СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
Н.В. Власова
Vlasova N.V. The peculiarity of functioning of special economic zones. The creation of the special economic zones contributes to the increase of foreign investments inflow, the expansion of export-import operations, the establishment of more open relations with global market, and development of new technical equipment and technology, introduction of innovations into production.
Одним из самых эффективных инструментов привлечения иностранных инвестиций в экономику страны служит создание особых (свободных) экономических зон, которые в настоящее время занимают видную и весьма значимую роль в пространстве мировой экономики.
Данный инструмент как экономическое явление имеет множество форм и обозначается различными терминами: особые экономические зоны, свободные экономические зоны, зоны свободного предпринимательства, налоговые оазисы и т. д.
Создание таких зон, как правило, преследует цели: увеличить приток иностранных инвестиций, расширить экспортно-импортные операции, установить более открытые отношения с мировым рынком, развивать новые технику и технологии, внедрять инновации в производство. В отдельных проектах основная задача особой экономической зоны звучит как оживление экономики депрессивного региона за счет предоставления специального режима ведения бизнеса на его территории.
В соответствии с Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 года) под свободной зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности») и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению [1]. Иными словами, свободная (особая) экономическая зона - это часть территории страны с особым действующим режимом для отечественного и иностранного бизнеса.
Определяющее этот режим специальное законодательство, регулирующее деятельность хозяйствующих субъектов в особой экономической зоне, охватывает следующий
круг вопросов: таможенное регулирование, налогообложение, административный режим, лицензирование, визовое оформление, банковская деятельность, имущественные отношения (в том числе касающиеся прав на землю на территории особой экономической зоны), предоставление концессий, гарантии прав инвесторов, управление зоной. Определенную специфику в особой экономической зоне могут иметь также нормы трудового и социального законодательства.
В современных теоретических работах экономистов, посвященных проблемам особых (свободных) экономических зон, их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы, или как уникальная форма государственночастного партнерства [2]. Эта формулировка понятия «свободная зона» охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. При таком подходе особая (свободная) экономическая зона - это не только и не столько обособленная географическая территория, сколько часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов для бизнеса, не используемая в других его частях.
При всем разнообразии свободных (особых) экономических зон в мире и их теоретических концепций существо данного явления состоит в создании на определенном участке страны экономического оазиса, который имеет беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров и услуг, налоговые льготы, упрощенные административные процедуры, льготные условия для вложения иностранных инвестиций и тесно связан с мировым рынком.
В принятом в июле 2005 г. Федеральном законе «Об особых экономических зонах в РФ» особая экономическая зона определена как часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности.
Несмотря на разнообразие свободных экономических зон в мире, можно выделить несколько характерных черт, присущих любой особой зоне [3]:
1) применение различных видов льгот и стимулов, создающих наиболее благоприятные условия для вложения инвестиций и ведения бизнеса, в том числе:
- таможенные льготы - снижение или отмена экспортно-импортных таможенных пошлин, упрошенный порядок внешнеторговых операций;
- фискальные льготы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Причем льготы могут затрагивать различные аспекты налогообложения: порядок исчисления налоговой базы (прибыль или доход, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), пониженный уровень налоговых ставок по отдельным видам налогов, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения - так называемые налоговые каникулы; предоставление государством налоговых кредитов. Наиболее типичными налоговыми льготами является освобождение от подоходного налога и налога на прибыль на 5 лет с момента получения первой прибыли. В следующие 5 лет компания облагается налогом в размере 50 % от действующей налоговой ставки; при этом сумма налогов, взыскиваемых в бюджет, не должна превышать 25 % дохода предприятия;
- финансовые преференции, включающие различные формы государственных субсидий, предоставляемых как в прямом виде -за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками, средствами инфраструктуры особой зоны и т. д.;
- административные льготы, упрощающие процедуры регистрации предприятий и лицензирования на территории особой экономической зоны, льготный визовый режим въезда и выезда иностранных граждан, минимизация проверок государственных контрольно-надзорных органов в течение первых 2-3 лет деятельности предприятия в особой зоне;
2) наличие локальной, относительно обособленной системы органов управления зоной, наделенных правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;
3) всесторонняя поддержка проекта особой экономической зоны со стороны центральной, региональной и местной государственной власти;
4) максимальная открытость этой зоны вливаниям иностранного капитала и мировому рынку.
В результате применения комплекса льгот норма прибыли в свободной (особой) экономической зоне составляет 30-35 %, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских особых зонах в среднем 40 % прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости инвестиционных проектов (для свободных зон считается нормальным, когда эти сроки не превышают 4-5 лет).
При этом, как показывает мировая практика, система льгот в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с уникальным местоположением особой зоны и реализуемыми на ее территории программами.
Существенным является тот факт, что в последние 5-7 лет во многих странах усиливаются косвенные рычаги регулирования свободных экономических зон при одновременном уменьшении роли прямого регулирования и государственного участия, в том числе бюджетного финансирования, предоставления субсидий, безвозмездных кредитов.
На основе анализа богатого опыта стран, где были созданы особые экономические зоны, можно утверждать, что есть некоторые объективные предпосылки их организации и успешного функционирования, игнорирование которых приводит либо к полному провалу проекта, либо к неадекватным экономическим результатам его деятельности [4]. К
числу таких фундаментальных условий относятся:
1) благоприятное транспортно-географическое положение относительно внешнего и внутреннего рынка и наличие развитых коммуникаций. Как показывает практика, неэффективно создавать такие экономические зоны в глубинных регионах крупных стран, отдаленных от транспортных узлов национального и международного масштаба;
2) наличие развитой производственной и социальной инфраструктуры. Сюда относятся объекты водо- и энергоснабжения, дороги, современные средства связи, развитая транспортная сеть и сфера сервиса, современные учреждения образования, здравоохранения, культуры, досуга и т. д. Причем, как правило, обеспечить создание такой инфраструктуры для будущих инвесторов должна сама страна -организатор особой экономической зоны.
В крайне редких случаях создание особых экономических зон оказывается целесообразным в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать стратегические общегосударственные программы (укрепление топливноэнергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.);
3) кадровые ресурсы, наличие относительно дешевой и в то же время квалифицированной рабочей силы;
4) высокий уровень обеспечения банковскими и другими финансовыми услугами, доступная связь с международным финансовым рынком;
5) отсутствие административно-бюрократических барьеров для организации бизнеса, в том числе с участием иностранного капитала;
6) адекватный уровень инвестиционного барьера, т. е. того размера финансовых средств, которые инвестор обязан вложить в развитие особой экономической зоны за право вести в ней предпринимательскую деятельность на льготных условиях;
7) развитая и стабильная правовая основа особой экономической зоны. Как показывает практика, создание таких зон должно основываться на базе законодательных актов, а не на быстро меняющихся решениях органов исполнительной власти;
8) предоставление инвесторам, в том числе иностранным, четких государственных гарантий сохранности их инвестиций и иного имущества, расположенного на территории особой зоны;
9) как уже упоминалось, чрезвычайно важный факт - формирование специальных органов управления и четкое разделение их полномочий и сферы ответственности с другими органами центральной, региональной и местной власти;
10) в целом благоприятный инвестиционный климат в стране, который слагается из степени политической стабильности, уровня налогов, прозрачности законодательства и криминогенной обстановки в обществе.
Следует понимать, что создание особой зоны отнюдь не является панацеей от всех экономических болезней и стопроцентным гарантом быстрого расцвета какой-либо территории. Особая зона - инновационный проект с высокой степенью риска и значительной вариативностью конечных результатов.
Однако, если в результате продуманной программы развития зоны и совместных усилий государства и частных инвесторов проект начинает успешно работать и приносить плоды, его позитивная роль для конкретного региона и экономики страны в целом может быть весьма значительной; в частности, особые экономические зоны [4]:
- являются мощным катализатором социально-экономического, научно-технического и кадрового развития определенного региона, стимулируют создание новых рабочих мест и рост высокотехнологичного промышленного производства;
- выступают одним из основных каналов связи между мировой экономикой и экономикой конкретной страны (региона);
- представляют собой некий эталон наиболее прогрессивных форм производства, управления и технологий, который может оказать позитивное воздействие на экономическое развитие других регионов страны;
- являются важнейшим инструментом привлечения иностранных инвестиций и мобилизации местных экономических ресурсов;
- стимулируют развитие новых форм бизнеса, являются своеобразным «полем экспериментов» для стран с переходной экономикой.
1. Семенов К.А. Международные экономические отношения. М., 2003.
2. Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. М., 1998.
3. Гончаренко С.С. // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2004. № 6.
4. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции. М., 2004.
Поступила в редакцию 10.01.2007 г.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
А.И. Федор
Fedor A.I. Basic directions of raising the mechanism effectiveness of interaction of economic and political processes. The article deals with basic directions of raising the mechanism effectiveness of interaction of economic and political processes. Effective realization of economical and political processes, their coordinated interaction by forming, regulating and creating the conditions for extended reproduction on a better new level provides the forming of innovation capital and contributes to favourable social climate making investment the major factor of high-tech economy growth.
В последние годы российская экономика активно переходит к экономическому росту. Этот переход совершается на фоне благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и внутренней социально-экономической стабильности. Для усиления инвестиционного характера экономического роста предстоит решить задачу расширения внутреннего конечного спроса, что может позитивно повлиять на состояние социально-экономической ситуации в целом. Для этого необходимо повысить эффективность функционирования механизма взаимодействия экономических и политических процессов. Эффективная реализация экономических и политических процессов, их согласованное взаимодействие, формируя, организуя, регулируя, создавая условия для расширенного воспроизводства на новом, более совершенном уровне, обеспечивает формирование инновационного капитала, способствует созданию благоприятного социального климата, превращает инвестиции в важнейший фактор высокотехнологического роста экономики.
Механизм реализации взаимодействия экономических и политических процессов на национально-государственном уровне - элемент хозяйственного механизма, реализуется он в ходе хозяйственной деятельности экономических субъектов и формирования и
реализации экономической политики органами государственной власти. Главное его предназначение состоит в организации макроэкономической системы в соответствии со стратегическими планами и прогнозами, обеспечении ресурсами расширенного воспроизводства материальных благ и услуг, динамизации экономического роста, реализации социальной ответственности бизнеса.
Основываясь на этих положениях, можно сделать вывод, что эффективным механизм реализации взаимодействия экономических и политических процессов можно назвать тогда, когда он быстро воспринимает и передает информацию, через него полно реализуются решения государственных институтов и хозяйствующих субъектов, создаются благоприятные условия для повышения доходности вложений, удовлетворения интересов экономических и политических субъектов. Эффективный механизм реализации взаимодействия экономических и политических процессов - механизм, обеспечивающий единый вектор действия экономических и политических факторов в направлении формирования достаточного ресурсно-производственного потенциала, благодаря которому экономическая система становится самодостаточной, более динамичной, развивающейся, приобретает устойчивые темпы роста.