской области.

6 ЦА ФСБ РФ. Д. Р-41650. Л. 130.

7 Воспоминания игумении Евгении (Волощук) (архив автора).

8 Относительно личности этой блаженной Матреши окончательного заключения сделать нельзя, так как в многочисленных рассказах духовных детей епископа Стефана, слышавших эту историю от него самого, присутствуют некоторые расхождения в описании обстоятельств жизни Матреши. Семейство Правдолюбовых хранит предание, основанное на воспоминаниях Александры Анатольевны Прав-долюбовой, с 1920-х годов знавшей Владыку, о том, что он получил помощь от блаженной Матроны Анемнясевской. См.: Правдолюбов Н., свящ., Правдолюбов В. Житие святой блаженной Матроны Анемнясевской // Шантаев А., свящ. Святые блаженные-калеки в современной житийной литературе. М., 2004. С. 152—153.

В августе 1933 г. святитель Афанасий (Сахаров) после турухан-ской ссылки возвратился во Владимир и в декабре того же года, письменно заявив о своем отходе от митрополита Сергия, перешел на нелегальное положение. Прописавшись в г. Егорьевске Московской области, он на самом деле жил в деревне Горушке Петушинского района Владимирской области9. Здесь имел возможность частого общения со святителем будущий епископ Стефан.

Существует проблема датировки священнической хиротонии Сергея Алексеевича Никитина, тайно совершенной епископом Афанасием (Сахаровым). Наиболее распространена на сегодня в литературе зиждущаяся на воспоминаниях Ирины Сергеевны Мечевой версия о его рукоположении в день Всех святых, в земле Российской просиявших, в 1934-м или 1935 г.10 Однако она не является единствен ной.

Во всяком случае, «Журнал Московской Патриархии», сообщая о наречении и хиротонии во епископа Можайского архимандрита Стефана (Никитина) и приводя краткие биографические сведения о ставленнике, называет в качестве даты рукоположения во священника 1927 год11.

Ставленическая грамота, если и была, то не обнаружена. Ознакомление с документами фонда Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР (ГА РФ. Ф. 6991) наводит на мысль, что епископ Стефан скрывал дату своего рукоположения во священника, так как документы с многочисленных мест его служения говорят об этом по-разному.

То, что тайное священническое рукоположение Сергея Алексеевича Никитина следует отнести к 1920-м годам, утверждают со ссылкой на собственные слова епископа Стефана его духовные дети — архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий (Златолин-ский), игумения Свято-Никольского Могилевского-на-Днепре монастыря Евгения (Волощук), а также протоиерей Валерий Бояринцев. Архиепископ Василий (Златолинский), являющийся с момента праведной кончины епископа Стефана хранителем священных сосудов, на которых тот тайно служил, утверждает со всей определенностью, что в лагере Сергей Алексеевич Никитин уже был тайным свя-

9 Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. С. 121—127.

10 Епископ Стефан Никитин // Московский журнал. 1996. № 2. С. 44; Ме-чева И.С. Епископ Стефан (Никитин). Машинопись. Архив храма свт. Николая в Кленниках. Л. 10 б.

11 ЖМП. 1960. № 6. С. 36.

щенником. Антиминс, на котором отец Сергий Никитин служил в заключении, по благословению самого епископа Стефана был положен под его голову во гроб священниками Евгением Амбарцумовым и Борисом Златолинским (нынешним архиепископом Запорожским и Мелитопольским Василием)12.

Игумения Евгения, со слов епископа Стефана, утверждает, что его тайное священническое рукоположение по личному благословению Святейшего Патриарха Тихона совершил епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) еще в двадцатые годы13. То же сообщает и протоиерей Валерий Бояринцев14. Год, увы, не называется.

Но если относительно года священнической хиротонии епископа Стефана окончательного, твердого заключения сделать пока нельзя, то календарную дату указывает сам святитель Афанасий (Сахаров) в письме к Ольге Александровне Остолоповой от 27 сентября15 1957 г.:

«Воздвижение Креста Господня. Милость Божия буди с Вами, родная моя Ольга Александровна!.. Сегодня день посвящения в диакона, а завтра во иерея нашего отца Сергия. Завтра и его рождение16»11.

Таким образом, календарные дни диаконской и священнической хиротоний епископа Стефана Никитина однозначно определяются: диаконская — на Крестовоздвижение, 27 сентября, священническая — в день мученика Никиты, 28 сентября. Календарная дата, приводимая Ириной Сергеевной Мечевой и издателями воспоминаний Елены Владимировны Апушкиной18 (день Всех святых, в земле Российской просиявших), неверна.

Так или иначе, в Струнине доктор Никитин уже точно был тайным священником. Служил по ночам у себя на квартире, днем работал в стационаре и поликлинике.

Весной 1941 г. некоторое время на квартире у отца Сергия Никитина в Струнине жил протоиерей Сергий Мечев19. Принимать у себя отца Сергия, за которым с 1940 г. велось почти постоянное наблюде-

12 Воспоминания архиепископа Василия (Златолинского) (архив автора).

13 Воспоминания игумении Евгении (Волощук) (архив автора).

14 Воспоминания протоиерея Валерия Бояринцева (архив автора).

15 15 сентября по старому стилю.

16 Сергей Алексеевич Никитин родился 15 сентября по старому стилю.

17 Цит. по: Молитва всех вас спасет. Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского. М.: ПСТБИ, 2000. С. 503.

18 См.: Владыка Стефан (Никитин): Воспоминания Е.В. Апушкиной // Соль земли. М.: Паломник, 1998. С. 315.

19 См.: Мечева И.С. Жизнеописание священномученика Сергия Мечева // Тайны богослужения. Священномученик Сергий Мечев. М.: Храм свт. Николая в Кленниках, 2001. С. 339.

ние, было крайне небезопасно. 7 июля 1941 г. в Рыбинске протоиерей Сергий Мечев был арестован и больше уже не вышел на свободу до самой своей мученической кончины 6 января 1942 г.

О тайном священстве доктора Никитина было известно очень малому числу людей, даже тем, кто с двадцатых годов близко знал его.

О событиях 1943 г. вспоминает Лидия Владимировна Амбарцумо-ва-Кал еда:

«...мы были „непоминовенцы”... то ходили в церковь только ко всенощной, а с Литургии уходили после ектеньи об оглашенных. Нами кто-то руководил, а кто, я не знала. Практика была такая: мы писали исповедь, кто-то ее отвозил к священнику, и после 10 дней нам разрешалось причащаться запасными Святыми Дарами, хранившимися у нас дома. Я лично не знала, кому передавались мои исповеди — „мама’”10 передавала кому-то.

Но потом я взбунтовалась и сказала, что не могу без живого общения — только писать, и все... Тогда мне сказали, что тайным священником является Сергей Алексеевич Никитин, которого я знала по Никольскому.»11

Лидии Владимировне довелось бывать на тайных богослужениях, которые совершал отец Сергий в Струнине. Начинал службу он уже ближе к утру, служил очень тихо, шепотом. Лидия Владимировна помогала читать. Не могло не вносить в службу некоторой напряженности то, что в любое время дня и ночи к отцу Сергию могли прийти за срочной медицинской помощью, — вспоминает Лидия Владимировна.

Бывала у него в Струнине и Ирина Сергеевна Мечева, и будущий протоиерей Евгений Амбарцумов, которому священник Сергий Никитин после 1937 г. заменил отца.

После избрания Патриарха Алексия I епископ Афанасий (Сахаров) призвал всех оставшихся в живых «непоминающих» к литургическому общению с Московской Патриархией.

В 1950 г. священник Сергий Никитин решил выйти на открытое служение. В свою епархию принял его епископ Ташкентский и Среднеазиатский Гурий (Егоров).

Служение отца Сергия в Средней Азии длилось пять с половиной лет и было очень трудным. За это время его трижды переводили с прихода на приход, и все они были крайне непростыми.

10 Мария Алексеевна Жучкова — крестная мать Л.В. Каледы (Амбарцумовой), после смерти жены Владимира Амбарцумова (священномученика Владимира) взявшая на себя подвиг воспитания детей отца Владимира — Лидии и Евгения. Находилась в тесном общении со священником Сергием Никитиным как с другом семьи протоиерея Владимира Амбарцумова.

11 Воспоминания Л.В. Каледы (архив автора).

В Курган-Тюбе его предшественником оказался священник-сре-бролюб, пренебрегавший церковными таинствами, зато «исцелявший» больных детей какими-то ковриками и «гастролировавший» с этими «чудесами» по всей Вахшской долине22.

В Самарканд отец Сергий был переведен для примирения прихода, разделившегося на буквально враждующие друг с другом группировки. На заседании двадцатки еще при прежнем настоятеле две эти группы затеяли драку, после которой «более потерпевшие» обратились с жалобой в прокуратуру23. Об этом мы узнаем из отчетов уполномоченных Совета по делам РПЦ Таджикской и Узбекской ССР.

В одном из своих писем того времени священник Сергий Никитин писал: «Я живу одиноко... Утешение нахожу в богослужении; душа моя тогда умиротворяется, испытываю состояние покоя, — а потом опять начинаются всякие шероховатости и неприятности. Меня и предупреждал епископ, что буду терпеть от „лже-братии”24, которая является главной язвой современного церковного общества»25.

Случались проблемы и с властями. Например, в 1951 г. заместитель председателя Курган-Тюбинского горисполкома Базаров потребовал от настоятеля составления и предоставления в горисполком списков верующих его прихода с подробными данными. Хотя Базарову его начальством в конце концов и «было разъяснено», что таких данных он требовать от настоятеля не вправе26, можно себе представить, что пришлось испытать в связи с этим инцидентом отцу Сергию.

Но повсюду самым трудным было терпеть «от своих». Архиепископ Василий (Златолинский)27 рассказывает: «Отец Сергий был первым настоятелем Николо-Ермогенского храма в Луначарском, много претерпел там скорбей и неприятностей: такие там были „товарищи”. Староста Василий был... Меня в свое время фактически лишили регистрации из-за этого храма...»28

22 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 838. Л. 24; Владыка Стефан (Никитин): Воспоминания Е.В. Апушкиной. С. 219.

23 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 967. Л. 42.

24 2 Кор 11.26.

25 Письмо священника Сергия Никитина к Наталии Петровне Сосновской от 6 апреля 1951 г. Подлинник (архив Н.П. Сосновской).

26 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 969. Л. 51, 55.

27 Священник Борис Златолинский (будущий архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий), служа в Средней Азии уже в 1960-х годах, подобно своему духовному отцу, был многократно переводим из одного храма в другой и некоторое время являлся настоятелем молитвенного дома в поселке Луначарском Ташкентской области.

28 Воспоминания архиепископа Василия (Златолинского) (архив автора).

Серьезное ухудшение здоровья и в связи с этим непосильность послушания, которое он нес в Луначарском, заставили протоиерея Сергия Никитина после получения приглашения от владыки Гурия (Егорова) (к этому времени — архиепископа Днепропетровского), просить о позволении перейти служить из Средней Азии в Днепропетровскую епархию с ее более мягким климатом.

В Днепропетровске с 18 июня 1957 г. протоиерей Сергий приступил к обязанностям старшего священника Свято-Тихвинского женского монастыря. Там прошли два его самых спокойных года служения Церкви. «Никакой заботы — только молитва, монастырь. Ни лагерей, ни двадцаток.» С владыкой Гурием был полный контакт, — вспоминал епископ Стефан в разговоре с А.Б.Ефимовым19.

13 октября 1957 г. протоиерей Сергий писал Антонине Семеновне Богомоловой:

«Моя жизнь идет, по милости Божией, более или менее спокойно. Конечно, где розы, там и шипы, нельзя без этого, но все же мне надо и день и ночь благодарить Бога. Одно то, что нет пресловутой „двадцатки” и церковно-приходского совета (так как я живу в монастыре, а здесь не положено ни 20, ни прих[одского] совета), много значит — я хлебнул полную чашу со всеми этими двадцатками и советами. Затем, я не знаю ни хозяйственных, ни административных дел. Архиепископ, помимо моего основного служения, дал мне целый ряд ответственных назначений: 1) с 1-го октября я назначен членом епархиального совета; 2) духовником духовенства г. Днепропетровска и района, а также ставленников епархии; 3) председателем экзаменационной комиссии по испытанию лиц, желающих получить духовный сан, но не имеющих семинарского образования.

Помолитесь обо мне, — особенно боюсь ответственности перед Богом за пункт второй (духовничество)»30.

Готовить ставленников к принятию сана в основном приходилось нелегально, поскольку возможности получения семинарского образования большинство из них не имело: Днепропетровская епархия, как и большинство епархий того времени, не имела ни своей семинарии, ни каких-либо официально зарегистрированных курсов по подготовке духовенства31. Священников же не хватало.

В первых числах января 1959 г. архиепископ Гурий в Варварин-ском зимнем храме Свято-Тихвинского монастыря постриг протоиерея Сергия в монахи с именем в честь преподобного Стефана Мах-

19 Воспоминания А.Б. Ефимова (архив автора).

30 Цит. по подлиннику (архив Л.В. Каледы).

31 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1693. Л. 4.

рищского. На Пасху 1959 г. владыка Гурий возвел иеромонаха Стефана в сан архимандрита.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако спокойная жизнь закончилась сразу вслед за назначением владыки Гурия митрополитом Минским и Белорусским. Его место на кафедре занял епископ Иоасаф (Лелюхин)31, поистине «волк в овечьей шкуре», как о том свидетельствуют воспоминания верных чад Церкви33 и документы Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министов СССР. В частности, уполномоченный в своем отчете за 1959 г. писал:

«О том, что правящий епископ прислушивается к нашим советам и не стремится укреплять устои церкви говорят и такие факты: в июне, когда мною на приеме было устно объявлено Иоасафу о решении по вопросу закрытия Тихвинского женского монастыря в Днепропетровске, он в веселом тоне заявил: „Давно бы надо было ликвидировать это кодло”.

[...] В августе 1959 г. в гор. Днепропетровске закрыт женский монастырь, в течение года закрыта 21 церква и молитвенный дом.

[...] Вопросов к Совету у меня нет, но есть просьба к Совету о том, что если в случае патриарх обрушится на епископа Иоасафа за большое количество закрытых церквей и молитвенных домов, поддержать Иоа-сафа, потому что он все для нас делает, но только боится, чтобы патриарх его не наказал.»34

5 августа без предупреждения, не дав завершить начатую литургию (была начата проскомидия), в один день всех насельников и духовенство монастыря выселили из обители. На деньги, изъятые у монастыря, всех иногородних монахинь снабдили железнодорожными билетами до названного ими пункта назначения и отвезли на станцию. «Местных» развезли по домам.

Отец Стефан (Никитин) просил епископа Иоасафа отпустить его

32 Иоасаф (Лелюхин Виталий Михайлович, 1903—1966), митрополит. Родился в семье сельского священника. Обучался в Вяземском духовном училище и Смоленской духовной семинарии. В 1919—1920 гг. учился в Смоленском государственном университете, который не окончил. 16 августа 1942 г. рукоположен во священника. В 1958 г. принял монашество и возведен в сан архимандрита. С 17 августа 1958 г. епископ Сумской и Ахтырский. С 21 мая 1959 г. епископ Днепропетровский и Запорожский. С 14 августа 1961 г. епископ Винницкий и Брацлавский. С 12 января 1962 г. в.у. Хмельницкой епархией. С 25 февраля того же года архиепископ. С 30 марта 1964 г. митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины и постоянный член Священного Синода.

33 См.. напр.: Ермоген (Голубев), архиеп. К 50-летию восстановления Патриаршества. Историко-каноническая и юридическая справка // Вестник РСХД. 1967. № 86. С. 74, а также: Воспоминания игумении Евгении (Волощук) (архив автора).

34 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1791. Л. 8, 14.

из епархии, и скоро он был принят митрополитом Гурием в Минске, в клир Крестовой митрополичьей церкви.

В марте 1960 г. архимандрит Стефан получил вызов в Москву, в Патриархию, где выяснилось, что владыка Ермоген (Голубев), архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский, порекомендовал Святейшему Патриарху Алексию I отца Стефана в качестве кандидата во епископы.

7 апреля в Московском Богоявленском патриаршем кафедральном соборе архимандрит Стефан был рукоположен во епископа Можайского, викария Московской епархии 35.

Епископ Стефан стал помощником митрополита Николая (Яру-шевича), кроме того, был назначен председателем Хозяйственного управления Московской епархии.

1960-е годы. Шло гонение на Церковь.

В своем отчете за 1960 г. уполномоченный по Москве и области Трушин писал:

«Направление на постепенное сокращение общего числа служителей культа было взято в 1959 году и за эти два года их убавилось на 42 чело-ве ка.

В отчете за прошлый год упоминалось, что наш отказ в регистрации излишних служителей культа вызвал яростное сопротивление со стороны патриарха, осуществляющего руководство церквами гор[ода] Москвы и быв[шего] управляющего Московской епархией митрополита Николая. Несмотря на имевшуюся договоренность о необходимости сокращения излишних служителей культа в сельских церквах, митрополит Николай до последнего дня его „отставки ” не только не принимал каких-нибудь действенных мер в этом направлении, но, наоборот, предпринимал меры к их задержке. Глядя на действия митрополита Николая, такую же политику стал проводить и его викарий (заместитель — вновь назначенный епископ Стефан (Никитин)).

Для характеристики их действий в этом направлении можно привести такие факты:

[...] В августе 1960 г. вновь назначенный настоятель церкви гор[ода] Чехова Серпуховского района священник Строев направил епископу Стефану доклад „о положении дела на приходе“, где указал, что в этой церкви совершенно нет надобности держать двух священников и просил утвердить этот приход одноштатным.

Епископ Стефан, — сообщает Строев, — вызвал его на прием и „дал разгоняй“, где заявлял ему, что он (Строев) не церковный человек, не болеет за укрепление церкви, а играет на руку светских органов власти, ко-

35 ЖМП. 1960. № 6. С. 18.

торые сейчас широко проводят работу по закрытию церквей. Далее Стефан говорил, что Уполномоченные поджимают их (епископов), чтобы лишних священников они не назначали, „а вы, — говорит Стефан, — своим предложением только делаете услугу Уполномоченному, который ухватится за это и не будет давать нам возможности посылать вторых священников, которых нам надо куда-то устраивать “.

В конце приема Стефан потребовал от Строева переделать свою докладную и заявил, что если он впредь будет проводить такую политику, то они будут вынуждены вновь отправить его в другую область.

Подобного рода нажимы со стороны митрополита Николая и епископа Стефана производились и на других настоятелей, где служат излишние священники.

На очередном приеме епископу Стефану на его неправедные действия было строго указано»36.

Тяжелейшая болезнь Владыки — инсульт — привела к тому, что 9 апреля 1962 г. он был освобожден «согласно, прошению, по болезненному состоянию .от должности епископа Можайского и от обязанностей председателя Хозяйственного Управления Патриархии»37.

Но уже 19 июля 1962 г. епископ Стефан был назначен временно управляющим Калужской епархией, правящий архиепископ которой Леонид (Лобачев) по болезни временно был от управления ею освобожден.

Уполномоченный по Калужской области в своем отчете Куроедо-ву за 1962 г. в разделе «епархиальное управление» писал:

«Правящим архиереем Калужской епархии числится архиепископ Леонид (Лобачев И.Х.). В Калуге работает с апреля 1960 года. Активно деятельности по наведению порядка, по руководству приходами не проявляет. Прибывающих священников из других областей, в особенности „западников”, как правило, не принимал. Затухающие приходы не поддерживал, материальной помощи не оказывал. По важнейшим вопросам советовался. Нарушений стремился не допускать. В настоящее время он болен и свыше года живет безвыездно в Бабушкино Московской области. В связи с этим патриархия в августе месяце 1962 года прислала временно исполняющим] обязанности] епископа Стефана (Никитин С.А.) из московского епархиального управления. Он в настоящее время и управляет епархией. Епископ Стефан пытается поддерживать приходящие в упадок общины, укрепить пошатнувшееся влияние церкви. В первые же дни пребывания своего в Калуге он с помощью патриархии заполнил вакантные должности в трех церквях, стремится подбирать более „до-

36 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1869. Л. 20-22.

37 ЖМП. 1962. № 6. С. 20.

стойные”, крепкие в вере кадры. Знакомых священников из других епархий (Минской, Среднеазиатской, г. Ташкента), где ранее он работал, приглашает на работу в Калужскую епархию. Епископ Стефан тоже больной, он даже отказался служить во втором этаже Георгиевского (кафедрального) собора (ему трудно подниматься), где служили прежние епископы, а служит в первом этаже собора (темном и малом по площади), а иногда в другой церкви г. Калуги (Николо-Козинской, одноэтажной). Епископ Стефан, врач по специальности, ревностный служитель церкви, крайне религиозный, этого же требует и от священников, а нерадивых, допускающих нарушения или аморальные поступки, наказывает.»38

Осенью у владыки Стефана начались жестокие боли в сердце, но пока мог, он служил и работал.

Весь Великий пост 1963 г. не мог посещать церковь — чувствовал себя очень плохо.

Владыка служил на Пасху, в четверг на Светлой седмице, а затем в Фомино воскресенье.

Всю последнюю неделю своей жизни епископ Стефан вспоминал архиепископа Мелхиседека (Паевского), скончавшегося в храме, рядом со престолом и говорил:

— Вот бы так умереть!..39

В субботу 27 апреля служил всенощное бдение. Утром 28 апреля в неделю жен-мироносиц отслужил последнюю в своей жизни Литургию, причастился, разоблачился, надев мантию и попросив иподьякона дать знать, когда пройдет семь минут, вышел на амвон говорить проповедь. Говорил еще немного после того, как иподьякон напомнил, что указанное Владыкой время истекло, а затем, не договорив, на полуслове начал опускаться на руки духовенства.

Сказано Господом: «По плодам их узнаете их» (Мф 7.16).

Плод истинного христианина — святость его жизни. И смерти. Плод пастыря — его духовные чада.

Епископ Стефан (Никитин) был духовником таких архиереев и священников, как митрополит Иоанн (Вендланд) (1909—1989), протоиерей Евгений Амбарцумов (1917—1986), протоиерей Георгий Кондратьев (1929—1994), протоиерей Сергий Орлов (в тайном постриге — иеромонах Серафим) (1890—1975), архимандрит Борис (Холчев) (1895—1971). Архиепископ Мелитон (Соловьев) (1897—1986) пользо-

38 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1061. Л. 11.

39 См.: Апушкина Е.В. Владыка Стефан (Никитин) // Соль земли. М.: Паломник, 1998. С. 130.

вался наставлениями владыки Стефана. Все они до самой своей смерти хранили добрую память о нем.

Из пастырей, ныне живущих, учениками епископа Стефана считают себя: архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий (Зла-толинский); протоиереи Александр Куликов, настоятель московского храма святителя Николая в Кленниках; Валериан Кречетов, настоятель Покровского храма в селе Акулово Одинцовского района Московской области, духовник Московской епархии; Валерий Бояринцев, настоятель храма Архангела Михаила в городе Алупка. Своим духовным наставником почитают Владыку протоиерей Владимир Воробьев, настоятель московского храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, ректор Свято-Тихоновского гуманитарного университета; протоиерей Александр Салтыков, настоятельствующий в храме Воскресения Христова в Кадашах; священник храма святителя Николая в Кузнецкой слободе Александр Щелкачев. Все эти пастыри сегодня используют в своих трудах то, что получили в свое время от епископа Стефана. Духовный опыт, приобретенный при общении с Владыкой, передает своим подопечным и игуменья Свято-Никольского Могилевского-на-Днепре монастыря Евгения (Волощук). Все они свидетельствуют: общение с епископом Стефаном дало им самый главный в жизни христианина и в жизни пастыря опыт — опыт общения со святым человеком.

Все, кто помнит владыку Стефана, отмечают, каким он был удивительно светлым, лучистым человеком. И знакомство с воспоминаниями о нем, его письмами и даже официальными документами показывает, что причиной этого света, ясно запечатлевшегося в людской памяти, является огромная любовь епископа Стефана к Богу и к людям.

О.А. Остолопова, очень любившая «Карабановского доктора», как называли между собой будущего святителя епископ Афанасий (Сахаров) и Ольга Александровна, писала о нем в Петушки: «Жду его с нетерпением. [.] Уж очень чиста у него душа, и такое мягкое, любящее сердце. Достойный сын отца, и как любил его о. Сергий [Мечев]»40.

С точки зрения человеческих отношений, любовь владыки Стефана к людям проявлялась в самых простых формах: обыкновенная внимательность, заботливость, отзывчивость на любую нужду. Елена Владимировна Апушкина пишет: «Он вечно старался кому-то помочь, о ком-то позаботиться, кого-то устроить»41. Постоянно у него в

40 Письмо О.А. Остолоповой к епископу Афанасию (Сахарову), написанное незадолго до 14 октября 1956 г. (ЦИА ПСТГУ. Ф. 1. Оп. IV. Д. 17. Л. 135—136. Подлинник. Рукопись).

41 Апушкина Е.В. Указ. соч. С. 210.

доме жила какая-нибудь беспомощная старушка, которой нужен был кров, требовался присмотр, и не всегда у этих старушек не было собственных родственников.

Сердце епископа Стефана вмещало огромное число людей. Читая его письма, поражаешься буквально родственному отношению его к адресатам. Тут и семья Амбарцумовых, оставшихся без отца (Евгения Амбарцумова Владыка просто именовал своим «единственным родным сыном»42), и семья Зинаиды Петровны Сосновской, которую он называл своей четвертой сестрой. Ирина Сергеевна Мечева рассказывала об особенном отношении епископа Стефана к матушке и детям священномученика Сергия Мечева. Семья Бояринцевых также очень близка была сердцу Владыки.

Очень многим он помогал материально, причем на более или менее постоянной основе. Характерным является свидетельство игуме-нии Евгении (Волощук):

«Отец Сергий всегда, получив зарплату, призывал меня. У него был списочек старушек, которым он помогал, с адресами. И вот он расписывал: той — столько-то, этой — столько-то... Всю свою зарплату. Я должна была сходить на почту и отправить деньги в соответствии с этим списком. Таким образом, я являюсь свидетельницей того, что отец Сергий не был сребролюбив, он все свое отдавал нищим. Я ему говорю как-то:

— Да Вы бы, отец Сергий, себе хоть сколько-нибудь оставили...

— А как раз: что я отдал, — то и мое. Что это Вы меня сбиваете? Нет-нет...То, что я отдал, это — мое».43

Епископ Стефан был очень талантлив — он имел замечательную память, прекрасное светское образование, очень много читал, превосходно знал русскую литературу. Но главными его учителями были его наставники-духовники (протоиерей Сергий Мечев, архимандрит Борис (Холчев), епископ Афанасий (Сахаров)), духовные книги и, конечно, богослужение. Владыка был практиком. «Но на высоком теоретическом уровне»44, — добавляет профессор Андрей Борисович Ефи мов.

И действительно, по тем толкованиям евангельских притч, которые дал епископ Стефан за неделю до своей блаженной кончины будущему протоиерею Валериану Кречетову (тогда — инженеру, мечтавшему принять священство), виден уровень богословия Владыки. Он учил вчитываться в текст Слова Божия, показывая, что «междометий» в нем

42 Письмо священника Сергия Никитина Марии Алексеевне Жучковой от

23 января 1951 г. Подлинник (архив Л.В. Каледы).

43 Воспоминания игумении Евгении Волощук. С. 216.

44 Воспоминания А.Б. Ефимова (архив автора).

нет. Поэтому сам старался и ученикам своим советовал цитировать Евангелие дословно. Многие толкования он черпал из богослужебных текстов. Сам он богослужение знал прекрасно и другим говорил:

«Изучайте богослужение. Там — все богословие. Там найдете ответы на все.»45

Вот толкование владыкой Стефаном Христовой притчи о добром самарянине в пересказе отца Валериана: «„ Человек некий схождаше из Иерусалима в Иерихон... “ Почему из Иерусалима в Иерихон, а не из Иерихона в Иерусалим?Или не из Иерусалима в Вифлеем или еще куда-либо? Почему эти два города взяты?Не просто так: это символы. Иерусалим — святой град. А Иерихон — город греха. И человечество, этот „человек некий”, идет из первозданного состояния, все больше и больше погрязая в грех. Грех растет, растут плевелы вместе с пшеницей. Грех — все больше и больше. И говорится: „изранено все...” Человечество изранено грехом.

Дальше говорится: „и в разбойники впаде”, и „оставльше едва жива суща ”, то есть изранено настолько, что ничего духовного уже почти не остается, только единицы какие-то, настолько все мирское, земное и еле живое. И шли „путем тем” священник и левит... Что, Господь хотел обличить их, что они такие немилосердные ? Нет. Это обозначало, что ветхозаветная Церковь уже не могла помочь человечеству, у нее не было на это сил. Поэтому она прошла мимо».

«А дальше, — продолжал владыка Стефан, — говорится: „Самарянин же некто грядый, прииде над него...”„Грядый” — просто. Не сказано, например, „тем же путем шел самарянин”. Нет. И опять „некто”. А почему? Кто это самарянин?Самарянин — это Господь. Потому что в Евангелии Он назван Самарянином. Когда Его обличают иудеи, они вопрошают: „не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?” Иисус отвечал: „во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня”46. Но Он не отрекся от этого наименования: „Самарянин”, был назван и оставил его за Собой. Ведь Он пришел ко всему человечеству.

„И приступль обвяза струпы его, возливая масло и вино...” Что такое масло и вино?Вино — дезинфицирует, очищает, а елей — залечивает. Это благодать Божия, которая очищает, и Его учение.

„Всадив же его на свой скот, приведе его в гостиницу...” — что значит? А вот как раз текст: „Всел еси на кони, апостол Твоих, ...и спасение бысть еждение Твое”, есть такие слова в каноне47. То есть это Он

45 Воспоминания протоиерея Валериана Кречетова (архив автора).

46 Ин 8. 48-49.

47 «Всел еси на кони, апостолы Твоя, Господи, и приял еси рукама Твоима узды их, и спасение бысть еждение Твое верно поющим: слава силе Твоей Господи» (ирмос 4-й песни утреннего канона Октоиха в четверг, 8-го гласа).

возложил бремя больного человечества на Своих. В видимом мире это — апостолы, священство, вообще вся Церковь земная, а в невидимом мире — Ангелы: „всел еси на Ангелы, якоже на кони...”48 А Ангелы по катехизису — это служебные духи, посылаемые к хотящим наследовать спасение.

Привел в гостиницу. Это то же, что здесь: „Внемли убо: понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши”. Врачебницу, гостиницу — Церковь оставил Господь. И вот Апостолы приводят человечество в Церковь — лечиться до Второго Пришествия.

„Инаутрия изшед, изъем два сребреника... ” А почему два сребреника? Почему не три, не десять, не один? Почему — два? А потому, что это Тело и Кровь.

„...Аз, когда возвращуся, воздам ти...” Это о том, что будет Второе Пришествие».

«Кстати, — продолжает отец Валериан, — на счет самарянина есть, кажется, где-то в Триоди Постной: „благоволивый, не от Самарии, но от Марии воплотитися, Христе...”4 То есть в богослужении эти толкования есть. Почему владыка Стефан и сказал изучать богослужение, потому что оттуда он извлекал эти образы, проясняющие смысл Евангельских притч...»50

Такое отношение к богослужению — продолжение традиции святоотеческой, традиции, которую в условиях московской городской жизни отважился возродить святой праведный отец Алексий Мечев, а затем вслед за ним воспринял священномученик Сергий Мечев, су-

48 «Всел еси на Ангелы, якоже на кони, Человеколюбче, и приял еси рукою Твоею брозды их, и спасение бысть еждение Твое непрестанно вопиющим: слава силе Твоей Господи» (тропарь 4-й песни канона Бесплотным силам на утрени в день Собора Архангела Михаила и прочих Бесплотных сил).

49 «Моими помышлении в разбойники впад, пленен бых окаянный умом, и люте уязвихся, всю мою душу ураних, и отнюд лежу наг добродетелей на житей-стем пути. Священник же видев мя ранами боляща безисцельна, презрев не воз-зре на мя: левитянин же паки не терпя душетленныя болезни, и той видев мя мимо иде. Ты же благоволивый, не от Самарии, но от Марии воплотитися Христе Боже, человеколюбием Твоим подаждь ми исцеление, изливая на мя великую Твою милость» (стихира самогласна 8-го гласа на Господи воззвах из службы в среду вечера 5-й седмицы Великого поста. На этой службе поются 24 стихиры Великого канона прп. Андрея Критского). Можно сравнить и с другими текстами: «Священник мя предвидев мимо иде, и левит видев в лютых, нага презре: но из Марии возсиявый Иисусе, Ты представ ущедри мя» (тропарь 15-й 1-й песни Великого покаянного канона св. Андрея Критского в четверток 5-й седмицы Великого Поста). Или: «Впадшему в разбойники уподобихся аз, Владыко всех прегре-шеньми моими упад, и от них немилостивно уязвихся: но не остави мене неис-цельна, не от Самарии, но от Пречистыя Девы пришедый, Иисусе спасительное имя, помилуй мя» (самогласна стихира 8-го гласа на стиховне в понедельник 5-й седмицы Великого поста на утрени).

50 Воспоминания протоиерея Валериана Кречетова (архив автора).

мевший передать ее и своим духовным детям. Традиции «покаяльно-богослужебной семьи»51.

Главный «маросейский» принцип: в основе всей жизни — богослужение. Оно научает всему, что потребно для спасения. Этот принцип определяет очень многое в облике епископа Стефана как христианина и как пастыря. «Маросейка — почти моя Родина», — говорил он52. Своему духовному сыну, нынешнему настоятелю храма святителя Николая в Кленниках, протоиерею Александру Куликову епископ Стефан много рассказывал о богослужении на Маросейке, даже напевал, каким образом исполнялись на подобны и самогласны те или иные тексты53.

Отец Александр рассказывает:

«Владыка очень любил богослужение, знал прекрасно церковный устав, не окончив ни семинарии, ни академии. Это было глубочайшее знание, приобретенное практикой, реально совершаемой службой, потому что [...]владыка Стефан правил суточную службу в келии, если в данный день не было храмового богослужения: и утреннюю, и вечернюю службы, а порой и повечерие совершал»54.

Потому он почти наизусть знал церковный календарь с именами празднуемых в данный день святых55.

Отвечая на вопрос, как служил епископ Стефан, духовные дети говорят о его любви к простоте богослужения, строгости и неформальном, неравнодушном отношении к происходящему на службе. Архиепископ Василий (Златолинский) вспоминает:

«Служил Владыка просто, очень просто. Он разговаривал с Богом. Просто разговаривал... Акафистов не любил. „Радуйся, Невесто Неневе-стная” — классический. А остальные — другое дело. Знаете, да и новые каноны... Как-то он выражался, я не помню: „Это — сентиментально”,

— что ли. Он любил простоту, серьезность. Я его просил оставаться на молебен у себя в Таласе, он говорил: „Нет, ты знаешь, разбавлять Литургию еще каким-то второстепенным богослужением я не хочу”. Евхаристию он считал, как и Иоанн Кронштадтский, небом на земле. Вообще очень чтил отца Иоанна»56.

О строгом отношении отца Стефана (Никитина) (будущего Владыки) к богослужению еще во времена его служения в Свято-Тихвин-

51 Жизнеописание священномученика о. Сергия Мечева, составленное его духовными чадами // Надежда. Вып.16. Базель; Москва, 1993. С. 87.

52 Воспоминания игумении Евгении (Волощук) (архив автора).

53 Мечева И.С. Епископ Стефан (Никитин). Машинопись (архив храма свт. Николая в Кленниках. Л.25).

54 Воспоминания протоиерея Александра Куликова (архив автора).

55 Воспоминания архиепископа Василия (Златолинского) (архив автора).

56 Там же.

ском Днепропетровском монастыре рассказывает игумения Евгения (Волощук):

«Служил очень молитвенно. Голос у него был негромкий, но удивительно легко воспринимался: тенорочек такой приятный... Всегда любил, чтобы чинно все было... Он ко всему был неравнодушен: сам в алтаре служит и слышит все, что произносят на клиросе.

[...] Отец Стефан был очень требовательным.

Служение любил. Читает Евангелие — заранее приготовит, посмотрит. Писание почти наизусть знал, а все равно перед службой обязательно просматривал. Придешь, он просматривает чтение. Я ему:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Батюшка, ну что Вы читаете?Вы же все знаете.

— Надо все с чувством прочитать, с остановками. Так, чтобы другой мог воспринять. А как ты прочитаешь, так и другой воспримет. Да и чтобы заложено правильно было. А то бывает и у архиерея на всенощной вынесут Святое Евангелие, а протодиакон или архидиакон не туда ленту положат, и прочтешь не то. А тогда как перед Богом, перед верующими?.. Надо к службе готовиться.

Вот его отношение. Такая требовательность была к службе и к себе»57.

Владыка Стефан не любил поспешности. Проскомидию совершал подолгу. В помяннике его было 5000 имен. И каждого он помнил — кто он и когда сталкивался с Владыкой, и это уже после инсульта58. Служа в Калуге, епископ Стефан приезжал в храм всегда за час или полтора до начала Литургии59.

Аскетизм, присущий, по свидетельству владык Афанасия (Сахарова)60 и Гурия (Егорова)61, епископу Стефану даже еще до принятия им монашества, был им скрываем. Но многие, знавшие Владыку, отмечают, что любовь его к людям всегда очень естественно превалировала в нем над формальным соблюдением правил. Сам он пишет в одном письме из Средней Азии:

57 Воспоминания игумении Евгении (Волощук) (архив автора).

58 Воспоминания архиепископа Василия (Златолинского) (архив автора).

59 Воспоминания о искренно любимом и чтимом, в Бозе почившем старце нашем, дорогом и незабвенном епископе Стефане // Соль земли. М.: Паломник, 1998. С. 242.

60 См.: Письмо Владыки Афанасия к О.А. Остолоповой от 24 июля 1958 года. // Молитва всех вас спасет: Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского. М.: ПСТБИ, 2000. С. 519.

61 См.: Слово Преосвященного Гурия, митрополита Минского и Белорусского к прихожанам митрополичей Крестовой церкви города Минска о рукоположении во епископа архимандрита Стефана (Никитина), произнесенное в 1960 г. по возвращении с хиротонии епископа Стефана (расшифровка магнитофонной записи из личного архива протоиерея Валерия Бояринцева).

«На 2-й неделе Поста ездил на поселки, попал в апофеоз грязи и дождя. Ты не можешь вообразить себе, что стало с проезжей дорогой: без высоких сапог ее нельзя перейти, а у меня башмаки с мелкими калошами. Так вот, из поселка (до станции узкоколейки 6 верст) председатель колхоза распорядился дать подводу из двух лошадей, и таким образом я добрался, хотя и „зюзи-зюзи”, но с сухими ногами. На станции пришлось ждать несколько часов, но у меня там есть очень хорошие и добрые знакомые, которые обогрели, обсушили меня, заставили лечь, и я прекрасно выспался до прибытия поезда. Хозяйка накормила меня прекрасной рыбой — и жареной, и заливной; хотя я не ем рыбы (по Уставу Великим Постом можно есть ее только в 2 великих двунадесятых праздника, а именно в Благовещение и в Вербное Воскресенье), но она специально ходила за рыбой на озеро за 5 километров, и, чтобы ее не обидеть, я ел рыбу, даже и не намекнул, что ее нельзя есть, — чтобы не огорчить ее. А хозяйка — старушка 68лет. Она думала в простоте сердечной, что прекрасная рыба — самое постное кушанье, да еще для священника»62.

Сохранился рассказ о том, как будущий епископ Стефан упражнялся в Иисусовой молитве, еще находясь на тайном священническом служении и врачебной работе в Струнине63. Каким было его молитвенное правило впоследствии, осталось тайной. Сам он уже во время болезни говорил, что постоянной сердечной молитвы до инсульта стяжать не успел, но о Боге помнит постоянно. Советовал учиться молитве, пока еще есть здоровье и силы. На сетования о том, что молиться некогда, возражал, что Иисусову молитву можно творить и за чисткой картошки64.

Епископ Стефан советовал хранить чувства от ненужных впечатлений, особенно от всего скверного. Советовал не поддаваться любопытству, когда на улице собирается толпа поглазеть на какое-то происшествие. Он считал неполезным то, что теперь принято называть «духовным туризмом», видимо считая, вполне в русле святоотеческой традиции, что спасается человек не переменой мест, а кропотливым исполнением обязанностей на месте своего жительства. На паломничества, по словам протоиерея Валериана Кречетова, епископ Стефан благословлял не чаще 1-2 раз в год65.

Быт его — это отмечают все — был очень скромен. Вообще, материальные интересы ни в коей мере не имели над ним власти. Непрестанно помогая другим, сам он не имел ничего до такой степени,

62 Письмо священника Сергия Никитина к Валерии Юльевне Стурцель от

25 марта 1952 г. Подлинник (личный архив Е.Г. Черняк).

63 См.: Воспоминания протоиерея Валериана Кречетова (архив автора).

64 См.: Там же.

65 См.: Там же.

что собирать все необходимое для епископского рукоположения архимандрита Стефана пришлось митрополиту Гурию66. Даже оплатить такси из Москвы до Петушков и обратно, чтобы проститься с духовным отцом, было ему не по средствам67. Единственное, что у него было, это библиотека, которую он завещал своим духовным детям.

Главное для епископа Стефана всегда было творить волю Божию. Везде и всегда ее он искал. Потому, будучи человеком скромным, смиренным и кротким, он принял и священство, и монашество, и ар-хиерейство, и с великим дерзновением защищал дело Церкви от врагов. Владыка знал, что покривить душой — значит согрешить перед Богом. Поэтому за веру прошел он тюрьму и лагерь, поэтому, уже будучи епископом, пытался бороться с неразумием и нерадением в пастырях, не умеющих или не желающих хранить Церковь от посягательств безбожной власти.

В любых жизненных обстоятельствах ориентироваться на Божию волю и Его заповеди учил епископ Стефан своих учеников.

«Уменя, — писал отец Сергий Никитин в письме к духовной дочери, когда епископ Гурий назначил ему очень трудное и неприятное послушание, — великие перемены в жизни, — не знаю, к лучшему ли. Но принимаю все из рук Божиих и верю, что во всяком случае эта перемена полезна мне для спасения души, если я только правильно воспользуюсь изменением моей жизни»68.

Будучи, судя по воспоминаниям знавших епископа Стефана, очень добрым, смиренным и кротким человеком, в вопросах духовной жизни он был тверд и строг:

«Теперь для тебя открывается особенно большое дело, которое будет решающим для твоего спасения. Зинуша! Или мы верующие, или неверующие. Если — да, то ты, — мать, теща и бабка, — должна быть умиротворяющим центром в своей семье. Ты говоришь, что любишь Наташу. Не знаю, — но главным образом ты любишь себя, свои фантазии и причуды. Надо от этого отказаться и не брать на свою душу величайшего греха — вставать между Наташей и Валентином. Любовь — это забвение себя, а не выпячивание себя и своего. Прости, родная, но любовь к тебе и Наташе руководит в данном случае мною. Господь да благословит тебя!»69

66 См.: Воспоминания игумении Евгении (Волощук) (архив автора).

67 Воспоминания А.Б. Ефимова (архив автора).

68 Письмо протоиерея Сергия Никитина к Зинаиде Петровне Сосновской от 11 ноября 1952 г. Подлинник (личный архив Н.П. Сосновской).

69 Письмо иеромонаха Стефана (Никитина) к Зинаиде Петровне Сосновской от 29 января 1959 г. Подлинник (архив Н.П. Сосновской).

Духовный сын епископа Стефана вспоминает:

«.Однажды я взял у него со стола письмо. Он увидел, и весь так и взорвался негодованием:

— Это же — нарушение заповеди „Не укради”!Если бы я тебе не доверял, ты бы и не увидел ничего на моем столе!

На всю жизнь я запомнил это...»70

Протоиерей Валерий Бояринцев с благодарностью говорит:

«От него я получил первые и основные наставления в православной вере. Все остальное в жизни только нанизывалось на эти полученные от него понятия. В таком преемстве и заключается истина церковного предания»71.

Передача живого опыта Церкви осуществляется по Божию устроению от человека к человеку, от пастыря к пасомому. И сегодняшние пастыри, духовные дети епископа Стефана, передают духовным чадам то, чему научились у своего наставника во Христе, используя в своей практике опыт и слова Владыки. Епископ Стефан не писал богословских трудов. Свои знания он отдавал непосредственно тем, с кем общался. К сожалению, текстов проповедей владыки Стефана сохранилось до обидного мало. Но слова его наставлений и по сей день звучат в проповедях его учеников.

Духовные дети рассказывают, что проповедовал он также просто, как и служил.

«Есть проповедники, которые считают, что не так важно, что сказать, а как сказать, — вспоминает архиепископ Василий. — А владыке Стефану было именно что сказать, он говорил просто... Конечно, глубочайшая вера, благоговение. И непосредственность, я бы сказал: он говорил, как думал. Он не был „дипломатом”»72.

Евангельские истины епископ Стефан разъяснял просто и доходчиво, «приближая к жизни», по выражению одной из его духовных дочерей73. Зачастую для иллюстрации процессов, происходящих в духовной жизни, он проводил медицинские параллели74. Как человек, прекрасно знавший и любивший русскую литературу и обладавший замечательной памятью, Владыка часто цитировал отрывки из различных стихотворных и прозаических произведений. Причем, включал их в проповедь очень искусно и естественно.

Священник Александр Щелкачев вспоминает, что простота и в то же время глубина проповедей епископа Стефана, удивительно гармо-

70 Воспоминания протоиерея Валерия Бояринцева (архив автора).

71 Там же. С. 208.

72 Воспоминания архиепископа Василия (Златолинского) (архив автора).

73 Воспоминания протоиерея Валериана Кречетова (архив автора).

74 Воспоминания игумении Евгении (Волощук) (архив автора).

нично сочетавшиеся, производили на слушателей очень сильное впечатление. Он также отмечает, что те беседы с Владыкой, на которых ему довелось присутствовать, были столь серьезны по содержанию, а его доводы, опирающиеся на Священное Писание, следовали в смысле логики рассуждения со столь безупречной упорядоченностью и точностью, что создавалось впечатление прекрасной проповеди, от которой не устает ни слушающий, ни говорящий. Казалось, что через него говорил Сам Христос75.

Услышать сегодня речь епископа Стефана позволяют его письма к духовным детям и родным:

«...Прочитал внимательно твое письмо, и вот что скажу тебе: не прыгай из одного института в другой. Не думай, что в другой профессии не будет своих темных сторон, — они везде есть. Ты пишешь о ругани76: выработай в себе противоядие. Мне приходилось в молодости работать в психиатрической больнице с женщинами-врачами. Душевнобольные иногда так ругаются, что площадная уличная брань бледнеет перед их руганью. Я не знал, куда деваться, — а потом абсолютно не обращал на это внимания. Вот видишь, деточка, надо иметь самой внутреннюю жизнь, — тогда все будет отскакивать от тебя. Самое лучшее имей в уме время от времени: И[исусе] Х[ристе] С[ыне] Б[ожий] п[омилуй] м[я] г[решную]. Это будет поддерживать тебя. Ты говоришь о своем плохом характере. Что делать, у каждого свои недостатки. Уже то хорошо, что ты видишь их. Но этого мало: нужно активно бороться с недостатками и перевоспитывать себя, теперь ты сама уже взрослая, и никто тебе из людей в этом не поможет.

Береги, деточка, маму; будь с ней поласковей. Ведь, если она умрет, ты будешь вспоминать каждое свое грубое слово, каждое свое невнимание по отношению к ней и будешь себя казнить, — но будет поздно.

Тебя беспокоит твое будущее назначение: „довлеет дневи злоба его”77, говорит Спаситель. Там [станет] видно, что будет. Думаю, если тебе дадут какое-нибудь отдаленное назначение, мама поедет с тобой. А может быть, будешь недалеко от меня. Не будем заранее загадывать, — ведь все делается по воле Божией, а потому нет никаких оснований для беспокойства...»78

75 Воспоминания священника Александра Щелкачева (архив автора).

76 Наталье Петровне Сосновской — адресату письма — приходилось проходить практику в мясном цехе, где работало два мясника. «Это было как страшный сон. Они матерились с утра до вечера. Сначала еще стеснялись, а потом привыкли к моему присутствию и уже не обращали на меня внимания», — вспоминает Н.П. Сосновская (личное сообщение автору).

77 Мф 6.34.

78 Письмо священника Сергия Никитина Наталье Петровне Сосновской от

7 июня 1951 г. Подлинник (архив Н.П. Сосновской).

Обращаясь к матери молодой девушки в связи с вопросом о ее распределении по окончании института, он писал:

«.Во всяком случае, не бросай Наташи. На моих глазах были случаи в Струнине, когда молодые девушки, окончившие высшие учебные заведения, были командированы туда работать; девушки из хороших семей, чувствовалось это; но жили они одиноко, были предоставлены самим себе, связь с семьей поддерживалась только письмами. Результаты — несколько абортов у одной и у другой. А девушки хорошие.

Я не хочу ничего сказать плохого о Наташе своим рассказом об этих девушках, но обстановка складывается почти всегда такая, что результаты именно такие, о которых я сказал.

Ты спрашиваешь мое мнение; оно остается неизменным — ты ни под каким видом не должна покидать Наташи.

[...]Ты, родная моя, должна и морально поддерживать Наташу. Какой же пример упования на помощь Божию и Его Промысел ты даешь Наташе ? И у Наташи будет такое впечатление, что верующие люди отличаются от неверующих только по названию, а в сущности разницы между ними нет, — и зачем, в сущности, быть верующим, скажет та же Наташа. [...] А жить тебе — в каком месте, — решительно все равно, лишь бы была с тобой твоя дочка, твоя деточка...»1^

А вот строгое слово о необходимости крещения младенца:

«Меня беспокоит, что ребенок не крещен: непременно надо в ближайшее время его окрестить. Знаешь, деточка, — новорожденные могут умереть в один день, — и будет дело непоправимо.

Мама писала, что у ребенка болят ушки и т. д., но, по-видимому, она не вполне себе представляет, что значит умереть без крещения. Крещение есть рождение духовное. Следовательно, если без рождения телесного не может вообще быть рождения, то без крещения (духовного рождения) не может быть духовного развития в вечности.

Ведь будущая жизнь не статика, а динамика. Будущая же жизнь некрещеного есть, если можно так выразиться, духовный аборт»80.

Но главной проповедью епископа Стефана была его собственная жизнь. Твердость его веры и любовь к Богу и Церкви были известны даже Ее врагам. Своей кротостью и смирением он, как говорил митрополит Гурий, достигал больше, чем иной — суровостью81. То, с ка-

79 Письмо священника Сергия Никитина Зинаиде Петровне Сосновской от 18 февраля 1952 г. Подлинник (архив Н.П. Сосновской).

80 Письмо протоиерея Сергия Никитина Наталье Петровне Сосновской. Пасха Христова 1959 г. Подлинник (архив Н.П. Сосновской).

81 Слово владыки Гурия на посвящение архимандрита Стефана (Никитина) во епископа (расшифровка магнитофонной записи из личного архива протоиерея Валерия Бояринцева).

ким благодушием он терпел свой тяжелый недуг в конце жизни, явилось прекрасным уроком для наблюдавших это.

Владыка был очень радостным человеком. Мог посмеяться над самим собой, вообще любил шутку. О том сохранилось множество воспоминаний. Протоиерей Глеб Каледа так писал об истоках этой радости:

«Православие — это радостная полнота жизни во Христе. Сам Спаситель сказал: да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна (Ин 15.11). Апостол Павел писал: Радуйтесь всегда в Господе: и еще говорю:радуйтесь (Флп 4.4).

Вот откуда идет светозарность преподобного Серафима Саровского, который обычно встречал людей словами: „Радость моя”. Все наши старцы привлекали к себе духовным светом и любовью. Вот откуда светящаяся и радостная улыбка епископа Стефана Никитина, бывшего Можайского, а затем [и.о.] Калужского: „Как можно унывать, когда Христос воскрес!”»82

Духовные дети говорили, что своими кротостью, смирением, радостностью и любовью к доброй шутке он напоминал им оптинских старцев. Владыка был ласков со всеми. Этой трогательной ласковостью пронизаны его письма. Люди, которым приходилось бывать у епископа Стефана, даже и просто по служебным делам, уходили от него утешенными, умиротворенными. Со всеми он был необыкновенно внимателен, необыкновенно приветлив83.

Протоиерей Всеволод Шпиллер говорил о Владыке: «Совершенно святой человек!»84

Благодатным духовником считали епископа Стефана такие видные пастыри XX в., как святитель Афанасий (Сахаров), письменно рекомендовавший еще в марте 1956 г. Ольге Александровне Остолоповой обратиться к нему за разрешением сложного духовного вопроса85. Архиепископ Гурий (Егоров), как уже говорилось, назначил отца Сергия Никитина духовником Днепропетровской епархии. Советовал обращаться к нему своим духовным детям и заштатный священник Константин Всехсвятский (1871—1957)86, «дедушка», которого очень любил и уважал владыка Стефан87.

82 Каледа Г., прот. Задачи, принципы и формы православного образования в современных условиях // ЖМП. 1994. №7/8. С. 29.

83 См.: Воспоминания о искренно любимом и чтимом, в Бозе почившем старце нашем, дорогом и незабвенном епископе Стефане. С. 243—245.

84 См.: Воспоминания А.Б. Ефимова (архив автора).

85 См.: Письмо епископа Афанасия к О.А. Остолоповой от 27 марта 1956 г. // Молитва всех вас спасет. С. 462.

86 «Дедушка» // Соль земли. М.: Паломник, 1998. С. 17.

87 См.: Апушкина Е.В. Указ. соч. С. 232.

Епископ Стефан (Никитин)

Отец Валериан Кречетов рассказал о чуде, произошедшем с ним уже после смерти епископа Стефана.

Валериан Кречетов, будучи еще инженером, имел желание принять священство, и духовник, протоиерей Сергий Орлов, благословил его на это. Но по советскому времени людей с высшим светским образованием власти стремились не допускать к принятию священного сана. Принять рукоположение советскому инженеру было почти невозможно. Так вот, когда после ряда неудачных попыток дело это стало казаться Валериану Михайловичу совсем безнадежным, идя где-то между железнодорожной станцией и Покровским храмом в Акулове, он вспомнил, как будущий епископ Стефан молился в лагере Матренушке. И по примеру Владыки прокричал трижды: «Матре-нушка, помоги!» После этого дело сдвинулось, и Валериан Михайлович смог стать священником88.

88 См.: Воспоминания протоиерея Валериана Кречетова (архив автора).

Известно, что епископ Стефан, сам годы посвятивший тайному служению Богу в пресвитерском чине, благословил на принятие тайного священства протоиереев Глеба Каледу и Валерия Бояринцева. А протоиерей Александр Куликов отмечает, насколько важным оказалось в его пастырской практике благословение Владыки освятить узенькую ленту-поясок в качестве епитрахили и ходить в больницы и другие закрытые для посещения священником учреждения, где тайно исповедовать и причащать людей89.

Все духовные дети епископа Стефана бесконечно благодарны ему и с любовью почитают его память. Сам Господь прославляет своих святых. Смерть Владыки, именно такая, о какой он мечтал, — в храме Господнем, в пасхальные дни, после совершения Литургии и причащения Святых Христовых Таин, — а наипаче память духовных детей и внуков вселяет надежду, что человек святой жизни, прекрасный пастырь Христовых овец, всего себя отдавший Богу и ближним, будет прославлен Церковью, которую он так любил и которой так верно служил.

"Such a soft and loving heart”.

Life of Stephen (Nikitin), Bishop of Mozhay

by D. Ponomarenko

Bishop Stephen (Nikitin) of Mozhay was one of the most distinguished Church leaders of the XX c. For many years he combined his service as a priest (in secrecy) with medical practice after which followed ten years of his public priesthood. He was ordained bishop during the time of Church persecutions under Chruschev. His course of life reflects what trials the Russian Orthodox Church with its clergy underwent in the XX c. Having taken a firm standpoint over the relations between the Church and the atheistic state, Bishop Stephen presents the image of a saint shepherd - he is humble, meek, yet of principle and zealous.

89 См.: Воспоминания протоиерея Александра Куликова (архив автора).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.