Т.В. Юрьева
КАНОНИЗАЦИЯ СВЯТЫХ РУССКОЙ ЦЕРКВИ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА*
Канонизация понимается Русской православной церковью как признание какого-либо своего члена святым с соответствующим его почитанием. Этот акт осуществлялся на основе утвердившихся представлений о святости, которые были закреплены в положениях церковного канона.
В соответствии с каноном, святой должен был являть собой идеал христианского подвижничества, осуществлять посредничество между Богом и человеком, а также выполнять функции покровителя и заступника. Именно такой образ святого создается во время канонизации, которая предполагает создание ряда явлений, включающие не только молитвенную и литургическую практики, но и художественное воплощение образа святого в литературе (исторические предания, агиография, народная поэзия) и живописи (фреска, икона).
В процессе канонизации обнаруживается целостность духовного мира православного человека, единство усилий различных слоев общества в утверждении духовных ценностей.
Выбор тех, кого в конечном итоге признают святым, определялся целым комплексом причин, коренившихся в земной жизни человека. Канон облекал в образ святости реального человека в соответствии с религиозными и политическими реалиями уже иной, чем время его
* Юрьева Т.В. Канонизация святых русской церкви как культурологическая проблема. - Режим доступа: https://socionet.rU/d/spz:cyberleninka:31901:15826354/http: //cyberleninka.ru/article/n/kanonizatsiya-svyatyh-russkoy-tserkvi-kak-kulturologicheskaya-ргоЬ1ета
Т.В. Юрьева
жизни, эпохи. Жизнеописание святого во главу угла ставит как сакральные ценности - молитвенность, преданность вере, пост, милостыню, так и его светские черты. Это может быть и местный патриотизм, и забота о городе и его жителях, воинские доблести.
Когда вслед за признанием святого наступает момент создания его образа в житийной литературе и иконографии, эти образы зачастую не совпадают с жизненными реалиями, их создание подчиняется совершенно другой логике, продиктованной своими специфическими принципами. Логика эта подчинена логике создания канона, т.е. примера, правила христианского подвига, который признается за норму, образец. И произведение искусства, рассказывающее об этом, само становится квинтэссенцией правила, а искусство - каноническим. Все процессы, происходившие в православной культуре, влияли на содержание канона. То есть почитание святых - это культурно-религиозный феномен, который возникает вне прямой связи с официальными постановлениями.
Канонизация - это культурный акт, в котором отражается важнейший момент миропонимания средневекового человека-христианина, связанный с понятием святости и истины. Это формирование нового героя, представляющего собой собирательный образ живых людей, создающих святого и общающихся с ним.
В формировании культа святого создается целый пласт художественной культуры. Важнейшее место здесь принадлежит текстам. Создаются молитвы, акафисты и - самое главное - жития, посвященные святым. Именно в них формируется образ святого, который далее влияет на иконографию, и все это в свою очередь создает образ данного святого в сознании людей.
Агиография (создание жития) не столько искусство в традиционном смысле, сколько «искусство спасения», стремящееся обрисовать образец спасительной, т.е. святой жизни, и предполагающее подражание. Одна из главных черт житийного жанра - идеализация, которая и являлась ведущим способом художественного обобщения в Средние века. Однако агиография, несмотря на устойчивость канонической схемы и ее направленности на идеализацию образа, имеет тенденцию к изменению, поскольку сами эти идеалы могут меняться. Понятно, что главный христианский идеал - крестный путь к спасе-
Канонизация святых русской церкви
нию - остается неизменным. Меняется герой, тот, кого идеализируют, важнейший персонаж эпохи.
Агиографическая литература может рассматриваться как один из главных результатов канонизационного процесса и отражение всех его социокультурных сторон. В моделировании образа святого, который может достаточно далеко отстоять от реального прототипа в плане идеализации, прослеживаются в первую очередь церковно-воспитательные и нравственно-религиозные тенденции.
Вслед за житием создается и иконографический образ святого. Икона также подвержена трансформации, в основном в области иконографического сюжета.
Таким образом, можно сказать, что канонизация святых русской церкви кроме религиозной традиции, имеет и социокультурную и культурно-художественную составляющие, что может быть интегра-тивно осмыслено в рамках культурологии.
Т.А. Фетисова