УДК 378.018
Кевля Фаина Ильинична
доктор педагогических наук, профессор
Сысоева Екатерина Валентиновна
Вологодский государственный университет [email protected], [email protected]
СВЯЗЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТА О ВРЕМЕНИ С ЕГО ЛИЧНОСТНЫМ РАЗВИТИЕМ
Цель данной статьи - рассмотреть, как связаны представления студента о времени с уровнем его личностного развития, так как идея опережения (опережающей педагогической поддержки студента) - одна из ведущих в нашем исследовании. Чем выше концепция представления о времени у студента, тем выше его уровень личностного развития. Прослеживается четкая связь между уровнем личностного развития и представлением субъекта о своем будущем. Те лица, которые боятся будущего, не имеют четких планов и не готовы к изменениям при осуществлении задуманного - недостаточно развиты, имеют узкое представление о будущем. Поэтому задача преподавателя - формировать у студентов адекватное представление о своем будущем.
Ключевые слова: представления о времени, личностное развитие, организация высшего образования, опережающая педагогическая поддержка студента.
В условиях быстрых изменений жизни человеку необходимо рационально планировать свое время и обоснованно принимать решения. Тот, кто справляется с этой задачей, более успешен в учебной и трудовой деятельности, более психологически устойчив.
Цель данной статьи - рассмотреть, как связаны представления о времени у студента с его личностным развитием, так как идея опережения (опережающей педагогической поддержки студента) -одна из ведущих в нашем исследовании.
В психолого-педагогической литературе термины «развитие личности» и «личностное развитие» употребляются, как правило, в качестве синонимов. Однако, понятие «личностное развитие» шире, чем «развитие личности». Цель первого -социализация субъекта в социуме, а второго - прежде всего, развитие его самосознания. Начальный этап обучения в организации высшего образования является адаптационным и направлен на социализацию студента в коллективе для успешности дальнейшей деятельности. Уровень развития самосознания студента выступает одним из компонентов, которые влияют на социализацию.
Мы рассматриваем понятие «личностное развитие» в рамках гуманистического и системного подходов. От того, каким будет представление субъекта о себе самом, зависит, в каком направлении будет осуществляться его личностное развитие. Для нас важно, что личностное развитие человека зависит от его стремления к самоактуализации.
В основе целостной структуры личности, разработанной Б.Г. Ананьевым, лежат принципы подчинения и согласования. Элементы данной системы: индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность [3, с. 780-781]. Рассмотрение индивидуальности (ядра личности) как закрытой встраиваемой системы всех противоречивых свойств человека как индивида, личности и субъекта в открытую систему (взаимодействие с миром)
нам представляется перспективным направлением в изучении личности человека.
Личностное развитие осуществляется путем восхождения от индивида с набором определенных физиолого-психологических характеристик до индивидуальности как интегрального понятия, обозначающего человека как био-психо-социо-культурного существа. Таким образом, в основе личностного развития лежит социализация с последующей индивидуализацией.
Период студенчества интересен нам тем, что личностное развитие студента в этот период принимает социогенный характер. Поэтому студенчество мы рассматриваем как благоприятный период для формирования личности, а «личность» - как особое свойство индивида, приобретаемое им в обществе.
В нашем исследовании «личностное развитие студента» понимается как особое противоречивое становление нравственной целостности; как сложный непрерывный процесс самореализации студента в обществе, помогающий ему преодолевать внутриличностные конфликты и жизненные кризисы, разумное разрешение которых способствует формированию психо-социальных новообразований более высокого порядка.
Мы солидарны с исследователем В.Г. Бочаровой, рассматривающей личностное развитие как нравственное [3, с. 72]. От уровня личностного (нравственного) развития студента в организации высшего образования, по нашим наблюдениям, зависит его успешная адаптация на младших курсах и деятельность на более старших курсах. Представляется, что понятие «нравственность» и глобальное значение времени связаны друг с другом, поскольку имеют общую основу - возвышение над субъектностью человека.
В.А. Петровский говорит о возвышении над субъектностью человека как о надситуативной активности. Под ней ученый понимает способность субъекта подниматься над уровнем требований
72
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
© Кевля Ф.И., Сысоева Е.В., 2016
ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи [14, с. 15]. Мы солидарны с В.А. Петровским в том, чтобы рассматривать надситуативную активность как один из путей развития личности.
Стремление к саморазвитию является целью личностного развития. Важна связь определений «личностное развитие» и «саморазвитие», которую проследила Ф.И. Кевля. По мнению ученого, «личностное развитие» - противоречивый процесс становления личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания; наращивание физиологических, психических и социальных новообразований за счет освоения человеком внутреннего и внешнего потенциала, то есть личностное развитие и саморазвитие взаимосвязаны, взаимопроникают и обогащают друг друга [8, с. 22].
Как показала наша практика, в процессе социализации и воспитания студентов младших курсов возникает возможность повлиять на их представление о времени, поскольку уровень личностного развития студента зависит от осознания перспектив своего развития, избавления от страхов, связанных с будущим.
Понятие «время» является философской категорией. Представление о времени возникло еще во вненаучных формах знания - мифах и религии. Однако мифическое представление о времени не носит исторического характера, оно циклично и необратимо. Во времена Античности начинает возникать историчность времени. Время трактуется как способ изменения материи, как длительность существования материи (Аристотель, апории Зенона). В Средние века появляется идея линейности времени. В Ветхом Завете возникает начало движения. В Новое время складывается естественно-научное представление о времени (Г. Галилей, И. Ньютон и др.).
Впервые о времени как об априорной категории говорит И. Кант в трактате 1786 года «Предполагаемое начало человеческой истории». В процессе превращения животного в человека большую роль играет разум. Философ рассматривает ступени («шаги разума»), которые возвышают человека над животным. «Рассудочное ожидание будущего» является, по мнению И. Канта, третьей ступенью («шагом разума») после инстинкта пищи и пола. Способность «рассудочного ожидания будущего», - считает И. Кант, - не только наслаждаться настоящим, но и приблизить к себе часто весьма отдаленное время - является решающим признаком преимущества человека, так как позволяет ему подготовиться соответственно своему назначению к отдаленным целям и равным образом неисчерпаемому источнику забот и огорчений, которые порождает неизвестное будущее и от которых животные избавлены [12, с. 48].
В дальнейшем психология и педагогика начинают изучать категорию времени. Рассматривая понятие «представление о времени», мы опирались на работы К.А. Абульхановой, Е.И. Головахи, В.С. Мухиной, Т.Н. Денисовой и других.
Следует отметить, что первоначально понятие «время» появилось в физике, а затем в психологии. При этом в физическом понимании время -это величина, обозначающая вечное, неизменное движение материи. Психология трактует время как субъективное восприятие настоящего, прошедшего и будущего времени.
К.А. Абульханова рассматривает время с точки зрения осознанности личности организовать свое время и предлагает 4 направления изучения времени:
1. Отражение объективного времени сознанием.
2. Временные характеристики самой психики, связанные с ритмами биологических, органических, нейрофизиологических процессов.
3. Способность психики к регуляции времени, движений и деятельности.
4. Личностная организация времени жизнедеятельности [1, с. 16].
Таким образом, психолог устраняет разрыв в понятии о времени в физике и психологии. Временная линия - это последовательность образов (мысленных картин), в которых индивидуум представляет события своего прошлого, настоящего и возможного будущего [1, с. 107].
К.А. Абульханова выделяет 3 типа жизненных перспектив: когнитивная, личностно-мотивацион-ная и жизненная [1, с. 39]. Когнитивная перспектива связана с осознанным планированием своего будущего. У субъектов с личностно-мотивационной перспективой высок уровень мотивации достижения и нет осознанности в представлении о будущем. Жизненная перспектива основана только на прошлом опыте, благодаря которому осуществляется планирование своего будущего.
На наш взгляд, данная типология согласуется с уровнями представления о времени в «системе перспективных линий» А.С. Макаренко, в идеях, предложенных Т.Н. Денисовой, с понятием о ближайшей и отдаленной временной перспективе К. Левина, с понятиями «жизненные цели» и «жизненные планы» Е.И. Головахи.
В методике А.С. Макаренко («система перспективных линий») важным компонентом выступает «завтрашняя радость». Развитие человека активизирует ощущение радостного будущего, которое проектирует педагог.
База методики «системы перспективных линий» заключается в прогнозировании постепенного возвышения перспектив (цели, мечты, проекта): от близких - через дальние - к далеким. От более простых радостей (примитивного удовлетворения) следует идти к более сложным («молчаливому
нравственному обязательству») через «авансирование» личности [10, с. 40]. Близкая перспектива - это завтра; она подходит для маленьких детей, у которых еще не сформированы выдержка и настойчивость в осуществлении своей мечты. Средняя перспектива (мероприятие, проект), которая требует радостной подготовки и находится в несколько отдаленном будущем, подходит для школьников. Близкая и средняя перспективы неотделимы от дальней перспективы - будущего всего коллектива и отдельной личности. Считается, что перспективы присутствуют и в общей «стандартной» программе развития человека, и в ее «индивидуальном коррективе» [10, с. 10]. Согласимся с А.С. Макаренко, что без такой развернутой программы развития личности человека не обойтись, и что она должна выступать целью воспитания [10, с. 10]. Уметь прогнозировать, предвидеть перспективы развития личности человека способен лишь мудрый педагог, мыслящий широко и творчески.
В теории Т.Н. Денисовой лежит распределение времени на точечное, цикличное и глобальное [5, с. 26-27].
Так, для лиц с точечным восприятием времени характерно ориентирование на настоящее, недостаточность рефлексии, слабость навыка целеполага-ния, непонимание причинно-следственных связей. Время для него конечно, связи между прошлым, настоящим и будущим нет. Субъект с циклическим пониманием времени действует с опорой на прошлый опыт, стремится с переменным успехом планировать свое будущее. Плоское рассмотрение времени.
Глобальная концепция времени предполагает многомерное последовательное рассмотрение времени в динамике. Надличностностная характеристика времени в глобальной концепции времени связана с масштабностью точки зрения человека, его качеством.
В зарубежной психологии термин «временная перспектива» впервые научно обосновал К. Левин. По его мнению, «временная перспектива» включает психологическое прошлое и психологическое будущее на уровне реальности и различных уровнях ирреальности. Человек наблюдает не только за своим настоящим, он имеет также мечты, страхи, желания о своем будущем. Часто человек обладает ложным представлением о своем прошлом. Тем не менее, даже ложное представление является «уровнем реальности» прошлого [9, с. 74].
Таким образом, согласно теории поля, разработанной К. Левиным, любой тип поведения зависит от всего поля, включая временную перспективу в это (данное, конкретное) время [9, с. 74]. В другое время (и соответственно, другие временные перспективы) будет наблюдаться и другой тип поведения. Разделение перспективы на ближайшую и отдаленную является важнейшим этапом развития личности [4, с. 4].
Для нашего исследования актуально то, что только у 75% студентов жизненные перспективы когнитивно определены [1, с. 41]. Можно предположить, что неопределенность представления о будущем зависит от возраста. Однако, с точки зрения В.С. Мухиной, осознание ответственности за себя в настоящем и будущем не коррелирует с возрастом [11, с. 154].
Мы считаем, что основой представления субъекта о времени является уровень его личностного (нравственного) развития. Уровень личностного развития студента мы зафиксировали в критериях (мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный) и показателях: открытость новому опыту, мотивация достижения, ориентация на нравственные ценности; любознательность, понимание мотивов поведения, прогнозирование последствия действий; воображение, лидерские и коммуникативные умения; рефлексия, самооценка, саморегуляция.
Выявленные нами показатели перекликаются с показателями К.А. Абульхановой: мотивацией достижения, типом ответственности и уровнем тревожности субъекта, его готовности к изменениям и трудностям на пути осуществления задуманного, направленности из будущего в настоящее как основы для прогнозирования своей деятельности [1, с. 41-42, 49].
Направленность из будущего в настоящее обозначает широту представления себя в будущем и четкое планирование и осуществление перспектив с постоянной рефлексией, применением значительных личностных усилий в изменении намеченных планов. Менее прогрессивный вектор из настоящего в будущее означает неопределенность позиции и зависит от событий, происходящих в жизни субъекта. В любой момент субъект может отказаться от своих планов в будущем.
Е.И. Головаха отмечает истинную ценность прошлого и настоящего человека только лишь в связи с будущим [4, с. 4]. Деятельность субъекта имеет смысл только тогда, когда она имеет цель. Поэтому необходимо прогнозировать будущее и создавать его.
Однако, существует диалектика в представлении будущего человеком. С одной стороны, необходима цель будущего, представляющая собой идеальный результат. С другой стороны, создается воображаемый образ будущего, который отвлекает человека от повседневных забот. Следовательно, необходимо определить границы, в которых человек станет определять свое будущее, наметить жизненные планы. Для этого потребности человека должны совпадать с его возможностями создавать свое будущее. Необходимо изучать потребности и возможности субъекта. Современный преподаватель может получить представление о реальном уровне развития студента исследуя его «зону ак-
74
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
туального развития». Чтобы обоснованно выбрать форму работы со студентом и затем планировать работу по саморазвитию, требуется определить его «зону ближайшего развития».
При групповой форме работы осуществляется дифференциация, если назначается лидер внутри группы - индивидуализация. Однако, внутри группы иногда остаются студенты, которые ничем не заняты. Поэтому следует находить средства индивидуальной помощи. Однако, методы индивидуальной помощи разработаны еще недостаточно. В нашей работе используются методы, направленные на приобретение навыков взаимодействия в группе, самопознание и самопринятие. Совершенствуются методы индивидуального консультирования, альтруистической деятельности, авансированной характеристики, укрепления здоровья и т.п.
В.С. Мухина, рассматривает психологическое время личности, которое определяет уровень развития личности. Под психологическим временем личности исследователь понимает индивидуальное переживание своего физического и духовного изменения в течение времени, представленного прошлым, настоящим и будущим в отрезке объективного времени жизни [11, с. 154]. Интенсификация развития личности, как считает В.С. Мухина, идет в двух направлениях: овладение всем социальным пространством и стремление к рефлексии на свой внутренний мир. Многие ученые (Е.И. Го-ловаха, Ф.И. Кевля, Э. Рубин и др.) утверждают, что уровень развития временной перспективы связан с уровнем и психологического и социального развития личности [4; 8, с. 32].
Одна из целей нашего исследования - повышение уровня личностного развития студента средствами опережающей педагогической поддержки. Задача спецкурса, разработанного и внедряемого на младших курсах сельхозакадемии - на основании диагностики и самодиагностики личностного развития студента формировать у него уверенность в себе, своем будущем, своей профессии. Постановка перспективной задачи и составление индивидуального плана работы, определение «зоны ближайшего развития», использование дифференцированного и индивидуального подходов в обучении и воспитании студента - необходимые условия для повышения его уровня личностного развития.
Следует констатировать, что прослеживается четкая связь между уровнем личностного развития и представлением субъекта о своем будущем. Те лица, которые боятся будущего, не имеют четких планов и не готовы к изменениям при осуществлении задуманного - недостаточно развиты, имеют узкое представление о будущем. Поэтому задача преподавателя - формировать у студентов адекват-
ное представление о своем будущем. В связи с тем, что идея опережающей педагогической поддержки студента является продуктивной, необходимо продолжить её разработку (ставить перед студентами перспективные, далеко идущие задачи; учить их выстраивать индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с разноуровневой перспективой; формировать у них уверенность в будущем).
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 336 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии: В 2-х т. Т. 2: Развитие и воспитание личности. - СПб.: СПбГУ 2007. - 964 с.
3. Бочарова В.Г. Социально-педагогическая парадигма реформирования образования // Педагогическое образование в России. - Екатеринбург, 2010. - № 1. - С. 69-74.
4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pandia.ru/ text/77/435/427.php (дата обращения 5.12.2015).
5. Денисова Т.Н. Время в образе мира человека: норма и патология. - Вологда: ВГПУ, 2008. - 162 с.
6. Денисова Т.Н. Особенности представлений о времени у школьников и студентов с различной выраженностью мотивации достижения // Вестник Моск. ун-та. Серия: Психология. - 2013. - № 1. -С. 111-122.
7. Ильин В.В. История философии. - СПб.: Питер, 2003. - 732 с.
8. Кевля Ф.И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка личностного развития ребенка. - Вологда: Легия, 2009. -226 с.
9. Левин К. Теория поля в социальных науках. -СПб: Сенсор, 2000. - 368 с.
10. Макаренко А.С. Проблемы школьного воспитания: Лекция 1. Методы воспитания. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. makarenko.edu.ru/files/problemy_shkolnogo_sov_ vospitania.doc (дата обращения 14.12.2015).
11. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия Личности. - М.: МПСИ, Воронеж: НПО «Мо-дэк», 1999. - 640 с.
12. Кант И. Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980. - 710 с.
13. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 512 с.
14. Психология: Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.