Научная статья на тему 'Политика Японии в отношении региональных торговых соглашений и влияние на внешнюю торговлю с Россией'

Политика Японии в отношении региональных торговых соглашений и влияние на внешнюю торговлю с Россией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
573
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / JAPAN / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / REGIONAL TRADE AGREEMENTS / АТР / СОГЛАШЕНИЕ О ТРАНСТИХООКЕАНСКОМ ПАРТНЕРСТВЕ / ТТП / RTA / TPP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костюнина Галина Михайловна, Баронов Владимир Иванович

Основная цель предлагаемого исследования заключается в выявлении особенностей японской политики участия в региональных торговых соглашениях (РТС), сравнительном анализе основных положений РТС, подписанных Японией и выявлении эффекта участия в таких соглашениях на японскую внешнюю торговлю. За период с 1960-х гг. торговая политика Японии эволюционировала от принципа многосторонней торговой либерализации в рамках ГАТТ и АТЭС до торговой либерализациив рамках РТС. В ходе проведённого исследования было доказано, что японская политика подписания соглашений об экономическом партнерстве исходит из меньшей степени открытости национального рынка для товаров и услуг стран-партнеров; из стремления исключить из-под либерализации торговлю аграрными и рядом чувствительных промышленных товаров; практически не учитывается интеграционная модель ВТО+. Также было выявлено, что подавляющее большинство соглашений оказывают эффект создания торговли и создания инвестиций, т.е. японская интеграционная практика достаточно успешна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Japan’ policy regarding regional trade agreements and influence onJapan-Russia trade

The study identifies the features of Japan’s policy regarding its participation in regional trade agreements (RTAs), provides a comparative analysis of the main provisions of the RTAs signed by Japan and assesses the impact of participation in such agreements on Japanese foreign trade.Since the 1960s. Japan’s trade policy has evolved from the principle of multilateral trade liberalization in the framework of GATT and APEC to trade liberalization within the framework of the RTAs. The Japanese practice of participation in regional trade agreements has contributed mainly to expansion of trade and investments. At the same time, the formation of RTAs entails certain costs, especially for the raw material industry, agriculture and employment.

Текст научной работы на тему «Политика Японии в отношении региональных торговых соглашений и влияние на внешнюю торговлю с Россией»

Политика Японии в отношении региональных торговых соглашений и влияние на внешнюю торговлю с Россией

Галина Михайловна КОСТЮНИНА,

доктор экономических наук, профессор, МГИМО (Университет) МИД России, кафедра международных

УДК 339.5 (470+571+520) ББК 65.428 (2Рос+5Япо) К-727

экономических отношений и

внешнеэкономических связей им. Ливенцева Н.Н. (119454, Россия, Москва, пр. Вернадского, 76) - профессор, E-mail:galina_kostynina@yahoo.com

Владимир Иванович БАРОНОВ,

кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист России,

Московская городская коллегия адвокатов, Адвокатская контора №25 (111141, Россия, Москва, Зелёный проспект, 3/1) - адвокат, E-mail: baronov46@mail.ru

Аннотация

Основная цель предлагаемого исследования заключается в выявлении особенностей японской политики участия в региональных торговых соглашениях (РТС), сравнительном анализе основных положений РТС, подписанных Японией и выявлении эффекта участия в таких соглашениях на японскую внешнюю торговлю.

За период с 1960-х гг. торговая политика Японии эволюционировала от принципа многосторонней торговой либерализации в рамках ГАТТ и АТЭС до торговой либерализации в рамках РТС.

В ходе проведённого исследования было доказано, что японская политика подписания соглашений об экономическом партнерстве исходит из меньшей степени открытости национального рынка для товаров и услуг стран-партнеров; из стремления исключить из-под либерализации торговлю аграрными и рядом чувствительных промышленных товаров; практически не учитывается интеграционная модель ВТО+. Также было выявлено, что подавляющее большинство соглашений оказывают эффект создания торговли и создания инвестиций, т.е. японская интеграционная практика достаточно успешна.

Ключевые слова: Япония, региональные торговые соглашения, АТР, Соглашение о транстихоокеанском партнерстве (ТТП).

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2018

Japan' policy regarding regional trade agreements and influence on

Japan-Russia trade

Galina Mihajlovna KOSTYUNINA,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Moscow State Institute of International Relations MFA Russia (Vernadskogo prospekt, 76, Moscow, 119454), Department of International Economic Relations and Foreign Economic Relations - Professor, E-mail: galina_kostynina@yahoo.com

Vladimir Ivanovich BARONOV, Candidate of Law Sciences, Professor, Honoured Lawyer of the Russian Federation, Moscow Chamber of Attorneys, Lawyer office No. 25 (Zeljonyj prospekt, 3/1, Moscow, Russia, 111141)-

Lawyer, E-mail: baronov46@mail.ru

Abstract

The study identifies the features of Japan's policy regarding its participation in regional trade agreements (RTAs), provides a comparative analysis of the main provisions of the RTAs signed by Japan and assesses the impact of participation in such agreements on Japanese foreign trade.

Since the 1960s. Japan's trade policy has evolved from the principle of multilateral trade liberalization in the framework of GATT and APEC to trade liberalization within the framework of the RTAs.

The Japanese practice of participation in regional trade agreements has contributed mainly to expansion of trade and investments. At the same time, the formation of RTAs entails certain costs, especially for the raw material industry, agriculture and employment.

Keywords: Japan, regional trade agreements (RTA), TPP.

Регион АТЭС выступает экономически важным регионом для Японии и составляет % ее внешнеторговых связей. За 2000-2016 гг. доля АТР в японском экспорте возросла с 75,5% до 78,1%. Роль региона как источника импорта несколько ниже по сравнению с ролью рынков сбыта японской продукции. Доля АТР в импорте Японии увеличилась с 68,9% в 2000 г. до 71,5% в 2016 г.1. Удельный вес стран региона в японских внешних прямых инвестициях равен 71,5%, а государств АТР во вложении ПИИ в японскую экономику - 61,5%. Следовательно, активизация японского присутствия в АТР имеет экономическую (а не политическую, военную или идеологическую) основу.

ЯПОНСКАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА В ПЕРИОД 1960-1990-Х ГОДОВ

Начиная с 1960-х гг., Япония неоднократно выдвигала концепции интенсификации регионального сотрудничества, нередко согласованные с американской

2 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

37 Q

администрацией. Впервые в 1965 г. известный японский экономист К.Кодзима сформулировал идею создания Тихоокеанской зоны свободной торговли (ПАФ-ТА)2. Было предложено включить в состав зоны свободной торговли (ЗСТ) пять развитых стран - США, Канаду, Японию, Австралию и Новую Зеландию, а также предоставить торговые преференции развивающимся странам и координировать оказание двусторонней финансовой помощи3. В рассматриваемый период инсти-туционализация экономического сотрудничества в АТР шла по пути образования неправительственных экономических организаций - Тихоокеанского форума по торговле и развитию (ПАФТАД)4, Тихоокеанского экономического совета (ТЭС)5, Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС)6. Их главным инициатором выступила Япония.

Япония участвует в деятельности Форума АТЭС с 1989 г. В АТЭС большинство политиков страны «восходящего солнца» видят инструмент либерализации многосторонней торговой системы, открытой для всех стран региона по типу ВТО. Но такое отношение стало меняться с конца 1990-х гг. Азиатский финансовый кризис 1997-1998 гг. показал неспособность Форума предложить участвующим странам эффективные меры по поддержке финансовой стабильности. Если изначально Япония поддерживала главный принцип АТЭС - принцип добровольной либерализации, то в 1999 г. присоединилась к американской позиции в отношении перехода на принцип взаимных торговых уступок в рамках АТЭС.

Таким образом, вплоть до начала 2000-х гг. торговая политика Японии основывалась на принципе многосторонней торговой либерализации в рамках ГАТТ и АТЭС.

ЯПОНСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В 2000-Е ГОДЫ

Политика японских официальных лиц и предпринимательских кругов в отношении международной экономической интеграции стала меняться в конце 1990-х гг. Влиятельная организация Кейданрен подготовила доклад по стратегии участия страны в зонах свободной торговли. Во внешнеторговой политике Японии были определены два ключевых направления - участие в ВТО и формирование зон свободной торговли (ЗСТ)7. В основу формирования ЗСТ положена концепция экономического партнерства, которая получила официальное закрепление в Белой книге по международной торговле (1999 г.)8.

В 2000 г. был подготовлен второй доклад Кейданрен по данной проблеме - «Насущная необходимость подписания соглашений о зонах свободной торговли (новое измерение торговой политики)»9. В целом, до 2002 г. Япония не участвовала ни в одном интеграционном объединении (за исключением АТЭС, но это - межправительственная региональная экономическая организация, в рамках которой в 1994 г. была утверждена Богорская цель - формирование зоны свободной торговли и инвестиций до 2020 г.).

^ 38

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2018

Стремление не отстать от ЕС и США в активном использовании интеграционных преимуществ стало главной причиной кардинального изменения позиции официального Токио. Среди других причин следует выделить: необходимость интенсификации внешнеэкономических связей с другими странами и регионами на основе полной торговой и инвестиционной либерализации; рост конкурентных преимуществ японских компаний; стимулирование экономического роста японской экономики; интеграционный бум в мировой экономике с середины 1990-х гг.; снижение экономической и военно-политической роли США в АТР и рост амбиций Китая. Первым РТС в японской интеграционной практике стало соглашение об экономическом партнерстве с Сингапуром, подписанное в 2002 г. В его основу положена концепция экономического партнерства (1999 г.)10.

В интеграционной практике японское правительство предпочитает использовать термин «экономическое партнерство», а не «зона свободной торговли». Последний считается узким и не полностью определяющим суть подписанных соглашений. Разработана модель соглашения об экономическом партнерстве, которая включает торговлю товарами и услугами, инвестиции, правила происхождения, разрешение споров, санитарные и фитосанитарные нормы, технические барьеры, экономическое сотрудничество (содействие малому и среднему бизнесу, развитию человеческого капитала, передачу технологий, финансирование экономического развития), защиту прав интеллектуальной собственности. Как можно заметить, перечисленные направления характерны для комплексных ЗСТ, созданных по модели НАФТА или НАФТА+.

В 2002 г. была утверждена Стратегия Японии в отношении зон свободной торговли11. Согласно ей, зоны позволяют получить экономические, политические и дипломатические преимущества. Экономические преимущества включают расширение рынков сбыта, более эффективную структуру промышленности, рост конкурентоспособности, снижение политизации экономических вопросов, проведение торговой и инвестиционной либерализации, содействие торговле и инвестициям, активизацию экономического сотрудничества, гибкость и комплексность экономической политики. С политической и дипломатической точек зрения - укрепление политического доверия в отношениях со странами-партнерами по зоне свободной торговли, рост политического влияния Японии и получение преимуществ.

В 2009 г. Демократическая партия Японии выступила за ускорение подписания соглашений об экономическом партнерстве и зонах свободной торговли с различными странами, но с акцентом на государства Азии. Основные мотивы японской внешнеэкономической стратегии связаны с содействием реструктуризации японской экономики, содействием экономическому росту, политической и социальной стабильности в Восточной Азии, расширением доступа на внешние рынки, обеспечением ресурсной безопасности японской экономики.

2 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

39 0

Что касается многосторонних интеграционных инициатив, то впервые в 2002 г. премьер Д.Коидзуми во время визита в страны АСЕАН предложил создать Вос-точноазиатский саммит (ВАС). Но сохранялась неблагоприятная политическая ситуация, поэтому реакция на японское предложение была неоднозначной. Если идея была поддержана в Восточной Азии (Китай и Республика Корея), то в США вызвала резкую критику. Однако и в самой Восточной Азии полного единства не было, так как страны АСЕАН расценили японское предложение как очередную попытку укрепить свою политическую роль в регионе. Идея была реализована спустя несколько лет в 2005 г. с формированием ВАС в составе 16 государств (10 членов АСЕАН, Японии, Китая, Республики Корея, Австралии, Новой Зеландии и Индии).

В сентябре 2009 г. премьер Ю.Хатояма выдвинул концепцию Восточноазиат-ского сообщества, что соответствовало идее «новой Японии», которая более активно участвует в решении региональных проблем. Аналогично, неоднозначной была реакция и в самой Японии, что, несомненно, связано с США. В результате идея трансформировалась в предложение включить в состав ВАС США, но без четкого определения формата участия. В ноябре 2010 г. премьер-министр страны Н.Кан объявил о намерении «открыть Японию» и вступить в переговоры по Транстихоокеанскому партнерству (ТТ11) в целях повышения международной конкурентоспособности, что и было сделано.

Для Японии важно сохранить лидирующие позиции в интеграционной архитектуре Восточной Азии, не допустить усиления политического влияния Китая (недаром Япония настояла на включении в состав Восточноазиатского саммита Австралии и Индии в качестве противовеса КНР). Если в период до 2000-х годов Япония придерживалась мнения американской администрации (например, отказ возглавить ВАЭГ), то в 2000-е гг. - с концепцией формирования чисто азиатского интеграционного объединения.

ТЕНДЕНЦИИ ИНТЕГРАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ ЯПОНИИ

На 2017 г. 16 соглашений с участием Японии были подписаны, ратифицированы и нотифицированы в рамках ВТО, в том числе 12 соглашений со странами АТЭС (см.таблицу 1). 15 РТС действуют за исключением Соглашения о Транстихоокеанском партнерстве. Из 15 соглашений только 1 соглашение подписано со страной, не относящейся к АТР (Швейцария).

^ 40

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2018

Таблица 1

Действующие региональные интеграционные объединения с участием

Японии на 2017 г.

Страна-партнер Тип соглашения Охват факторов Дата подписания Дата вступления в силу

Япония-Сингапур ЗСТ и СЭИ12 Товары и услуги 02-11-2002 30-11-2002

Япония-Мексика ЗСТ и СЭИ Товары и услуги 31-03-2005 01-04-2005

Япония-Малайзия ЗСТ и СЭИ Товары и услуги 12-07-2006 13-07-2006

Япония-Чили ЗСТ и СЭИ Товары и услуги 23-08-2007 03-09-2007

Япония-Таиланд ЗСТ и СЭИ Товары и услуги 25-10-2007 01-11-2007

Япония-Индонезия ЗСТ и СЭИ Товары и услуги 27-06-2008 01-07-2008

Япония-Бруней ЗСТ и СЭИ Товары и услуги 31-07-2007 31-07-2008

Япония-Филиппины ЗСТ и СЭИ Товары и услуги 11-12-2008 11-12-2008

Япония-АСЕАН ЗСТ Товары 23-11-2008 01-12-2008

Япония-Швейцария ЗСТ и СЭИ Товары и услуги 01-09-2009 01-09-2009

Япония-Вьетнам ЗСТ и СЭИ Товары и услуги 01-12-2008 01-10-2009

Япония-Австралия ЗСТ и СЭИ Товары и услуги 12-01-2015 15-01-2015

Япония-Перу ЗСТ и СЭИ Товары и услуги 24-02-2012 01-03-2012

Япония-Индия ЗСТ и СЭИ Товары и услуги 14-09-2011 14-09-2011

Япония-Монголия ЗСТ и СЭИ Товары и услуги 10-02-2015 07-06-2016

Источник: Составлено на основе данных WTO RTA Database. Available at:http://rtais. wto.org/UI/PublicSearchByMemberResult.aspx?MemberCode=392&lang=1&redirect=1

Продолжаются переговоры о подписании региональных торговых соглашений с такими интеграционными объединениями, как Европейский союз и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), а также со странами - Китаем, Республикой Корея, Турцией и Колумбией, на совокупную долю которых приходится 47,3% японской внешней торговли.

Японская экономика нуждается в расширении рынков сбыта вследствие того, что с начала 1990-х гг. она подвержена долгосрочным спадам (недаром 1990-е гг. названы «потерянным десятилетием»). Значение восточноазиатских рынков неуклонно растет и является главным стимулом роста японской экономики. Для этого следует увеличить экспорт товаров, услуг и инвестиций, модернизировать инфраструктуру и проводить подготовку кадров в странах-реципиентах. Еще один аспект - обеспечение ресурсной безопасности Японии, что можно достичь благодаря ЗСТ со странами, богатыми природными ресурсами, как Индонезия или Чили. Динамичный экономический рост требует ресурсной обеспеченности, а японская экономика бедна природными запасами. Решить проблему можно за счет выстраивания отношений со странами-экспортерами природных ресурсов.

2 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

41 Q

Большинство японских ЗСТ исходит из получения экономических преимуществ (расширение рынков сбыта и обеспечение ресурсной безопасности), но есть и мотив политический, как, например, в отношениях с Австралией.

Особенности РТС с участием Японии следующие.

Во-первых, ограниченный охват либерализации японской торговли. Так, в большинстве соглашений процент либерализации японского импорта меньше, чем у страны-партнера (см.таблицу 2). В частности, РТС с Сингапуром включило нормы по либерализации 98% взаимного товарооборота (при этом Сингапур устранил пошлины на все японские товары, а Япония - на 94%).

Таблица 2

Уровень либерализации японских зон свободной торговли, %

Страна Япония Партнер В целом

Сингапур 94,7 100 99

Мексика 86,8 98,4 96

Малайзия 94,1 99,3 97

Чили 89,5 99,8 97

Таиланд 91,6 97,4 95

Филиппины 91,6 96,6 94

Бруней 99,,99 99,99 99,99

Индонезия 93,2 89,7 92

АСЕАН 93,2 91 -

Швейцария 99,3 99,7 99

Вьетнам 94,9 87,7 92

HcTOHHHK.Urata Sh. Japan's New Trade Policy from GATT and the WTO to FTAs.Tokyo, 2010-E-8. - P. 19

Как видно из таблицы 2, уровень либерализации в подписанных Японией соглашениях варьируется от 92% до 99,99%, что соответствует требованиям статьи ХХ1У ГАТТ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, низкая степень либерализации торговли аграрной продукцией. В соглашениях из таможенной либерализации исключаются рис и молочная продукция. Япония поддерживает национальных фермеров на основе предоставления госпомощи, объем которой доходит до 48% аграрного производства, что в 2 раза превышает объем официальной помощи в странах ЕС (24,89%), а также выше американской (6,85%) или австралийской (5,85%) помощи фермерам13. Сельское хозяйство является отраслью, наиболее защищаемой государством. Средние ставки пошлин на аграрную продукцию в Японии равны 23,6%, тогда как в Республике Корея - 49%, Норвегии - 59% и в Швейцарии - 44%. Но это - средние ставки пошлин, на отдельные товары, как рис - 778%, пшеница - 252%, молочная про-

^ 42

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2018

дукция - 218%, шелк-сырец - 245% и сахар - 379%14. Конечно, исключить либерализацию торговли аграрной продукции крайне сложно. В частности, в соглашении с Мексикой предусмотрено снижение таможенных пошлин на аграрную продукцию (апельсиновый сок, говядина, свинина и ряд других), что позволило, с одной стороны, удовлетворить претензии Мексики на аграрную либерализацию, а с другой, учесть интересы японских сельхозпроизводителей. Половина мексиканского аграрного экспорта в Японию осуществляется на беспошлинной основе. А в соглашении с Сингапуром из 2227 товарных позиций взаимного аграрного экспорта под либерализацию попали только 486 позиций15.

В-третьих, низкая степень либерализации ряда чувствительных промышленных товаров, как, например, нефтехимическая продукция и кожевенная продукция, которые, как правило, входят в список исключений.

В-четвертых, редкое включение разделов по содействию торговле (2 РТС), по экологии (2 РТС) и электронной коммерции (5 соглашений).

В-пятых, из четырех Сингапурских вопросов в рамках интеграционной модели ВТО+ часто включаются инвестиции, госзакупки и конкурентная политика (не менее, чем в 10 РТС с японским участием).

В-шестых, только одно РТС с Швейцарией является ЗСТ высокого стандарта (включает все 4 Сингапурских вопроса), большинство РТС - умеренные ЗСТ (2-3 Сингапурских вопроса), а два соглашения (с АСЕАН и Вьетнамом) - ограниченные зоны свободной торговли (1 Сингапурский вопрос).

В-седьмых, основные страны-партнеры по РТС - развивающиеся страны, что накладывает особенности на структуру таких соглашений. В частности, можно встретить разделы по развитию экономического сотрудничества, вложению японских ПИИ, по улучшению предпринимательского климата для японских компаний.

Главное направление любого РТС - либерализация взаимной торговли товарами. Как видно из таблицы 3, такие нормы имеют достаточно широкий охват. В двух соглашениях с Сингапуром и Филиппинами включены нормы по взаимному признанию стандартов и по бездокументарной торговле.

Таблица 3

Вопросы торговой либерализации в РТС с участием Японии

Страна НР Защитные меры Страна происхождения Санитарные и фитосани-тарные меры Технические нормы Таможенное сотрудничество

Австралия + + + + + +

Таиланд + + + - - +

Малайзия + + + + + +

Мексика + + + + + +

Индия + + + + + +

Перу + + + + + +

2 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

43 0

Страна НР Защитные меры Страна происхождения Санитарные и фитосани-тарные меры Технические нормы Таможенное сотрудничество

Сингапур - - + - - +

Вьетнам + + + + + +

АСЕАН + + + + + -

Монголия + + + + + +

Филиппины + - + - - +

Швейцария + + + + + +

Чили + + + + + +

Индонезия + + + - - +

Бруней + + + - - +

Источник. Составлено авторами на основе текстов соответствующих соглашений.

Механизм разрешения споров не включен только в РТС с Перу; регулирование инвестиций - в РТС с Перу и Вьетнамом; защита интеллектуальных прав собственности - в соглашения с Вьетнамом и АСЕАН; вопросы конкурентной политики -в соглашения с АСЕАН и Филиппинами; нормы регулирования государственных закупок - в РТС с Таиландом, Малайзией, Вьетнамом и АСЕАН; вопросы расширения экономического сотрудничества - в соглашение с Швейцарией, регулирование перемещения лиц - в интеграционные соглашения Японии с Швейцарией и Сингапуром. Раздел по электронной коммерции есть в РТС с Малайзией, Индией, Вьетнамом, Перу, АСЕАН.

В отдельных региональных торговых соглашениях Японии встречаются такие положения, как улучшение предпринимательского климата (с Малайзией, Индией, Перу, Вьетнамом, Филиппинами, Мексикой и Швейцарией). Единичны случаи регулирования туризма, развития человеческих ресурсов и науки и технологий (с Сингапуром), принципа взаимного признания (с Сингапуром и Филиппинами).

В интеграционных соглашениях Японии со странами, являющимися поставщиками минеральных ресурсов, есть раздел по энергетическому сотрудничеству. Так, в соглашении с Австралией стороны обязаны обеспечить стабильные поставки минеральных и энергетических ресурсов во взаимных связях. Не разрешены запреты или ограничения на экспорт такой продукции, но возможны исключения. В случае необходимости сторона письменно уведомляет другую сторону о введении ограничений. Лицензирование сырьевого экспорта (в случае его применения) должно носить предсказуемый и прозрачный характер; необходимо своевременное предоставление полной информации о правилах такой процедуры. Стороны обязаны уведомлять друг друга о действующих правилах регулирования экспорта минеральных и энергетических ресурсов.

^ 44

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2018

В соглашении с Австралией есть раздел по поставкам продовольствия. Договаривающиеся стороны не применяют количественные ограничения в отношении экспорта тех или иных видов продовольствия с учетом ст. 11 ГАТТ 1994. При введении запрета или количественных ограничений на экспорт продовольствия сторона обязана письменно уведомить другую сторону и принять меры по минимизации негативного эффекта такой меры на продовольственную безопасность другой стороны. Стороны сформировали контактные пункты для более быстрого уведомления друг друга о существенном сокращении объема продовольственного экспорта16.

Таблица 4

Основные положения интеграционных соглашений с участием Японии

Страна Услуги Разрешение споров Инвестиции ИПС Конкурентная политика Госзакупки Содействие торговле Экология Сотрудничество Перемещение лиц Электронная коммерция

Австралия + + + + + + - - + + +

Таиланд + + + + + - - - - + +

Малайзия + + + + + - - - - + -

Индия + + + + + + - - + + -

Перу + - - + + + + - + + -

Сингапур + + + + + + - + - + +

Вьетнам + + - - + - - - + + -

АСЕАН + + + - - - - - + - -

Монголия + + + + + + - - + + +

Филиппины + + + + - + - - + + -

Швейцария + + + + + + + - - - +

Мексика + + + + + + - + + + -

Чили + + + + - + - - - + -

Индонезия + + + + + + - - + + -

Бруней + + + + - + - - + - -

Всего

Источник: Составлено авторами на основе текстов соответствующих РТС с участием Японии.

Как можно увидеть из таблицы 4, многие РТС с японским участием включают те или иные вопросы интеграционной модели ВТО+, но только одно - с Швейцарией полностью соответствует названной модели.

2 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

45 0

В РТС с участием развивающихся государств-партнеров нередко можно встретить раздел по сотрудничеству. Так, в соглашении с Вьетнамом (раздел 12) записаны базовые принципы, как либерализация и содействие торговле и инвестициям в сферах сельского и лесного хозяйства, рыболовства, инвестиций, торговли, малых и средних предприятий, развития человеческих ресурсов, туризма, ИКТ, экологии и транспорта. Для финансирования сотрудничества формируются совместные фонды с равным распределением расходов между сторонами17.

Вопросы содействия торговле прописаны только в двух РТС Японии с Перу и Швейцарией, но прописаны в статьях, посвященных таможенным процедурам, да и то нечетко.

ВЛИЯНИЕ РТС НА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ЯПОНИИ

На региональные торговые соглашения приходится 37,2% японской внешней торговли. Преобладающая доля японского товарооборота принадлежит АСЕАН -14,7%, на втором месте ЗСТ Япония-Индия - 1,1% и на третьем месте - ЗСТ со Швейцарией - 1,0%18. С учетом ЗСТ, проекты которых находятся в переговорной стадии, их доля во внешней торговле Японии возрастает до 84,5%.

Таблица 5

Динамика экспорта Японии в страны-партнеры по РТС в 2005-2016 гг., млрд долл.

Страна 2005 2008 2009 2010 2013 2014 2015 2016 ТР, %

Австралия 12,4 17,3 12,2 15,9 16,9 14,2 12,8 14,2 114,2

АСЕАН 75,5 103,4 80,3 112,8 110,9 104,6 94,9 95,6 126,5

Бруней 0,10 0,18 0,16 0,14 0,15 0,10 0,12 0,08 79,5

Вьетнам 3,5 7,8 6,5 8,1 10,5 11,8 12,5 13,0 329.4

Индия 3,5 7,8 6,3 9,0 8,5 8,1 8,1 8,1 232,9

Индонезия 9,2 12,5 9,3 15,9 17,0 14,7 11,5 11,3 123,1

Малайзия 12,5 16,4 12,8 17,6 15,2 14,1 12,0 12,1 112,9

Мексика 6,9 9,9 6,8 9,5 9,6 10,6 10,4 10,6 154,2

Монголия 0,07 0,22 0,10 0,15 0,30 0,32 0,25 0,27 379,0

Перу 0,27 0,97 0,57 0,99 0,98 0,7 0,79 0,71 265,4

Сингапур 18,4 26,5 20,7 25,2 20,9 21,0 19,8 19,8 107,4

Таиланд 22,4 29,4 22,1 34,1 35,9 31,3 27,9 27,4 122,1

Филиппины 9,0 9,9 8,2 11,0 9,6 9,8 9,4 10,3 114,4

Швейцария 2,1 4,3 6,2 7,7 3,3 3,0 2,7 3,1 146,1

^ 46

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2018

Страна 2005 2008 2009 2010 2013 2014 2015 2016 ТР, %

Чили 0,94 2,7 1,3 2,7 1,6 1,7 1,6 1,5 166,3

Совокупный экспорт 594,9 781,4 580,7 769,7 715,0 690,2 624,8 645,1 108,4

Источник: Составлено на основе данных International Trade Center UNCTAD-WTO. Available at: http://www.trademap.org

Как можно увидеть из таблицы 5, наиболее динамично вырос экспорт Японии в Монголию, Вьетнам, Перу и Индию (более 230%). Только РТС с Брунеем и Сингапуром повлекло эффект отклонения торговли (прирост за 2005-2016 гг. меньше показателя для японского экспорта), невысокий эффект создания торговли характерен для соглашений с Филиппинами, Таиландом, Малайзией.

Таблица 6

Японские ПИИ в экономике стран АТР в 2005-2015 гг., млн долл.

Страна 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Рост, раз

Сингапур 557 3 845 4 492 1 566 3 545 8 233 6 500 11,5

Таиланд 2 125 2 248 7 133 547 10 174 5 744 3 799 1,8

Индонезия 1 185 490 3 611 3 810 3 907 4 933 3 560 3,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Малайзия 524 1 058 1 441 1 308 1 265 1 290 2 839 5,4

Филиппины 442 514 1 019 731 1 242 923 1 450 3,3

Вьетнам 154 748 1 859 2 570 3 266 1 604 1 360 8,8

Индия 266 2 864 2 326 2 802 2 155 2 214 -1 706 8,3

Австралия 640 6 371 8 149 10890 5 835 4 908 6 690 10,5

Мексика 629 688 264 1 023 1 750 1 112 989 1,6

Швейцария 56 143 2 336 1 509 -68 107 -193 1,9

АСЕАН 5 002 8 930 19 645 10675 23 619 23 134 20244 4,0

Мир 45461 57 223 108808 122355 135049 136347 130752 2,9

Источник: Japan's Outward FDI by Country/Region (Balance of Payments basis, net and flow). Available at: https://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics

Наибольший эффект создания инвестиций характерен для ЗСТ с Сингапуром, Австралией, Вьетнамом и Индией, минимальный - для зон с Мексикой, Таиландом и Швейцарией (см.таблицу 6). В целом, доля стран-членов РТС в во внешних ПИИ Японии - 37,6%, самый главный реципиент - страны АСЕАН с показателем в 15,5%.

2 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

47 Q

Таблица 7

Динамика импорта ПИИ из стран-партнеров по РТС в Японию в 2005-2015 гг.,

млн долл.

Страна 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Сингапур 598 1 575 782 978 325 1 460 1 937

Таиланд -6 9 -1 38 3 152 336

Индонезия 0 43 -1 -1 -92 19 84

Малайзия -0 184 51 -15 75 122 -1

Филиппины 1 -1 -0 2 7 -6 16

Индия 1 4 9 19 18 -2 23

Австралия -113 -6 89 123 366 419 -668

Швейцария -748 51 69 5 033 -372 659 -137

АСЕАН 592 1 810 831 1 003 317 1 746 2 366

Совокупные ПИИ 3 223 -1 359 -1 702 1 761 2 358 18 426 -42

Источник: Japan's Inward FDI by Country/Region (Balance of Payments basis, net and flow). Available at: https://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics

Как видно из таблицы 7, основными инвесторами из числа партнеров по РТС в экономику Японии выступают АСЕАН (благодаря Сингапуру и Малайзии), Сингапур и Швейцария, на совокупную долю которых приходится 13,1% совокупного импорта ПИИ. В 2015 г. из японской экономики был выведен 42 млн долл., первоначально вложенных. Поэтому анализ проведен по данным за 2014 г.

Эффект создания инвестиций с точки зрения вложения ПИИ партнеров по РТС прослеживается по соглашениям практически со всеми странами, представленными в таблице 7. Единственное замечание - Филиппины и Индия свели баланс своих ПИИ с отрицательным сальдо на конец 2014 г., а по итогам 2015 г. показали положительный рост. Однако следует заметить, что роль партнеров по РТС в совокупном объеме ПИИ, привлеченных в японскую экономику, существенно ниже, чем роль японских прямых инвестиций в партнерах.

Таким образом, японская практика участия в региональных торговых соглашениях доказала в основном эффект создания торговли и создания инвестиций. Вместе с тем, следует сказать, что формирование ЗСТ влечет за собой и определенные издержки, прежде всего для сырьевого комплекса и сельского хозяйства Японии. По оценкам, участие Японии в региональных зонах свободной торговли привело к ликвидации 3,4 млн рабочих мест и издержкам в сумме 4 трлн йен в среднем ежегодно.

^ 48

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2018

ПОЗИЦИЯ ЯПОНИИ В ОТНОШЕНИИ ТРАНСТИХООКЕАНСКОГО ПАРТНЕРСТВА

Все рассмотренные выше 15 РТС носят двусторонний характер. Но есть ратифицированное соглашение многостороннего уровня - Транстихоокеанское партнерство, которое Япония подписала вместе с 11 другими странами-участницами. Заявление США о выходе из ТПП негативно сказалось на его судьбе. Только Япония (на данный момент единственная страна) ратифицировала соглашение в феврале 2017 г. Но по заявлению премьер-министра С.Абе, без участия США соглашение не имеет смысла.

В начале марта 2017 г. состоялась встреча министров торговли 11 стран, подписавших Транстихоокеанское партнерство, с приглашением представителей США, Республики Корея и Китая. В ходе встречи дискутировался вопрос о ратификации ТТП (что возможно для не менее, чем 6 стран, составляющими 85% совокупного ВВП объединения), проведения дополнительных переговоров по отдельным разделам соглашения уже без участия США или о завершении переговоров по Региональному всеобъемлющему партнерству (РВЭП) в составе 16 государств АТР без США, но во главе с Китаем.

Консенсуса не удалось достигнуть. Если Австралия и Новая Зеландия выступили за ратификацию ТТП, то Япония настаивала на обращении к американскому руководству с просьбой пересмотреть свою позицию19. Единственно, что было решено в ходе данной встречи - рост протекционизма не выгоден странам-подписсантам и следует заключить многостороннее соглашение по торговой либерализации в АТР В итоге, японское руководство осталось верным себе, подтвердив приверженность союзу с Соединенными Штатами, как и в предшествующие десятилетия.

ВЛИЯНИЕ ЯПОНСКИХ РТС НА ВНЕШНЮЮ ТОРГОВЛЮ С РОССИЕЙ

Япония является одним из важных рынков сбыта российских товаров. За 20072016 гг. ее доля в российском экспорте возросла с 2,13% до 3,29%, а в абсолютном выражение экспорт - с 7490,6 млн долл. до 9384,2 млн долл., или в 1,25 раза (см.та-блицу 8). Для сравнения совокупный экспорт РФ сократился за рассматриваемый период с 352266,4 млн долл. до 285491,0 млн долл., или в 1,23 раза.

Таблица 8

Динамика экспорта РФ в Японию в 2007-2016 гг, млн долл.

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Япония 7490,6 10429,0 7262,9 12493,5 14234,7 15588,0 19667,5 19830,8 14426,3 9384,2

Всего 352266,4 467993,9 301796,0 397067,5 516992,6 524766,4 527265,9 497833,5 343907,6 285491,0

Доля% 2,13 2,23 2,40 3,15 2,75 2,97 3,73 3,98 4,19 3,29

Источник: Составлено на основе данных International Trade Center UNCTAD-WTO. Available at: http://www.trademap.org

2 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

49 Q

Основу российского экспорта в Японию составляет минеральное топливо и нефть (86,5%). Из числа других товаров следует выделить алюминий и изделия из него (4,2%), жемчуг природный и культивированный (2,7%), древесину и изделия из него (2,1%), черные металлы (1,3%), рыбу и ракообразные (1,0%).

Ставки таможенных пошлин на японском рынке на минеральное и топливо и металлы составляют 1,0%; на рыбу и рыбопродукцию - 5,7%; на древесину - 0,7%. Таким образом, наиболее высокие ставки таможенных пошлин в Японии на рыбу и рыбопродукцию, но доля данной товарной группы составляет всего лишь 1%.

По оценкам ВТО, средние ставки таможенных пошлин на российскую неаграрную продукцию на японском рынке равны 1,9%, что ниже, чем в отношении китайских товаров (7,4%), американских товаров (2,8%) или продукции из ЕС (4,2%)20. Причина связана с сырьевой направленностью российского экспорта и невысокими ставками пошлин на необработанную продукцию. С учетом сложившейся товарной структуры нашего экспорта функционирование зон свободной торговли не окажет существенного влияния на доступ российской продукции на японский рынок сбыта и соответственно на динамику российско-японских внешнеторговых связей.

ВЫВОДЫ

Таким образом, торговая политика Японии эволюционировала от приверженности от многосторонней торговой либерализации в рамках ГАТТ/ВТО к либерализации торговли на основе интеграционных соглашений. Поздно вступившая на путь подписания региональных торговых соглашений, страна предпочитает применять термин «экономическое партнерство», а не «зона свободной торговли»; он расценивается как более правильное определение характера интеграционных процессов между странами-подписсантами.

Политика Японии в отношении заключения РТС исходит из меньшей степени открытости национального рынка для товаров и услуг стран-партнеров, а не наоборот; из стремления исключить из-под либерализации торговлю аграрными и рядом чувствительных промышленных товаров; из четырех Сингапурских вопросов редко можно встретить раздел по содействию торговле (и то нечетко прописанный), а также положения по экологии и электронной коммерции. Японские соглашения об экономическом партнерстве практически не учитывают интеграционную модель ВТО+, которая включает госзакупки, инвестиции, конкурентную политику и содействие торговле. В итоге, только одно соглашение с Швейцарией относится к ЗСТ высокого стандарта, 12 - к умеренным ЗСТ и 2 с АСЕАН и Вьетнамом - к ограниченным ЗСТ.

Региональные торговые соглашения играют важную роль во внешнеэкономических связях Японии, составляя более 37%. Подавляющее большинство соглашений оказывают эффект создания торговли и создания инвестиций. 66С учетом

^ 50

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2018

сырьевой направленности товарной структуры российского экспорта функционирование японских ЗСТ не окажет существенного влияния на доступ продукции из РФ и динамику взаимной торговли.

Таким образом, интеграционная практика Японии, несмотря на несколько ограниченный охват вопросов экономического взаимодействия, оказалась успешной и приносит немалые преимущества национальной экономике.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 APECDatabase. Available at: http://statistics.apec.org/index.php/bilateral_linkage/bld_ result/22

2 Pacific Free Trade Area, PAFTA.

3 Kodjima K. Pacific Economic Community and Asian Development Countries./K.Kod-jima.- Tokyo, 1966.

4 Pacific Forum on Trade and Development, PAFTAD.

5 Pacific Basin Economic Council, PBEC.

6 Pacific Economic Cooperation Council, PECC.

7 Toward the Implementation of Strategic Trade Policies. - A Grand Design of Japan's Policy as a Nation Built on Trade. Keidanren. 2001.06- Tokyo, 2001.6 p.

8 JETRO White Paper on International Trade 1999. Available at: https://www.jetro.go.jp/ ext_images/en/reports/white_paper/trade1999.pdf

9 Toward a New Dimension in Trade Policy. Keidanren. 2001-18-07.-Tokyo, 2001. 8p.

10 JETRO White Paper on International Trade 1999. Available at: https://www.jetro.go.jp/ ext_images/en/reports/white_paper/trade1999.pdf

11 Japan's FTA Strategy. October 2002. Available at: http://www.mofa.go.jp/policy/econ-omy/fta/strategy0210.html

12 СЭИ - соглашение об экономической интеграции, охватывающее либерализацию торговли товарами и торговли услугами

13 Producer Support Estimates of the OECD. USDA, 2010. P.12.

14 Urata Sh.Japan's New Trade Policy from GATT and the WTO to FTAs. 2010-E-8. Р.9

15 Opp.cit., 2010-E-8, P.23.

16 Japan-Australia Economic Partnership Agreement. Available at: http://www.mofa.go.jp/ ecm/ep/page22e_000430.html

17 Japan-Viet Nam Economic Partnership Agreement. Available at: http://www.mofa. go.jp/policy/economy/fta/vietnam.html

18 JETRO Global Trade and Investment Report 2016. Tokyo, 2016. P.9

19 Japan Times. Available at: http://www.japantimes.co.jp/news/2017/03/16/business/11-partners-affirm-tpps-significance-talks-host-chile-hints-china-invite/#.WOCwJ9KLTIV

20 World Tariff Profiles 2016. WTO, 2016. P. 100.

БИБЛИОГРАФИЯ

Костюнина Г.М., Баронов В.И. Транстихоокеанское партнерство: основные положения соглашения и потенциальный эффект / Г.М.Костюнина, В.И.Баронов //Международная жизнь. №2, 2016. С.90-112.

2 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

51 Q

Ahearn R. Japan's Free Trade Agreement Programme. CRS Report for Congress. August, 2005.18 p.

Armstrong Sh., Drysdale P. Japan's Foreign Economic Policy Strategies and Economic Performance. Columbia Business School, WP Series.2014.#340. 32 p.

JETRO Global Trade and Investment Report 2016. Tokyo, 2016. 59 p.

Producer Support Estimates of the OECD. USDA, 2010. Available at: http://stats.oecd.org/ Index.aspx?DataSetCode=PSE_2010

Partners Affirm TPPs Significance Talks Host Chile Hints China Invite. Available at: http:// www.japantimes.co.jp/news/2017/03/16/

Nations Start Talks Chile Replacing Redesigning TPP Trade Deal. Available at: http://www. japantimes.co.jp/news/2017/03/15/

The US, Japan and Free Trade: Moving in the Same Direction? RAND Center for Asia Pacific Policy. 2014. 57 p.

International Trade Center UNCTAD-WTO. Trade Map. Available at: http://www.trademap. org/Bilateral_TS.aspx

Urata Sh. Japan's New Trade Policy from GATT and the WTO to FTAs. Tokyo, 2010-E-8. 21p.

REFERENCES:

Kostyunina G.M., Baronov V.I. Transtikhookeanskoye partnerstvo: osnovniye pologeniya I potentcialniy effect [The Trans Pacific Partnership: the main chapters and the potential Effect] / G.M.Kostyunina, V.I. Baronov // Mejdunarodnaya zhizn.[The International Affairs]. 2016. #2. S.90-112.(in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ahearn R. Japan' s Free Trade Agreement Programme. CRS Report for Congress. August, 2005.18 p.

Armstrong Sh., Drysdale P. Japan's Foreign Economic Policy Strategies and Economic Performance. Columbia Business School, WP Series.2014.#340. 32 p.

JETRO Global Trade and Investment Report 2016. Tokyo, 2016. 57 p.

Producer Support Estimates of the OECD. USDA, 2010. Available at: http://stats.oecd.org/ Index.aspx?DataSetCode=PSE_2010

Partners Affirm TPPs Significance Talks Host Chile Hints China Invite. Available at: http:// www.japantimes.co.jp/news/2017/03/16/

Nations Start Talks Chile Replacing Redesigning TPP Trade Deal. Available at: http://www. japantimes.co.jp/news/2017/03/15/

The US, Japan and Free Trade: Moving in the Same Direction? RAND Center for Asia Pacific Policy. 2014.

International Trade Center. Trade Map. Available at: http://www.trademap.org/Bilateral_ TS.aspx

Urata Sh. Japan's New Trade Policy from GATT and the WTO to FTAs. Tokyo, 2010-E-8. 21 p.

^ 52

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.