DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2410-7395-2018-4-21-30
С В О Б О Д Н Ы Й И О Т К Р Ы Т Ы Й И Н Д О - Т И Х О О К Е А Н С К И Й Р Е Г И О Н К А К Н О В А Я О С Н О В А Я П О Н С К О Й Т О Р Г О В О Й П О Л И Т И К И В А Т Р
В. С. Васильев
К. О. Чудинова
Институт США и Канады РАН, Москва, Россия
Анализируются последствия саммита АТЭС, состоявшегося 17-18 ноября 2018 г. Подчеркивается, что саммит закончился практически безрезультатно из-за растущих торгово-экономических противоречий между США и КНР, что ведет к значительному ослаблению торгово-экономических связей в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В этих условиях Япония после выхода США из Транстихоокеанского партнерства (ТТП) все активнее становится на путь двухсторонних и региональных соглашений со странами АТР, в том числе и с КНР. Эту политику Япония последовательно проводит в рамках провозглашенной еще в 2016 г. стратегии свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона. Эта стратегия позволит Японии застраховать себя на случай возможного возникновения американо-японской торговой войны, принимая во внимание факт растущего положительного сальдо Японии в торговле с США. Важное значение Япония придает созданию Всестороннего регионального экономического партнерства с участием 16 стран. Вместе с тем АТР все в большей степени становится зоной военного соперничества между государствами этого региона, что является дополнительным фактором, осложняющим поступательное развитие торгово-экономических связей Японии со многим странами АТР.
Ключевые слова: саммит АТЭС 2018, американо-китайские торгово-экономические противоречия, торговая политика Японии, экспорт, импорт, сальдо торгового баланса.
F R E E A N D O P E N I N D O - P A C I F I C A S TH E N E W B A S I S O F J A P A N E S E T R A D E P O L I C Y I N T H E A S I A - P A C I F I C R E G I O N
Vladimir S. Vasiliev Ksenia O. Chudinova
Institute of USA and Canada Studies, Moscow, Russian Federation
The consequences of the APEC summit held on November 17-18, 2018 are analyzed. It is emphasized that the summit ended with little or no result due to the growing trade and economic contradictions between the United States and China, which have the potential to significantly weaken trade and economic ties in the Asia-Pacific region. Under these conditions, after the US withdrawal from the Trans-Pacific Partnership (TTP), Japan is increasingly taking the path of bilateral and regional agreements with the countries of the Asia-Pacific Region, including the People's Republic of China. Japan consistently pursues this policy in the framework of the strategy of the Free and Open Indo-Pacific Region proclaimed
in 2016. This strategy will allow Japan to insure itself against the possible eventual occurrence of the American-Japanese trade war, taking into account the fact that Japan has a growing positive balance in trade with the United States. Japan has all high hopes on the establishment of a Regional Comprehensive Economic Partnership with the participation of 16 countries. At the same time, the APR is increasingly becoming a zone of military rivalry between the states of this region, which is an additional factor complicating the ongoing development of Japan's trade and economic ties with many APR countries.
Keywords: APEC Summit 2018, US-China trade and economic contradictions, trade policy of Japan, exports, imports, trade balance.
Завершился очередной саммит АТЭС, состоявшийся 17-18 ноября
2018 г. в Папуа - Новой Гвинее. Основным вопросом, обсуждавшимся на саммите, стал рост протекционистских тенденций в ряде экономик стран - членов АТЭС. Впервые за всю историю существования АТЭС, созданного в 1989 г. и объединяющего в настоящее время 21 экономику, не было подписано итоговой декларации, а совместное заявление участников по итогам саммита было сокращено из-за разногласий между США и Китаем по вопросам торговли.
Такой результат отражает текущее положение дел и отсутствие общего консенсуса по поводу правил, согласно которым должна функционировать мировая экономика. Как отметил председательствующий на саммите премьер-министр Папуа - Новая Гвинея П. О'Нил, камнем преткновения стали разногласия между США и КНР в отношении ВТО, точнее, критика США в адрес ВТО, которая считает экономику КНР рыночной, в то время как ее следует рассматривать как классическую разновидность государственной экономики. «Весь мир встревожен разногласиями между Китаем и США в отношении вопросов торговли. Сложилась такая ситуация, при которой стороны должны сесть за стол переговоров и разрешить существующие между ними противоречия» [5].
США требуют проведения реформы ВТО, потому что в таком виде организация не может препятствовать разрушительным для рынка действиям Китая, к которым относятся нарушения прав на интеллектуальную собственность - это один из главных источников беспокойства для американского бизнеса. Изменения во внешнеторговой политике США [1], принятие решений по защите от импорта, введение пошлин на целый ряд ввозимых видов продукции происходят на фоне продолжающегося усиления соперничества стран мира за внешние рынки [3], в то время как развитие международной торговли в условиях глобализации привело к росту активности на внешних рынках всех хозяйствующих субъектов [2].
Япония, один из главных союзников США и экспортер наукоемкой продукции, безусловно, согласна с необходимостью прекратить систематические нарушения Китаем в данной сфере. Однако ее совершенно не устраивает политика Д. Трампа «Америка прежде всего» и протекционизм нынешней администрации, в результате которого США выходят из
многосторонних соглашений о свободной торговле и предпочитают опираться на двухсторонние договоренности, что позволяет им оказывать гораздо большее давление на партнеров. В связи с этим на саммите премьер-министр С. Абэ выражал озабоченность Японии усилением торговой войны между США и Китаем, поскольку ограничивающие торговлю меры и контрмеры, основанные на политике протекционизма, приобретают все большее распространение в мире. Торговая война набирает обороты, обе стороны вводят все новые тарифные ограничения на импорт товаров общей стоимостью уже в сотни миллиардов долларов [11].
При этом Китай занимал первое место в списке торговых партнеров США - в 2017 г. объем двухсторонней торговли товарами и услугами составил 711 млрд долларов, что на 9,3% больше, чем в 2016 г., а дефицит торгового баланса достиг 335,7 млрд долларов. Япония занимала четвертое место, общий объем торговли товарами и услугами составлял 286 млрд долларов [9; 12]. По данным на сентябрь 2018 г., Китай все так же занимал первое место с общим объемом торговли (только товарами) 488 млрд долларов (дефицит торгового баланса - 301 млрд долл.), а Япония - четвертое (общий объем торговли товарами - почти 160 млрд долларов) [19].
Япония во многом поддерживает политику США, но при этом старается не вступать в явный конфликт с Китаем. Интересно то, что в 2017 г. объем торговли Японии с Китаем вырос на 13% и составил 22% от всего объема внешней торговли. На 20% вырос экспорт, на 8% - импорт. Дефицит торгового баланса при этом сократился на 24%. Таким образом, несмотря на то что основным рынком сбыта для японских компаний по-прежнему остаются США, Китай приобретает все более важное значение в качестве крупнейшего торгового партнера Японии [10].
Осенью 2018 г. премьер-министр Японии нанес официальный визит в Пекин, что произошло впервые за почти семь лет. На встрече была достигнута договоренность создать новые рамки для совместного развития инфраструктурных проектов в третьих странах [11].
Рост японской экономики в значительной мере зависит от устойчивости сложных цепочек поставок, японские компании особенно остро реагируют на нестабильность рынков, в данном случае - на торговую войну между США и Китаем. Из опасения, что в результате американского протекционизма и разногласий с партнерами будет нанесен вред экономике Японии, последняя вынуждена более активно искать компромисс с Китаем и развивать двухсторонние экономические отношения с этим традиционным соперником в АТР.
В качестве одного из шагов для укрепления сотрудничества Токио активно побуждает Пекин завершить переговоры о создании Всестороннего регионального экономического партнерства (ИСЕР), куда должны войти 10 стран АСЕАН, а также Япония, Китай, Южная Корея, Индия,
Австралия и Новая Зеландия [20]. Однако сближение двух стран сдерживается соображениями безопасности, поскольку рост расходов Китая на оборону и наращивание его военного потенциала вызывают у Японии сильное беспокойство. Япония ищет варианты укрепления своих позиций в регионе. Еще в 2016 г. премьер-министр С. Абэ официально объявил о концепции свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона (Free and Open Indo-Pacific - FOIP).
На практике эта идея возникла значительно раньше, когда стало понятно, что Японии необходима коалиция с другими державами для создания противовеса растущему экономическому и политическому влиянию Китая. Политика открытого и свободного Индо-Тихоокеанского региона предполагает расширение и укрепление связей Японии со странами от Азии до Африки с целью развития в регионе универсальных ценностей, таких как демократия, верховенство права и свободная навигация.
Не случайно концепция была впервые официально заявлена на шестой Токийской международной конференции по развитию Африки (TICAD) [6]. В концепцию входит, в том числе план построения такой инфраструктуры в регионе, которя опиралась бы на принципы открытости, прозрачности, экономической эффективности и финансовой состоятельности экономик-реципиентов. При этом цель этих мер - упрощение передвижения в регионе потоков товаров и факторов производства.
Идея взаимодействия Японии, США, Индии и Австралии предлагалась С. Абэ еще во время его первого срока на посту премьер-министра, после чего появился формат четырехстороннего диалога по безопасности (The Quad). Однако тогда он не вызвал у стран-участниц большого интереса. Позднее к нему периодически возвращались, но на непродолжительное время и без значительных результатов. В ноябре 2017 г. после встречи ведущих дипломатов стран «Четверки» во время Во-сточноазиатского саммита в Маниле ситуация изменилась [16].
Весь первый год пребывания Д. Трампа на посту президента США его критиковали за политику в Восточной Азии, выход из ТТП и снижение американского присутствия в регионе. После саммита в Маниле в условиях жесткого противостояния с Китаем США поддержали японскую концепцию Индо-Тихоокеанского региона. Эта поддержка нашла свое отражение в Стратегии национальной безопасности США, где говорится, что «в Индо-Тихоокеанском регионе идет геополитическое соревнование между свободным и подавляющим свободу видением мирового порядка» [15].
Из четырехстороннего диалога начала развиваться новая стратегия развития региона. США активно поддерживают данный проект потому, что крупнейшие спорные китайские инфраструктурные проекты распо-
лагаются именно в бассейне Индийского океана. По факту постройки китайских военно-морских баз в Джибути и приобретения Китаем нескольких незаселенных островов на Мальдивах, Индийский океан все больше входит в фокус китайских интересов - после успешного создания и милитаризации островов в Южно-Китайском море. Неудивительно, что свободная навигация и режим следования общим для всех правилам является одним из главных приоритетов FOIP. Поэтому закономерно, что Индия становится активным участником FOIP. На саммите в октябре 2018 г. Япония подписала с Индией соглашение о материально-техническом обеспечении, ведутся переговоры о заключении соглашения о военной логистике [8]. Подобные соглашения Индия уже заключила с США и Францией.
Безусловно, намерение Японии развивать данную концепцию обяс-няется не только военно-политическими причинами. Из-за сокращения населения и, соответственно, внутреннего спроса, экономический рост Японии будет все больще зависеть от доступа к зарубежным рынкам. При этом принципы свободной торговли и опора на верховенство единого для всех свода правил находятся под угрозой, что обусловлено как политикой Китая, так и политикой нынешней американской администрации. Все это побуждает Японию лоббировать собственную концепцию развития региона и вербовать союзников.
Одной из трех «стрел» абэномики является стимулирование экономического роста, для чего в связи с сокращением спроса на внутреннем рынке необходимо наращивать экспорт. Таким образом, разработка общей системы региональной инфраструктуры в рамках данной концепции может помочь Японии расширить экспорт в страны Азии, Ближнего Востока и Африки, особенно если китайские конкуренты останутся за рамками новых договоренностей. В рамках нового формата взаимодействия «Четверки» гораздо большее внимание уделяется вопросам экономического развития.
В июле 2018 г. в Вашингтоне состоялся Индо-Тихоокеанский бизнес-форум, на котором администрация президента подтвердила намерение усиливать экономическую и коммерческую интеграцию со странами Индо-Тихоокеанского региона. Было объявлено о выделении финансирования в размере 113,5 млн долларов на развитие в регионе стратегических инициатив. Также было заявлено о намерении укреплять экономическое сотрудничество с Японией, Индией, Австралией и Монголией [18]. Очередная встреча «Четверки» прошла в ноябре 2018 г. на полях Во-сточноазиатского саммита в Сингапуре. США и Индия договорились усилить военное сотрудничество в регионе [4].
Таким образом, на саммите АТЭС С. Абэ дальше развивал идею, конкурирующую с китайской концепцией создания региональной инфраструктуры «Один пояс, один путь». Последняя часто подвергается
критике, поскольку у стран-реципиентов образуется значительная задолженность, что приводит к потере ими контроля над важнейшими объектами построенной инфраструктуры, например, над портами [17].
В то же время растут опасения, что контролируемые Китаем новые объекты могут иметь двойное назначение, например, порт в Кох Конге или в Гвадаре. Именно в связи с этими опасениями вице-президент США Майкл Пенс объявил на последнем саммите АТЭС о совместном с Австралией строительстве новой военно-морской базы на острове Манус [7].
Страны, участвовавшие в саммите АТЭС, приняли новые рекомендации по развитию инфраструктуры и инвестированию, причем все, включая Китай, согласились учитывать возможности стран-реципиентов отдавать займы при получении иностранного финансирования [11].
В октябре 2018 г. МВФ снизил свой прогноз темпов роста мировой экономики, которая, как ожидается, вырастет на 3,7% в этом году; уже в будущем году рост сократится на 0,2 процентного пункта по сравнению с предыдущим прогнозом из-за противостояния США и Китая. Также, по данным МВФ, снизится и объем мировой торговли - общий объем товаров и услуг, как ожидается, вырастет на 4,2% в этом году и на 4% - в следующем, что соответственно на 0,6 и 0,5 процентного пункта ниже оценок в предыдущем прогнозе. Ожидается, что рост двух крупнейших мировых экономик также замедлится. Предполагалось, что экономика США в 2018 г. вырастет на 2,9%, а экономика Китая - на 6,6%. Данный прогноз сохраняется, но ожидается замедление темпов роста в обеих странах в 2019 г. до 2,5 и 6,2% соответственно [14].
В настоящее время и американская, и китайская стороны все чаще говорят о поиске компромисса. Однако пока он представляется маловероятным. Пессимистичный взгляд на развитие событий, видимо, разделяют большинство компаний, работающих в регионе. По результатам проведенного в начале ноября 2018 г. опроса «Сити групп», среди 64 крупнейших фирм - клиентов банка, осуществляющих свои операции в Азии, более половины намерены перестроить свои производственные цепочки (перенести производства или создать новые) таким образом, чтобы они не подпадали по действие дополнительных тарифов, наложенных США и их торговыми партнерами друг на друга [13]. Подобные ожидания и намерения свидетельствуют о том, что предприниматели не надеются на быстрое разрешение разногласий между США и Китаем и будут планировать свои операции с расчетом на затяжной конфликт.
Список литературы
1. Лебедева Л. Ф. Трансконтинентальные партнерства на перепутье: фактор, риски, последствия // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2017. - № 10 (4). - С. 54-69.
2. Международная торговля: вчера, сегодня, завтра : коллективная монография / отв. ред. А. В. Шишкин. - М. : Русайнс, 2017.
3. Позиции России на новом этапе международной интеграции / под. ред. Р. И. Хасбулатова. - М. : Ваш формат, 2015.
4. США и Индия будут сотрудничать для развития Индо-Тихооке-анского региона. NHK (Japan Broadcasting Corporation). - URL: https://www3.nhk.or.jp/nhkworld/ru/news/117315/ (дата обращения: 21.11.2018).
5. Bacon J. 'Entire World Is Worried' After Rancorous Asia-Pacific Trade Summit // USA Today. - 2018. - November 18. - URL: https://eu.usato-day.com/story/news/world/2018/11/18/china-trade- entire-world-worried-after-rancorous-trade-summit/ 2047287002/ (дата обращения: 20.11.2018).
6. Brown J. D. J. Japan's Values-Free and Token Indo-Pacific Strategy // The Diplomat. - 2018. - March 30. - URL: https://thediplomat. com/ 2018/03/japans-values-free-and-token-indo-pacific-strategy (дата обращения: 20.11.2018).
7. Chellaney B. Building a 'Free and Open' Indo-Pacific. - URL: https://www.japantimes.co.jp/opinion/2018/11/21/commentary/japan-commentary/building-free-open-indo-pacific/#.W_ VGclKB2Rs (дата обращения: 21.11.2018).
8. Chellaney B. The Linchpins for a Rules-Based Indo-Pacific. - URL: https://www.japantimes.co.jp/opinion/2018/10/25/commentary/japan-commentary/linchpins-rules-based-indo-pacific/#.W_QLN1KB2Rs (дата обращения: 10.11.2018).
9. China International Trade and Investment Country Facts. - URL: https://apps.bea.gov/international/factsheet/factsheet.cfm?Area=650 (дата обращения: 20.11.2018).
10. Foreign Trade 2018. Chapter 2, Japan Foreign Trade Council, 2018. -URL: http://www.jftc.or.jp/research/pdf/ForeignTrade2018/chapter2. pdf (дата обращения: 21.11.2018).
11. Iizuka S. Abe Fails to Bridge U.S.-China Divide at APEC Summit. — URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2018/11/19/business/abe-fails-bridge-u-s-china-divide-apec-summit/#.W_XPJ1KB2Ru (дата обращения: 20.11.2018).
12. Japan International Trade and Investment Country Facts. - URL: https://apps.bea.gov/international/factsheet/factsheet.cfm?Area=614 (дата обращения: 20.11.2018).
13. Lee Y. N. Citi Says Clients are Making Business Adjustments Due to Trade War // CNBC. - 2018. - November 16. - URL: https://www. cnbc. com/2018/11/16/trade-war-citi-clients-adjust-manufacturing-bases-supply-chains.html (дата обращения: 20.11.2018).
14. Lee Y. N. IMF Cuts Its Global Growth Forecasts, Citing Trade Tensions between the US and Its Trading Partners // CNBC. - 2018. -Octopber 8. - URL: https://www.cnbc.com/2018/10/09/world-economic-outlook-imf-cuts-global-growth-forecasts-on-trade-fight.html (дата обращения: 02.11.2018).
15. National Security Strategy of the United States of America // The White House. - URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/ uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf
16. Nauert H. Australia-India-Japan-U.S. Consultations on the Indo-Pacific. - URL: https://www.state.goV/r/pa/prs/ps/2017/11/275464.htm (дата обращения: 19.11.2018).
17. PM Abe Stresses WTO Rules, Free Trade at APEC as US, China Exchange Barbs. - URL: https://mainichi.jp/english/articles/20181119/ p2a/00m/0na/013000c (дата обращения: 20.11.2018).
18. President Donald J. Trump's Administration is Advancing a Free and Open Indo-Pacific. - URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-state-ments/president-donald-j-trumps-administration-advancing-free-open-indo-pacific/ (дата обращения: 21.11.2018).
19. Top Trading Partners September 2018. - URL: https://www. census.gov/foreign-trade/statistics/highlights/toppartners.html (дата обращения: 21.11.2018).
20. Wyne A. The Implications of U.S.-China Trade Tensions for Japan. -URL: https: / / www.rand.org/blog/2018/09/the-implications-of-us-china-trade-tensions-for-japan.html (дата обращения: 19.11.2018).
References
1. Lebedeva L. F. Transkontinental'nye partnerstva na pereput'e: faktor, riski, posledstviya [Transcontinental Partnerships at the Crossroads: Factors, Risks, Consequences], Kontury global'nyh transformatsiy: politika, ekonomika, pravo [Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law], 2017, No. 10 (4), pp. 54-69. (In Russ.).
2. Mezhdunarodnaya torgovlya: vchera, segodnya, zavtra [International Trade: Yesterday, Today, Tomorrow], kollektivnaya monografiya, edited by. A. V. Shishkin. Moscow, Rusayns, 2017. (In Russ.).
3. Pozitsii Rossii na novom etape mezhdunarodnoy integratsii, edited by R. I. Hasbulatov. Moscow, Vash format, 2015. (In Russ.).
4. SSHA i Indiya budut sotrudnichat' dlya razvitiya Indo-Tihookeanskogo regiona [The US and India Will Cooperate for the
Development of the Indo-Pacific Region] NHK (Japan Broadcasting Corporation). Available at: https://www3.nhk.or.jp/nhkworld/ru/news/ 117315/ (accessed 21.11.2018).
5. Bacon J. 'Entire World Is Worried' After Rancorous Asia-Pacific Trade Summit. USA Today, 2018, November 18. Available at: https://eu. usatoday.com/story/news/world/2018/11/18/china-trade-entire-world-worried-after-rancorous-trade-summit/2047287002/ (accessed 20.11.2018).
6. Brown J. D. J. Japan's Values-Free and Token Indo-Pacific Strategy, The Diplomat, 2018, March 30. Available at: https://thediplomat.com/2018/03/ japans-values-free-and-token-indo-pacific-strategy (accessed 20.11.2018).
7. Chellaney B. Building a 'Free and Open' Indo-Pacific. Available at: https://www.japantimes.co.jp/opinion/2018/11/21/commentary/japan-commentary/building-free-open-indo-pacific/#.W_VGclKB2Rs (accessed 21.11.2018).
8. Chellaney B. The Linchpins for a Rules-Based Indo-Pacific. Available at: https://www.japantimes.co.jp/ opinion/2018/10/25/ commentary/japan-commentary/linchpins-rules-based-indo-pacific/#.W_ QLN1KB2Rs (accessed 10.11.2018).
9. China International Trade and Investment Country Facts. Available at: https: / / apps.bea.gov/ international/factsheet/factsheet.cfm?Area=650 (accessed 20.11.2018).
10. Foreign Trade 2018. Chapter 2, Japan Foreign Trade Council, 2018. Available at: http://www.jftc.or.jp/research/pdf/ForeignTrade2018/ chapter2.pdf (accessed 21.11.2018).
11. Iizuka S. Abe Fails to Bridge U.S.-China Divide at APEC Summit. -Available at: https://www.japantimes.co.jp/news/2018/11/19/business/ abe-fails-bridge-u-s-china-divide-apec-summit/#.W_XPJ1KB2Ru (accessed 20.11.2018).
12. Japan International Trade and Investment Country Facts. Available at: https: / / apps.bea.gov/ international/factsheet/factsheet.cfm?Area=614 (accessed 20.11.2018).
13. Lee Y. N. Citi Says Clients are Making Business Adjustments Due to Trade War, CNBC, 2018, November 16. Available at: https://www. cnbc.com/2018/11/16/trade-war-citi-clients-adjust-manufacturing-bases-supply-chains.html (accessed 20.11.2018).
14. Lee Y. N. IMF cuts its global growth forecasts, citing trade tensions between the US and its trading partners, CNBC, 2018, Octopber 8. Available at: https://www.cnbc.com/2018/10/09/world-economic-outlook-imf-cuts-global-growth-forecasts-on-trade-fight.html (accessed 02.11.2018).
15. National Security Strategy of the United States of America, The White House, 2017. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/up-loads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (accessed 20.01.2018).
16. Nauert H. Australia-India-Japan-U.S. Consultations on the Indo-Pacific. Available at: https://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2017/11/ 275464.htm (accessed 19.11.2018).
17. PM Abe Stresses WTO Rules, Free Trade at APEC as US, China Exchange Barbs. Available at: https://mainichi.jp/english/articles/ 20181119/ p2a/00m/0na/013000c (accessed 20.11.2018).
18. President Donald J. Trump's Administration is Advancing a Free and Open Indo-Pacific. Available at: https://www.whitehouse.gov/ briefings-statements/president-donald-j-trumps-administration-advancing-free-open-indo-pacific/ (accessed 21.11.2018).
19. Top Trading Partners September 2018. Available at: https:// www.census.gov/foreign-trade/statistics/highlights/toppartners.html (accessed 21.11.2018).
20. Wyne A. The Implications of U.S.-China Trade Tensions for Japan. Available at: https://www.rand.org/blog/2018/09/the-implications-of-us-china-trade-tensions-for-japan.html (accessed 19.11.2018).
Cведения об авторе
Information about the author
Владимир Сергеевич Васильев
доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института США и Канады РАН. Адрес: Институт США и Канады РАН, 123995, Москва, Хлебный пер., д. 2/3.
E-mail: [email protected]
Vladimir S. Vasiliev
PhD of Economics, Chief Researcher of Institute of USA and Canada Studies of Russian Academy of Sciences. Address: Institute of USA and Canada Studies of Russian Academy of Sciences, 2/3 Khlebny per. Moscow, 123995, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Ксения Олеговна Чудинова
младший научный сотрудник Института США и Канады РАН. Адрес: Институт США и Канады РАН, 123995, Москва, Хлебный пер., д. 2/3. E-mail: [email protected]
Ksenia O. Chudinova
Junior Researcher of Institute of USA and Canada Studies of Russian Academy of Sciences. Address: Institute of USA and Canada Studies of Russian Academy of Sciences, 2/3 Khlebny per. Moscow, 123995, Russian Federation. E-mail: [email protected]