12 См.: Кривоносова О.Ю. Указ. соч. С. 7.
13 См.: Ямпольская Ц.А. О субъективных правах советских граждан и их гарантиях // Вопросы советского государственного права. М., 1959. С. 159.
14 См.: Фарбер И.Е. Права человека, гражданина и лица в социалистическом обществе // Известия ВУЗов. Правоведение. 1967. № 1. С. 41.
15 См.: Витрук Н.В. Субъективные права советских граждан и их развитие в период строительства коммунистического общества: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Киев, 1965. С. 6.
16 См.: Автономов А.С. Права человека, правозащитная и правоохранительная деятельность. М., 2009. С. 42.
17 См.: Патюлин В.А. Государство и личность в СССР. М., 1974. С. 188.
18 См.: Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985; Воеводин Л.Д. Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе. М., 1987; Кучинский В.А. Личность, свобода, право. М., 1978; Гулиев В.Е., Рудинский Ф.М. Социалистическая демократия и личные права. М., 1984; Лепешкин А.И. Правовое положение граждан. М., 1966; Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987; Толкачев К.Б., Хабибуллин А.Г. Личные конституционные права и свободы граждан СССР: система, характеристика, особенности реализации. Уфа, 1990; Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. М., 1974.
19 См.: Матузов Н.И. Указ. соч. С. 93.
20 Овсепян Ж.И. Развитие учения о субъективном характере основных (конституционных) прав и свобод в классической научной теории // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 13. С. 6.
21 См.: Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 154.
И.Г. Фролова
СВОБОДА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПРИНЦИП
И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
В статье рассматриваются различные подходы к определению сущности свободы массовой информации. Формулируется вывод, что свобода массовой информации не может рассматриваться как конституционное субъективное право или даже совокупность таких прав. Ею предлагается два подхода к пониманию сущности свободы массовой информации: как конституционного принципа и как конституционно-правового режима.
Ключевые слова: массовая информация, свобода массовой информации, субъективное право, конституционный принцип, конституционно-правовой режим.
I.G. Frolova
FREEDOM OF THE MASS INFORMATION AS A KONSTITUTIONAL-LEGAL PRINCIPLE AND A KONSTITUTIONAL-LEGAL REGIME
In article various approaches to definition of essence of freedom of the mass information are considered. The author comes to a conclusion that freedom of the mass information can't be considered as the constitutional subjective right or even set of such rights. It offers two approaches to understanding of essence of freedom of the mass information: as constitutional principle and as constitutionally-legal regime.
Key words: the mass information, freedom of the mass information, the subjective right, the constitutional principle, constitutionally-legal regime.
В настоящее время одна из наиболее обсуждаемых проблем теоретического и практического плана — формирование информационного общества в современной России. Следует отметить, что глобализация современного мира и формирование транснационального информационного общества породили новую линию
© Фролова Ирина Геннадьевна, 2012
Аспирант кафедры конституционного и международного права (Поволжский кооперативный институт 70 (филиал) АНО ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации»); e-mail: [email protected]
размежевания мирового сообщества — разделение государств и обществ по степени их информационного развития1. В этой связи в последние несколько лет в нашей стране были приняты и реализуются ряд основополагающих документов, среди которых следует назвать Доктрину информационной безопасности Российской Федерации2, Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации и др.3
Цель формирования и развития информационного общества в России состоит в повышении качества жизни граждан, обеспечении конкурентоспособности нашей страны, развитии экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствовании системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Основой же формирования информационного общества был и остается интерес человека в улучшении жизни и развитии личности. Однако формирование информационного общества невозможно без гарантирования свободы массовой информации, имеющей основополагающее значение в системе конституционных принципов плюралистической демократии, составляющей важный элемент правового статуса гражданина4.
Конституция РФ 1993 г. впервые провозгласила свободу массовой информации. При этом буквальная формулировка ч. 4 ст. 29 Основного Закона следующая: «Га- ш рантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Характерно, | что иные положения указанной статьи закрепляют комплекс т. н. «информаци- а онных прав», включая, с одной стороны, право каждого свободно искать, полу- о чать, передавать, производить и распространять информацию любым законным о способом, а также право на свободу мысли и слова — с другой. В связи с этим во- з прос о содержательной характеристике свободы массовой информации логично р распадается на две составляющие: во-первых, какова юридическая природа, ха- Ш рактер конституционного правоположения о свободе массовой информации и, ° во-вторых, какой объем прав она включает в себя? р
и
Необходимо отметить, что и в доктрине конституционного права свобода мас- Ч совой информации зачастую рассматривается как субъективное право5. Обосно- о ванием такой позиции служит принятая в конституционном праве точка зрения к
а
относительно понятия и содержания термина «свобода», его соотношения с терми- М ном «субъективное право»6. Как отмечается в специальной литературе, «катего- • рия «свободы», в отличие от субъективного права, в науке разработана довольно "§
о
слабо. Большинство исследователей проблему свободы обходят как бы стороной, | ограничиваясь, как, кстати, и законодатель, простым перечислением самих тер- ь минов «права» и «свободы». Иначе говоря, авторы считают слова «права» и «сво- й боды» равнозначными»7. По мнению Н.В. Витрука, права и свободы есть однопо- у рядковые явления и в большинстве своем авторы рассматривают их «как тожде- ( ственные (свобода слова есть право на свободу слова и т.п.)»8. Посредством ком- ~ плекса прав, свобода массовой информации представлена и в диссертационной 22 работе С.А. Сусликова9.
В связи с этим возникает необходимость рассматривать свободу массовой информации как субъективное право — закрепленную в Конституции Российской Федерации и гарантированную российским законодательством возможность поиска, сбора, получения, хранения, обработки, создания, передачи, распространения социально значимой информации, предназначенной для неограниченного 71
круга лиц, осуществляемая в индивидуальной или коллективной форме в пределах, указанных законом.
Здесь, однако, следует иметь в виду, что, по справедливому суждению К.Е. Иг-натенковой, «в широком смысле право означает узаконенную возможность что-либо делать, осуществлять, а свобода — независимость, отсутствие ограничений и стеснений. Свобода по сравнению с правами характеризуется большим «простором» для личного усмотрения индивида»10. Однако, по ее мнению, «по своей юридической природе и системе гарантий права и свободы практически идентичны», т.е. структура понятия «свободы» включает тот же объем правомочий, что и субъективное право.
Остановимся на том, что, безусловно, свобода массовой информации реализуется через комплекс взаимно сопряженных прав. Здесь мы переходим уже к вопросу о содержательной характеристике данного понятия, в отношении которой в литературе также существуют различные точки зрения.
По мнению В.Г. Елизарова, свобода массовой информации выступает как «комплекс прав, включающий права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять массовую информацию любым законным способом, осуществление которых связано с ограничениями, установленными в соответствии с Конституцией Российской Федерации в той мере, в которой это необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц, а также в иных конституционно обоснованных целях ограничений»11. Это максимально широкое понимание содержания свободы массовой информации, поскольку оно включает не только все основные информационные права, закрепленные Основным Законом, но и возможные ограничения и пределы их осуществления.
Существует и «узкий» подход к пониманию свободы массовой информации, который разделяется рядом ученых. Например, Г.А. Алхутова рассматривает свободу массовой информации как «возможность беспрепятственно распространять средствами массовой информации в адаптированной для восприятия форме сведения, отражающие реальные события и предназначенные для неопределенного круга лиц»12. Ее мнение разделяет Г.А. Марзак: «Понятие свободы массовой информации мы можем определить как возможность беспрепятственно распространять средствами массовой информации в адаптированной для восприятия форме сведения, отражающие реальные события и предназначенные для неопределенного круга лиц»13. А.А. Малиновский полагает, что свобода массовой информации представляет собой «возможность беспрепятственно (без ограничений) распространять средствами массовой информации при помощи специальных технических систем и устройств сведения, адекватно отражающие процессы общественного бытия, предназначенные для неограниченного круга лиц»14.
Таким образом, можно говорить о существовании «широкого» и «узкого» подхода к определению содержания свободы массовой информации. В рамках «узкого» понимания данная свобода сводится к правам, связанным с беспрепятственным распространением информации неопределенному кругу лиц. «Широкий» подход включает в содержание свободы массовой информации не только право на ее распространение, но и смежные права на ее создание, поиск, получение, обладание и т.п.
Существенными признаками свободы массовой информации, устанавливающими гарантии ее осуществления, соответствующего ее социальной природе и
предназначению является гарантия свободного, т.е. без вмешательства со стороны каких-либо лиц (включая граждан, частные организации и государственные органы), реализации прав на получение, передачу, производство и распространение информации; наличие пределов свободы массовой информации.
Свобода массовой информации как целостная конституционно-правовая категория, помимо комплекса прав, включает в себя и пределы осуществления данных прав. Названные признаки составляют неразрывное диалектическое единство и отражают направленность правового регулирования на обеспечение баланса интересов личности, общества и государства в сфере массовой ин-формации15.
В этой связи интересное понимание свободы массовой информации предлагает Л.А. Погребинская, по мнению которой конституционная свобода массовой информации представляет собой гарантированное Основным Законом государства состояние гражданского общества, при котором беспрепятственно осуществляются производство, поиск, получение и распространение сведений, сообщений, предназначенных для неопределенного круга лиц; отсутствует цензура. Свобода массовой информации носит как индивидуальный характер, реализуясь в правомочиях лица на производство, поиск, получение и распространение массовой информации, так и является общим правовым отношением правообеспечитель-
от
ного характера, при котором законодательство препятствует государственному т произволу и злоупотреблениям индивидуальной свободой16. В данном случае сво- 1
п
бода массовой информации рассматривается шире, чем совокупность субъектив- а
т
ных прав или правовой принцип и обозначает определенное состояние обществен- с
к
ных отношений. Между тем сложно согласиться, что свобода массовой информа- г
ции есть определенное состояние именно гражданского общества, поскольку, как Д
уже указывалось, «отношения правообеспечительного характера», о которых го- т
ворит автор, в данном случае пронизывают не только гражданское общество, но н
и государственный аппарат в лице конкретных государственных органов. Сво- й
бода массовой информации выражается не только в совокупности прав, обеспе- Д
чивающих свободное функционирование информации в обществе, но и, напри- е
о
мер, через ряд обязанностей государственных органов предоставлять для всеоб- | щего сведения определенную информацию (о конкурсе на замещение вакантной а должности, о торгах, о состоянии окружающей среды и т.п.). |
Для того чтобы обосновать авторскую точку зрения относительно понима- • ния свободы массовой информации в широком смысле слова, обратимся к ра- о
л
ботам ученых, анализирующих понятие «правовой режим информации». Так, т О.С. Соколова рассматривает административно-правовые режимы конфиденци- н альной информации как особый порядок деятельности субъектов администра- | тивных отношений в процессе документирования данной информации, реги- | страции информационных ресурсов, ее содержащих, ограничения доступа к 88 ним и их правовой защиты17. В таком семантическом ряду будет логичным на- ^ ряду со специальными правовыми режимами выделять общий правовой ре- 2 жим, характеризующийся отсутствием ограничений, характерных для специальных правовых режимов конфиденциальной информации. Очевидно, что в этом смысле общий правовой режим информации может квалифицироваться как свобода массовой информации.
С.С. Алексеев рассматривал понятие «правовой режим» как порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, характеризующих особое 73
сочетание взаимодействующих дозволений, запретов, а также позитивных обя-зываний, создающих особую направленность правового регулирования18. Как порядок регулирования правовой режим рассматривается в работах В.А. Горлен-ко, С.С. Маиляна, В.Б. Рушайло и др.19 По мнению Н.И. Матузова и А.В. Малько, правовой режим представляет собой специальный вид правового регулирования посредством закрепления комплекса мер, выраженных в правовых стимулах и правовых ограничениях20. Таким образом, практически все авторы, характеризуя понятие «правовой режим», включают в его содержание как дозволения, так и позитивные обязывания, а также запреты. Как уже говорилось, все эти элементы характерны для широкого понимания конституционной категории «свобода массовой информации»: свобода создания, поиска, получения и распространения информации здесь органически взаимоувязана с обязанностями конкретных лиц и органов предоставлять или содействовать в получении такой информации, а также с рядом обязанностей и пределов осуществления данных прав, обусловленных самой спецификой возникающих при этом правоотношений.
Следует пояснить, что в данном случае речь идет не об ограничениях свободы массовой информации, а о ее границах, имманентно присущих режиму свободы массовой информации. Г.А. Гаджиев отмечает, что бывает достаточно сложно я «разграничить ограничение конституционных прав и границы их осуществле-? ния в рамках конституционно-правового регулирования»21. Б.С. Эбзеев полага-а ет, что «имманентные пределы основных прав зафиксированы в Конституции и | по своей социальной и юридической природе отличаются от ограничений основ-
.о
| ных прав»22. Такие пределы сформулированы в ряде норм Конституции: граж-
X!
| дане имеют право собираться мирно, без оружия (ст. 31); владение, пользование I и распоряжение природными ресурсами осуществляется свободно, если это не § наносит ущерба окружающей среде (ч. 2 ст. 36), и т. п.23 Иными словами, форму? лируя право подобным образом, законодатель одновременно определил и преде-| лы его осуществления24.
| Полагаем, приведенные рассуждения в полной мере справедливы и в отноше-
° нии свободы массовой информации. Ограничения свободы массовой информации
0
| могут устанавливаться в соответствии со ст. 55 (ч. 3) или ст. 56 Конституции РФ. | Так, например, с целью обеспечения безопасности страны, основ ее конституци->§ онного строя свобода массовой информации может ограничиваться в условиях | чрезвычайного или военного положения. Однако такие ограничения являются | «внешними» по отношению к режиму свободы массовой информации, поскольку | устанавливаются в целях защиты иных конституционно значимых ценностей.
Они не вытекают из самой свободы массовой информации и не обусловлены необ-§ ходимостью обеспечения данного режима. Иное дело — пределы осуществления § субъективных прав, вытекающие из принципа свободы массовой информации,
1 устанавливающие границы или рамки их надлежащей реализации. Например, | свобода массовой информации предполагает получение гражданами объективной и правдивой информации. В этом заключается социальное назначение свободы массовой информации. Поэтому распространение заведомо ложной информации, т. е. дезинформация, представляет собой не ограничение свободы массовой информации, а искажение действительного смысла данного принципа. Цель запрета распространения ложной информации в этом смысле состоит в обеспече-
74
нии режима свободы массовой информации.
Таким образом, конституционно-правовая категория «свобода массовой информации» может рассматриваться в «узком» и «широком» понимании в зависимости от объема ее содержательных характеристик. Согласно «узкому» подходу свобода массовой информации может характеризоваться как конституционно-правовой принцип, т.е. основополагающая, руководящая идея, определяющая направление правового регулирования информационных прав в целом и массовой информации в частности. Данный принцип выражается через закрепление в действующем законодательстве совокупности субъективных прав, обеспечивающих свободное распространение массовой информации: создание, поиск, получение, распространение информации и т.п.
В этой связи предлагаем следующее определение свободы массовой информации, которое необходимо закрепить и в Законе РФ «О средствах массовой информации»: «Свобода массовой информации представляет собой закрепленную в Конституции Российской Федерации и гарантированную российским законодательством возможность поиска, сбора, получения, хранения, обработки, создания, передачи, распространения социально значимой информации, предназначенную для неограниченного круга лиц, осуществляемую в индивидуальной или коллективной форме в пределах указанных законом».
Категория «свобода массовой информации» неразрывно связана с установлением определенных границ этой свободы, которые представляют собой не «изъятия» из режима свободы массовой информации, а своего рода имманентные пределы такой свободы. Все это позволяет говорить о свободе массовой информации в «широком» смысле слова. Представляется, свобода массовой информации в таком понимании может рассматриваться как правовой режим, включающий в себя комплекс субъективных прав, позитивных обязательств, ограничений, пределов и запретов. Как уже указывалось, в литературе были попытки выделения специальных режимов конфиденциальной информации. Соглашаясь с приведенными точками зрения, полагаем, что свободу массовой информации можно рассматривать как общий режим массовой информации в Российской Федерации.
1 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // Российская газета. 2008. 16 февр.
2 См.: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утв. Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 // Российская газета. 2000. 28 сент.
3 См.: Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. М., 2008.
4 См.: Царик А.А. Международно-правовые основы реализации права на свободу массовой информации // Общество и право. 2009. № 1; Бриллиантов А.В., Долженкова Г.Д., Иванова Я.Е. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации» (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. М., 2010.
5 См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 156; Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов. М., 2004. С. 335.
6 Терехин В.А., Вершинин В.Б. Особенности судебной защиты прав, свобод и законных интересов личности // Российский судья. 2010. № 3. С. 37-40.
7 Монахов В. Свобода массовой информации в Российской Федерации: опыт регулирования и реализации // Конституционное право: Восточноевропейское Обозрение. 2004. № 2. С. 1.
8 Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. С. 234.
9 См.: Сусликов С.А. Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007.
10 Игнатенкова К.Е. Дозволение как способ правового регулирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 19.
11 Елизаров В.Г. Свобода массовой информации в Российской Федерации: конституционные основы и правовые ограничения: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 25.
12 Алхутова Г.А. Средства массовой информации в Российской Федерации: конституционно-правовые основы: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2002. С. 11.
13 Марзак Г.А. Свобода массовой информации: конституционное закрепление // Правовые вопросы связи. 2006. № 1.
14 Малиновский А.А. Свобода массовой информации: теоретико-правовые аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995. С. 45.
15 См.: Елизаров В.Г. Указ. соч С. 20.
16 См.: ПогребинскаяЛ.А. Реализация конституционной свободы массовой информации: российское законодательство и практика его применения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2009. С. 8.
17 См.: Соколова О.С. Административно-правовые режимы конфиденциальной информации в системе специальных административно-правовых режимов // Современное право. 2005. № 8.
18 См.: Алексеев С.С. Теория права. М., 1993. С. 243; Общие дозволения и запреты в советском праве. М., 1989.
19 См.: Горленко В.А. Режим правового регулирования (теоретико-прикладной аспект): дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002; Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы. М., 2000; Маилян С.С. Административно-правовые режимы в теории административного права и практике государственного управления правоохранительной деятельностью. М., 2002 и др.
20 См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Известия вузов. Правоведение. 1996. № 37. С. 46; Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве // Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2000. С. 744.
21 См.: Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М., 2002. С. 80.
22 Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву: материалы круглого стола // Государство и право. 1998. № 7. С. 24.
23 Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005. С. 231.
24 См.: Пресняков М.В. Конституционная концепция принципа справедливости / под ред. Г.Н. Комко-вой. М., 2009.