молдова: инновационное
будущее
к вопросу о региональном инновационном развитии
республики молдова
__Аннотация
В статье проанализировано состояние регионального инновационного развития в Республике Молдова. Выявленные диспропорция и фрагментарность этого процесса предлагается «выровнять» посредством адаптации теорий регионального роста к условиям Республики. В качестве «полюсов роста» рассматриваются университеты, расположенные в периферийных регионах страны. _Ключевые слова: инновационная инфраструктура, «полюса роста» инновационно-образовательный кластер, региональное развитие
Современные экономические условия диктуют инновационный характер технологического развития и превращение его в решающий фактор повышения конкурентоспособности предприятий, регионов и экономики страны в целом. В настоящее время в Республике Молдова (РМ) успешно функционируют научно-технологические парки и инновационные инкубаторы, включая несколько промышленных площадок, с одновременным размещением нескольких видов производств.
Текущее состояние инновационного развития республики
После принятия Парламентом РМ «Закона о научно-технологических парках и инновационных инкубаторах» были созданы инновационные структуры. В настоящее время в Республике Молдова более 1 года существуют 3 научно-технологических парка и 3 инновационных инкубатора. Однако данные элементы инновационной инфраструктуры расположены в столице - муниципии Кишинэу, что доказывало до 2012 года отсутствие регионального вектора развития инноваций (бизнес-инкубаторы во внимание не принимаются). Однако в июле 2012 году было создано 3 инновационных инку-
Левитская Алла Петровна
канд. экон. наук, доцент кафедры экономики, Комратский государственный университет [email protected]
батора: «ASEM» (Академия экономических знаний Молдовы), «Север» на базе университета им. А. Руссо в муниципии Бэльц и "INNOCENTER" - на базе Комратского государственного университета (регион развития «Юг» [5]). Только 3 бизнес-инкубатора из 8 расположены вне столицы (в регионе развития «Центр»). Для такой небольшой страны как Молдова количество данных объектов вполне достаточно, однако необходимо рассредоточение таких объектов по регионам «Юг» и «Север». В этом контексте особую ценность представляют два последних новообразования инновационной инфраструктуры. В целом же экономику страны нельзя назвать инновационной: в стадии формирования находится рынок инноваций, не созданы условия для развития благоприятного инновационного климата в стране, развитие инновационной инфраструктуры происходит фрагментарно, уровень результативности ее объектов невелик. Это, прежде всего, связано с тем, что полностью не сформированы институциональные и организационно-правовые условия развития инновационной среды, существующие - не соблюдаются на практике. Из-за низкого уровня развития производства в среде малых и средних предприятий потребность в инновациях недостаточна Малоэффективен механизм коммерциализации инноваций, государственная поддержка научных исследований находится на ничтожно низком уровне - 0,3% от ВВП. Проблемы развития инноваций на национальном уровне отражаются на отсутствии решений и на региональном уровне. В частности, в Автономно-территориальном образовании Гагаузия не существует четкой региональной политики в области инноваций:
• законы «Об инновационной деятельности», «О промышленном парке Буджак», разработанные еще в 2009г. до сих пор не утверждены Народным Собранием;
• в рамках проекта «Местное Экономическое Развитие посредством Действий и Альянсов в Молдове» была разработана «Стратегия Социально-Экономического Развития Автономно-Территориального Образования АТО Гагаузия 2009-2015г.г.» которая не отражает приоритеты по инновационному развитию [1];
• система регионального образования, представленная Комратским госуниверситетом, служит важ-
современные
экономические условия диктуют инновационный
характер
технологического развития
региональная
экономику страны
инновационной: в стадии формирования
инноваций
нейшей интеллектуальной предпосылкой повышения уровня инновационного потенциала и региона, однако профессорско-преподавательский состав вуза крайне редко привлекается для проведения экспертиз проектов, программ и законов на региональном уровне, а порой полностью игнорируется. Научное осмысление этих проблем и необходимость разработки комплексной концепции развития инновационной экономики на уровне региона, реализация которой обеспечит практическую ориентацию инновационной деятельности, определило формулировку цели исследования.
Инновационное развитие по регионам республики
На современном этапе стратегические установки развития регионов в экономически развитых странах ориентированы на: «выравнивание» уровней развития территорий внутри страны; сбалансированное размещение производства и населения; раничение роста крупных городов. Однако эти аправления реализации инновационной политине соблюдаются. Наиболее серьезные опасения вызывает серьезный дисбаланс между развитием муниципия Кишинэу и другими населенными пунктами, что характеризуется следующим обрам: относительно высокая концентрация эконо-ической деятельности; большая разница между более высокими стандартами жизни в столице в сравнении с другими населенными пунктами; большой разрыв между столицей и остальными территориями страны с точки зрения развития инфраструктуры, доступа к публичным, транспортным, культурным, медицинским услугам, к услугам по профессиональной подготовке, по социальному обеспечению и ряду других факторов (см. табл.). В современной Молдове за исключением Кишинева, Бэлць, «районных» Комрата, Кагула и Унгень (без учета Приднестровского региона) нет урбанизированных центров. Говоря о проблеме выравнивания индустриального развития, еще во времена существования СССР только центральная и северная части РМ имели тенденцию индустриального развития. Южная часть республики развивалась, в основном, в сфере сельского хозяйства [2]. В 2011 году на долю Кишинэу, в котором сосредоточено 22% населения
Таблица
Основные данные о регионах развития Республики Молдова (за 2011 год)
Показатели Север Центр Юг Кишинэу дта Гагаузия Всего
1. Численность постоянного населения по состоянию на 01.01.2012 г., тыс. человек 1002,6 1062 538,9 794,8 161,2 3559,5
2. Удельный вес населения региона в общей численности населения страны,% 28,3 29,8 15,1 22,3 4,5 100
3. Численность городского населения по состоянию на 01.01.2012г., тыс. человек 356,0 205,3 135,9 723,5 65 1485,7
4.Удельный вес городского населения региона в общей числ. городского населения страны, % 24 13,8 9,1 48,7 4,4 100
5. Площадь территории, км2 10015 10636 7379 568 1848 30445
б.Удельный вес площади региона в общей площади территории страны, % 32,9 34,9 24,2 1,9 6,1 100
7. Плотность населения(человек) на 1 км2 102 101 75 1372 86 118
8. Среднемесячная оплата труда 2747,8 2535,6 2327,6 3975,2 2316,5 3193,9
9. Удельный вес среднемесячной оплаты труда в регионе в средней оплате труда в национальной экономике, % 83,8 77,3 71,0 121,2 70,7 100
8. Объем производства промышленной продукции, тыс. лей 5869 3092,8 877 16814,7 803,9 27457,4
9. Удельный вес производства промышленной продукции региона в общем объеме ее производства в целом по стране, % 21,4 11,3 3,2 61,2 2,9 100
10. Инвестиции в долгосрочные материальные активы 2165,5 1287,7 676,8 9365,5 294,2 15198,5
Источник: [3]
страны, приходилась половина промышленного _
производства, 56% розничных продаж, более 60% _
инвестиций в основной капитал [3]. Так, в 2011 году _
в муниципии Кишинэу функционировало более _
60% всех отчитывающихся предприятий. Столица _
обладает самой развитой дорожной сетью, около _
94% жилищного фонда в Кишинэу располагает сис- _
темами водоснабжения и канализации. Эти факты сходны с ситуацией, сложившейся во многих европейских странах, в которых столица также является наиболее развитым регионом. В Молдавии действуют 35 вузов - 16 государственных и 15 частных и только 4 из них находятся за пределами столицы. Анализ ключевых показателей в регионах развития показывает наличие диспропорции не только между муниципием Кишинэу и регионами, но и между самими регионами. Если сравнить Северный, Центральный и Южный регионы, на которые будет направлена среднесрочная политика регионального развития, заметим, что наиболее развитым является Северный регион, а наименее развитым - Южный, имеющий самый низкий объем промышленного производства на одного жителя, самый низкий уровень инвестиций в основной капитал и наименьшее число отчитывающихся предприятий.
в современной _Молдове
за исключением
«районных» Комрата, Кагула и Унгень (без учета -Приднестровского
_региона) нет
урбанизированных _центров
- I С
Меры устранения дисбаланса в инновационном развитии республики
В сложившейся ситуации, только университеты, расположенные в периферийных регионах Республики ва могут выступать в качестве «центров полюсов •оста». Понятие «полюс роста» одним из первых ввел ный оборот в начале 50-х гг. ХХ в. французский экономист Ф. Перу [4]. Он отмечал, что «полюса роста» можно формировать целенаправленно и государство может содействовать этому процессу, в том числе в елях оживления развития отстающих регионов стра-ы. Внедрение данной концепции на практике в РМ перенос активности бизнеса, гражданского общества, науки и культуры из столицы в периферию. На первых этапах развития вокруг университетов, может сформироваться сеть инновационно активных предприятий-резидентов свободно-экономических зон (СЭЗ). Такого рода «кольцо роста ЮГ» может быть роста уже созданным Инновационно - образовательным кластером, объединяющим: Инновационный инкубатор Комратского госуниверситета, филиал Торгово-промышленной палаты и ряд венчурных компаний, которые являются одновременно заказчиками и своеобразной платформой передачи инноваций. В будущем планируется присоединить Бизнес-инкубатор, Технопарк «Буджак», открытие которого поддерживает местные органы власти АТО.
Существование инновационно- образовательного кластера в качестве «кольца роста», способствует формированию инновационных цепей «кафедра- научно-исследовательский центр-технопарк-предприятие», привлечению к совместной работе ученых университета и предприятий региона, повышает информационную доступность о реализуемых проектах для потенциальных инвесторов и повысить конкурентоспособность как вуза и МСП, так и в целом региональной экономики. Предстоит создать нормативную правовую базу поддержки формирования таких кластеров на национальном и региональном уровне; развивать элементы инновационной инфраструктуры: технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансферта технологий в обозначенных центрах роста. Выбор приоритетов инновационного регионального развития возможен только в альянсе между учеными, бизнесом и властью с учетом особенностей, традиций, ресурсов и потребностей. Сотрудничество в рамках Инновационно-образовательного кластера предполагает: осуществление совместных научно-исследовательских программ, проектов по созданию и освоению технологий; формирование совместных временных научных коллективов, лабораторий, а также инновационных фирм и организаций, обеспечивающих освоение новой техники и технологий; разработка и согласование программ подготовки специалистов в области управления и продвижения инноваций; проведение совместных семинаров, научных конференций, и других видов рабочих встреч в области инноваций; привлечение инвестиций для финансирования совместных проектов; повышение квалификации ученых и специалистов.
Вывод
Существование инновационно-образовательного кластера в качестве основы «кольца роста», позволит сформировать инновационные цепи «кафедра-научно-исследовательский центр-технопарк-МСП», привлечь к совместной работе ученых университета и предприятия региона, повысить информационную доступность о реализуемых проектах для потенциальных инвесторов и повысить конкурентоспособность как вуза и МСП, так и в целом региональной экономики.
анализ ключевых
показателей_
в регионах развития показывает наличие
диспропорции_
не только между муниципием Кишинэу
и регионами,_
но и между самими регионами_
выбор приоритетов
_инновационного
_регионального
развития возможен
_только в альянсе
_между учеными,
—бизнесом и властью
Предстоит создать нормативную правовую базу поддержки формирования таких кластеров на национальном и региональном уровне. Развивать элементы инновационной инфраструктуры: технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансферта технологий в обозначенных центрах роста. Выбор приоритетов инновационного регионального развития возможен только в альянсе между учеными, бизнесом и властью с учетом особенностей, традиций, ресурсов и потребностей конкретного региона.
Литература
1. Стратегия Социально-экономического Развития Гагаузии. И. Мунтяну, Л.Кирияк; IDIS "Viitorul", Open Soc. Inst., Ch.: IDIS "Viitorul", 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lgi.osi.hu/ cimg/0/1/1/3/8/.pdf.
2. Осоян И. Процессуальные и институциональные нормы регионального развития по плану действий ЕС-Молдова. // Policy Brief, 2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-democracy. md/files/policy-briefs/policy-brief-2-osoian-ru.pdf.
3. Статистический справочник «Молдова в цифрах» (без данных о территории Левобережья р. Днестр). - Кишинэу, 2012.
4. Perroux F. L»economie du XX siecle. - Paris, 1961.
5. Классификация регионов развития, «Закон о региональном развитии в РМ» № 438-XVI от 28.12.2006 // Мониторул Офичиал. - № 21-24.
Alla P. Levitskaya
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Academic Department of Economics, Comrat State University
On issue of Regional Innovative Development of the Republic of Moldova
_Abstract
The Article analyzes the state of regional innovative development in the Republic of Moldova. It is proposed to level the revealed imbalance and fragmentation of this process by adapting the theories of regional growth to the conditions of the Republic. The universities located in the peripheral regions of the country are considered as "growth poles".
Keywords: innovation infrastructure , "growth pole", innovation and education cluster, regional development