правоохранительные органы
Лященко А. С.
свобода и независимость адвокатской деятельности как условие справедливого правосудия в россии
Адвокатура занимает важное место в правоохранительной системе, однако она не является правоохранительным органом. Правовая природа адвокатуры раскрывается через ее особенности. Являясь профессиональным сообществом адвокатов, она, как институт гражданского общества, не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Данная особенность заключается в ее особом статусе как самостоятельного, сформированного элемента правозащитной системы, функционирующей на принципах самоуправляемости, деятельность которой направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, т.е. института, призванного защищать и представлять интересы не только отдельных граждан, но и всего общества в целом. Наличие адвокатуры как независимого, профессионального, саморегулируемого сообщества свидетельствует о развитии гражданского общества. В институте адвокатуры важное место занимают принципы адвокатуры, которые определяются как основные руководящие положения, на которых строятся юридические науки. В Положении 1980 г. принципы деятельности адвокатуры не раскрывались. А в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона об адвокатуре основополагающими принципами являются законность, независимость, самоуправление, корпоративность, равноправие адвокатов.
Законность - это наиболее универсальный и всеобъемлющий правовой принцип. Адвокат призван защищать подлинные, а не мнимые права лица, не любые его интересы, а только законные. Средства и методы защиты должны быть основаны на законе. Кроме того, принцип законности предполагает, что адвокат в ходе осуществления своей профессиональной деятельности выявляет нарушения закона со стороны судов, органов прокуратуры, предварительного расследования, иных субъектов правоприменительной деятельности. Добивается устранения
допущенных нарушений и восстановления прав и законных интересов своих доверителей. В то же время следование принципу законности не означает, что адвокат должен быть крайне подозрительным к своим доверителям. Законность в деятельности адвоката должна сочетаться с его лояльностью к доверителю, с адвокатской этикой, с опорой на доверителя при ведении дел. Необходимо обеспечить активное участие доверителя в определении проблем, формулировании возможных вариантов и принятии решений. Таким образом, наряду с принципом законности деятельность адвокатуры должна строиться на лояльности к доверителю и адвокатской этике. Эти принципы нашли свое частичное отражение в Законе об адвокатуре.
Наиболее значимый принцип деятельности адвокатуры - это независимость. Независимость адвокатуры складывается из двух элементов: из независимости организаций адвокатуры и адвокатских образований, в рамках которых осуществляется адвокатская деятельность, и из независимости самого адвоката при осуществлении его деятельности. Основные усилия тоталитарного государства в отношении адвокатуры в годы советской власти были направлены на установление полного государственного и партийного контроля над адвокатурой и в конечном итоге, над адвокатами. Попытки сохранить рычаги давления Министерства юстиции РФ на адвокатуру предпринимались и в процессе принятия Закона об адвокатуре. Однако самые спорные положения в Закон не вошли, роль Министерства юстиции рФ и территориальных органов юстиции в Законе об адвокатуре несколько изменилась, а их полномочия, в полном соответствии с демократическими принципами построения государства, провозглашенными Конституцией РФ, уменьшились. Однако следует отметить, что вопрос справедливой состязательности сторон в суде до настоящего времени в полной мере реализовать не удалось. Кроме того, российская система правоохранительных органов обладает большим потенциалом воздействия в суде, причем не только на противную сторону, но и на сам суд. В таких условиях институт адвокатуры нуждается в процессуальных гарантиях своего равноправия на судебном процессе.
Независимость адвокатуры как сообщества обеспечивается тем, что основы ее построения и функционирования определяются законами, в связи с чем никакие органы не могут путем принятия вопреки закону каких бы то ни было нормативных или индивидуально-распорядительных актов вмешиваться в деятельность адвокатуры. Независимость адвокатуры означает недопустимость какого-либо вмешательства в ее дела со стороны органов государства (Минюста, прокуратуры, МВД, ФСБ, суда и др.). Обеспечение независимости адвокатуры и адвокатов - обязанность органов государства. Принцип независимости адвокатуры рассматривается в качестве главнейшей основы организации и деятельности адвокатуры и неразрывно связан с понятием адвокатская тайна, как одним из условий существования адвокатуры.
Все остальные принципы адвокатуры (самоуправляемость, корпоративность, равноправность, профессионализм) обеспечиваются тем, что основы ее построения и функционирования определяются не только законами, но и принятыми
органами управления решениями.
Таким образом, основными принципами адвокатуры являются законность, лояльность к доверителю, соблюдение адвокатской этики, независимость, самоуправляемость, корпоративность, равенство и профессионализм.
Успешный выбор и реализация защиты обвиняемого во многом зависит от профессионального мастерства адвоката, от его умения анализировать материалы дела, формулировать вопросы, использовать различные средства, с помощью которых он спорит с обвинением (обращать внимание суда на недостаточность доказательств, положенных в основу обвинения, указывать на наличие других, не исследованных обвинением версий, приводить факты несовместимые с теми, которыми обосновано обвинение и др.). Однако, защита обвиняемого не может превращаться в защиту преступления, с привлечением незаконных методов защиты.
Если проследить эволюцию законодательства о российской адвокатуре за полтора столетия ее существования, можно отметить ряд крупных достижений. К ним следует отнести расширение уровня независимости адвокатуры от судебной и исполнительной ветвей власти, упрочение правовых гарантий профессиональной деятельности адвокатов, формирование финансовых обязательств государства по отношению к адвокатам. Со стороны государства сохранена определенная степень контроля, которая закреплена в Законе об адвокатуре, однако она существенно минимизирована и в целом соответствует концепции отнесения адвокатуры к институту гражданского общества. Контролирующим органом в данном случае выступает территориальный орган юстиции, который уполномочен на ведение реестра адвокатов субъекта рФ, выдачу удостоверений адвоката, созыв внеочередного собрания (конференции) адвокатов, внесение представления о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности. Такой контроль носит не столько содержательный, сколько формальный характер.
Конституция рФ в ст. 48 гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи (а в определенных случаях и бесплатной юридической помощи).
С принятием Закона об адвокатуре ситуация некоторым образом улучшилась, но остались неразрешенными многие вопросы в области оказания гражданам задекларированной в Конституции рФ юридической помощи. Число же лиц, разбирающихся в процедуре получения юридической помощи, а также понимающих, какие они имеют гарантии в получении именно квалифицированной помощи, уменьшается.
Утвержденная постановлением Правительства №312 от 15.04.2014г. государственная программа рФ «Юстиция» по реализации государственной политики в сфере юстиции, определила приоритетные направлениями и цели реформирования. Это - «соблюдение прав и основных свобод человека, повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, улучшение качества исполнения судебных решений, актов иных органов и приговоров». Указанные приоритеты совпадают с конечным результатом реализации государственной Про-
граммы, рассчитанной на период до 2020 года. В проекте Концепции, разработанной Министерством Юстиции РФ отмечается, что «основной задачей предстоящей реформы является объединение разрозненной сферы профессиональной юридической помощи в единое профессиональное сообщество, подчиненное общим правовым и этическим правилам....». Таким образом, документально закреплено, что именно адвокатура должна стать площадкой для объединения и, следовательно, должна выйти из сферы предпринимательской деятельности. Общее количество адвокатов к населению страны к 2020г. планируется увеличить с 0,05% до 0,1%. Объединение всех частнопрактикующих юристов на базе адвокатуры должно произойти до конца 2017г. В рамках государственной программы 21.11.2011г. принят также Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в РФ», который предусматривает способы реализации государственной гарантии права гражданина на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи и устанавливает организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи. Работа по данным направлениям ведется с учетом намеченных задач в рамках реализации упомянутого закона, в том числе и по определению показателей соотношения количества адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь и числа граждан, имеющих право на ее получение.
Как видим, на адвокатуре лежит огромная ответственность за грамотное и качественное оказание юридической помощи населению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция РФ., принятая всенародным голосованием 12.12.1993г.
2. ФЗ от 31.05.2002г. №63ФЗ « Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».
3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014г.№312 « Об утверждении государственной программы РФ « Юстиция»
4. Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России: Монография. М., 2002. С. 39, 40.