Научная статья на тему 'Таджикские линейные меры длины конца XVIII - начала XX веков'

Таджикские линейные меры длины конца XVIII - начала XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1263
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЯЯ АЗИЯ / БУХАРСКИЙ ЭМИРАТ / ВОСТОЧНАЯ БУХАРА / ЗАПАДНЫЙ ПАМИР / МЕРЫ ДЛИНЫ / MIDDLE ASIA / BUKHARA EMIRATE / EASTERN BUKHARA / THE WESTERN PAMIRS / MEASURES OF LENGTH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Холов Махмуджон Шарипович

В статье приведены таджикские меры длины конца XVIII начала XX веков, система их образования, кратные и дольные единицы. Отмечено, что метрология народов Средней Азии, в том числе таджиков, мало изучена, и почти нет работ, исследующих рассматриваемый период. Приведены сведения по метрологии таджиков, извлечённые из трудов русских и восточных исследователей. Показано разнообразие и различие линейных мер таджиков рассматриваемого периода. Указано, что таджикская система мер длины состояла из понятий ангушт (палец), ваджаб (пядь), газ (локоть), кадам (шаг) и фарсанг, названия и размеры которых связаны с названиями частей человеческого тела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tajik Linear Measures of Length Referring to the End of the XVIII-th - the Beginning of the XX-th Centuries

In his article the author considers the Tajik measures of length referring to the period of the XVIII-th the beginning of the XX-th centuries, the system of their formation, multiple and submultiple units. It is asserted that metrology of Central Asian people, Tajiks inclusive, is scantily studied, and there are almost no works exploring the period under consideration. The author of the article adduces information concerned with Tajiks' metrology extracted out of both Russian and Eastern explorers' works. Diversity and distinctions of Tajiks measures of length referring to the period researched are demonstrated. It is indicated that the system of Tajik measures of length consisted of the following notions: angousht (finger), vajab (span), pai (foot), gaz (elbow), qadam (step) and farsang (mile); names and sizes of the above-mentioned elements are connected with the names of the parts of a human body.

Текст научной работы на тему «Таджикские линейные меры длины конца XVIII - начала XX веков»

УДК 389.1 (091) (574/575) ББК30.10+63.2 (5 тадж)

ТАДЖИКСКИЕ ЛИНЕЙНЫЕ МЕРЫ ДЛИНЫ КОНЦА XVIII -НАЧАЛА XX ВЕКОВ

Холов Махмуджон Шарипович,

к.ф.-м.н., ведущий научный сотрудник Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия им. Рудаки АН РТ (Таджикистан, Душанбе)

ВОХ,ИДХ,ОИ ЧЕНАКИ ДАРОЗИИ ТОНИКИ ДАР ОХИРИ АСРИ XVIII -АВВАЛИ АСРИ XX

TAJIK LINEAR MEASURES OF LENGTH REFERRING TO THE END OF THE XVIII-TH - THE BEGINNING OF THE XX-TH CENTURIES

Холов Ма^мудцон Шарипович,

н.и.ф-м., ходими пешбари илмии Донишкадаи забон, адабиёт, шарцшиносй ва мероси хаттии ба номи Рудакии АИ ЦТ (Тоцикистон, Душанбе)

Kholov Mahmudjon Sharipovich, candidate of physic-mathematical sciences, leading scientific officer of the Institute of language, literature, Oriental studies and written heritage named after Rudaki under the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan (Tajikistan, Dushanbe). E-MAIL: kholov-mahmud@rambler. ru.

Ключевые слова: Средняя Азия, Бухарский эмират, Восточная Бухара, Западный Памир, меры длины

В статье приведены таджикские меры длины конца XVIII - начала XX веков, система их образования, кратные и дольные единицы. Отмечено, что метрология народов Средней Азии, в том числе таджиков, мало изучена, и почти нет работ, исследующих рассматриваемый период. Приведены сведения по метрологии таджиков, извлечённые из трудов русских и восточных исследователей. Показано разнообразие и различие линейных мер таджиков рассматриваемого периода. Указано, что таджикская система мер длины состояла из понятий ангушт (палец), ваджаб (пядь), газ (локоть), кадам (шаг) и фарсанг, названия и размеры которых связаны с названиями частей человеческого тела.

Калидвожа^о: Осиёи Миёна, аморати Бухоро, Бухорои шарци, Помири гарбй, воуидуои ченак, ангушт, вацаб, газ, цадам, фарсанг

Дар мацола сухан дар бораи ифодаи тоцикии воуидуои ченаки дарози дар охири асри XVIII ва аввали асри XX меравад. Муаллиф дар мацола оид ба доираи пайдоишу инкишофи ощо ва ифодаи воуидуои ченак бо карату бацияю уисса сухан меронад. Мууацциц ишора мекунад, ки дар Осиёи Миёна, аз цумла дар тоцикон илм оид ба ченаку вазн кам омухта шуда, тадцицотуои илми доир ба ин маруалаи таърихии омухташаванда мавцуд нест. Муаллиф барои циёсу муцобала аз тадцицотуои баанцомрасидаи олимони русу шарцшиносон маълумот овардааст. Муаллиф кушиш намудааст, ки гуногунранги ва фарци ифодаи воуидуои ченаки дарози, истифодаи

ощоро дар забони ин давраи таърихи нишон дщад. Таъкид мешавад, ки воуидуои ченаки дарозии тоцикй аз истифодаю истеъмоли мафуумуои ангушт, вацаб, газ, цадам, фарсанг иборат аст, ки ин номгу ва ин шакли ифодаи андоза ба тани инсон ва узвуои у вобастаги дорад.

Key words: Middle Asia, Bukhara Emirate, Eastern Bukhara, the Western Pamirs, measures of

length

In his article the author considers the Tajik measures of length referring to the period of the XVIII-th - the beginning of the XX-th centuries, the system of their formation, multiple and submultiple units. It is asserted that metrology of Central Asian people, Tajiks inclusive, is scantily studied, and there are almost no works exploring the period under consideration. The author of the article adduces information concerned with Tajiks' metrology extracted out of both Russian and Eastern explorers' works. Diversity and distinctions of Tajiks measures of length referring to the period researched are demonstrated. It is indicated that the system of Tajik measures of length consisted of the following notions: angousht (finger), vajab (span), pai (foot), gaz (elbow), qadam (step) and farsang (mile); names and sizes of the above-mentioned elements are connected with the names of the parts of a human body.

Метрология Средней Азии, в том числе таджиков, мало изучена, и почти нет работ, исследующих рассматриваемый период. Небольшой материал по этой теме собран Е. А. Давидович. Но она отмечает, что «... предлагаемые здесь материалы по метрологии Средней Азии далеки от полноты, да и не могут быть иными в силу специфики среднеазиатских источников по метрологии и незначительности ранее проделанной в этом направлении исследовательской работы» [12, с. 77]. После этой работы более сорока лет не было научного исследования о таджикской метрологии. Только в 2009 году появилось научное исследование Х. А. Каюмовой [22], которое посвящено метрологии таджиков горных регионов Восточной Бухары (Каратегин, Дарваз, Западный Памир). С другой стороны, линейные меры таджиков северо-западной части Средней Азии (Центральная или Западная Бухара, Кокандское ханство) отличаются по названию и размеру от мер таджиков её юго-восточной части (Восточная Бухара, Западный Памир). Исследователем показано разнообразие и различие линейных мер таджиков рассматриваемого периода. Для удобства линейные меры выделены курсивом и приведены в алфавитном порядке.

Ангушт (от таджикского буквально «палец») - мелкая мера длины, равная ширине среднего сустава согнутого пальца. В разных местностях Средней Азии эта мера иногда называлась на местном диалекте (илик в Касане, лили в Маргелане, лела в Риштане, лелак в Сохе (Фергана), эллик в Ташкенте), но ее размер оставался приблизительно одинаковым. Она являлась одной из древних мер мусульманского Востока, называлась асба' и равнялась 6 ша'ирам (ячменным зернам) или 1/24 локтя (зира'), и поэтому колебалась в зависимости от размеров последнего. Однако в мусульманской метрологии все же преобладали две меры: асба' канонического локтя (гази шар'и, аз-зира' аш-шар'ийа), т.е. 2,078 см, и асба' так называемого «черного» локтя (аз-зира' ас-сауда'), введенная при Аббасидах [38, с. 62,70].

Согласно бухарскому трактату конца XVIII века «Маджма' ал-аркам», канонический размер ангушта был равен общей ширине 6 ячменных зерен (джае), положенных рядом друг с другом, причем ширина каждого ячменного зерна равна общей толщине 6 волосков

из гривы рабочей лошади [26, с. 93]. Таджикский ученый и просветитель Ахмад Дониш (1827-1897) в своем астрономическом труде «Маназир ал-кавакиб» определяет размер ангушта также в 6 ячменных зерен (джав). Причем зерна должны быть одинаковыми по длине и ширине и расположены друг за другом [3, л. 172].

Ангушт в Бухаре и других областях и городах Средней Азии употреблялся как самостоятельная, а также как составляющая величина. Число ангуштов определяло размер одной из основных среднеазиатских мер длины - газа. Однако средний размер ангушта (как величины, составляющей газ) мог варьироваться, так как практически газ часто отмерялся кулаками, что соответствовало 4 ангуштам, и поднятым большим пальцем (асба' ка'има), что соответствовало 3 ангуштам. Отмеривание осуществляли обычно несколько человек или один человек, кулак которого был признан «средним», а полученный результат законоведы закрепляли в эталонах, с которыми каждый мог сверяться. Поэтому некоторые колебания размера ангушта практически были неизбежны. Обратный пересчет среднего размера ангушта из размера газов (когда последние выражены в русских или английских единицах) убеждает в следующем: ангушт, который был составляющей величиной газов, во всех случаях (кроме канонического газа в 24 ангушта) оказался несколько больше канонического размера ангушта (2,078 см), но, безусловно, и намного меньше английского дюйма (2,54 см). Отмечены колебания ангушта в пределах 2,18-2,28 см.

В Восточной Бухаре ангушт (палец) назывался терминами лик или чилик [34, с.176]. Лик в зависимости от положения пальцев на плоскости при ее измерении также назывался ду лик («два пальца»), се лик («три пальца»), чор лик («четыре пальца»). Таджики Западного Памира называли ангишт ангихт (в Хуфе - ингахт, в Язгулеме - ангишт) [1, с. 176, 340].

Ваджаб (буквально - «большая пядь», «четверть») - мера длины, равная расстоянию между большим пальцем и мизинцем руки в раздвинутом до предела положении. В Средней Азии ХУ-ХУ1 вв. эта мера известна еще и как карыш [4, с. 212]. Ваджаб в Бухаре и других городах Средней Азии употреблялся в быту и в строительном деле и примерно равнялся 20-22 см [12, с.110]. Ваджаб в Сохе (Фергана) тоже равнялся 20-22 см, и 3,5-4 ваджаба составляли 1 газ [13, с.151].

В быту употреблялись и меньшие доли этой меры, в разных местах носившие разные названия: расстояние между указательным пальцем и мизинцем, между средним и мизинцем, между безымянным и мизинцем, между большим и указательным пальцами.

В Дарвазе и Каратегине ваджаб имел три вида: ваджаб («большая пядь», длиной 2023 см) [34, с.175], ду пешлик («малая пядь», 18-19 см), ду паслик («малая пядь», 16-17 см). В Каратегине и Дарвазе эти три вида пядей употреблялись в качестве мелких мер длины. Эти меры длины использовались земледельцами при изготовлении сельскохозяйственных орудий, с их помощью в частности уточнялись и определялись расстояния между выдолбленными отверстиями некоторых частей чигина - саней - волокуш, мола - бороны.

В памирских языках эта мера длины означала пядь, а таджики Западного Памира эту меру называли визед (хуф.- визид; рушан., шугнан. - визед; язгулем. - вудад) [21, с. 337]. Длина этой меры составляла 21-22 см [1, с. 340]. Эта мера длины широко употреблялась при постройке зданий. Раньше строителями применялась мера, равная ступням ног, плотно приставляемых друг к другу - пай, и была заменена визедом. По этнографическим сведениям, в памирских селениях обычный размер среднего по величине дома был равен 30x32 визеда (примерно 6,3^6,7 м).

Существовали также другие разновидности визеда, называемые «карап» («сдвинутые пальцы») и «фирох» («раздвинутые пальцы»), которые основывались на счете пальцев руки, отличающихся по размеру и с пользованием дополнительной приставки.

Мера длины «карап» («сдвинутые пальцы») имела несколько разновидностей:

а) карап цавор ангихт (хуф. - ингахт, язгулем. - чорангишт, «четыре пальца в сложенном виде») - расстояние между наружными краями указательного пальца и мизинца (без большого пальца), примерно равное 8-9 см [16, с. 126]; измерение осуществлялось с наружной стороны пальцев в их среднем сгибе; б) карап арай ангихт («три пальца в сложенном виде, без мизинца»), равный примерно 6-7 см;

в) карап зав ангихт («два пальца в сложенном виде, без мизинца и безымянного пальца), равный примерно 4-5 см;

г) ангихт («палец») - самая малая мера длины, равная примерно 2,18-2,28 см, где использовалась ширина одного указательного пальца. Как было упомянуто выше, эта мера длины в Дарвазе и Каратегине называлась чилик или лик [34, с.175].

Мера длины «фирох» («раздвинутые пальцы») состояла из следующих разновидностей:

а) фирох цавор (чор) ангихт (язгулем. - чор вахт, «четыре раздвинутых пальца с подогнутым большим пальцем»), примерно равный 15-16 см - расстояние между указательным пальцем и мизинцем. Данная мера в Дарвазе называлась чор лик - «четыре пальца» [34, с. 175];

б) фирох арай (се) ангихт («три раздвинутых пальца с подогнутым мизинцем»), примерно равный 11 см - расстояние от указательного пальца до безымянного пальца, который в Дарвазе назывался се лик (букв. «три пальца»);

в) фирох зав (ду) ангихт («два раздвинутых пальца»), примерно равный 10 см -расстояние от указательного до среднего пальца с подогнутыми безымянным пальцем и мизинцем, употребляемый в Дарвазе под названием ду лик («два пальца»).

При промерах материи на платье женщины, отложив пядь, прижимали отмеренную материю большим пальцем, отмерив последнюю пядь, а свободный конец материи загибали и прижимали к большому пальцу и отмеряли кусочек, равный одному суставу пальца. При этом они говорили: йи визедат мум банд те («одна пядь и тот сустав»).

Газ - основная таджикская мера длины, обозначающая локоть, и в Средней Азии ХУШ -начала XX веков их было несколько видов. В бухарском трактате «Маджма' ал-аркам» прямо сказано, что «...один газ называют зар'ом, равен [ширине] двадцати четырех ангушт (пальцев) или больше, вопреки [прочим] утверждениям. А ангушт равен шести джав, как утверждают некоторые; а ширина джава сбоку равна шести волоскам лошадиной гривы» [26, с. 93]. Ахмад Дониш тоже считал газ равным двадцати четырем ангушт (пальцам), а ангушт равен 6 средним джав (ячмень), и каждый джав равен 7 волоскам [3, л.172].

По этнографическим данным, население Бухары чаще всего употребляло термин газ. В исторических источниках и юридических документах употребляются оба термина (газ, зар'), но газ все же чаще. В Бухарском эмирате существовали три системы определения размеров газа.

1. Расстояние от кончиков пальцев вытянутой руки до плеча, до середины груди (или до кончика носа), до второго плеча. Такой газ употреблялся не только в горных районах, но и в равнинных областях и городах, знавших более точные меры.

Этнограф А.К. Писарчик выяснила, что в Фергане такие газы широко употреблялись народными мастерами при строительстве, причем точными считались газы

пропорционально сложенных людей среднего роста (эталоны), и мастера умели учитывать отклонения своих личных мер от нормативных [32, с. 231]. У бухарского эмира живыми эталонами были его шотиры (скороходы), которые подбирались из людей одного роста, одних пропорций и с одинаковой длиной шага (кадам) и локтя (газ). Такой газ в Бухаре был равен 101,60 см [36, с. 21].

2. Система, опирающаяся на размер ангушт (палец). Ширина ангушта считалась равной общей ширине 6 джаеое (ячменное зерно), положенных рядом друг с другом, причем ширина каждого джаеа была равна общей толщине 6 волосков из гривы рабочей лошади. В Бухарском эмирате употреблялся канонический газ, равный 24 ангуштам [26, с. 93]. Такой газ в Бухаре назывался гази шар'и (т.е. канонический) и был равен 49,875 см. В этой системе постоянной величиной выступал именно ангушт, а размер газа зависел от числа таких ангуштое.

3. Система, основанная на размере кабза (кулак), когда рука обхватывает палку или веревку, и на размер вытянутого вдоль палки или веревки большого пальца (асба' ка'има, бошбармок). Номинально считалось, что кабза равен 4 ангуштам, поднятый большой палец соответствует 3 ангуштам, а кулак с поднятым большим пальцем - 7 ангуштам. Исчисляемые таким образом газы в Бухарском эмирате были различными, их размеры зависели от числа кабза, от отсутствия или наличия (и числа) асба' ка'има [12, с. 111]. Такой газ в Бухаре был равен 106,68 см.

Русский востоковед Н. В. Ханыков (1822-1878), побывавший в 1842 г. в Бухаре, так описывает эту меру: «...Гяз есть мера, имеющая длиною расстояние от оконечности носа до оконечности указательного пальца в вытянутой руке. Эту неопределительную меру употребляют везде и даже при хозяйственных измерениях; чтоб сколько-нибудь определить ее, мы заметим, что длина ее равняется близко длине большого шага, т. е. 1'Л аршинам» [37, с. 42].

Член посольства А. Ф. Негри в Бухару Е. К. Мейендорф, посетивший Бухару в декабре 1820 года, тоже определяет размер бухарского газа равным 1,5 русским аршинам [25, с. 78]: «.Бухарский локоть называется хазе (т.е. газ), его длина 1,5 аршина» (т.е. 106,68 см).

Русский метролог Ф. И. Петрушевский (1785-1848) в известном труде «Общая метрология» пишет, что в Бухаре XIX века существовал гази шохи («шахский газ»), равный 1'Л русского аршина (т.е. 106,68 см), который делился на 2 нимгази («полугаза») и на 4 четверти, или чоряки газ («четверть газа») [31, с. 59].

Канонический газ (гази шар'и), равный 24 ангуштам (49,875 см) или их большему числу, использовался для измерения длины и ширины каналов или площадей [40, с. 69, 88]. В юридических документах XVI-XVIII вв. постоянно фигурирует бухарский газ, иногда с эпитетами «употребительный» и «обычный». Он, к слову, использовался и для измерения земельных площадей в самой Бухаре и ее окрестностях: в Гиждуване, Каракуле и др. [18].

Согласно источникам середины XVIII века (1740 г.), газ в Бухаре был равен 31 английскому дюйму, т.е. 78,74 см (31^2,54 см). В книге Дж. Ханвея приводится еще одно свидетельство: ткани в Бухаре обычно мерят персидской меркой в 40 английских дюймов, т.е. 101,6 см [43, с. 354].

В Самарканде XVI века, согласно юридическим документам, широко употреблялся гази мукассар («укороченный газ»). Им мерили ткани и прочие товары, а иногда и землю. Название этой единицы намекает на существование другого газа, по отношению к которому этот являлся «укороченным». Вот что приводится об этом в документе № 54:

«... в тридцати двух парбандах ситца, семицветного, длиною (по) двенадцати гязов и шириною в один гяз, больших», а также в документе № 58: «...что является стоимостью сорока штук материи ситца, пестрого парбанда, каждый кусок длиною в двенадцать гязов и шириною без одного куруха один гяз, большою мерою» [20].

В вакфнаме от 7 раджаба 1239 г. (8 марта 1824 г.) упомянут газ для измерения тканей, размер которого определён двояко: он равен 40 ангуштам или 7 кабза с семью асба' ка'има [8; 6, с. 240]. Второе определение соответствует 49 ангуштам, т.е. 106,68 см. Представляется, что в первом определении содержится ошибка и должно быть написано не 40, а 49 ангуштов (пропущено слово, обозначающее число единиц).

В более поздних источниках XIX века в Самаркандской области зафиксирован газ длиной в 1,25 русского аршина, т.е. 88,9 см [10, с.168]. Любопытно, что П. И. Пашино, посетивший уже в 1866 г. завоеванную тогда часть Туркестана (Самарканд еще не был присоединен), осведомил о таком же газе под названием «базарный газ», которым мерят материю. Он записал, что базарный газ равен половине базарного кары, последний же равен 2,5 русского аршина [29, с.154]. Следовательно, базарный газ был равен 1,25 русского аршина, т.е. 88,9 см. Основную информацию П. И. Пашино собрал в Ташкенте. Можно поэтому предположить, что газ длиной 88,9 см широко употреблялся в XIX веке в ряде областей и городов Средней Азии, включая Самарканд и Ташкент. П. И. Пашино упоминает еще один газ - «ханский газ», равный половине ханского кары, последний же был равен 3 русским аршинам. Следовательно, ханский газ был равен 1,5 русского аршина, т.е. 106,68 см. Эта единица длины была общей с Бухарой.

Н. П. Петровский (1897 г.), сведения которого относятся к территории Русского Туркестана, отмечает существование двух видов газов: один длиной в 7 кабза (кулаков) с поднятым большим пальцем, другой - в 9 кабза с поднятым большим пальцем [30, с. 203204]. Это соответствует 31 ангушту и 39 ангуштам. По минимальным расчетам (канонический ангушт был равен 2,078 см), первый газ равнялся 64,418 см, а второй -81,042 см. В связи с этим можно предположить, что прочно зафиксированный в Самарканде и Ташкенте и очень употребительный здесь газ длиной 88,9 см соответствовал одному из двух видов газа Н.П. Петровского. Но он мог равняться меньшему, длиной 31 ангушт, так как в этом случае ангушт равнялся бы 2,87 см, а кабза - 11,48 см, что во много больше длины возможного кулака человека среднего роста, кабза же для таких расчетов газа была реальным размером. Зато вполне правдоподобно равенство 88,9 см = 39 ангуштам (ангушт в этом случае равен 2,28 см, а кабза - 9,12 см). Это позволяет допустить, что на территории Русского Туркестана в XIX веке были весьма распространены газ в 39 ангуштов (88,9 см), газ в 31 ангушт (31^2,28 = 70,68 см), а также общий с Бухарой газ в 106,68 см.

О Фергане середины XIX века, когда Средняя Азия еще не была присоединена к России, имеется известие, что газ Кокандского ханства был равен примерно 14 русским вершкам [28, с. 211], т.е. около 62,195 см. В 1877 г. ферганский газ был приравнен к 7 кабза с большим пальцем последнего, седьмого кабза, что дает 31 ангушт [19]. При наименьшем, каноническом размере ангушта в 2,078 см такой газ равнялся бы 64,418 см. Но его реальный размер был больше, что уточнялось следующим образом. В записи за 1876 г. упомянут среднеазиатский газ (точно не локализован) такого же типа (т.е. в 7 кабза с поднятым большим пальцем), размер которого был около 27 английских дюймов, а это 68,58 см [44, с. 202-203].

М. С. Андреев и А. К. Писарчик собрали этнографические материалы о газах Ферганы [2, с.123,125; 32, с. 237-238]. М. С. Андреев (1928 г.) нашел в Касане газ длиной в 12 кабза и 1 асба' ка'има, что соответствует 51 ангушту. Во избежание споров в одной касанской мечети напротив базара на столбе была установлена железная мерка. Этот газ по минимальному расчету был равен 106 см (51x2,078 см), но практически был, вероятно, несколько больше. Потому что, если хорезмский газ в 49 ангуштов был равен 106-107 см [7], то касанский газ в 51 ангушт должен был быть не менее 110-111 см. Такой газ употреблялся для измерения земельных площадей. Газ же для других нужд в Касане был равен половине кулоча, т.е. половине русской маховой сажени.

А. К. Писарчик (1938 г.) выявила, что в Андижане и Маргелане строительный газ местных мастеров равнялся расстоянию от середины груди до кончика указательного пальца вытянутой руки (т.е. тоже половине русской маховой сажени) и определила этот газ в 83-85 см. Относительно так называемого «шариатского газа» длиной 7 кабза с одним бошбармоком (асба' ка'има) А. К. Писарчик сообщили, что он считался на один вершок короче русского аршина и равнялся приблизительно 68 см.

В Фергане названы еще и следующие размеры газа:

- 6 урта бугума с одним бошбармоком (или 3,5 суям), равный примерно 63 см;

- 6 шонани учи с одним бошбармоком (или 3,0 суям), равный примерно 54 см;

- после присоединения к России широкое распространение получил еще один вид газа, который назывался «Николай гази» или «олчин», равный 71,12 см.

У. Джахонов определяет размер газа у таджиков долины реки Сох (Фергана) равным 9 поставленным один на другой кабза (кулакам) с поднятым большим пальцем последнего, верхнего кулака, т.е. примерно 75 см [13, с.151].

В Ходженте этнограф Н. Н. Ершов зафиксировал газ в 68 см [14, с. 32]. Это все тот же газ в 7 кабза с одним асба' ка'има, т.е. длиной 31 ангушт (68,58^70,68 см).

На Западном Памире использовались два вида газа: 1) основная мера длины чиб-газ (букв. «деревянный газ», «палка-газ») и дополнительная - гилим-газ (букв. «газ для сукна», вернее для халата, называемого гилим) [21, с. 348; 16, с. 127]. В Хуфе существовали три его вида:

1) чиб-газ размером 83 см, длина которого была равна расстоянию от середины груди под подбородком до конца вытянутой в сторону руки;

2) чиб-газ, равный 100-102 см, длина которого была равна расстоянию от кончиков пальцев и шла через всю грудь до второго плеча. Эта мера длины вошла в обиход в конце XIX века, вместе с проникновением в верховья Пянджа русских мер [34, с.177];

3) чиб-газ длиной в 71 см был равен расстоянию от кончиков пальцев вытянутой руки до плеча, [24,с.170], т.е. русскому аршину (71,12 см). Эта мера появилась также в конце XIX века после прихода русских, поэтому она называлась николаевским аршином [1, с. 341].

Вторая, дополнительная мера длины на Западном Памире называлась гилим-газ и первоначально употреблялась главным образом для измерения шерстяной домотканой материи на халаты. Потом ее стали использовать в качестве меры длины.

В Рушане также бытовали описанные выше три вида чуб-газа:

1) шувде газак («маленький газ»), или ним-чуб-газ («половина чуб газа»), равный примерно 50-56 см, который считался самым маленьким газом;

2) хайде газак («большой газ») или просто чуб-газ, равный примерно половине маховой сажени (килоч), или 83 см;

3) култаде-газак («самый большой газ»), или также чуб-газ, равный примерно 1 м.

В Язгулеме для измерения материи использовали разновидность газа - гуз (83 см), равный половине килоча, т.е. расстоянию от кончиков пальцев до середины груди. В Шугнане этот вид газа назывался чуг-газ. В Каратегине и Дарвазе было четыре вида газа [34, с. 176-177]:

1) расстояние от левого плеча и до конца среднего пальца левой руки, вытянутой на уровне плеча (69-71,5 см), почти в точности совпадавшее с русским аршином (71 см);

2) расстояние от середины груди до кончика среднего пальца левой руки

(84-88 см); в начале XX века этот газ приравнивали к 1 м; 3) расстояние от края правого плеча до кончика указательного пальца левой руки (105-110 см), называемое чугаз (искаженное от таджикского «чуб-газ», букв. «газ-палка», «палочный газ»), который употреблялся для измерения местных хлопчатобумажных и шерстяных материй; 4) удвоенное расстояние между кончиками пальцев рук, разведенных на уровне плеч в разные стороны, т.е. две маховые сажени (166 см), называемое гази бофандаги («ткацкий газ»). Каждый ткач имел палку, равную этому газу, и этой палкой измерял сотканную им материю при сдаче её заказчику.

Гирех - мера длины, зафиксированная в Хорезме и Бухаре [12, с.116]. В Хорезме XIX века кары равнялся 2 русским аршинам с 1 гирехом [15]. В Иране Гирех как мера длины был равен 1/16 зар' в 104 см, т.е. 6,5 см [38, с.64]. Гирех в Кабуле XIX века был равен 2,531 английского дюйма (т.е. 6,43 см), являясь тоже 1/16 шахского газа в 40,5 английского дюйма (т.е. 102,87 см) [42,с.894]. Поэтому с большой долей вероятности можно предположить, что в Хорезме и Бухаре гирех был 1/16 крупного газа в 106-107 см, т.е. равнялся 6,625 - 6,69 см.

В Средней Азии термин донг употреблялся для обозначения 1/6 части мер веса, длины и площади [12, с.116; 38, с. 81]. Как мера длины донг обозначал 1/6 газа (зар'). В этом смысле данное слово часто встречается в средневековых юридических документах. Употреблялись также выражения: нимдонг (половина донга), т.е. 1/12 газа; донгу ним (донг и его половина), т.е. 3/12 газа (1/6 + 1/12).

Джав (буквально - «ячменное зерно») - мера веса и длины. Как мера длины джав считался канонической мерой в 1/6 ангушта [26, с. 93], и его толщина была равна ширине 6 волосков из гривы рабочей лошади. Так как канонический размер ангушта был равен 2,078 см, соответственно размер джава будет равен 0,3463 см (2,078:6).

Кабза - мера длины, равная ширине четырех ангуштов (2,2 х 4 = 8,8 см), когда рука сжата в кулак (мушт) и охватывает палку или веревку [12, с.117]. Кабза является единицей, которая практически использовалась для отмеривания газа. При этом рекомендовалось одновременно использовать кабза нескольких людей, чтобы общий размер газа меньше зависел от индивидуальных размеров руки человека. Кабза для определения размеров газа использовалась как самостоятельно, так и с асба' ка'има (поднятым большим пальцем). Кабза вместе с асба' ка'има соответствовали общей ширине 7 ангуштов (2,2 х 7 = 15,4 см).

Кадам (буквально - «шаг») - мера длины, используемая в строительстве, при измерении размера земли и каналов. Он встречается и в юридических документах [40, с. 182-183]. Средний шаг человека составлял 70-80 см. С древних времен кадам был составляющей единицей путевой меры - фарсанга. Этнограф А.К. Писарчик записала со слов самаркандского мастера, что бухарский эмир подбирал себе шотиров (скороходов) из людей одного роста, которые одновременно служили эталонами для определения размера

кадама [32, с. 237-238]. Кадам в Сохе (Фергана) XIX - начала XX века был равен 1 газу или 75-80 см [13, с.150].

В Каратегине и Дарвазе кадам использовали при строительстве различных зданий, при измерении земельных площадей во время раздела отцовской земли между наследниками [34, с. 176-177]. Также в некоторых случаях шагами мерили расстояние между временными каналами (това) в центре поля, проводимыми для поливной воды. Расстояние от одного временного канала до следующего должно было составлять от 8 до 12 кадамов. Этот вид измерения применялся и во время изготовления бороны-волокуши (мола) для молотьбы зерновых культур (обычно её длина равнялась 6-7 кадамам).

Кары - мера длины, употреблялась и как синоним газа, и для обозначения более крупной меры длины. Бабур (XVI в.) упоминает, что кары был равен 6 тутам по 4 илика -а это канонический газ в 24 ангушта (около 50 см или немного больше), и кары в 1,5 этих размера (около 75 см или немного больше), причем последний служил для определения путевой меры [4, с. 212].

Позднее, в Хорезме XIX века, кары равнялся 2 русским аршинам с 1 гирехом [15]. С большой долей вероятности можно предположить, что в Хорезме гирех был равен 1/16 хорезмийского газа длиной в 106-107 см, т.е. равнялся почти 6,7 см. Отсюда хорезмийский кары равен 148,94 см, т.е. был около 150 см.

В Бухаре кары для измерения некоторых сортов ткани был равен 4,5 русского аршина (т.е. 320,04 см). О таком кары Бухары пишет Ф. И. Петрушевский [31, с. 59] и считает его равным 3 гази шохи (106 68х3_320 04 см). П. И. Пашино, получивший основную информацию в Ташкенте ещё в 1866 году, упоминает два вида кары:

- базарный кары (2 базарных газа), равный русской маховой сажени (2,5 аршина), т.е. 177,8 см;

- ханский кары (2 ханских газа), равный 3 русским аршинам, т.е. 213,36 см [29, с. 154].

В Фергане (данные 1877 г.) использовались два вида кары [19]:

- кулоч-кары, или узун-кары (буквально - «длинный кары»), который использовался для измерения разных сортов хлопчатобумажной и шелковой материи. Эта единица равнялась 2% аршина плюс 1 вершок, т.е. 164,65 см;

- калта-кары (буквально - «короткий кары»), который использовался для измерения бязи и был на 3 вершка меньше аршина, т.е. равнялся 57,79 см (этот размер близок к хорезмийскому газу). Калта-кары по происхождению, очевидно, газ, получивший узбекское наименование кары.

По сведениям А. К. Писарчик [32, с. 239], в Андижане до присоединения к России и позже кары равнялся маховой сажени (маховая сажень в большинстве районов Средней Азии называлась кулоч). Самый большой среднеазиатский кары назван в данных за 1876 год: 2 маховые сажени или около 12 футов [44,с.203]. 2 маховые сажени - это примерно 355,6 см, а 12 футов - это 365,76 см.

Кулоч - мера длины, равная расстоянию между кончиками пальцев рук, вытянутых в стороны на уровне плеча (маховая сажень). Русская маховая сажень считалась равной приблизительно 2,5 аршина, т.е. примерно 177-178 см [41, с. 27]. Эту величину условно можно принять и для Средней Азии как некую среднюю, вокруг которой колебался действительный размер кулоча. Конкретные сведения, однако, показывают, что на самом деле кулоч мог сильно отклоняться от размера русской маховой сажени. Например, о Бухаре за 1838 г. имеется известие, что кулоч (для измерения тканей) был равен 2 олчинам, или 56 английским дюймам [42, с. 898], т.е. 142,24 см.

В Фергане, по данным А.К. Писарчик [33, с. 246, 269; 32, с.239], кулоч равнялся 2,5 шариатского газа Ферганы (т.е. около 167,5 см) или 2 строительным газам Ферганы (т.е. около 166-170 см), или 8 карыш (т.е. ваджаб). Типичный размер комнат в ферганских жилых домах было около 5х3,32 м, причем это считалось 3х2 кулоча, следовательно, кулоч равнялся 166 см. У. Джахонов приводит размер кулоча в Сохе (Фергана) в 160-170 см. Кулоч в сельском хозяйстве применялся при измерении длины веревки. Каждая веревка была равна 3-9 кулочам [13,с. 150].

В горных районах Восточной Бухары кулоч (в Шугнане -килоч, в Язгуляме -калоч, в Дарвазе -кулоч) широко использовался и для обмера полей, для измерения тканей, в строительном деле и пр. Килоч - маховая сажень, расстояние между кончиками пальцев рук, вытянутых в стороны на уровне плеча [1, с. 342; 34, с.176].

Крестьяне Каратегина и Дарваза меру кулоч употребляли в сельском хозяйстве и в других случаях жизни. Кулоч в сельском хозяйстве употребляли при изготовлении веревки для перевозки на санях-волокушах снопов, сжатых хлебов и трав. Каждая веревка для этих целей была равна 3-4 кулочам («банди се-чор кулоча»). Кулоч чаще всего использовали для измерения кустарных хлопчатобумажных и шерстяных тканей.

Фарсанг - древняя персидско-таджикская путевая мера длины, именуемая также фарсах (араб.), санг (тадж.), тош и йогоч (тюрк.). В древние времена эта мера называлась порасанг, а древние греки называли ее парасаггес (лараоаууп^, персиденсия, миля), она была равна 300 000 пальцам, или 30 стадиям, т.е. 5549 м [7, с.148].

По поводу появления названий путевых мер: фарсанг, санг, тош, йогоч, мил в истории метрологии существует следующее мнение. Раньше восточные правители всегда имели при себе скороходов - шотиров, которые сопровождали их в походах. Эти скороходы через определенные пройденные промежутки расстояния, например, каждые 12 000 шагов, для отметки ставили камень (отсюда - фарсанг, санг, тош), металлический стержень (мил, мила) или деревянный кол (йогоч, агач), т.е. километровые столбы.

Канонически, т.е. по шариату, размер фарсанга составлял 12 000 кадамов (шагов), реже газ [12, с. 120]. Однако хивинец, составивший для русского востоковеда А. Л. Куна одну из трех записок о хорезмских мерах, с сожалением отметил, что одни фарсахи больше, другие меньше этой канонической нормы в 12 000 шагов, потому что установили их примерно, не проверяя шагами [23].

Источники по истории Бухары и Самарканда XIX века обычно считают фарсанг в 8 русских верст или почти в 8 верст, т.е. около 8,5 км. О таком размере фарсанга пишет Ф. И. Петрушевский [31,с. 59]. Однако практически фарсанг, исчисляемый в 8 верст, мог быть и больше. Например, Н. В. Ханыков отмечает, что «...Сянг или фарсанг, есть мера, которою считают расстояние между отдаленными предметами. Бухарцы обыкновенно принимают её в 12 000 шагов, что составит, считая шаг в 1 аршин, длиною 8 верст; но по одометрическим измерениям, произведенным нами между городами Бухарою и Самаркандом, на пространстве 240 верст 78 сажень, которые Бухарцы считают равными 27 сянгам, оказывается, что один сянг имеет 8 верст 447 сажень» [37, с.113], т.е. около 9,5 км. В Бухаре и Самарканде XVI века размер йогоча был ещё больше [12, с.120]. Согласно Бабуру, «.Бухара от Самарканда в двадцати пяти йигачах пути на запад» [4, с. 47], отсюда видно, что размер йогоча больше, чем санга XIX века.

Имеются известия и противоположного характера, т.е. о меньших размерах фарсанга. Например, один из русских пленных, оказавшихся в Средней Азии и освобожденных в 1858-1859 гг., показал, что все дороги, по которым ходил эмир, измерены шагами его

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

скороходов: скороход ведет под уздцы лошадь эмира и через 9000 шагов, составляющих тош, кладет камень [11, с. 234]. Это - фарсах, составляющий 3/4 фарсаха в 12 000 шагов. Возможно, что перед нами два вида фарсаха: длиной в 12 000 шагов (около 8,5 км или больше) и 9 000 шагов (около 5,6 км и больше). Фарсах длиной в 6 км упоминается и другими источниками [17, с. 135]. В книге «Худуд ул-олам» эта мера названа «огоч» (т.е. йогоч) и приблизительно равна 6 км.

В Каратегине и Дарвазе он назывался фарсанг или санг, который равнялся 10 000 полных кадамов, что составляет приблизительно 6-7 км [34, с. 178].

Существовали также следующие меры длины: мушт (кулак, малая пядь, равная 12-15 см), овозрас или файродрас (букв. «расстояние, на котором слышен человеческий голос», равная приблизительно 6-7 км), используемые в Дарвазе и Каратегине (эта мера под названием чакрим, азон или чени овоз употреблялась у таджиков долины реки Сох в Ферганской долине [34, с. 175; 13, с. 150]. Олчин или алчин был равен расстоянию от локтя до кончика указательного пальца, т.е. 45-50 см, и использовался в Бухаре и других городах Средней Азии задолго до русского завоевания [12, с.109; 34, с.177-178]. Пай (букв. «ступня») - мера длины, известная на Западном Памире, которая была равна примерно 2526 см [1, с. 34] и др.

Список использованной литературы:

1. Андреев, М.С. Таджики долины Хуф (верховья Аму-Дарьи) /М.С. Андреев. - Сталинабад, 1958. - 526 с.

2. Андреев, М.С. Поездка летом 1928 г. в Касанскийрайон (север Ферганы) /М.С. Андреев. // Известия Общества для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами. - Ташкент, 1928. - Т. 1. - С. 122-125.

3. Ахмади Дониш. Маназир ал-кавакиб. Рукопись Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия АН РТ, № 760.

4. Бабур, З. Бабур-наме. / З. Бабур. - Ташкент: Изд. ЦККП Узбекистана, 1982. - Кн. II. - 256 с.

5. Беляев, Н. Т. О древних и нынешних русских мерах протяжения и веса / Н. Т. Беляев -«Seminarium Kondakovianum», Прага, 1927. - Т.1. - 350 с.

6. Бродовский, М.И. Заметки о земледелии в Самаркандском районе/ М.И. Бродовский - М., 1872. - Вып. 2. - С. 233-261.

7. Быструшкин, К.К. Феномен Аркаима. /К.К. Быструшкин -М.: Белые альвы, 2003. - 272 с.

8. Вакф-нама 7раджаба 1239/1824 г. кази-калана Абу-л-Бараката, потомка Мир Абу-Тахира ал-Мусави, на землю в самаркандском тумане Шаудар. - ГИА УзССР, ф. И-18, оп. I, д. 9989.

9. Вакф-нама в пользу медресе и мечети Пайанда-бий-аталыка в Бухаре. - ГИА УзССР, ф. 323, №7.

10. Гейер, И.И. Путеводитель по Туркестану /И.И. Гейер. - Ташкент, 1901. - 255 с.

11. Галкин, М.Н. Этнографические и исторические материалы по Средней Азии и Оренбургскому краю /М.Н. Галкин - СПб., 1869. - 336 с.

12. Давидович, Е.А. Материалы по метрологии средневековой Средней Азии /Е.А. Давидович. -М.: Наука, 1970. - 147 с.

13. Джахонов, У. Земледелие таджиков долины Соха в конце XIX - начале XX в. / У. Джахонов. - Душанбе: Дониш, 1989. - 216 с.

14. Ершов, Н.Н. Сельское хозяйство таджиков Ленинабадского района Таджикской ССР перед Октябрьской революцией /Н.Н. Ершов. - Сталинабад, 1960. - 174 с.

15. Записки о хорезмских мерах / Архив ЛО ИВАН СССР, ф. 33, оп. 1, №99.

16. Зарубин, И.И. Шугнанские тексты и словарь /И.И. Зарубин -М.-Л., 1960. - 387 с.

17. Ибрагимов, И. Некоторые заметки о хивинских туркменах и киргизах / И. Ибрагимов // Военный сборник, т. 98. - СПб., 1874, №9.

18. Иванов, П.П. Хозяйство джуйбарских шейхов/П.П. Иванов - М.-Л.: АН СССР, 1954. -380 с.

19. Из архива шейхов Джуйбари. Материалы по земельным и торговым отношениям Средней Азии XVI века - М.-Л., 1938. - Документы № 26, 27, 41, 71, 76, 86, 99, 242, 280, 308.

20. Казбеков, Ю. Туземные меры и весы в Ферганской области/Ю. Казбеков // Туркестанские ведомости. 1877. №6.

21. Казийские документыXVIвека. - Ташкент, 1937- 81 с. Док. № 54, 57, 58.

22. Карамшоев, Д. Шугнанско-русский словарь: в 3 т. /Д. Карамшоев. -М.: Наука, 1988. - Т.1 - 576 с.

23. Каюмова, Х.А. Народная метрология и хронология таджиков Каратегина, Дарваза и Западного Памира XIX - начала XX вв.: автореф. дисс. канд. истор. наук.: 07.00.02 /Х.А. Каюмова; Худжанд. гос. ун-т. - Худжанд, 2009. - 25 с.

24. Кун, А.Л. Очерки Шагрисябзского бекства / А.Л. Кун // Записки Императорского географического общества по отделению этнографии - т. VI, - СПб., 1880, отд. 1. - С. 203237.

25. Курбон Мухаммад-зада. История Бадахшана. / Курбон Мухаммад-зада, Мухаббат Шох-зода. - М. : Наука, 1973. - 250 с.

26. Мейендорф, Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару /Е.К. Мейендорф. -М. 1975. -182с.

27. Мирзо Бадеи Девон. Мачмаъ-ул-арком /Девон Мирзо Баде. - Душанбе: Дониш, 2015. -416с.

28. Носир Хисрав. Сафарнома. / Хисрав Н. - Душанбе: Ирфон, 1970. - 118 с.

29. Обозрение Коканского ханства. В нынешнем его состоянии // Записки Русского географического общества, кн. III, - СПб., 1849. - С. 176-216.

30. Пашино, П.И. Туркестанский край в 1866 году/П.И. Пашино - СПб., 1868.

31. Петровский, Н.П. Ирригация. Туземная единица объема воды и способы деления ее/ Н.П. Петровский // Справочная книжка Самаркандской области, вып. V. - Самарканд, 1897. - С. 198-205.

32. Петрушевский, Ф.И. Общая метрология / Ф.И. Петрушевский - СПб., 1849. - 632 с.

33. Писарчик, А.К. Меры длины, употреблявшиеся ферганскими мастерами-строителями /А.К. Писарчик //Материальная культура Таджикистана. Вып. 1. - Душанбе, 1968. - С. 236242.

34. Писарчик, А.К. Строительные материалы и конструктивные приемы народных мастеров Ферганской долины в XIX - начале XX в. / А.К. Писарчик // Среднеазиатский этнографический сборник - Т. XXI-М., 1954. - С. 216-298.

35. Рахимов, М.Р. Земледелие таджиков бассейна реки Хингоу в дореволюционный период / М.Р. Рахимов. - Сталинабад, 1957. - 221 с.

36. Рыбаков, Б.А. Русские системы мер длины / Б.А. Рыбаков // Советская этнография. -1949. - № 1. - С. 69-71.

37. Семенов, А.А. Очерк устройства центрального административного управления Бухарского ханства позднейшего времени / А.А. Семенов // Материалы по истории таджиков и узбеков Средней Азии. Вып. II. - Сталинабад, 1954. - 75 с.

38. Ханыков, Н. Описание Бухарского ханства/Н. Ханыков - СПб, 1843. - 280 с.

39. Хинц, В. Мусульманские меры и ееса с перееодом е метрическую систему/ В. Хинц - М.: Наука, 1970. - 147 с.

40. Холое, М. Ш. Носири Хусрае - ученый-метролог/М. Ш. Холое //Изеестия Академии наук Республики Таджикистан. - Душанбе.-№ 4.- 2003. - С. 3-8.

41. Чехоеич, О. Д. Бухарские документы XIVеека/ О. Д. Чехоеич. - Ташкент, 1965 - 330 с.

42. Шостьин, Н. А. Очерки истории русской метрологии. XI - начало XX еека /Н. А. Шостьин - М.: Издательстео стандартое, 1990. - 280 с.

43. Furdoonjee, N. Report on weights, measures and coins of Cabul and Buchara/ N. Furdoonjee // Journal of the Asiatic Society of Bengal - Vol. VII, 1838 - p. 892-900.

44. Hanway, J. An historical account of the British trade over the Caspian Sea/ J. Hanway// -London, 1753, vol. I.

45. Schuyler, E. Turkistan. Notes of a journey in Russian Turkistan, Khokand, Bukhara, and Kuldja//E. Schuyler - Vol. I, London, 1876.

Reference Literature:

1. Andreev, M.S. Tajiks of Khoof Valley (Upper Reaches of the Amu-Darya) / M.S. Andreev. -Stalinabad, 1958. - 526pp.

2. Andreev, M.S. The Trip in the Summer of 1928 to Kasan Rayon (north of Ferghana) / M.S. Andreev. // Proceedings of the Society for the Study of Tajikistan and Iranian Nationalities outside it. - Tashkent, 1928. - V. 1. - pp. 122-125.

3. Ahmad Donish. Manazir al-Kawakib. Manuscript of the Institute of language, literature, Oriental studies and written heritage under the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan,# 760.

4. Babur Z. Babur-Name. / Z. Babur - Tashkent. Publishing-house of the Central Committee of the Communist Party of Uzbekistan, 1982 - Book. II. - 256pp.

5. Belyaev, N. T. About Ancient and Current Russian Measures of Length and Weight / A.N. Belyaev -«Seminarium Kondakovianum», Prague, 1927. - V.1. - 350pp.

6. Brodovsky, M.I. Notes on Agriculture in Samarkand Region / M.I. Brodovsky - M., 1872. - Issue. 2. - pp. 233-261.

7. Bystrushkin, K.K. The Phenomenon of Arkaim. / K.K. Bystrushkin - M.: White Alvas, 2003. - 272 pp.

8. Waqf-Name of Rajab 7, 1239/1824, of the Grand Qadi Abu'l-Barakat, Descendant of Mir Abu Tahir al-Musawi to the Land of Samarkand Tuman of Shaudar. - Historical State Archive (HAS) of UzSSR. f. I-18, inv. I, case. 9989.

9. Waqf-Name in Favor of Madrasas and Payanda-Bij-Atalyk Mosque in Bukhara. - HSA UzSSR f. 323, №7.

10. Gheyer, I.I. The Guide along Turkestan /I.I. Gheyer - Tashkent, 1901 - 255 pp.

11. Galkin, M.N. Ethnographic and Historic Materials on Central Asia and Orenburg Region / M.N. Galkin - SPb, 1869. - 336pp.

12. Davidovich, Ye.A. Materials on the Metrology of Medieval Central Asia / Ye.A. Davidovich. - M.: Science, 1970. - 147pp.

13. Jahonov, U. The Agriculture of the Sokh Valley Tajiks in the Late XIX-th - the Early XX-th centuries. / U., Jahonov. - Dushanbe: Knowledge, 1989. - 216pp.

14. Yershov, N.N. The Agriculture of the Tajiks of the Tajik SSR Leninabad Rayon before the October Revolution /N.N. Yershov. - Stalinabad, 1960. - 174 pp.

15. Notes on Khorezmian Measures /Archive LO IVAN USSR, f. 33, inv. 1, №99.

16. Zarubin, I.I. Shughnanian Texts and Dictionary /I.I. Zarubin - M-L.,, 1960. - 387pp.

17. Ibraghimov, I. Some Notes about Khiva Turkmenians and Kirghizes /1. Ibraghimov - Military Collection, V. 98 - St. Petersburg, 1874, №9.

18. Ivanov, P.P. The Household-Farms of Dzhuybar Sheikhs /P.P. Ivanov. -M-L, USSR Academy of Sciences. 1954. - 380 pp.

19. From the Archive ofJuybar Sheikhs. Materials on Land and Trade Relations in Central Asia of the XVI-th Century - M-L, 1938 - Documents # 26, 27, 41, 71, 76, 86, 99, 242, 280, 308.

20. Kazbekov, Yu. Native Weights and Measures in Ferghana Region / Yu. Kazbekov - Turkestan Tidings, 1877, №6.

21. Kaziys* Documents of the XVI-th Century. - Tashkent, 1937 - 81 pp. Doc. # 54, 57, 58.

22. Karamshoev, D. Shugnan-Russian Dictionary: in 3 volumes / D. Karamshoev. - M.: Science, 1988

- Volume 1 - 576p.

23. Kayumova, Kh.A. Folk Metrology and Chronology of the Tajiks ofKarategin, Darvaz and Western Pamirs in the XIX-th - the Early XX-th Centuries: synopsis of candidate dissertation in history: 07.00.02 /Kh.A. Kayumova; Khujand State University. - Khujand, 2009. - 25pp.

24. Kuhn, A.L. Essays of Shagrisyabz Region Governed by Bek/ A.L. Kuhn // Notes of the Imperial Geographical Society in the Department of Ethnography - V. VI. - St. Petersburg, 1880, Dep. 1 -pp. 203 - 237.

25. Qurbon Muhammad-zadah. History of Badakhshan. / Qurban Muhammad-zadah, Muhabbat Shoh-zadah. - M.: Science, 1973. - 250 pp.

26. Meyendorff Ye.K. Travel from Orenburg to Bukhara / Ye.K. Meyendorff - M., 1975. - 182 pp.

27. Mirza Badeh Devan. Majma-al-arkam /Devon Mirzo Badeh. - Dushanbe: Knowledge, 2015. - 416 pp.

28. Nassir Khosrou. Safar-nameh. /Khosrou N. - Dushanbe: Cognition, 1970. - 118pp.

29. Review on Kokand Khanate. In its Present Condition // Notes of Russian Geographical Society, Vol. III. - SPb, 1849. - pp. 176 - 216.

30. Pashino, P.I. Turkestan Region in 1866 / P.I. Pashino - St. Petersburg, 1868.

31. Petrovsky, N.P. Irrigation. Aboriginal Unit of Water Volume and Ways of its Dispensation / N.P. Petrovsky //Reference book of Samarkand region, Issue. V. - Samarkand, 1897. - pp. 198-205.

32. Petrushevsky, F.I. General Metrology / F.I. Petrushevsky - SPb, 1849. -. 632 pp.

33. Pisarchik, A.K. The Length of Measures Used by Ferghana Masters-Builders / A.K. Pisarchik // Material Culture of Tajikistan. Issue. 1. - Dushanbe, 1968. - pp. 236 - 242.

34. Pisarchik, A.K. Construction materials and Constructive Techniques of Folk Artists of the Ferghana Valley in the XIX-th - the Early XX-th Century. / A.K. Pisarchik // Central Asian Ethnographic Collection - V. XXI - M., 1954. - pp. 216 - 298.

35. Rakhimov, M.R. Tajik Agriculture of Khignou River Basin in pre-Revolutionary Period / M.R. Rakhimov. - Stalinabad, 1957. - 221 pp.

36. Rybakov, B.A. Russian System of Length Measures/B.A. Rybakov // Soviet Ethnography. - 1949. -№ 1. - pp. 69 - 71.

37. Semyonov, A.A. Outline of the Central Administrative Apparatus of the Bukhara Khanate Appertaining to the Latest Time / A.A. Semyonov //Materials on the History of Tajiks and Uzbeks in Central Asia. Vol. II. - Stalinabad, 1954. - 75 pp.

38. Khanykov, N. Description of the Bukhara Khanate / A.N. Khanykov - SPb, 1843. - 280 pp.

39. Hinz, V. Moslemic Measures and Weights Transmitted into Metric System / V. Hinz - M. : Science, 1970. - 147pp.

40. Kholov, M. Sh. Nassir Khosrou as Scientific-Metrologist / M. Sh. Kholov // Proceedings of the Academy of Sciences of Tajikistan Republic. # 4. Dushanbe, 2003, - pp. 3 - 8.

41. Chekhovich, O.D. Bukhara Documents of the XIV-th Century / O.D. Chekhovich - Tashkent, 1965

- 330 pp.

42. Shostin, N.A. Essays on the History of Russian Metrology of the XlX-th - the Beginning of the XX-th Century /N.A. Shostin -M.: Publishing-House of Standards, 1990. - 280pp.

43. Furdoonjee, N. Report on weights, measures and coins of Cabul and Buchara/ N. Furdoonjee // Journal of the Asiatic Society of Bengal - Vol. VII, 1838. - pp. 892 - 900.

44. Hanway, J. A Historical account of the British trade over the Caspian Sea/ J. Hanway// - London, 1753, vol. I.

45. Schuyler, E. Turkistan. Notes of a journey in Russian Turkistan, Khokand, Bukhara, and Kuldja// E. Schuyler - Vol. I, London, 1876.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.