Таблица 1 - Стратегия реформы финансового обеспечения развития сельских территорий
Направление Содержание направления
Развитие сельской экономики, занятость и доходы населения Всесторонняя диверсификация сельской экономики, поддержка фермерства и альтернативных форм занятости и самозанятости, облегчение доступа к ресурсам всех видов, поддержка деятельности консультационных центров и развитие инфраструктуры
Качество жизни сельского населения, демографическая политика Обеспечение населения необходимыми общественными услугами. Усиление государственной поддержки сельских семей, имеющих детей
Кадровое, научное и консультативное обеспечение Формирование государственных, региональных и отраслевых программ инновационного развития, обеспечения скоординированной деятельности власти, общества, предпринимательства, науки и образования
Малое предпринимательство и кооперация Меры экономической поддержки предприятий: льготное кредитование, упрощенная процедура регистрации и отчетности
Развитие финансовых институтов Создать равные условия для развития финансовых институтов
Местное самоуправление Совершенствование институтов местного самоуправления (форма организации и финансовая база)
Развитие социальной инфраструктуры Специальные программы сохранения доступа населения к учреждениям здравоохранения и образования, развития инженерно -бытовой инфраструктуры
Субсидирование депрессивных территорий Разработать программы финансовой поддержки населения таких территорий.
Улучшение доступа сельских жителей к финансовым ресурсам Создание условий для развития филиальной сети различных банков и содействие деятельности сельскохозяйственных кооперативов
Источник: Разработано автором на основе Концепции развития сельских территорий от 23.09.2015 г. [1]
Мероприятия имплементации данного понятия в научную и практическую деятельность будут способствовать более полному учету экономической природы финансового обеспечения и усилению самостоятельности в формировании и использовании сельского бюджета в условиях проведения админреформы.
С учетом новых требований управления в условиях децентрализации значительно расширено применение механизма финансового обеспечения местных бюджетов сельских территорий. Они становятся более ориентированы на расширение полномочий этих бюджетов в части привлечения инвестиций, в том числе международных, доступности кредитования, в том числе с государственной поддержкой и гарантией, повышение конкурентоспособности сельских общин путем их объединения и расширения спектра деятельности и перечень получаемых общественных услуг, улучшение качества и рост объемов этих услуг, предос-
тавляемых общинами жителям сельских территорий.
Источники
1. Концепции развития сельских территорий от 23.09.2015 г. Официальный сайт Верховного Совета Украины [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/.
2. Офщшний сайт Национального наукового центру «1нститут аграрно! економши» НААН Украни [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://www.iae.org.ua/.
3. Лазутта Л. О. Джерела формування мюцевих бюджетв сшьських територш в умовах децентралзаци / Л. О. Лазутша // Глобальш та нацюнальш проблеми економши. - 2015. - № 6 - С. 728 - 732. Режим доступу до журналу: http://global-national. in.ua/archive/6-2015/150.pdf.
4. Лупенко, Ю.О. Розвиток сшьських територш Украгни / Ю.О. Лупенко, М.1. Пугачов, О.Г. Булавка; за ред. Ю.О. Лупенка, М.1. Пугачова, О.Г. Булавки. - Кив: ННЦ 1АЕ, 2012. - 130 с.
5. Financing the Common Agricultural Policy. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:: http://ec.europa.eu/ agriculture/fin/index_enhtm
СВИНОВОДСТВО УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ
Мазуренко Е.В., к.э.н., ведущий научный сотрудник Национальный научный центр «Институт аграрной экономики»
На современном этапе украинское свиноводство находится в фазе спада. В 2015 г. поголовье свиней во всех категориях хозяйств
сократилось по сравнению с предыдущим годом на 3,5% и составило 7 080 000 гол. Оно существенное (-6,6%) уменьшилось в хозяйст-
вах населения. В анализируемом году впервые удельный вес домохозяйств составил 51%. Промышленный сектор оказался более стресо-устойчивым.
Однако и здесь обозначились некоторые проблемы. В 2015 г. в Украине зафиксировано рекордное распространение вируса африканской чумы свиней (АЧС) - 40 случаев. Эта болезнь охватила Черниговскую, часть Житомирской, Сумской и Киевской областей.
Первая и самая резонансная вспышка обнаружена 28 июля на Агрокомбинат "Калита" (уничтожено более 60 тыс. голов). Компания получила 323 159 000 грн убытков, по сравнению с 5 710 000 грн прибыли в 2014 г. Валовая прибыль агрокомбината составила 24 225 000 грн (-23%). Постепенно АЧС распространилась в Одесской, Николаевской, Черкасской и Полтавской областях.
Следствием этой негативной тенденции стал рост напряженности на рынке и неуверенность в дальнейших перспективах значительной части производителей. Как следствие, количество поголовья сокращается, некоторые предприятия выходят из бизнеса. В 2015 г. в Украине от проектов расширения производственных мощностей отказались некоторые средние компании производителей свинины.
Соответственно на рынке свинины произошли некоторые изменения и перераспределение сил. В 2013 г. Удельный вес крупных аграрных компаний в общем объеме производства свинины составил 24,5%, в 2014-м он возрос до 26,8%.
Следовательно, количество средних и мелких производителей постепенно уменьшается, они сокращают производство, а некоторые - покидают рынок. В этой ситуации в лучшем положении оказались вертикально интегрированные структуры крупных компаний, специализирующихся на выращивании свиней. К тому же, они менее склонны к рискам курсовых колебаний, имеют доступ к финансовым ресурсам, часть из них имеет собственную сеть розничной торговли и т.д.
По данным Украинского клуба аграрного бизнеса, удельный вес крупных агропредприятий в общем производстве свинины в 2013 г. оценивался в 24,5 %, в 2014-м он увеличился до 26,8 %.
Закупочные цены на свиней (в живой массе) в конце 2015 г. снизились более чем на 10%, или на 3 грн/кг, в среднем - до 25-26 грн/кг. Естественно, это отразилось и на стоимости конечной продукции для потребителя и спросе на нее. По сравнению с 2013-м в 2015 г. спрос украинцев на свинину сократился на 23- 25%.
В 2015 г. Украина заняла 21-е место по объемам экспорта свинины, 96% замороженной свинины (около 33 тыс.т) было поставлено в Россию. После введения Россией эмбарго Украина переориентировалась на такие страны как Молдова, Грузия, Армения, Казахстан, Китай, Вьетнам. Так, удельный вес Армении - 55,3%, Гонконга -25% и Грузии - 12,5%.
Относительно европейского рынка, то он из-за отсутствия у украинских производителей официальных разрешений на экспорт и установленных ими высоких цен на свинину пока остается для отечественных свиноводов закрытым.
Что касается импорта свинины, то она ввозится преимущественно из Бразилии, Германии, Польши, но в условиях девальвации, которая оказалась своеобразным барьером для импортеров, его объемы сокращаются. В 2014 г. в Украину импортировано 115 000 т свинины, что вдвое меньше объемов 2013 г., в 2015 г. по сравнению с предыдущим - почти в пять раз.
Изменение структуры импорта присуще современному украинскому рынку. Если раньше импортеры поставляли в Украину качественную продукцию, то теперь импортируют дешевые субпродукты. Соответственно мясоперерабатывающие предприятия изготавливают более дешевую продукцию, выходя таким образом из ситуации, сложившейся из-за низкой покупательной способности населения.
Новыми игроками поставки субпродуктов на украинский рынок стали Дания, Австрия, Франция, Швеция, Финляндия.
В рамках подготовки к введению зоны свободной торговли Украина разрешила импорт говядины и свинины из Канады без дополнительной сертификации. В Министерстве сельского хозяйства Канады уточнили, что доступ на украинский рынок будет приносить канадским производителям говядины и свинины $ 50 млн ежегодно.
Ассоциация свиноводов Украины (АСУ) ежегодно проводит «Рейтинг крупнейших производителей свинины», одним из основных критериев оценки которого является численность маточного поголовья в компаниях участниках.
В 2015 г. лидером рейтинга было донецкое предприятие ЧАО «АПК-Инвест», в котором сконцентрировано 7,4% промышленного поголовья свиней и приходилось около 11% свиней, реализуемых на убой. По состоянию на 1.01.2015 г. маточное поголовье животноводческого хозяйства «АПК-Инвест» составило более 22 тыс. голов. Общее же поголовье насчитывало 280 тыс. голов (в т.ч. поросята). Характер-
ным показателем 2014 г. был наибольший отрыв (по количеству животных на линии) от ближайших конкурентов в рейтинге более чем на 40%. Компания - лидер промышленного производства свинины с долей 18%.
ЧАП «Агропродсервис» занимает вторую позицию в рейтинге. В 2015 г. в хозяйстве маточное поголовье увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 2,6 тыс. голов. По состоянию на апрель 2015 г. общее поголовье свиней составило 115 тыс. гол., в том числе 14 тыс. гол. основных свиноматок.
Замыкает тройку лидеров ООО "Даноша" - компания со 100% датским капиталом. В прошедшем году в хозяйстве прирост маточного поголовья увеличился по сравнению с 2014 г. на 12,8%.
Крупнейшие производители свинины в Украине сосредоточены в областях, имеющих
мощные вертикально-интегрированные структуры - холдинги, в которые входит большинство крупных свиноводческих комплексов, т. е. имеющих собственную сырьевую базу и эффективный сбыт. На смену конкуренции между производителями свинины приходит конкуренция крупных интегрированных компаний за сохранение своих доминирующих позиций на сопряженных рынках - оптовой торговли, переработки, организации сбыта, распределения товара.
Дальнейшее развитие украинского промышленного свиноводства возможно только с применением инновационных подходов в отрасли генетики, содержании и кормлении животных высококачественными кормами, а также за счет эффективного управления процессами, в первую очередь производства, и кадрового менеджмента.
КАК ПОВЫСИТЬ ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Скакун Л.А., ассистент Винницкого национального аграрного университета
Активность крупного аграрного бизнеса в последние годы позволила создать имидж инвестиционно привлекательного аграрного сектора экономики Украины. Важным фактором развития крупных агрохолдингов является доступ к дешевым кредитным и инвестиционным ресурсам, в частности, из-за выхода на международные фондовые рынки (ИРО), выпуск корпоративных облигаций, привлечение средств инвестиционных фондов и дешевых кредитов западных банков. Это дает им возможность осуществлять укрупнение своих активов, о чем свидетельствует значительное количество сделок по приобретению агропромышленных предприятий, заключенных за последние годы.
По сравнению с агрохолдингами, субъекты среднего аграрного предпринимательства имеют меньшие возможности по привлечению финансовых ресурсов. В данном направлении для них наиболее приемлемыми являются следующие варианты стратегий. Первый - это поиск финансовых ресурсов для укрупнения бизнеса путем заключения новых договоров аренды земли, приобретения других компаний и дальнейшей продаже или вывода предприятия на IPO. Второй - связан с поиском инвестора для продажи предприятия. Следует отметить, что и продажа бизнеса, и привлечение инвестиций для дальнейшего развития агропромышленными предприятиями зависит от ряда факторов, которые оказывают существенное
влиянии - наличие имущественных рисков, связанных с ошибками, допущенными в процессе приватизации государственного и коллективного имущества; - необходимость постоянного мониторинга состояния договоров аренды имущественных паев и земельных участков (паев) и контроля за выполнением условий указанных договоров; - сезонный характер производства и специфика производственной деятельности (возможные потери урожая, приплода); - значительная степень износа основных средств; - низкий уровень автоматизации учета на сельскохозяйственных хозяйственных предприятиях; - применение льготных режимов налогообложения.
Опыт показывает, что чем тщательнее предприятие готовится к приходу инвестора, тем больше у него шансы повысить стоимость бизнеса, а значит привлечь необходимые финансовые ресурсы на более выгодных условиях. Такая работа состоит из четырех этапов (рис. 1.).
Первый этап предусматривает анализ юридических, финансовых, налоговых аспектов деятельности предприятия, а также анализ активов, обязательств.
Анализ юридических аспектов предусматривает проверку учредительных документов, устава предприятия с учетом всех изменений и дополнений, документов по изменению собственников (протоколы собраний участников), правоустанавливающих документов на