профессионального образования и бюрократической модели ее реализации.
Вся логика обновления системы образования состоит не только и не столько в создании новой модели профессиональной подготовки специалиста МВД, как и сколько в создании нового лично-стно - социально-профессионального статуса. Конечно, можно овладеть определенным набором профессиональных операций и действовать технологически четко, безупречно. Но куда важнее уметь мысленно опережать реальные профессиональные ситуации, анализировать их и принимать компетентные, профессионально зрелые решения по их разрешению и, главное, упреждению. А этого достичь без гибкого мышления, к тому же образного, наделенного элементами творческого воображе-
ния, профессиональной фантазии (не примитивного фантазирования, но способности конструктивно воспроизводить наступающие операции) практически невозможно.
Литература:
1. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в ССУЗ: концептуальные подходы, принципы, уровни. - Казань: ИССО РАО. 1996 г. -116с.
2. Мухаметзянова Г.В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы. - Казань, 1996.-327 с.
3. Нургалиев Р. Добросовестно выполнять долг. Статья. Милиция, законность, правопорядок. №35 (752).
4. Путин В.В. Необходим системный подход. Статья. Щит и меч. №8(1024) от 23 февраля 2006г.
СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ свойств личности со СТРУКТУРОЙ ЕЕ ЦЕННОСТЕЙ
Ю.Н.Кузнецова, аспирантка ИПППО РАО
Проблемы, связанные с ценностями, относятся к числу важнейших для наук, занимающихся человеком и обществом. Важнейших, прежде всего, в силу того, что ценности выступают интегративной основой, как для отдельно взятой личности, так и для любой социальной группы. Ценностные предпочтения личности, играют важную роль при оценке ею всего происходящего, при принятии решения, при совершении действий. Эта проблема до настоящего времени является актуальной, в ней осталось еще много областей, которые остаются неисследованными.
Ценности стали объектом специального философского познания с середины XIX века, когда в философии стали рассматривать человека как практическое существо, которое не только относится к миру гносеологически, но главным образом практически и аксиологи-чески. Существующие подходы к проблеме ценностей неоднозначны. В их понимании отсутствует четкое представление о том, к чему относится само понятие «ценность», оно используется различными авторами в разных, иногда взаимоисключающих смыслах.
Когда-то И.Кант определил ценности
как предельные нормативные основания актов сознания или поведения людей. В учении Ф.Ницше мы сталкиваемся с теорией Сверхчеловека. Ценности, по его мнению, носят субъективный характер. У М.Хайдеггера ценность становится чем-то вроде инстинкта, основанного на «психологическом подсчете», оценке. Согласно Н.А.Бердяеву, ценности обладают бытийно-объективной сущностью и объяснить их рационально невозможно. Среди сторонников позитивизма распространено понимание ценностей как объектов внешней действительности, приобретающих то или иное значение для субъекта.
В психологии также существуют различные понимания. Например, по Г.Оллпорту, ценности - это некий личностный смысл. А.Маслоу выстраивает иерархию ценностей, по его мнению, предпочтение бытийных ценностей опирается на предварительную реализацию низших, более насущных ценностей. В работах отечественных психологов тоже не сложилось однозначного понимания проблемы. Однако, несмотря на многообразие мнений, практически все авторы, рассматривающие вопрос ценностей, сходятся на том, что ценности являются, прежде всего, регулятором человеческой деятельности, но различным образом: как нормы, как идеалы, как критерии выбора и оценки нравственных действий (М.И.Бобнева, Д.А.Леонтьев, Р.Х.Шакуров, В.А.Ядов и
др.).
В данной работе мы опираемся на понимание сущности ценностей и их структуры, предложенное
Б.С.Алишевым в рамках системнофункционального подхода. По его мнению, следует выделять фундаментальные ценности, которые являются отра-
женными в психике и сознании человека функциональными связями между субъектом и объективным миром, имеющими конкретную модальность, обусловленную их содержанием [1, с.242]. В его концепции отмечается также, что фундаментальные ценности (такие, как добро, свобода, справедливость, любовь, семья, благополучие, власть и др.) имеют разную приоритетность для отдельных людей и по-разному трактуются ими в содержательном плане, но в любом случае они настолько глубоко укоренены в их психике, что зачастую перестают ими осознаваться.
Поэтому ценностные приоритеты и ценностные представления личности вступают во взаимодействие со всеми другими элементами структуры личности и оказывают влияние на формирование ее устойчивых психологических свойств. С другой стороны, эти свойства, как известно, формируются под влиянием врожденных особенностей нервной системы человека, а потому и его индивидуальные ценности испытывают обратное влияние развивающихся психологических свойств. Так возникает связь между ценностями и психологическими свойствами личности, суть которой состоит в том, что образуются комплексы свойств и ценностей, внутри которых те и другие взаимно обуславливают друг друга.
В психологии, начиная с
Р.Б.Кеттелла, активно изучается структура психологических свойств личности. Исследований в этой области выполнено огромное количество, в том числе и у нас в стране. Среди последних можно, например, отметить серию масштабных исследований А.Г.Шмелева [5] в рамках концепции «большой пя-
терки» (big five). Также активно проводятся, но уже в основном социальными психологами исследования структуры ценностей личности и различных социальных групп [2; 3; 4]. В то же время мало изучен вопрос о связи ценностей личности с ее психологическими свойствами.
Это и обусловило наш интерес к данной проблеме. В нашем исследовании принимали участие 354 студента высших учебных заведений г.Казани. Для изучения структуры ценностей личности была использована методика, разработанная и предложенная Б.С.Алишевым, для изучения психологических свойств личности использовался многофакторный опросник 16 PF Р.Б.Кеттелла.
При работе с методикой изучения ценностей респондентам предлагалось четыре блока ценностей по 7 ценностей в каждом. В методике они объединялись в пары по принципу - каждая с каждой по одному разу внутри каждого блока отдельно. От испытуемых требовалось указывать, что они считают наиболее важным в данном сочетании. При подведении итогов определялось количество выборов каждой из ценностей данного блока. А полученные индексы считались показателями их приоритетности. Это позволило определить для каждого опрошенного отдельно структуру его ценностных предпочтений по всем четырем блокам ценностей.
Полученные данные по 2 двум методикам сопоставлялись путем сравнения на основе двух группировок: 1) группировки по структуре ценностей и б) группировки по индивидуально-
психологическим свойствам. При таком сопоставлении проводился качественный и статистический анализ. Анализ
данных проводился на основе 1:-критерия Стьюдента, показывающего статистическую достоверность различий средних арифметических. Кроме того, ряды, составленные из показателей личностных характеристик каждого респондента, коррелировались с рядами индексов приоритетности различных ценностей и выявлялась зависимость ценностей и личностных особенностей студентов. Наиболее интересные результаты были получены при использовании корреляционного анализа. На них мы и остановимся.
Однако, прежде чем приступить к их описанию дадим полный перечень изучавшихся ценностей, представленных в использованной нами методике (поскольку тест Р.Б.Кеттелла давно и хорошо известен нет необходимости в описании его шкал). Итак, первый блок (основное ценностное отношение) включал в себя следующие ценности: сохранение среды обитания, жизнь человека, экономический и научнотехнический прогресс человечества, культурный и нравственный прогресс человечества, мощь и процветание родины, благополучие близких людей, личное благополучие. Второй блок (первичные функциональные ценности) образован ценностями: польза, истина, красота, мощь (сила), справедливость, свобода, добро. В третий блок (ценности -сферы жизнедеятельности) входили: здоровье, семья, любовь, дружба, работа, отдых, общественная жизнь. Наконец, четвертый блок (ценности - способы жизнедеятельности) включал в себя: покой, материальное благополучие, гармонию отношений, статус, разнообразие жизни, саморазвитие, самоотдачу.
В результате проведенного анализа
выяснилось, что между степенью выраженности различных психологических свойств личности и мерой приоритетности для нее различных ценностей существуют множественные корреляционные связи (как положительные, так и отрицательные). Почти каждое личностное свойство имеет хотя бы одну-две статистически достоверные корреляционные связи с какими-либо ценностями, и наоборот. В силу этого мы приведем сначала только некоторые конкретные примеры обнаруженных корреляционных связей, а потом постараемся представить некоторые обобщенные выводы. Кроме того, мы возьмем в качестве основы для анализа не психологические свойства, а ценности.
Вот некоторые примеры по первому блоку ценностей. Выяснилось, что у студентов с повышенными индексами ценности «сохранение среды обитания» более выражены такие личностные особенности, как взвешенность поступков, соблюдение установленных правил, развитое мышление. Отрицательные корреляционные связи у них имеются с такими качествами, как недисциплинированность, не развитое мышление. Индексы ценности «жизнь и безопасность каждого человека» имеют только отрицательные корреляционные связи с такими качествами, как склонность к переменам, индивидуализм, недисциплинированность. Результаты, полученные по ценности «мое личное благополучие», обнаружили наличие связей с такими качествами, как недисциплинированность, неаккуратность, неразвитое мышление. Отрицательные корреляционные связи имеются по качествам консерватизм, развитое мышление.
Во втором блоке ценностей основные связи с психологическими свойст-
вами таковы. С ценностью «польза» отрицательную корреляцию показало такое качество, как непрактичность. Ценность «истина» обнаруживает связь с таким качеством как выдержка. Индексы приоритетности ценности «мощь (сила)» отрицательно коррелируют с че-тыремя свойствами: экстраверсия, соблюдение установленных правил, эмоциональность, коллективизм. Ценность «справедливость» имеет положительную связь с таким качеством, как соблюдение установленных правил, и отрицательную с качествами: пассивность (подчинение), недисциплинирован-
ность, беспокойность.
По ценности «личное здоровье» наблюдаются только отрицательные корреляционные связи с таким личностным качеством, как спокойствие. Применительно к ценности «отдых» обнаружена положительная связь с качеством недисциплинированность и отрицательные связи с такими личностными свойствами, как аккуратность, соблюдение установленных правил, рациональность. По ценности «дружба» обнаружилась связь с такими особенностями, как коллективизм и спокойствие. Отрицательные связи с интроверсией. Ценность «общественная жизнь» коррелирует со шкалой «смелость».
Наибольшее количество связей с личностными свойствами прослеживается у ценности «покой». Она коррелирует с пассивностью, взвешенностью поступков, застенчивостью, покладистостью, тактичностью, неуверенностью, консерватизмом. Отрицательные связи у нее имеются с качествами смелость, руководство (инициативность), уверенность в себе и спокойствие. По ценности «материальное благополучие» получены только отрицательные связи
по качествам экстраверсия, эмоциональность, неуверенность, коллективизм, соблюдение установленных правил. А ценность «гармония отношений» связана с наличием таких личностных свойств, как экстраверсия, эмоциональность, непрактичность (мечтательность), неуверенность, коллективизм, развитое мышление. Для студентов с повышенными индексами ценности «разнообразие», характерно наличие таких личностных особенностей, как импульсивность действий, непрактичность. Отрицательные связи прослеживаются с такими свойствами личности, как эмоциональная неустойчивость, пассивность, взвешенность поступков, соблюдение установленных правил, практичность, неуверенность, аккуратность. Таковы некоторые конкретные данные, показывающие взаимосвязь психологических свойств личности и особенностей ее ценностных приоритетов. Отсюда можно сделать вывод о том, что ценности личности, несомненно, оказывают влияние на формирование психологических личностных свойств.
Теперь представим основные, обобщенные выводы. Исходя из анализа полученных данных, мы выявили следующее:
- студентам, для которых высокое значение имеют такие ценности как «жизнь и безопасность каждого человека» и «гармония отношений» присуща экст-равертивная направленность;
- студенты, в структуре ценностей которых наблюдаются повышенные индексы ценностей «сохранение среды обитания», «покой» проявляется тенденцию к взвешенности поступков;
- студенты с такими ценностными приоритетами, как «сохранение среды 62
обитания», «развитие нравственности и культуры», «справедливость», склонны к соблюдению установленных правил (и, наоборот, у студентов с повышенными значениями индексов ценностей «мощь», «отдых», «экономический и технический прогресс» преобладает недисциплинированность);
- у студентов, для которых значимы ценности «любовь», «покой», «красота», «добро» более, чем у других выражена тактичность;
- студенты, в структуре ценностей которых более высокое положение занимают «покой» и «гармония отношений» обладают свойством неуверенности в себе;
- коллективизм присущ студентам с преобладанием таких ценностных приоритетов как «дружба», «гармония отношений», «самоотдача».
Как можно видеть, некоторые из полученных результатов носят вполне логичный характер и не требуют особых пояснений. Например, соотношение ценности «покой» и свойства «неуверенность в себе» может быть легко объяснено тем, что люди, испытывающие неуверенность, стремятся ограничить свои социальные взаимодействия и стараются избегать возникновения различных проблем. Они действительно могут стремиться к покою. С другой стороны, само такое стремление лишает человека значительной части возможного жизненного опыта, и, попадая, в различные ситуации (нестандартные, конкурентные и т.д.), он начинает чувствовать себя неуверенно.
Также нетрудно понять закономерность связей между ценностью «дружба» и коллективизмом, или между ценностью «гармония отношений» и экстраверсией. С другой стороны, наличие
связей между той же ценностью и неуверенностью в себе требует более основательного анализа.
Мы рассматриваем полученные результаты, как предварительные. Проблема связей между ценностями и психологическими свойствами личности является сложной. Она требует дальнейшего углубленного анализа, как в эмпирическом плане (причем, не только в количественно-статистическом), так и в теоретическом. Несмотря на сложность, эвристический потенциал разработок в данной области, на наш взгляд, чрезвычайно велик особенно, если учитывать их значение для построения более развернутых моделей личности. На основе полученных данных мы предполагаем дальше рассматривать проблему в контексте того, как влияют ценности людей на направленность, мотивацию, намерения, личностные свойства, на
процессы принятия решений.
Литература:
1. Алишев Б.С. Структура ценностей и ценностные типы личности современных студентов // Проблемы профессионального образования в России: методология и теория. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; Казань: ИПП ПО РАО, 2005. - С.232-275.
2. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. ред. Н.И.Лапин, Л.А.Беляева. - М.: Эдиториал, УРСС, 1996.
3. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Под ред. А. Л.Журавлева, Е.В.Шороховой. - М.: Институт психологии РАН, 1998.
4. Фаустова Э.Н. Жизненные ценности студентов в новых социокультурных условиях. -М, 1995. (Система воспитания в высш. шк.: Обзор. информ. / НИИВШ; вып. 1).
5. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб.: Речь, 2002.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НОРМАХ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНО-ВОЛЕВЫХ КОМПОНЕНТОВ ПСИХИКИ
В.В.Васина, к.психол.н., с.н.с. ИПП ПО РАО,
Р.Г.Халитое, соискатель АСО (КСЮИ)
Процесс усвоения личностью норм поведения и общения специфичен на разных этапах развития человека. Большой научный и практический интерес представляет изучение этого процесса в подростковом периоде и студенческой среде (ССУЗ, ВУЗ). Нами было опрошено 280 человек (130 юношей и 150 девушек) с учетом возрастных особенностей и места обучения в
ССУЗ на базе 9 и 11-летнего обучения (Казанский автотранспортный техникум, Педагогическое училище, Казанский авиационный техникум) и вузы дневного и заочного отделения (АСО (КСЮИ), КГЭУ).
Норма оказывает регулирующее воздействие на личность в силу убежденности человека в ее необходимости и справедливости. Реализация нормы ста-