Научная статья на тему 'Свойства порошковых материалов на основе TiC TiNi в зависимости от состава и дисперсности частиц'

Свойства порошковых материалов на основе TiC TiNi в зависимости от состава и дисперсности частиц Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
262
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВЕРДЫЕ СПЛАВЫ / УПРУГИЕ МОДУЛИ / ПРОЦЕСС СПЕКАНИЯ / УПЛОТНЕНИЕ / CONSISTENCE / DISPERSION

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Акимов Марк Валерьевич, Евстифеев Владислав Викторович, Александров Александр Александрович, Пластинина Марина Васильевна

В работе анализируются методы получения твердосплавных композиционных материалов (ТСКМ) на основе тугоплавких карбидов титана со связующей цементирующей фазой TiNi. Указано на необходимость консолидации материалов с определенной микроструктурой и минимальной пористостью. Приведены сведения о твердости, прочности, упругих характеристиках и гидростатичности полученных композитов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Акимов Марк Валерьевич, Евстифеев Владислав Викторович, Александров Александр Александрович, Пластинина Марина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Properties of powder materials on basis TiCTiNi depending on structure and dispersion of particles

The article describes experimental results about hardness, stiffness, elastic and hydrostatic characteristics of new compounds, created with differential apply to chemical consistence and dispersion of particles of the materials used.

Текст научной работы на тему «Свойства порошковых материалов на основе TiC TiNi в зависимости от состава и дисперсности частиц»

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

уДК621762 5 В. В. АКИМОВ

В. В. ЕВСТИФЕЕВ А. А. АЛЕКСАНДРОВ М. В. АКИМОВ М. В. ПЛАСТИНИНА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

СВОЙСТВА ПОРОШКОВЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ TIC-TINI В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТАВА И ДИСПЕРСНОСТИ ЧАСТИЦ

В работе анализируются методы полумения твердосплавных композиционных материалов (ТСКМ) на основе тугоплавких карбидов титана со связующей цементирующей фазой TiNi. Указано на необходимость консолидации материалов с определенной микроструктурой и минимальной пористостью. Приведены сведения о твердости, прочности, упругих характеристиках и гидростатичности полученных композитов. Ключевые слова: твердые сплавы, упругие модули, процесс спекания, уплотнение.

Порошковые твердые сплавы па основе карбидов вакуумной высокотемпературной печи СШВ —

и карбонитридов ч итана со связующими металлами 1,25/25 М04 при темпера туре 1350 "С и давлении не

Fe — Со — Mo — Ni - Ti могут успешно применяться выше 0,1 Па. Время изотермической выдержки (от 1

как инструментальный материалы взамен стандарт- до 15 мин) назначалось в зависимости от состава

пых твердых сплавов [I, 2|. Поэтому представляет сплава.

интерес определение свойств ТС КМ при изменении По методике |3| определялись упругие характерис-

состава цементирующего сплава и дисперсности ча- тики порошковых твердых сплавов на основе 'ПС -

стиц порошковых материалов (от I до 5 мкм). Части- 'TiNi при различных количествах металла связки. Уста-

цы TiC и TiNi с такими размерами получали измель- повлено, что коэффициенты Пуассона в этом случае

чением порошков с размерами 5-10 мкм и до 10 мкм незначительно различаются (0,248 — 0,320). На харак-

соответствеипо в вибромельницах. гер концентрационных зависимостей модули объемной

Образцы для испы таний ТСКМ изтонкодиспер- упругости (К) максимальное влияние оказывают зна-

сных порошковых смесей с различной объемной до- чения модуля упругости и предел текучести связую-

лей металла связки (от 30 до 70 %) прессовали при щей фазы. Более низкие значения К связаны с Поль-

удельном усилии 100 — 200 МПа. а затем спекали в шим содержанием связующей фазы TiNi. В условиях

Таблица 1

Физнко-механическнс характеристики твердосплавных комиолщиоииых материалов на основе TIC

Состав ТСКМ. об % H // . МПа К. ГПа И Z ( d ) , мкм у ю!, кг/м

70 TiC - 30 TiNi 14000 232 0.248 0,553 7-8 5,48

60 TiC-40 TiNi 16000 221 0,263 0,571 5-6 5,59

50 TiC -50 TiNi 12500 212 0,275 0.586 4-5 5.71

40 TiC - 60 TiNi 11000 205 0,296 0.614 4-5 5,87

30 TiC - 70 TiNi 9800 200 0.320 0,647 8-10 5,93

50 TiC-48 TiNi - 2B 15500 204 0.242 0.540 3-4 5.70

50 TiC-40 TiNi - 10Ti 15000 220 0,280 0,593 2-5 5,68

Рис. (.Зависимостьпрочности при изгибеТСКМ от содержания цементирующей фазы

статического нагружения ТСКМ металлическая связующая фаза деформируется при меньших внешних нагрузках. Тоесгьона и большей степени воспринимается карбидным каркасом (рис. I).

Сравнивая уплотняемоСТь порошков'ПС и 'Г)N1 в сопоставимых условиях, необходимо учитывать их дискретность, температуру плавления, модуль объемной упругости, коэффициент Пуассона, микротвердость. Эти характеристики представлены в табл. 1. Коэффициент гидростатичпости в первом приближении принимался, без учета влияния пористости, рав-1 + //

нмм X - 3(1 . где/' — коэффициент Пуассона.

Особое внимание при создании твердых сплавов па основе карбида титана со связующей фазой из никелида гитана уделялось уплотнению. Характеристики исходных материалов и их соотношение, определяли основные свойства композиционного материала в процессе спекания. Температура спекания назначалась по температуре плавления жидкой связующей фазы для Т)Ы| (1240 - 1310 °С).

Процесс спекания композиции ПС — П№ начинается тогда, когда она еще находится в твердом состоянии. С появлением жидкой фазы при температурах плавления эвтектики (карбид — связка) процесс активизируется.

На рис. 2 видно, ч то при нагреве сплавов до 1130 11 '10 °С' происходит увеличение пористости со значительным разбуханием образцов. При повышениитем-нературы спекания ТСКМ с 50 — 60 об % цементирующей фазы происходит резкое уплотнение ее, приводящее к интенсивной усадке, из-за появления жидкой фазы. Пористость снижается от 35 40%до 1 - 3 %. Отмечено, что лучше спекаются сплавы с содержанием связующей фазы ТМ 40 — 70об%.

Таким образом, при спекании сплавов по оптимальному режиму (нагрев до температуры 1350°С с выдержкой в течение 60...900 сек., быстрое охлаждение) позволяет достичь существенного измельчения

я)

К- «б

Рис. 2. Зависимость пористости и коэффициента усадки сплавов TiC-TiNi от температуры (выдержка 00 мин.): Л - (30 ПС - 70 TiNi) об. %; • - (40 TIC! - 60TIN!) об. %; С) - (50 Tic: - 50T1NI) об. %; х - (60TIC - 40TiNI) об. %; I I - 170 ПС - 30 TiNi) об. %

структуры при одновременном снижении пористости и увеличении плотности.

Представленные результаты дифференцированного подхода к роли химического состава идисперс-

ности используемых материалов указываю'!'па перспективность рассмотренной проблемы в плане создания новых твердосплавных композиционных материалов.

Библиографический список

I Вилык, И.И. Перспективы использования карбонитридов н качестве твердой составляющей металлоке-рамических твердых сплавов / И.И Вилык // Порошковая металлургия. - 1992. - Nu (i. - С. 49-51.

2. Андриевский, 1\А. Нанпкомпозиты на основе тугоплавких соединений : состояние разработок и перспективы / Р.А. Андриевский // Материаловедение. -2006. - № 4. - С. 20-2К.

3. Акимов. В.И. Применение ультразвукового резонансного метода для определения упругих и пластических характеристик сплавов TiC - TiNi / В.В. Акимов, П А Иванов // Прикладная механика и техническая физика. - 2002. - № 2. - С. 203-207.

4. Корнилов, И.И. Пикелид титана и другие сплавы

с эффектом памяти / И.И.Корнилов, О.К. Белоусов, С.В. Качур. • М.: Наука, 1977 - 179 с.

АКИМОВ Валерий Викторович, доктор технических наук, профессор кафедры конструкционных материалов и специальных технологий. ЕВСТИФЕЕВ Владислав Викторович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой конструкционных материмон и специальных технологий. АЛЕКСАНДРОВ Александр Александрович, кандидат технических паук, доцент кафедры конструкционных материалов и специальных технологий. АКИМОВ Марк Валерьевич, инженер но эксплуатации автомобильного транспорта ООО «Мостовик». Г1ЛЛСТИ11ИНЛ Марина Васильевна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики.

AiiTd поступления статьи в редакцию: O'.l.10.2008 г. © Акимов В.В., Евстифссн В.В., Александров Л.А., Акимов М.В., Пластинина М.В.

УДК 621.815 и. Л РЯЗАНЦЕВА

Омский государственный технический университет

РАСЧЕТ ВЫСОТЫ ДЕФОРМАЦИОННОЙ ВОЛНЫ В СОЕДИНЕНИИ С НАТЯГОМ И МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ СОПРЯЖЕНИЯ

Описана расчетная модель, позволяющая аналитически определить высоту упругой деформационной волны в соединении с натягом и поверхностью сопряжения, модифицированной канавками малой глубины, соразмерной натягу. Определена область применения этой модели. Установлены факторы, влияющие на высоту упругой деформационной волны.

Ключевые слова: соединение с натягом, модификация, деформационная волна, канавка, прочность.

Одним из конструктивных способов увеличения несущей способности соединений с натягом являе тся модификация поверхности сопряжении посредством изготовления на посадочной поверхности одной из сопрягаемых деталей канавок малой глубины |l — 3]. После сборки такого соединения материал охватывающей детали в местах преднамеренного разрыва контакта деформируется в меньшей степени, чем па участках контакта с валом, образуя деформационную волну, частично пли полностью заполняющую канавку и препятствующую относительному смещению деталей. Для обеспечения требуемой несущей способности такого соединения и определения рациональных параметров модификации важно знать, как макрогеометрия сопрягаемых поверхностей влияет на геометрию деформационной волны, и иметь расчетную модель, позволяющую, хотя бы в первом приближении, оценить высоту последней. В данной статье приведены результаты исследований,

позволяющие реши ть э ти задачи.

Рассмотрим соединение с одной кольцевой канавкой на посадочной поверхности охватывающей детали. Общий его вид и основные! размеры приведены на рис. 1а. 11редсгавим это соединение как совокупность двух гладких цилиндрических соединений с натягом, имеющих длину номинальной поверхности сопряжения /, посадочный дна метр <7 и связанных между собой телом охватывающей детали 2. Материал детали 2 в пределах канавки находится как бы в свободном состоянии, поскольку контактное давление на этом участке сопряжения отсутствует. В действи тельност и его напряженно-деформированное состояние зависит от состояния материала па соседних, нагруженных контактным давлением, участках. Для определения высоты ДЦ деформационной волны (рис. 16) будем рассматривать охватывающую деталь как цилиндр, нагруженный внутренним с/ и внешним с/., давлением в соответствии со схемой, приведенной на рис.2. Давле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.