УДК 159.923
А. Б. Белоусова, Р. М. Рахимгараева
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
БЛАГОПОЛУЧИЕ СУБЪЕКТА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА)
Ключевые слова: студенческая молодежь, особенности личности, психологическое благополучие,
удовлетворенность жизнью.
Методом регрессионного анализа выявлено, что наиболее важным свойствами личности, влияющим на удовлетворенность жизнью и ощущение психологического благополучия индивида, является представление о собственной продуктивности, осознание жизненных перспектив, активная жизненная позиция.
Keywords: student’s youth, properties of the person, psychological well-being, satisfaction life.
By method the regression analysis it is revealed that the most important properties of the person, influencing satisfaction life and the sensation of psychological well-being of the individual, is representation about own efficiency, comprehension of vital prospects, an active vital position.
Социальная среда ВУЗов характеризуется потенциально стрессогенными факторами: со школьной скамьи студенты попадают в непривычную для себя среду, меняется форма учебного процесса - постоянный внешний контроль сменяется на самоконтроль,
увеличивается учебная нагрузка. А все это в конечном итоге приводит к внутренним
конфликтам, дезадаптации, проблемам саморегуляции, потери чувства уверенности, появлению тревоги, вины [3]. В случае неправильного, вредоносного стиля жизни, человек испытывает преимущественно негативные ощущения и эмоции. У него формируется состояние неприятного самочувствия, тоски, эмоциональной депрессии и как результат -ощущение психологического неблагополучия, неудовлетворенность своей жизнью. Неудовлетворенность жизнью в целом и отдельными ее сторонами стимулирует субъекта к поиску суррогатных способов достижения этой удовлетворенности. Зачастую поиск избавления от этих состояний приводит к применению самых простых приемов -употреблению алкоголя и наркотических веществ.
Одной из целей нашего исследования было выявить особенности личности, влияющие на психологическое благополучие у изучаемой группы, а именно, у студентов вузов. В
исследовании приняли участие 495 студентов очного отделения КНИТУ факультетов -
экологического, механического, энергонасыщенных материалов и изделий, технологической и информационной безопасности, наноматериалов и нанотехнологий, нефти и нефтехимии, химических технологий, энергомашиностроения и технологического оборудования и др. А также 261 студент КГТУ (КАИ) г. Альметьевска. Всего 360 девушек и 396 юношей в возрасте от 17 до 23 лет.
Для определения личностных особенностей, способствующих удовлетворенности молодежи жизнью, мы опирались на концепцию личности, разработанную В. Н. Мясищевым. Структуру личности В. Н. Мясищев видит следующим образом [6, с. 35]:
1 уровень - доминирующие отношения психики - то, для чего живет данный человек, что является для него смыслом жизни.
2 уровень - психический уровень человека, уровень желаний и уровень достижений -то, чего достиг человек, его опыт, функциональные возможности (интеллектуальные, волевые, эмоциональные свойства), сложность, тонкость дифференцированность личности.
3 уровень - динамика реакций личности - это темперамент человека и его тип высшей нервной деятельности.
4 уровень - взаимосвязь основных компонентов, общая структура личности -пропорциональность, гармоничность, цельность личности, ее широта, глубина,
функциональный профиль, т. е. соотношение различных свойств психики или то, что называется характером личности.
Для исследования удовлетворенности жизнью мы использовали «Тест диагностики удовлетворенности жизнью» А.Б.Белоусовой (ТДУЖ. Тест состоит из 16 шкал, включающих
11 важнейших сфер и потребностей личности [1, с.131-138].
Для диагностики личностных свойств применялись тесты: «Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева (СЖО) (адаптированная шкала поиска смысложизненных целей Дж. Крамбо) [5]; «Шкала дифференциальных эмоций К. Изарда» [2; с.226-227]; «Тест-
опросник Г. Айзенка» [7, с. 26-34], «Характерологический опросник (К. Леонгарда)» [7, с. 3545], «Тест определения уровня самоактуализации личности Э. Шострома» в модификации Л.Я.Гозмана (Тест САТ) [4, с.279-295].
К полученным данным был применен множественный линейный регрессионный анализ. Регрессионный анализ позволяет определить вид связи, а именно, зависимость одной переменной (зависимой) от другой (независимой), а также сделать прогноз изменения одной переменной (зависимой), отталкиваясь от значения другой (независимой). Тогда изменение зависимой переменной можно прогнозировать в соответствии со следующей формулой:
у=Ь*х+а,
где у - зависимая переменная, х - независимая переменная, Ь - регрессионный коэффициент, а - константа, обозначающая смещение по оси ординат.
В качестве зависимой переменной был выбран показатель «Общая удовлетворенность жизнью (интегральный показатель)». В качестве независимых переменных выступили показатели личностных свойств, полученные при проведении всех остальных тестов.
На 1-ом уровне структуры личности - уровне доминирующих отношений психики - мы исследовали смысложизненные ориентации (СЖО).
По результатам регрессионного анализа было выявлено, что независимой переменной из ряда смысложизненных ориентаций, влияющих на общую удовлетворенность жизнью, является комплекс показателей «Результативность жизни» и «Интегральный показатель СЖО» (табл. 1). Полученная модель описывает 39% (Я2=0,39) зависимой переменной «Общая удовлетворенность жизнью». Сила связи зависимой и независимой переменных высокая (Я=0,62).
Таблица 1 - Обобщенная модель свойств 1 уровня структуры личности
Модел ь Я Я-квадрат Смещенный Я-квадрат Стандартная ошибка оценки
1 0,62 0,39 0,38 22,83
а Детерминанта: Результативность жизни, интегральный показатель СЖО
Ь Зависимая переменная: Общая удовлетворенность жизнью (интегральный показатель)
Изменение зависимой переменной можно прогнозировать по формуле, которая включает постоянную величину (константу) и коэффициенты независимых переменных (табл. 2)
Общая
удовлетворенность = 115,08 + 1,96 * ХРЖ + 0,36* ХСЖО
жизнью
где Хрж - показатель результативности жизни, Хсжо - интегральный показатель смысложизненных ориентаций.
Коэффициент показателя «Результативность жизни» значительно больше
коэффициента «Интегрального показателя смысложизненных ориентаций» (табл. 2), что
показывает ведущую роль первой из независимых переменных во влиянии их на зависимую переменную.
Таблица 2 - Коэффициенты прогностической модели влияния свойств 1 уровня структуры личности на удовлетворенность жизнью
Модель Нестандартизированные коэффициенты Стандартизи- рованные коэффициенты t Значи- мость
в Стандартная ошибка Beta
1 Константа 115,08 11,47 10,03 0,00
Результативность жизни 1,9б 0,б0 0,36 3,2б 0,00
Интегральный показатель СЖО 0,3б 0,13 0,30 2,73 0,01
a Зависимая переменная: Общая удовлетворенность жизнью (интегральный показатель)
Следовательно, удовлетворенность жизнью будет полнее, если индивид высоко оценивает собственную самореализованность, продуктивность, осознает жизненные перспективы, возможность работы с ними, выступает как активный творец жизни, в том числе и будущей. Данные представления выступают для индивида объяснительными схемами, которые делают субъективный мир понятным и предсказуемым, объясняют реальность, служат источником доверия к миру и к себе, создают предпосылки для ориентации в будущем.
На 2-ом уровне структуры личности - психическом уровне человека, уровне желаний и достижений - мы исследовали эмоции и эмоциональные состояния.
По результатам регрессионного анализа было выявлено, что независимой переменной из ряда эмоций и эмоциональных состояний, влияющих на общую удовлетворенность жизнью, является комплекс показателей «Тревога», «Радость», «Интерес». Полученная модель описывает 29% (Я2=0,29) зависимой переменной «Общая удовлетворенность жизнью» (табл.3). Сила связи зависимой и независимых переменных в данной модели средняя (Я=0,54) на высоком уровне достоверности (р<0,01).
Изменение зависимой переменной можно прогнозировать по формуле:
Общая
удовлетворенность = 167,07 - 5,24 * ХТр + 3,6 * ХРд + 2,4 * ХИн
жизнью
где ХТр - показатель тревоги, ХРд - показатель радости, ХИн - показатель интереса.
Таким образом, общая удовлетворенность жизнью тем выше, чем в меньшей степени у субъекта проявляется состояние тревоги, и чем интенсивнее и чаще он переживает эмоции радости и интереса. При этом, ведущим компонентом среди независимых переменных является именно «Тревога», т.к. ее коэффициент в формуле самый высокий, но поскольку он отрицательный, то оказывает на зависимую переменную обратное влияние.
Таблица 3 - Обобщенная модель свойств 2 уровня структуры личности
Модель R R-квадрат Смещенный R-квадрат Стандартная ошибка оценки
1 0,54 0,29 0,28 21,53
а. Детерминанта: Тревога, радость, интерес
Ь. Зависимая переменная: Общая удовлетворенность жизнью (интегральный показатель)
Модель Нестандартизированные коэффициенты Стандартизи- рованные коэффициенты t Значи- мость
в Стандартная ошибка Beta
1 Константа 1б7,07 13,95 11,98 0,00
Тревога -5,24 0,99 -0,33 -5,31 0,00
Радость 3,б0 0,71 0,31 5,07 0,00
Интерес 2,44 0,78 0,19 3,14 0,00
а. Зависимая переменная: Общая удовлетворенность жизнью (интегральный показатель)
Следовательно, переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности, отрицательно влияют на уровень общей удовлетворенностью жизнью, в то время как отрицательное эмоциональное состояние, связанное с актуальной неприятной или даже опасной конкретной ситуацией, не снижает степени удовлетворенности. Тревога как переживание диффузной, безобъективной угрозы, ситуации неопределенности, вызывает ощущение перманентного фонового неблагополучия. Поэтому можно сказать, что важнейшим фактором, определяющим удовлетворенность жизни, является состояние покоя, уравновешенности, возможно, безмятежности как
противоположность состоянию тревоги.
В меньшей степени, чем состояние покоя, влияют на уровень удовлетворенности, если рассматривать отдельно каждую саму по себе, эмоции радости и интереса. Хотя их совокупное влияние превосходит влияние состояния покоя. Взаимодействие радости и интереса характеризует активность человека в тех видах деятельности, которые требуют от него определенных усилий, но позволяют при этом проявить компетентность. Эти же эмоции, взаимодействуя друг с другом, определяют процесс формирования и поддержания позитивных межличностных отношений. Комбинация интереса и радости лежит в основе любовных отношений и служит фактором успешного брака. Эмоция радости вместе с эмоцией интереса обеспечивает социализацию человека. Переживание радости характеризуется чувством уверенности в себе, повышает толерантность индивида к фрустрации.
На 3-ем уровне структуры личности - уровне динамики реакций личности - мы исследовали свойства темперамента.
По результатам регрессионного анализа было выявлено, что независимой переменной из ряда свойств темперамента, влияющих на общую удовлетворенность жизнью, является комплекс показателей «Нейротизм» и «Экстраверсия» (таб. 5). Полученная модель описывает 21% (Я2=0,21) зависимой переменной «Общая удовлетворенность жизнью». Сила связи зависимой и независимой переменных средняя (Я=0,46) на высоком уровне достоверности (р=0,00).
Таблица 5 - Обобщенная модель свойств 3 уровня структуры личности
Модель R R-квадрат Смещенный R-квадрат Стандартная ошибка оценки
1 0,46 0,21 0,20 24,43
a Детерминанта: Нейротизм, экстраверсия
b Зависимая переменная: Общая удовлетворенность жизнью (интегральный показатель)
Модель Нестандартизированные коэффициенты Стандартизи- рованные коэффициенты t Значи- мость
в Стандартная ошибка Beta
1 Константа 217,00 11,78 18,42 0,00
Нейротизм -2,37 0,54 -0,37 -4,39 0,00
Экстраверсия 2,00 0,б1 0,28 3,28 0,00
a Зависимая переменная: Общая удовлетворенность жизнью (интегральный показ.)
Изменение зависимой переменной можно прогнозировать по формуле:
Общая
удовлетворенность = 217,00 - 2,37 * ХН + 2,0 * ХЭ
жизнью
где ХН - показатель нейротизма, ХЭ - показатель экстраверсии.
Таким образом, общая удовлетворенность жизнью тем выше, чем в меньшей степени для субъекта характерна эмоциональная неуравновешенность, и в большей степени выражена экстраверсия. При этом, большее значение имеет именно эмоциональная уравновешенность, эмоциональная стабильность.
На 4-ом уровне структуры личности - уровне взаимосвязи основных компонентов, общей структуры личности - мы исследовали черты характера и уровень самоактуализации личности.
По результатам регрессионного анализа было выявлено, что независимой переменной из ряда черт характера, влияющих на общую удовлетворенность жизнью, является комплекс показателей «Циклотимный тип», «Демонстративный тип» и «Дистимический тип» (табл. 7). Полученная модель описывает 27% (Я2=0,27) зависимой переменной «Общая удовлетворенность жизнью». Сила связи зависимой и независимой переменных средняя (Я=0,51) на высоком уровне достоверности (р=0,00).
Таблица 7 - Обобщенная модель свойств 4 уровня структуры личности (типы характера)
Модель R R-квадрат Смещенный R-квадрат Стандартная ошибка оценки
1 0,51 0,27 0,24 23,70
a Детерминанта: циклотимный, демонстративный, дистимический
b Зависимая переменная: Общая удовлетворенность жизнью (интегральный показатель)
Таблица 8 - Коэффициенты прогностической модели влияния свойств 4 уровня структуры личности (типов характера) на удовлетворенность жизнью_____________________
Модель Нестандартизированны е коэффициенты Стандартизи- рованные коэффициенты t Значи- мость
в Стандартная ошибка Beta
1 Константа 228,80 10,57 21,б5 0,00
циклотимный -4,79 1,11 -0,36 -4,33 0,00
демонстративный 3,17 1,10 0,25 2,89 0,00
дистимический -4,28 1,б0 -0,23 -2,б7 0,01
a Зависимая переменная: Общая удовлетворенность жизнью (интегральный показатель)
Изменение зависимой переменной можно прогнозировать по формуле:
Общая
удовлетворенность = 228,80 - 4,79 * Хцик - 4,28* Хдис + 3,17 * Хдем
жизнью
где Хцик - показатель циклотимности, Хдис - показатель дистимичности, Хдем - показатель демонстративности.
Таким образом, можно отметить, что циклотимность и дистимичность отрицательно влияют на уровень общей удовлетворенности личностью, а демонстративность -положительно. То есть, уровень удовлетворенности жизнью у субъекта тем выше, чем в меньшей степени у него проявляется смена двух типов: для первого из них характерен постоянно повышенный фон настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью, а для второго - сниженное настроение, фиксация на мрачных сторонах жизни, моторная заторможенность. Кроме того, для удовлетворенности жизни важно хорошее настроение, оптимизм, моторная активность, повышенная способность к вытеснению, демонстративность поведения.
Причем, более важное место в этой модели принадлежит именно уравновешенности состояний и поведения.
Рассмотрим результаты регрессионного анализа показателей общая удовлетворенность жизнью и уровня самоактуализации личности.
Таблица 9 - Обобщенная модель свойств 4 уровня структуры личности (уровень самоактуализации)
Модель Я Я-квадрат Смещенный Я-квадрат Стандартная ошибка оценки
1 0,57 0,32 0,30 24,25
а Детерминанта: Компетентность во времени, ценностные ориентации, блок межличностной чувствительности, познавательные потребности, самоуважение.
Ь Зависимая переменная: Общая удовлетворенность жизнью (интегральный показатель)
По результатам регрессионного анализа было выявлено, что независимой переменной из ряда факторов самоактуализации, влияющих на общую удовлетворенность жизнью, является комплекс показателей «Компетентность во времени», «Ценностные ориентации», «Блок межличностной чувствительности», «Познавательные потребности», «Самоуважение» (таб. 9). Полученная модель описывает 32% (Я2=0,32) зависимой переменной «Общая удовлетворенность жизнью». Сила связи зависимой и независимой переменных средняя (Я=0,57) на высоком уровне достоверности (р=0,00).
Изменение зависимой переменной можно прогнозировать по формуле:
Общая
удовлетворенность
143,70 + 3,78 * Хквр+1,93* Хцо - 0,75 * Хбмч +
+ 3,02 * Хпзп + 2,04* Хсув жизнью
где Хквр - показатель «Компетентность во времени», Хцо - показатель «Ценностные ориентации», ХБМЧ - показатель «Блок межличностной чувствительности», ХПзП - показатель «Познавательные потребности», Хсув - показатель «Самоуважение».
Таким образом, общая удовлетворенность жизнью тем выше, чем в большей степени субъект способен жить настоящим, переживать настоящий момент во всей полноте, а не просто как фатальное последствие прошлого или подготовку к будущей жизни; ощущать
целостность жизни, т.е. неразрывность прошлого, настоящего и будущего. Именно такое мироощущение присуще социально зрелости личности.
Таблица 10 - Коэффициенты прогностической модели влияния свойств 4 уровня структуры личности (уровня самоактуализации) на удовлетворенность жизнью
Модель Нестандартизированные коэффициенты Стандартизи- рованные коэффициенты г Значи- мость
в Стандартная ошибка Вйа
1 Константа 143,70 9,13 15,74 0,00
Компетентность во времени 3,78 0,83 0,30 4,57 0,00
Ценностные ориентации 1,93 0,86 0,18 2,25 0,03
Блок межличностной чувствительности -0,75 0,23 -0,21 -3,33 0,00
Познавательные потребности 3,02 1,04 0,18 2,90 0,00
Самоуважение 2,04 0,84 0,20 2,42 0,02
а Зависимая переменная: Общая удовлетворенность жизнью (интегральный показатель)
Кроме того, удовлетворенность жизнью определяется тем, в какой степени человек разделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности, а именно бытийные ценности (по А. Маслоу) - истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность.
В комплекс независимых переменных данной модели входят также познавательные потребности и самоуважение, которые обеспечивают богатство и полноту восприятия мира, стремление к маленьким и большим открытиям, любознательность, способность удивляться новому и необычному; способность ценить свои достоинства, способности, принимать себя таким, как есть.
Выводы
1. Наиболее важным свойством личности, влияющим на удовлетворенность жизнью и ощущение психологического благополучия индивида, является представление о самореализованности, продуктивности, осознание собственных жизненных перспектив, возможностей работы с ними, активная жизненная позиция. Данные представления выступают для индивида объяснительными схемами, которые делают субъективный мир понятным и предсказуемым, объясняют реальность, служат источником доверия к миру и к себе, создают предпосылки для ориентации в будущем.
2. Другое важное свойство личности, влияющее на уровень общей удовлетворенности жизнью, - комплексное свойство самоактуализирующейся личности, которое включает способности субъекта ощущать целостность жизни; переживать настоящий момент во всей полноте; разделять бытийные ценности (истина, добро, красота, целостность, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность); воспринимать богатство и полноту мира; ценить свои достоинства, способности.
3. Значимо на общую удовлетворенность жизнью влияют эмоции и эмоциональные
состояния субъекта такие, как состояние покоя, эмоциональная уравновешенность,
безмятежность как противоположность состоянию тревоги.
Литература
1. Белоусова А. Б. Тест диагностики удовлетворенности жизнью // Альманах современной науки и образования. №3 (34): в 2-х ч. Ч. 1. Тамбов: Грамота, 2010. С.131-138
2. Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
3. Зинурова Р.И., Фатыхова Ф.Ф. Индикаторы, репрезентирующие содержание социального самочувствия // Вестник Казан. технол. ун-та. 2011. Т. 14, №20. С.245-251.
4. Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников: Практическое пособие для школьных психологов. М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2002. 360 с.
5. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций / Д. А. Леонтьев. М.: «СМЫСЛ», 1992. 16 с.
6. Мясищев, В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / В. Н. Мясищев // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПБ.: Изд-во «Питер», 2000. С. 34-39.
7. Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. 256 с.
© А. Б. Белоусова - сотр. КНИТУ; Р. М. Рахимгараева - сотр. КНИТУ, [email protected].