политической системы ставят органы власти в условия, при которых, чтобы не быть отторгнутыми обществом, необходимо широко использовать принципы информационной открытости и дискурса с общественностью.
Список литературы
Арутюнян, Ю. В. О социальной структуре общества в современной России // Социс. - 2002.- № 9.
Беляева, Л.А. Социальна стратификация и средний класс в России; 10 лет советского развития. - М. 2001.
Куда идет Россия? / Власть, общество, личность/ под ред. Т.И. Заславской. -М., 2000.
Лактионова, Н.Я. Власть и общество как антитеза российской жизни // Национальные интересы. - 2004.- № 5.
Шабров, О.Ф. Политическое управление: проблемы стабильности и развития. - М. 1997.
© Висханов М.Р., 2010
Н.К. Мамедов
СВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЗАРОЖДЕНИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
МАМЕДОВ Ниджат Камран оглы - кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии, права и социологии (e-mail: [email protected])
Аннотация. Рассматриваются вопросы становления просветительства в Азербайджане. Раскрываются синкретичный характер азербайджанской культуры, роль русской культуры в трансляции ценностей западной культуры в духовный мир Азербайджан, формирование светского образования. В этом контексте особое внимание уделено творчеству выдающегося ученого, философа, энциклопедиста А.К. Бакиханова.
Ключевые слова: азербайджанская культура, просветительство, светское образование, русская культура, ценности культуры, взаимодействие культур.
В истории Азербайджана просветительство занимает особое место. Становление этого духовного феномена оправданно связывают с присоединением Азербайджана к России в начале XIX в. Это присоединение привело не только к уникальной конвергенции ценностей азербайджан-
ской и русской культуры, но и освоению передовых гуманистических идей Европейского Просвещения. Истоки современной азербайджанской культуры, органично включающей в себя компоненты европейской и восточной культур, восходит в эту эпоху.
В силу сложнейших исторических трансформаций азербайджанская культура и ранее носила синкретичный характер. Азербайджан всегда находился на пересечении исторических дорог, в окружении разноязычных народов. Поэтому самобытная культура Азербайджана развивалась в тесной взаимосвязи с культурой сопредельных стран Ближнего и Среднего Востока. Здесь складывалась ситуация множественности культур, сосуществования в едином пространстве и времени различных систем ценностей.
Первоначально в духовной культуре Азербайджана большую роль играл зороастризм и языческие верования. Начиная с 1-11 вв. на территории Азербайджана усиливается влияние христианства, а с III - IV вв. здесь постепенно оседают тюрки, и начинает распространяться тюркская культура1. В связи с тюркским влиянием в синкретичной культуре Азербайджана выделяют особую линию - «туранство».
В VII столетии в судьбе азербайджанской культуры совершился головокружительный поворот к исламу. Азербайджан становится органической частью арабо-мусульманского мира.
С присоединением к России в Азербайджане возникли первые очаги европейского светского образования. Для удовлетворения потребности в служебных кадрах из местного населения, знающих русский язык, знакомых с российской системой администрации, были основаны в уездных центрах русские начальные школы - уездные училища. Такие учебные заведения открывались постепенно в различных регионах Азербайджана. К середине 50-х гг. XIX столетия в Азербайджане функционировали уже 9 уездных училищ.
В уездных школах преподавались русский, азербайджанский и персидский языки; арифметика, география, история, чистописание и мусульманское законоведение (шариат). Все научные дисциплины, а также русский язык преподавали русские учителя, а азербайджанский и персидский языки, мусульманское законоведение - учителя из местной интеллигенции. Следует отметить, что в уездных училищах были подготовлены первые учителя азербайджанского языка.
При уездных училищах создавались небольшие библиотеки, в фондах которых была учебная литература и периодика. Самой популярной книгой была «Полная русская хрестоматия» А.Д.Галахова, содержащая отрывки из произведений Ломоносова, Державина, Фонвизина, Жуковского, Карамзина, Крылова, Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя и других. Среди периодических изданий - журналы «Современник», «Отечественные
1 См.: Мамедов, Н.М., Мамедалиев, С.Ю. Гейдар Алиев и парадигмы азербайджанской культуры /Взаимодействие культур в условиях глобализации. - М., 2009.
заметки» - рупоры критических идей. Уездные училища играли большую роль в обучении местного населения русскому языку и светским наукам, составляя образовательное ядро в городах Азербайджана.
Со временем дети так называемых «почтенных мусульман» также стали обучаться в начальных и средних учебных заведениях, но уже Петербурга и Москвы, что непосредственно приобщало азербайджанскую дворянскую молодежь к русской культуре и просвещению.
Одновременно русские чиновники и представителей других национальностей обучались азербайджанскому языку как «общеупотребительному в Закавказье». В учебных заведениях Тифлиса азербайджанский язык преподавали М. Ф. Ахундов, Мирза Шафи Садыхов, Л. З. Будагов, М. Макаров, И.И. Григорьев и другие. В помощь изучающим азербайджанский язык были созданы учебные пособия, большинство которых были рассмотрены и утверждены в Петербургской академии наук.
В условиях оживления городской жизни, подъема духовной культуры в начале 30-х гг. XIX века в Тифлисе появляются первые образцы периодической печати на азербайджанском языке.
Приобщение передовых людей Азербайджана к русской и европейской культуре повлияло на развитие театра и музыки. Имеются сведения, что в 30 - 40-х гг. XIX века в Шуше и Шемахе устраивались театральные представления и балы по европейскому образцу. Знакомство с русской и европейской музыкой сказалось на исполнительской манере известных в то время азербайджанских певцов. «...Близкое соприкосновение с образованной нацией и европейской музыкой улучшило вкус наших закавказских мусульман»1, - писал востоковед И.Н. Березин, посетивший в то время Азербайджан.
Изменение направления социальной и духовной жизни повлияло на художественную литературу, отражавшую приближение реалистического веяния. Наряду с классическими литературными формами, появляются повести, рассказы, поэмы, социальные сатиры, написанные на злободневные темы. Авторы этих произведений используют в своем творчестве исторические и народно - поэтические мотивы, критикуют отсталые феодальные нравы и обычаи, бичуют отсталость, невежество, пропагандируют идеи просвещения и социального прогресса.
Социальные контрасты эпохи проявились в сатирической литературе. А.К. Бакиханов, М.Ш. Вазех и Ф.Х. Шейда создают сатиры, направленные против ханжества, насилия беков, ханов, мулл. Поэты Баба бек Шакир, Мирза Бахыш Надим, Касум бак Закир пишут произведения, обличающие взяточничество, произвол, волокиту царских чиновников и их местных соумышленников. Ярким образцом реализма в азербайджанской художественной литературе первой половины XIX в. служит знаменитая
1 Цит. по: Азимов, К. А. Ценностный мир человека в религиозно-философской доктрине Зороастризма.- Баку: Знание, 1991. - С. 79.
«Восточная поэма на смерть Пушкина» М.Ф.Ахундова, высветившая мировое значение русской литературы, обличающая самодержавие, защищающая идеи свободомыслия.
Благодаря присоединению к России наступил перелом в духовной культуре Азербайджана. Открылись первые школы современного типа, стали преподаваться светские дисциплины, появились первые ростки периодической печати и народного театра, в литературе и искусстве распространялись реалистические веяния. Разрастаясь постепенно и неуклонно, эти мотивы служили началом непосредственно нового направления в культурной жизни Азербайджана.
Вновь возникшие социокультурные обстоятельства способствовали зарождению в Азербайджане в первой половине Х1Хв. дворянского просветительства. Его представителями были преимущественно дети ханов, крупных феодалов, дворяне, испытавшие на себе влияние русской и европейской культуры, воспринявшие новые формы жизни и быта. Среди них были такие видные общественные деятели, как А.К. Бакиханов, И. Куткашынлы, Мирза Адыгезал бек Карабахский, Мирза Джамал Джаваншир, Джафаркули ага Бакиханов, Искендер бек Гаджинский, Мирза Мухаррам Мариз, Джафаркуги ага Карабахский. Они по-европейски обставляли свои дома, рационализировали свое хозяйство, пропагандировали физиократические воззрения. Бывая в России и Европе, они ознакомились с рождавшимся новым социально-экономическим укладом и тем самым яснее других видели отсталость своей Родины.
Интересно отметить, что научно-философские трактаты создавались на арабском и персидском языках, а литературные и исторические сочинения, проникнутые реалистическим содержанием, писались - на азербайджанском и русском. Политическим идеалом дворянских просветителей была просвещенная монархия. Они ратовали за государство с отечественной армией, финансами, просвещением. Дворянское просветительство по своей сути было элитарным и, конечно, не могло пустить в народном сознании глубокие корни. Не имея опоры в народе, опасаясь массовых движений, встречая сопротивление со стороны консервативных кругов, оно, естественно, возлагало все надежды на сильную, абсолютную власть, которая только и могла бы вывести общество из застойного положения. Это движение отвергло традиционные формы жизни, быта, сознания, требовало учредить в стране европейские общественные институты. В среде дворянских просветителей были довольно широко распространены различные компромиссные теории, религиозный индифферентизм, эклектицизм.
Среди дворянских просветителей Азербайджана первой половины XIX в. самой значительной фигурой был А.К. Бакиханов, воззрения которого типичны для многих других. Он был последним мыслителем азербайджанского средневековья и в то же время первым мыслителем нового времени. В его творчестве обнаруживается непреодолимый дуализм между
тем, что он черпал из современной ему науки и восточной схоластики, которую он изучал с юных лет. Это противоречие и сделало его своеобразной, неповторимой фигурой - оно связывало его, с одной стороны, с русским и европейским просвещением, а с другой - со средневековой культурой и философией Востока.
Русское и европейское влияние пробудило А. К. Бакиханова от схоластического сна, возродило его научные интересы. Он глубоко проникся сознанием своего исторического призвания, отдавал себе отчет в том, что в старые времена лишь происхождение имело цену и только почитание известных стране предков давало право их потомкам на уважение, честь и славу. С изменением условий жизни стали почитаться и уважаться трудолюбие, знание и личное достоинство. «Вникая в дела человеческие, - писал он, - я убедился, что нет ничего прочного на земле, что богатство и власть подвержены потере, что высокое происхождение без личных достоинств в чужой земле остается неизвестным, а в своей причиняет стыд и что одна наука, появившаяся в умственных произведениях, может доставить нам счастье на земле и продлить здесь наше существование после смерти»1.
Под влиянием русской и европейской исторической литературы Нового времени А.К. Бакиханов пропагандирует просветительский взгляд. История, на его взгляд, призвана удовлетворять духовные потребности людей, жаждущих узнать свое прошлое. Она должна воспитывать в людях нравственность, расширять их умственный кругозор, учить правилам жизни и быта. Поэтому историю следует рассматривать как одну из основ образования и воспитания. «История, - пишет А.К. Бакиханов, - знакомит нас со степенью образования народа и нравственности его, с выгодами общежития, и потому надлежит ее считать одною из высших духовных наук»2.
Интерес к прошлому, согласно А.К. Бакиханову, всегда связан с желанием людей лучше разбираться в настоящем, понять причины, возможные последствия происходящих событий, предвидеть направления их развертывания в будущем. Изучение истории вооружает людей умением пользоваться историческим опытом, правильно ориентироваться в обстановке, остерегаться допущенных в прошлом ошибок. История,- пишет он, - «есть безгласный вития, передающий потомству завет предков в надлежащем виде и в подробностях, объясняя причины богатства и бедности, возвышения и упадка, последствия истины и заблуждения. Оно представляет нам будущее в наряде прошедшего. Описываемые ею деяния прошедшего служат руководством будущему»3.
1 Цит. по: Азимов, К. А. Ценностный мир человека в религиозно-философской доктрине Зороастризма.- Баку: Знание, 1991. - С. 79.
2 Там же.- С. 106.
3 Цит. по: Ахмедов, Э.М. А.К. Бакиханов: эпоха, жизнь, деятельность. - Баку: Элм, 1989. - С. 55.
А.К. Бакиханов отдавал себе отчет также в том, что знание отечественной истории способствует развитию национального самосознания и патриотических чувств народов, он постоянно подчеркивал пользу добрососедских отношений между ними. «Изучение истории особенно важно для народа, - писал он, - чью прошедшую жизнь она описывает. Она знакомит его с качествами родной земли, с характером племен, ее населяющих, и выводит результаты из всех взаимных отношений народов, указывая на вред или пользу»1.
А. К. Бакиханов защищал идею сильной и просвещенной монархии, основанной на наследственной власти. Что же касается личности монарха, то он должен, по мнению А. К. Бакиханова, быть человеком высоких достоинств. Он хвалил монархов за личную храбрость, благоразумие, справедливость, просвещенность, за покровительство наукам и искусствам, за умение управлять страной «сообразно с духом времени и народа»2, осуждал за жестокость, фанатизм, слабоволие. Отношение А. К. Бакиханова к просвещенной монархии особенно ощутимо через его оценки царского самодержавия. Для того чтобы завоевать симпатии народов Закавказья царскому самодержавию, по мнению А. К. Бакиханова, следует оберегать их «вероисповедание, права и собственность», содействовать их «благосостоянию», обеспечить занятость населения «полезными и постоянными промыслами», пересечь колониальные злоупотребления. В этих целях необходимо развивать просвещение среди жителей края.
Просветительскими идеями и устремлениями проникнута отчасти и этика А. К. Бакиханова. Нравственное поведение людей он рассматривал не только как унаследованную привычку, но и как продукт воспитания и среды. «Всякий, кто проживает в каком-либо обществе, - писал Бакиханов, -воспримет нравы этого общества, он будет подражать ему, видя в противопоставлении себя обществу вред, а в согласии с ним - соответствующую пользу»3. По мнению А. К. Бакиханова, нравы и поступки людей - это результат разумной регуляции их деятельности.
А. К. Бакиханов выступал против старых, консервативных обычаев и традиций, мешавших воспитанию и образованию молодого поколения. Он требовал, чтобы образование и воспитание начиналось с детского возраста. Так как природа человека особенно восприимчива в юные годы, говорил он, наукам и добродетели следует обучать детей с детства. А.К. Бакиханов отмечал, что знание и опыт украшают человека, дают ему силу и власть. «Приобретение знаний и совершенства, - писал он, - считай дороже всего, ибо все доступно через них... Нет лучшего богатства, чем ум и знание. Ибо (они) всегда с тобой и никто не может отнять (их) у тебя»4.
1 Цит. по: Ахмедов, Э. М. А.К. Бакиханов: эпоха, жизнь, деятельность. - С. 87.
2 Там же.- С. 70.
3 Там же.- С. 107.
4 Там же.- С. 88.
А.К. Бакиханов особо подчеркивал роль труда в воспитании и образовании, считая, что труд есть источник всех физических и духовных благ, он укрепляет силу и здоровье, в нем человек черпает опыт и знание. Основными средствами воспитания людей считал их просвещение и образование.
Однако А. К. Бакиханов не поднялся до понимания роли социальной среды в воспитании людей, не осознал необходимости ее изменения как решающего условия для их перевоспитания. Кроме того, нравственную порочность людей он зачастую связывал с их «врожденной натурой», не обращая должного внимания ее социальной и классовой обусловленности.
Проблески просветительского реализма обнаруживаются в его художественных произведениях, написанных на сюжеты из современной ему действительности. В стихотворениях «Тифлис», «Среди грузин» автор описывает старый Тифлис как большой, шумный город, его многолюдные улицы и базары, «веселые» нравы грузин, стройную осанку, красивые лица грузинок. В стихотворении «Изъявление настроения» он воспевает природу Ширвана, похожую на «райский цветник». В социальной сатире «Обращение к жителям Тебриза» он бичует темноту, отсталость, царившие в то время в Тебризе, нравы, наряды, тунеядство его привилегированных сословий - ханов и мулл. В поэмах «Вознесение мечты» и «Европейское общество», посвященных впечатлениям, полученным от посещения Варшавы, рассказывается об образе жизни и быте высшего европейского общества, о развитой культуре и искусстве европейцев.
Просветительское значение А.К. Бакиханов придавал изучению истории материальной и духовной культуры народов. Он считал, что материальные и литературные памятники во все времена служили и служат мерилом духовного и художественного развития народов. «Дух времени и образования каждого народа, - писал Бакиханов, - отражается всегда в литературе и других памятниках»1.
Будучи горячим патриотом, гордившимся своей родиной, ее богатой и самобытной культурой, он свои сочинения писал не с «претензией на превосходство и славу», а желая служить делу просвещения и образования родного народа. Как крупный общественный деятель своего времени он правильно понял и оценил значение культурного сближения с русским народом.
Список литературы
Азимов, К.А. Азербайджанские мыслители о человеке.- Баку: Язычы, 1986.
Азимов К.А. Проблемы человека и общества в философиях Зороастризма, Древней Греции и средневекового Азербайджана/ ИНИОН.-М., 1987.
Азимов,К.А. Ценностный мир человека в религиозно-философской доктрине Зороастризма.- Баку: Знание, 1991.
1 Цит. по: Ахмедов, Э. М. А.К. Бакиханов: эпоха, жизнь, деятельность. - С. 201.
Ахмедов, Э.М. А.К. Бакиханов: эпоха, жизнь, деятельность. -Баку: Элм, 1989.
Геюшов, З.Б. Философская мысль в Советском Азербайджане. -Баку: Елм, 1979.
Гусейнов, Г.Н. Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XIX века. - Баку: Азернешр, 1958.
Дебрин, А.М. Социально-политические учения нового и новейшего времени.- Т.1-2 .- М.:Наука, 1958-1967.
Мамедов, Н.М., Мамедалиев, C.Ю. Гейдар Алиев и парадигмы азербайджанской культуры /Взаимодействие культур в условиях глобализации. - М., 2009.
Проблемы Просвещения в мировой литературе.- М.:Наука, 1970.
© Мамедов Н.К., 2010
А.В. Лебедев
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ МЕНЕДЖЕРА ТУРИЗМА
ЛЕБЕДЕВ Александр Валерьевич - эксперт экспертного совета по финансовым рискам и экспертного совета по законодательству о банках и банковской деятельности Комитета по финансовому рынку Государственной Думы (e-mail: [email protected])
Аннотация. Рассматриваются проблемы разработки педагогики туризма как целостной системы, а также педагогическая методология планирования карьеры менеджера в сфере туризма.
Ключевые слова: менеджер в сфере туризма, карьера менеджера, педагогика туризма, планирование карьеры, педагогические аспекты планирования карьеры.
Ведущим педагогическим аспектом отечественного профессионального образования в сфере туризма является деятельно-творческая функция, то есть постижение и осознание каждым студентом своего места в мире туризма, развитие личностных, интеллектуальных, культурных и духовно-нравственных качеств как профессионала высокого уровня.
Профессиональное становление менеджера в сфере туризма имеет карьерное измерение. Карьера - это результат осознанной позиции и по-