Психолого-педагогические науки
• ••
7
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ
УДК 15 (471.67)
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ВОСПРИЯТИИ ВРЕМЕННОЙ
ПЕРСПЕКТИВЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
© 2009 Алиев М.Ш.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье обобщены теоретические представления о временной перспективе личности в психологии, а также представления о гендерных различиях в восприятии психологического времени в старшем школьном возрасте. Результаты диагностики старшеклассников позволяют говорить о существовании гендерных различий относительно двух временных измерений - прошлого и будущего. Мальчики более ориентированы на будущее, основной тон прошлого у девочек - положительный.
Theoretical presentations are generalised in the article about the temporal prospect of the personality in psychology, as well as representations of the gendеr differences in the perception of the psychological time at the senior school age. The results of senior schoolchildren’s diagnostics allow to speak of the existence of the gendеr differences concerning two temporal measurements, the past and the future. The boys are more oriented for the future, girls’ main tone of the past is positive.
Ключевые слова: временная перспектива, гендерные различия, «прошлое», «гедонистическое настоящее», «фаталистическое настоящее», «будущее».
Keywords: temporal perspective, gender differences, "the past", "the hedonistic present", "the fatalistic present", "the future".
Временная перспектива личности - это целостное психологическое образование, рассматриваемое как совокупность представлений о ее будущем. В ее формировании участвуют когнитивный, мотивационный, событийный и типологический аспекты. Временная перспектива представляет собой осознанные планы, цели, надежды, стремления, опасения, связанные с более или менее отдаленным будущим.
В психологии использование категории будущего как совокупности це-
лей, к которым стремится индивид, впервые наблюдается у А. Адлера. Ученый считал, что главной целью человека является «совершенство», которое определяет постановку жизненной цели. Последняя же формируется индивидуально и определяет «стиль жизни» [2].
Понятие временной перспективы было введено К. Левиным. Он понимал ее как «всеобщность взглядов индивида на его психологическое будущее и психологическое прошлое, существующее в данное время на
8
Известия ДГПУ, №4, 2009
реальном и различных ирреальных уровнях» [7].
Аналогичные взгляды относительной представленности психологического прошлого и будущего на реальном и идеальном уровнях высказывала в отечественной психологии Б. В. Зейгарник, согласно которой «временная перспектива - это и есть включение будущего и прошлого, реального и идеального плана жизни в план данного момента» [6].
Временную перспективу как самостоятельный предмет исследования в психологическую науку ввел Л. К. Франк. По его мнению, временная перспектива - целостный конструкт, включающий в себя и настоящее, и прошлое человека [11].
Е. И. Головаха и А. А. Кроник в исследованиях психологического времени придерживались основных положений разработанной ими причинно-целевой концепции. С точки зрения данной концепции, единицей анализа психологического времени является межсобытийная связь. Важное место в причинно-целевой концепции занимает психологический возраст личности, понимаемый как степень субъективной реализованности жизненного пути [5].
К. А. Абульханова-Славская разработала концепцию личностной организации времени, основываясь на идеях жизненного пути С. Л. Рубинштейна. В структуре психологического времени она выделяет: осознание, переживания, практическую организацию времени, восприятие и планирование времени. Временной модус человеческого существования в ее концепции представлен жизненной позицией, жизненной линией и жизненной перспективой [1].
В. С. Мухина в качестве важного звена в структуре самосознания личности выделяет психологическое время личности как
«...индивидуальное переживание своего физического и духовного изменения в течение времени, представленного прошлым, настоящим и будущим в отрезке объективного времени жизни в контексте субъективного восприятия временной непрерывности индивидуальной жизни» [8]. По ее мнению, человек в
своем развитии стремится соотносить себя настоящего с собой в прошлом и будущем.
М. Р. Гинзбург выделяет два типа будущего - временное (хронологическое) и смысловое (психологическое) будущее. Он разводит понятия психологического и временного будущего на жизненный план и жизненную программу. Жизненная программа ориентирована на цели без точных сроков их реализации, а жизненные планы, наоборот, представляются как более конкретные и привязаны к определенным временным рамкам [4].
И. В. Дубровина в структуре временной перспективы выделяет восемь зон: ближайшее будущее, актуальный период, близкое будущее, отдаленное будущее, вся жизнь, открытое настоящее, историческое будущее, прошлое [10].
Психологические особенности старшеклассников выделены по материалам исследователей подросткового и юношеского возраста Л. И. Божович, И. С. Кона, Д. И. Фельдштейна, И. В. Дубровиной, Н. Н. Толстых, А. В. Мудрик, Н. И. Крылова и др.
В старшем школьном возрасте происходит расширение жизненного пространства молодого человека. Самая существенная трансформация жизненного пространства, по мнению Д. И. Фельдштейна, идет во временном измерении. Впервые появляется будущее как психологический детерминант личности. С возрастом жизненная перспектива увеличивается, и это становится одним из фундаментальных фактов развития личности.
Термин «гендер» (социальный пол, пол как продукт культуры) появился сравнительно недавно (в 1975 г.). Однако в науке и ранее существовали разработки, идеи относительно различий между мужчинами и женщинами (античный период - Платон Афинский, Аристотель Стагирит; эпоха Возрождения - Томас Мор, Томаззо Кампанелла; эпоха Просвещения - Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант, Франсуа Фурье и др.). На современном этапе развития науки проводятся исследования в различ-
Психолого-педагогические науки
• ••
9
ных областях: поло-ролевые стереотипы (В. С. Агеев), ролевая структура молодой семьи (Е. В. Автонюк), гендерная социализация (И. С. Клеци-на), психофизиология мужчины и женщины (Е. П. Ильин) и другие [3].
Относительно хронометрических характеристик установлено, что для девочек присуща недооценка (преуменьшение) временных интервалов, а для мальчиков - их переоценка. Личный темп у женщин в некоторой степени быстрее, чем у мужчин, но по скорости психомоторных реакций женщины уступают мужчинам практически во всех возрастах - их реакции более замедленны [9].
В. В. Попович и В. А. Москвин в своих исследованиях показали, что мужчины склонны к большей актуализации будущего, а женщины -прошлого, которое психологически для них является более значимым. Моисеева указывает, что женщины время своей жизни в целом воспринимают более оптимистично, чем мужчины [приводится: по 9].
У женщин более сильная временная перспектива будущего, чем у мужчин, в то время как у мужчин сильнее ориентация на настоящее. Содержание мыслей о будущем также различно у мужчин и женщин. Мужчины часто обозначают политические, профессиональные и общественные темы, в то время как женщины в большей степени упоминают темы из личной сферы.
Юноши и девушки проявляют реалистичность в жизненных притязаниях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей. Однако менее реалистичны притязания старшеклассников в сфере образования, социального продвижения и материального потребления. Более высокий уровень притязания в этих сферах не всегда подкрепляется соответствующими профессиональными устремлениями.
Девушки во всех сферах жизни ожидают достижений в более раннем возрасте, чем юноши, даже в тех случаях, когда уровень притязаний у них выше. Их жизненная перспектива в этом аспекте неадекватна реальным обстоятельствам, которые, ско-
рее, содействуют реализации профессиональных притязаний юношей. В чрезмерной оптимистичности возрастных ожиданий девушек проявляется недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам самостоятельной жизни в будущем. Одним из показателей несогласованности жизненной перспективы старшеклассников является недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче в будущей реализации жизненных целей. У части старшеклассников наблюдается достаточно определенная картина отдаленного будущего при абстрактности и несформированности непосредственных профессиональных и образовательных планов (феномен «обратной перспективы»: отдаленные объекты кажутся более крупными, чем близкие к наблюдателю).
Весьма информативными и адекватными для изучения временной перспективы можно считать, например, такие достаточно часто используемые методы, как беседа (интервью) или сочинения на тему: «Что я думаю о своем будущем?» и т.п. Однако для решения этой задачи могут быть использованы и более формализованные методы: метод исследования временной перспективы Ф. Зимбардо, опрос «Отношение ко времени и возрасту» и «Линия жизни - 15 событий».
В нашем исследовании гендерных различий временной перспективы приняли учащиеся 10-11-х классов гимназии №17 города Махачкалы. По указанной методике выявляется уровень значимости пяти факторов в восприятии времени: «Негативное
прошлое», «Гедонистическое настоящее», «Будущее», «Позитивное прошлое» и «Фаталистическое настоящее». Результаты исследования представлены в таблицах 1, 2 и 3.
Таблица 1
Факторная нагрузка временных представлений девочек и мальчиков 10-х классов
Фактор девочки мальчики
Негативное прошлое 2,9 3,2
Гедонистическое настоящее 3,0 3,1
10
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2009
Будущее 3,1 3,4
Позитивное прошлое 3,2 2,9
Фаталистическое настоящее 2,8 2,9
Таблица 2
Факторная нагрузка временных представлений девочек и мальчиков 11-х классов
Фактор девочки мальчики
Негативное прошлое 2,8 3,3
Г едонистическое настоящее 3,4 3,4
Будущее 3,0 3,7
Позитивное прошлое 3,5 2,8
Фаталистическое настоящее 2,7 2,9
Таблица 3
Совокупная факторная нагрузка временных представлений девочек и мальчиков 10-11-х классов
Фактор девочки мальчики
Негативное прошлое 2,85 3,25
Г едонистическое настоящее 3,20 3,25
Будущее 3,05 3,55
Позитивное прошлое 3,35 2,85
Фаталистическое настоящее 2,75 2,90
Как видно из результатов исследования, по фактору «Негативное прошлое» девочки из обоих классов имеют низкую факторную нагрузку, в отличие от мальчиков (2,85 против
3,25). По фактору «Позитивное прошлое» у девочек, наоборот, высокий результат, у мальчиков - низкий (3,35 и 2,85 соответственно). Это свидетельствует, на наш взгляд, о том, что прошлое у девочек выступает как важный и значимый временной модус и ассоциируется с более приятными воспоминаниями, событиями из жизни.
По фактору «Будущее» мальчики более ориентированы на перспективное будущее, в отличие от девочек (3,55 у мальчиков и 3,05 у девочек), хотя женская часть выборки также показывает высокий результат.
Примерно одинаковые результаты имеют и мальчики, и девочки по факторам «Гедонистическое настоящее» и «Фаталистическое настоящее»: 3,2 (девочки) и 3,25 (мальчики) - гедонистическое настоящее; 2,27 (девочки) и 2,9 (мальчики) - фаталистическое настоящее.
Рассмотрим результаты, которые получены по методике «Наиболее предпочитаемый возраст», позволяющий выяснить, как относятся к своему возрасту учащиеся 10-х и 11х классов (табл. 4).
Таблица 4
Наиболее предпочитаемый возраст, %
Наиболее предпочитаемый возраст: 10-е классы 11-е классы
мальчики девочки мальчики девочки
Намного младше, чем сейчас 7 0 13 12
Немного младше, чем сейчас 14 8 7 6
Как в настоящее время 43 50 47 64
Немного старше 21 42 33 8
Намного старше 14 0 0 0
Большинство учащихся предпочитают свой настоящий возраст: 43% мальчиков в 10-м классе и 47% в 11м классе, 50% девочек в 10-м классе и 64% девочек в 11-м классе. Это говорит в целом об удовлетворенности «Я». Можно отметить, что отношение к своему возрасту положительное. При этом у мальчиков из 10-х и 11-х классов удовлетворенность своим возрастом ниже, чем у девочек (43 и 47% - мальчики и 50 и 64% - девочки). Выявлено, что более высокий
уровень личностной зрелости у школьников, выбирающих свой возраст. «Намного старше» в основном не выбирали, кроме 14% мальчиков 10-х классов. Как выяснилось в последующей беседе, это вызвано желанием стать экономически более независимыми от семьи.
Из этих данных можно понять, что у обследуемых десятиклассников временная перспектива находится еще в становлении, так как есть раз-
Психолого-педагогические науки •••
брос в ответах по всем временным категориям.
По материалам исследований можно определить, что учащиеся, указавшие ответы «намного младше», отличаются личностной незрелостью, некоторой инфантильностью поведения и взаимодействия с окружающими людьми.
События жизни никак нельзя игнорировать при анализе развития личности. Степень удовлетворенности различными сторонами их жизни в прошлом и настоящем показала, что наибольшую неудовлетворенность испытывали учащиеся с пессимистическим отношением к будущему.
События, которые упоминали учащиеся, можно разделить на группы: учеба, достижения, здоровье свое и родителей, взаимоотношения, болезни свои и родителей, развлечения и покупки.
В результате исследования обнаружено, что ведущим у десятиклассников стало получение образования. При этом формируется новое отношение к будущему, характеризующееся доминированием в мотивационной иерархии целей, связанных с будущим.
Выявлены различия в отношении к будущему между мальчиками и девочками: у девочек чаще всего
встречаются высказывания, отражающие опасения, связанные с возможной неудачной дальнейшей жизнью; намерения приносить людям добро. У девочек больше высказываний о любви и будущей семейной жизни. Мальчики же статистически надежно опережают девочек лишь в стремлении к занятиям спортом, желании больше знать, а также в приобретении тех или иных материальных ценностей.
На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы. Основной тон прошлого у мальчиков - отрицательный, у девочек - положительный. Основной тон ориентации на будущее у мальчиков и у девочек - положительный. Маль-
11
чики более ориентированы на будущее. В 11-х классах у большинства испытуемых есть мечты и планы на будущее, и они реалистично оценивали свои возможности. Ожидания на будущее более реалистичны. На первом месте у опрошенных старшеклассников стоит самовоспитание (в основном, у юношей). Важное место для девушек 11-х классов имеет семейная жизнь и хорошие отношения с людьми. То же отмечали и некоторые юноши 11-х классов.
Результаты показали, что ориентация на будущее в смысле определенности планов, надежд связана с личностной и социальной зрелостью подростков и юношей. Можно сделать вывод, что ориентированность только в прошлое связана с такими характеристиками личности, как эмоциональная неустойчивость, нестабильность, неуверенность в себе, страх перед будущим.
Подводя итоги исследования, хотелось бы отметить, что формирование временной перспективы является важной и неотъемлемой частью становления личности человека.
Ориентация на будущее не возникает случайно. Отношение к прошлому, настоящему и будущему зарождается в раннем возрасте, проходит ряд этапов, зависит от усвоения социокультурного опыта, инте-риоризации норм и правил и складывается в ходе жизни индивида и в соответствии с образом жизни семьи. У старших школьников ориентация на будущее становится отличительным признаком образа жизни личности.
Существуют гендерные различия в восприятии категории времени (прошлого, настоящего и будущего), что, несомненно, определяется природными, социальными и полоролевыми факторами в развитии полов. Психологическое время выступает как одно из структурных звеньев самосознания личности. Временная перспектива не только способность переживать прошлое и настоящее,
12
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2009
предвидеть будущее, но и целостная готовность к будущему в настоящем,
Примечания
установка на будущее.
1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб. : Алетейя, 2001. 2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М. : Прогресс, 1995. 3. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. СПб. : Питер, 2008. С. 33. 4. Гинзбург М.Р. Жизненные планы как проявление личностного самоопределения старшеклассников // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников: Сб. науч. тр. / Под ред. М. Р. Гинзбурга, Л. А. Радзиховского. М. : АПН СССР, 1987. С. 18-22. 5. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев : Наукова думка, 1984. 6. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 60. 7. Левин К. Определение понятия «поле в данный момент» // Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса. М. : Изд-во МГУ, 1980. С. 131-145. 8. Мухина В.С. Личность. Мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). Екатеринбург : Интел Флай, 2007. С. 700. 9. Сырцова А. Возрастная динамика временной перспективы личности. М., 2008. 10. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. М. : Педагогика, 1989. С. 37-38. 11. Франк Л.К. Временная перспектива // Журнал по социальной психологии. №4. 1939. С. 293-312.
Статья поступила в редакцию 10.12.2009 г.