Магомадова М.М.
к.э.н., доцент, Чеченский государственный университет
madina.magomadova@mail. ru
ТАКАФУЛ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Ключевые слова: такафул, исламское страхование, экономическое развитие, рынок страхования, рынок исламских страховых услуг, региональное развитие.
Keywords: Takaful, Islamic insurance, economic development, insurance market, the market of Islamic insurance services, regional development.
Роль системы страхования как одного из ключевых звеньев финансовой системы национальной экономики не вызывает сомнений. Существование множества потенциальных рисков для физических и юридических лиц обусловливает необходимость формирования эффективной системы страховой защиты интересов граждан и предприятий, позволяющей обеспечить приемлемую и реальную компенсацию возможных убытков от наступления того или иного риска. Традиционно Россия долгие годы являлась поликультурной и многоконфессиональной страной. При этом в новой истории страны никогда не ограничивалась роль и возможности той или иной конфессии, что закреплено в базовых конституционных нормах. В рамках функционирования системы страхования особый интерес представляет динамично развивающийся как в зарубежных странах, так и непосредственно в России институт исламского страхования - такафул и возможности его широкого внедрения.
Характеризуя степень разработанности выбранной проблематики исследования, следует отметить недостаточное внимание к нему российских исследователей и практически полное отсутствие трудов, посвященных обоснованию необходимости и возможности широкого развития такафула в России. Тем не менее, труды, посвященные вопросам развития такафула в мире в целом и в России, в частности, можно структурировать по следующим группам:
- исследования, посвящённые общим вопросам функционирования механизма такафула1.
- эмпирические исследования по состоянию рынка страхования и такафула, проводимые специализированными организациями (Ernst & Young, Deloitte2 и др.);
- исследования, посвященные изучению отдельных составляющих реализации механизма такафула3.
В качестве объекта настоящего исследования выступил рынок страховых услуг Чеченской Республики, в связи с чем анализ соответствующих массивов информации проводился применительно к указанному региону.
В табл. 1 представлены структурно-динамические характеристики рынка страховых услуг Чеченской республики в 2013-2014 гг.
1 Беккин Р.И. Страхование в мусульманском мире: к истории вопроса // Проблемы современной экономики. 2013. -№ 1 (45). - С. 267-269; Фукина С.П. Особенности организации исламского страхования и перспективы его внедрения на страховой рынок России // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2014. - № 1. - С. 108-115; Арчер С. Такафул. Исламское страхование. Концепция и вопросы нормативно-правового регулирования / С. Арчер, Р. Карим, Ф. Ниенхаус. -Сингапур, 2009. - 316 с.; Лагунов А.С. Малайзия в качестве мирового лидера исламской финансовой системы // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2011. - № 16. - С. 212-225; Солдатова А.О. Такафул или страхование по-исламски // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2012. - № 7. - С. 264-268; Тимирясов В.Г. Исламская модель финансово-кредитных отношений / В.Г. Тимирясов, Г.Н. Белицкая, О.М. Закирова, Г.Т. Гафурова. - Казань: Познание; Институт экономики, управления и права, 2010. - 160 с.
2 Global Takaful Insights 2014. - http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY_Global_Takaful_Insights_2014/$FILE/EY-global-takaful-insights-2014.pdf
3 Magomadova M.M. Implementation of Takaful Insurance System in the Russian Federation and its Future // Middle-East Journal of Scientific Research. 2013. - N 16 (9). - Р. 1178-1182; Асадуллин М.Р. Экономические и юридические аспекты страхования в мусульманских странах // Актуальные вопросы развития финансовой системы. 2002. - С. 9-14; Вахитов Г.З., Еникеева З.А. Определение ключевых параметров страхового продукта в исламском страховании // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. - № 2. -С. 53-58; Габбасов Р.Р., Вахитов Г.З. Исламские финансовые институты и их роль в российской экономике // Банковское дело. 2014. - № 7. - С. 76-79; Набиева Л.И., Вахитов Г.З. Анализ реализации одного из принципов исламской экономики в Иране // Математические методы и модели в исследовании государственных и корпоративных финансов и финансовых рынков Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа, 2015. - С. 254-256; Громова С.В., Миляева М.Б. Мировой рынок исламского страхования // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. - № 9. - С. 64-77; Magomadova M.M. Foreign experience of formation and takaful's development // 7th International Scientific and Practical Conference «Science and Society». - London, 2015. -P. 177-188.
Структурно-динамические характеристики рынка страховых услуг Чеченской Республики
в 2013-2014 гг.*
Показатель 2013 г. 2014 г. Динамика 2014 г. к 2013 г., %
Страховые премии, тыс. руб. Доля в общем объёме страховых премий, % Страховые премии, тыс. руб. Доля в общем объёме страховых премий, %
Всего без ОМС, млн. руб., в т.ч.: 440 405 100,0 634 140 100,0 44,0
КАСКО 41 665 9,5 60 870 9,6 46,1
«Огневое» страхование 10 530 2,4 12 565 2,0 19,3
ОСАГО 249 046 56,5 279 856 44,1 12,4
Другие виды добровольного страхования 139 164 31,6 280 849 44,3 101,8
* Источник: составлено автором по данным отчётности Центра стратегических исследований компании «РОСГОССТРАХ». -http://www.rgs.ru/pr/csr/insurance/index.wbp
Из представленных в табл. 1 данных следует, что в последние годы наблюдается увеличение объёмов рынка страховых услуг в Чеченской Республике. При этом основными «источниками» роста являются преимущественно добровольные виды страхования. По данным на начало 2015 г. в структуре рынка страховых услуг Чеченской Республики (по показателю объёма страховых премий, 44,1% приходится на обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), 9,6% приходится на сегмент добровольного дополнительного страхования автогражданской ответственности (КАСКО). В последние годы, пусть и в относительно незначительной степени развивается рынок услуг «огневого страхования» (страхование имущества от пожара и других бедствий), на который в разные годы приходится от 2 до 2,4% совокупного страхового рынка.
Важно отметить значительную долю прочих видов добровольного страхования в Чеченской Республике, которая из года в год в регионе увеличивается: если по данным на начало 2014 г. объём данного сегмента составлял 139,1 млн. руб. (31,6% в совокупном объёме страховых премий), то на начало 2015 г. он вырос до 280,8 млн. руб. (44,3% в совокупном объёме страховых премий), - таким образом итоговый прирост данной рыночной ниши составил 101,8%. Высокая доля и темпы прироста прочих видов добровольного страхования являются косвенным свидетельством высокого потенциала развития альтернативных видов добровольного страхования в Чеченской Республике, в том числе исламского страхования. В пользу данного утверждения говорит также тот факт, что рынок страхования в Чеченской Республике всё ещё продолжает восстанавливаться в сравнении с другими региональными рынками РФ.
В табл. 2 представлена сравнительная характеристика степени развитости рынка страховых услуг Чеченской Республики и регионов Северо-Кавказского федерального округа (как наиболее близких не только по территориальному положению, но и по экономическому уровню развития, культурным, политическим и социальным условиям) по данным на начало 2015 г.
Таблица 2
Сравнительная характеристика степени развитости рынка страховых услуг Чеченской Республики и регионов Северо-Кавказского федерального округа по данным на начало 2015 г.*
Регион Количество страховых компаний Объём рынка страхования, тыс. руб. Средний размер страховых премий на одну компанию, тыс. руб. Количество страховых компаний на 100 тыс. человек населения, ед. Размер страховых премий на душу населения, руб.
СКФО 308 11 764 990 38 198 3,2 1,2
Кабардино-Балкарская Республика 43 922 283 21 448 5,0 1,1
Карачаево-Черкесская Республика 34 574 342 16 892 7,2 1,2
Республика Дагестан 41 1 398 164 34 102 1,4 0,5
Республика Ингушетия 24 310 770 12 949 5,3 0,7
Республика Северная Осетия - Алания 45 586 321 13 029 6,4 0,8
Ставропольский край 94 7 338 970 78 074 3,4 2,6
Чеченская Республика 27 634 140 23 487 2,0 0,5
* Источник: составлено автором по данным отчётности Центра стратегических исследований компании «РОСГОССТРАХ». -http://www.rgs.ru/pr/csr/insurance/index.wbp
Из данных табл. 2 следует, что, несмотря на рост страхового рынка Чеченской Республики в последние годы, в целом его развитие несколько отстаёт от средних показателей по СКФО. Так, объём страховых премий, приходящихся на одну страховую компанию в Чеченской Республике на 38,1% ниже, чем в среднем по СКФО (составляет 23,4 млн. руб.); число страховых компаний на душу населения также меньше, чем в среднем по СКФО на 37,6% (в страховые компании на 100 тыс. человек населения); размер страховых премий на 1 человека в Чеченской Республике составляет 0,5 руб., что на 61,6% ниже аналогичного показателя в среднем по регионам СКФО. Таким образом, представленные в таблице 2 данные также являются наглядным подтверждением тезиса о том, что рынок страховых услуг Чеченской
Республики можно отнести к восстанавливающимся региональным рынкам со значительным потенциалом дальнейшего роста.
Анализируя особенности регионального рынка страховых услуг на примере Чеченской Республики, важно также отметить, что в последние годы наблюдается его укрупнение (рис. 1).
50 - ^........................................................................ 30.00° о
40
40 щ Щ--------------ШШ ~ -0 00°о Í
\ SUS Й Ü1
:ооб г. :оо~ г. :oos г. :оо9 г. :ою г. :оп г. :oi: г. :ои г. :он г. :oií г. 3
с
Число действующих страховых коипаннП (местных сграховшнков н филиалов £ коипаннП). ел.
Тейпы прироста (-) убыли (-) числа страховых коипаннП
Рисунок 1.
Динамика численности действующих страховых компаний (местных страховщиков и филиалов компаний) в Чеченской Республике в 2006-2015 гг., %
Источник: составлено автором по данным отчётности Центра стратегических исследований компании «РОСГОССТРАХ». -http://www.rgs.ru/pr/csr/insurance/index.wbp
Представленные на рис. 1 данные свидетельствуют о том, что начиная с 2008 г. наблюдается отчётливая тенденция к снижению численности страховых компаний в регионе. Учитывая, что в это же время происходит рост рынка страхования, можно считать, что для рынка страховых услуг Чеченской Республики характерны процессы укрупнения.
Практика ведущих развитых стран и российских регионов показывает, что страховой рынок при должном подходе к его развитию становится одним из системообразующих сегментов финансового сектора региональной экономики, формируя ряд социально-экономических эффектов, которые проявляются в следующем:
- росте налоговых поступлений в региональные и муниципальные бюджеты;
- увеличении уровня занятости населения;
- увеличении объёмов внутренних и внешних инвестиций в финансовую сферу и др.
Указанные особенности и позитивные аспекты функционирования института страхования на современном этапе могут быть вполне распространены и на его перспективные, пока не освоенные направления, в том числе и на новую для России сферу исламского страхования. Вместе с тем, популяризация и масштабное внедрение исламского страхования в регионах страны требует устранения ряда имеющихся проблем, в том числе: социальных, организационно-экономических и правовых.
Суть социальных проблем при распространении исламского страхования сводится, прежде всего, к необходимости информирования различных групп населения и потенциальных страхователей по программам исламского страхования о его возможностях и преимуществах. Организационно-экономические проблемы широкого внедрения така-фула состоят в отсутствии «работающих» механизмов предоставления услуг исламского страхования в рамках действующей в России системы страхования, в том числе: определения основных участников такафул-страхования, установления правил управления такафул-фондами, формирования порядка выдачи такафул-полисов и др. Вместе с тем, ключевой проблемой пока видится несовершенство правовой базы осуществления такафул-страхования в России.
Специфика такафула как особого сегмента системы страхования состоит, прежде всего, в его тесной взаимосвязи с базовыми религиозными нормами. Это проявляется, прежде всего, в наличии таких запретов как:
- процентной ставки при осуществлении сделок по страхованию (риба);
- процессов кредитования и ростовщичества (мейсир);
- запрета на участие в запрещённых видах деятельности (харам).
Поскольку такафул, по своей сути относится к одному из видов взаимного страхования, для определения перспектив и возможностей его развития, важно провести сравнительную характеристику между классическим взаимным страхованием и такафулом (табл. 3).
Сравнительная характеристика такафула и классического взаимного страхования
Критерий Такафул Классическое взаимное страхование
Содержание и цель Взаимная помощь Взаимная помощь
Базовый принцип распределения рисков Между участниками Между участниками
Субъект защиты рисков Такафул-фонд Страховой фонд
Прибыль от страховых услуг Не предусмотрена Не предусмотрена
Инвестирование страховых средств Разрешено в объекты инвестирования не противоречащие религиозным нормам Разрешено
Участие страхователей в управлении Допускается Допускается
Субъекты регулирования Государственные органы надзора в сфере страхования и канонические советы Государственные органы надзора в сфере страхования
Исходя из проведённого анализа, был сделан вывод, что необходимость развития института исламского страхования на региональных рынках страховых услуг (с соответствующим экономическим и социально-культурным потенциалом, обусловленным конфессиональной структурой населения) определяется двумя группами факторов:
1. Непосредственно спецификой реализации механизмов исламского страхования и его внутренним потенциалом, обусловленным рядом нетрадиционных и, несомненно, конструктивных для российской финансовой системы инструментов.
Так, говоря о преимуществах развития такафула в России, с точки зрения его сущностного содержания и специфики реализации исламских механизмов, можно выделить следующие возможные проявления этих преимуществ:
1) Снижение рисков страхователей за счёт равномерного распределения ответственности за потенциальные риски в противовес получения прибыли за счёт других страховщиков (по сути, для традиционного страхования характерно наличие элементов «финансовых пирамид»).
2) Возможность снижения рисков участников процесса исламского страхования за счёт получения гарантированных компенсаций по осуществленным вкладам, выдаваемых из специального фонда, сформированного на основе добровольных пожертвований участников системы исламского страхования.
3) Обеспечение условий в инвестирование в социально значимые и неиррациональные, с точки зрения общества сферы (запрет на инвестирование средств фонда в алкогольный, табачный и другие деструктивные для общества виды предпринимательской деятельности).
4) Интеграция в систему страхования России специализированных такафул-фондов.
5) Вовлечение дополнительных групп физических лиц, ранее не пользовавшихся услугами добровольного страхования ввиду противоречия его сущности религиозным нормам.
2. Получением дополнительных социально-экономических эффектов как на федеральном уровне, так и на региональном. Изучив состояние российской системы страхования и рынка страховых услуг, его многогранное влияние на национальную экономику, данные эффекты можно структурировать следующим образом (рис. 2).
Развитие такафула в России требует решения ряда правовых задач, прежде всего это касается совершенствования действующего Федерального закона от 29.11.2007 № 286-ФЗ «О взаимном страховании»1 в том числе по следующим направлениям:
1. Включение в закон таких форм деятельности взаимных страховщиков как страховой кооператив и общества с ограниченной ответственностью.
2. Обеспечение прозрачности лицензионных требований и процесса получения лицензий страховщиками (определение надзорного и лицензирующего органа, разработка формы и назначения лицензий, определение отчётности по ним и др.).
3. Предоставления права взаимным страховым организациям управлять средствами страхователей, которые были переданы в доверительное управление страховым организациям.
4. Предоставление права участникам такафул-страхования (держателям полисов) участвовать в осуществлении операций и контроле над счетами страховых компаний.
5. Предоставление членам взаимных страховых компаний права на получение части прибыли по итогам функционирования компании за год.
На наш взгляд, развитие исламского страхования в России в соответствии с действующей правовой базой и её особенностями, может происходить в рамках следующих условных сценариев:
1. Сценария «мягкого» внедрения исламского страхования, не требующего существенных изменений и новшеств в законодательстве, а лишь дополнения действующих нормативных актов положениями, позволяющими така-фул-компаниям функционировать в том или ином виде.
2. Сценарий «жёсткого» внедрения - требует более масштабной работы с текущей правовой базой, существенного дополнения действующего гражданского, налогового, финансового (в том числе банковского и страхового) законодательства.
3. «Кардинальный» сценарий внедрения исламского страхования, в рамках которого осуществляется разработка самостоятельного нормативного акта, регулирующего отношения в сфере исламского финансирования и страхования.
1 Федеральный закон от 29.11.2007 № 286-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О взаимном страховании» // Собрание законодательства РФ. 03.12.2007, № 49, ст. 6047,
Рисунок 2.
Система эффектов социального и общеэкономического значения от развития исламского
страхования в России
Источник: составлено автором.
В табл. 4 представлены ключевые характеристики возможных сценариев развития исламского страхования, с точки зрения их содержательных характеристик, организационных и правовых аспектов внедрения.
Таблица 4
Содержание ключевых аспектов различных сценариев внедрения исламского страхования в России
Характеристики сценариев Сценарий
«Мягкий» «Жесткий» «Кардинальный»
Временной горизонт внедрения Краткосрочное внедрение (в течение года) Среднесрочное внедрение (от 1 до 2 лет) Длительное внедрение (от 2 до 4 лет)
Организационные аспекты реализации - проведение пилотного эксперимента в регионах с благоприятной средой и высоким потенциалом (Республика Татарстан, Чеченская Республика); - запуск такафул-окон в страховых компаниях; - продвижение такафул-страхования путём прямого маркетинга. - широкое обучение и переквалификация персонала в регионах с высоким потенциалом развития исламского страхования; - разработка методических рекомендаций осуществления исламского страхования в рамках негосударственных пенсионных фондов; - разработка специализированного программного обеспечения. - учреждение специализированных исламских финансовых институтов; - внедрение института оценки соответствия финансовых операций религиозным нормам (как структурного подразделения мегарегулятора, либо в рамках деятельности региональных банков);
- учреждение специализированных исламских страховых компаний.
Правовые аспекты реализации - одобрение мегарегулятором возможности создания исламских окон в страховых компаниях; - создание институтов и организаций регулирования соответствия проводимых операций религиозным нормам (союза такафул-компаний России). - дополнения в Гражданский Кодекс РФ (внесение поправок в Гл. 42, ст.819, п.1., который предусматривает уплату процентов за пользование кредитом как неотъемлемой части кредитных отношений, что противоречит нормам исламского права; в гл. 25, ст. 395 ГК РФ, предполагающий ответственность лица за неисполнение денежных обязательств в виде процентов от суммы обязательств; - изменения в финансовое и банковское законодательство (внесение поправок в ст. 5. Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 30.09.2013) «О банках и банковской деятельности» «Процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям кредитной организации», предусматривающей проценты, как единственно возможный инструмент приращения средств как кредитной организации, так и ее клиентов; дополнить банковское законодательство возможностью совершения банками торговых операций) - дополнения в Налоговый кодекс РФ (обеспечить облегченную процедуру регистрации прав собственности по сделкам исламского финансирования; налогообложение операций по продаже товаров в рассрочку с наценкой в целях финансирования привести к сопоставимому уровню налогообложения аналогичных банковских операций); - дополнения в страховое законодательство. - разработка самостоятельного законодательного акта «Об исламском банкинге»; - разработка самостоятельного законодательного акта «Об исламском страховании (такафуле)».
В соответствии с каждым сценарием нами составлен прогноз развития рынка страховых услуг и его структуры применительно к Чеченской Республике при соответствующем подходе к формированию условий для развития сегмента исламского страхования (табл. 5).
Таблица 5
Прогноз развития рынка такафул-страхования и его структуры для Чеченской Республики до 2020 г.
Сценарий Показатель 2015 г. (О*) 2016 г. (П**) 2017 г. (П) 2018 г. (П) 2019 г. (П) 2020 г. (П)
Мягкий Совокупный объём рынка добровольного страхования, млн. руб. 389,6 422,7 458,5 496,8 538,1 581,7
Прогнозируемая доля такафул-страхования в структуре добровольного страхования, % - 3% 3% 4% 5% 7%
Прогнозируемый объём такафул-страхования, млн. руб. - 12,7 13,8 19,9 26,9 40,7
Жёсткий Совокупный объём рынка добровольного страхования, млн. руб. 389,6 422,7 458,5 496,8 538,1 581,7
Прогнозируемая доля такафул-страхования в структуре добровольного страхования, % - 8% 8% 9% 10% 10%
Прогнозируемый объём такафул страхования, млн. руб. - 33,8 36,7 44,7 53,8 58,2
Кардинальный Совокупный объём рынка добровольного страхования, млн. руб. 389,6 422,7 458,5 496,8 538,1 581,7
Прогнозируемая доля такафул-страхования в структуре добровольного страхования, % - 11% 11% 12% 12% 14%
Прогнозируемый объём такафул-страхования, млн. руб. - 46,5 50,4 59,6 64,6 81,4
Примечание: * О - оценка; ** П - прогноз.
В основу разработанного прогноза развития рынка такафул-страхования на примере Чеченской Республики легли положения:
- прогноз рынка добровольного страхования осуществлялся на основе трендовой модели по результатам анализа рынка добровольного страхования в Чеченской Республике за период с 2005 по 2015 гг.;
- потенциал потребности населения в такафул-услугах, спроецированный на долю рынка такафул-услуг в структуре добровольного рынка страхования определялся на основе проведённого автором анализа косвенных данных и прямого опроса населения Чеченской Республики, результаты которого были опубликованы нами в других трудах.
Таким образом, необходимость и возможность становления и развития исламского страхования в России объясняется факторами специального свойства (обусловленными спецификой функционирования механизмов такафула), а также факторов социального и общеэкономического значения. На сегодняшний день полноценное внедрение такафула в России сталкивается с рядом трудностей, прежде всего законодательного и организационного характера. Устранение этих проблем и барьеров является необходимым условием получения множества эффектов от функционирования нового для России направления страхования - такафул.