Научная статья на тему 'Священные изображения и изображения священного в христианской традиции'

Священные изображения и изображения священного в христианской традиции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
681
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Раевская Н. Ю.

Reasons of different understanding of images in the Christian tradition are interpreted. In the author's opinion, the attitude to images in different confessions is based on understanding liturgical symbols and specific ecclesiological conceptions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The sacred image and the image of sacred in the Christian tradition

Reasons of different understanding of images in the Christian tradition are interpreted. In the author's opinion, the attitude to images in different confessions is based on understanding liturgical symbols and specific ecclesiological conceptions

Текст научной работы на тему «Священные изображения и изображения священного в христианской традиции»

Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2006, вып. 2

Н.Ю. Раевская

СВЯЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ И ИЗОБРАЖЕНИЯ СВЯЩЕННОГО В ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

Христианство является единственной монотеистической религией, которая использует изображения в своей культовой практике. Отношение к ним менялось на протяжении веков и остается неодинаковым в разных частях христианского мира. Первые росписи в христианских катакомбах появились лишь в конце II в., а в III - нач&че IV в. они создавались вопреки запрещениям отцов церкви и имели характер, несходный с изображениями, получившими распространение в п'ослеконстантиновское время. Эти ранние фрески содержали символы, которые воплощали христианскую надежду на спасение и не были направлены на воссоздание священных объектов. Они не изображают священное, а лишь указывают на определенную идею. «Добрый пастырь» в катакомбах - это не образ Христа, а знак того, что благодаря его приходу возможно спасение. «Даниил во рву со львами» - не «портрет» Даниила, а знак того, что он спасен, и все христиане спасены подобно ему'.

11ачиная с IV в. изображения становятся частью культовой практики Церкви как на Западе, так и на Востоке. При этом понимание сущности и назначения культового образа в православии и католицизме имеют серьезные различия. Православное богословие, в отличие от католического, настаивает на онтологической значимости образа. Икона в православном понимании не просто символ, указывающий на священный объект и напоминающий о нем, она является «реальным» символом, который одновременно обозначает и являет обозначаемое. Так же, как была «обожена» плоть Христа, Богоматери, святых, так и их материально запечатленные на иконах образы обладают святостью, способностью являть божественную энергию и благодать. Образ хотя и не есть «по сущности» архетип, но обладает его святостью и силой. Культовые образы рассматриваются здесь как являющие священное и приобщающие к нему. В этом смысле сами изображения приобретают статус священных предметов и служат средствами «обожения». Теория, обосновывающая такое отношение к изображениям, разрабатывалась в Византии в ходе полемики с иконоборчеством. Воплощение Христа служило в ней отправной точкой для апологии материи, доказательством того, что и для нее возможно обладание божественной энергией. Итогом полемики явилась жесткая формула - кто не почитает иконы, тот не верует во Христа и его воплощение. Соответственно, речь шла не только о возможности, но и о необходимости использования изображений в церковном культе. Такая позиция последовательно развивалась в православии начиная с VI в., утвердилась в нем в качестве официальной доктрины в IX в. и была восстановлена в XX в. после частичной утраты в Новое время.

Католицизм всегда придерживался «умеренной» позиции в отношении икон, поддерживая их почитание, но отказывая образу в онтологической значимости. Правда, отношение к древним изображениям, прославившимся чудесами, и ожидания, связанные

© Н.Ю. Раевская. 2006

с ними, демонстрируют представления о том, что некоторые образы могут служить местами явления благодати. Но здесь скорее важен не сам образ, а то, что он является реликвией и в него верят так же, как и в другие реликвии - мощи святых и предметы, некогда находившиеся в соприкосновении с ними, Богоматерью или Христом2. Для православия же, в отличие от католицизма, «все иконы чудотворны, то есть могут быть окнами в вечность, хотя и не каждая данная икона уже была таковою»3. Источником святости и благодати может быть любой «подлинный» образ, независимо от его истории. Следует отметить, что, не осуждая веру в чудотворные иконы и не пытаясь ее теоретически опровергнуть, католическая церковь все же всегда настаивала на просветительской, воспитательной и декоративной функции религиозного искусства, опираясь в этом отношении на воззрения Григория Великого. Позже, начиная с XII в., ценность церковного образа обосновывается еще и ценностью анагогического подхода, усвоенного из сочинений Дионисия Ареопагита. Образ - это ступень в восхождении к Богу, которое должен совершить человек. Он напоминает, возбуждает благочестие и религиозную устремленность, но, в отличие от православных представлений, через него не сообщается благодать, посредством образа небо не сходит на землю. Наоборот, благодаря образу человек поднимается к Богу. Католический вариант отношения к изображениям предполагает возможность их церковного использования, хотя и не настаивает на его обязательности. Образы, используемые в католическом культе, как правило, изображают священное, но не являют его и служат средствами эмоционально-психологического и интеллектуального воздействия.

Для протестантизма характерен возврат к позиции раннего христианства, отрицающей использование изображений в качестве средства спасения. С точки зрения реформаторов, неприемлемыми оказались не только священные изображения, то есть такие, от которых ждали сверхъестественных проявлений и поклонялись им как носителям божественной благодати, но и те, которые были предназначены для напоминания, возбуждения религиозного чувства и поклонения изображенному священному персонажу. Таковыми являлись большинство алтарных образов. Наиболее же радикально настроенные реформаторы отрицали возможность присутствия в церквях даже изображений декоративного и дидактического характера. Эта позиция протестантов являлась, прежде всего, следствием отрицания самого института Церкви, выполнявшего посредническую роль в общении с Богом и спасении человека. Сама Церковь и все средства привлечения благодати, которыми она владела, представлялись не только ненужными, но и вредными, поскольку порождали приверженность внешним формам религии и утрату подлинной духовной веры и религиозности. Среди таких средств были и культовые изображения.

Представляется, что утверждение того или иного варианта отношения к изображениям в христианстве, лежит в русле общего понимания природы церковных символов и связано с определенным вариантом решения экклезиологической проблемы. Так, православная теория почитания икон выступает как частный случай общей теории образа, разработанной Максимом Исповедником. В его «Мистагогии» дается истолкование литургии и выявляется природа «литургического образа». Это понятие включает в себя не только сами евхаристические символы, но и все символические действия, составляющие богослужение, и образы, создаваемые словесными формулами «чина литургии», и символику храмовой архитектуры, и живописные образы, обрамляющие литургию.

В богословии св. Максима понимание образа или символа (Максим, как и все средневековые мыслители, употребляет эти понятия как тождественные) исходит из признания в качестве символа (или образа) евхаристических Тела и Крови Христа. Все ос-

тальные символы литургии столь же реальны, как и эти. Символ подчинен идее реального соединения человека с Богом. Он есть то, что символизирует. Представляя или выражая божественную реальность, он творит ее присутствие, исполняет ее. В византийском понимании опыт богослужения - это опыт «неба на земле», и его символизм имеет смысл именно потому, что «знак и знаменуемое» есть одно и то же. С точки зрения восточной церкви, весь культ, литургический символизм, должен служить восстановлению единства горнего и дольнего. Соответственно этому разрабатывалась и теория образа, которая утверждала, что образ и первообраз (символ и означаемый им объект) связаны между собой так, что возможна причастность первообразу через образ, а не только интеллектуальное познание1. Символы, используемые в литургии (все частные образы, вербальные и визуальные, все символические действия, составляющие литургию), реально приобщают к Богу, обоживают. Причем итогом литургии является реальное преображение не только души, но и тела, «вхождение принципа бессмертия» в человека. С православной точки зрения, наиболее полно выраженной в XIV в. св. Паламой, в человеке должна быть обожена - вся личность - и душа и тело. Обожение, теозис твари, осуществится во всей своей полноте в будущем веке, после воскресения мертвых. Однако это обоживаюгцее соединение должно осуществляться уже здесь, на земле, преобразовывая человеческую природу, предназначая ее к вечной жизни.

Специфика византийского осмысления литургических образов, в том числе созданных средствами иконописи, настенной живописи, мозаики, связана с самоиденти-фикацией Церкви, рассматривающей себя в качестве образа будущего Царства. Все великие богословы ранневизантийской Церкви так или иначе подчеркивали эсхатологический, а не исторический, связанный с внешней структурой и ролью епископа, аспект Церкви. Именно эсхатология изначально составляла центральный и главный аспект православной экклезиологии, определяла своеобразие Церкви (и продолжает определять в ее возрожденном ныне варианте). В православии «из всех экклезиологических моментов на первое место ставится ожидаемое Царство Божие. 11ерковь готовит путь к Царству в том смысле, что она является ее образом» '. Восточное богословие представляло Церковь реальным образом будущего Царства, т.е. происходящим здесь и теперь объединением божественного и человеческого. Сама епископоиент-ричная структура Церкви понималась здесь эсхатологически. Епископ воспринимался не как викарий, представитель или посол Христа (это произошло гораздо позднее под влиянием схоластики), а как образ Христа; пресвитеры вокруг него являли собой апостолов и т.д. Все служения Церкви воспринимались не только как установленные властью Христа (непосредственно или через епископат), но и как тождественные служениям Христа. Эсхатологическая экклезиология дополнялась евхаристической, согласно которой эсхатологическая реальность осуществлялась в Церкви благодаря таинству соединения человека с Богом в Евхаристии. В этом смысле Церковь мыслилась, как созидаемая Евхаристией.

Согласно этим воззрениям, в Церкви действительно происходило взаимопроникновение божественного и человеческого, духовного и материального. Считалось, что члены тела Христова, принимая благодать от Духа Святого, не просто становятся способными к будущему спасению, а преображаются уже здесь и теперь, в том числе и телесно. Как писал Григорий Нисский на заре византийского богословия: «Мы - члены, составляющие Тело Христово... Чтобы тело пребывало по естеству своему целым, необходимо, чтобы и отдельные члены его были соединены с главою, по сущности своей вполне будучи тем же, что и его Глава. Если Главу разумеем бессмертною и нетленною, то, конечно, должны сохраняться в нетлении и члены»". Единство же Церкви, равно и обезврежи-

вание яда смерти противоядием или «лекарством бессмертия», достигается через таинство причащения. «Тело, преданное на смерть Богом, входя в наше тело, целиком его претворяет и прелагает в себя» и возводит нас «до божеского достоинства»7. К IX в. окончательно утверждается такая модель экклезиологии, в которой Церковь предстает реальным объединением земли и неба, осуществляет, хотя и отчасти, Царство Божие на земле. Эта цель достигается, прежде всего, в литургии, поэтому все ее символы утверждаются, в первую очередь, не как являющие символизируемую реальность, а как приобщающие к ней. Все частные образы, вербальные и визуальные, которыми насыщен православный культ, все символические действия, составляющие литургию, актуализируют, возобновляют вновь и вновь единство тварного и божественного, реализуя эсхатологическую идею Церкви. По словам А. Шмемана, сама Церковь возможна при условии признания того, что посредством символа как такового возможно действительное объединение двух частей реальности, сама Церковь есть «символ и образ единого мира. Тело Христово, когда это забывается, то и все остатьные символы забываются»8. Так восприятие символа оказывается привязанным к экклезиологии. Представления Церкви о собственной природе и назначении определяют понимание символов, в том числе визуальных образов, используемых в церковном культе. Когда Церковь идентифицирует себя как мистическое Тело Христа, символ воспринимается как являющий реальность и объединяющий с ней. Когда Церковь рассматривает себя как организацию, способствующую совершенствованию человека и его будущему спасению, символ понимается как абстрактный, изобразительный, имеющий субъективную значимость. В Византии вплоть до XII в. существует первый из этих вариантов - и соответствующий ему подход к пониманию символа вообще, и назначения изображений, в частности. В последующие века нарастают тенденции, способствующие постепенной утрате ощущения мистического церковного организма, обмирщению и огосударствлению церкви. В то же время возникают рационалистические тенденции в церковном мышлении. В изобразительном искусстве появляются номиналистические, повествовательные, дидактические элементы. Аналогичная трансформация с конца XV в. происходит и в Русском православии. Искажение иконописной традиции в это время соответствует торжеству иосифлянской линии в области понимания задач и назначения Церкви. И наконец, в XX в. возрождение изначальной православной экклезиологии предшествует восстановлению «обоживающего» символизма православного культа и обоснованию «священного» статуса культовых изображений.

Запад начинает разрабатывать теорию образа с IX в., обнаружив в неоплатонизме «Ареопагитик», ставших известными в это время, соответствие собственному восприятию символа. Согласно богословию Дионисия, образ - это ступень, позволяющая душе подняться из сферы материальной в сферу духовную; поэтому в образ, как в связующее звено, заложено постоянное божественное присутствие. Но при этом, с точки зрения Дионисия, а также в соответствии с западным мироощущением, образ хотя и содержит в себе прототип, не есть объект, сам по себе являющий божественное присутствие и дарующий благодать самим фактом своего существования. Богослужение - это символические действия, которые позволяют человеку восходить к созерцанию божественного и в этом созерцании получать озарение и очищение. Надо заметить, что вплоть до романской эпохи представления о литургии, осознание ее целей были близки к византийским9. Литургические символы воспринимались как содержащие в себе реальность и в определенном смысле приобщающие к ней. Считалось, что через них сообщается благодать, но благодать, правда, не «обоживающая» «здесь и теперь», как она понималась в православии, а скорее очищающая, возвышающая духовно, способствующая спасению в будущем веке. Предполагалось, что символы литургии не абстрактны, они содержат в себе

реальность, но посредством их невозможно преобразование человека и мира, их обоже-ние. Человек через образ может подниматься к Богу, но обратный процесс не предполагается. С точки зрения западноевропейского средневекового сознания, божественное, актуализированное в «храмовом действе», не проникает в человеческое в буквальном смысле. Но при содействии культа человек совершенствует свою душу и при жизни все больше и больше уподобляется Богу, чтобы быть удостоенным спасения в будущем.

Можно предположить, что западное понимание семантики храма и происходящего в нем богослужения уже тогда содержало в себе опасность трансформации понимания символа, ведь целью литургии было не «пресуществление» человека в Бога, а, в конечном счете, его воспитание, и символы должны были способствовать не «вхождению» божественного принципа в человеческое существо, а его просвещению, озарению, совершенствованию. Таким образом, на первом месте была познавательная функция символа, что привело в позднем средневековье к рационализации мышления и редукции символа. Эта мысль подтверждается и отношением к произведениям изобразительного искусства, изложенным в IX в. в «1лЬп СагоНш». В соответствии с ними причастие Божеству считалось возможным с помощью реликвий (святых мощей и предметов, находившихся в соприкосновении со святыми, Богоматерью, Христом), креста, святых сосудов, Евхаристических даров. Все эти предметы несли в себе благодать (понятую в вышеуказанном смысле), но присутствие божественной реальности и благодати в живописных образах отрицалось. Они, как творения художников, есть чисто материальные объекты, которые указывают на объекты сверхчувственные, но при этом само сверхчувственное в них не присутствует и благодать их посредством не сообщается. Такие образы являются абстрактными, а не реальными символами, но, будучи включенными в литургию, служат ее целям, поскольку напоминают, возвышают, пробуждают религиозное чувство. Это достигается чисто психологическими методами, без вмешательства божественных энергий. Показательно в этом отношении и наличие на Западе в 1Х--Х1 вв. споров о реальности присутствия в Евхаристии Тела и Крови Христа. Хотя реальность присутствия была официально признана, показательно само наличие такого спора. В его контексте понятие «реальный» содержит в себе возможность присутствия иного рода. т. е. не реальное.

В западной богословской мысли ХП-Х1V вв. само понятие «символ» обрело иное, по сравнению с ранней традицией, значение. Теперь символ стал восприниматься не как то, посредством чего является реальность, а как то, что на нее указывает. В результате весь символизм храма и богослужения (за исключением Евхаристии) становится средством познания и наставления, но не средством причастия к Богу. Надо отметить, что специфика западного отношения к символу проявляется не только в восприятии в качестве реальных символов лишь символы Евхаристии, но и в богословском истолковании воздействия самой Евхаристии на человека. Различное отношение Запада и Востока к этой проблеме демонстрирует спор Григория Паламы с Варлаамом и Акин-дином, испытывавших влияние схоластики в XIV в. Этот спор показателен с точки зрения различия восточного и западного отношений к проблеме теозиса, и, соответственно, к проблеме понимания функций не только евхаристических, но и литургических символов в целом.

Григорий Палама, чтобы обосновать возможность реального приобщения к Богу, допускает различение в нем непознаваемой сущности и энергий, или божественных действий, природных сил, неотделимых от сущности, в которых Бог действует вовне, себя проявляя и сообщая. Причем присутствие Бога в его энергиях понимается в смысле реальном, так как они не сотворены подобно другим вещам, не созданы из ничего, а пред-вечно изливаются из единой сущности Бога'". Получая дар благодати (т.е. обоживаю-

щие энергии), человек становится, по словам Паламы, «обителью Пресвятой Троицы»". Таким образом, посредством литургических символов человек уже в нынешнем веке может достигнуть «обожения», т.е. преобразования (пусть частичного) человеческой природы в божественную.

Противники Григория Паламы, в соответствии с томистскими воззрениями, видели в реальном разделении сущности и энергий посягательство на божественную простоту. Философская концепция Бога как чистого акта не могла допустить чего-либо, что было бы Богом и не было бы самой сущностью Бога. То, что не есть сущность, не принадлежит божественному бытию, не есть Бог. То есть, по Варлааму и Акиндину и в согласии с томизмом, энергии - это либо сама сущность, либо они сотворены. Западное понятие о благодати, разделяемое ими, заключает в себе идею причинности, так что благодать представляется следствием божественной причины, подобным акту творения. Таким образом, в западном понимании существует порог, которого нельзя перейти - благодать не означает принятия в себя Бога, а только максимальное приближение к нему. При жизни человек не может, хоть бы частично, но реально (в единстве всего его духовно-телесного существа), быть преобразован в божественное существо. Во всяком случае, в такой форме идея теозиса в западной церкви отсутствовала. В понимании католицизма, Церковь и литургия со всеми образами, в нее включенными, не «обоживает» человека реально и телесно, она помогает, воодушевляет, воспламеняет, подсказывает верный путь, изменяет душу человека, делает его все более совершенным в нравственном отношении и тем самым богоподобным.

Очевидно, что в католицизме, так же как в православии, восприятие символа зависело, в конечном счете, от принимаемой экклезиологии. Западные церковные деятели, занимавшиеся экклезиологическим вопросом, наряду с иерархическим истолкованием Церкви, где епископат во главе с папой рассматривался как основа церковного единства, неизменно воспроизводили формулу «мистического Тела» (даже во времена позднего средневековья и нового времени, когда мистическое измерение практически исчезло из католического церковного сознания и Церковь воспринималась в качестве учреждения, способствующего спасению)12. Но представляется, что уже в раннем средневековье эти слова фактически носили характер метафоры и представления о Церкви, как «мистическом теле Христа», существенно отличались от восточных. Это ощущается уже у Киприана, экклезиологию которого взял на вооружение католицизм. С его точки зрения, члены церковного тела не являются в буквальном смысле членами богочелове-ческого организма. Точнее, это не такой организм, в котором произошло взаимопроникновение, «срастворение» человека и Бога, а «организм» (или скорее организация), в котором «тело» составляют верующие, а «главой» (руководителем) является Христос. Он руководит «телом» (посредством епископата), совершенствует его, но не трансформирует кардинально здесь и теперь. Епископ предстает не как образ Христа, действия которого приводят к реальному созиданию Тела, а как посредник между Богом и людьми, способствующий спасению. Таким образом, даже при признании Церкви мистическим телом, изначально представала на Западе некой «спасительно-воспитательной организацией», руководство и единство которой, правда, осуществлялось «мистическим способом» - сам Христос незримо и таинственно направлял и объединял Церковь при посредстве епископата. Тем не менее, можно сказать, что в раннем средневековье западная Церковь хотя и не воспринимала себя как мистический организм (в православном понимании этого слова), все же безусловно ощущалась не как земная, а как «мистическая» организация, руководимая Христом и освящаемая Духом, в которой происходит (в определенном смысле, не совпадающем с восточным) соединение верующих с Богом.

С течением времени, мистическое понимание Церкви, сохраняя свое существование номинально, в реальности постепенно уступало дорогу более приземленному взгляду, опасность преобладания которого была заложена в западной экклезиологии изначально. В результате Церковь все больше являла характер земной организации, объединяемой не таинственным образом, а благодаря внешней власти епископа, который занимался воспитанием и совершенствованием душ, направлял их к Богу, помогал достичь спасения. Она превращалась из «соединяющей» организации в «посредническую», «передающую» благодать при помощи определенных средств, имеющихся в ее арсенале. После II Ватиканского собора католическая мысль восстанавливает раннес-редневековое представление о Церкви как об организации, в которой члены ее мистическим образом связаны с Богом через посредство Христа, епископов, литургии. В отличие от православных воззрений. Церковь, даже в этом обновленном понимании, не представляется образом Царства Божьего, а только ступенью на пути к нему; епископ предстает не как образ Христа, а как посредник между Богом и людьми, способствующий спасению; символы литургии рассматриваются не в качестве образов единой реальности, ведущих к обожению, а в качестве посредников между божественным и человеческим, предполагающих трансформацию человека под действием божественной благодати и его будущее спасение. Согласно современным католическим представлениям литургические символы в определенном смысле (не совпадающем с православным) осуществляют причастие к той реальности, на которую они указывают1'1. Это относится к чинопоследованиям и обрядовым действиям, но не распространяется на произведения архитектуры и изобразительного искусства. Изображение не являет божественную реальность, а только указывает на нее, оказывая психологическое воздействие на участников литургии. Символизм католического богослужения, не предполагающий «обо-жения», как и отрицание «священного» статуса изображений, связаны с посреднической моделью экклезиологии, утвердившейся в католицизме, согласно которой Церковь, как и весь ее культ, осуществляет связь человека с Богом, но не соединяет их в реальности настоящего.

' Вей/1ле ВВ. Крещальная мистерия и раннехристианское искусство// Вейдле В.В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества. СПб.. 1996. С.174. ' Белътиш X. Образ и культ. История образа до эпохи искусства М„ 2002. С. 348.

1 Флоренский П. Иконостас // Флоренский П.А. Избранные труды но искусству. М„ 1996. С. 106.

1 Живов В.М. «Мистагогия» Максима Исповедника и развитие Византийской теории образа //

Художественный язык средневековья \1 . 1982 С. 119.

' Вассияиадис П. Эсхатологическая экклезиологии: выходя за пределы традиционной евхаристической

экклезиологии / http://www.golиbinski.ru/acadcmia/vas.sil.htш

* Цпт. но: Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М„ 1994. С.133.

7 Там же.

* Шмемап А. Таинство и символ / http://www.liturgica.ru/bibliot/tainstvo.htm! :> Кунцяер М. Литургия церкви.Т. 1. М„ 2000. С. 271.

111 Лососий В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. М, 1991. С. 60. " Григорий Палами. Беседы. Т. 1. Омилия 16. М„ 1994. С. 163. Христианское вероучение. Догматические тексты учительства Церкви (Ш-ХХ вв.). СПб.. 2002. С. 246. 253, 255.

,:1 С. Тео1о;*к'а1 сШпег^Ыоп* о(' Ькиг^у. \linnesota. 1976. Р. 25

Статья поступила в редакцию 7 декабря 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.