Общественные и гуманитарные науки
• ••
49
zhok. M., 1967. 6. Shevjakova V. E. Sovremennyj anglijskij jazyk. M. : Nauka, 1980. 7. Shevjakova V. E. Aktual'noe chlenenie predlozhenija. M. : Nauka, 1976.
Статья поступила в редакцию 03.04.2015 г.
УДК 821.351.12
СЮЖЕТ И ВСТАВНЫЕ НОВЕЛЛЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТРУКТУРЕ ПОВЕСТИ МУСЫ МАГОМЕДОВА
«ИЮНЬСКИЙ ДОЖДЬ»
THE PLOT AND THE EXTRANEOUS NOVELS IN THE ARTISTIC STRUCTURE OF "THE JUNE RAIN" STORY
BY MUSA MAGOMEDOV
© 2015 Магомедова П. М.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2015 Magomedova P. M.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. В данной статье рассматриваются элементы и основные фазы сюжета повести М. Магомедова «Июньский дождь». Внимание автора статьи привлекают также вставные элементы (легенда, рассказы героев, воспоминания, сказка, миф, пейзажные зарисовки, стихи и др.), которые по объёму превосходят собственно последовательное развитие сюжета повести.
Abstract. The author of the article discusses the plot basic elements and phases of “The June Rain”story by M. Magomedov. Her attention also draws the extraneous elements (legend, heroes’ stories, memories, fairy-tale, myth, landscape sketches, poems, etc.) that surpass in volume the coherent development of the plot of the story itself.
Rezjume. V dannoj state rassmatrivajutsja jelementy i osnovnye fazy sjuzheta povesti M. Magomedova «Ijun'skij dozhd'». Vnimanie avtora stat'i privlekajut takzhe vstavnye jelementy (legenda, rasskazy geroev, vospominanija, skazka, mif, pejzazhnye zarisovki, stihi i dr.), kotoryepo ob#jomu prevoshodjat sobstvenno posledovatel'noe razvitie sjuzheta povesti.
Ключевые слова: сюжет, повесть, Муса Магомедов, герой, подвиги-преследования, вставные элементы.
Keywords: plot, story, Musa Magomedov, hero, feats-stalkings, extraneous elements.
Klyuchevye slova: syuzhet, povest', Musa Magomedov, geroi, podvigi-presledovaniya, vstavnye
elementy.
Целью данной статьи является рассмотрение особенностей сюжета и роли вставных новелл в повести М. Магомедова «Июньский дождь», при работе над которой мы опирались на литературоведческие определения, сформулированные в трудах А. Н. Веселовского. Учёный полагает, что сюжет - это тема, «...в которой снуются разные положения-мотивы» [1. С. 500]. По другой формулировке А. Веселовского, «сюжеты - это сложные схемы, в образно-
сти которых обобщены известные акты человеческой жизни и психики в чередующихся формах бытовой действительности» [1. С. 495].
В сюжете повести Мусы Магомедова «Июньский дождь» важное место занимает объёмная экспозиция, посвященная подробному описанию детских лет главного героя Муталиба и способствующая пониманию его характера. В ней показаны условия, в которых рос и формировался герой:
50
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2015
с одной стороны, любящие бабушки Асият и Сарат делали всё, чтобы мальчик рос изнеженным бездельником; с другой стороны, мальчик тянулся к отцу Хасбулату, который относился к сыну сурово, согласно горским традициям, и пытался вырастить из него своего достойного преемника - чабана. И все же автор показывает преобладание на героя влияния матери и обеих бабушек. В результате за Муталибом закрепилась слава лентяя, бездельника, «бабушкиного золотого яйца», ««солнца», ««сокровища».
То, как относились к герою повести «Июньский дождь» его сверстники, видно из эпизода, изображающего вручения им аттестата после окончания средней школы. На обращение председателя колхоза Ибрагима Юсупова к учащимся-выпускникам с просьбой остаться в колхозе первым откликнулся Муталиб, которому надоела учеба в школе. Завязкой развития сюжета повести «Июньский дождь» следует считать, на наш взгляд, именно заявление героя о том, что он останется в колхозе. Выпускники школы восприняли решение героя неоднозначно. Одни смеялись: «Может, спрос на лентяев...», а другой вспомнил старинную аварскую поговорку: «Говорят, и в овчинной шубе рождается герой» [2. C. 251]. Вспомним, что аварский писатель Ражаб Динмагомаев еще в 1934 г. написал роман «Герои в шубах», в котором создал образы бедняков, выбравших революционный путь для освобождения трудящихся от эксплуатации и нищеты. В романе подтверждена народная мудрость, которая гласит: «Из рваной шубы выходит герой». Один из выпускников произносит эту мудрую фразу, переосмыслив её соответственно ситуации.
В повести Мусы Магомедова речь идет не о бедности; ученик, вспомнивший эту поговорку, скорее всего, имел в виду скверную репутацию бездельника, которая закрепилась за героем. Однако именно Му-талиб откликнулся на обращение председателя колхоза Ибрагима Юсупова, а За-грат, секретарь комсомольской организации школы, поддержала его, хотя и с некоторой оговоркой. Муталибу предстояло, как бы заново начать жизнь, разрушить прежний стереотип, сложившийся о нём, и стать подлинным тружеником, кузнецом своего счастья. С этого момента начинается фаза поиска и становления героя в сюжете повести «Июньский дождь».
Новая жизнь Муталиба начинается с пути: он, вопреки уговорам бабушек, собрался в горы, к чабанам. Вчерашний изнеженный школьник еще не представлял себе
всех превратностей чабанской жизни. Первая же конфликтная ситуация, созданная молодым чабаном Кадил Мухаммедом и старшим чабаном Али, показала, что Му-талибу предстоит преодолеть себя, свою лень и сопротивление окружающих, что можно рассматривать как этап подвиги-преследования циклического сюжета повести «Июньский дождь». На этом пути ему нужен был опытный и доброжелательный поводырь, наставник. Он находит его в лице Иманали, друга его покойного отца. При его активном содействии главный герой повести начинает постигать азы чабанской жизни. Иманали не только подсказывает ему те или иные решения, учит всему, что знает сам, но и «расшифровывает» ему зарубки на своей и Хасбулата ярлыгах. Яр-лыга, оказывается, содержит в себе и календарь, и летопись жизни чабана. Все заметные случаи занесены в эту своеобразную летопись. Так, шаг за шагом, получая уроки от наставника, постигает Муталиб азы суровой чабанской жизни и нелёгкого быта.
Приезд на чабанскую стоянку ветеринарного врача Халида для медицинского освидетельствования и лечения овец, его суровая требовательность к чабанам, приезд Заграт, студентки сельскохозяйственного института на практику, веселое застолье чабанов, где речь заходит об успехах лезгинского чабана Шах-Эмира, с которым соревновался старший чабан Али, - все это способствует развитию кумулятивного сюжета повести «Июньский дождь». Чтобы описать быт чабанов, писатель использует живописные детали. Говоря об успехах Шах-Эмира, овцы которого давали по сто двадцать ягнят на сто овец и в семье которого тоже были близнецы, чабаны шутят и балагурят:
«- Допустим, овцы приносят хороший приплод из-за ухода, а как же все-таки с близнецами Шах-Эмира? - пошутил Кадил Мухаммед, и все рассмеялись.
За столом стало шумно, все говорили на перебой, рассказывали смешные истории» [2. C. 308].
Трудовые успехи Муталиба очевидны, но его тревожит неопределенность в отношениях с возлюбленной - Заграт. Обе эти сюжетные линии идут параллельно, всё более сближаясь, а к концу повести - переплетаются.
Муталибу кажется, что Заграт уделяет больше внимания не ему, а Кадил Мухаммеду. К тому же родители Кадил Мухаммеда уже сватались к ней, просили руки За-грат. Но её мать Джамиля не торопилась дать слово: пусть решает сама дочь. Все
Общественные и гуманитарные науки
• ••
51
это, естественно, мучило Муталиба, заставляло его искать новые пути победы, усовершенствования своих знаний, он поступает заочно в Сельскохозяйственную академию в Москве. Неизвестно, сколько бы это двойственное положение продолжалось, если бы не случай, который взволновал весь аул.
Во время июньского дождя, точнее ливня, когда Иманали и Муталиб оказались вместе с отарой овец в западне, в пещере, расположенной высоко в горных скалах, а висячий мост, соединявший противоположные стороны пропасти, оказался разрушенным, чабаны провели вместе с голодными овцами трое суток, отрезанные от стоянки и всего мира, пока их не заметили вертолетчики. Данный эпизод мы можем назвать кульминацией сюжета повести «Июньский дождь». В этом произведении М. Магомедова, как и в его «Аварской повести», вслед за кульминацией сразу, без дальнейшего развития действия, наступает развязка: Заграт покорена подвигом Муталиба и дает согласие выйти за него замуж. Счастливой развязкой, собственно, повесть и завершается. Заключительная ее часть, объёмом всего в одну страницу, звучит как эпилог, в котором сообщается о свадьбе Муталиба и Заграт, благополучном завершении поиска и усилий Муталиба достичь жизненных успехов и человеческого счастья.
Повесть Мусы Магомедова «Июньский дождь» обогащена и внесюжетными элементами, которые можно рассматривать как вставные новеллы: это воспоминание Иманали о войне, о его друге Хасбулате, рассказ бабушек о том, как Хасбулат вытащил зимой полуживого Иманали из пропасти, куда он свалился со скалы, рассказ Иманали о том, как он и Хасбулат задержали браконьеров, намеревавшихся убить сайгаков, а также воспоминания Иманали о том, как он женился на Джамиле, матери Заграт; сказка о любви к бездомному пастуху коварной княжны, которая послала его пасти овец в Кизлярскую степь на явную погибель, и бедной соседке, которая помогла своему жениху. Здесь же содержится космогонический миф о возникновении Млечного пути. Следует отметить, что в повести Мусы Магомедова «Июньский дождь» большое место занимают отступления или вставные конструкции по отношению к последовательному развитию сюжета. Это объясняется тем, что почти каждый эпизод повести обладает потенциальной возможностью разрастания, вплоть до самостоятельного рассказа или повести.
Вслед за эпизодом, изображающим, как Иманали и Муталиб оказались в пещере, отрезанные от внешнего мира, особенно уместна использованная автором легенда о двух братьях-чабанах, о том, как старший брат оказался запертым огромным валуном в пещере вместе с овцами, а младший брат мучился, не зная, как помочь ему. Старший брат пел целую неделю, рассказывая, как голодные овцы едят его бурку, а сам он умирает от жажды. Печальная песня о юном чабане, запертом в пещере, известна в Дагестане не только аварцам. В данной повести легенду о двух братьях-чабанах и эпизод, в котором автор изображает отрезанного от всего мира Муталиба, следует рассматривать как подтекст. Наличие подтекста дает нам возможность прочтения текста повести Мусы Магомедова «Июньский дождь» как притчевого высказывания об испытаниях героя: потеря - поиск - обретение. Обретением является в данной повести женитьба героя на своей возлюбленной Заграт.
Приводится в повести и странный сон Хасбулата накануне рождения сына: «Будто бы распахнулись ворота его дома, и со двора вылетел на улицу белый конь. Он был словно из сказки - с белыми крыльями и огонь изо рта. Только вот почему-то конь был без седока, и теперь это тревожило Хасбулата» [3. C. 230].
К внесюжетным элементам повести можно отнести и пейзажи, значение которых высоко оценивал В. Е. Хализев: «Образы природы - неустранимая, вечно насущная грань словесного искусства» [3. С. 231]. В повести «Июньский дождь» природа дана как величавая картина, на фоне которой происходят все события. Вот что видит Муталиб, едущий чабанить в горы на старой одноглазой лошади:
«Между тем горы немного расступились. Будто чьи-то могучие руки раздвинули верхушки гор и расстелили между ними зеленый ковер.
С западной стороны долину окружали ветвистые, словно рога тура, горы и скалы. На их вершинах лежал снег, растопить который не хватало сил даже у летнего солнца. С их склонов стекали сверкающие ручьи. Они, соединяясь в конце долины, стекались в буйную речку.
Муталиб засмотрелся на эти ручьи, которые со звонким шумом ниспадали со скалы. Эхо разносило голоса ручьев. Муталиб прислушался к этой разноголосой музыке и рассмеялся» [2. C. 259].
Горные ручьи напомнили Муталибу волосы Заграт, которые растекаются по ее спине, как эти горные ручьи. Следует от-
52
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2015
метить, что горный ландшафт в повести Мусы Магомедова, в отличие от изображения степи, прекрасен. Воссоздавая пейзаж, писатель выражает свое восхищение красотой родной природы: «Раннее утро сверкало многообразными красками: горы были серыми и синевато-голубыми, долина зеленой, цветы пестрели такой радугой, что на них нельзя было смотреть равнодушно» [2. C. 275].
В резком контрасте с горной природой с её разнообразием и буйным богатством ярких красок дана в повести «Июньский дождь» степь, которая производит тягостное впечатление унылого, холодного и тоскливого однообразия: «Над бескрайними степями все время висело тусклое, бледное солнце. Вставало оно рано. Ни светлых лучей, ни тепла у него по утрам. Только потом, когда ты уйдешь с отарой версты на две от стоянки, начинает немного пригревать. Тогда только почувствуешь его. Но в этой бесконечной, словно ровно распространённой на весь мир степи тебя охватывает тоска. Кажется, что ты один на белом свете. И никто не помнит тебя» [2. C. 286].
Но Иманали предупреждает Муталиба, что впечатление унылого однообразия возникает только с непривычки. В степи таится не только суровость и опасность, но и мягкость и богатство.
В прозаических произведениях дагестанского писателя Мусы Магомедова нередко встречаются и стихи. В повести «Июньский дождь» стихов нет, но в ней идёт речь о стихах. Стихи слагает местный поэт Паридалав по поводу рождения Муталиба: «О, это были замечательные стихи.
Они слагались здесь же, за столом. Их слушали, затаив дыхание. Паридалав говорил о том, чтобы новый человек сверкал чистой утренней звездой. Он желал будущему джигиту счастья, учил его верности и дружбе. Стихи Паридалава порадовали и взволновали гостей» [2. C. 235].
На застолье на чабанской стоянке старший чабан Али поёт песню: «В этой старинной песне говорилось о споре между чабанами и муталимами (учениками мадраса, духовной средней школы - П. М.), в ней воспевался труд чабанов и критиковались отсутствие стыда у муталимов, их попрошайничество, безалаберная жизнь. А молодым девушкам советовалось любить не лживых учеников мадраса, а выходить замуж за чабанов, которые пасут отары высоко в горах и открывают свои души цветам в лугах» [2. C. 307]. Использование вставных стихотворных текстов или ссылка на них придаёт прозе аварского писателя необыкновенный лиризм и поэтичность.
Таким образом, в повести Мусы Магомедова «Июньский дождь» путь главного героя имеет сюжетное значение и развивается в соответствии с этапами: поиск - подвиги (преследования) - обретение (победа). Вставные элементы (рассказ, воспоминания, сказка, миф, легенда и др.) в художественной структуре текста, наличие подтекста, пейзажных описаний и др., использованные автором в повести «Июньский дождь», создают объемную пространственно-временную картину мира и способствуют глубокому раскрытию образов и основной идеи произведения: путь к счастью (обретение) лежит через испытания, через преодоление жизненных трудностей.
Литература
1. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989. 2. Магомедов М. А. Июньский дождь / Муса Магомедов. Предисловие к горному эху. М., 1991. С. 227-320. 3. Хализев В. Е. Теория литературы. 4-е
издание, испр. и доп. М. : Высшая школа, 2005.
References
1. Veselovsky A. N. Historical poetics. M., 1989. 2. Magomedov M. A. The June Rain / Musa Magomedov. Preface to the mountain echo. M., 1991. P. 227-320. 3. Khalizev V. E. Theory of literature. 4th edition, rev. and suppl. M. : Vysshaya Shkola, 2005.
Literatura
1. Veselovskii A. N. Istoricheskaya poetika. M., 1989. 2. Magomedov M. A. Iyun'skiidozhd' / Musa Ma-
gomedov. Predislovie k gornomu ehu. M., 1991. S. 227-320. 3. Halizev V. E. Teoriya literatury. 4-e izdanie, ispr. I dop. M. : Vysshaya shkola, 2005.
Статья поступила в редакцию 17.04.2015 г.