УДК 159.9:316.752 ; 2-425
Котенева Анна Валентиновна
доктор психологических наук, доцент Московский городской психолого-педагогический университет
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О ПРИРОДЕ И «ДЕЛАХ» ЛЮБВИ
В статье рассматривается феномен любви, ее природа, сущностные характеристики и проявления. Исследование проведено на основе изучения текстов синодального канонического перевода Библии с помощью феноменологического и герменевтического методов, а также контент-анализа. В работе были выделены основные разновидности любви: Бога к человеку, человека к Богу, человека к другому человеку. Любовь есть сущностная характеристика Бога и одновременно главная заповедь человеку в его взаимоотношениях с Ним и окружающими людьми. В Библии феномен любви раскрывается всесторонне - и как духовное состояние, и как действие. Основными проявлениями деятельного характера любви являются самоотдача, служение ближним, жертвенность, терпение, забота, ответственность и милосердие. Любовь несовместима с нарушением божественных заповедей, завистью, эгоизмом, гордостью, раздражением, осуждением, злобой, обманом и клеветой. Представления о любви в Библии обретают конкретный характер и могут стать основой поведения современного человека в трудных и критических жизненных ситуациях.
Ключевые слова: агапе, Бог, божественные заповеди, духовные дары, любовь, сторге, филия.
Отличительной чертой современной эпохи является рост насилия, агрессии, жестокости, экстремизма, фанатизма и терроризма во всех сферах жизнедеятельности человека, что неизбежно ставит под угрозу само существование жизни на Земле. Глобальное неблагополучие человека отражает, прежде всего, девальвацию духовно-нравственных ценностей и утрату высших смыслов жизни. Искажение содержания традиционных христианских представлений о нравственности, семье, или их подмена либеральными нетрадиционными ценностями, размывает социокультурную идентичность личности, саму природу человека. Такие важные для человеческого существования духовно-нравственные ценности как любовь, надежда, вера утрачивают свой первоначальный смысл.
В обыденном сознании любовь сводится к влечению и страсти, а ее глубокие духовные корни совершенно не принимаются во внимание. Забвение первоначального смысла любви как духовного закона бытия приводит к серьезным негативным последствиям - нарушениям духовно-психологического здоровья человека, возникновению у него аддикций и девиантных форм поведения, агрессивности и жестокости как способов разрешения политических, социальных и межличностных конфликтов.
В психологии феномен любви исследован достаточно глубоко. Существуют самые разнообразные теории и концепции любви, объясняющие этот феномен с физиологических, психологических, философских, этико-религиозных и художественных поэтико-прозаических позиций [4; 6; 10; 13]. Современные исследования любви показывают, что она содержит в себе всю полноту существования и творчества, представляет собой незаменимую ценность для человека, является условием его выживания в стрессовых и критических ситуациях [5; 6; 7; 8; 9; 15; 16]. Вместе с тем, вопрос о духовных основаниях любви изучен в меньшей степени.
Целью данной работы является исследование феномена любви, ее духовной сущности и проявлений, как фундаментального основания человеческой жизни.
Реконструкция феномена любви осуществлялась на основе изучения текстов синодального канонического перевода Библии (греч. Bipio^ - книга). Перевод книг Ветхого Завета на русский язык осуществлялся с иврита, в то время как перевод Нового Завета - был выполнен с греческого оригинала. Во все времена для миллионов людей эти священные тексты выступали и выступают первоосновой понимания духовного смысла поступков, мыслей и переживаний. В них содержится вечная Истина, явлены духовные законы человеческого бытия и непреходящие ценности [3; 15]. В работе применялись герменевтический и феноменологический методы, а также контент-анализ.
Слово «любовь» имеет разные значения и смыслы в текстах Библии. Это связано, прежде всего, с особенностями перевода с древнееврейского и греческого языка на русский. Р.Г. Апресян в своей работе показал, что словом любовь переводятся такие древнееврейские слова в книгах Ветхого Завета как: «chashaq» (цепляться, привязываться, льнуть, быть верным), «racham» (милосердие, сочувствие), «do"d» (чувственная, страстная любовь), «ra'yah» (любовь, в смысле «любовь моя», т.е. возлюбленная) [2, с. 33-34]. В греческом же тексте для отражения различных сторон любви употребляются четыре глагола: эрос (£рю<; / eros - чувственная любовь, любовь-страсть), филия (фШа / philia - дружба, дружелюбие), сторгэ (сторук / storge - любовь-привязанность в семье, между родственниками), агапэ (dyann / agape - милосердная, преданная, жертвенная любовь к ближнему [12, с. 396-397]. В текстах Нового Завета слово «agape» приобретает доминирующее значение, eros не употребляется совсем, в редких случаях встречаются филия и сторге [2]. В русском же
переводе везде используется одно слово любовь, которое обозначает разные оттенки любви, отражающие конкретный практический опыт духовных состояний и действий человека.
Контент-анализ текстов Библии позволил выявить абсолютную частоту употребления слов, относящихся к феномену любви, и тем самым определить его значимость для человеческого бытия. В качестве смысловой единицы количественного анализа выступили сочетания «люб» и «любв», а также слова «любовь» и «любит». Так, слова, корнем которых является буквосочетание «люб», встречаются в 971 случаях: 518 раз в Книгах Ветхого Завета и 453 - в книгах Нового Завета. Само слово «любовь», его сокращенный вариант «любв», глагол «любит» упоминаются значительно реже - всего 328 раз, в том числе в книгах Ветхого Завета - 140 раз и 188 - в книгах Нового Завета. В ветхозаветных текстах наиболее часто о любви говорится во Второзаконии, Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Книге Премудрости Соломона, Песнях песней Соломона, Притчах Соломона, Псалтыре и реже - в книгах Бытия, Еккле-зиаста, Иисуса Навина, пророка Иеремии и Руфи. Тема любви занимается важное место и в книгах Нового Завета. Слово любовь употребляется в четырех Евангелиях 40 раз, в апостольских посланиях - 148 раз. Чаще всех о сущности христианской любви пишут «апостол язычников» Павел и «апостол любви» Иоанн Богослов (соответственно, 87 и 58 раз).
Причем в книгах Ветхого Завета понятие любви чаще передается глагольными формами, чем именем существительным (85 и 55 раз), в то время как в Книгах Нового Завета содержание чаще обозначается существительными, нежели глаголами (127 и 61 раз). Для сравнения приведем абсолютную частоту упоминания других слов: гнев встречается 552 раза, вера (ы) - 96, надежда - 60, кротость - 24, смирен(ие) - 54, терпен(ие) - 52, добр(ота) - 563, милосерд(ие) - 108, покаян(ие) - 32, горд(ость) -139, грех - 742.
Контент-анализ показывает, что семантическое поле, объединенное этим корнем, достаточно разнообразно и отражает как оттенки и проявления любви, ее направленность, так и прямо противоположные смыслы (например, любимый - нелюбимый, человеколюбивый - сребролюбивый и др.). С одной стороны, любовь есть некоторое действие, активность по отношению к другим, которые воплощаются в конкретных делах и плодах любви. С другой стороны, любовь представляет собой духовное состояние, имеющее характерные признаки. Сущность любви проявляется в особых идеальных отношениях между Господом и Его творением, а также между людьми во всех сферах их бытия. Она имеет разный масштаб, глубину, проявления и последствия.
Сущность и качества любви. Сущность феномена любви, ее духовные основания и качества, раскрывается в следующих положениях. Во-первых, Бог есть любовь [3, 1 Ин. 4: 8]. В книгах Ветхого Завета любовь Господа к человеку и к Израилю наделяется такими качествами как вечная [3, 3 Цар. 10:9; Иер. 31: 3], беспредельная [3, 3 Езд. 5: 40], милующая [3, Мих. 7: 18; Соф 3: 17], наказующая и благоволящая [3, Притч. 3: 12]. Но и в книгах Нового Завета Любовь Христа к человеку обладает похожими качествами - она великая, превосходящая разумение [3, Еф. 13: 19], вечная, так как ничто не может отлучить человека от Его любви: ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем [3, Рим. 8: 35-39].
Во-вторых, источник любви в Боге: Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога [3, 1 Ин. 4: 7].
В-третьих, любовь является духовным даром: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание [3, Гал. 5: 22]. И этот дар представляет собой совокупность совершенства [3, Флп. 4: 14] и высшую христианскую добродетель [3, 1 Кор. 13: 13].
В-четвертых, любовь является законом бытия человека, основой его отношения к Богу и ближнему. Тот, кто любит - исполняет закон: Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон; итак, любовь есть исполнение закона [3, Рим. 13: 8, 10].
Значение любви для человека и его жизни велико. Она выше не только веры и надежды, но и выше всех всесожжений и жертв [3, Мк. 12: 33]. Любовь покрывает множество грехов человека и если он много любит, то прощаются ему его грехи [3, 1 Пет. 4: 8; Лк. 7: 47]. Более того, наличие любви между людьми означает, что они Христовы и в них пребывает Бог: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас [3, 1 Ин. 4: 12]. Утрата любви обесценивает само существование человека и все другие его дарования. По словам ап. Павла: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы [3, 1 Кор. 13: 1-3].
Текстологический анализ Библии показывает, что духовные основания любви коренятся в Боге, она является даром, представляет собой высшее совершенное состояние человеческого духа, отра-
жает норму взаимоотношений между Богом и человеком, между людьми. Ее ценность непреходяща. И если человек строит свои взаимоотношения, попирая закон любви, то он утрачивает в своей жизни самое главное - то, что делает человека человеком и то, что приближает его к Богу. Хотя любовь и духовный дар, это не означает отсутствие со стороны человека усилий, направленных на ее обретение и совершенствование себя в ней. И в тех случаях, когда нет любви, святые отцы писали, нужно совершать «дела любви» вначале без любви. И сознательное желание человека строить свои отношения с людьми на основе этой безусловной ценности поможет ему преодолеть внутренние психологические стереотипы поведения, мешающие духовному совершенствованию, и приобрести новый опыт личных взаимоотношений, не разрушающих его личность [7; 15; 16].
Само понимание любви в текстах Библии, ее основных качеств и признаков, указывает вектор духовного развития человека и обозначает те проблемные духовно-нравственные состояния, которые нуждаются в глубоком осмыслении и проработке. Так, ап. Павел выделяет семь качеств, которые присуще любви и восемь, которые ей не свойственны. Ее сущность проявляется в том, что: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сора-дуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится [3, 1 Кор. 13: 3-8].
Выделенные качества сформулированы как конкретные активные действия. Именно поэтому можно утверждать, что самой главной особенностью любви является ее деятельный характер. Любовь представляет собой не только состояние, но дела и труд [3, 1 Ин. 3: 18; 1 Фес. (Сол.) 1: 3]. Любовь - это служение ближним [3, Гал. 5: 13]. Совершенная любовь несовместима со страхом [3, 1 Ин. 4: 18]. Любовь назидает [3, 1 Кор. 8: 1], не делает ближнему зла [3, Рим. 13: 10], утешает [3, Флм. 1: 7]. Рассмотрим подробнее феномен любви как определенную форму активности и деятельности.
«Дела» любви. О наличии у человека любви можно судить по его конкретных делам и поступкам, совершаемым по отношению к Богу, ближним и к самому себе. В Библии описаны архетипы отношений Бога и человека, а также межличностных отношений в семье, среди близких. В ряде сюжетов можно проследить их конкретное наполнение духовно-психологическим содержаниеми и выделить основные стороны и действия любви - «дела» любви.
Любовь Бога к человеку. Первое проявление Его Любви состояло в том, что человек был создан по Образу и Подобию Божьему, наделен такими ка-
чествами как бессмертная душа, разум, свободная воля, творческие способности. Бог поместил человека в идеальные условия существования в Раю; у первых людей была возможность реального общения с Ним. Любовь Бога к человеку пронизывает все Его деяния на протяжении всей ветхозаветной и новозаветной человеческой истории [3, Быт.; Исх. 20; Втор. 7: 8, 13]. Любовь проявлялась через милосердие, прощение, жертвенность по отношению к человеку. И как не покажется странным - через наказание, вразумление через скорбь и страдание. Бог наказывает тех, кого любит, чтобы их спасти.
Апофеозом Любви стало чудесное явление в этот мир Иисуса Христа - Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную [3, Ин. 3: 16]. Высшим проявлением Любви является жертва. Любить - значит отдать жизнь свою: потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее [3, Ин. 10: 17], Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него [3, 1 Ин. 4: 9], Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками [3, Рим. 5: 8]. Духовной любви свойственен кенозис (греч. кетют; - опустошение, истощение) - христианский богословский термин, означающий Божественное самоуничижение Христа через вочеловечение вплоть до вольного принятия Им крестного страдания и смерти. Уничижил Себя Самого, приняв образ раба [3, Флп. 2:7]. Логическим завершением любви является Крест, т. е. полная жертва собой ради других. Такая любовь была проявлена Христом в Его отношении к людям. Ни одна другая религия не демонстрирует нам этой высокой любви Бога к людям.
Любовь человека к Богу. Содержание любви человека к Богу и другому человеку определены Творцом. Главное в этой любви - слушать и соблюдать заповеди Бога: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди [3, Ин. 14: 15, 21; 2 Ин. 1: 6], а также соблюдать законы [3, Втор. 11: 13, 22; 19:9; 30: 16; Нав. 22: 5; Прем. 6: 18]. В книгах Ветхого Завета впервые раскрывается содержание заповедей - духовно-нравственных норм, регулирующих поведение человека по отношению к Богу и к другому человеку. Десять заповедей - Декалог, или Закон Божий - содержатся в Пятикнижии Моисея [3, Исх. 20: 2-17; Втор. 5: 6-21]. Они не являются относительным знанием, обобщением житейской мудрости поколений, а представляют собой Божественную абсолютную истину.
В ветхозаветной и христианской заповеди люби ближнего твоего, как самого себя [3, Лев. 19: 18; Мф. 19: 19; 22: 39; Мк. 12: 31] подразумевается, что уважение к собственной цельности и неповторимости, любовь и понимание самого себя неотделимы от уважения, любви, понимания дру-
гого человека. Любовь к себе неразрывно связана с любовью ко всякому другому существу. Однако в книгах Нового Завета появляется новая заповедь для человека, которая показывает, как нужно любить своих ближних и даже врагов. Человек должен научиться любить ближнего так, как любит его Господь: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга [3, Ин. 13: 34]. Причем любить ближнего нужно от чистого сердца, без всякого лукавства и коварства: постоянно любите друг друга от чистого сердца [3, 1 Пет. 1: 22]. Самая высокая любовь человека к человеку - жертвенная: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих [3, Ин. 15: 13]. Более того, недостаточно любить любящих вас, на это способен каждый человек, даже мытарь, важно любить врагов. Последнее становится условием любви Бога к человеку: А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных [3, Мф. 5: 44 - 45; Лк. 6: 27, 35].
Любовь человека к Богу и к человеку составляют неразрывное единство. Нельзя любить Бога и ненавидеть человека одновременно: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.... Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его [3, 1 Ин. 4: 20, 21; 5: 2]. Утрата любви или к Богу, или к человеку, приводит к гибели любви как таковой. В духовной любви люди соединяются в Боге. Без Него любовь теряет свою полноту и глубину.
Подвижник VI-VII вв. преп. Авва Дорофей иллюстрирует эту заповедь посредством следующих образов. Круг символизирует мир, его середина - Бога, радиусы, идущие от центра круга к его окружности или от неё к центру, изображают жизненные пути людей. Чем ближе человек приближается к Богу, тем ближе он к другим людям. Когда он удаляется от Бога - центра круга - тогда и другой человек становится для него более далеким. Чем сильнее человек любит Бога, тем сильнее он испытывает это чувство и к другому человеку [13, с. 26]. Вершиной любви к Богу является соработничество со Христом во Святом Духе [3, Ин. 15: 15]. Задача человека состоит в том, чтобы ревностно стремиться к совершенной любви, к ее познанию, возрастанию и преуспеванию [3, 1 Кор. 14: 1; Лк. 2: 52; Флп. 1: 9; 1 Тим. 6: 11], а также к совершенствованию себя самого в любви [3, Ефс. 4: 16].
Заповеди содержат в себе абсолютные критерии в оценке глубины любви. Бога нужно любить всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью [3, Мк. 12: 33]. Подобная любовь подразумевает полную отдачу тому, кого любишь: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне [3, Мф. 6: 24; Лк. 16: 13]. Любовь человека к Богу должна быть сильнее, чем любовь человека к родителям и детям. Иначе человек становится недостоин Господа [3, Мф. 10: 37]. Такую любовь к Богу, пронизанной доверием к Нему и верой в Его Слова, показал Авраам, принося в жертву своего долгожданного сына, которого он любил больше, чем самого себя. Наиболее ярко проявления любви человека к Церкви наблюдаются в Песнях песней Соломона при описании чувств Суламиты и ее возлюбленного [3, Песн. 8: 6]. По учению отцов церкви, прежде всего святителя Григория Нисского, эта любовь символизирует любовь души к Церкви [11].
Именно поэтому нарушение и соблюдение заповедей имеет свои последствия для человека. Господь ценит праведных [3, Пс. 145:8], тех, кто сохраняет Ему верность, живет с премудростью [3, Прем. 7: 28]. Судьба таких людей отличается от судьбы нечестивых: Господь творит милость до тысячи родов любящих Его и соблюдающих Его заповеди [3, Втор. 5: 10], наказывает детей ненавидящих Его до третьего и четвертого рода, ненавидящих Его [3, Втор. 5: 9], Господь хранит верных и поступающим надменно воздает с избытком. Господь не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых истребится [3, Пс. 30: 24; 36: 28]. Исходя из заповедей, касающихся межличностных отношений, любовь человека к человеку исключает убийство, прелюбодейство, воровство, лжесвидетельство, зависть. Проявление этих действий и качеств у человека не только препятствует возрастанию любви, но и имеет для него судьбоносное значение. Верно и обратное.
В Ветхом и Новом Заветах содержится много сюжетов, иллюстрирующих проявления любви Бога к человеку, человека к Богу, мужа к жене, отца к сыну и др. Рассмотрим некоторые из них.
Семейная любовь. В Ветхом Завете раскрывается сущность семейной любви - любви мужа и жены, любви родителей к детям, детей к родителям, к братьям и сестрам. Основные проявления данной разновидности любви прослеживаются как при описании истории семьи, так и в отдельных судьбоносных для человека жизненных ситуациях. Это и история взаимоотношений Адама и Евы, и жертва Авраама, и женитьба Авраамом Исаака, и история любви Иакова и Рахили, и примеры из жизни апостолов Павла, Петра и Стефана, которые
за любовь к Богу претерпели до крови и множество других сюжетов.
История взаимоотношений Адама и Евы. Человек - венец творения, любимое и благословенное творение, созданное по Образу и Подобию Божьему. Бог есть любовь, но и в основе человеческого существования лежит Его любовь [3, 1 Ин. 4: 8]. До грехопадения межличностные отношения первых людей, Адама и Евы, их действия по отношению друг к другу отмечены проявлением божественной любви, той любви, которая непреложна, дана людям как дар и основа бытия. Синонимами слова любовь, несомненно, являются те слова, которые характеризуют состояния и действия человека в Раю - блаженство, бесконечная радость, богопознание, бого-общение, познание себя и окружающего мира.
В любви заложены основные архетипы взаимоотношений. В книге Бытия об этой любви сказано очень кратко, но вместе с тем и глубоко. Самое первое признание в любви на заре человеческой истории звучало так: И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего] [3, Быт. 2: 23]. Адам любит Еву как самого себя - и это главная заповедь и абсолютная норма человеческих отношений, которая благословлена Богом. Е.А. Авдеенко выделил три рода любви Адама к Еве, каждый из которых связан с познанием ее сущности - любовь совершенная, любовь примирения и прощения, любовь плотяная [1, с. 44].
Совершенная любовь означает, что человек видит другого человека как индивидуальность, но при этом находит в нем и отражение самого себя. Адам наделен духовной способностью прозревать главное в окружающем его мире. Об этом свидетельствует то, что он давал имена всем, имеющим живую душу - скотам, полевым животным и небесным птицам [3, Быт. 2: 20]. А имя выявляет истинную суть обозначаемого явления. Любовь Адама проявлялась в том, что он постоянно открывал в жене новые и главные грани ее человеческой натуры. Первый раз он назвал женщину, извлеченную Богом из его ребра, женой, второй раз - Евой, что означало её предназначение стать матерью всех живущих [3, Быт. 2: 23; 3: 20]. То есть любовь - это глубокое знание того, кого любишь, умение увидеть то общее, что объединяет мужа и жену.
Любовь примирения и прощения появляется после грехопадения. Адаму нужно было простить свою жену, по вине которой произошли кардинальные изменения в их судьбе - изгнание из Рая - и научиться жить в новых условиях после нарушения божественной заповеди не вкушать плодов с дерева познания добра и зла [3, Быт. 2: 16, 17].
Любовь плотяная, детородная связана с рождением детей [1, с. 45]. Адам познал Еву, и она зачала и родила. К этим проявлениям любви можно добавить и такое действие любви как совместное
терпение скорбей и страданий, которых почти в тысячелетнюю жизнь, было чрезвычайно много, включая болезни, убийство Каином Авеля (детей Адама и Евы) и др. Семейная любовь как архетип взаимоотношений между членами семьи включает в себя и такие компоненты как почитание детьми своих родителей, влечение жены к мужу и его любовь к ней [3, Исх. 20:12; Быт. 3: 16; Втор. 5: 16].
В описании жизни первых людей, их поведения явно проявляется еще одна грань любви - ее свободный характер. Она определяется свободным движением духа человека, насилие по отношению к ней невозможно. От человека исходит желание, импульс, любить или не любить, даже по отношению к своему Творцу. Человек сам, без принуждения, нарушил божественную заповедь не вкушать плодов с дерева добра и зла [3, Быт. 2: 16, 17] и тем самым проявил свое отношение к Богу.
Еще одним проявлением семейной любви -любви отца к сыну - является забота и ответственность за его судьбу, будущее всего рода. Эти действия любви наиболее ярко описаны в сюжете о поиске невесты Авраамом для любимого и долгожданного сына Исаака. Эта история может стать образцом для современных молодых людей, вступающих в брак, так как в ней описан «сценарий» испытания невесты, достойной для замужества. А к таким качествам, которые характеризуют девушку - будущую любящую жену, относятся терпение и одинаковый с родственниками мужа нрав. Подробный анализ этого сюжета содержится в книге Е.А. Авдеенко [1]. Любовь приходит к Исааку к Ревекке уже после женитьбы и становится для него утешением в печали и скорби после кончины матери [3, Быт. 24: 67].
Сюжет о Иакове и Рахили еще одна история любви, в которой проявились многие ее грани, -долготерпение и готовность жертвовать своими душевными и физическими силами. Ради женитьбы на Рахили Иаков согласился на кабальные условия службы у своего дяди Лавана, снес ужасное оскорбление, когда после первой брачной ночи обнаружил, что вместо младшей дочери Лаван подложил зятю старшую, Лию. Четырнадцать лет тяжелого труда - цена будущего семейного счастья [3, Быт. 29-33]. Есть и другие примеры. Любовь Иосифа к братьям окрашена прощением, заботой и помощью [3, Быт. 37-50]. Верность и терпение были главными качествами любви Иова к жене [3, Иов.].
Итак, основными проявлениями семейной любви являются: свободное действие; принятие другого человека как индивидуальности и признание его ценности; видение в другом самого себя, своих глубинных оснований; познание человека, открытие в нем сущностных качеств и новых граней; прощение и примирение; терпение скорбей; забота и ответственность за любимого; утешение в скорби и печали.
Любовь как состояние. В текстах Ветхого Завета любовь обозначает и духовно-психологическое состояние человека по отношению к другому человеку - отцу, жене, брату, детям, женщинам. Так, Исаак взял в жены Ревекку и возлюбил ее [3, Быт. 24:67], братья возненавидели своего отца за его любовь к Иосифу, у Иосифа воскипела любовь к брату [3, Быт. 37: 4; 43: 30]. Любовь как чувство, привязанность и страсть оказывает сильное воздействие на человека, и имеет большую для него ценность: делает лицо человека радостным [3, Есф. 5: 1], вызывает наслаждение, от нее изнемогают [3, Притч. 7: 18; Песн. 2: 5]. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем [3, Песн. 8: 7]. В своих высших проявлениях любовь является украшением человека [3, Сир. 48: 11], она покрывает все грехи [3, Притч. 10: 12]. Любовь как духовно-эмоциональное состояние проявляется не только к человеку, но и по отношению к конкретным его качествам и ценностям, среди которых особо почитаются душа, чистота сердца, милосердие, добро [3, Притч. 19: 8; 22: 11; Мих. 6:8; Ам. 5: 15], знания, мудрость [3, Притч. 12: 1; Сир. 20: 40], справедливость, праведность [3, Прем. 1: 1; 8: 7].
С другой стороны, словом любовь обозначается и порочная страсть, низменное чувство: Сестра ее, Оголива, видела это, и еще развращеннее была в любви своей, и блужение ее превзошло блужение сестры ее [3, Иез. 23: 11]. Словом любовь называются и другие негативные качества человека - привязанность, пристрастие, склонность к суете, [3, Пс. 4: 3], к невежеству, к ссорам, греху, вину, веселью [3, Притч. 1: 22; 17: 19; 21: 17], к богатству и серебру [3, Еккл.5: 9]. Любовь как состояние и склонность может иметь разные полюсы - добро и зло. И в текстах Ветхого Завета любовь ко всему доброму рассматривается как добродетель, а склонность ко злу как порок.
Таким образом, в книгах Ветхого и Нового Завета теме любви придается судьбоносное значение для всего мира, в том числе и для человеческого бытия. В текстах Библии содержится понимание сущности феномена любви в ее трех ипостасях: Любовь Бога к человеку, любовь человека к Богу и любовь человека к другому человеку. Любовь предстает и как высшее состояние человеческого духа, которое придает жизни смысл и ценность, и как активное отношение и деятельность человека. Любовь есть сущностная характеристика Бога и одновременно главная заповедь человеку, идеальная норма, в его взаимоотношениях с Богом и окружающими людьми. При этом речь идет о жертвенной, «все покрывающей» любви (агапе) к ближнему, к тому, кто случайно окажется близко и в особенности к врагу и обидчику. Любовь является способом самоосуществления человека, его
самореализации, а также сердцевиной его духовности и главным мерилом человечности.
Любовь оказывается в одном семантическом пространстве с такими словами как жертвенность, дар, добродетель, долготерпение, милосердие, истина, вера, надежда, служение ближним, самоотдача, утешение, свободное действие, познание человека, прощение и примирение, терпение скорбей, забота и ответственность за любимого и др. Любовь несовместима с преступлением божественных заповедей, непослушанием, завистью, эгоизмом, превозношением, гордостью, раздражением, осуждением, злобой, обманом, лжесвидетельством, клеветой и недружелюбием. Любовь, хотя и является духовным даром, но от человека зависит, получит ли он этот дар. Его главная задача - стремиться к идеальной любви, быть ответственным за свои поступки и действия.
Библиографический список
1. Авдеенко Е.А. Как правильно выйти замуж. -СПБ.: Издание храма Воскресения Христова, 2010. - 112 с.
2. Апресян Р.Г. Слова любви: eros, philia, agape // Философия и культура. - 2012. - № 8 (56). - С. 2740.
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Издание Московской Патриархии, 1988. - 1372 с.
4. Братусь Б.С. Любовь как психологическая презентация человеческой сущности // Вопросы философии. - 2009. - № 12. - С. 30-43.
5. Березина Т.Н. Воспитание добра. - М.: Изд-во «Спутник +», 2015. - 99 с.
6. Котенева А.В. Духовные ценности как фактор психологической защищенности личности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2008. - Т. 14. - № 4. -С. 38-44.
7. Котенева А.В. Психологическая защита личности. - М.: МГГУ, 2013. - 562 с.
8. Котенева А.В. Феномен веры как основа жизнестойкости личности // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: Сб. науч. статей III Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Р.В. Кадырова. - Владивосток: Морской гос. ун-т, 2014. - С. 32-35.
9. Котенева А.В. Понятие духовности в эпических поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2015. - Т. 21. - № 3. - С. 43-47.
10. Петрушин С.В. Любовь и другие человеческие отношения. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с.
11. Святитель Григорий Нисский. Точное изъяснение Песни Песней Соломона. - Творения, Часть 3 // Творения святых отцов в русском перево-
Акмеологическая концепция развития качества профессиональной деятельности
де, издаваемые при Московской Духовной Академии. - Т. 39. - М.: Типография В. Готье, 1862. - 409 с.
12. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т. 1. - М.: Правда, 1990. - 490 с.
13. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992. - 430 с.
14. Христианская жизнь по Добротолюбию: Избранные места из творений святых Отцов и Учителей Церкви. - М.: Московский Свято-Данилов
монастырь, 1991. - 224 с.
15. Челышев П.В., Челышева П.В., Котене-ва А.В. Очерки по социальной философии: утопическая мысль от древности до наших дней. - М.: МГГУ, 2012. - 352 с.
16. Челышев П.В. Преподобный Симеон Новый Богослов о духовном преображении человека. Акафист. - М.: Храм св. вмч. Димитрия Солунского, 2004. - 256 с.
УДК 159.99
Паутова Людмила Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент Государственный социально-гуманитарный университет
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье приведены результаты исследования, нацеленного на психолого-акмеологический анализ проблем качества профессиональной деятельности специалиста, разработку акмеологической концепции качества и опытное ее внедрение в систему профессиональной подготовки специалиста. Теоретически обосновано и определено положение о том, что изучение особенностей интеграции акмеологического знания и системы менеджмента качества способствует определению основных концептуальных положений эффективной интеграции в системе профессиональной деятельности специалиста. В ходе теоретического анализа определены сущностные характеристики понятий «качество», «управление качеством», «акме-стратегия» достижения заданного уровня качества (активность субъекта деятельности, целеполагание, продуктивная компетентность). В результате определены концептуальные направления разработки акмеологической концепции качества профессиональной деятельности специалиста, отражающие требования к заданному уровню качества, акмеологические критерии, показатели и оценки эффективности.
Ключевые слова: качество, акме-стратегия, система менеджмента качества, акмеологическая концепция качества профессиональной деятельности, продуктивная компетентность, акмеологический подход.
Актуальность проблемы обеспечения качества профессиональной деятельности определяется тем, что требует разработки и реализации на системном уровне. Начальным этапом этого процесса является первичное профессиональное образование личности как субъекта деятельности, создающего духовные продукты к качестве психических, акмеологических, социально-профессиональных новообразований личности на всех уровнях развития общества (мега-, макро- и микро-уровень).
В связи с этим, мероприятия по модернизации системы образования являются стратегическим ресурсом повышения качества человеческого потенциала страны и направлены на обеспечение подготовки конкурентоспособных кадров. Такого рода мероприятия, согласно А.А. Деркачу, являются основным условием опережающего социально-экономического развития страны [3]. Современное состояние проблемы по развитию качества отечественного образования связано с открытой и единой государственно-общественной системой с учетом обеспечения качества профессиональной подготовки на всех его уровнях: бакалавр, магистр, специалист.
В современной системе Российского образования, в связи с внедрением в образование принципов Болонского процесса, происходят изменения
в понимании сущности «качества образования». В соответствие с Болонским процессом и акмеоло-гической теорией фундаментального образования Н.В. Кузьминой [7], искомый результат высшего образования - продуктивная компетентность выпускников (бакалавров, магистров, специалистов), включающая умелость и мастерство в формулировании и решении предстоящих специальных и профессиональных задач (акме-стратегий).
С учетом указанных тенденций, целесообразно профессиональную деятельность специалиста рассматривать и изучать с точки зрения ее субъективности [4], повышения продуктивности, формирования продуктивной компетентности, выявления закономерностей и факторов совершенствования, достижения вершин («акме») профессионального мастерства и заданного уровня качества в различных сферах профессиональной деятельности, что является объектом акмеологии. А.А. Деркач определяет, что условием эффективной творческой деятельности, непрерывного самосовершенствования в ней и поступательного личностно-профессионального развития является формирование психолого-акме-ологического феномена «субъективность позиции», что обеспечивает продуктивную самореализацию специалиста в профессии» [4]. Эти показатели продуктивности субъекта являются обеспечивающими высокий уровень качества деятельности и продук-