Научная статья на тему 'Анализ реформыфинансового обеспечения социальной сферы сельских территорий'

Анализ реформыфинансового обеспечения социальной сферы сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ реформыфинансового обеспечения социальной сферы сельских территорий»

http://www.kmu.gov.ua/control/uk/publish/article7a rt_id=249165319&cat_id=246711250 (дата звер-нення: 07.07.2016). - Назва з екрану.

6. Тулуш Л. Д. Оподаткування сшьського госпо-дарства в умовах трансформаций спецiальних по-даткових режимiв // Ю.О. Лупенко, Л. Д. Тулуш. - Економка АПК, 2016, №1, с. 5-17.

7. Organisation for Economic Co-operation and Development 2015 [Електронний ресурс] : - Режим-

доступу: https://en.wikipedihttp://stats.oecd.org/# (датазвернення: 17.05.2016). - Назвазекрану.

8. Trade policy review report by the secretariat Ukraine 2015 [Електроннийресурс] : - Режим доступу: https://www.wto.org/english/

tratop_e/tpr_e/s3 34_e.pdf (дата звернення: 17.05.2016). - Назваз екрану.

АНАЛИЗ РЕФОРМЫФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Лазутина Л.А., к.э.н., науч. сотр. Национального научного центра «Институт аграрной экономики»

Недостаточный уровень финансирования развития социальной сферы сельских территорий вызывает необходимость поиска современных моделей механизма управления процессами формирования и использования финансовых ресурсов местных бюджетов, адаптированных к мировым стандартам с учетом отечественной специфики.

Проблемы финансового обеспечения развития социальной сферы сельских территорий Украины следующие: недостаточные объемы средств для финансирования социальной сферы, прежде всего, бюджетных; отсутствие механизмов обеспечения наличия и качества общественных услуг сельскому населению; чрезмерная централизация власти и фактически отсутствие инициативы и возможностей сельских бюджетов к самофинансированию. В связи с этими проблемами и осуществляется административная реформа.

До реформы уровень развития социальной сферы села напрямую зависел от результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий, расположенных на сельской территории. Установлено, что традиционно развитие социальной сферы села на 3/4 зависит от величины полученной выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, на 62% от размера прибыли в расчете на одного среднегодового работника, на 59,6% от уровня рентабельности предприятий, на 58% от величины заработной платы. Но поскольку в новых условиях хозяйствования собственники агарных предприятий не всегда вникают в проблемы села, не всегда даже зарегистрированы на территории, финансирование с этого источника несущественно.

В этих условиях важное значение приобретают процессы децентрализации, ориентированные на расширение полномочий местного самоуправления и улучшения их финансо-

вых возможностей путем объединения в территориальные общины.

По первым итогам реформы установлено, что расширение финансового обеспечения для сельского совета лежит в границах его объединения с другими сельскими общинами, - в общество с более экономически эффективной территорией. Бюджеты объединенных общин фактически приравнены к бюджетам городов областного значения и районов, кроме типичного перечня налогов местных бюджетов, получат еще дополнительно 60% налога с доходов физических лиц и другие доходы, а это позволит оптимизировать расходы на содержание аппарата управления, освобождая средства непосредственно на социальное развитие.

По прогнозам ученых, прежде всего ННЦ ИАЭ [2], в результате проведения децентрализации и объединения районных сельских советов в территориальные общины, расходы бюджета сократятся на 80%, за счет экономии на содержание именно аппарата управления сельских советов.

Этот вывод подтверждают и наши исследования по Черновицкой области. Например, из 420 работающих в сельских советах исследуемого района после объединения, останется не более 150 человек. В то же время доходы сохранятся на прежнем уровне и увеличатся за счет налога на доходы физлиц (НДФЛ) [3].

Таким образом, целью финансирования сельских территорий в условиях реформ является выбор оптимального уровня и рациональной структуры финансовых ресурсов с учетом специфики деятельности сельских местных бюджетов на региональном уровне, оптимальный объем расходных полномочий и источников их финансирования, закрепленных за органами местного самоуправления. Специфика заключается в актуализации задач развития социальной сферы низко урбанизированных

территорий, предусматривающий разработку уникальных мер финансовой поддержки соответствующих территориальных общин, как на региональном, так и общегосударственном уровне.

Учеными ННЦ «Институт аграрной экономики» в научном докладе (2015) [2] обобщены социальные объекты и их финансирование, которые как минимум должны быть реализованными до 2010 года. Среди них: введение в действие 172,4 тыс. м2 общей площади жилья в сельской местности; решение жилищных проблем молодых семей и одиноких молодых граждан через введение 70,3 тыс. м2 общей площади ввода в действие новых мест в дошкольных учреждениях, реконструкция, ремонт и содержание в надлежащем состоянии 9079 действующих дошкольных учреждений; введение в действие новых и содержание в надлежащем состоянии 221 больницы, 3,8 тыс. врачебных амбулаторий и 13,5 тыс. фельдшерско-акушерских пунктов; строительство и ввод в действие новых стадионов, бассейнов, спортивных залов и плоскостных спортивных сооружений, капитальный ремонт и реконструкция функционирующей сети (6,8 тыс.) спортивных сооружений на селе; строительство и ввод в действие 700 км автомобильных дорог, в т.ч.: 300 км дорог общего пользования районного значения и улучшения 270 км улиц в сельской поселенческой сети; повышение уровня культурного обслуживания населения, восстановление, капитальный ремонт и содержание функционирующих учреждений культуры клубного типа, внедрения в их деятельность более современных технологий предоставления услуг сельскому населению; создание 11 коммунальных предприятий с производственными базами, введение в действие 1,3 тыс. км сети водоснабжения и водоотведения, 60 водонапорных башен, 22 колодца, 1,2 тыс. км сетей электроснабжения, 0,2 тыс. км газопроводов.

Прогнозируется, что финансовое обеспечение указанных мероприятий будет составлять порядка 16,43 млрд грн, из них 14,97 млрд грн (91%) - за счет средств государственного бюджета. Ожидается, что внедрение этих мероприятий к 2020 г. позволит обеспечить увеличение количества рабочих мест в сельскохозяйственных предприятиях на 1 млн работников; доли оплаты труда в добавленной стоимости - до 50%; доходов сельских домохозяйств до уровня не ниже 80% городских жителей; доли

доходов от продажи сельскохозяйственной продукции в общих доходах домохозяйств до 2030%; увеличить финансирование развития социальной сферы и повысить обеспеченность услугами сельского населения на 15-20% [2; 4].

В этом процессе также важна адаптация зарубежного опыта. Известно, что в Общей сельскохозяйственной политике ЕС с самого начала было выделено отдельное направление Развитие сельских территорий и защита окружающей среды. В дальнейшем, до 2013 г. получили развитие новые направления: содействие в управлении территорией и защита окружающей среды; улучшение качества жизни и содействие диверсификации сельской экономики. Современный опыт стран ЕС важен для Украины в части Стратегия «Европа 2020» и может служить целевым ориентиром для формирования и реализации политики сельского развития. Прежде всего это модели: развития общин; эффективное использование локальных ресурсов для сохранения экосистем и предупреждения негативных рисков изменения климата; внедрение инноваций в сельскую экономику и т.д. [1]

Учитывая анализ реформы финансового обеспечения, прежде всего, действующие нормативные акты, нами сформированы ее дальнейшая Стратегия (табл. 1). В границах исследования доказано, что объектами развития сельских территорий, а соответственно и финансового обеспечения, является потенциал сельского населения, природно-ресурсный потенциал, сеть поселений, производственный потенциал, инфраструктура. Стратегия учитывает, что функциями финансового обеспечения является поддержка таких сфер: производственной, оздоровительно-рекреационной, природоохранной, социальной, экономической, информационной.

В совокупности эти факторы Стратегии одновременно учитывают принципы развития сельских территорий, в основу которых положены бюджетный федерализм, устойчивое, полифункциональное и социально ориентированное развитие. Составляющими Стратегии развития сельских территорий является социальная, занятости населения, аграрная, экологическая и этно- политики, что реализуется на общегосударственном, региональном и базовом уровнях политического влияния. Все эти уровни должны найти отражение в финансировании, вопрос только в построении их иерархии.

Таблица 1 - Стратегия реформы финансового обеспечения развития сельских территорий

Направление Содержание направления

Развитие сельской экономики, занятость и доходы населения Всесторонняя диверсификация сельской экономики, поддержка фермерства и альтернативных форм занятости и самозанятости, облегчение доступа к ресурсам всех видов, поддержка деятельности консультационных центров и развитие инфраструктуры

Качество жизни сельского населения, демографическая политика Обеспечение населения необходимыми общественными услугами. Усиление государственной поддержки сельских семей, имеющих детей

Кадровое, научное и консультативное обеспечение Формирование государственных, региональных и отраслевых программ инновационного развития, обеспечения скоординированной деятельности власти, общества, предпринимательства, науки и образования

Малое предпринимательство и кооперация Меры экономической поддержки предприятий: льготное кредитование, упрощенная процедура регистрации и отчетности

Развитие финансовых институтов Создать равные условия для развития финансовых институтов

Местное самоуправление Совершенствование институтов местного самоуправления (форма организации и финансовая база)

Развитие социальной инфраструктуры Специальные программы сохранения доступа населения к учреждениям здравоохранения и образования, развития инженерно -бытовой инфраструктуры

Субсидирование депрессивных территорий Разработать программы финансовой поддержки населения таких территорий.

Улучшение доступа сельских жителей к финансовым ресурсам Создание условий для развития филиальной сети различных банков и содействие деятельности сельскохозяйственных кооперативов

Источник: Разработано автором на основе Концепции развития сельских территорий от 23.09.2015 г. [1]

Мероприятия имплементации данного понятия в научную и практическую деятельность будут способствовать более полному учету экономической природы финансового обеспечения и усилению самостоятельности в формировании и использовании сельского бюджета в условиях проведения админреформы.

С учетом новых требований управления в условиях децентрализации значительно расширено применение механизма финансового обеспечения местных бюджетов сельских территорий. Они становятся более ориентированы на расширение полномочий этих бюджетов в части привлечения инвестиций, в том числе международных, доступности кредитования, в том числе с государственной поддержкой и гарантией, повышение конкурентоспособности сельских общин путем их объединения и расширения спектра деятельности и перечень получаемых общественных услуг, улучшение качества и рост объемов этих услуг, предос-

тавляемых общинами жителям сельских территорий.

Источники

1. Концепции развития сельских территорий от 23.09.2015 г. Официальный сайт Верховного Совета Украины [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/.

2. Офщшний сайт Национального наукового центру «1нститут аграрно! економши» НААН Укра!ни [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://www.iae.org.ua/.

3. Лазутта Л. О. Джерела формування мюцевих бюджепв сшьських територш в умовах децентралзаци / Л. О. Лазутша // Глобальш та нацюнальш проблеми економши. - 2015. - № 6 - С. 728 - 732. Режим доступу до журналу: http://global-national. in.ua/archive/6-2015/150.pdf.

4. Лупенко, Ю.О. Розвиток сшьських територш Украгни / Ю.О. Лупенко, М.1. Пугачов, О.Г. Булавка; за ред. Ю.О. Лупенка, М.1. Пугачова, О.Г. Булавки. - Кив: ННЦ 1АЕ, 2012. - 130 с.

5. Financing the Common Agricultural Policy. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:: http://ec.europa.eu/ agriculture/fin/index_en.htm

СВИНОВОДСТВО УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ

Мазуренко Е.В., к.э.н., ведущий научный сотрудник Национальный научный центр «Институт аграрной экономики»

На современном этапе украинское свиноводство находится в фазе спада. В 2015 г. поголовье свиней во всех категориях хозяйств

сократилось по сравнению с предыдущим годом на 3,5% и составило 7 080 000 гол. Оно существенное (-6,6%) уменьшилось в хозяйст-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.