Вюник ПДАБА
СЕКЦ1ЙН1 ДОПОВ1Д1
УДК 726.7:72.012
СВОЕОБРАЗИЕ КОМПОЗИЦИОННО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ СКИТСКИХ КОМПЛЕКСОВ В ПРАВОСЛАВИИ
Д. Ю. Барабанов, асп.
Ключевые слова: скитский комплекс, композиция, пространство, рельеф, планировка
Постановка проблемы. Изменения стилей и направлений в архитектуре монастырских комплексов на каждом из этапов эволюции имели непосредственное влияние на историко-генетическое развитие культового, жилого и других видов строительства, чем объясняются существования периодов его расцвета и упадка, возрождения и расцвета, а также известного разнообразия планировочных схем, композиционных приемов и монументальных решений монастырских комплексов.
За время многолетнего перерыва в строительстве скитов опыт их проектирования и возведения практически был утерян. В настоящее время малоизученным является вопрос формирования композиционных характеристик скитов.
Целью статьи является анализ существующих скитских комплексов с учетом композиционно-пространственных характеристик.
Основная часть. Церковная архитектура - совсем не то, что архитектура гражданская. Она несет в себе важнейшие символические смыслы, у нее другие функции, задачи, конструктивные особенности. Церковное здание нельзя строить только исходя из объемно-пространственных и стилистических соображений. История гражданской архитектуры показывает, как человек организовывал жилое пространство вокруг себя, церковной - как он мыслил себе на протяжении веков путь к Богу...
Скит (от копт. schiet). В каждой келье живут два-три монаха - старец с послушниками (до 20 человек). Для решения общих вопросов, касающихся связей с внешним миром, братией избирается дикей (греч. «справедливый») сроком на один год. Скиты, как правило, не обладают полной самостоятельностью, т. е. находятся в зависимости от монастыря. Могут располагаться как на территории монастыря, так и за его пределами. Отличаются большей строгостью. В широком смысле скитничество - это жизнь рядом со старцем, со смертью которого преемнику передаются его полномочия, и тот должен продолжать духовную традицию своего предшественника [1].
В дореволюционной России скиты устраивали преподобные Нил Сорский на севере страны и Паисий Величковский (1722 - 1794) в Молдавии. В XIX - начале XX в. был широко известен Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни. До 1917 г. скиты, как правило, приписывались к общежительным монастырям. В наши дни в России делаются попытки восстановить скитническую форму монашеской жизни (например, скиты на островах Соловецкого и Валаамского архипелагов). Скиты закрыты для посещения мирянами; других принципиальных отличий скита от киновии пока нет: скит, по сути, является подразделением общежительного монастыря, его маленьким подсобным хозяйством, расположенным далеко за пределами. Порядок жизни в скиту определяет скитоначальник [2].
Многообразие художественных средств, приёмов, используемых для выражения идей произведения, объясняется отличием как самих идей, так и технических возможностей, которые определяются многими факторами, и в первую очередь, социальными условиями. Тем не менее, архитектурная композиция характеризуется и многими постоянными принципами. Эти принципы, многообразно проявляясь, проверяясь и обогащаясь в течение всего исторического развития архитектуры, приобрели характер объективных композиционных закономерностей.
Композиция - это средство раскрытия идейно-художественного содержания произведения. Без знания и правильного использования принципов композиции невозможно выявление замысла.
При анализе произведения под композицией понимается такая организация элементов и свойств формы в целостную систему, которая объединяет все элементы в единое целое и 72
помогает наиболее выразительно выявить идею произведения, его содержание [3].
Средства архитектурной композиции - это объективные свойства материальной объёмно-пространственной формы, с помощью которых достигается наиболее полное и яркое выражение идеи и содержания архитектурного произведения. Эти свойства формы с их выразительностью человек воспринимает эмоционально (чувственно). Выразительность архитектурной формы - способность ее объективных свойств (содержания) обнаруживаться, проявляться во внешнем виде (в форме). Следовательно, средства архитектурной композиции -это объективные свойства формы (в том числе и объективные закономерности, используемые как средства организации элементов в единую, устойчивую для восприятия систему), обладающие эмоциональной выразительностью. Итак, целями архитектурной композиции определяются ее задачи, а реализация этих задач осуществляется средствами, соответствующими цели [4].
Композиционно-функциональные особенности. Анализ композиционно-функциональных особенностей формирования существующих православных скитских комплексов проводился с учетом таких основных факторов:
1. Территориальные характеристики.
2. Ландшафтно-топографические характеристики местности:
• характерные особенности композиции участка (рис. 1);
• характеристика границ ландшафта;
• модель объемно-пространственных качеств природного ландшафта.
3. Композиционно-пространственные характеристики:
• визуальной пространственной единицы ландшафта.
Поле земной поверхности Ориентация по сторонам света
Плоскость сечения церкви по оси восток-запад
Плоскость сечения кельи по продольной оси
Проекции плоскостей
т с ландшафтом
3 - *
Рис. 1. Модель взаимодействия КПХ церкв
Анализ композиционно-функциональных особенностей рассматривается на основе существующих скитских комплексов.
1. Воскресенский скит (рис. 2). Расположен на Никоновской горе о. Валаам (Ладожское озеро). Тип визуальной пространственной единицы ландшафта - диффузный, образован лесным массивом (условный барьер). Комплекс имеет регулярную ассиметричную композицию со смещением. Территория скита делится на такие зоны: входная, храмовая, жилая и зона святыни. По контуру участка устроена ограда, совмещенная с келейными корпусами. За территорией скита расположены хозкорпуса, функционально связанные с комплексом.
а б в
Рис. 2. Воскресенский скит: а - фотофиксация объекта; б - КПХ; в - модель взаимодействия КПХ церкви с ландшафтом
Вюник ПДАБА
2. Саввинский скит (рис. 3). Расположен западнее г. Звенигород на склоне. Тип визуальной пространственной единицы ландшафта - односторонний, образован лесным массивом. Комплекс имеет регулярную асимметричную композицию вдоль ограды. Территория скита делится на такие зоны: входная, храмовая и жилая. По контуру участка устроена ограда с башнями. За территорией скита расположен Крест, являющийся святыней, а также братский корпус.
а б в
Рис. 3. Саввинский скит: а - фотофиксация объекта; б - КПХ; в - модель взаимодействия
КПХ церкви с ландшафтом
3. Скит Всех Святых (Белый) (рис. 4). Расположен на Скитском острове Валаама (Ладожское озеро), на вершине холма. Тип визуальной пространственной единицы ландшафта - диффузный, образован лесным массивом (условный барьер). Комплекс имеет регулярную центричную композицию. Территория скита делится на такие зоны: входная, храмовая, рекреационная, хозяйственная и жилая. По контуру участка устроена ограда с башнями, совмещенная с келейными и хозкорпусами. За территорией скита расположена часовня.
а б в
Рис. 4. Скит Всех Святых (Белый): а - фотофиксация объекта; б - КПХ; в - модель взаимодействия КПХ церкви с ландшафтом
Выводы. Анализ существующих примеров скитских комплексов дал возможность определить несколько особенностей их композиционно-функционального формирования:
• расположение комплекса на ярко выраженной ландшафтной доминанте с центричной осью композиционно-функциональной структуры;
• расположение комплекса перпендикулярно уклону холма (горы) со смещённой осью композиционно-функциональной структуры;
• расположение комплекса вдоль холма (горы) со смещённой или центричной осью композиционно-функциональной структуры;
• расположение комплекса с незначительным уклоном рельефа, со смещённой осью композиционно-функциональной структуры;
• расположение комплекса с незначительным уклоном рельефа, с центричной осью композиционно-функциональной структуры.
Композиционно-пространственная структура, как правило, «вырастает» из природного ландшафта, дополняет либо подчёркивает его естественные доминантные и акцентные качества.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Практический справочник по православию. - М. : Русское энциклопедическое товарищество; ЗАО «ОЛМА Медия Групп», 2008. - 1024 с.
2. Смолич И. К. Русское монашество. - М. : Церковно-научный Центр Русской Православной церкви «Православная энциклопедия», 1997. - 402 с.
3. Араухо Игнасио Архитектурная композиция / Пер. с исп. М. Г. Бакланов, Антонио Михе. - М. : Высш.школа, 1982. - 208 с.
4. Иконников А. В. Функция, форма, образ в архитектуре. - М. : Стройиздат, 1986. -288 с.
УДК 711.4:574
БИНИШЕЛЛОЗАСТРОЙКА ЭКОСЕЛА
В. В. Воробьев, к. арх., доц., Е. В. Самойленко, студ.
Ключевые слова: бинишеллозастройка, экосело, таксоны, методы бинишеллоархитектуры, внутренняя и внешняя поляризация, градостроительные аспекты бинишеллозастройки
Постановка проблемы. Под давлением экономических и технологических ограничений, прежде всего касающихся методов обработки земли для посадки тех или иных агрокультур, а иногда и в силу консерватизма мышления людей, традиционная застройка сел опирается преимущественно на жестко ортогональную «нарезку» земельных участков и «параллелепипедную» («кристалловидную») архитектуру жилых домов (рис. 1).
1 - к ш и - 1 . 1 ■ ■
1 г ■ ■ 1 - Г 1 1 ™ и
Рис. 1. Традиционная схема разбивки участков села
Отклонения от этой схемы бывают, но в основном они касаются геометрии участков, расположенных на сложных формах рельефа или в местах с мозаичным распределением неблагоприятных физико-географических процессов (подтоплений, оползней, просадочных зон и других). Вместе с тем ортогональная матрица земельных участков не соответстствует природной сетке деления природных ландшафтов на таксоны. Их «пятна» формируются в виде пластичной, с неоднородными по величине ячейками, сетки, внутри которой действуют вложенные друг в друга или параллельные друг другу траектории передачи вещества, энергии и информации (водные, биогенные, эоловые, другие) (рис. 2).
Иногда эти траектории иные, но любая ситуация всегда объяснима с позиции природных процессов. Дома-параллелепипеды (включая комбинаторики «параллелепипедных» объемов, соединенных в более сложную форму), своими нулевыми циклами разрушают все виды таких природных траекторий. Разумеется, термин «параллелепипедная архитектура» несколько условен: в архитектуру домов входят и наклонные поверхности скатов крыш, и другие геометрические формы. Однако собственно жилой объем дома действительно ортогонально-кристаллографический, и он напоминает, чаще всего, параллелепипед. И именно в нем находится большой комплекс несоответствий в вопросах архитектурно-экологической оптимизации как дома, так и застройки села в целом. Генерализованно совокупность таких не соответствий сводится к следующему: все, что идет вразрез с природными процессами,